Ответы на госы РГГУ 2012 международные отношения - файл n31.docx

приобрести
Ответы на госы РГГУ 2012 международные отношения
скачать (2001 kb.)
Доступные файлы (65):
n1.docx33kb.26.02.2012 21:14скачать
n2.docx36kb.26.02.2012 21:15скачать
n3.doc58kb.31.05.2009 18:55скачать
n4.docx27kb.26.02.2012 21:16скачать
n5.docx35kb.26.02.2012 21:17скачать
n6.docx33kb.26.02.2012 21:18скачать
n7.docx20kb.26.02.2012 21:18скачать
n8.docx30kb.26.02.2012 21:18скачать
n9.docx31kb.26.02.2012 21:19скачать
n10.docx28kb.25.02.2012 19:17скачать
n11.doc60kb.31.05.2009 18:55скачать
n12.docx30kb.26.02.2012 21:20скачать
n13.docx32kb.26.02.2012 21:20скачать
n14.docx38kb.26.02.2012 21:21скачать
n15.docx32kb.23.02.2012 16:10скачать
n16.docx34kb.26.02.2012 21:21скачать
n17.docx39kb.27.02.2012 17:36скачать
n18.docx28kb.26.02.2012 21:23скачать
n19.doc64kb.31.05.2009 18:55скачать
n20.docx41kb.23.02.2012 15:40скачать
n21.doc86kb.27.02.2012 14:34скачать
n22.docx140kb.23.02.2012 15:46скачать
n23.docx28kb.23.02.2012 15:47скачать
n24.docx35kb.26.02.2012 21:32скачать
n25.docx44kb.23.02.2012 15:49скачать
n26.docx52kb.27.02.2012 01:36скачать
n27.docx24kb.23.02.2012 17:35скачать
n28.docx25kb.27.02.2012 17:17скачать
n29.docx30kb.23.02.2012 17:34скачать
n30.docx27kb.27.02.2012 17:29скачать
n31.docx31kb.23.02.2012 16:07скачать
n32.docx39kb.23.02.2012 17:34скачать
n33.doc51kb.24.02.2012 18:07скачать
n34.doc51kb.27.02.2012 17:22скачать
n35.docx33kb.23.02.2012 17:29скачать
n36.docx36kb.23.02.2012 15:22скачать
n37.doc84kb.31.05.2009 18:55скачать
n38.docx41kb.23.02.2012 16:21скачать
n39.docx24kb.23.02.2012 16:22скачать
n40.docx16kb.23.02.2012 16:23скачать
n41.docx49kb.23.02.2012 15:07скачать
n42.docx63kb.23.02.2012 16:25скачать
n43.docx46kb.27.02.2012 17:44скачать
n44.docx41kb.23.02.2012 17:31скачать
n45.docx37kb.27.02.2012 14:08скачать
n46.docx21kb.27.02.2012 14:03скачать
n47.docx23kb.19.02.2012 11:45скачать
n48.docx20kb.23.02.2012 17:35скачать
n49.docx42kb.23.02.2012 16:05скачать
n50.docx33kb.27.02.2012 14:25скачать
n51.doc73kb.11.02.2012 20:50скачать
n52.docx25kb.23.02.2012 19:01скачать
n53.docx89kb.24.02.2012 18:07скачать
n54.docx96kb.27.02.2012 15:13скачать
n55.docx32kb.27.02.2012 17:15скачать
n56.docx23kb.23.02.2012 17:30скачать
n57.docx39kb.27.02.2012 15:50скачать
n58.docx24kb.11.02.2012 20:50скачать
n59.docx32kb.27.02.2012 15:35скачать
n60.docx28kb.23.02.2012 16:16скачать
n61.doc78kb.22.02.2012 22:28скачать
n62.docx35kb.23.02.2012 23:48скачать
n63.docx25kb.27.02.2012 15:07скачать
n64.docx32kb.23.02.2012 15:19скачать
n65.doc61kb.04.03.2012 17:57скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n31.docx

12. Особенности среды международных отношений: государственные и негосударственные акторы

Принципиальные положения системного подхода применительно к международным отношениям заключаются в признании их целостной, обладающей собственной структурой, системой.

Среда МО входит в число осн понятий системной теории. Исходным для нее является само понятие “система”, которое можно определить как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. “Среда” есть то, что влияет на систему и с чем она взаимодействует; различаются два вида среды – внешняя среда (окружение системы - enviroment) и внутренняя среда – контекст;

Ос-ти среды: среда – то что влияет на сист вне рамок этой сист, осн на несист фак-рах: идеология, этич. измерение, терроризм; или внутри этой сист – структурные факторы – нормами мн права. Изучали т. парсонс, г. Алмонд, д. истон, виноградов, богатуров.

Особенности внешней среды международных отношений. В самом общем виде среда всякой системы – это то, что ее окружает. Отдельно рассматривают социальную среду (совокупность воздействий, происхождение которых связано с существованием человека и общественных отношений) и внесоциальную среду (многообразие природного окружения, географических особенностей, распространения природных ресурсов, существующих естественных границ и т.д.). Внешняя среда – окружение системы, диктующее ей принуждения и ограничения – человеческая цивилизация, а также климат, ландшафт, границы, расположение полезных ископаемых и т.п.

Государственные и негосударственные акторы

Наиболее употребительным термином, которым в науке о международных отношениях принято обозначать участников взаимодействия на мировой арене, является термин «актор». «Актор» — это любое лицо, которое принимает активное участие, играет важную роль, — пишут Ф. Брайар и М.-Р. Джалили. В сфере международных отношений, подчеркивают они, под актором следует понимать любой авторитет, любую организацию, любую группу и даже любого индивида, способного играть определенную роль, оказывать влияние.

М. Каплан различает три типа международных акторов: национальный (суверенные государства); транснациональный (региональные международные организации, например, НАТО); универсальный (всемирные организации, например ООН). Ф. Брайар и М.Р. Джалили добавляет к этим трем типам четвертый – так называемых потенциальных акторов (национально-освободительные движения, региональные и локальные общности).

Государство как основной участник МО. В пользу этого утверждения свидетельствует то, что:

- внешняя политика государств определяет характер международных отношений;

- государство является главным субъектом международного права;

- деятельность и даже существование международных организаций, других участников международных отношений в значительной мере зависит от того, как к ним относится государство;

- государство и в настоящее время является универсальной формой политической организации человечества. Если в XV веке существовало 5-6 государств, в 1900-м году – 30, в 1945 г. членами ООН стали 60 стран, в 1965 г. в этой организации состояло уже 100 государств, в 1992 г. – 175, 1996 – 185.

Одной из решающих в понимании сущности государства является категория “национально-государственный суверенитет”, которая самовыражается в двух формах - внешней и внутренней. Речь идет, с одной стороны, о свободе государства самостоятельно избирать свой путь развития, политического режима, законодательства и т.д. А с другой – о невмешательстве государств во внутренние дела друг друга, о их равенстве и независимости. Развитие мировой политической системы в конце ХХ – начале XXI веков бросило серьезный вызов государственному суверенитету, так как происходит его эрозия. С этим следует согласиться, если вслед за С.Д. Краснером иметь в виду суверенитет вестфальского типа, под которым американский исследователь понимал такую политическую организацию, когда внешние факторы фактически не могут воздействовать на внутреннюю политику вообще, а если и могут, то крайне ограниченно. Поэтому правильно было бы говорить не об исчезновении суверенитета вообще, а скорее об изменении ег содержания в связи с процессом фактического перехода части функций государства к другим акторам. В обозримом будущем вряд ли следует ожидать минимизации роли как государственного суверенитета, так и самого государства, о чем еще недавно весьма охотно писали некоторые американские авторы. Сейчас и в США господствует точка зрения, согласно которой суверенное государство продолжает существовать, несмотря на все вызовы, которые оно испытывает именно потому, что как политическая структура способна мобилизовать огромные материальные и человеческие ресурсы в ответ на “вызовы истории”. Государство остается основной формой политической организации современного общества, главным актором на мировой арене. Но одновременно оно изменяется и развивается, адаптируется к новым условиям и приспосабливает их к себе. Не исчезает, а лишь видоизменяется и наполнение понятия “государственный суверенитет”. Основная проблема здесь заключается в том, по какому пути пойдет это развитие, как государство будет взаимодействовать с другими участниками мировой политической системы, которые все отчетливее заявляют о себе.

Принцип суверенитета национальных государств. Он приводил и сейчас продолжает приводить к неоднозначным последствиям в сфере международных отношений:

а) каждое государство вынуждено так или иначе сочетать в своей внешней политике достаточно противоречивые функции: оно может стремиться к территориальной экспансии и озабочено защитой своего территориального пространства, нарушать интересы другого государства и тщательно оберегать свои, выступать в защиту мира и укрепления солидарности в международных отношениях и готовить аннексию считающейся своей территории другого государства;

б) каждое государство стремится к обеспечению собственной безопасности. Однако в условиях “плюрализма суверенитетов” возникает одна из самых сложных и животрепещущих проблем – так называемая дилемма безопасности. Она состоит в том, что увеличение безопасности одного из государств может рассматриваться как небезопасность для другого и вызывать с его стороны соответствующие реакции – от гонки вооружений до “превентивной войны”;

в) хотя формально в МО все государства равны, но “некоторые из них равны больше чем другие” (Б. Рассет и Х. Старр). Формально-юридическое их равенство не может отменить того обстоятельства, что они различаются по своей территории, природным ресурсам, экономическому потенциалу, социальной стабильности, вооружениям и т.д. Эти различия резюмируются в неравенстве государств с точки зрения их национальной мощи.

Международная стратификация государств. Различаются сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и микрогосударства.

Cверхдержавы выделяются по следующим признакам: а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба; б) способность оказывать влияние на жизнь всего человечества; в) невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции, если в такую коалицию не входить другая сверхдержава.

Великие державы оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях. Они нередко стремятся играть мировую роль, однако реальные возможности, которыми они располагают, ограничивают их роль либо определенным регионом, либо отдельной сферой международных отношений а уровне региона

Средние державы обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружении. Это отличает их от малых государств, влияние которых является слабым.

Малые государства вместе с тем должны обладать достаточными средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности.

Микрогосударства в принципе не могут защитить свой суверенитет собственными силами. Таковыми считаются государства, население которых не превышает 1-2 миллионов человек.

Межправительственные организации (МПО). Они создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. МПО возникают в XIX веке, но их расцвет приходится на век ХХ, особенно на его вторую половину. В 1900 г. было всего 30 МПО, в 1985 году их стало 378, к 1997 году это число уменьшилось до 258, а в 1999 году их насчитывалось 251.

МПО могут быть универсальными, в которые могут входить любое государство мира (ООН), универсальные же организации, но с фиксированным членством (Группа восьми), региональные, в которых членство жестко ограничивается (Организация африканского единства, Организация американских государств). Некоторые МПО называют межправительственными организация (таковыми являются специализированные учреждения ООН – Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.).

МПО многими исследователями воспринимались еще в недалеком прошлом как своеобразные “проводники” политики государств, их создавших. Однако постепенно становилось очевидным, что эти организации начали играть вполне самостоятельную роль, стали сами оказывать серьезное влияние на международные отношения. Р. Кохэн и С. Хоффманн выделяют шесть основных функций, которые выполняют или могут выполнять современные межправительственные организации:

- через МПО государство осуществляет политическое влияние на международные процессы;

- МПО служат местом согласования интересов различных государств путем переговоров;

- одни международные организации используются для ослабления других или взаимодействия с ними (Франция, например, стремится к усилению ЕС в области безопасности и снижению в этой сфере роли НАТО);

- МПО используются государствами для информирования других о своих планах и целях;

- документы, принимаемые МПО, служат некими ориентирами для государств, которые входят в них, для выработки собственной политики.

Дискуссии о направлениях трансформации МПО. Окончание “холодной войны” и крушение биполярной СМО выдвинула в качестве актуальной задачу преобразования МПО, так как изменилась международная среда, в которой они функционировали. В начавшейся дискуссии выделялись следующие наиболее важные моменты:

- изменения на мировой арене после крушения СССР и системы реального социализма, превращения Германии и Японии в экономических гигантов сделали актуальной реорганизацию ООН и ее Совета Безопасности;

- развитие МПО нередко сопровождалось излишним кадровым ростом и бюрократизацией их аппарата, в результате чего межправительственные организации становились малоэффективными;

- по мере увеличения общего количества МПО и развития каждой организации в отдельности все острее становилась проблема согласования деятельности множества комитетов и комиссий, занятых сходными вопросами;

- проблема необходимости участия всех заинтересованных стран в решении вопросов, которыми занимается международная организация, может быть проиллюстрирована на примере Лиги Наций: вопросы не решаются, когда те или государства не вступают в организацию или исключаются из нее;

- неоднородность потенциала членов международной организации, когда одни государства обладают большими политическими или финансовыми возможностями, чем другие. Отчасти данная проблема решается созданием коалиции государств для согласования действий в целях усиления своего влияния;

- вопрос об исполнении решений межправительственных организаций также решается не всегда однозначно, что вызывает дискуссии относительно эффективности деятельности МПО.

Неправительственные участники МО. Среди неправительственных акторов, оказывающих наибольшее воздействие на СМО, обычно выделяют международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и внутригосударственные регионы.

1. Международные неправительственные организации (МНПО) весьма активны и влиятельны в современном мире. К ним относят организации, которые учреждены не на правительственной основе и действуют не только в рамках одного государства (поэтому их часто называют транснациональными). Первые МНПО возникли в XIX веке, но проявление их реального влияния на МО и численный рост приходится на вторую половину ХХ столетия. В 1900 г. их насчитывалось 69, на рубеже ХХ и XXI веков – 27 тысяч. Их деятельность (Гринпис, Пагуошское движение и др.) способствовала созданию новых международных режимов, разработке новой повестки дня для решения глобальных проблеми демократизации мира. Многие МНПО пользуются значительной поддержкой населения, что позволяет им действовать весьма активно. Согласно французским данным, в этой стране неправительственным организациям доверяют в 5 раз больше людей, чем правительству, и в 9 раз больше по сравнению со средствами массовой информации.

2. Транснациональные корпорации (в ряде случаев используется и другой термин – мультинациональные или межнациональные организации - МНК) – весьма значимый, видный участник СМО. ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность которых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличие от правительственных и неправительственных международных организаций, ТНК работают с целью получения прибыли. По оценкам ООН, в конце ХХ в. в мире насчитывалось более 53 тысяч транснациональных компаний. Около 90% всех ТНК базируются в развитых странах северного полушария. В 1998 г. “Дженерал Моторс” произвела продукции на 161,3 млрд. долл., что превышло ВВП Греции (137,4 млрд.), Израиля (96,7 млрд.), Ирландии (59,9 млрд.), Словении (19,5 млрд.), Никарагуа (9,3 млрд.). На начало 1999 г. 20 крупнейших транснациональных банков имели в своем активе сумму, превышавшую 425 млрд. долл. Финансовые рычаги, которыми располагают транснациональные корпорации, позволяют им действовать весьма эффективно и на международной арене. Деятельность ТНК в этой сфере имеет как позитивную (развитие мировой торговли, создание рабочих мест в развивающихся странах, развитие процессов демократизации мира, внедрение процедур мирного разрешения конфликтов, подготовка национальных кадров), так и негативную (подрыв национального суверенитета слаборазвитых государств, готовность к сотрудничеству с репрессивными режимами в развивающемся мире, интерес к сохранению в них дешевой рабочей силы, размывание национальной культуры путем внедрения своих культурных ценностей, усиление разрыва между уровнями развития богатых и бедных стран) стороны.

3. Внутригосударственные регионы (административно-государственные образования государств – кантоны, федеральные земли, штаты) становятся все более заметными участниками СМО. Внутригосударственные регионы становятся все более значимым фактором европейского строительства, что привело к появлению такого понятия, как “Европа регионов”. В “Концепции внешней политики РФ” подчеркнуто, что “субъекты Российской федерации развивают свои международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ” от 2 декабря 1998 г. и другим законодательным актам.

Изменение количества и качества участников СМО. Указанные перемены вызвали серьезные следствия в сфере международных взаимодействий:

- во-первых, возникает острая проблема ответственности международных акторов за их действия на мировой арене. Одни из них, руководствуясь только своими интересами, порой мало задумываются о возможных побочных результатах (экологических или социальных), особенно если изначально ставят перед собой краткосрочные цели, после чего уходят с международной арены. В других случаях международные участники ставят перед собой даже деструктивные цели (например, международные террористические организации). И.И. Кузнецов пишет о том, что негосударственные акторы не всегда осознают эту ответственность в полной мере, выступая в международных отношениях как участники с ограниченной ответственностью;

- во-вторых, сложность взаимосвязей участников СМО, которые трудно проследить и просчитать, порождают неопределенность. В результате, по мнению В. Гавела, мы живем в мире, где все возможно и почти ничто не является установленным;

- в-третьих, множественность участников СМО обусловила и так называемый парадокс участия, сформулированный М. Николсоном. Его суть сводится к тому, что чем меньше участников на международной арене и чем больше они однородны, тем предсказуемее их действия и последствия этих действий. Данный факт особенно негативно сказывается в настоящее время на проблеме безопасности;

- в-четвертых, сложность, запутанность, отсутствие согласованности и подчинения действий даже в рамках одного актора, государства – еще один феномен современного мира. Можно привести конкретные примеры, когда власти той или иной страны признавали, что они не контролировали свои вооруженные подразделения и т.п.

12. Особенности среды международных отношений: государственные и негосударственные акторы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации