Курсовая работа - Финансирование бюджетных учреждений - файл n1.doc

Курсовая работа - Финансирование бюджетных учреждений
скачать (202 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc202kb.19.09.2012 09:09скачать

n1.doc



Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические основы финансирования бюджетных учреждений

5

1.1. Понятие, сущность бюджетных учреждений и источники их финансирования……………………………………………………………….

5

1.2. Особенности финансирования бюджетных учреждений на современном этапе…………………………………………………………….

8

Глава 2. Анализ финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации……………………………………………………………………..

15

2.1. Анализ финансирования государственного бюджетного учреждения на примере ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»………………………………………………………………………

15

2.2. Проблемы финансирования бюджетных учреждений и пути их преодоления……………………………………………………………………

20

Заключение…………………………………………………………………….

24

Список используемой литературы…………………………………………...

27



Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание бюджетных учреждений.

Развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения.

Бюджетные учреждения являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

Необходимость улучшения модели финансирования бюджетных учреждений связана, прежде всего, с тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов этих учреждений. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых услуг и объемами их финансирования.

Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской бюджетной системы есть резервы, которые можно использовать для повышения эффективности функционирования бюджетных учреждений. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.

Таким образом, проблема эффективности финансирования бюджетных учреждений заслуживает особого внимания при поиске путей модернизации и реформирования бюджетного сектора российской экономики.

Целью работы является анализ современных особенностей финансирования бюджетных учреждений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

Объектом исследования курсовой работы являются бюджетные учреждения.

Предметом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу финансирования бюджетных учреждений.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические основы финансирования бюджетных учреждений

1.1. Понятие, сущность бюджетных учреждений и источники их финансирования

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение может быть создано государством, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами, а также совместно несколькими собственниками. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов.

Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия признаются бюджетными учреждениями.

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов.

Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Как уже отмечалось, бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние разделяются на подгруппы:

Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления.

Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае – и другим заинтересованным лицам).

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).

Так как получение внебюджетных средств, в той или иной степени обусловлено использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях разделяет все целевые средства на следующие подгруппы:

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

1.2. Особенности финансирования бюджетных учреждений на современном этапе

Рассмотрение вопросов финансирования бюджетных учреждений тесно связано с изучением организационной структуры самой бюджетной системы РФ и отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления ­­­­– главными распорядителями средств бюджета.

Организация финансирования бюджетных учреждений определяется следующими факторами:

Принципы и задачи организации финансового обеспечения бюджетных учреждений входят в подсистему управленческой деятельности – финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент включает в себя многообразие взаимосвязанных функций, включая планирование и использование финансовых ресурсов, контроль исполнения и решения текущих и стратегических задач.

Используя технологию финансового менеджмента, администраторы и специалисты определяют задачи, планируют и разрабатывают программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Они имеют дело с разнообразными планами – например образовательной программой образовательного учреждения, программой его развития, планом по привлечению внебюджетных средств.

Каждый из этих планов имеет свою специфику, но все они требуют знаний их финансового обеспечения.

Финансовое управление анализирует имеющиеся ресурсы и определяет стратегию и тактику по их использованию, по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения выбранных направлений деятельности.

Управление финансами включает – финансовое планирование, с такими элементами как бюджетирование и бизнес-планирование; разработку инвестиционной программы; организацию учета и контроля.

В связи с большой актуальностью вопроса особо остановимся на казначейских схемах исполнения бюджета. Их суть заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуги исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению, то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

Определенные трудности возникают из-за необходимости учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.

Статьей 215 Бюджетного Кодекса РФ установлено казначейское исполнение бюджета. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Основная цель системы казначейского исполнения бюджета – введение системы контроля за использованием бюджетных средств, что сводит к минимуму их нецелевое использование. Указанная цель достигается за счет расходования бюджетных средств с единого счета бюджета через систему открытых в казначействе лицевых счетов получателей бюджетных средств. Это позволяет расходовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденными сметами бюджетных учреждений и учитывать все операции, проводимые по лицевым счетам в единой базе данных.

Основанием для расходования бюджетных средств является Закон о бюджете на соответствующий финансовый год.

Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых может осуществляться финансирование:

  1. составление и утверждение бюджетной росписи;

  2. утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им сметы доходов и расходов;

  3. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

  4. подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Целевая обусловленность процедуры санкционирования расходов бюджета заключается в необходимости недопущения финансирования расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным Законом о бюджете.

Финансирование реализуется посредством осуществления казначейством платежей со счета бюджета на счета поставщиков товаров и исполнителей работ (услуг) бюджетных учреждений.

Все операции при казначейском исполнении бюджета осуществляются и учитываются на лицевых счетах. Лицевой счет – регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов. Порядок открытия и ведения лицевых счетов устанавливается органами казначейства.

Так, при открытии лицевого счета получатель бюджетных средств, в нашем случае бюджетное учреждение, должен представить в орган казначейства учредительные документы, карточку с образцами подписей, копию документа о государственной регистрации, заверенную учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию. При открытии лицевого счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности дополнительно представляется разрешение на открытие лицевого счета.

В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства исключительно на:

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Процедуру подтверждения денежных обязательств регламентирует статья 226 Бюджетного Кодекса РФ.

В целях обеспечения целевого расходования бюджетных средств особое внимание органами казначейства уделяется процессу подтверждения денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств. Для этого представляемые получателями бюджетных средств документы проверяются на предмет:

После регистрации бюджетного обязательства казначейство представляет получателю средств информацию о регистрации бюджетных обязательствах.

При внесении изменений в бюджетное обязательство бюджетное учреждение представляет в казначейство документы, служащие основанием для изменения.

В соответствии со статьей 225 БК РФ получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Следовательно, заключение договоров, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, возможно только после утверждения бюджетному учреждению главным распорядителем сметы доходов и расходов, и в пределах объемов утвержденных бюджетных ассигнований в разрезе каждого кода бюджетной классификации расходов.

Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований является недопустимым.

Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.

Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.

Глава 2. Анализ финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации

2.1. Анализ финансирования государственного бюджетного учреждения на примере ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

Проведем анализ финансирования деятельности государственного бюджетного учреждения на примере ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг.

Стоит отметить, что объектами анализа финансирования деятельности бюджетного учреждения в системе образования являются следующие показатели:

Деятельность ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» осуществляется на основе смешанного финансирования. Основная часть средств на покрытие расходов колледжа поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, и вторая, не менее значимая – из внебюджетных источников, основным из которых является плата за оказание образовательных услуг. В таблице 1 отражены основные показатели по финансированию колледжа за 2009 –2011гг.

Таблица 1. Основные показатели финансирования деятельности ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг., руб.

Наименование / Год

2009

2010

2011

Относительное отклонение к 2009

Доходы, в том числе:

53 891 873

54 007 727

53 355 595

-1,00%

бюджетные

30 460 624

29 458 760

28 369 470

-6,87%

внебюджетные

23 431 249

24 548 967

24 986 125

6,64%

Расходы

47 880 335

49 487 350

49 216 451

2,79%

Остатки средств на конец финансового года

6 011 538

4 520 377

4 139 144

-31,15%

Как видно из таблицы 1 суммарный объем финансовых средств, поступивших на обеспечение деятельности колледжа, за 2009-2011гг. уменьшился на 1%, основной причиной наблюдаемого сокращения послужило уменьшение бюджетных ассигнований, так за наблюдаемый период они уменьшились на 6,87%. Доходы от внебюджетного финансирования наоборот выросли на 6,64% и составили в 2011 году 24 986 125 рублей.

По данным таблицы также следует, что расходы колледжа возросли за последние три года на 2,79% и составили в 2011 году 49 216 451 руб.

Уменьшились также и остатки финансовых средств на конец финансового года, за наблюдаемый период сокращение составило 31,15%.

В таблице 2 представлена структура внебюджетных источников финансирования деятельности колледжа.

Таблица 2. Структура внебюджетных источников финансирования деятельности ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг., руб.

Наименование / Год

2009

2010

2011

Удельный вес

Относительное отклонение к 2009

Платное обучение

18 065 493

18 594 664

18 832 042

75,7%

4,2%

Благотворительные пожертвования

1 233 146

1 827 150

1 881 455

7,5%

52,6%

Прочие

4 132 610

4 127 153

4 272 627

16,8%

3,4%

Всего

23 431 249

24 548 967

24 986 125

100%

6,6%

Из таблицы 2 следует, что основным внебюджетным источником финансирования колледжа является предоставление платных образовательных услуг, их удельный вес в структуре всех внебюджетных источников в 2011 году составил 75,7%, за наблюдаемый период объем данного источника финансирования вырос на 4,2%.

Вторым по значимости внебюджетным источником является статья «Прочее», под которой подразумевается предпринимательская деятельность столовой колледжа, ее удельный вес в общей структуре внебюджетных источников в 2011 году составил 16,8%, за наблюдаемы период доходы по данному источнику возросли на 3,4%.

Как показано в таблице одним из внебюджетных источников финансирования деятельности колледжа являются благотворительные пожертвования, их удельный вес в 2011 году составил 7,5%. За 2009-2011гг. объем благотворительных пожертвований, направленных на софинансирование деятельности ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» возрос на 52,6% и составил в 2011 году 1 881 455 рублей.

В таблице 3 представлена бюджетная смета колледжа за 2009-2011гг., по которой можно определить основные направления расходования средств, финансирование которых осуществляется из бюджета Самарской области.

Таблица 3. Бюджетная смета ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2009-2011гг., руб.

Наименование направлений расходования средств областного бюджета

Лимиты бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год

Удельный вес

Относительное отклонение к 2009

2009

2010

2011

Заработная плата

19 008 000

19 443 000

19 893 000

70,12%

4,7%

Услуги связи

50 000

52 000

55 000

0,19%

10,0%

Коммунальные услуги

1 046 000

1 073 000

1 057 000

3,73%

1,1%

Работы и услуги по содержанию имущества

256 000

224 000

245 000

0,86%

- 4,3%

Прочие работы и услуги

68 000

59 000

53 000

0,19%

- 22,1%

Пособия по социальной помощи населению (стипендии)

249 0000

248 0000

254 3000

8,96%

2,1%

Прочие расходы

7 543 000

6 127 000

4 523 900

15,95%

- 40,0%

Всего

30 461 000

29 458 000

28 369 900

100%

- 6,9%

Как показано в таблице 3 основной объем бюджетных средств, предназначенных для финансирования деятельности колледжа, направлен на выплату заработной платы, его удельный вес в общей структуре в 2011 году составил 70,12%. Также можно увидеть, что лимиты бюджетных расходов по выплатам заработной платы за последние три года выросли на 4,7% и составили в 2011 году 19 893 000 рублей. Значительная доля расходов на выплаты заработной платы характерна для всех бюджетных учреждений.

Второй по величине статьей являются прочие расходы, их удельный вес в 2011 году составил 15,95%, однако стоит отметить, что за последние три года данное направление расходование бюджетных средств сократилось на 40,0%, это связано с совершенствованием механизмов бюджетного планирования.

Удельный вес пособий по социальным выплатам населению (стипендий) в 2011 году составил 8,96% всех расходных обязательств, за наблюдаемый период суммарный объем социальных выплат (стипендий) возрос на 2,1%.

Значительным по объемам расходования бюджетных средств является и направление по уплате коммунальных услуг, его удельный вес в 2011 году составил 3,73%, за 2009-2011гг. объем средств, предназначенных для финансирования этого направления, вырос на 1,1%, лимит расходования в 2011 году составил 1 057 000 рублей.

В таблице 4 отображены показатели исполнения финансирования деятельности колледжа в 2011 году, анализ которых позволит определить эффективность использования бюджетных средств.

Таблица 4. Сметные назначения и финансирование ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» за 2011г., руб.

Наименование статьи

Утверждено по смете на год

Профинансировано за год

Процент исполнения финансирования

Заработная плата

19893000

19892801,07

99,99%

Услуги связи

55000

54945

99,90%

Коммунальные услуги

1057000

1035860

98,00%

Работы и услуги по содержанию имущества

245000

242550

99,00%

Прочие работы и услуги

53000

51940

98,00%

Пособия по социальной помощи населению (степендии)

2543000

2441280

96,00%

Прочие расходы

4 523 900

4297705

95,00%

Всего

28 369 900

28017081

100,00%

Из таблицы 4 следует, что суммы финансирования деятельности колледжа за 2011 не сильно отличаются от сметных показателей, наибольшая степень исполнения наблюдается по следующим расходным направлениям: заработная плата – 99,99%; услуги связи – 99,90%; работы и услуги по содержанию имущества – 99,00%; наименьший процент исполнения наблюдается по статье «прочие расходы» – 95,00%.

В связи с новым порядком финансирования через казначейство суммы в графе «Профинансировано за год» отражают не средства на счете учреждения, а средства, перечисленные со счета в казначействе на покрытие расходов ГОУ. Соответственно, так как на покрытие расходов колледжа были перечислены приблизительно такие суммы, какие указаны в смете, то смета отражает реальную потребность в средствах.

В целом после перехода на казначейскую систему роль анализа бюджетного финансирования несколько снизился в силу того, что значительно сократилась самостоятельность учреждения при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования.

В условиях развития рыночных отношений и сокращения государственного финансирования бюджетные учреждения вынуждены вести поиск дополнительных источников доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности.

Анализируя систему финансирования ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» можно сделать вывод, что основную долю в общей структуре финансирования занимают бюджетные ассигнования полученные колледжем из бюджета Самарской области. Однако этих средств не хватает на полное финансовое обеспечение деятельности колледжа, а главное на капитальные вложения для его развития. Поэтому ГОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» на сегодняшний день ведет работу по привлечению внебюджетных источников финансирования, главным из которых является оказание платных образовательных услуг и осуществление другой предпринимательской деятельности (например, содержание столовой в колледже), направленной на достижение поставленных перед учреждением целей.

2.2. Проблемы финансирования бюджетных учреждений и пути их преодоления

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования бюджетных учреждений становится снижение уровня их материально-технического обеспечения, низкий уровень оплаты кадрового состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных специалистов, работающих в бюджетной сфере. Все это ведет к снижению качества оказания государственных и муниципальных услуг в социальной сфере. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию Российской Федерации, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в области финансирования бюджетных учреждений.

Существенное недофинансирование бюджетных учреждений во многом объясняется следующими факторами.

Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования бюджетного сектора по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.

Во-вторых, при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в бюджетных учреждениях:

– установление минимальной заработной платы;

– регулирование оплаты труда относительно бюджетных отраслей;

– территориальное и налоговое регулирование заработной платы.

В-третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами бюджетным учреждениям необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у бюджетных учреждений устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждений, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. Недостаток бюджетного финансирования покрывается внебюджетными средствами, получаемыми преимущественно за счет:

В последнее время обсуждается вопрос о необходимости решения на законодательном уровне вопроса участия негосударственных предприятий и организаций, физических лиц в учредительстве бюджетных учреждений при гарантиях сохранения их целостности и профиля деятельности, что могло бы значительно уменьшить расходы бюджета на содержание этих учреждений.

Несмотря на некоторое улучшение ситуации, бюджетные учреждения Российской Федерации все же функционируют в условиях постоянного недофинансирования.

Требуется интенсивное увеличение объемов бюджетного финансирования бюджетной отрасли. Оживление в национальной экономике, рост занятости среди экономически активного населения, высокие цены на нефть на мировом рынке, профицит государственного бюджета, наличие золотовалютного резерва и стабилизационного фонда позволяют инвестировать больше средств в бюджетные учреждения, в частности в образовательные. Однако простое «вливание» денежных средств может оказаться мало эффективным.

Необходимо активнее использовать целевое финансирование, ориентированное на реализацию определенных программ развития бюджетного сектора экономики. В этом случае деньги будут в большей степени расходоваться по назначению и в меньшей степени оседать в карманах недобросовестных чиновников.

Таким образом, основная проблема финансирования бюджетных учреждений состоит в том, что финансовые ресурсы, призванные обеспечить деятельность бюджетных учреждений, используются не по нуждам учреждения, а по тем статьям, которые утверждает вышестоящая организация, к тому же государственные и муниципальные закупки проходят по завышенной цене. Денежные средства в результате этого расходуются не эффективно, нанося ущерб государственному бюджету и не способствуя улучшению положения бюджетного учреждения.

В целях соблюдения всех гарантий государства в сфере финансового обеспечения социальной сферы необходима постоянная корректировка модели его многоканального финансирования при сохранении приоритетности бюджетных ассигнований.

Следует сказать, что рост бюджетных расходов должен сопровождаться выработкой четких критериев оценки эффективности бюджетных затрат, а также развитием финансовых инструментов, которые позволили бы в новой ситуации обеспечить доступность государственных и муниципальных услуг для различных групп населения.

Результативность деятельности бюджетных учреждений следует оценивать исходя из степени достижения поставленных целей. В бюджетных учреждениях для учета данного критерия требуется, чтобы финансирование покрывало затраты ресурсов, необходимые для обеспечения соответствующего качества государственных услуг, зафиксированного в государственных стандартах. Таким образом, для достижения результативности деятельности бюджетного учреждения органы государственного управления должны совершенствовать технологии предоставления государственных и муниципальных социальных услуг и стремиться увязать использование этих технологий с размерами финансовых ресурсов.

Для определения эффективности деятельности бюджетного учреждения недостаточно знать, что результат получен. Важно дать оценку эффективности полученного результата. Оценка эффективности предполагает по своей сути наличие базы сравнимых экономических показателей (плановых показателей с фактическими, одного учреждения с другим и т.п.), а так же регламентированной базы формирования затратности единицы продукции, работ (услуг).

Экономическая эффективность бюджетных учреждений должна достигаться благодаря умелому управлению затратами с целью получения максимального результата. Данный критерий при финансировании должен использоваться при формировании бюджетной сметы расходов бюджетного учреждения и стимулировать руководителей к повышению эффективности использования ресурсов.

Заключение

Резюмируя изложенный материал, отметим ключевые положения рассматриваемой темы.

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

На сегодняшний день финансирование бюджетных учреждений в РФ осуществляется через казначейские схемы исполнения бюджета. Их суть заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуги исполнителям работ. Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению, то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

Анализ финансирования бюджетных учреждений показал, что основную долю в общей структуре их финансирования занимают бюджетные ассигнования, полученные из соответствующих бюджетов бюджетной системы. Однако этих средств не хватает на полное финансовое обеспечение деятельности учреждений, а главное на капитальные вложения для их развития. Поэтому актуальной на сегодняшний день становится задача по привлечению внебюджетных источников финансирования, главным из которых является оказание платных услуг и осуществление другой предпринимательской деятельности, направленной на достижение поставленных перед учреждением целей.

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования бюджетных учреждений становится снижение уровня их материально-технического обеспечения, низкий уровень оплаты кадрового состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных специалистов, работающих в бюджетной сфере. Все это ведет к снижению качества оказания государственных и муниципальных услуг в социальной сфере. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в области финансирования бюджетных учреждений.

В связи с этим, требуется интенсивное увеличение объемов бюджетного финансирования бюджетной отрасли, при этом рост бюджетных расходов должен сопровождаться выработкой четких критериев оценки эффективности бюджетных затрат, а также развитием финансовых инструментов, которые позволили бы в новой ситуации обеспечить доступность государственных и муниципальных услуг для различных групп населения.

Результативность деятельности бюджетных учреждений следует оценивать исходя из степени достижения поставленных целей. В бюджетных учреждениях для учета данного критерия требуется, чтобы финансирование покрывало затраты ресурсов, необходимые для обеспечения соответствующего качества государственных услуг, зафиксированного в государственных стандартах.

Таким образом, для достижения результативности деятельности бюджетного учреждения органы государственного управления должны совершенствовать технологии предоставления государственных и муниципальных социальных услуг и стремиться увязать использование этих технологий с размерами финансовых ресурсов.

Экономическая эффективность бюджетных учреждений должна достигаться благодаря умелому управлению затратами с целью получения максимального результата. Данный критерий при финансировании должен использоваться при формировании бюджетной сметы расходов бюджетного учреждения и стимулировать руководителей к повышению эффективности использования ресурсов.


Список используемой литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 27.05.2011).

  2. Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru

  3. Александров И. М. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник М.: «Дашков и К°», 2009.

  4. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации. – М.: «ИНФРА-М», 2009.

  5. Булаев Н.И. Финансы бюджетных учрежедний // Экономические и социальные проблемы России. 2011. № 5.

  6. Журнал "Финансовый справочник бюджетной организации" № 9, 2010 года.

  7. Левицкий М. Учет доходов бюджетных учреждений. // Финансовая газета. Региональный выпуск, N 8, октябрь 2010 г.

  8. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009.

  9. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: «Дашков и Ко», 2010. 

  10. Озерова Н.Б. Финансовый мониторинг бюджетной сферы // Финансовое управление: практика и анализ – 2010.

  11. Панков Д.А.. Головкова Е.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие – 4-е изд. – М.: Кнорус, 2011.

  12. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. – М., 2010.

  13. Русинская А.Г. Анализ процесса реформирования бюджетного финансирования // Вестник Брянского государственного университета, 2011, №3.

  14. Самсонова О.В. Проблемы финансирования бюджетных учреждений // Экономические и социальные проблемы России. 2010. № 3.

  15. Солянникова С.П. Мониторинг как инструмент управления расходами бюджетных учреждений // Вестник Финансовой академии при Правительстве РФ, №5, 2009.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации