Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации - файл n1.doc

приобрести
Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации
скачать (2842.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2843kb.19.09.2012 09:03скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


А.Г. Киселёв_____________________________________________________________________________
Теория

и практика

массовой

информации


Допущено УМО вузов Российской Федерации

по образованию в области международных отношений

в качестве учебника для студентов

вузов, обучающихся по направлению

подготовки (специальности) «Связи с общественностью»
КНОРУС

МОСКВА

2009


УДК 340.6(075.8) ББК 67.5я73

К44


Рецензенты:

О.В. Гаман-Голутвина, проф. кафедры политической теории МГИМО(У) МИД РФ, д-р полит. наук,

Т.Г. Добросклонская, проф. факультета иностранных языков и регио­новедения МГУ им. М.В. Ломоносова, д-р фил ал. наук,

П.Н. Киричёк, заместитель заведующего кафедрой информационной политики Российской академии государственной службы при Прези­денте РФ, д-р соц. наук, проф.,

А.Н. Чумиков, генеральный директор 3АО «Международный пресс-­клуб. Чумиков PR и консалтинг» (МПК), д-р полит. наук, проф.




Киселёв А.Г.

К44 Теория и практика массовой информации: учебник /

АГ. Киселёв. - М. : КНОРУС, 2009. - 432 с.

ISBN 978-5-390-00187-5

Предлагаемый учебник для студентов 3-го курса составлен в со­ответствии с основными требованиями к обязательному минимуму со­держания и уровню ПОДГОТОВКИ дипломированного специалиста по цик­лу «Дисциплины специализации» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью».

Для студентов всех форм обучения по специальности 030602.65 "Связи с общественностью», аспирантов, преподавателей кафедры связей с общественностью, а также работающих в информационных и рекламных агентствах, на радио и телевидении.


УДК 340.6(075.8)

ББК 67.5.я73

© Киселев А.Г., 2009

© ЗАО «МЦФЭР», 2009


ISBN978-5-390-00187 -5
© ЗАО «КноРус», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................................................9

Часть I


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Отечественное радиовещание

в формировании информационного общества

Теория и практика радиожурналистики

Глава 1. Развитие радиовещания


1.1. Из истории становления отечественного радиовещания…….12

1.2. Многообразие техники радиовещания

и особенности ее применения…………………………………18

1.3. Специфика радиокоммуникации и ее

формообразующие и выразительные средства……………….21

1.3.1. Звучащее слово…………………………………….……...24

1.3.2. Музыка…………………………………………………….27

1.3.3. Шумы……………………………………………………...29

1.3.4. Монтаж…………………………………………………….30

1.4. Основные функции радиовещания……………………………33

1.4.1. Информационные функции...............................................34

1.4.2. Функции, обеспечивающие

социальное управление обществом...........................................36

1.4.3. Культурно-просветительские функции………………....42

Глава 2. Своеобразие радиожанров………………………………46

2.1. Радиожанр как итог

творческой работы журналиста……………………………..46

2.2. Информационные жанры радиожурналистики……………..51


и его неотъемлемые компоненты………………………………..12
4____________________________________________________А.Г.Киселев
Новости на радио……………………………………………………………52

2.3. Аналитические жанры радиожурналистики……………………….56

Радиобеседа………………………………………………………….60

2.4. Документально-художественные жанры радиожурналистики.......64

Радиокомпозиция…………………………………………………….68
Глава 3. Лекции по основам методики работы

радиожурналиста

(для дополнительного изучения)……………………………..73

3.1. Система жанров радиожурналистики………………………………73

3.2. Предварительная подготовка к эфиру…………………………........80

3.3. Общение в работе радиожурналиста……………………………......85

3.4. Репортер в прямом эфире………………………………………........91

3.5. Отечественное радиовещание

в условиях рынка (1991-2007 гг.)………………………………………..96

Раздел II. Ocновы российского телевидения

в период вхождения в информационное общество
Глава 4. Телевидение как величайшее достижение

прогресса…………………………………………………………110

4.1. Из истории развития. электронных СМИ………………………….110

4.2. Кабельное телевидение…………………………………………….115

4.3. Спутниковое телевидение………………………………………….116

4.4. Современное «Стрим-ТВ»…………………………………………117

4.5. Правовые нормы тележурналистики………………………………121

4.6. Этические принципы тележурналистики ………………………...129

4.7. Специфика телевидения……………………………………………138
Глава 5. Слагаемые мастерства

телевизионного эфира…………………………..…………….145

5.1. Язык экрана. Механизм телепередачи……………………………145

5.2. Телевизионный сценарий и его виды……………………………..152

5.3. Заявка и телесценарий……………………………………………..156

5.4. Технологии создания

телевизионного сценария…………………………………………….161


Теория и практика массовой информации_____________________________5
5.5. Жанры телевизионной журналистики………………………….…169

5.5.1. Информационные жанры телевидения

(информационное сообщение (видеосюжет))..……………...........171

5.5.2. Жанры аналитической публицистики

(комментарий и обозрение)……………………………..................173

5.5.3. Жанры художественной публицистики……………...........175


Глава 6. Лекции по методике работы тележурналиста

(для дополнительного изучения).............................................180

6.1. Становление информационно-пропагандистской системы

телевещания в СССР………………………………………………180

6.1.1. Роль технических особенностей распространения

телесигнала в метровом диапазоне в организации

отечественного телевидения……………………………………...180

6.1.2. Создание единой системы отечественного

телевещания………………………………………………………...183

6.1.3. Формы обмена телеинформацией

между различными телеорганизациями…………………………..187

6.2. Телевизионный прожектор перестройки

(1985-1991 гг.)………………………………………………191

6.2.1. Обоснование необходимости осваивания новых

тематических «ниш» отечественной журналистики в годы

перестройки……………………………………………………........191

6.2.2. Реорганизация системы отечественного телевидения

в конце 1980 - начале 1990 гг.…………………………...…….......201

6.3. Телевидение переходного периода (1991-2001 гг.)………….......208

6.3.1. Реструктуризация телевизионных компаний,

децентрализация и демонополизация системы

отечественного телевидения ………………………..208

6.3.2. Создание продюсерских фирм

и последствия их политики ………………………..215

6.3.3. Классификация современной системы российского

телевидения…………………………………………………………229

6.3.4. Пути и последствия «передела» телевизионной

собственности...................................................................................231

6.4. Место телевидения в системе средств массовой

коммуникации………………………………………………….......243

6.4.1. Телевидение и радиовещание………………………………245


6.4.2. Телевидение и театр………………………..........................250

6.4.3. Телевидение и кино………………………………………..255

6.5. Основы режиссуры прямого эфира……………………………..260

6.6. Соотношение изображения и слова…………………………….266
6______________________________________________________А.Г.Киселев


Глава 7. СМИ в рыночных условиях………………………………..271

7.1. Интернет и электронные информационно-поисковые

системы…………………………………………………………….271

Глобальная сеть Интернет:

от общего к частному (из истории)

Компьютерные сети……………………………………………….273

WWW…………………………………………………………………….274

Е- mail (Electronic mail - Электронная почта)…………………..274

Usenet (Рассылка новостей)………………………………….......275

IP–телефония……………………………………………………...275

Интернет-сайты: виды и функции……………………………….276

Автоматизированные электронные

информационно-поисковые системы

(понятие поисковых систем)……………......................................278

Журналистика и Интернет

(сетевые газеты и публикации)…………………………………..279

Media List…………………………………………………………..280

Netmedia……………………………………………………….......280

NewsLink…………………………………………………………..280

On-line News………………………………………………………280

Сетевые информационные источники

и службы…………………………………………..........................281

7.2. Информационные агентства

и Интернет в системе социальных связей……………………….283

7.2.1. Интернет в системе социальных связей………………...284

7.2.2. Информационные агентства

в системе социальных связей……………………………..........285




Раздел III. Рынок сpeдcтв массовой информации:

состояние, направления, nepcneктивы



Теория и практика массовой информации_____________________________7
Глава 8. Экономика журналистики………………………………………..289

8.1. Маркетинг как инструмент в рыночном поведении

средств массовой .информации………………………………...289

8.1.1. Маркетинг в СМИ………………………………………...290

8.1.2. Маркетинговые службы в СМИ………………………….291

8.1.3. Перспективы развития маркетинга в СМИ……………..293

8.2. Реклама как вид журналистики………………………………..295

8.2.1.Журналист в рекламном бизнесе……………………….296

8.2.2. Коммерческая телереклама………………………...……298

8.2.3. Политическая реклама…………………………………...303


Глава 9. Лекции по методике работы журналиста

со СМИ в рыночных условиях

(для дополнительного изучения)……………..............................308

9.1. Интернет в жизнедеятельности современного общества

(социологический анализ)………………………………………308

9.2. СМИ российского Интернета …………………………….318

9.3. Журналист в условиях рынка …………………………….325

9.3.1. Самоуправление журналиста…………………………….326

9.3.2. Потенциал творческой личности сотрудника СМИ……329

9.3.3. Самомаркетинг как условие становления журналиста………………………………………………………….333




ЧАСТЬ II

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ОПД.Ф.09.Теория и практика массовой информации……………………….340

Распределение часов курса

«Теория и практика массовой информации»

По годам обучения………………………………………………………...342

Примерные вопросы к зачету

(V семестр)……………………………………………………………………...342

Билеты к итоговому экзамену по специальности

«Теория и практика массовой информации»

(1 – 2 курса)……………………………………………………………………..344

8______________________________________________________А.Г.Киселев

Программа курса

«Теория и практика массовой информации»……………………354

Литература…………………………………………………………………….362

Глоссарий..........................................................................................................374


П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1

Хартия телерадиовещателей…………………………………………..401

Приложение 2

Меморандум руководства «Радио свобода»

от 19 января 1971 г.………………………………………………….....406

Приложение 3

Основные даты развития радиотехники…………………………………408

Приложение 4

Становление технической базы радиожурналистики

в СССР………………………………………………………………….414

Приложение 5

Становление регулярного вещания в России…………………………….414



Приложение 6

Отечественная радиопресса………………………………………………415

Приложение 7

История отечественного телевидения……………………………………416

Приложение 8

Примерный сценарий типового короткометражного

музыкального радиорассказа…………………………………………………420

Приложение 9

Примерный сценарий типового

сатирического киносюжета………………………………………….........422

Приложение 10

Примерный сценарий типового

короткометражного киносюжета

«Музей мотоциклов» на телевидении…………………………………..424

Приложение 11

Примерный план сценария телевыпуска новостей

на телевидении…………………………………………..………………...426

Приложение 12

Методика общей подготовки и выступления

на телевидении……………………………………………………………..429


ВВЕДЕIIИЕ


Предлагаемый учебник «Теория и практика массовой информации», предназначенный для студентов 3-го курса всех форм обучения по специальности 030602.65 «Связи с общественностью», является завершающим из серии учебников этой дисциплины. Он состоит из двух частей: «Содержание курса» и «Учебно-методическое обеспечение курса». Курс рассчитан на плановые 74 часа, из которых 38 - лекции, 36 - семинарские занятия. В зимний семестр предполагается сдача зачета, а в весенний семестр ­сдача итогового экзамена (за три года обучения).

Настоящий учебник составлен с учетом базовых направле­ний, намеченных ГОСТ ОПДФ.О9. «Теория и практика массовой информации» третьего года обучения.

В основу данного учебника положено изучение основных

теоретических положений науки о радио-телевизионной жур­налистике, Интернете, маркетинге и рекламе в пределах требований программы. Автор не ставил перед собой цель всестороннего и углубленного рассмотрения этой проблемы, поскольку, с одной стороны, подобная постановка вопроса уместна лишь для специализированных факультетов, («журналистики», «телевидения и радио» и т.п., где готовят профессионалов отрасли). Но, с другой стороны, без изучения теле-радиопроблематики не может быть и дисциплины «Теория и практика массовой информации» как таковой, как не может быть и «Связей с общественностью» без «Теории и практики массовой информации».

Ведь связи с общественностью в России на современном этапе развития представляют собой не просто форму коммуникативного управления, а регулирование управлением масс-медийного процесса. Иными словами, по своей социально-коммуникативной природе они не просто взаимосвязаны и взаимозависимы, они составляют базовую основу для подготовки квалифицированного специалиста по связям с общественностью.


308

333

10______________________________________________________А.Г.Киселев
Предлагаемое издание предполагает достаточное рассмотрение теории и практики отечественного радиовещания и телевидения, Интернета, маркетинга СМИ и рекламы. Отдельное место отводится роли электронных СМИ в период вхождения в информационное общество. Рассматриваются особенности РВ и ТВ, их жанровое своеобразие, этические принципы, а также технологии телерадиомастерства. Очевидно, что дипломирован­ный специалист по связям с общественностью - это специалист, хорошо владеющий русским языком и литературой, тех­нологиями создания материала, журналистикой: и не только газетно-журнальной, но и радиотелевизионной. А если иметь в виду и другие знания, получаемые студентами за пятилетний срок обучения, в итоге получается всесторонне образованный, уникальный специалист, которому PR будет всегда по плечу.

В соответствии с требованиями ГОСТа учебник также со­держит необходимые знания о современном состоянии, направ­лениях и перспективах рынка средств массовой информации. В достаточном объеме представлены материалы о путях эконо­мической выживаемости СМИ, маркетинге и менеджменте средств массовой информации, рекламе. В учебнике после каж­дого параграфа приводятся контрольные вопросы и домашние задания, а также дается распределение часов курса «Теория и практика массовой информации» по годам обучения, примерные вопросы к зачету и билеты к итоговому экзамену.

Целью данного учебника как преподавания дисциплины «Теория и практика массовой информации» на завершающем 3-м курсе является обучение студентов методике эффективной деятельности в массово-коммуникативной cpедe. А также по­мощь в овладении ими знаний основ радио- и телевидения, ры­ночных отношений СМИ, правовой и этической культуры.

Разработка предлагаемого учебника является одной из пер­вых научно обоснованных и учебно-методических попыток в изу­чении дисциплины «Теория и практика массовой информации» - системе высшего образования Российской Федерации.

Учебник написан на основе многолетнего личного автор­ского опыта работы в СМИ, в частности - на радио и телеви­дении. Вместе с тем следует отметить, что отдельные фрагменты некоторых разделов содержат частично заимствованную

Теория и практика массовой информации_____________________________11


информацию, что совершенно естественно при реализации столь

объемного и многоплановового замысла.

Надеюсь, что эта работа послужит дальнейшему совершенствованию преподаваемого предмета, станет одним из основных элементов в системе развития знаний дисциплины «Те­ория и практика массовой информации», являющейся основой специальности «Связи с общественностью».

А.Г. Киселёв,

доктор социологических наук, профессор,

академик Международной педагогической академии,

академик Академии литературы,

главный редактор журнала «Президентский контроль»

Администрации Президента, Российской Федерации


Ч А С Т Ь I

С О Д Е Р Ж А Н И Е К У Р С А
Раздел I

Отечественное радиовещание

в формировании информационного

общества. Теория и практика

радиожурналистики
Глава I

Развитие радиовещания

и его неотъемлемые компоненты


Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. Вопрос о конкретной дате начала массового вещания в России имеет неоднозначные мнения. Выделим наиболее до­стоверные из них.

Первые радиотелефонные передачи, обращенные к массо­вой аудитории, состоялись весной 1921 г. Их осуществили ин­женеры Казанской базы радиоформирований. Был сконструиро­ван усилитель, благодаря которому разговор по телефону мож­но было передавать через рупор наподобие грамофонной тру­бы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 г., и через передавались тексты газетных статей. Эта информация быстро разнеслась по стране. И уже 7 мая московские газеты напечатали об этом событии информацию РОСТА (Российского телеграфного агентства). Казанский опыт быстро переняли Москва и Петроград.

С 28 мая па 1 июня 1921 г. громкоговорящая радиотелефон­ная установка была испытана в Москве (на балконе здания Мосcоветa). А 17 июня передачи Центральной радиотелефонной стан-


1.1. Из истории становления отечественного радиовещания

Теория и практика массовой информации_____________________________13
ции начали транслировать на шести площадях Москвы. Их со­держание составляли телеграммы РОСТА, материалы газет, а также лекции и доклады.

Однако следует отметить, что регулярные передачи мос­ковской Сокольнической радиостанции имени АС. Попова нача­лись 12 октября 1924 г. 23 ноября того же года началось еже­дневное вещание радиопрограмм станции имени Коминтерна.

Существуют два спорных мнения по поводу радиоизобре­тателей. Первооткрыватели А.С. Попов из России и Г. Маркони из Италии на самом деле и не предполагали что выйдет из изобретения, поскольку они сконструировали средства связи, а не средство массовой информации и культуры. Однако их ве­ликое открытие неоспоримо. И все же кто из них был первым?

25 апреля (7 мая) 1895 г. русский ученый АС. Попов выступил с научным докладам и демонстрацией прибора, который был назван «громкоговорителем» и выразил надежду его при­менении для передачи сигнала на расстоянии без проводов. Уже в марте 1896 г . он продемонстрировал свое открытие на практи­ке, передав на расстояние 250 Азбукой Морзе первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: «Генрих Герц» (имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения А. Попова).

Суть спора о первенстве изобретения в основном в том, что АС. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал - его изобретение засекретили. А в этом же году итальянский ученый Гульельмо Маркони получил па­тент от английского правительства на такое же изобретение. Изучение исторических обстоятельств и документов дает осно­вание поддержать мысль об автономности исследований уче­ных.

К сожалению, в России изобретение Попова в течение дли­тельного времени использовалось главным образам в военных це­лях, тогда как Маркони привлекло к радиотелеграфии внимание широких деловых, кругов, благодаря чему он получил хорошие материальные возможности для развития. Так, в 1901 г. Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. А в 1909 г. за свои достижения он был удостоен нобелевской премии.

В истории радиовещания заслуживают внимания и опыты телефонии - системы передачи человеческой речи по прово-

14_____________________________________________________А.Г.Киселев
дам. Так, с помощью изобретения американского профессора Александра Белла телефонный аппарат использовался для экс­периментальных попыток передачи с его помощью спектаклей прямо со сцены театра.

Что же касается собственно радио, то голос человека по радио России прозвучал впервые лишь в 1919 г. - это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, который услышали в Москве и Петрограде.

Между тем в качестве технического коммуникационного просветительско-пропагандистского канала радио заявило о себе еще на стадии «точек и тире» Морзе. Важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве было не автономным СМИ, а составлял звено информационно-пропагандистской цепочки. Так, в 1914-1917 гг., из Зимнего дворца передавались важнейшие сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства. По той же схеме после революционных событий распространялись отдельные постановления и декреты Совет­ского правительства.

Экспериментальное массовое вещание в России начина­лось с радиоконцертов, постепенно приобретая политическую направленность, которая была вызвана необходимостью на тот период. Так, в 1921 г. массовое печатное издание «Известия ЦИК и ВЦИК» выходило малым тиражом всего 350 тыс. экземп­ляров на страну. Это было вызвано отсутствием денежных средств, недостатком и дороговизной бумаги, чрезмерностью типографских расходов и с другой стороны - развал эконо­мики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего - поголовная неграмотность двух правящих классов - рабочих и крестьян, которые, тем не ме­нее, должны были управлять государством. Поэтому рост поли­тического самосознания невозможен был без хорошо отлажен­ной информированности самих масс.

В этих условиях радио играло важнейшую роль. Оно не просто дополняло прессу, но и выполняло своеобразную фун­кцию замещения ее обязанностей в системе информации. «Вся Россия будет слушать газету, читаемую в Москве», - объявил вождь пролетариата В.И. Ленин. Таким образом, радио стало основным видом информации благодаря задачам социально-по­литических и экономических условий страны.


Теория и практика массовой информации_____________________________15
Между тем взрыв любительства давал свои плоды. В раз­ных уголках страны были установлены радиоприемники, изго­товленные кустарным способом. В этой ситуации Совнарком принял два постановления, чрезвычайно важных для разви­тия отечественного радиовещания (4 июля 1923 г.) - Декрет о радиостанциях специального назначения и 28 июля. 1924 г. ­Секрет СНК СССР, которым разрешалось иметь радиоприем­ники, покупать их в магазинах и пользоваться ими по собствен­ному усмотрению. Так активизировалось развитие радиодела в стране.

Быстрыми темпами велось строительство станций переда­ющей приемной радиосети. В 1924 г. уже существовало 10 таких станций, в 1926 - 48, а к концу 1928 г. - вещанием уже была охвачена территория в 2 млн. 940 тыс. кв. КМ. Число радиослушателей возросло до нескольких миллионов.

Вполне естественен вопрос: почему руководство партии и государства, возглавляемые И.В. Сталиным, уделяли огромное внимание радиовещанию в период становления тоталитарного государства. Радио рассматривалось в агитационно-пропаганди­стской структуре как важнейшее оружие. Это привело к реор­ганизации 45-минутного выпуска «Радиогазеты РОСТА». Смысл этой реорганизации заключался, прежде всего, в дифференциа­ции аудитории, увеличении и конкретизации «адресов» радио­передач. С 1925 г. появляются комплексные программы радио, и в его передачах звучат сообщения не только для малограмотных. Так появляются «Рабочая радиогазета» и «Крестьянская радиогазета», а затем «Комсомольская правда по радио», «Ра­диопионер», «Призывник», «Кустарь». Врачебно-физкультурная радиогазета» и ряд других.

Однако с бурным ростом радиогазет начали появляться жалобы слушателей. На отсутствие обратной связи, культуры информационных возможностей, формы изложения, манеры веде­ния передач, их доступности, музыкальности и т.д. Так возникла теория «дикторского единообразия», требующая от чтеца максимальной интонационной скупости, любое выражение дик­тором личного отношения к содержанию радио сообщения по­средством эмоциональной окраски и голосового грима объявлялись, грубы нарушением профессиональной этики.

Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории в большей степени начала проявляться в начавшихся вне-


\ '

. ,
16_____________________________________________________А.Г.Киселёв
студийных прямых событийных трансляциях. По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на:

По форме радиосообщения этого исторического периода

представляется возможным разделить на:

Важнейшая особенность событийных трансляций - это ярко выраженная агитационно-партийная направленность в духе того времени.

Итак, радио перестало быть новинкой. Заместитель Нар­кома почты и телеграфов А.М. Любович 12 февраля 1926 г. пред­ложил усложнить требования, т.е. «перенести микрофон из сту­дии в аудитории театров, концертов, лекций, собраний, съез­дов и т.д. Участники таких вечеров, зная, что имеют своей аудиторией радиослушателей всего Союза, будут гораздо вни­мательнее относиться к их устройству, чувствовать большую ответственность». Безусловно, также большое воздействие на процесс совершенствования радиовещания советского периода оказали письма радиослушателей. Так появились радиопереда­чи «Радиопередача», в которой шел анализ почты радиослуша­телей, «Радиомузыка», где транслировались концерты, а так­же стали транслироваться радиопередачи со спектаклями, фель­етонами, юморесками и т.д.

12 декабря 1924 г. впервые из Колонного зала Дома союзов прозвучал концерт симфонического оркестра, подтвердивший утверждения о том, что «на публике» при хорошей, акустике оркестр звучит лучше.

Теперь появилась новая техническая задача. При трансля­ции объемной передачи звука из концертного зала нежелатель­но было вмешательство посторонних шумов. Поэтому группой инженеров и музыкантов во главе с А.Л. Минцем была разрабо­тана схема установки параллельно работающих микрофонов (до шести одновременно). При этом создавалась возможность авто-

Теория и практика массовой информации_____________________________17
номно регулировать уровень сигнала, идущего от каждого мик­рофона. Так родилось микширование - техническое и художе­ственное средство, позволяющее вести звуковой монтаж в про­цессе не фиксируемой на пленку передачи.

С конца 1925 т. музыкальные и литературные трансляции становятся постоянными на советском радиовещании. Так сфор­мировались новые виды вещания «Театр у микрофона» и «Радио­театр». Из Художественного театра передавались весьма значи­тельные и привлекательные для того времени спектакли Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» в исполнении В. Качалова и Н. Баталова, вахтанговская постановка «Разлома» Б. Лавренева с участием Б. Щукина и М. Державина и др. Официальная дата рождения отечественного радиотеатра - 25 декабря 1925 г.

Таким образом, с этого момента начался новый период в развитии радиовещания - очень быстрое освоение выразитель­ных эстетических и технических возможностей радио. Радиопе­редачи уже рассматривались как радиоискусство. Этому спо­собствовали многие мастера литературы, театра, музыки и даже кинематографа, который сам в те времена пока оставался не­мым.

За годы советской власти радиовещание получило огром­ное развитие. Если не сосредоточиваться на чисто идеологи­ческих радиопередачах, то сегодня можно с уверенностью за­явить, что литературно-художественные, музыкальные, спортивные, детские, развлекательные передачи были подлинным образцом отечественной культуры. Даже их постоянные позыв­ныe вселяли бодрость духа и хорошее настроение на весь рабо­чий день. За рассматриваемый период отечественное, радиове­щание усовершенствовалось до небывалых высот. Хотя с про­грессом трудно спорить. Сегодняшнее наше радио приоритет­ное по техническим возможностям. Однако, к сожалению, о его культуре, эстетике, художественных ценностях, наконец, об искусстве говорить не приходится. В ходу практически одни развлекательные программы. Сегодняшнее радиовещание «идет в ногу» со своим временем.

Материалы об отечественном радиовещании в условиях рын­ка представлены в учебнике в разделе «Радиолекции для до­полнительного изучения».

18_____________________________________________________А.Г.Киселев
Основные виды становления регулярного вещания в России и отечественной радиопрессы приведены в разделе «Приложения».
Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте сущность существующих противоречивых мне­ний о конкретной дате начала массового вещания в советский период.

2. Приведите основные даты становления регулярного ве­щания в России и отечественной радиопрессы.

3. Назовите первых изобретателей радио и дайте характе­ристику их изобретениям.

4. Раскройте опыты телефонии А. Белла и их значение для развития радиовещания.

5. Назовите причины особою интереса к радио в.и. Ленина

и и.в. Сталина.

  1. К чему привел в 20-е гг. «взрыв» радиолюбительства?

  2. Дайте характеристику структуре трансляций.

8. Что послужило причинами дальнейшего совершенство­вания радиопередач?

1.2. Многообразие техники радиовещания и особенности ее применения
Радио представляет собой область техники, имеющей дело с применением электромагнитных волн (радиоволн). И посколь­ку ее технические средства базируются на широком использо­вании электронных компонентов, то радио теперь называют радиоэлектроникой.

На начальном этапе радиосвязи считалось, что повысить дальность связи можно увеличением длины радиоволны и мощ­ности передатчика. В результате мощность передающих уст­ройств стала достигать десятков и сотен киловатт, а длина вол­ны - сотен и тысяч метров. Лишь в 20-х гг. было обнаружено замечательное свойство коротких волн распространяться на ог­ромные расстояния благодаря отражению от ионизированных

Теория и практика массовой информации_____________________________19
слоев атмосферы. Это позволило существенно снизить мощ­ность передатчика. Чтобы обеспечить нормальную работу все увеличивающегося числа передающих и приемных средств, надо было осваивать все новые высокие частотные диапазоны мет­ровых (короче 10 м) и более коротких волн.

Ныне радиоспектр чрезвычайно широк. Он характеризуется от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс ог­раничен - из-за технологических трудностей. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечающими не только за оборону стpaны и организацию правительственной связи, но и за обес­печение безопасности человека, например, при авиаполетах, воздушных перевозках. Пути решения проблемы были сформу­лированы в «Концепции использования радиочастотного спект­ра в Российской Федерации», одобренной 25 апреля 1994 г. Го­сударственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ). В частности, средствам радиосвязи предла­гаются совместно использовать частотные полосы.

Что же касается оборудования радиостанций, то степень их насыщения зависит от запланированном зоны вещания. Так, для поселковой станции необходимы радиопередатчик, 50 м многожильного медного провода для антенны, устройство антенной настройки, два микрофона на стойках, два стационар­ных магнитофона, две пары наушников, две кacceтные деки, микшерный пульт на пять каналов микшер сводит источники звyкa во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на передатчик, аудиокабели и электропроводка. А также некото­рая мелочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т.п. Для станции, вещающей на современный город, список этот существенно расширяется, включая большой ас­сортимент устройств, связанных с источниками звука (микро­фоны, компакт-диски, в ходу также остаются магнитная плен­ка и кассеты и т. д.), преобразователями сигнала (микшерные пульты, репродукторы, фильтры и т. д.), линиями связи, студией-передатчиком (коаксиальный кабель, радиосистема) и передающей системой (передатчик, фидерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенка и мачта ее установки и т. д.). Весьма полезно дополнительное сту-

20_____________________________________________________А.Г.Киселёв
дийное оборудование: фильтры низких частот, позволяющие уменьшить фоновый шум при записи интервью в аэропорту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интервью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропускаю­щие полосу средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю части спектра; узкополосные режекторные фильтры (фильтры-проб­ки), способные подавлять часть звукового спектра в очень уз­ком диапазоне, отсекая гудение, свист и т. п.

Студийные магнитофоны подразделяются на четыре типа в зависимости от подачи пленки: на магнитных катушках, кас­сетах, современных компакт-дисках. Однако еще достаточно широко используются старые технологии. Пленка в магнито­фонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хрома. В первом варианте цена ее существенно снижа­ется, во втором - пленка дорогая, но позволяет уловить высо­кие частоты звукового спектра, что очень важно при записи музыки. В компакт-кассетах, или картриджах (каргах), концы короткой, рассчитанной на минутную запись пленки на бобине склеены, и ее не надо ни перематывать, ни прокручивать.

Картриджами пользуются для коротких и часто повторя­ющихся сообщений - таких, как регулярные объявления, по­зывные станций и передач, реклама, звуковые эффекты и т. д. Магнитофоны третьего типа, работающие с открытой плен­кой, намотанной на большие плоские бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор на­ходит нужное место записи, режет и склеивает пленку, пере­писывает фонограмму на кассету или картридж или сразу же пускает в эфир).

Сегодня радиовещание перешло на цифровые технологии, когда компьютер, снабженный звуковой картой, цифровым пуль­том, студийным микрофоном, комплектом дек для мини- и ком­пакт-дисков преобразовывает аналоговый звук в цифровой и на­оборот. При этом существенно возрастет качество звучания. Это наиболее оптимальный вариант, использующийся в производ­стве радиовещания.

Итак, современная типовая радиостудия (речевая) состоит из магнитофонов перечисленных типов, центрального Пульта. Студия отгорожена стеклом для визуального контакта режис­сера с ведущим передачи. В отгороженной и уплотненной звуко-
Теория и практика массовой информации_____________________________21
непроницаемой решеткой второй комнате (собственно речевой студии) находятся преимущественно микрофоны, кнопки для переговоров с режиссером, светильники, специально оборудо­ванный дикторский стол и стулья. В отличие от речевой кон­цертная студия более объемна по размеру, в ней присутствуют также подвесные, передвижные микрофоны для записи кон­церта хора или оркестра и т.п.
Контрольные вопросы и задания


  1. Определите тождественность или противоречивость «ра­дио» и «радиоэлектроники».

  2. Охарактеризуйте начальный этап радиосвязи и совре­менного радиоспектра.

  3. Как оборудованы радиостанции поселкового и городско­го типа?

4. Назовите техническое оснащение радиостудии.
1.3. Специфика радиокоммуникации и ее формообразующие и выразительные средства
Мы хорошо помним мифологию. Древние греки считали, что их боги жили в эфире — верхнем лучезарном слое. Бук­вально все и, в частности, молния были подвластны только Зевсу. И вот с наступлением научно-технической революции сделано величайшее достижение — создано радиовещание. Современная наука вырвала из рук Зевса молнию и заставила ее заговорить, поэтому не случайно новое открытие, вначале именовалось голосом Бога.

Скорость — главный фактор в покорении пространства. С использованием электрических волн она превратила радио (а вскоре и телевидение) в планетарные массовые коммуника­ции. Если бы по мановению волшебной палочки можно было вдруг увидеть звучащее околоземное пространство, то наша планета предстала бы перед нами окутанной плотной «паутиной» звуковых нитей — «продукта» неисчислимого множества рабо­-

22____________________________________________________А.Г. Киселев

тающих радио-и телестанций. Эти сигналы, посланные в Эфир (одно из величайших изобретений и достижений человечест­ва) - электронная революция, изменившая не только инфор­мационный лик планеты, но и активно влияющая на самого человека.

Ноосфера в конце ХХ столетия приобрела новое каче­ство: космическое пространство, окружающее нашу планету, наполнилось не только путями его материально-технической деятельности, но и самой мыслью, летящей в эфире со скоро­стью электромагнитных волн. Человек неизмеримо расширил освоенное им пространство и с помощью стремительного раз­вития техники прорвался в Космос.

Все эти радиосигналы, окутавшие землю, несут огромное количество звучащей информации. Радиовещание, с одной сто­роны, есть естественное продолжение наработанного челове­ческого опыта в. отражении и организации социальной инфор­мации. Радиоканал для трансляции других звуковых, речевых искусств передачи огромных массивов собственной творческой деятельности. С другой - это создание новой речевой реально- сти, языкового существования в эфире.

Всепроникающая способность, огромная скорость в пере­даче информации, массовость и в то же время единичность обращения к слушателю определили масштаб распространения радиокоммуникации и ее значение в жизни людей. Для нас рас­крытие специфики радиокоммуникации нужно прежде всего для лучшего понимания природы ее жанров, об особенностях которых будем говорить в следующих лекциях.

Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она необратима, одномоментная, линейна в своем движении. У слу­шателя нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Ра­дио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложня­ет логическое мышление, с другой - способствует созданию

Теория и практика массовой информации____________________________23

определенного эмоционального настроения». Как сказал Б. Пас­тернак «Слух - это глаза души».

Общие функции журналистики начинают реализоваться в радиовещании с использованием его специфики. Радиожурна­листика - звуковая коммуникация. Ее главные особенности распределяются природой звука, его возможностями, психологического восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации учащего материала, знания психологии его восприятия на слух.

Радиовещание открывает огромные возможности воздей­ствия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи­ между фрагментами литературного текста, система аргу­ментации должны строиться по законам звучащей речи.

На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм - все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию. Характер звучания может быть дополнительным аргументом в речи выступающего у микрофона. И, наоборот, вызвать антипатию у слушателя к са­мому человеку, а значит, и к тому, о чем он говорит. Прослу­шивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая на кухне, убирая квартиру, обедая, передвигаясь в автомобилей и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности.

На восприятие радиопрограмм накладывают отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профес­сия, представления о мире, но и опыт общения с радиокана­лом, его отношение к передачам. Ожидания слушателя, его эмоциональный настрой на программу тоже важны для эффек­тивности контакта.

И так, физическая природа радиокоммуникации, ее возможности в передаче информации предопределяют способы ее переработки и интерпретации, трансформации и восприятия ауди­тории. Специфика канала обусловливает и особенности жанра, методику его работы журналиста, формы общения со слуша­ющими.

Речевой жанр представляет собой типовую модель пост­роения речевого целого. Построение (процесс создания), струк-

24____________________________________________________А.Г. Киселев

тура (архитектоника) жанра определяются многими фактора-

ми, но все они находятся в состоянии соподчиненности между собой и образуют определенную целостность на базе внутрен­него единства вceх формообразующих компонентов. Создание целостного акустического радиопроизведения есть творческий процесс. Работа журналиста над тем или иным материалом, с точки зрения природы и особенностей радиотворчества, опре­деляется возможностями, которыми он располагает, а они свя­заны со звуковым отражением действительности, поэтому все его формообразующие средства - это компоненты проявления действительности в звуке.

Главными формообразующими и выразительными сред­ствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, ко­торую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов мо­гут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.


1.3.1. Звучащее Слово
В чем же заключаются психологические особенности зву­кового восприятия? Все звуковые средства являются компо­нентами акустической целостности, в которой слово в эфире играет ведущую роль. Ведь слово в радиопублицистике nред­сmaвляет собой исходный материал и продукт целенаn­равленного речевого эфи­ра. Звучащая речь несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Эти две функции звучащего слова неотделимы одна от другой, так как слово одновременно является формой про­явления мысли и чувств.

Основу всех жанров радиожурналистики составляют рече­вые тексты в виде огромного разнообразия письменных тек­стов (предварительно написанных) и элементов импровизиро­ванной речи. Каждый жанр организует их в речевую целост­ность, в звуковое единство. Базу такого формирования состав-


Теория и практика массовой информации____________________________25
ляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи.

Язык в целом обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, ги­перболы и Т.д. демонстрируют богатство языка, его возможнос­ти воздействия на слушателя. Однако нас интересуют звуко­вые выразительные средства речи.

Характеризуя выразительные возможности, следует в пер­вую очередь выделить интонацию. В речевом общении она иг­рает огромную, роль. Многие лингвисты определяют интонацию как главное средство создающее своеобразие речи. Причем, она передает не только эмоциональное состояние говорящего, но и несет значительную содержательную, смысловую нагруз­ку.

Речевая интонация - это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выра­женная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.

В речи отражаются цели и задачи речевого воздействия, его характер, направленность общения, психологическое состояние говорящего, своеобразие его личности и темперамента. Голос человека индивидуален: он уникален подобно отпечаткам его пальцев. Голос труднее всего поддается описанию. Тончай­шие оттенки звучания почти. невозможно перенести на бумагу. и это действительно так голос передает чувства, а чувства описываются литературным текстом лишь приблизительно. По­этому молодому радиожурналисту надо знать не только осо­бенности своего голоса, его сильные и слабые стороны, но и постоянно работать над развитием речи, дикцией, умением го­ворить искренне, заинтересованно, накапливая по крупицам опыт общения у микрофона в разных жанрах.

В обычной жизни можно «видеть» речь; т.е. видеть говоря­щего человека. Жесты, поза, мимика; ситуация общения, на­строй на конкретный разговор - дают немало дополнительной информации.

На радио же слышится слово, отделенное от человека, который его произносит. Однако голос, отделении от челове­ка, живет, самостоятельной жизнью. Он заставляет вслушиваться

26_____________________________________________________А.Г. Киселев
в глубину звучания, и это, естественно, повышает его собственную информативную ценность. Если заметное влияние на восприятие и оценку «видимого» звука оказывает зрение, а оно напрямую связано с работой мозга, то на только слыши­мый звук - душа, воспринимающая мир в первую очередь эмоционально. Восприятие речевой информации обогащается работой воображения, которое заметно активизирует механизм слухового восприятия. Микрофон предлагает пред нами как бес­пощадный сыщик, проникающий во внутренний мир человека без его ведома и контроля, так как от своего голоса в речи нельзя спрятаться. Поэтому голос можно назвать внутренним звуковым автопортретом личности.

Формы проявления личности в звучащей речи необычай­но разнообразны. Они зависят от темы выступления, отноше­ния к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанр тоже многое определяет в направленности этих эмоций и состоянии, в их качестве. Хотя о жанровой тональности мало говорят в теории и практике радиожурналистики. Однако это - конечная форма воплощения текста, eгo реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до uмnровизированного nублиицистического выступления в прямом, эфире.

Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала, программы и психологическим состоянием человека, выступающего у мик­рофона, особенностями его голоса.

Поэтому радиожурналисту нужно знать как можно боль­ше о возможностях микрофона, звукозаписи именно через них проявляются все эти особенности. Микрофон - не простое механическое устройство для фиксации речи. Этот прибор вы­водит вас на площадь для публичного выступления, одновременно это и «лот», опускающийся в тайники вашей души. Это и способ освоения звучащего мира, определяющий ваше твор­ческое поведение и мышление.

В современном эфире звучит много диалоговых передач: ведущий беседует с гостями, приглашенными в студию, отве­чает на телефонные звонки, журналист берет интервью на са-

Теория и практика массовой информации____________________________27
мые разные темы и в самых разных местах, проводит дискус­сии, обсуждения острых вопросов.

Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Он должен фокусировать в себе интере­сы слушателей. С точки зрения общения у микрофона, он со­здает ту атмосферу общения с выступающим, которая помогает ему проявить себя в контактной регулируемой речи. Эта aтмoc­фера общения и воспринимается слушателем, который как бы становится участником разговора. Открытость, раскованность современного эфира несут в себе и новые интонации.

Таким образом, радиовещание активно формирует новую. аудиторию не только содержанием своих передач, но и их эмоциональным, интонационным настроем.


1.3.2. Музыка
Вторым важнейшим выразительным и формообразующим элементом радиовещания по праву является музыка. Каковы ее роль и функции в радиовещании в отличие от звучащего слова? Музыка - это вид искусства, отражающий дей­ствительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации. Общее: музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя.

Мы будем различать в ней две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. Самостоя­тельная в ее собственной сфере музыка выражает целый мир мыслей и переживаний человека, отраженный в разных формах и жанрах. Она играет огромную роль как формообразующий фактор радиопрограмм. Не случайно на Западе говорят об од­ной из функций вещания: «Музыка как вода из крана».

Музыка как сопровождение широко используется в дру­гих видах искусства: театре, хореографии, телевидении. Под музыкальным сопровождением в радиопублицистике понимает­ся не механическое следование за текстом, а активное учас­тие музыкального материала в формировании произведений раз­ных жанров.
28_________________________________________________А.Г. Киселев
Музыка выполняет разнообразные функции и использует­ся в виде:

Жанры радиожурналистики, включающие различные литературные средства для формообразования и внутренней организации текста с использованием музыки, получают огромные дополнительные возможности, в первую очередь - художе­ственные.

Значительна композиционная роль музыки. Обрамление текста (его начало и конец) одной музыкальной фразой, фрагментом музыкального произведения. Отрывом песни создает единую музыкальную тему, выражающую отношение автора к событиям, героям. Музыка может соединять различные вре­менные и пространственные отрезки, являться композицион­ным стержнем всего материала. Музыка и предполагаемый ли­тературный, текст начинают взаимодействовать на самых раз­ных этапах уже в замысле автора. В таком случае характер материала, его тон определяют конкретную тему музыкально­го отрывка, а он в свою очередь влияет на стиль литературного текста.

Еще больших выразительных возможностей может дости­гать музыка, взаимодействующая с шумами.


Теория и практика массовой информации ____________________29
1.3.3. Шумы
Под шумами в радиожурналистике обычно nонима­еmся звуковое проявление (в живой и неживой природе), nроmивоnосmавление речи и музыке как кoмnoнeнmaм, самосmояmельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами.

Шумы выполняют также важные функции:

• служат звуковой характеристикой ситуации, действия, обращения или описываемой журналистом, или случайно попа­дающей в зону фиксации, записи на магнитную пленку. Доку­ментальный шум, записанный синхронно, с речью, в таком случае передает звуковую характеристику действительности, не­сет дополнительную конкретизирующую информацию:

• составляют звуковой фон, выполняя роль своеобразной акустической, иллюстрации. Они оттеняют наиболее характер­ные детали обстановки, действия;

• приобретают символику в литературном контексте, ис­пользуются журналистом для образной характеристики. В та­ком случае они решают самостоятельную эстетическую зада­чу, являются художественной деталью, его звуковой «краской».

Шумы проявляют выразительные и изобразительные от­тенки радиотекста. Радиожурналисту и радиорежиссеру необ­ходимы тонкий на тренированный слух, способность не только запоминать голоса, музыку; шумы, но и профессионально ана­лизировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, со­здавая единую тональность из набора звуковых компонентов.

Радиожурналист использует шум в разных жанрах: репортаже, очерке, радиорассказе в том или ином его качестве в зависимости от задачи, которую он перед собой ставит; выби­рая также и прием использования шума, обусловленный харак­тером материала. Шум, записанный, синхронно с речью, составляет с ней неразрывное целое, часть ситуации общения.

Информация, которую несет такой шум, поясняет, углубляет речевой текст, делает его более объемным в звуковом отноше­нии.

30____________________________________________________А.Г. Киселев
Однако шумы, попадающие на пленку во время проведе­ния записи в заводском цехе, на улице могут служить и поме­хой разговору, если они звучат слишком громко. Поэтому ра­диожурналисту нужно предварительно знакомиться с местом записи, выбирать его, учитывать расстояния от механизмов, работающих с грохотом, сильным скрежетом. Нужно учиться слышать и слушать звучащий мир, отбирая звуковые краски для того, чтобы умело применять их в своей работе.

Многообразные выразительные сочетания этих формообразующих средств достигаются с помощью монтажа.
1 .3.4. Монтаж
Слово «мoнmаж» в переводе с французского uмeeт два значения. Чисто техническое - «сборка и установка со­оружений, сопутствующий, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе - «подбор и соединение omдельных частей чего-либо для создания единства, за­конченного nроизведенuя, нanpuмep, в кино - подбор и соединение заснятых кустов фильма в требуемой по сце­нарию последовательности».

Для нас важно второе значение слова, так как монтаж ­не только сам по себе является творческим процессом в лите­ратуре, искусстве, публицистике. Он обуславливает характер . всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, романом, оперой, очерком, представляет себе назначение всех отдель­ных элементов будущего произведения и их место в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное (оно может меняться в процессе работы), но оно существует в голо­ве автора в первоначальном варианте.

Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, пе­речень вопросов для будущего интервью, беседы - тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы - отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов.

Монтажно само наше восприятие окружающей жизни, наше мышление, общение; речевое поведение. Так что монтаж

Теория и практика массовой информации____________________________31
можно понимать и воспринимать в широком смысле: все про­граммы радио (и конкретные сборные передачи журнального типа) и вся радиопрограмма дня мотивируются из отдельных эле­ментов. Самым показательным может служить композиция про­граммы новостей.

Именно монтаж лежит в основе создания звукового об­раза, который представляет собой совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде nредставле­ние о материальном объекте, явлении, характере челове­ка.

Выделим формы назначения и использования монтажа:

При монтаже используются в разных вариантах сила и зву­чания (повышение, понижение, контраст), пауза, наложение одного выразительного средства на другое (слово на музыку, шумы в различных вариантах их сочетаемости, продолжитель­ность звучания того или иного средства).

Набор различных способов монтажа позволяет добиться в каждом конкретном случае наибольшей выразительности и прав-


32___________________________________________________А.Г.Киселев

дивости звукового изображения. Поэтому при выборе варианта монтажа необходимо руководствоваться его целесообразностью с точки зрения достоверности, выразительности, сочетаемости фрагментов литературного текста и звуковых средств, художественным замыслом. Удачно подобранный способ монтажа может создавать дополнительные нетекстовые образы и эффекты воздействия на эмоции слушателей.

В каждом из жанров монтаж сочетает формообразующие элементы сообразно его задаче, сложности структуры, объема и характера материала. Спектр применения монтажа определя­ется особенностями и возможностями жанров: функционально­-предметными, стилистическими, акустическими.

Таким образом, все выразительные формообразующие сред­ства радиовещания в комплексе помогают отразить звуковую картину действительности под определенного углом зрения, кон­кретным жанром, с помощью различных творческих методов. Взаимодействуя друг с другом, соподчиняясь друг другу, они создают содержательное и акустическое единство целостного произведения.
Контрольные вопросы и задания


  1. В чем состоит специфика радиокоммуникации?

  2. Какова природа выразительных средств радиовещания? 3. В чем заключаются психологические особенности слухового восприятия?

4. Какова роль музыки в радиовещании? Опишите ее функции в журналистских текстах.

  1. Как взаимодействуют слово и музыка?

6. Назовите функции документальных шумов в звучащей радиопублицистике.

7.Какова роль монтажа (техническая, композиционная, художественная) в структуре радиотекста?

8. Что такое звуковой образ в радиопублицистике и как он создается?

9. Запишите сложную в структурном отношении радиопе­редачу. Рассмотрите монтажные «стыки». Чем они оправданы, как выполнены, с какой целью использованы различные компо­ненты?

Теория и практика массовой информации____________________________33

1.4. Основные функции радиовещания
Слово - «функция» словари трактуют как обязанносmи, назначение, рода, круг деяmельносmи. Опираясь на это оп­ределение, мы и рассматриваем разнообразные функции радио­вещания. Роль в обществе возложена на радиовещание доста­точно ответственная, кpyг деятельности очень широкий, на­значение обусловлено многообразием целей, задач и проблем, стоящих перед обществом.

Предварительно стоит обратить внимание на три фактора,

общих для массового вещания.

1. Радиовещание осуществляет разные функции одновре­менно, т.е. оно полифункционально.

2. В практике вещания очень сильно и постоянно проявля­ют себя дисфункциональные явления, когда реальная деятель­ность той или иной редакции (вещательной компании, инфор­мационного канала и т.д.) противоречит функциональному на­значению вещания данного подразделения, а порой и объяв­ленной им цели (например, вместо информационного обеспече­ния аудитории дается дезинформация).

3. Жизнедеятельность любого средства массовой информации, в том числе и радиовещания, никогда и нигде не суще­ствует вне определенных агитационно-пропагандистских тен­денций и тем более не свободна от них. В соответствии с конк­ретными социально-политическими, экономическими и иными задачами идет подбор информации и комментирование ее в вы­пусках новостей; с учетом рекламных, воспитательных и дру­гих не менее конкретных задач формируются разнообразные художественные и образовательные программы.

Наконец, важно подчеркнуть, что изменения государствен­ного строя, социальной и нравственной атмосферы выводят на первый план одни цели и уводят в тень другие; соответственно одни функции в определенный период времени занимают доми­нирующее положение, а другие исходя на нет.

Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруп­пировать следующим образом.

1. Информационные: собственно информационная функ­ция, рекламная.

11. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования
34_____________________________________________А.Г.Киселев
общественного мнения, общения, воспитательная, агитацион­но-пропагандистская, организаторская.

III Культурно-просветительские: эстетическая, просвети­тельская, функция развлечения - рекреативная.

Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач. Остановимся более подробно на описании функций радиовещания.
1.4.1. Информационные функции
Радио распространяет информацию полнее, быстрее, дос­товернее и эмоциональнее других СМИ. Из лекций по «Теории и практике массовой информации за l-й курс» известно разно­образие толкований понятия «информация». Здесь мы употреб­ляем этот термин в самом узком и конкретном смысле: осведом­ление людей о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Лишь в этом значении можно выделить собственно информаци­онную Функцию радио, поскольку информацией в широком плане является и трансляция театрального спектакля. Попадая в кон­текст радиопрограммы, любая передача обретает дополнитель­ную информационную окраску благодаря взаимосвязи с други­ми элементами программы и событиями дня.

Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло В последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интер­валах между выпусками новостей.

В выпусках новостей принято сначала сообщать о наибо­лее существенных фактах из сферы политики, а также о со­бытиях, резко отличных от обычного, нормального течения жизни.

Доступность информации для широких слоев населения, возможность свободного выбора ее источников и уровень ин-

Теория и практика массовой информации____________________________35



формированности считаются признаками благополучия общества и цивилизованности. Спрос на определенную информацию дик­туется прежде всего общей политической ситуацией в стране. Во времена политических стрессов очень важно информиро­вать общество о том, когда и какие решения приняты, а какие отменены, кто у власти, а кто отстранен, как идут референду­мы, выборы, - все это влияет на поступки, действия и пове­дение людей.

Во время изменений экономической ситуации в стране ин­формация становится жизненно важной. Необходимо освещать многие постоянно меняющиеся реалии жизни: уровень цен, пен­сий, зарплаты, курс рубля, уровень инфляции, правовые нор­мы. Таким образом, происходит расширение зон, сфер и тем информации, ее видов и направлений. Активизируется процесс потребления информации, ее использования и пере работки.

К числу дисфункциональныx явлений в программах радио относятся идеологизированность информации; появление реци­дивов пресловутых запретных тем и зон, цензуры и самоцензу­ры; неудовлетворительное поступление информации из провинции; участие радио в информационной блокаде некоторых со­бытий и явлений. Основной порок такой практики соедине­ние факторов и мнений, подмена фактов мнениями. Был такой термин - «агитация фактами», т.е. замена фактов агитацией, что в информационном вещании совершенно недопустимо.

Радионовости называют «секундной стрелкой истории». Ра­бота этой «стрелки», особенно в горячие часы, истории, во мно­гом определяет эффективность радиовещания и общественную потребность в нем.

Рекламная функция радио близка к собственно информа­ционной, но содержит в себе столько специфических особенностей (в целеполагании, стилистике), что ее справедливо вы­деляют как самостоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от ра­диожурналиста профессионализма, специальных знаний, спо­собностей и навыков.

Средства, полученные от рекламы, помогают функциони­рованию вещательных редакций (станций, программ, рубрик).

36_____________________________________________А.Г.Киселев
Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода.
1.4.2. Функции, обеспечивающие социальное управление обществом
Радио, обладающее уникальными возможностями воздей­ствия на население страны, вполне естественно используется весьма активно как инструмент социального управления обще­ством. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столько о регулировании общественного поведения сотен ты­сяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможнос­ти радио стимулировать тот или иной поступок людей; а о воздействии на глубинные процессы развития общества, имен­но на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей существующей общественной и государственной системы в целом.

В работе по социальному управлению радиовещание имеет несколько функций.

Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функ­ция. Радио по природе своей обладает огромными интеграци­онными возможностями.

Уже сам факт регулярного и одновременного прослуши­вания программы разными людьми свидетельствует об их опре­деленной общности, но вещатель должен сознательно работать на ее укрепление. Доминанта вещания — выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевро­пейских, общегородских и т.п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое на­правлено вещание, тем внимательнее должны составляться про­граммы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась неохва­ченной группой людей с их специфическими интересами.

Интегративная функция радио решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организатор­ской,


Теория и практика массовой информации_____________________________37
ской, образовательной и другими функциями. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию радио, пер­вейшим качеством можно назвать умение объединять в подхо­де к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у радиодинамика.

Известны примеры, когда радио было единственным ре­ально доступным СМИ и служило своего рода социальным и психологическим связующим звеном общества. В советское вре­мя автономные республики России выпускали совместный ра­диожурнал «Между Волгой и Уралом» (о жизни Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Мордовии).

В передачах разной тематики, форм и жанров важнее всего сама идея

интегративности.

Кaк дисфункциональные можно отметить следующие яв­ления: размывание сложившейся системы ценностей; кримина­лизация, «дебилизация» сознания; понижение уровня культуры и как следствие - дезинтеграция общества.

Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения обществен­ного мнения в жизни общества и самой природой вещания, орга­ничecки связанной. с этим феноменом. Среди форм и механизмов проявления общественного. мнения следует назвать выборы и референдумы. Во времена политических перемен редакции ра­диoвeщaния не остаются в стороне от этих событий. А возмож­ности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики.

Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечи­вать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, ар­гументов, контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории). К сожалению, эта, казалось бы, очевидная задача очень часто· не выполняется (или даже не ставится и не осознается) на практике;

Так, анализ значительного массива передач «Радио Рос­сии» показал, что в них очень слабо представлены, а иногда и просто отсутствуют целые регионы, слои, значительные соци­ально-демографические группы общества. Значит, и обществен-

38_____________________________________________________А.Г.Киселев
ное мнение, отражаемое в таких передачах, неполное, усечен­ное, неадекватное реальному.

Общественное мнение связано с дискуссионными ситуа­циями коллизиями и проблемами. Нет необходимости доказы­вать, что уровень дискуссионности в нашем обществе за послед­нее время возрос многократно. Радио отражает эту ситуацию не только содержанием передач, но и выбором форм и жанров. Тут и полемика, и дискуссии, и диспуты, и «круглыe столы» привлечением аудитории к прямому эфиру. В жизни постоянно происходит столкновение мнений, позиций, порой резких, не­примиримых. Одно из правил СМИ в цивилизованном мире ­переводить конфликты в план дискуссий, искать точки сопри­косновения, общие интересы.. Открытый диспут в эфире позво­ляет слушателям выяснить позиции, точки зрения из первоис­точников, сравнить их, узнать сильные и слабые стороны. Ра­дио и другие СМИ выступают своего рода школой для полити­ков и аудитории.

В деятельности радио заметно повысилась роль социоло­гии, изучающей общественное мнение. Результаты социологи­ческих исследований доводятся до сведения слушателей в виде комментариев, бесед и т.д. Ряд передач строится на выяснении мнения слушателей (с помощью писем, телефонных звонков) относительно отдельных проблем, музыкальных групп, испол­нителей, песен.

Радиожурналисты освоили некоторые социологические ме­тоды, например панельное Интервью, когда один и тот же вопрос задается людям (респондентам) на улицах, площадях, вокзалах (иногда с выходом в прямой эфир). Таким образом, со­бираются пробы, образцы мнений по актуальным проблемам, которые дают представление об общественном настроении и являются ярким, эмоциональным элементом передач.

Среди дисфункциональных моментов, прежде всего, сле­дует отметить манипулирование общественным мнением. Силы, которые прибегают к манипулированию, нередко добиваются успеха, но при этом. проигрывает общество в целом и всю СМИ, теряя доверие аудитории.

К указанной функции формирования общественного мне­ния примыкает очень важная функция - функция общения. Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое
Теория и практика массовой информации____________________________39
опосредованное общение всегда высоко оценивалась слушате­лями. В общем жизненном опыте человека все большее место занимает не личный опыт, а «опыт других», т.е. опосредован­ный, приобретенный, в частности, из СМИ. Такой вид общения имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые зависят от мировоззренческой и идеологической установок, ве­щательной политики редакций и профессионального мастерства журналистов. Функция общения приобретает особенно большое значение в период дезинтеграции общества.

Радио в какой-то мере поддерживает разорванные чело­веческие связи. В них нуждаются миллионы соотечественни­ков, оказавшихся вдали от этнической родины, в странах так называемого «ближнего зарубежья». Многие из них находятся в условиях информационной блокады. Необходима тщательно продуманная вещательная политика на эту многомиллионную русскоязычную аудиторию.

Актуальна проблема общения и для старших возрастных групп аудитории. Разрыв общественных и межличностных свя­зей наиболее остро переживается ветеранами, которым трудно адаптироваться к новым условиям жизни.

Многие люди по разным причинам оторваны от дома и се­мьи, и радио обязано учитывать эти слои аудитории, тем бо­лее что накоплен богатый опыт подобных передач (например, «Для тех, кто в море»). Не случайно, что одной из старейших рубрик радио была «Полевая почта «Юности»« - для военно­служащих. Меняются поколения, но всегда существует потреб­ность их общения с домом, семьей.

Для современного радиовещания в его функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностно­го начала и прямой эфир. Большинство программ радио перво­начально ориентировано на конкретных ведущих (ведущий и автор обычно выступают в одном лице), «Авторский канал», «Панорама «Маяка»,

«Молодежный канал». Сегодня радиослу­шатели нередко обращаются не в редакцию, а к. конкретному человеку, которого привыкли слышать в эфире. Он как бы вхо­дит в круг их знакомых, в число тех, с кем им привычно об­щаться. Прямой эфир - один из способов реализации личности журналиста, способ прямого диалога со слушателем. Послед­ний перестает быть абстрактным слушателем и обретает лицо

40______________________________________________________А.Г.Киселев
конкретного человека. Общение происходит обычно по теле­фону, что, однако, доступно не всем слушателям.

Радио имеет возможность формировать образцы общения выбором собеседников. Но современный эфир изобилует и при­мерами иного порядка - дисфункциональными. Личность веду­щего и установки редакции нередко не соответствуют требова­ниям грамотного, культурного эфирного диалога. Иногда жур­налисты перенимают тон, стиль, лексику общения люмпенизи­рованных, а то и криминальных групп. Грешат, этим многие ведущие молодежных музыкальных программ, особенно на ком­мерческих радиостанциях. Подобный стиль общения, к сожале­нию, переходит и в государственное вещание, и тогда возника­ет очередной «эффект бумеранга»: радио само дурно воспиты­вает аудиторию.

Воспитательная функция радио реализуется при осуще­ствлении ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. Это связа­но с природой самого воспитания - сложного, многосторонне­го процесса. В течение многих лет радио вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенно­го государственного строя, системе власти и идеологии. Суще­ствовала система ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Резкий социальный слом поставил сложные про­блемы перед воспитательным процесс ом в целом (и, очевидно, на продолжительный период). Появились передачи, 'объясняю­щие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире. Во многих передачах на другие темы присутствует ссылка на этот нравственный комплекс, апел­ляция к нему как к основной шкале оценки поступков и поведе­ния людей. В идеале именно таким образом и осуществляется

воспитательная функция.

Одним из самых важных направлений воспитания стало правовое, например, «Человек и закон» - рубрику, существу­ющих и на радио, и на телевидении. Многие передачи направ­лены на политическое, экологическое воспитание, на реализа­цию такой задачи, как воспитание законопослушного члена об­щества, гражданина. Встает новая для отечественного радиовещания проблема религиозного воспитания, в связи с чем появи­лись специальные радиостанции и программы. Воспитательный
Теория и практика массовой информации_____________________________41
посыл имеет большинство передач для детей, подростков, молодежи. Наконец, перед радио стоит задача огромной важности

и актуальности: воспитание человека в духе просвещенного патриотизма, без которого не может быть крепкого государства.

Значительная степень дисфункциональности в воспитательной сфере связана, прежде всего, с противопоставлением раз­личных систем ценностей. Чаще всего противопоставляют «за­падную ориентацию» мышления и наши отечественные нравственные идеалы. Делается это под предлогами демонстратив­но патриотическими, но на самом деле за этим кроется стрем­ление к обычной пропагандистской и политической выгоде. Дис­функция в области воспитания аудитории проявляется также в рекламе и «утверждении поведения» стиля жизни, нравствен­ных коллизий, противоречащих общечеловеческим духовным и культурным ценностям, а нередко и интересам значительных групп населения (национальным, экономическим и др.).

Перечисление, функций радиовещания, связанных с обес­печением социального управления обществом, целесообразно завершить рассмотрением агитационно-пропагандистской и орга­низаторской функций. О них правомерно говорить, когда перед радиовещанием встают частные конкретные задачи политичес­кого, хозяйственного или культурного характера. Например, данные функции реализующихся при обращении по радио к насе­лению с призывом прийти к определенному, пункту, чтобы выс­тупить в защиту органов власти или конкретных объектов; при проведении специальных акций совместно с другими организа­циями и структурами («Возрождение Волги» на «Маяке»); при организации радиомарафонов с целью сбора средств для благо­творительных целей; при регулировании автомобильных потоков в городе и т.д.

Принято считать, что пропаганда убеждает, агитация внушает и призывает. Методы - разные, цели - схожие: добиться ­определенного поведения, действия. Считается, что пропаган­да апеллирует к разуму, агитация - к подсознанию. Агитационная функция стала главной в выборной президентской кампании в России 1996 г. генеральный ее посыл был: «Голосуй или проиграешь».


42________________________________________________А.Г.Киселев

1.4.3. Культурно-просветительские функции


Решая многообразные культурно-просветительские зада­чи, радиовещание выполняет в комплексе сразу несколько функций. Рассмотрим наиболее важные из них.

Эстетическая функция. Можно выделить три аспекта ее существования в современном массовом вещании.

1. Прежде всего, это эстетика лучших образцов радио­журналистики. К ней относятся яркая образная речь, психоло­гическая острота диалогов, выражающих различные точки зре­ния, многообразие мышления, логику идей; четко выстроен­ная звуковая картина событий, позволяющая слушателю в сво­ем воображении представить их в мельчайших деталях, и воз­никающий вследствие этого эффект присутствия; элегантность

композиции, всей передачи и ее отдельных фрагментов; убеди-

тельность «монтажных» переключений внимания аудитории, ко­торые уже сами по себе способны вызывать своеобразный ви­ток ассоциаций; логичное (не формальное, а продиктованное внутренней логикой рассказа) сочетание слова, музыки и шу­мов. С помощью данного арсенала средств и звукового образа события, явления или человека радиожурналист может вос­создать у слушателя требуемое представление и вызвать чув­ственную оценку любого события: от самого грандиозного по масштабам до самого тонкого и на первый взгляд малозаметно­го.


2. Радио с момента своего рождения транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудио­адаптации художественных произведений разных жанров, ви­дов и форм, позволяющей с тонкими подробностями доносить до слушателя идеи и художественные особенности первоисточника. В то же время радио научилось на основе литературных, музыкальных и театральных сочинении создавать аудиопроизведения, представляющие собой некую новую художественную реальность, имеющую самостоятельную духовную и эстетичес­ки-технологическую ценность.

Радио имеет опыт разных методов и форм адаптации лите­ратурных произведений. Так, скажем, роман М. Шолохова «Ти­хий Дон» впервые звучал в эфире в актерском исполнении вско-
Теория и практика массовой информации_____________________________43
ре после выхода из печати первого тома. Читали у микрофона отдельные отрывки, не меняя, разумеется, ни слова.

Записи лучших театральных работ московских и периферийных театров в течение многих лет давали слушателям воз­можность не просто ознакомиться с наиболее интересными ра­ботами драматургов, режиссеров, актеров, но и проследить Многообразие их творческих поисков, сложную и, как правило, плодотворную творческую историю отечественной драматичес­кой и музыкальной сцены. Вся художественная палитра россий­ского театра была представлена в программах радио.

Рубрика «Театр у микрофона»,. во многом определяющая лицо нашего радиоэфира, уже к 1935-1936, и заняла проч­ее место в программах радио. «Золотой» фонд музыкального вещания насчитывает сотни тысяч фонограмм, которые попа­ли в умелые руки при подготовке самых разных художествен­но-просветительских программ, оказывают большое влияние на формирование эстетических взглядов и вкусов всех слоев ауди­тории.

3. Свои оригинальные образцы аудиокультуры радио вырабатывало в течение многих десятилетий и достигло в этом больших успехов. Практически нет ни одного вида или жанра литературы, театра, музыкального театра, который не имели интересного аналога в искусстве незримой радиосцены. Радиопоэмы и оратории, фельетоны и очерки, оригинальные ра­диопьесы всех жанровых направлений, трагедии, психологи­ческие драмы, комедии, фарсы, радиоцирк и радиооперетта и также радиобалет как жанр с весьма определенными эстетическими критериями с большим трудом, но утвердились в эфире.

Таким образом, радио в многолетней и многообразной практике своего существования доказало, что оно не просто рет­ранслятор различных видов творчества, но самостоятельная и равноправная с другими область культуры. К сожалению, иног­дa об этом забывают и сами работники радио: понижается тре­бовательность основополагающим характеристикам радиопро­изведений (обеднение устной речи, проникновение ненорматив­ной лексики, иностранных слов и выражений, специальных тер­минов, большей частью непонятных массовой аудитории). Одна­ко все эти негативные явления имеют преходящий характер, ибо зависят от социально-экономических условий работы радио.
44____________________________________________________А.Г.Киселев
Отечественное радиовещание всегда выступало как эф­фективное средство получения знаний и приобщения к дости­жениям мировой культуры широких слоев общественности. По­этому функция просвещения была особенно важна для страны с огромной территорией, слабым коммуникациями и первона­чально низким образовательным уровнем населения. Сегодня функция просвещения, конечно, видоизменилась, обрела но­вую конкретику, но познавательные потребности и интересы аудитории, которым и призвано отвечать радиовещание, будут существовать всегда.

Функция развлечения (рекреативная функция) естествен­на для радио, так как оно не может не откликаться на стрем­ление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, сво­бодное от работы или учебы.

Сегодня многие коммерческие станции привлекают слуша­телей именно развлекательными программами. Сформировав, та­ким образом, свою постоянную аудиторию, можно увереннее вводить в сетку вещания информационные и рекламные выпус­ки. Но развлекательность (она, же привлекательность) должна в принципе присутствовать в большинстве передач - вопрос в художественном уровне, во вкусе и такте при подборе худо­жественного материала, Развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя ни сосредоточенного внимания, ни глубокого сопереживания, Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настро­ение,

Другая группа развлекательных передач связана с игровы­ми формами: конкурсами, соревнованиями, викторинами, выиг­рав которые слушатель может получить, как правило, не толь­ко эмоциональное удовлетворение, но и материальный приз. Причем чем крупнее станция, тем выше стоимость этого при­за, вплоть до автомобиля, дорогой туристической поездки, бес­платной путевки в модный респектабельный круиз и т.п.

Подборки занимательных фактов, веселых исторических анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-позна­вательных передач, постоянно существующую в эфире многих станций.

К чисто развлекательной продукции радио относятся транс­ляции и записи различных конкурсов и концертов.

Теория и практика массовой информации_____________________________45


Как известно, юмор - обязательное свойство ведущего развлекательных программ, к сожалению, стремление быть аб­солютно раскованным в эфире очень часто приводит к нежела­тельному, негативному результату: свобода выражений грани­чит с грубостью, свобода интонаций превращается в хамство, а желание элегантно пошутить - в малограмотную бестактность 110 отношению или к объекту шутки, или к самой аудитории. 3дecь главное - культурный уровень личности работника эфира.

Слово «рекреация» происходит от лат. recreatio (букв. «восстановление») и означает (отдых, воссmановленuе сил человека, израсходованных во время работы". Отдых для каждого­ человека - вещь сугубо индивидуальная, требующая бес­конечного разнообразия форм, способов, методов, условий и обстоятельств, столь же разнообразными должны быть и раз­влекательные программы, если их авторы и участники хотят привлечь, как можно больше слушателей.




1. Общее понятие «функций».

2. Перечислите факторы, общие для массового вещания, позволяющие выделять и говорить о функциях радиовещания.

З. Назовите структуру функций радио, ее основные направления.

4. Дайте характеристику каждой отдельной функции из всех

тpex основных ее направлений.

  1. Определите роль основных функций радиовещания.

6. Какие существуют дисфункциональные явления на радио

и какова их роль?



Контрольные вопросы и задания

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации