Ильин А.С. Теория и практика связей с общественностью. Курс лекций - файл n1.doc

Ильин А.С. Теория и практика связей с общественностью. Курс лекций
скачать (1780 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1780kb.19.09.2012 09:02скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



А.С. ИЛЬИН


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Курс лекций




УДК 659 ББК 76.006 И46


Ильин А.С.

И46 Теория и практика связей с общественностью. Курс лекций / А.С. Иль­ин. - М.: КНОРУС, 2009. - 208 с.

ISBN 978-5-390-00140-0

Рассматриваются методы организации информационной, аналитической и про­ектной работы — основного содержания деятельности специалиста по связям с общественностью. Особое внимание уделено методике подготовки наиболее распространенных информационно-аналитических продуктов, проектной работе, выстраиванию тактики действий организации при разного рода конфликтах. Для удобства читателя издание снабжено большим количеством приложений с приме­рами деловой переписки, типовых аналитических записок и, что особенно важно, полным комплектом документов, сопровождающих разработку и осуществление PR-проекта.

Для студентов и аспирантов специальностей *Связи с общественностью» и «Жур­налистика», слушателей дополнительных образовательных профессиональных программ, специалистов по связям с общественностью.





УДК ББК


659 76.006





Санитарно-эпидемиологическое заключение Ks 77.99.60.953.Д.000035.01.08 от 09.01.2008 г.


Изд. № 1058. Подписано в печать 24.07.2008. Формат 60x90 'А«. Печать офсетная. Бумага газетная. Гарнитура «PetersburgC». Усл. печ. л. 13,0. Уч.-изд. л. 11,3. Тираж 3000. Заказ № 6069.

ЗАО «КноРус». 129110, Москва, ул. Большая Переяславская, 46. Тел.: (495)680-7254, 680-0671, 680-1278 E-mail: office@knorus.ru http://www.book.ru

Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленного издательством электронного оригинал-макета
8 ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение» i

241019, г.Брянск, пр-т Ст. Димитрова, 40

Тел. (4832) 41-46-48, факс (4832) 41-46-64 E-mail: brobltip@online.debiyansk.m; brobltip@rambler.ra

© Ильин А.С, 2009

© ЗАО «МЦФЭР», 2009

ISBN 978-5-390-00140-0 © ЗАО «КноРус», 2009





Содержание


Введение 5

Лекция 1. Происхождение public relations

  1. Элементы связей с общественностью 8

  2. Формирование рынка PR 9

  3. PR в современной России 12

Лекция 2. Содержание связей с общественностью

  1. Определение public relations 13

  2. Организация и ее общественность 14

  3. Функции специалиста по связям с общественностью 17

Лекция 3. Имидж

  1. Понятие имиджа 19

  2. Брендинг 22

  3. Внушение... 25

Лекция 4. Коммуникация

  1. Понятие коммуникации * 27

  2. Модель коммуникации....... 30

  3. Лидеры общественного мнения : 32

Лекция 5. Развитие средств массовой коммуникации

' 5.1. Печать и газеты 34

  1. Телеграф, телефон и радио '. 37

  2. Телевидение, компьютеры, Интернет и мобильная телефония , 40

Лекция 6. Информационное общество

  1. Теория информационного общества 45

  2. Эволюция понятия «информация» 47

Лекция 7. Классификация источников информации

  1. Вещественные, визуальные и устные источники информации 50

  2. Письменные источники информации 52

  3. Ссылки на источники информации 54

Лекция 8. Информационные продукты

  1. Техническое задание 56

  2. Стандартные информационные продукты 57

  3. Вспомогательные информационные продукты 60

Лекция 9. Распространение информации

  1. Управление новостью , , 65

  2. Информационный повод , 67

  3. Информационная кампания 69

  4. Продукты и мероприятия распространения информации 70

Лекция 10. Анализ

  1. Сущность анализа .. 75

  2. Методы анализа , 77

Лекция 11. Прогноз

  1. Сущность прогноза 80

  2. Методы прогнозирования , 85

Лекция 12. Аналитические продукты

12.1. Аналитическая записка , 88


3





  1. Виды аналитических записок 89

  2. Распространение аналитических продуктов 92

Лекция 13. Основы проектирования

  1. Проектная культура 94

  2. Принципы проектирования 96

Лекция 14. Разработка проекта

  1. Анализ потребностей. Цель, задачи и название проекта 100

  2. Содержание проекта 103

  3. Информационное сопровождение, оценка эффективности,

' характеристика и контакты организаторов 105

Лекция 15.* Управление проектом

  1. Планирование : 107

  2. Организация исполнения и координация деятельности 108'

  3. Учет и контроль исполнения,

стимулирование деятельности исполнителей.. 110

Лекция 16. Конфликт

  1. Определение конфликта 112

  2. Функции конфликта 113

  3. Преодоление внутренних конфликтов 114

Лекция 17. Информационная война

  1. Определение информационной войны L. 117

  2. Приемы распространения негативной информации .-. ; 119

  3. Методы информационной защиты л 123

Лекция 18. Юридические и этические нормы

  1. Юридические йормы связей с общественностью 127

  2. Этические нормы связей с общественностью h 134

Заключение : 141

Приложения

Приложение 1. Отчет о мероприятии 143

Приложение 2. Мониторинг устной информации 145

Приложение 3. Обзор публикаций СМИ 147

Приложение 4. Паспорт информационного поля 151

Приложение 5. Сетка вещания телеканалов.....! , 164

Приложение 6. Результаты контент-анализа 164

Приложение 7. Медиа-план : 166

Приложение 8. Деловая переписка 169

Приложение 9. Пресс-релиз 170

Приложение 10. Текущая аналитическая записка 172

Приложение 11. Тематическая аналитическая записка 177

Приложение 12. Докладная записка 181

Приложение 13. Аналитическая справка 182

Приложение 14. PR-проекты.: 184

Приложение 15. Отчет о реализации PR-проекта 193

Приложение 16. Тематический список публикаций 194

Приложение 17. Сопроводительные документы PR-проектов 197

Приложение 18. Рекламное письмо • 204

Библиографический список "

Основная литература 206

Дополнительная литература 207

Интернет-ресурсы " 208





Введение






сийским условиям, осмыслили особенности менталитета населения страны, разработали стратегию и тактику работы с различными соци­альными слоями.

За прошедшие годы изменилось отношение к предмету. Вначале люди верили в безграничные возможности заграничной новинки мани­пулировать населением и потребителями. Однако после скандальных выборов 1998 г. в Законодательное собрание Санкт-Петребурга появил­ся термин «черный пиар», и вся деятельность получила негативную окраску. «Public relations* начал ассоциироваться с элементарным жульничеством.

Теперь наметился новый этап в понимании содержания PR-дея­тельности. Это обусловлено снижением спроса на политических технологов и ростом интереса к бизнес-коммуникациям и социаль­ным технологиям. Заметно выросла актуальность вопросов деловой репутации, социального партнерства и ответственности. Кроме того, PR-Деятельностью стали заниматься средние и мелкие организации, что расширило рынок услуг.

Цель изучения дисциплины — приобретение студентами знаний . и навыков по изучению, проектированию и управлению коммуникаци­онным процессом организации связей с общественностью.

Основные задачи курса:

Связь с другими дисциплинами. Курс «Теория и практика связей с общественностью» формирует и дополняет управленческие знания специалистов по различным дисциплинам смежного характера. Изуче­ние дисциплины предполагает использование знаний по ряду обще­теоретических; гуманитарных, экономических и специальных дисцип­лин. Среди них реклама, основы рыночной экономики, социология, психология, журналистика, дизайн и др.

Требования к уровню освоения содержания курса. Квалификация специалиста по связям с общественностью и журналиста предусматрива­ет профессиональное выполнение функций менеджера, эксперта, кон­сультанта по вопросам массовой коммуникации, дизайну и содержанию рекламных обращений, организации публичного мероприятия и про­ведению коммуникационной кампании.





Курс лекций учитывает требования Государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования в части обязательного минимума содержания программы по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» для студентов специ­альности 350400 «Связи с общественностью», специальности 021400 «Журналистика» очной и заочной форм обучения и для слушателей дополнительных образовательных профессиональных программ.

В круг задач курса лекций входит знакомство студентов с теорети­ческими основами и проблематикой учебной дисциплины, методами организации информационной, аналитической и проектной работы, а также с методикой подготовки информационно-аналитических про­дуктов.





ПРОИСХОЖДЕНИЕ PUBLIC RELATIONS


Лекция 1





Public relations как наука и искусство сформировался в Америке в XX в. Однако связи с общественностью существовали во все времена и развивались вместе с человеческой цивилизацией. ,

1.1. ЭЛЕМЕНТЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ






правитель Ромул основал убежище, где беглые рабы, преступники и прочий темный люд получали права и свободу. Однако соседние пле-мена~не хотели отдавать за таких новоселов замуж своих дочерей. Воз­никла тендерная проблема. Соседи высокомерно советовали римлянам открыть убежище для женщин, чтобы невесты были под стать женихам. Затаив обиду, Ромул устроил торжественные игры в честь Нептуна Конного и оповестил об этом соседние племена. Когда соседи-собиняне. с семьями из любопытства пришли на праздник, то по сигналу римские юноши бросились похищать девиц, нарушив закон гостеприимства. Затем последовала война, но Ромул поднял дух римлян, отомстив за обиду, и решил гёндерную проблему молодого города1.

Вместе с тем связи с общественностью еще не стали самостоятель­ной областью деятельности, а оставались частью государственного управ­ления, это произошло в эпоху формирования массового общества.

Отцом общества в современном понимании стал промышленный переворот, а матерью — кровавые мятежи, начиная с Великой фран­цузской революции. Промышленный переворот начался с изобретения механической прялки «Дженни», а закончился конвейером, на котором собирали первый в мире массовый автомобиль «Форд-Т». Машинное' производство принесло с собой стандарты, научную организацию труда и переизбыток однотипных массовых товаров. Резкий скачок в произ­водстве спровоцировал войны и революции, которые смели кастовую структуру, перемешали все слои населения и породили массовое обще­ство. Вместо религии и традиции поведение массового человека начали регулировать журналистика, реклама и воздействие на общественное мнение.

1.2. формирование рынка pr






власти. Их называли «разгребателями грязи». В1902 г. журналистка Ида Тарбелл опубликовала серию разоблачительных статей под названием «История «Стандарт-Ойл компани». В них Рокфеллер предстал перед читателями жестоким эксплуататором и нечистоплотным конкурентом. В результате громкого скандала Конгресс США был вынужден принять знаменитый антитрестовский закон. Владельцу пришлось разделить гигантскую корпорацию на несколько самостоятельных компаний. Скандал пагубно отразился на репутации и доходах Рокфеллеров. Тогда глава клана нанял Айви Ли, который провел блестящую кампанию по спасению его имиджа. Ему удалось представить магната «добрым-дядюшкой Джо», отцом большого семейства и энергичным предпри­нимателем, на каких держится вся Америка.

Вскоре PR-методы взяли на вооружение государственные учрежде­ния Америки. В 1917 г. США вступили в Первую мировую войну. Прези­дент Вудро Вильсон отправил в Россию бывшего госсекретаря Элия Рут для укрепления союзнических связей. Он проанализировал общест­венное мнение и попросил немедленно прислать как можно больше документальных кинофильмов, демонстрировавших приготовления •Америки к войне. Рут писал президенту, что в сюжетах должны при­сутствовать «строительство линкоров, марш войск, производство боеприпасов на заводах и прочее, убедительно свидетельствующее о том, что Америка не сидит сложа руки. Бедные парни здесь полагают, что, кроме России, никто на самом деле не воюет». В ответ президент Вильсон назначил руководить пропагандистской кампанией бывшего редактора «Чикаго трибюн» Эдгара Сиссона и поручил ему вытеснить англо-французских союзников из России1.

В 1918 г. курс PR был включен в учебный план Университета штата Иллинойс, а в 1922 г. такая специализация появилась в Нью-Йоркском университете. В следующем году преподаватель этого университета Эдвард Бернауз, родственник Зигмунда Фрейда, издал первую книгу на тему PR «Кристаллизация общественного мнения».

К началу 1930-х гг. public relations стал самостоятельной функцией .менеджмента. В крупных американских компаниях была введена долж­ность вице-президента по коммуникациям, или PR, а PR-консалтинг превратился в самостоятельный бизнес2.

Одновременно в СССР появились специализированные подраз­деления в органах государственной власти. Так, в начале 1935 г. при организационном отделе Красноярского крайисполкома был создан сектор информации. Поскольку работал он слабо, 18 ноября 1936 г. пре-


1 УткинА. Вызов Запада и ответ России. М.: Алгоритм, 2002. С. 219—220.

2 Чернозатожкий А, По существу вопроса: становление PR. Режим доступа: http://www.7st.ru





зидиум крайисполкома снял прежнего руководителя сектора, а на его место назначил К.И. Вендерова1. Судя по архивным документам, он был энергичным профессионалом, хорошо знакомым с информационными технологиями своего времени.

Прежде всего Вендеров подготовил проект положения сектора и создал сеть информаторов во всех районах края. Потом он разработал образцы стандартных информационных продуктов для эффективной работы этого механизма.

Согласно положению главной задачей сектора являлось информи­рование президиума крайисполкома о руководстве местными советами и исполкомами хозяйственным и культурным строительством. Затем шло освещение положительного опыта, недостатков и извращений в массовой работе советов. Еще сектор был обязан сигнализировать о выступлениях антисоветских элементов против политики партии и правительства. В круг задач входил анализ политической и производ­ственной активности избирателей, форм и методов вовлечения трудя­щихся в управление государством. Не меньший интерес для руководства представлял учет политических настроений масс и отношение различ­ных слоев населения к работе советов.

Кроме того, сотрудники сектора изучали формы и методы выявле­ния активистов и лучших образцов советской работы. Они проверяли учетно-информационные документы исполкомов на предмет их полити­ческой выдержанности и закономерности. Сектор поддерживал связь с центральной, краевой и районной печатью для получениями распро­странения информации, а также издавал постановления и популярные брошюры по вопросам советского строительства.

В целом сектор информации был призван обеспечить бесперебой­ную работу информационного механизма края по стандартной схеме и тематике, утвержденной президиумом крайисполкома2.

Судя по декларированным задачам, кроме сбора информации со­трудники сектора вели аналитическую работу, а также распространяли информационные, справочные и пропагандистские материалы. Следо­вательно, функции и задачи сектора значительно превышали просто информирование. Другое дело, что сотрудники занимались не поиском общих интересов для взаимодействия с общественностью, а агитацией и пропагандой для контроля над населением. Поэтому связи с обще­ственностью не превратились в самостоятельную управленческую функцию.


1 Постановление президиума Красноярского краевого исполнительного комите­та от 18.11.35 № 105. ГАКК. Ф. 1386. On. 1. Д. 515. Л. 178.

2 ГАКК. Ф. 1386. On. 1. Д. 55. Л. 57.

Н





Тем временем на Западе наблюдалось бурное развитие рынка public relations: в 1948 г. было создано «Общество PR» в Америке, в 1955-м в Лондоне появилась Международная ассоциация PR, которая ныне объединяет специалистов из 65 стран.
1.3. PR В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ






СОДЕРЖАНИЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ


Лекция 2





Пока нет единой точки зрения на определение и содержание public relations. Специалисты насчитывают более 500 определений этого терми­на, который перевели на русский язык как «связи с общественностью». В одном случае под этим термином понимают стратегические ком­муникации, в другом — управление репутацией, в третьем — управление информационными потоками. Тем не менее можно выделить самые общие черты'предмета.
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ PUBLIC RELATIONS






public relations — развитие общественных связей. В таком определении есть направленность в будущее и надежда, что наш мир можно изменить к лучшему. Правда, некоторые считают автором этого определения про­фессора Петра Шихарева1.

Часто public relations путают с агитацией и пропагандой. Латинское слово agitatio означает приведение в движение, a propaganda — распро­странение. Владимир Даль определил агитацию'как подстрекательство к народным или сословным смутам, агитатора считал подстрекателем и зачинщиком мятежа, а пропаганду — распространением какого-либо толка или учения2.

Брокгауз и Ефрон примерно так же понимали пропаганду, но более лояльно относились к агитаторам. Они называли агитацией усиленную деятельность, направленную к возбуждению какого-либо религиозного, политического или общественного движения. Поэтому агитатором вы­ступает лицо, старающееся вызвать в обществе сочувствие к какой-либо идее, расположение или нерасположение к другим лицам3.

Сегодня под агитацией понимают распространение идей для воз­действия на сознание, настроение и общественную активность масс. В свою очередь, пропагандой считается деятельность, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информа-■ ции с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей4.

Иногда к деятельности, направленной на развитие общественных связей, поддержаниеинтереса публики к компании, применяют термин «паблисити». Традиционно так называют бесплатную рекламу.

Агитацию, пропаганду и паблисити следует рассматривать как . инструменты, помогающие организации выстраивать связи с общест­венностью.


2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ


Связями с общественностью занимаются специальные агентства и подразделения организаций. Термин «организация» произошел от ла­тинского слова organizo, что значило «сообщаю стройный вид». Сегодня этот термин используют в трех значениях. Прежде всего организация —

1 Петров Д. Губернские выборы и злобный «пиар». Режим доступа: http//smi.ru

2 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Режим до­ступа: http://www.Glossary.ru

3 Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Режим доступа: http://www.Glossary.ru

4 Экономика и финансы. Режим доступа: http://www.Glossary.ru





это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия автономных частей целого. В другом значении организация выступает как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Чаще организацией называют объединение людей, совместно реализующих программу или цель, действующих на основе определенных процедур и правил1. Организации могут быть государственными, коммерческими и общественными.

Российские коммерческие фирмы не отстают от мировых лидеров. В 2006 г. журнал «Форбс» опубликовал список двух тысяч крупнейших компаний мира. Его возглавляют американские корпорации «Сити-груп», «Дженерал электрик» и «Бэнк оф Америка». Среди лидеров оказались 14 российских организаций: компания «Газпром» занимает 53-е место (по рыночной стоимости — 12-е), на 139-е место поднялась компания «ЛУКОЙЛ», 205-е принадлежит РАО «ЕЭС России», 261-е — «Сургутнефтегаз», а 333-е место занимает «Сбербанк»2.

Успешная деятельность организации зависит от хороших отноше­ний со своей общественностью, которую можно разделить на внутрен­нюю и внешнюю.

К внутренней общественности относится персонал (латинское personalis переводится на русский язык как «личный»), так называют личный состав, работающий по найму для достижения целей организа­ции3. Крайне важно, чтобы сотрудники разделяли цели деятельности организации и сохраняли лояльность к ее руководству.

Характеристику внешней общественности следует начать с клиен­тов, поскольку от них зависит существование организации. Клиен­ты — это физические или юридические лица, пользующиеся услугами организации4. Задача организации заключается в сохранении старых и приобретении новых клиентов.

Удовлетворять потребности клиентов помогают партнеры. Англий­ским словом parthner называют соучастника в игре или какой-либо деятельности5. Это физические или юридические лица, которые по­могают организации обслуживать клиентов. Для организации важно поддерживать эти отношения.


1 Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1989. С. 448.

2 Forbes опять отметил россиян. Режим доступа: http://www.dni.ru

3 Словарь по общественным наукам. Режим доступа: http://www.Glossary.ru

4 Там же.

5 Краткий словарь современных терминов и понятий. М. : Республика, 1995. С. 307.

15





Крайне редко и очень недолго организации удается сохранять монополию на товары, услуги или идеи. Поэтому у неё есть конкуренты. Латинское слово concurrentia означает соперничество1. Конкуренты — это другие организации и физические лица, оказывающие клиентам . аналогичные услуги. На первый взгляд между организацией и ее кон­курентами существует непримиримый конфликт интересов из-за кли­ентов, но вместе с тем всегда можно найти и общие интересы, среди них могут быть поддержание престижа профессии или товара, сохранение природной среды, забота о социально незащищенных слоях населения и многие другие. Поддерживая с ними связи, организация защитит себя от недобросовестной конкуренции.

Организация действует не в безвоздушном пространстве, а в мест­ном сообществе. Во главе местного сообщества стоит власть, в общем смысле это — способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия или других средств2. В российских условиях для органи­зации крайне важно выстроить конструктивные отношения с органами государственной и муниципальной власти.

Следующим специфическим видом общественности являются средства массовой информации, которые служат мощным рычагом воздействия на общественное мнение и выступают в роли посредника между организацией и ее общественностью.

Местное сообщество представляют некоммерческие, негосудар­ственные и неполитические организации (НКО). Это добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные по ' инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов' для реализации общих целей, указанных в уставе объединения3. НКО и лидеры общественного мнения могут способствовать деятельности организации.

Каждая организация может найти себе партнеров среди правоза­щитных, экологических, спортивных, творческих и прочих организаций. С помощью их активистов можно собирать и распространять информа­цию, проводить публичные мероприятия и реализовывать социально значимые проекты.

Еще в качестве самостоятельных групп общественности могут выступать акционеры, инвесторы и другие субъекты. Однако работа с ними принципиально не отличается от взаимодействия с базовыми целевыми группами.

1 Краткий словарь современных терминов и понятий. С. 196.

2 Философский энциклопедический словарь. С. 92.

3 Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Ре­жим доступа: http://www.hro.org





Ј3. ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ


Устойчивые связи со всеми группами общественности осуще­ствляются с помощью информирования, аналитики и проектирования. В особый вид деятельности следует выделить управление кризисными ситуациями в силу сложности этого процесса.

Эти взаимосвязанные элементы можно изобразить схематично (рис. 2:1).





Такая схема помогает специалистам по связям с общественностью выстроить качественную коммуникацию с каждой из групп обществен­ности организации.

В практической деятельности все виды работ тесно переплетаются между собой и немыслимы друг без друга. К .примеру, специалисты коммерческой организации собирают и анализируют информацию для понимания своих потребностей. Затем они разрабатывают проект публич­ного мероприятия на улицах города. Для его реализации потребуются разрешение муниципалитета и партнеры из некоммерческих творческих организаций. Прежде чем стать партнерами, они также собирают и ана­лизируют информацию для уточнения своей выгоды от участия в чужом проекте. Далее организаторы привлекают к проекту журналистов для усиления его воздействия на общественное мнение. Журналисты не при­дут на мероприятие, если предварительно не получат и проанализируют информацию на предмет соответствия проекта редакционной политике. При этом только правда и полная информированность сделают предста­вителей разных групп общественности надежными партнерами.

2. Ильин А. С. 17





Требования к квалификации выпускника специальности 350400 «Связи с общественностью» сформулированы в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Специалист по связям ,с общественностью должен обладать знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и дело­вой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов.

Его профессиональная деятельность направлена на изучение и вы­работку рекомендаций по следующим' аспектам:

Следовательно, специалист по связям с общественностью оказыва­ет три услуги. Он может изучить любую проблему и выработать рекомен­дации, оформив их в проект, проконсультировать заинтересованную сторону, а также реализовать проект, то есть выполнить управленческую функцию. Конкретные функции формулируются в должностной ин­струкции и техническом задании.

Таким образом, деятельность по формированию связей организа­ции с общественностью — важнейший элемент управления. Организа­ция не сможет существовать без лояльного отношения к ней со стороны клиентов или местного сообщества. Главным инструментом^азвития общественных связей выступает имидж.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


А.С. ИЛЬИН ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Курс лекций
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации