Гаджинский А.М. Логистика - файл n1.doc

приобрести
Гаджинский А.М. Логистика
скачать (4989 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4989kb.18.09.2012 23:50скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


А. М. Гаджинский

Логистика

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших и средних специальных учебных заведений

Издание шестое,

переработанное и дополненное

МОСКВА 2003

Содержание
Предисловие к шестому изданию

Введение

Раздел 1. Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистики

Глава 1. Понятие логистики

1.1. Краткий исторический очерк

1.2. Определение понятия логистики

1.3. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике

1.4. Предпосылки развития логистики

1.5. Этапы развития логистики

1.6. Экономический эффект от использования логистики

1.7. Взаимосвязь логистики и маркетинга

1.8. Примеры логистической оптимизации материального потока в сфере обращения

Глава 2. Концепции и функции логистики

2.1. Концепция и принципы логистики

2.2. Учет логистических издержек на всем пути продвижения материального потока

2.3. Гуманизация технологических процессов и развитие логистического сервиса

2.4. Функции логистики

2.5. Организационная структура логистики на предприятии

2.6. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства

2.7. Логистика и стратегическое планирование

Глава 3. Материальные потоки и логистические операции

3.1. Понятие материального потока

3.2. Виды материальных потоков

3.3. Логистические операции

Глава 4. Логистические системы

4.1. Понятие системы

4.2. Понятие логистической системы

4.3. Виды логистических систем

Глава 5. Методологический аппарат логистики

5.1. Общая характеристика методов решения логистических задач

5.2. Анализ полной стоимости в логистике

5.3. Моделирование в логистике

5.4. Экспертные системы в логистике

5.5. Определение и основные принципы системного подхода

5.6. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем

5.7. Пример классического и системного подходов к организации материального потока

5.8. Анализ АВС

5.9. Влияние вероятностного характера спроса на решения по управлению запасами

(анализ XYZ)

5.10. Задача "сделать или купить"

5.11. Показатели логистики

Раздел II. Логистический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения

Глава 6. Функциональные области логистики

6.1. Характеристика функциональных областей логистики

6.2. Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики

Глава 7. Закупочная логистика

7.1. Сущность закупочной логистики

7.2. Задачи закупочной логистики

7.3. Функция снабжения на предприятии

7.4. Задача "сделать или купить" в закупочной логистике

7.5. Задача выбора поставщика

7.6. Система поставок "Точно в срок" (система ТВС) в закупочной логистике

7.7. Метод быстрого реагирования

Глава 8. Производственная логистика

8.1. Понятие производственной логистики

8.2. Традиционная и логистическая концепции организации производства

8.3. Качественная и количественная гибкость производственных систем

8.4. Толкающие системы управления материальными потоками в производственной логистике

8.5. Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике 8.6. Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве

Глава 9. Распределительная логистика

9.1. Понятие распределительной логистики

9.2. Задачи распределительной логистики

9.3. Логистические каналы и логистические цепи

9.4. Развитие инфраструктуры товарных рынков

Глава 10. Транспортная логистика

10.1. Сущность и задачи транспортной логистики

10.2. Выбор вида транспортного средства

10.3. Составление маршрутов движения транспорта

10.4. Транспортные тарифы и правила их применения

Глава 11. Информационная логистика

11.1. Информационные потоки в логистике

11.2. Информационные системы в логистике

11.3. Виды информационных систем в логистике

11.4. Принципы построения информационных систем в логистике

11.5. Информационные технологии в логистике

11.6. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов

11.7. Маркировка грузовых пакетов машиночитаемым кодом

Глава 12. Сервис в логистике

12.1. Понятие логистического сервиса

12.2. Формирование системы логистического сервиса

12.3. Уровень логистического сервиса

12.4. Зависимость затрат на сервис от уровня сервиса

12.5. Зависимость объема продаж от уровня сервиса

12.6. Определение оптимального объема уровня логистического сервиса

12.7. Критерии качества логистического сервиса.

Глава 13. Управление временем процессов в логистике

13.1. Время логистического процесса и конкурентоспособность предприятия...

13.2. Виды временных циклов в логистике

13.3. "Разрыв" времени исполнения заказа

Глава 14. Совершенствование товаропроводящих торговых систем на базе концепции логистики

14.1. Логистический подход к организации товародвижения

14.2. Логистика и интеграционные процессы в торговле

14.3. Логистика в звеньях товародвижения

14.4. Служба логистики на предприятиях торговли

14.5. Предпосылки и проблемы развития логистики в торговле

14.6. Логистика и научно-техническое развитие торговли

14.7. Эффективность применения логистики в торговле

Раздел III. Запасы и склады в логистике

Глава 15. Понятие, виды и размер запасов

15.1. Понятие материального запаса

15.2. Необходимость создания материальных запасов

15.3. Основные виды материальных запасов

15.4. Определение размера запасов

Глава 16. Система контроля состояния запасов

16.1. Общая характеристика систем контроля состояния запасов

16.2. Параметры основных систем контроля состояния запасов

16.3. Сравнительная характеристика основных систем контроля состояния запасов

Глава 17. Взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики

17.1. Оптимизация ассортиментного состава запасов в эшелонах логистических систем

17.2. Концентрация запасов, как метод их сокращения

17.3. Метод быстрого реагирования и размер запасов

Глава 18. Понятие, виды и функции складов

18.1. Склады, их понятие и роль в логистике

18.2. Виды складов

18.3. Функции складов

Глава 19. Склад, как элемент логистической системы

19.1. Выбор оптимального варианта складской подсистемы логистической системы

19.2. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания

19.3. Определение места расположения склада на обслуживаемой территории

19.4. Принятие решения о пользовании услугами наемного склада

Глава 20. Склад как самостоятельная логистическая система

20.1. Принципы организации технологических процессов на складах

20.2. Структурный анализ складских процессов

20.3. Принципиальная схема технологического процесса на складе

20.4. Транспортно-технологическая (структурная) схема переработки грузов на складе

20.5. Технологические карты

20.6. Разработка стандартных процедур складского процесса

20.7. Технологические графики

20.8. Сетевое планирование складских процессов

20.9. Технологические планировки складов

20.10. Карты организации рабочих мест персонала склада

Глава 21. Организация складских процессов с элементами логистики

21.1. Краткая характеристика складских операций

21.2. Поступление грузов на склад

21.3. Входной контроль поставок товаров на складе

21.4. Использование метода Парето (20/80) для принятия решения о размещении товаров на складе

21.5. Отборка ассортимента по заказу оптовых покупателей

21.6. Отгрузка товаров со складов

Глава 22. Грузовая единица — элемент сквозного логистического процесса

22.1. Понятие грузовой единицы, роль в логистике и характеристики

22.2. Размер грузовой единицы

22.3. Пакетирование грузовых единиц

22.4. Практические приемы координации работ с грузовыми единицами


Предисловие к шестому изданию

В последние годы логистика, как учебная дисциплина, прочно вошла в программы вузов, начинает преподаваться в средних специальных учебных заведениях. У читателя появилась возможность широкого выбора научной и учебной литературы, изданы практикумы.

Следует, однако, отметить, что издания по логистике иногда включают в себя круг вопросов, не касающихся непосредственно системной организации потоковых процессов. В то же время, специфика построения и работы механизмов, возникающих в результате скоординированных действий и обеспечивающих гармоничных ход сквозных процессов, раскрывается довольно медленно. Основная причина — слабое развитие отечественной практики применения логистики.

Обозначенная проблема определила основную направленность переработки предлагаемого читателю издания. Например, взамен изъятого материала по нормированию запасов расширена глава, характеризующая взаимосвязь функции управления запасами с другими функциями логистики. Рассмотрены, в частности, возможности сокращения запасов при сокращении цикла "заказ-поставка". Изменение претерпел материал по складированию. Здесь переработан материал, посвященный складу, как самостоятельной логистической системе. Сделан также ряд других изменений и дополнений.

Отечественная логистика в условиях рыночной экономики находится в стадии формирования. Это касается не только научно-практических, но и учебно-методических аспектов логистики. Преподавание и изложение собственно логистики пока еще захватывает большой пласт параллельных и тесно связанных с логистикой дисциплин.

Отдавать приоритет "живой душе" дисциплины еще предстоит научиться.


Введение

Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины "логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода — органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода— сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.


Раздел I. Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистики

Глава 1. Понятие логистики

1.1. Краткий исторический очерк

Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX в. н. э. (Византия), обозначая в основном четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т. е. работу, которая является значимым составляющим боевого успеха.

Талантливые военачальники всегда понимали, какую ключевую роль в победе играют оказавшиеся в нужное время и в нужном месте боеприпасы, горючее, продовольствие, обмундирование. В истории человечества целые войны выигрывались или проигрывались в зависимости от организации снабжения войск. Например, поражение британцев в войне за независимость в Северной Америке в значительной степени объясняют несовершенством обеспечения английских войск. В разгар войны в составе британской армии на американском континенте действовало 12 000 отрядов, которые должны были получать из Англии не только боеприпасы, но и продовольствие. В течение первых шести лет войны организация этих жизненно важных поставок была совершенно неадекватна потребностям войск, что отрицательно влияло на характер военных действий и на моральное состояние солдат. Четкое обеспечение войск было налажено лишь в 1781 г., что оказалось слишком поздно.

Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно "Военному энциклопедическому лексикону", изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин "логистика" в России широкого применения не имел: «... слово "логистика" в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Санкт-Петербург, 1896 г.).

Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым. "Без самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему не-обходимо для ведения военных операций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих тыловое снабжение немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, разумное ведение больших военных операций", — эти слова М. В. Фрунзе цитирует другой выдающийся отечественный полководец — Г. К. Жуков.

Логистический подход широко применялся во время. Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо-русский словарь и сегодня переводит слово

"Logistics" как: воен.:

1) тыл и снабжение;

2) материально- техническое обеспечение;

3) организация и осуществление работы тыла.

Другое направление развития логистики — экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60 - 70-е гг. и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики

в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.

Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятие логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность и точный расчет.

Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики — математическое. Живший в XVII — начале XVIII в. немецкий

философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедических изданиях ХХ в. и в словарях иностранных слов термин "логистика" также трактуется как математическая логика.

1.2. Определение понятия логистики

В логике термин "понятие" обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам.

Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками.

В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как "банковская логистика", информационная логистика" и ряд других.

Термин "логистика" начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием согласованной последовательности действий. Например, прибывшему на симпозиум участнику в европейской гостинице могут предложить обратиться к менеджеру по логистике для выяснения дальнейшей программы действий, или диктор телевидения в разделе криминальной хроники может отметить, что у названной группы преступников имелась хорошо налаженная система логистики.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и, особенно, в 90-е гг., объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками. Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику управления материальными и связанными с ними информационными потоками.

Прежде чем давать определение логистике, наглядно представим себе процесс управления материальным потоком. В качестве простого физического примера возьмем струю воды, текущую из-под крана. Управлять этим потоком можно с помощью различных действий — закрыв или открыв кран, добавив горячую или холодную воду. Можно

переключить кран смесителя на душ, а можно с помощью гибкого шланга направить поток воды в любую сторону. В результате перечисленных действий меняется интенсивность потока, его направление, качественная характеристика— температура, при распылении струи через душевую сетку меняется структура.

Несмотря на многообразие материальных потоков, циркулирующих в экономических системах, управление ими, в принципе, аналогично управлению струей воды:

? "открыли кран" — от поставщика к покупателю пошел товар;

? "открыли кран" больше — усилили поставки;

? "закрыли кран" — прекратили поставку. Можно изменить адресата — поток пойдет по другому пути, можно изменить качественный состав потока, поменяв ассортимент поставляемых товаров, и т. д., и т. п.

Несмотря на определенное сходство рассмотренных объектов, управление материальными потоками в экономических системах, конечно же, намного сложнее. Кроме непосредственных операций с материальным потоком (погрузки, разгрузки, транспортировки и т. п.) оно включает в себя:

? различные коммерческие операции, в результате которых появляется договоренность сторон о прохождении потоков и об их параметрах;

? поиск рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживания получателей грузов;

? определение оптимальных путей, по которым должны пойти материальные потоки, а также мест, где они будут временно аккумулироваться, и многие другие виды работ.

Подробно состав деятельности, которая осуществляется с целью доведения материального потока до потребителя, рассматривается во второй главе.

Управление материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из двух частей:

? принятие решения;

? реализация принятого решения.

Для того чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к логистике; соответственно большая группа определений трактует логистику как науку или научное направление: логистика — междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Как наука логистика ставит и решает следующие задачи:

? прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов

определение необходимой мощности производства и транспорта;

? разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

? разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

? построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;

? разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач. Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в области управления материальными потоками. Для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Поэтому другая группа определений рассматривает логистику как хозяйственную деятельность: логистика — направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Рассмотрим принципиальную схему сквозного материального потока — основного объекта логистики, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя (рис. 1). Весь путь движения материалов на этой схеме можно разделить на два больших участка:

? на первом участке движется продукция производственно-технического назначения;

? на втором — изделия народного потребления. Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производствами движутся, как правило, массовые



однородные грузы. В конце цепи материальный поток представлен разнообразными, готовыми к потреблению товарами. Внутри отдельных производств также имеют место материальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.

В ходе логистического процесса материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепь складских и производственных участков, после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего.

Перечисленные виды деятельности по управлению разнокачественными материальными потоками составляют содержание логистики, которую одноименный терминологический словарь определяет следующим образом: логистика (logistics) — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми

процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Настоящее определение, как следует из его содержания, трактует логистику как науку. Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении: логистика — процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег — получения денег). Настоящая трактовка понятия логистики чаще встречается в зарубежной литературе.

Выделение материального потока в качестве основного объекта управления несколько упрощает видение экономических процессов. Однако такое упрощение позволяет ставить и решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю. Абстрагирование от ряда факторов и выделение материального потока в качестве основного объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, существенно сокращая при этом размерность задач моделирования, а также открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения с позиции маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что сегодня под логистикой понимается:

? новое направление в организации движения грузов;

? теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

? совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

? интеграция перевозочного и производственного процесса;

? процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

? форма управления физическим распределением продукта;

? эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

? новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

? наука о рациональной организации производства и распределения.

В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики: логистика — это искусство и наука определения потребностей а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

В завершение параграфа приведем ряд определений логистики, сформулированных учеными и практиками Америки, Франции, Германии, России.

ЛОГИСТИКА — это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

ЛОГИСТИКА — наука о совокупности различных видов деятельности, направленной на получение необходимого количества продукции, в установленное время в заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции.

ЛОГИСТИКА — наука о планировании, реализации контроле эффективных и экономных с точки зрения затрат операций перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до , места потребления в соответствии с требованиями клиентуры.

ЛОГИСТИКА — общая точка зрения: стратегическая, тактическая, операционная на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора.

ЛОГИСТИКА — наука о процессе физического расы определения продукции в пространстве и во времени.

ЛОГИСТИКА — наука о взаимосвязях и взаимодействий снабжения со сбытом и транспортом.

ЛОГИСТИКА — планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, перерабатываемого там и покидающего это предприятие материального и соответствующего информационного потока.

ЛОГИСТИКА — наука о взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем: от производства до производительного потребления.

ЛОГИСТИКА — комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальными потоками.

ЛОГИСТИКА — наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства. ЛОГИСТИКА — наука о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального

потока и соответствующего ему информационного потока.

ЛОГИСТИКА — направление в сфере экономики, в рамках которого решается проблема разработки и внедрения комплексной системы управления материальными и информационными потоками на производстве, транспорте, распределения для полного и своевременного удовлетворения спроса.

1.3. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Общепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками, как на макро-, так и на микроуровне.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий, Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория "сквозной материальный поток". В результате показатели этого потока, такие как его себестоимость, надежность поступления, качество и др., на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обо-



собленность предприятий — звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 4) При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного и подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.



При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, т. е. потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками, в



технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

1.4. Предпосылки развития логистики

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.

Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина — развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

? резкого снижения себестоимости товара;

? повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым, начиная с середины 60-х гг., в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

? превращение рынка продавца в рынок покупателя;

? обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;

? энергетический кризис;

? научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и научно-технический прогресс в сферах производства и обращения.

1.5. Этапы развития логистики

В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.

Первый этап — 60-е гг., характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.

2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Задачи оптимизации физического распределения решались и прежде. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить системного эффекта, и поэтому в фирмах зачастую не придавалось должного значения решению этих задач. Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рис. 6.



Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потока и намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. ХХ в. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е гг. характеризуются следующим:

? быстрый рост стоимости физического распределения;

? рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

? долгосрочное планирование в области логистики;

? широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

? централизация физического распределения;

? резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

? четкое определение действительных издержек распределения;

? определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

Графически глубина логистической интеграции, достигнутая в 80-е гг., представлена на рис. 7.



Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

? появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;

? современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;

? развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;

? концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;

? совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер (рис. 8).



1.6. Экономический эффект от использования логистики

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока (рис. 9).



Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

? снизить запасы на всем пути движения материального потока;

? сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

? снизить транспортные расходы;

? сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30 — 70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30 — 50%).

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

— в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

— большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50%> всех активов предприятий);

— в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 — 30% от общего объема издержек.

Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5% (рис. 10).



Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.

Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики — сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название "шесть правил логистики":

? ГРУЗ — нужный товар;

? КАЧЕСТВО — необходимого качества;

? КОЛИЧЕСТВО — в необходимом количестве;

? ВРЕМЯ — должен быть доставлен в нужное время;

? МЕСТО — в нужное место;

? ЗАТРАТЫ — с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

1.7. Взаимосвязь логистики и маркетинга

Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров. Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров, исторически, в более ранний период, чем логистика. В середине ХХ в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а, во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. B сегодняшних условиях "уйти вперед" только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки ("технология быстрого ответа"). Этот "быстрый ответ" на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики. Исторически, выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т. е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения: при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же, в первую очередь, нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Наиболее существенные отличия между маркетингом и логистикой представлены в табл. 1.

1.8. Примеры логистической оптимизации материального

потока в сфере обращения

Существо логистического подхода к управлению материальными потоками заключается в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый то-



вар в нужное место. Сложность здесь заключается в том, что в рамках единой системы необходимо объединить различных собственников, т. е. субъектов с различными экономическими интересами.

В качестве примеров логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере обращения рассмотрим два процесса:

? процесс доведения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов розничной торговой сети;

? процесс доведения железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты.

1. Пример применения логистики в товародвижении сахарного песка.

На рис. 11 изображены три категории участников товародвижения сахарного песка: завод, оптовая база и сеть продовольственных магазинов.

Логистическая оптимизация материального потока позволяет снизить совокупные затраты на товародвижение, результат достигается за счет осуществления различных мероприятий. Остановимся здесь на одном из них. Рассмотрим, что необходимо сделать для снижения затрат на логистику за счет оптимизации упаковки товаров. Традиционно при производстве сахарный песок затаривается в мешки емкостью 50 кг. Логистически не оптимизированный материальный поток будет представлять собой движение сахарного песка в мешках на протяжении всей цепи, вплоть до магазинов.

Логистическая оптимизация процесса доведения сахарного песка до розничной торговой сети предполагает наличие тесных партнерских отношений между всеми участниками логистического процесса, работу на так называемый общий результат.

Представим ситуацию, когда все три участника находятся в руках одного собственника, и зададимся вопросом: где этот собственник организовал бы расфасовку сахарного песка в пакеты?

Фасовку сахара в нашем примере можно осуществлять в четырех местах:

— за прилавком магазина на рабочем месте продавца во время обслуживания очередного покупателя;



— в магазине в помещении для подготовки товара к продаже на рабочем месте фасовщика, специально занятого расфасовкой сахара;

— на оптовой базе в цехе фасовки;

— на заводе-изготовителе.

Отметим, не останавливаясь на доказательстве, что наименее производительной, а значит, и наиболее дорогой, будет организация фасовочных работ в магазине, особенно на рабочем месте продавца. Значительный эффект можно получить, организовав фасовку сахара на оптовой базе и снабжая магазины фасованным сахаром. Однако и здесь, за исключением ограниченного числа складов, нельзя достаточно эффективно использовать мощную фасовочную технику. Максимальный экономический эффект можно получить, лишь установив высокопроизводительное фасовочное оборудование на заводе-изготовителе.

В связи с этим очевидно, что единый собственник всех, указанных участников процесса товародвижения организовал бы расфасовку сахарного песка на заводе-изготовителе. Однако названные выше участники, как правило, находятся в руках разных собственников. Причем если розничная торговля выигрывает от торговли фасованным сахаром, для завода-изготовителя организация фасовки — лишние затраты. Поэтому для того, чтобы сахарный песок не проходил всю логистическую цепь в мешках, а расфасовывался на более ранних этапах товародвижения, необходимо тщательно отрегулировать механизм экономических взаимоотношений участников.

В результате завоза в магазины не расфасованного сахарного песка совокупность участников процесса товародвижения упускает часть возможной прибыли. Этого не произойдет, если участники товародвижения смогут объединиться и совместно решить следующие задачи:

1. Определить размер дополнительной прибыли, получаемой за счет организации фасовочных работ на заводе изготовителе, а также договориться о порядке ее справедливого распределения между участниками, т. е. решить экономическую задачу.

2. Выбрать технические средства для обеспечения процесса доведения фасованного сахара до торговых залов магазинов. Сюда входят: тара-оборудование, которая будет заполняться единицами расфасовки на заводе, а затем через склады оптовой базы доставляться в магазины; специальные виды транспортных средств для эффективной транспортировки выбранных видов тары-оборудования; средства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Это комплекс технических задач.

3. Договориться о едином, взаимоувязанном технологическом процессе обработки материального потока, начиная от цеха фасовки завода и кончая торговым залом магазина. Это комплекс технологических задач.

4. Решить математическими методами различные оптимизационные задачи, например, задачу оптимизации запасов на всех участках движения сахарного песка; задачу определения оптимальных размеров поставляемых партий др. В целом — это комплекс математических задач, в результате решения которых может быть создана интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш только лишь за счет качественного изменения управления материальным потоком. Как следует из данного примера, логистический подход предполагает необходимость решения задач в области техники, технологии, экономики и математики. В связи с этим логистику можно представить единством следующих элементов (рис. 12):



2. Пример применения логистики в процессе доведения железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты.

Известная пословица "дорога ложка к обеду" в логистике означает, что груз, доставленный вовремя, может цениться гораздо дороже, чем доставленный раньше или позже. Рассмотрим принципиальную схему логистической организации потоков железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты (рис. 13).



В обозначенном на схеме информационном центре сосредоточивается и обрабатывается информация о потребности строительных объектов в тех или иных железобетонных изделиях, информация о наличии действующего парка панелевозов, а также о производственных мощностях заводов. Информационный центр ежедневно разрабатывает графики доставки железобетонных конструкций с указанием поставщика и получателя каждой детали, а также номера автомобиля, осуществляющего перевозку. Графики разрабатываются с точностью до минут. Железобетонная панель доставляется с завода на строительную площадку к тому моменту, когда монтажникам нужно устанавливать именно ее, и подается на возводимый этаж здания прямо "с колес", т. е. непосредственно из автомобиля- панелевоза.

Логистическая организация доставки железобетона поваляет устранить необходимость выгрузки и хранения конструкций на строительной площадке, следовательно, уменьшается потребность в запасах, а также потребность в размерах самой площадки. Дом может возводиться среди деревьев, а не среди территории, заставленной не вовремя завезенными или бракованными строительными конструкциями. Сокращается потребность в людях, технике, финансах. Экономические и экологические преимущества очевидны. Обязательные условия функционирования системы:

? наличие транспорта, технических средств на заводах и строительных объектах, технологически сопряженных друг с другом, а также с параметрами железобетонных изделий (техника);

? четко определено, кто и что должен делать, как делать, в какой последовательности (технология);

? решена транспортная задача, т.е. задача оптимизации маршрутов движения автомобильного транспорта, составлены графики доставки (математика);

? экономические интересы участников взаимоувязаны (экономика). Результатом функционирования системы является наличие НУЖНОГО ИЗДЕЛИЯ, В НУЖНОМ КОЛИЧЕСТВЕ, НУЖНОГО КАЧЕСТВА, В НУЖНОЕ ВРЕМЯ, В НУЖНОМ МЕСТЕ, С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ. Отсутствие логистической организации участников строительного конвейера образно показал Аркадий Райкин: "Раствор есть, кирпича нет — сижу курю. Кирпич есть, раствора нет — сижу курю. Раствор есть, кирпич есть, обеденный перерыв — сижу курю".

Вопросы для контроля знаний

1. Приведите известные вам определения понятия логистики.

2. Логистика в военной сфере и логистика в области экономики: что общего и в чем отличие?

3. Какие задачи ставит и решает логистика как наука?

4. Раскройте причины, по которым во второй половине ХХ в. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистике.

5. В чем заключается принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике от традиционного?

6. В чем заключается эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике?

7. Объясните, почему возможность широкомасштабного применения логистики в экономике появляется лишь во второй половине ХХ в.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации