Курсовая работа - Экскурсионное дело, инновационный подход - файл n1.doc

Курсовая работа - Экскурсионное дело, инновационный подход
скачать (162.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc163kb.10.06.2012 10:10скачать

n1.doc

Введение
Сегодня туризм — это мощная индустрия, являющаяся одной из приоритетных отраслей экономики ведущих стран мира. Туризм обеспечивает занятость миллионов людей, удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта весьма высок и составляет основу государственного бюджета ряда стран. По уровню доходов туризм уступает лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, а как источник поступлений валюты международный туризм занимает второе место в мире после товарного экспорта.

Туризм в России прошел долгий и своеобразный путь развития. За этот период в стране была создана самая широкая сеть рекреационных учреждений, успешно развивались науки, занимающиеся проблемами отдыха и туризма, было заложено начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. Вместе с этим формирование самой крупной и самой дешевой в мире материальной базы социального и самодеятельного туризма привело к резкому отставанию уровня предоставляемых услуг от мировых стандартов, что стало тормозить дальнейшее развитие отечественного туризма. Развал СССР и переход к рыночным отношениям отрицательно отразились на рекреационном хозяйстве России:

- существенно сократилась рекреационная территория — Россия потеряла традиционные курортные зоны в Прибалтике, на Украине, в Закавказье;

- значительно упал спрос на туристские услуги в связи с общим падением уровня жизни населения и ростом цен на отдых в рекреационных учреждениях, лишившихся государственного финансирования;

- многие предприятия отдыха обанкротились и закрылись . Это поставило перед отечественным туризмом задачу научиться работать в новых социальных и экономических условиях.

Пережив «шоковую терапию», экономика российского туризма стала постепенно стабилизироваться. Изменилась и государственная политика в отношении туризма. С принятием Указа Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» всемирная поддержка туризма стала приоритетной задачей государства. Следом за указом были разработаны федеральные целевые программы развития туризма и санаторно-курортного дела.

В настоящее время рынок российского туризма развивается крайне не равномерно. Объем въездного туризма преобладает над объемами въездного и внутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма провозглашенный федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» от 24 ноября 1996 г., в стране все - таки активно функционирует рынок въездного туризма. Это означает, что преобладает выезд туристов и вывоз денег за рубеж. Такой отрицательный баланс неблагоприятно сказывается на экономике страны.

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Огромный историко-культурный потенциал нашей страны представляет неограниченные возможности для туристско-экскурсионной деятельности.

Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Формирование кадров туристско-экскурсионной организации — это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.

Целью моей работы является исследование содержания, методики и формы профессиональной подготовки специалистов-экскурсоводов.

Задачи - выявить особенности профессиональной подготовки специалистов и с их учетом сформулировать методические требования к обучению специалистов- экскурсоводов.

Объект исследования - профессиональная подготовка специалистов в сфере туризма в высших учебных заведениях.

Предмет исследования – содержания, методические приемы, формы, инновационные подходы в процессе подготовки специалистов в туристских вузах.
Глава 1 История возникновения и развития экскурсоведения

В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времён. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии – Олимпиады.

В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и
Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Петровские реформы в России ознаменовались обязательными “гранд-турами” для молодых дворян, имеющими целью образование и повышение культурного уровня, предваряющими вступление на профессиональное или политическое поприще. Путешествия способствовали расширению кругозора, однако являлись элитарными в связи с примитивизмом средств передвижения.

Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития. Становятся более разнообразными цели и мотивы путешествий:

. курортные, с целью отдыха и лечения;

. экскурсионные, с целью знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями;

. деловые – для проведения деловых переговоров;

. научные – для знакомства с достижениями науки.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

Термин «экскурсия» происходит от лат. excursio — поездка, вылазка. Посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний.

Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали более широкому развитию туристского движения в России. История развития экскурсионной деятельности насчитывает свыше ста лет.


Глава 1.1. Становление экскурсионного дела в российской империи.

Первые сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в.
Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма.

Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д.Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.

Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся.
Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ.

Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации

Крымский горный клуб. В XIX в. среди россиян большую популярность получил горный район Крым, к которому легко было добраться по суше и по морю. Крымские горы привлекали доступностью своих хребтов и удобными для путешествий тропами. К тому же целительный сухой климат благоприятно сказывался на людях с заболеваниями дыхательной системы. Эти свойства сделали его наиболее посещаемым районом России.

Крымский горный клуб поставил перед собой следующие цели:

1. научное исследование Таврических (Крымских) гор и распространение собираемых о них сведений;

2. поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной или артистической целью;

3. поддержка местных отраслей сельского хозяйства, садоводства и мелкой горной промышленности;

4. охрана редких горных видов растений и животных.

Клуб существовал материально за счёт взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий, изданий трудов клуба.

С первого же года клуб приступил к собиранию данных по геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и истории Крыма и поставил задачу начать издание этих материалов с целью популяризации Крыма как туристского района. И уже в 1891 г. первый выпуск “Записок Крымского горного клуба” увидел свет, после чего регулярное их издание продолжалось в течение 25 лет.

Особое место в деятельности Крымско-Кавказского горного клуба занимало

Ялтинское отделение. Именно это отделение занялось широкой экскурсионной деятельностью, организацией туристских поездок и экскурсий в Крым и по наиболее интересным местам Крымского побережья.

Ялтинским отделением было сформулировано несколько задач:

1. создание троп для пешеходных экскурсий в горы;

2. установление указателей дальнейшего движения и пройденного расстояния, а также скамеек для отдыха;

3. создание туристского приюта. На Чатырдаге был создан первый в России

Туристский приют.

4. разработка новых экскурсионных маршрутов; заключение контрактов с поставщиками лошадей и экипажными мастерами; поиск мест для проживания экскурсантов; хлопоты об удешевлении экскурсий для учащихся и др.

Год от года экскурсионная деятельность Ялтинского клуба набирала силу.
Число экскурсантов постоянно увеличивалось. Экскурсии отделения отличались большим разнообразием маршрутов. Основу их составляли однодневные экскурсии в окрестностях Ялты.

Популяризация экскурсий проводилась путём рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждения крупных городов России, публикации рекламных сообщений об экскурсиях, еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий в гостиницах, пансионатах, водолечебницах. Такие методы распространения экскурсий принесли свои плоды.
Понимая, что для дальнейшего развития экскурсионного дела необходимо большое число подготовленных экскурсоводов, местные правления клубов начали подготовку руководителей экскурсий из числа школьных учителей. Педагогические экскурсии стали ещё одной действенной формой пропаганды туризма в России.

В то время Крымско-Кавказский горный клуб являлся влиятельной экскурсионной организацией в России. Он заложил прочный фундамент экскурсионного дела в нашей стране.


Глава 1.2 Развитие экскурсоведения в XX в.

В первые годы Советской власти экскурсиям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народных масс. В ноябре 1917 г. при Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Н. К. Крупская.

Этот отдел руководил всей политической и культурно-просветительной работой среди взрослых, в том числе и экскурсионной: организовывал экскурсионные станции, курсы подготовки экскурсоводов, разрабатывал для школ экскурсионные планы и маршруты, издавал литературу.

По его инициативе было приняло решение о включении экскурсий в школьные планы. Рекомендовалось использовать экскурсии при преподавании естествознания, географии, физики, истории, литературы, проводить их в учебное время, выделяя для этого специальные средства.

Летом 1920 г. в Москве начало работать Центральное бюро школьных экскурсий. Наряду с организацией экскурсий, оно проводило и научные исследования. Через год на базе бюро образовался Центральный музейно-экскурсионный институт, который разрабатывал главным образом вопросы организации и методику проведения школьных экскурсий. Одновременно в различных городах России институт создавал экскурсионные базы.

Осенью 1922 г. при Московском университете была образована кафедра экскурсионного дела и краеведения.

В ноябре 1920 г. по инициативе экскурсионной секции Петроградского губернского отдела народного образования был организован Научно-исследовательский экскурсионный институт. По замыслу основателей он должен был вести не только исследовательскую, но и педагогическую работу. В институте была развернута подготовка руководителей экскурсий, проводились показательные экскурсии.

Таким образом, в 20-е гг. в стране образовались два центра, две школы по разработке вопросов теории, методики и практики экскурсионного дела – московская и петроградская. Между обеими школами существовали определенные различия в понимании сущности и целей экскурсионной работы: московская школа большое значение придавала воспитательному аспекту, петроградская – познавательному.

Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуждались на конференциях, в которых активное участие принимали ученые Петроградского экскурсионного и Московского музейно-экскурсионного институтов (Петроград, 1921, 1923 гг.).

Уже в первые годы Советской власти экскурсии стали не только способом проведения досуга людей, но и средством развития общественной активности и идеологического воспитания человека. Другими словами, с момента своего возникновения советские экскурсии были связаны с пропагандой социалистического строя и социалистического строительства. С 1924 г. появились первые экскурсии, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. Основной трудностью данного периода была начавшаяся массовая идеологизация всех сфер жизни советского народа, в том числе и сферы использования культурно-исторического наследия. Идеологические перегибы привели к признанию ряда памятников чуждыми новой культуре и к обоснованию массовых разрушений архитектурных и скульптурных памятников.

К разработке проблем экскурсионного дела были привлечены многие известные ученые, педагоги, специалисты в области музейного дела, внешкольной и культурно-просветительной работы. В 1926 г. вышла книга Н. П. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению», а в 1928 г. – В. А. Герда «Экскурсионное дело». В это же время вышли труды и других энтузиастов экскурсионной работы: Б. Е. Райкова, И. М. Гревса, Д. А. Жарикова, В. В. Згуры,         А. В. Родина.
После 30-х гг. значительно расширилась география туристских маршрутов и тематика экскурсий. Первостепенное значение придавалось производственным экскурсиям, которые рассматривались не только как метод общественно-политического и трудового воспитания, но и как средство обмена передовым опытом. Экскурсии проводились дифференцированно, с учетом возрастного состава, образовательного уровня, профессий, культурных запросов экскурсантов. Популярными стали экскурсии на новостройки страны – Днепрогэс, Магнитку, Турксиб.

Объектами показа являлись также первые колхозы, совхозы, новые города.

В послевоенный период в экскурсионной программе большое место занимает военно-историческая тематика. Объектами посещения экскурсантов стали памятники боевой славы, мемориальные комплексы и памятники, посвященные героям войны, места сражений, места массовых захоронений воинов и мирных жителей. В эти же годы получает дальнейшее развитие и другая тематика экскурсий, в частности литературная и производственная. В это же время экскурсионная работа все больше перемещается в профессиональную туристско-экскурсионную сферу.

Основная форма приобщения к ней учащихся – заказ автобусной экскурсии с профессиональным экскурсоводом, а учитель при этом выступает лишь в роли организатора. В 1956 г. некоторые экскурсионные организации из ведения профсоюзов были переданы Министерству культуры и обществу «Знание». Однако в 1969 г. было признано целесообразным, чтобы руководство туристско-экскурсионным делом, организацией путешествий в стране продолжало осуществляться профсоюзами. Тем не менее за Министерством культуры сохранились экскурсионные учреждения, существовавшие в основном при музеях, картинных галереях, художественных выставках.

В 1971 г. постановление Президиума ВЦСПС «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы» дало право профсоюзным комитетам оплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурную работу.

Эти и другие меры дали возможность участвовать в экскурсиях гораздо более широкому, чем прежде, кругу людей. В результате        с 1970 г. по 1980 г. на плановых маршрутах количество туристов возросло с 9,3 млн до 30 млн, а экскурсантов – с 40,2 млн до 173 млн.    В 1985 г. статистика зарегистрировала 208,7 млн экскурсантов.

Дальнейшее развитие туристско-экскурсионного дела вызвало необходимость решения многих его проблем на научной основе. С этой целью с 1969 г. по 1975 г. в Сухуми работала Центральная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий. В 1975 г. организована Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий. К решению вопросов экскурсионного обслуживания привлечены специалисты ряда НИИ, вузов, проектных организаций. Кроме того, в 70-е гг. XX века было создано Главное экскурсионное управление и открыты Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Подводя итоги советской эпохи в развитии экскурсионного дела, следует отметить, что 1970 - 80-е гг. были временем наивысшего подъема экскурсионной работы в СССР. В данный период гармонично сосуществовали детские и взрослые, учебные и досуговые/, транспортные и пешеходные, городские и музейные экскурсии, которые посещали месячные, иногородние и зарубежные экскурсанты. Большое внимание уделялось организации и поддержанию учреждений, в том числе и научных, занимающихся вопросами экскурсионного обслуживания. Наконец, в тот же период был разработан значительный объем экскурсионной тематики, которая и сейчас востребована на российском рынке экскурсионных услуг.

В начале постсоветского периода, после 1991 г., экскурсионная сфера переживала глубокий кризис. Во-первых, распалась преобладавшая в отрасли система профсоюзного туризма. Если раньше существовали крупные специализированные экскурсионные учреждения-бюро путешествий и экскурсий (бюро международного молодежного туризма «Спутник», бюро «Интурист», городские экскурсионные бюро), то после падения советской власти состояние рынка услуг в стране изменилось и основную роль в организации экскурсионной деятельности стали играть туристские фирмы. Во-вторых, с развалом советской идеологии экскурсия перестала быть средством пропаганды коммунистических идеалов.

Стала неактуальной историко-революционная и советская тематика экскурсий, составлявшая значительную долю всей экскурсионной тематики в прежние годы. С точки зрения ценностного аспекта экскурсионной работы было неясно, на какие темы обращать внимание и в каком свете их преподносить.

В-третьих, была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы. Произошли качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода, в роли которого стали выступать люди, не имеющие ни специального образования, ни хорошей практики экскурсионной работы.

Наконец, изменился контингент экскурсантов. Резко сократилось количество взрослых экскурсий, их место заняли школьные экскурсии. Общий спад первой половины девяностых годов сменился некоторой стабилизацией на рынке экскурсионных услуг в последнее время. Сегодня уже можно говорить об определенном росте интереса к городским и загородным экскурсиям у взрослого населения, но пока только в больших городах.

Дальнейший процесс тормозится в основном ростом цен на услуги, главным образом транспортные.

К перспективным направлениям развития экскурсионного дела в России можно отнести разработку авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания, развитие экскурсионного дела на региональном уровне.

Но все же после долгих путей становления и развития экскурсоведения были опреде­лены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов — показа и расска­за — экскурсионного метода. Выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионно­му обслуживанию населения.

Разработаны основы методо­логии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурси­онного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

Возникновение экскурсионной теории — результат ак­тивной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Тео­рия предстала перед нами как комплекс взглядов, представ­лений и идей, лежащих в основе современного экскурсион­ного дела. Определились три основные части экскурсионного дела теория, методика, практика. Пред­ставляя собой совокупность обобщенных положений, экс­курсионная теория создает предпосылки для появления но­вой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение

Основа экскурсоведения — экскурсионная теория, кото­рая определяет сущность экскурсии, формулирует законо­мерности и особенности экскурсии (важной формы обуче­ния и воспитания человека)

Экскурсионная методика, являясь частью экскурсоведе­ния, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма мето­дических приемов подготовки и проведения экскурсий. Од­на из главных задач экскурсионной методики помочь экс­курсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и сло­весные материалы.

Предмет экскурсионной методики — целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с помощью которых экскур­сионные работники осуществляют свою деятельность.

Глава 2 Экскурсия как вид деятельности.
Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижения поставленной цели. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п.

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п.

Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме.

Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.

Глава 2.1 Классификация экскурсий.

Экскурсии имеют свою классификацию. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

Наиболее актуальной нам представляется классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:

1) по содержанию;

2) по составу участников;

3)по месту проведения;

4) по способу передвижения;

5) по продолжительности;

6) форме проведения.

1. По содержанию экскурсии делятся на: обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте.

Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п.

Практически  все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности. Выбор основных и обязательных подтем – сложная задача для экскурсовода, они должны логически дополнять друг друга.

Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные и научные центры, города-новостройки, города-курорты, города-порты, города-заповедники истории и архитектуры, города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих и известных людей. Таким образом, при подготовке городской обзорной экскурсии предпочтение отдается тем подтемам, которые определяют «лицо» города, а одна из подтем в силу своей значимости обязательно становится ведущей.

Еще одна особенность обзорных экскурсий заключается в том, что любая ее подтема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии. Ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам.

Искусствоведческие экскурсии имеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизни деятелей искусства, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, искусствоведческие музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные, посвященные определенным периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).

Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.

Производственные экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производственно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.

2. По составу участников в первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.

Группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых, «трудных» подростков.

В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность вносятся изменения.

3.По месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.

4.По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа.  Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.

Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают экскурсанты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые должны учитываться при проведении экскурсии. К ним относятся правила дорожного движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п.

В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также трамваи и троллейбусы.

5. По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии–прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий–прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.

Экскурсия–концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии.

Рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:

– экскурсия–урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

экскурсия–демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами;

пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у студентов или работающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.

Классификация экскурсий обеспечивает условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп экскурсантов.
Глава 3. Особенности методики подготовки специалистов в сфере туризма в высших учебных заведениях.

Туристский рынок в России является рынком с большим числом участников. Учитывая то, что лидеры на рынке определены достаточно давно, можно даже сказать, что рынок переполнен. То, что рынок переполнен, с одной стороны, является причиной высокой конкуренции. С другой стороны большое количество потенциальных агентов дает ряд возможностей для туроператоров. Одна из них - это возможность построить обширную сбытовую сеть. Однако для успешного функционирования канала сбыта, необходимо выработать стратегию управления этим каналом.

Необходимо признать, что туристский рынок сформировался настолько, что в основном он может быть охарактеризован, как рынок потребителя. Произошел перенос акцента с проблем производства туристских услуг на потребителя, и все больше компаний руководствуется маркетинговой концепцией при реализации бизнеса.

Особое внимание нужно уделить на закономерность и сущность туристского образования в Российской Федерации, и особенно в рамках подготовки квалифицированных кадров в области организации въездного и внутреннего туризма, т.е. подготовки специалистов в тур. сфере.

Мир вступил на порог нового тысячелетия. Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье и развитие, проявление своих физических и духовных сил, — становится обобщенной системой взглядов, убеждений и идеалов педагогов XXI века. Утверждение гуманистического мышления будет способствовать становлению нового стиля взаимоотношений педагогов с учащимися. Наиболее характерными чертами такого стиля являются:

• реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании;

• постепенный переход от групповых форм взаимодействия к индивидуальным;

• педагогические требования к учащимся от прямых все больше вовлекается в форму косвенных (совета, просьбы, предложения);

• деловые отношения с учащимися эмоционально окрашены;

• деловая коммуникативная деятельность сопровождается постоянным контролем;

• оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры отношения человека к самому себе, людям, природе.

Одной из характерных черт современного этапа научно-технической революции является компьютеризация всех сфер жизни общества, что влечет за собой кардинальные изменения в структуре профессиональной, в том число и туристской, деятельности. Информатизация образования, включающая использование информационных технологий во всех звеньях системы образования, становится насущной потребностью. Как считают некоторые ученые (В.А. Сластенин, В.М. Нестеренко), «информационные умения начинают постепенно отодвигать на задний план традиционные «трудовые навыки», что в свою очередь требует с самого начала обучения будущего специалиста в туристской сфере стремиться к выработке навыков ориентации в новой информационной среде.

Готовясь к профессионально-туристской деятельности в новом тысячелетии, необходимо опираться на мировой опыт развития образования, учитывая при этом свои национальные особенности.

Сегодня практически все страны мира испытывают потребность в выработке новой образовательной системы, основу которой составляет идея непрерывности.

Образование и развитие систем непрерывного (пожизненного) образования вызывает заметные изменения в туристской профессии. Число специалистов, выпускаемых различными вузами страны, непрерывно растет.

При этом наблюдается не только бурный количественный рост, но и усиление разнообразия в туристской профессии. Так, в Российской

Федерации в соответствии с Законом «Об образовании» получили право на жизнь нетрадиционные формы и виды образования: экстернат, семейное образование, очно-заочные формы обучении и др., что диктует спрос на образовательные услуги в сфере туризма и порождает новые туристские специальности.

Среди растущего разнообразия специальностей, представленных на рынке образования, немаловажная роль отведена туристским специальностям, которые широко представлены на рынке в свете повышенного интереса к туристской индустрии в целом. Опыт подготовки кадров туристского профиля в зарубежных странах показывает, что все государства с развитой индустрией туризма и гостеприимства прошли определенные этапы в становлении национальной системы туристского образования. Развитие этого процесса начиналось с открытия курсов туристских профессий, формирования центров туристского образования на базе существующих колледжей, институтов и университетов.

Следующим этапом стала разработка специализированных учебных программ по туризму с одновременным определением общей концепции и принципов обучения туризму. В дальнейшем были определены и развиты комплексы и структура общих, специальных, смежных и элективных курсов, теоретических и прикладных, основных и вспомогательных дисциплин по уровням подготовки, определенные также государственным образовательным стандартом:

• первый уровень (2 года) - неполное, в основном гуманитарное, высшее образование;

• второй (4 года) - базовое высшее образование по программе «Бакалавр».

На этом уровне совершенствование подготовки производится за счет углубления и расширения профессионально-образовательной программы;

• третий (5-6 лет) - углубленная научно-педагогическая и специальная подготовка по программам «Специалист» и «Магистр».

В настоящее время система и методики образования в России соответствуют международным стандартам.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «специалиста, магистра по туризму» при очной форме обучения составляет 5-6 лет.

Специалист удовлетворяет потребность клиентов в услугах туристской индустрии, таких как:

  гостиничная деятельность (гостиничные услуги);

  ресторанная деятельность (услуги общественного питания);

  экскурсионная деятельность (экскурсионные услуги);

  транспортное обслуживание;

  иные услуги в сфере туристской индустрии.
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:


  общие математические и естественнонаучные дисциплины;

  общепрофессиональные дисциплины;

  дисциплины специализации

  итоговая государственная аттестация.

Основной минимум образовательной программы предполагает дисциплины:

  общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины

  Иностранный язык

  Физическая культура

  Всемирная история

  Правоведение

  Психология

  Русский язык и культура речи

  Философия

  Экономика

  Математика

  Информатика

  Концепция современного естествознания

  География

  Иностранный язык (второй)

  Речевые коммуникации

  Основы туризма

  Менеджмент и маркетинг туризма

  Правовое регулирование в туризме

  Реклама в туризме

  Стандартизация, сертификация, лицензирование в туристской индустрии

  Безопасность жизни деятельности. Обеспечение безопасности в туризме

  Финансово - экономическая деятельность предприятия в туристской индустрии

  Статистика туризма

  Корпоративная культура и управление персоналом

  Технологии и организация деятельности туристской индустрии

  Управление качеством услуг в туризме

  Конфликтология

  Технологи продаж туристской индустрии

По окончанию образовательного процесса студент сдает государственный экзамен и защищает выпускную квалификационную работу.
Глава 3.1 Суть и основные принципы инноваций в туризме.

Инновация - это конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-технического и ли другого вида эффекта востребованного обществом.

Инновация выступает в качестве фактора перемены, как результат деятельности воплощенный виде нового продукта, нового технолологического процесса, новой услуги и новых подходов к удовлетворению социальных потребностей. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

- вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);

- степень новизны (улучшающие, прорывные);

- широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);

- инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие) [3, стр. 121].

Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому - успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и переживает настоящий туристский бум.

К основным принципам инноваций в туризме относят:

1. Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

3. Принцип соответствия инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества, которые действительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедрить туристская организация.

4. Принцип позитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.

5. Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью нововведений.

6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества.

7. Принцип связности. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.

8. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и окружающей его среды [3, стр. 124].
Глава 3.2 Инновации в экскурсионной деятельность.

Инновационная деятельность - комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям.

Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

Инновации в экскурсионной деятельности дают преимущество одной экскурсии над другой, что способствует успешному продвижению на рынке. Новшества всегда интересовали людей, правильно выбранная целевая аудитория имеет важную роль. Инновации - это тот продукт деятельности человека который важно не только творить, но и правильно применить.

Экскурсии прошли долгий путь эволюции, от примитивных рассказов экскурсовода, до необычайных театрализованных и 3D экскурсий.

Российские программисты сделали возможным путешествие по мировым памятникам культуры. 3D-экскурсии стали возможны сидя у компьютера. Уникальная программа обеспечивает эффект полного погружения при минимальной загрузке компьютера.
Чтобы стать виртуальным туристом, достаточно скачать из интернета небольшую программу.
Пользователь может ходить, взлетать с любого места, приземляться, смотреть. Графика виртуальных объектов - на уровне лучших современных компьютерных игр. Разработчики создают модели по точным чертежам и множеству фотографий. Например, при создании проекта «Тадж-Махал» были использованы пять тысяч изображений. Сейчас 3D-экскурсии можно увидеть у многих фирм, это путешествие по ресторанам, гостиничным комплексам и т.д.

В испанском городе Кордова появились специализированные автомобили, которые "рассказывают" о местных достопримечательностях.

Транспортное средство работает при поддержке GPS. Экскурсант получает не только звуковой комментарий, но и наглядное подтверждение услышанному, которое отображается на специальном мониторе. Компьютеризированная система работает с картой памяти, на которой записана информация о 150 наиболее посещаемых местах.

Система является многоязычной и поддерживает испанский, французский и английский язык.

Машины были произведены в США одним из подразделений компании Daimler-Chrysler. Аналогичные проекты GPS-туризма уже нашли применение в Монтгомери (штат Алабама), где компания IntelliTours LLC предлагает всем желающим туры с аудио-комментариями по местам гражданской войны.

Всемирно известный парижский музей Лувр предлагает посетителям совершить 50-минутную экскурсию по следам персонажей этой книги и киноленты. Тот, кто пожелает ощутить себя в роли профессора Роберта Лэнгдона или шифровальщицы Софи Неве, должен будет взять на прокат трубку аудиогида и следовать по залам и галереям Лувра тем же маршрутом, которым проходили по нему герои романа. Сопроводительный текст экскурсии читает популярный французский актер Жан Рено.

Нововведения появляющиеся в экскурсионной деятельности

Заключение.

В туризме ежедневно внедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества.

Научно-техническая революция не только стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей.

Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила экскурсионную деятельность. Управление переводится в режим реального времени и т.д. Работники сферы туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.


Список литературы.
1. Гецевич Н. А. Основы экскурсоведения. Минск: Университетское изд-во, 1988.

2. Герд В. А. Экскурсионное дело. М.-Л.: Госиздат, 1928.

3. Дворченко В. В., Веселков В. Р., Емельянов Б. В. Туристско-экскурсионная работа в СССР. М.: Турист, 1989.

4.Емельянов В. В. В помощь экскурсоводу. М.: Профиздат, 1976.
5. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода. М.: Турист, 1986.

6. Логинов Л. М., Рухлов Ю. В. История развития туристско-экскурсионного дела. М.: Турист, 1989.

7. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.

8. Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

9. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С.А. Севастьянова. - М. 2007.

10.Современный словарь иностранных слов. Около 20000 слов. СПб: Русский язык: Дуэт: Комета, 1994.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации