Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1-2 - файл n14.htm

приобрести
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1-2
скачать (6054.2 kb.)
Доступные файлы (5):
n14.htm736kb.23.02.1996 08:24скачать
n19.doc225kb.04.02.1996 06:15скачать
n28.htm64kb.23.02.1996 08:24скачать
n31.doc4144kb.04.02.1996 06:14скачать
n32.htm834kb.23.02.1996 08:24скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n14.htm

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Перейти

00 - Оглавление

002 - параметры в начале книги - издательства

kom -Комментарии.

kons1 - Конспект

lit - Список литературы.

page - Данные о страницах

pril - Приложение.

pril2 - Приложение дополнительное.

prim - Примечание

PU - Предметный указатель.

Slov – Словарь

UI - Указатель имен.

za - Данные типографии, в конце книги.

zz - Аннотация

zzz - Запас

ДЖОВАННИ РЕАЛЕ И ДАРИО АНТИСЕРИ

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

1

АНТИЧНОСТЬ

 

ТОО ТК «Петрополис» Санкт-Петербург 1994


''ББК 87.3.-4Ит Р. 31

G. REALE/D. ANTISERI, IL pensiero occidentale dalle origini ad oggi.

© copyright by Editrice La Scuola, Brescia (Italia) 1983.

Дж. РЕАЛЕ, Д. АНТИСЕРИ. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. — ТОО ТК "Петрополис", 1994. — 336 с.

Книга Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней" представляет собой многотомное издание по истории философии, первый том которого — "Античность" — перед Вами. Авторы в доступной форме показали процесс формирования научных идей от античности до нашего времени; суммировали исследовательскую работу многих поколений западных историков философии и культуры.

Предназначается для преподавателей и студентов высших учебных заведений.

 

Лексический, указатель основных понятий античной философии подготовлен на основе книги G. REALE, "Storia della filosofia antica", vol. V., Pubblicazioni della Universita Cattolica, © 1975—1980; 1991 Vita e Pensiero, Milano.

Перевод с итальянского С. Мальцевой. Научный редактор Э. Соколов.

Данное издание осуществлено при поддержке Международного фонда "Культурная инициатива".


3


0301030000—003

У34 (03)—94


 


ISBN 88-350-7271-9 ISBN 5-86708-029-3


© ТОО ТК "Петрополис", 1994 г. © Международный фонд

"Культурная инициатива", 1994г. © Мальцева С.А., перевод, 1994 г.


 


Книга I

Оглавление

Предисловие к русскому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. XI

Предисловие к шестнадцатому итальянскому изданию  . . . . . . . »   XIII

 

Часть первая

ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

Глава 1. Генезис, природа и развитие античной
философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .»   3



1.  Генезис греческой философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .»      3

1.1. Философия как создание эллинского гения. 1.2. Невозможность доказать происхождение философии с Востока. 1.3. Научные познания египтян и халдеев и их греческие трансформации.

2.  Формы греческой жизни, подготовившие рождение
философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»     5


2.1. Поэмы Гомера и гномические поэты. 2.2. Общественная религия и орфические мистерии. 2.3. Социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии.

3. Понятие и цель античной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . .»  11

3.1. Отличительные особенности античной философии. 3.2. Философия как потребность человеческого духа. 3.3. Фундаментальные проблемы античной философии. 3.4. Фазы и периоды античной философии.


IV


Оглавление


 


Часть вторая

ОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Натуралисты досократики

Глава 2. "Натуралисты" и философы "физиса" . .. . . . . . . . стр.      19

1. Первые ионийцы и проблема начала всех вещей    . . . . . . »        19

1.1. Фалес из Милета. 1.2. Анаксимандр из Милета. 1.3. Анаксимен из Милета. 1.4. Гераклит из Эфеса.

2.  Пифагорейцы и число как начало . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »       26

2.1. Пифагор и так называемые пифагорейцы. 2.2. Число как начало. 2.3. Элементы, из которых происходят числа. 2.4. Переход от чисел к вещам и обоснование понятия космоса. 2.5. Пифагор, орфизм и "пифагорейская жизнь". 2.6. Божественное и душа.

3.  Ксенофан и элеаты: открытие бытия  . . . . . . . . . . . . . . . . »         33

3.1. Ксенофан и его отношения с элеатами. 3.2. Парменид и его поэмы о бытии. 3.3. Зенон и рождение диалектики. 3.4. Мелисс из Самоса и систематизация идей элеатов.

4.  Физики-плюралисты и физики-эклектики . . . . . . . . . . . . . »       42

4.1. Эмпедокл и четыре "корня". 4.2. Анаксагор из Клазомен: открытие гомеомерий; понимающий, упорядочивающий ум. 4.3. Левкипп и Демокрит. Атомизм. 4.4. Эклектический регресс последних физиков и возвращение к монизму: Диоген из Аполлонии и Архелай из Афин.

Часть третья

ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Софисты, Сократ, сократики и гиппократова медицина


Глава 3. Софистика и смещение оси философского поиска с космоса на человека  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »      53

1.  Истоки, природа и цели движения софистов

2.  Протагор и метод противоречий   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »      56


Оглавление

3.   Горгий и риторика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 57

4.   Продик и синонимика . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . »   59

5.   Натуралистическое течение в софистике: Гиппий и

    Антифонт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »  60

6.   Эристы и софисты-политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »   61

7.   Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »   61

 

Глава 4. Сократ и младшие сократики . . . . . . . . . . . . . . . . . . »          63

1.  Сократ и основание философии западной морали . . . . . » 63

1.1. Жизнь Сократа и проблема источников. 1.2. Открытие человека (человек — это его душа). 1.3. Новый смысл "добродетели" и новая шкала ценностей.   1.4. Парадоксы сократовской этики. 1.5. Открытие Сократом понятия свободы.    1.6. Новое понимание счастья. 1.7. Революция ненасилия. 1.8. Теология Сократа. 1.9. "Даймонион" Сократа. 1.10. Диалектический метод Сократа и его цель. 1.11. Сократическое "незнание". 1.12. Ирония Сократа. 1.13. "Опровержение" и сократическая "майевтика". 1.14. Сократи обоснование логики. Общие замечания.

2.  Младшие сократики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »         77

2.1. Круг сократиков. 2.2. Антисфен и прелюдия кинизма. 2.3. Аристипп и школа киренаиков. 2.4. Евклид и мегарская школа. 2.5. Федон и элидская школа. Заключение.

Глава 5. Зарождение медицины как автономного

     научного знания  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »         83

1.  Как рождается медик и научная медицина . . . . . . . . . . . » 83

2.  Гиппократ и "Корпус Гиппократа" . . . . . . . . . . . . . . . . . » 85

3.  "Корпус Гиппократа" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . » 85

3.1 ."Священная болезнь" и редукция всех болезненных феноменов к одному измерению. 3.2. Открытие структурной соотнесенности между болезнью, характером человека и окружающей средой в сочинении "О водах, ветрах и местностях". 3.3. Манифест Гиппократа: "Древняя медицина".

4.  Клятва Гиппократа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »        89

5.  Трактат "о природе человека" и теория четырех

состоянии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »        90

 


Оглавление

Часть четвертая

ПЛАТОН И ГОРИЗОНТ МЕТАФИЗИКИ

Глава 6. Платон и античная Академия . . . . . . . . . . . . . . . . . . »          95
1.  "Проблема Платона" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  »       
95


1.1. Жизнь и сочинения Платона. 1.2. Вопрос аутентичности и эволюции творчества. 1.3. "Записанные" и "незаписанные" теории. 1.4. Платоновские диалоги и Сократ как персонаж диалогов.1.5. Возрожденный и новый смысл "мифа" Платона. 1.6. Многогранность и многозначность платоновской мысли.

2.  Обоснование метафизики  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»          102

2.1."Вторая навигация", или открытие метафизики. 2.2Гиперурания, или мир идей. 2.3. Структура идеального мира. 2.4. Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса. Бог и божественное у Платона.

3.  Познание, диалектика, риторика, искусство и эротика .» 111

3.1. Источники познания. 3.2. Ступени познания: мнение и наука. 3.3. Диалектика. 3.4. Искусство как удаление от истины. 3.5. Риторика как мистификация истины. 3.6. Эротика как алогичный путь к абсолюту.

4.  Концепция человека  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»        118

4.1. Дуалистическое понимание человека. 4.2. Парадоксы "бегства от тела" и "бегства от мира" и их смысл. 4.3. Очищение души как познание и диалектика как обращение. 4.4. Бессмертие души. 4.5. Метемпсихоз и судьба души после смерти. 4.6. Миф об Эре и его смысл. 4.7. Миф о летающей крылатой колеснице.
4.8. Итоги эсхатологии Платона.

5.  Идеальное государство и его исторические формы  . . . .» 125

5.1.Структура платоновского Государства". 5.2. "Политик" и "Законы".

6.  Некоторые заключения о Платоне  . . . . . . . . . . . . . . . . . .» 129

6.1. Миф о пещере. 6.2. Четыре значения мифа о пещере.

7.  Платоновская академия и последователи Платона  . . .»   130


Оглавление

Часть пятая

АРИСТОТЕЛЬ . ПЕРВАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ


Глава 7. Аристотель и перипатетики  . . . . . . . . . . . . . . . . стр.  135

1.  Аристотелевский вопрос  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»  135

1.1. Жизнь Аристотеля. 1.2. Сочинения Аристотеля. 1.3. Эволюция творчества и реконструкция аристотелевской мысли. 1.4. Отношения Аристотеля и Платона.


2.  Метафизика    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»  138

2.1. Определение метафизики. 2.2. Четыре причины. 2.3. Бытие и его смысл. 2.4. Проблематика субстанции. 2.5. Субстанция, акт, потенция. 2.6. Сверхчувственная субстанция. 2.7. Проблемы, связанные со сверхчувственной субстанцией. 2.8. Платон и Аристотель о сверхчувственном.

3.  Физика и математика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»  146

3.1. Характеристики аристотелевской физики. 3.2. Теория движения. 3.3. Пространство, время, бесконечное. 3.4. Эфир, или "пятая сущность", и разделение физического мира на мир подлунный и мир небесный. 3.5. Математика и природа ее объектов.

4.  Психология  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .» 151

4.1. Душа и ее трехчастность. 4.2. Вегетативная душа и ее функции. 4.3 Чувственная душа, чувственное познание, вожделение и движение. 4.4. Понимающая душа и рациональное познание.

5.  Практические науки: этика и политика . . . . . . . . . . . . .»   155

5.1. Высшая цель человека — счастье. 5.2. Этические добродетелкак "правильное средоточие", или "середина между крайностями". 5.3. Дианоэтическая добродетель и "совершенное счастье". 5.4. О психологии морального акта. 5.5. Город-государство и гражданин. 5.6. Государство и его формы. 5.7. Идеальное государство.

6.  Логика, риторика и поэтика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .» 161

6.1. Логика, или "аналитика". 6.2. Категории и суждения6.3. Определение. 6.4. Суждения и предложения. 6.5. Силлогизм и его структура. 6.6. Научный силлогизм, или "демонстрация". 6.7. Непосредственное познание: вывод и интуиция. 6.8. Принципы демонстрации и принцип непротиворечия. 6.9. Диалектический силлогизм и силлогизм эристический. 6.10. Некоторые выводы из аристотелевской логики. 6.11. Риторика. 6.12. Поэтика.

7.  Закат школы перипатетиков после смерти Аристотеля


VIII


Оглавление


 


Часть шестая

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектицизм

Глава 8. Философская мысль эллинистической эпохи . . . стр.        171


1.  Революция Александра Великого  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»          171

1.1. Духовные последствия революции Александра Македонского и переход от классической эпохи к эллинистической. 1.2. Распространение кос- мополитического идеала. 1.3. Открытие индивида. 1.4. Крушение расистских предрассудков по поводу естественных различий между греками и варварами. 1.5. Трансформация эллинской культуры в эллинистическую.

2.  Расцвет кинизма и распад сократических школ . . . . . . . . . . . .»        173

2.1. Диоген и радикализация кинизма. 2.2. Кратет и другие киникэллинистической эпохи. 2.3. Значение и границы кинизма. 2.4. Раз- витие и конец сократических школ.

3.  Эпикур и основание "Сада" ("Kepos")   . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»           179

3.1. "Сад" Эпикура и его новые идеалы. 3.2. Эпикурейский канон. 3.3. Физика Эпикура. 3.4. Этика Эпикура. 3.5. Лечебник-квартет и идеал мудреца. 3.6. Судьба эпикуреизма в эллинистическую эпоху.

4.  Основание Стой  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»  189


4.1. Генезис и развитие Стой. 4.2. Логика античной Стой. 4.3. Физика античной Стой. 4.4. Этика античной Стой. 4.5. "Медиостои- цизм": Панэций и Посидоний

5.  Скептицизм и эклектицизм   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»            200

5.1. Пиррон и моральный скепсис. 5.2. Академия скептиковАркесилая. 5.3. Развитие скептицизма в Академии с Карнеадом. 5.4. Эклек- тический поворот Академии. Филон из Лариссы. 5.5. Консолидация эклектицизма (Антиох из Аскалона). 5.6. Позиция Цицерона.


 

Глава 9. Развитие и научные завоевания

 эллинистической эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»           208

1.      События, связанные с основанием "музея" и

"библиотеки" , и их последствия  . . . . . . . . . . . . . . . . . .»           208

2.  Рождение филологии  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»           209

3.  Великий расцвет частных наук   . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»            209

3.1. Математика: Евклид и Аполлоний. 3.2. Механика: Архимед Герои. 3.3. Астрономия: традиционный геоцентризм греков, по- пытка гелиоцентрического переворота Аристарха и реставрация. Гиппархом геоцентризма. 3.4. Герофил, Эрасистрат и апогей эллинистической медицины. 3.5. География: Эратосфен. 3.6. Общие замечания по поводу эллинистической науки.


Оглавление

Часть седьмая

ПОСЛЕДНЕЕ ЦВЕТЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫЧЕСКОГО
АНТИЧНОГО МИРА


Плотин и неоплатонизм

Глава          10. Языческие школы первых веков христианской

Эры  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.       219

1.  Языческие школы первых веков христианской эры   . . . .»        219

1.1.Жизненность эпикуреизма в первые два века христианской эры. 1.2. Распад эпикуреизма.

2.  Возрождение философии Портика в Риме неостоицизм . . .»      220

2.1. Черты неостоицизма. 2.2 Сенека. 2.3. Эпиктет.
2.4. Марк Аврелий

3.  Возрождение пирронизма и неоскептицизма   . .. . . . . . . . .»        227

3.1. Энезидем и переосмысление пирронизма. 3.2. Скептицизм оЭнезидема до Секста Эмпирика. 3.3. Конец античного скептицизма.

4.  Возрождение кинизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»       231

5.  Возрождение аристотелизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»      232

5.1. Издание "Корпус Аристотеликум" Андроником и новое открытие эзотерических сочинений. 5.2. Рождение и распространение комментариев к эзотерическим сочинениям. 5.3. АлександрАфродисийский и его ноэтика.


6.  Медиоплатонизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»    235

6.1. Возрождение платонизма и его распространение в Александрии. 6.2. Черты медиоплатонизма. 6.3. Представители медиоплатонизма. 6.4. Значение медиоплатонизма.


7.  Неопифагореизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»     237

7.1. Возрождение пифагореизма. 7.2. Неопифагорейцы.7.3. Доктрины неопифагорейцев. 7.4. Нумений из Апамеи: смешение неопифагореизма с медиоплатонизмом. 7.5. "Корпус Герметикум" и "Халдейские оракулы".


Х                                                                                                                                                             Оглавление

Глава 11. Плотин и неоплатонизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.      241

1. Генезис и структура плотиновской системы . . . . . . . . . .»  241

1.1. Аммоний, учитель Плотина. 1 2 Жизнь, сочинения и школа Плотина 1 3 "Единое" как начало первое и абсолютное производящее самое себя 1 4 Происхождение вещей из Единого.1.5. Вторая ипостась Нус, или Дух 1 б Третья ипостась Душа.1.7. Происхождение физического космоса 1 8 Источники, природа и судьба человека 1 9. Возвращение к Абсолюту и экстаз.1.10. Оригинальность плотиновской мысли творящее созерцание

2. Развитие неоплатонизма и конец языческой антич
ной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .» 252


2 1. Общий взгляд на неоплатонические школы, их тенденции и представителей. 2.2 Прокл: последний самобытный голос языческой античности. 2.3 Конец древней языческой философии

Глава 12. Античная наука в эпоху империи . . . . . . . . . . . . . .» 256

1. Закат эллинистической науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .» 256

2. Птолемей и синтез античной медицины . . . . . . . . . . . . . . .»         257

2.1. Жизнь и сочинения Птолемея 2 2 Система Птолемея

3. Гален и синтез античной медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . .»          259

3.1. Жизнь и сочинения Галена. 3 2 Новая фигура врача: истинный медик должен быть также философом 3 3 Великая энциклопедическая конструкция Галена и ее компоненты. 3 4 Осевые моменты медицинских теорий Галена. 3 5 Причины большогоуспеха Галена

4. Конец великих научных школ Александрии и закат

     науки античного мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»         264

Приложение

Лексический указатель основных понятий античной

философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»         266

Хронологическая таблица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»         300

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»        314

Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .»         319


Предисловие

К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

"Жизнь вне поиска не достойна быть прожитой для человека",— читаем мы в "Апологии Сократа" (38-а). Как бы рефреном к этой максиме звучат слова Карла Поппера: "Все мы — философы. И даже те из нас, кто не сознают этого, имеют свои философские предпочтения. Большая часть этих предпосылок принимается безотчетно: они абсорбируются из культурного ареала или традиции. Даже будучи основой практического действия и жизни в целом, они принимаются и проповедуются без должной критической оценки.

Факт, удостоверяющий суть профессиональной и академической философии, состоит, в частности, и в этой необходимости критически оценивать получившие такое широкое распространение теории".

Учитывая сказанной, авторы настоящей книги выражают надежду в не бесполезности своего труда для русских студентов.

ДЖОВАННИ РЕАЛЕ ДАРИО АНТИСЕРИ

Милан-Рим, май, 1994 год


Предисловие

К ШЕСТНАДЦАТОМУ ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ

Если судить о книге по числу страниц, то наше издание по истории философской мысли в трех томах (около 2,5 тыс. страниц,) покажется слишком громоздким. Впрочем, не мешает вспомнить сентенцию аббата Террасона, цитированную Кантом в "Критике чистого разума" (в предисловии): "Если объем книги измерять не количеством страниц, но временем, необходимым для ее понимания, то о многих можно было бы сказать, что они могли бы быть много короче".

И в самом деле, многие учебники по философии выиграли бы, будь они пространнее в серии аргументов. Ведь краткость в экспозиции философских проблем неупрощает, но усложняет суть дела, делая ихмалоприятными, если не совсем бессмысленными. Так или иначе, нотакого сорта краткость фатально ведет к ноционизму, т.е. перечню точек зрения, дающих панораму философских высказывании, инструктивную, но вместе с тем, малоинформативную.

Таким образом, настоящий учебник предлагает наличие, по меньшей мере, трех уровней: помимо того, что древние называли "доксографией" (своего рода считка мнений, того, что говорили философы), необходимо объяснить, почему они так говорили, а такженелишне понимать, как все это было сказано, наконец, есть уровень указателей эффектов, производимых и провоцируемых философскими и научными теориями.

Что касается объяснительного уровня — почему нечто утверждалось, — то всегда непросто разглядеть сплетения событийных рядов экономического, социального и культурного плана с теоретическими и спекулятивными мотивами. Учитывая все это, мы стремились избегать опасных редукций — социологистических, психологистических, историцистских, удерживая специфическую идентичность философского дискурса.

Показывая то, как выражали мыслители свои доктрины, мы широко использовали их собственные слова. Цитируемые тексты даны в дозах, соответствующих дидактической парадигме научаю-


XIV


Предисловие


 


щегосяума, входящего в незнакомый дискурс. От предельно простого он мало-помалу переходит к философским категориям, развивая мышцу мысли и собственную способность к постижению все более сложных идей, которые выражены в разных лингвистических тональностях несхожими и оттого притягательными голосами. Подобно тому как для постижения способа чувствования и воображения поэта мы вчитываемся в его стихи, так и проникнуть в способ мышления философа нельзя иначе как через форму выраженных им идей.

Нельзя не отметить также, что философы интересны не только тем, что они говорят, но и тем, о чем молчат; традициями,которым они дают начало, течениями, которые приводятся в движение. Одни из них благоприятствуют рождению определенных идей, другие, напротив, делают это невозможным. По поводу послед него обстоятельства историки философии чаще хранят молчание, тем важнее для нас — сделать этот аспект очевидным, особенно при объяснении сложных взаимоотношений между философскими и научными, религиозными, эстетическими и социо-политическими идеями.

Учитывая, что в преподавании философии исходное — проблемы, которые она поднимала и решала, мы часто отдавали предпочтение синхроническому методу, относительно диахронического, который, впрочем, также использован в пределах его возможностей. Что же касается желаемой цели, то она состоит в формировании теоретически обогащенных умов, владеющих методами, способных к постановке и методической разработке проблем, готовых к критическому прочтению окружающей реальности во всей ее сложности. Именно этой цели служат означенные выше четыре уровня: содействовать самоконституирующемуся уму молодого человека в духе открытости новому и в его способности к самозащите перед лицом опасных искушений нашего века — бегство в иррациональное, капитуляция перед прагматизмом и убогим сциентизмом. Разум открыт тогда, когда он имеет в самом себе корректирующее устройство, выводящее (поскольку это человеческий разум) одну за другой ошибки и высвобождающее энергию для движения вперед по все новым интинерариям.

АВТОРЫ


 

==1

00.htm - glava01

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

"αναγκαιοτεραι μεν ουν πασαι ταυτης, αμεινων δ’ουδεμια".

"... все другие науки более необходимы, чем она, но лучше нет ни одной".

Аристотель, "Метафизика", А 2, 983 а, 10.

"χαλεπον το εαυτον γνωναι".

" ... трудно познать самого себя".

Максима приписывается Фалесу Милетскому.


/




Предположительно, бюст Гомера (VIII в до н э ), автора "Илиады" и "Одиссеи"

 

==2

 

==3


 

00.htm - glava02
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации