Степанов С.А. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для ВУЗов и ССУЗов - файл n1.doc

приобрести
Степанов С.А. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для ВУЗов и ССУЗов
скачать (835 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc835kb.19.09.2012 10:24скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЛЭТИ»



ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТИПОВОЙ
МОДЕЛИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ


ДЛЯ ВУЗОВ И ССУЗОВ


Санкт-Петербург

2005 г.
Настоящие Практические рекомендации подготовлены в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования».

Руководитель проекта – С. А. Степанов, к. т. н., доцент, декан факультета экономики и менеджмента, заведующий кафедрой менеджмента и систем качества Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ».

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


вуз

– высшее учебное заведение

ссуз

– среднее специальное учебное заведение (учебное заведение среднего специального профессионального образования)

ОУ

– образовательное учреждение

ОД

– образовательная деятельность

Минобрнауки

– Министерство образования и науки Российской федерации

ФАО

– Федеральное агентство по образованию РФ

Рособрнадзор

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

СК ОУ

– система качества образовательного учреждения

ENQA

– European Network for Quality Assurance in Higher Education (англ.)/ Европейская сеть гарантии качества в высшем образовании

TQM

– Всеобщий менеджмент качества

ВПО

– высшее профессиональное образование

ГОС

– Государственный образовательный стандарт

ОП

– образовательная программа

ISO

– Международная организация по стандартизации (International Standardization Organization)

EFQM

– Европейский фонд менеджмента качества

РК

– Руководство по качеству

ДП

– документированная процедура




ОГЛАВЛЕНИЕ


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3

ОГЛАВЛЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Пример типовой организационно-правовой документации 5

для вузов (ссузов). Методическая инструкция «Общие требования к построению, содержанию, оформлению и утверждению «Положения о структурном подразделении» и «Должностной инструкции» и изменений к ним»……………67 5

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Форма спецификации процесса……………………………….84 5

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Перечень измеряемых показателей и характеристик качества процессов ОУ и результатов его деятельности………………………….91 5

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Рекомендуемая типовая форма документированной процедуры………………………………………………………………………………101 5

ВВЕДЕНИЕ 6

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ. 9

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 9

1.1. Система качества вуза (ссуза) в контексте Болонской декларации 9

1.2. Стандарты и директивы Европейской Ассоциация гарантии качества
в высшем образовании (ENQA), как базовые требования к системе качества
образовательного учреждения 11

1.3. Система качества вуза в контексте общей системы управления вузом 14

1.4. Компетентность как продукт образовательной деятельности 14

1.5. Структура системы качества образовательного учреждения 17

1.6. Область применения системы качества образовательного учреждения 23

2. ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ВУЗА (ССУЗА) 24

3. ТИПОВой РЕЕСТР РАБОЧИХ процессОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 28

4. Перечень рекомендуемых измеряемых характеристик качества основных процессов ОУ и результатов
его деятельности, согласованный
с перечнем показателей государственной аккредитации 33

5. Структура и НАЗНАЧЕНИЕ документации и записей, используемых в СК вуза (ссуза) и его подразделениях 36

6. Типовая структура Руководства по качеству ОУ 40

7. Типовая форма спецификации процесса,
содержащая требования к нему 46

8. ТИПОВАЯ ФОРМА ДОКУМЕНТИРОРВАННОЙ ПРОЦЕДУРЫ.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ 49

ЛИТЕРАТУРА 52

52

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Пример типовой организационно-правовой документации

для вузов (ссузов). Методическая инструкция «Общие требования к построению, содержанию, оформлению и утверждению «Положения о структурном подразделении» и «Должностной инструкции» и изменений к ним»……………67

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Форма спецификации процесса……………………………….84

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Перечень измеряемых показателей и характеристик качества процессов ОУ и результатов его деятельности………………………….91

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Рекомендуемая типовая форма документированной процедуры………………………………………………………………………………101

ВВЕДЕНИЕ


В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).

Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются:

При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям. Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия-работодатели, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать потенциал выпускников ОУ. В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам) которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России, в наступившем веке. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы, становится важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого ОУ, она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества и каждого ОУ.

Государственный контроль и надзор за качеством высшего профессионального и среднего специального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Государственный контроль и надзор за качеством образования осуществляется государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском образовании», постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Минобрнауки, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается не достаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими ОУ.

Как было отмечено ранее, в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов и ссузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель 1.2 эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30.09.2005 г.) или систем управления и контроля качества для ссузов.

По существу оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества или системы гарантий качества в вузе (ссузе), что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию такой системы, которую в дальнейшем будем называть системой качества (СК) образовательного учреждения. Однако сами критерии наличия и эффективности СК ОУ в настоящее время четко не определены, что существенно затрудняет проведение внешней экспертизы при аттестации и государственной аккредитации ОУ.

Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества сводятся к следующему:

  1. Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса [1, 2].

  2. Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран.

  3. Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии ISO 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании.

  4. Построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям.

  5. Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки ОУ на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть — в ОУ, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.

Целью настоящих практических рекомендаций является помочь вузам (ссузам) в выборе типовой модели системы качества образования, наиболее приемлемой для каждого конкретного ОУ. При этом необходимо сохранить принцип вариабельности моделей СК ОУ, при соблюдении основных требований стандартов и директив гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса и использовании большого положительного опыта, накопленного в управлении качеством образования на базе известных моделей систем качества. В связи с этим в основу настоящих практических рекомендаций положены принципы построения СК ОУ, базирующиеся на следующих документах и моделях систем качества образования:

  1. «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе» [3], разработанные Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования.

  2. Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) [4, 5].

  3. Модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

  4. Модель самооценки «Совершенства деятельности вуза», гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и разработанная в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в 2004 г. (доступна на Web-сайте www.tqm.spb.ru).

Принципы, на которых построены упомянутых выше документы и модели имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов ОУ и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента организации.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации