Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации - файл n1.doc

приобрести
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации
скачать (3626 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3626kb.18.09.2012 23:26скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




С.В. Шекшня

Управление персоналом современной организации
Учебно-практическое пособие
Издание IV

переработанное и дополненное


МОСКВА

ЗАО «Бизнес-школа “интел – синтез”

2002

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. (Серии "Библиотека журнала 'Управление персоналом") — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002. — 368 с.

Книга посвящена анализу проблем управления персоналом современной организации. Процесс управления людьми рассматривается в неразрывной связи с целями организации. Используется российский и зарубежный опыт, даются практические рекомендации.

Отдельные главы и рекомендации публикуются в журнале "Управление персоналом".

Корректор: Шиловская Н.А. Верстка: Касаткин А.В.



ISBN 5-87057-317-3 ©Шекшня С.В., 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

к пятому изданию

Предлагаемое вашему вниманию пятое издание книги 'Управление персоналом современной организации" практически полностью воспроизводит предыдущее, четвертое издание. Первые три главы посвящены общим основам управления персоналом, в них прослеживается эволюция научных взглядов на эту проблему, рассматриваются наиболее популярные теории организации, мотивации труда и управления, в рамках предлагаемой автором модели дается характеристика процессу управления человеческими ресурсами в целом. Следующие семь глав знакомят читателей с основными процессами управления персоналом, представленными в общей модели: планированием и подбором, профессиональным развитием, оценкой, вознаграждением и коммуникацией. Заключительная глава характеризует общеорганизационные условия, необходимые для создания и функционирования эффективной системы управления человеческими ресурсами. Приложение к книге содержит материал, озаглавленный "Статистика человеческих ресурсов", в котором рассматриваются основные статистические показатели, использующиеся для анализа динамики персонала организации.

Решение переиздать книгу было вызвано сохраняющимся к ней интересом читателей и желанием удовлетворить потребности тех, кто не смог приобрести предыдущие издания. Надеюсь, что издательство и автор не ошиблись в этом решении и книга найдет своих читателей.

Не имея физической возможности переделать всю книгу, я бы хотел в вводной части кратко охарактеризовать те значимые изменения, которые произошли в последние годы в мировой и российской экономике и их влияние на взаимоотношения сотрудников и работодателей. Надеюсь, что читатели будут использовать этот материал как своего рода призму, через которую следует воспринимать все содержимое данной книги.

Прошедшие с выхода четвертого издания полтора года были очень насыщенны политическими и экономическими событиями. Закончился продолжавшийся десять лет феноменальный экономический рост в ведущей стране мира - США, подтвердив неизменность циклической природы рыночной экономики. Начался и продолжается бурной рост российской экономики, которая становится все более и более рыночной. За ужасом террористических атак в Америке последовали решительные и, главное, согласованные действия ведущих мировых держав, приведшие к падению, пожалуй, самого античеловеческого режима на земле - правительства талибов в Афганистане. Реальностью стала единая европейская валюта - евро. Фондовый рынок в США и западноевропейских странах, сделавший в последнее десятилетие миллионерами миллионы обыкновенных людей, рухнул, как это всегда бывает, неожиданно, разорив сотни тысяч частных инвесторов и предприятий. С лица земли исчезли тысячи интернетовских компаний, обещавших в самом ближайшем будущем цифровой рай своим клиентам и миллионные прибыли своим инвесторам. При этом число пользователей Интернета перевалило за пятьдесят процентов в большинстве развитых стран, а абоненты мобильных сетей составляют в них от шестидесяти до девяноста процентов населения. Сегодня каждый третий москвич имеет мобильный телефон, а каждый четвертый регулярно посещает Всемирную сеть. Американское государство справилось с непокорным Микрософтом, которому, тем не менее, удалось сохранить свою целостность. Ушел на пенсию суперменеджер двадцатого века Джек Велш, не сумев получить разрешения Европейского союза на сделку века по приобретению Хонивелл. Исчезла с лица земли крупнейшая нефтяная компания Тексако, поглощенная Шевроном. Впервые в истории стало реальностью искусственное воспроизводство самого человека.

Несколько ошеломленный этим калейдоскопом событий читатель, наверное, уже задается вопросом: "Очень интересно. Но при чем здесь управление персоналом?" Притом, что для управления, которое есть не что иное, как отношения между двумя людьми - управляющим и управляемым, весьма небезразлично то, в какой внешней среде имеют место эти отношения. Сегодня в этой среде происходят существенные изменения, оказывающие сильное влияние на организации и отношения людей внутри них. Некоторые из определяющих характер современной экономики тенденций берут свое начало десятилетия назад, другие действуют совсем недавно. Однако без понимания их сущности и последствий для организаций невозможно эффективно управлять персоналом. Итак, попытаемся обобщить то, что происходит в современном мире, выделить наиболее важные тенденции в его развитии.

Во-первых, мы живем в мире все увеличивающихся скоростей. Мир развивается по закону Мура, согласно которому мощность компьютеров удваивается каждые восемнадцать месяцев, т.е. доступная человечеству электронная память и способность производить операции увеличиваются в десять раз каждые пять лет. Параллельно с электронной памятью и возможностью обрабатывать информацию увеличиваются возможности ее передачи - емкость телекоммуникационных сетей увеличивается за год в три раза. Такой скорости технического прогресса человечество не знало ни в один из периодов своей истории. В результате этих революционных изменений способность организации действовать быстрее, чем конкуренты, стала за последние десять лет таким же важным источником конкурентного преимущества, как способность производить более дешевую продукцию.

Во-вторых, мы живем в мире информации. Интернетовская и телекоммуникационные революции сделали информацию доступной широкому кругу людей во всех странах мира, лишив ее роли источника политической и организационной власти. Сегодня не нужно выходить из дома, чтобы получить доступ практически к любым накопленным человечеством знаниям, обменяться опытом с коллегой с другого континента или послушать курс профессора из другой страны. Став гораздо более доступными, информация и знания кардинально изменили природу современной экономики, превратив ее из экономики капитала в экономику знаний, в которой успеха достигает не тот, кто имеет больше денег или производственных мощностей, а тот, кто быстрее и лучше учится, превращает знания в полезные людям товары и услуги. Достаточно вспомнить, что современный Мерседес обладает электронной памятью, эквивалентной среднему персональному компьютеру.

В-третьих, мы живем в сервисном мире. Вместе с двадцатым веком ушла в прошлое индустриальная эра, в современной экономике сфера услуг, т.е. врачи, банкиры, учителя, консультанты, артисты создают львиную долю национального продукта. В развитых странах Запада около 80 процентов населения работают в сервисе, производя такую же долю ВНП, в России уже более 55 процентов населения работает в сфере услуг, причем этот процент быстро увеличивается. Структурные изменения в экономике привели к фундаментальным изменениям в составе рабочей силы человеческого общества - белые, золотые и прочие разноцветные воротнички, присущие работникам сферы управления и услуг, оттеснили традиционных синеблузых пролетариев на задворки истории, превратив их в маргинальную по своему значению группу. Соответственно, изменился и характер труда, и интенсивность межличностных контактов в его процессе - взаимодействие с машиной уступило место человеческому общению, взаимодействию с клиентами, пациентами, студентами, подчиненными или коллегами.

В-четвертых, мы живем в глобальном мире. Информатизация, либерализация мировой экономики, демократизация политических режимов, развитие таких наднациональных образований, как Европейский союз, бурный рост многонациональных компаний превращают мир в единое целое. Нравится нам это или нет, глобализация - процесс необратимый, спрятаться от него не удастся ни за какой стеной, как это наглядно показал недавний пример талибов. Поэтому где бы мы ни находились в Саратове или Нью-Йорке, Якутске или Буэнос-Айресе, мы должны мыслить категориями всей планеты, как это делают ведущие мировые компании, например "Кока-Кола" или "Сони", сумевшие научить любить свои брэнды и экспансивных аргентинцев, и сдержанных скандинавов, и погруженных в себя японцев, и открытых нараспашку индонезийцев.

Революционные перемены во внешней среде не оставили неизменными и организации. На смену напоминавшим египетские пирамиды монстрам двадцатого века с сотнями тысяч сотрудников и десятками иерархических уровней приходят организации нового типа - гибкие, быстрые, основанные на информации и знаниях. Современные организации с самого рождения рассматривают весь земной шар как арену своей деятельности, при этом максимально учитывают местные особенности. Они выстраивают отношения с клиентами как долгосрочное партнерство, а не одноразовую сделку, становятся "фабриками" по производству знаний, активными участниками глобального информационного обмена.

Новые организации по-новому строят свои отношения с сотрудниками. В условиях постоянно ускоряющихся перемен работодатели вынуждены отказаться от традиционного морального контракта, который они заключали со своими работниками в двадцатом столетии. Контракта, согласно которому в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции сотрудник получал гарантии занятости, карьерного роста и материального благополучия. Сегодня работодателю знания нужны гораздо больше, чем дисциплина, а умение учиться - чем преданность. В результате появляется новый тип организационного контракта, напоминающий коммерческое партнерство. Стороны обязуются сотрудничать только до тех пор, пока это выгодно каждой из них. Но сотрудничать-с максимальной отдачей, в виде творчества со стороны сотрудника и предоставления возможностей для этого творчества и приобретения знаний - со стороны организации. Изменения в отношениях с людьми. Вместо психологического контракта - контракт рыночный. Такая более жесткая форма отношений отнюдь не означает ущемления прав или снижения статуса сотрудников, многие из которых сегодня гораздо более независимы от работодателя, чем 50 лет назад, поскольку сами располагают всеми ключевыми для современного общества средствами производства - знаниями и средствами их передачи.

Формирование новой системы взаимоотношений между работниками и использующими их труд организациями станет центральной темой теории и практики управления персоналом на ближайшие годы. Сегодня известны лишь отдельные элементы этой системы, однако можно с уверенностью сказать, что значение административных методов в управлении людьми будет падать, а экономических, рыночных - расти. Те, кто овладеет этим искусством, преуспеют не только в управлении персоналом, но и в конкурентной борьбе в целом.

Мне бы очень хотелось, чтобы с этой мыслью вы начали чтение данной книги, в которой рассказывается как о классических, так и о современных методах управления людьми. При этом не нужно забывать, что и сегодня и через многие годы в экономике сохранятся рабочие места, требующие традиционных методов управления.

Станислав Шекшня,

ноябрь 2001г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.........................................................................................3

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ ............................................10



    1. роль ОРГАНИЗАЦИИ В ЖИЗНИ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

понятие ОРГАНИЗАЦИИ ............................................................…..10

1.2. цели ОРГАНИЗАЦИИ ...............................................................…..12

1.3. организационная СТРУКТУРА И

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ...........……………………………15

1.4. организация И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ............................……….22

1.5. организационные РЕСУРСЫ.

специфика УПРАВЛЕНИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ. коротко О МОТИВАЦИИ

К ТРУДУ..............…………………………………………………………..24
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ...............................................…….37
2.1. краткая ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……….43

2.2. управление ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

В БЫВШЕМ СССР ................... ………………………………………….43

2.3. функция УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАЦИИ .......................................................…45

2.4. КТО ДОЛЖЕН УПРАВЛЯТЬ ПЕРСОНАЛОМ:

ЛИНЕЙНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ

ИЛИ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РЕСУРСАМ? ..................................………………48
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ .................................................56

3.1. процессы УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ............................56

3.2. стратегия РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ...........………………………………...60

3.3. планирование ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА ..................70
ГЛАВА 4. ПОДБОР И ПРИЕМ НА РАБОТУ....................................….80
4.1. подбор КАНДИДАТОВ ...........................................................…...80

4.2. отбор ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЮ....................................89

4.3. оптимизация ЧИСЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ .............100
ГЛАВА 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА ............................................................... …108
5.1. развитие ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ СОТРУДНИКОВ .............108

5.2. профессиональное ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА.............112

5.3. методы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ..................119
ГЛАВА 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(ПРОДОЛЖЕНИЕ). РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ.

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ...........................................…….128
6.1. планирование И РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ В

СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ....………………………………...128

6.2. планирование И ПОДГОТОВКА

РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ...................…………………………….134

6.3. развитие МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ

С ЛИДЕРСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ..............................................…….145
ГЛАВА 7. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.........................................……...154
7.1. цели СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

В ОРГАНИЗАЦИИ...............……………………………………………..154

7.2. аттестация персонала.

Виды аттестации ......................................……………………….156

7.3. нетрадиционные ПОДХОДЫ К

ОЦЕНКЕ ПЕРСОНАЛА .........…………………………………………..165
ГЛАВА 8. ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА

КОМПЕНСАЦИИ..........................................................................……….171

8.1. цели СИСТЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ .........................…………..171

8.2. традиционная СИСТЕМА КОМПЕНСАЦИИ ....................173

8.3. управление системой льгот.................................……..187

ГЛАВА 9. "НЕТРАДИЦИОННЫЕ" МЕТОДЫ

КОМПЕНСАЦИИ.........................................................................………195
9.1. системы ПЕРЕМЕННОЙ

ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ............................................ ………………….195

9.2. системы ГРУППОВОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ..........…..202

9.3. системы ПЛАТЫ ЗА ЗНАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ..........206

9.4. современные ТЕНДЕНЦИИ В

ОБЛАСТИ КОМПЕНСАЦИИ..............………………………………..209
ГЛАВА 10. КОММУНИКАЦИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ........................................... …217
10.1. роль КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ.

коммуникационный процесс .......................................…217

10.2. формы и методы коммуникации ..................…….219

10.3. организационная КОММУНИКАЦИЯ.

формальная И НЕФОРМАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ........223

10.4. повышение ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КОММУНИКАЦИИ..........................……...229
ГЛАВА 11. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ................................................. ……237
11.1. СВЯЗЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

С ЦЕЛЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ...........................................................…237

11.2. соответствие СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

СОСТОЯНИЮ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И

КУЛЬТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………237

11.3. целостность СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ……………………………………..238

11.4. участие РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ......................……239

11.5. компетентная И РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ..........................................………….240
ПРИЛОЖЕНИЕ. СТАТИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

РЕСУРСОВ.....................................................................................………241

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ

Из всех решений, принимаемых руководителем, ни одно не может сравниться по своей важности с решениями в отношении сотрудников, поскольку именно они определяют результативность любой организации.

П.Дракер

    1. Роль организации в жизни современного общества.

Понятие организации.

1.2. Цели организации.

1.3. Организационная структура и организационная культура.

1.4. Организация и внешняя среда.

1.5. Организационные ресурсы.

Специфика управления человеческими ресурсами.

Коротко о мотивации к труду.
цели главы

дать определение организации и описать роль организаций в современном обществе

охарактеризовать основные признаки организации

раскрыть специфику человеческих ресурсов и управления ими

представить системы управления персоналом

ключевые СЛОВА

Организация

Организационная структура

Организационная культура

Внешняя среда

1.1. Роль организации в жизни современного общества. Понятие организации

Если девятнадцатый век ассоциируется у человечества с именами великих личностей - Наполеона, Эдисона, Пушкина, то двадцатый скорее всего останется в нашей памяти веком "суперорганизаций", в корне изменивших материальную основу человеческой жизни. В самом деле, в XX веке НАСА и Главкосмос проложили человеку путь в межпланетное пространство, Ай-би-эм компьютеризировала сначала офисы, а затем и наши квартиры, «Форд» и «Дженерал Моторс» превратили автомобиль из предмета роскоши в массовое средство передвижения, КБ им. Туполева и «Боинг» сделали трансатлантические перелеты таким же обыкновенным событием, как поездка из Москвы в Петербург.

Практически за каждым из значительных достижений двадцатого века стоит не гений-одиночка, а мощь организации. Мы не помним имени изобретателя цветного телевизора или микроволновой печи, но прекрасно знаем названия производящих их компаний - «Сони», «Панасоник», «Филипс». То же самое можно сказать про автомобили, компьютеры, мобильные телефоны и массу других полезных вещей, значительно облегчающих жизнь современному человеку. Это отнюдь не означает, что талант и опыт отдельной личности утратили значение в жизни общества, они по-прежнему лежат в основе его развития, однако материальная культура этого общества стала настолько сложной, что дальнейший прогресс требует колоссальной концентрации ресурсов. Только в рамках современных организаций, объединяющих и координирующих усилия сотен и даже тысяч талантливых и высококвалифицированных людей, стало возможным осуществление проектов, о которых гении прошлого могли только мечтать. Идея проложить туннель под Ла-Маншем возникла много веков назад, однако была реализована только в 1994 году группой французских и британских строительных компаний, Циолковский сделал гениальные расчеты полета ракеты еще в 1894 году, а первый искусственный спутник вышел на орбиту Земли лишь в 1957 году, вобрав в себя талант, знания и труд десятков тысяч людей.

Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни, в организациях - детских садах, школах, институтах, учреждениях, клубах, партиях - большинство из нас проводит львиную долю своего времени. Организации (называемые предприятиями) создают продукцию и услуги, потребляя которые, человеческое общество живет и развивается;

организации (называемые государственными учреждениями) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; организации (называемые общественными) являются средством выражения наших взглядов и интересов. В конце XX века организация стала фактически универсальной формой общественной жизни. Если революции (духовные и политические) XIX века превратили человека из существа патриархального в общественное, то революции нынешнего века, и прежде всего революция технологическая, сделали его человеком организации.

организацией называют объединение людей, совместно работающих для достижения определенных целей. Организациями являются Московский университет, ТОО "Полет", владеющее двумя киосками у Курского вокзала Москвы, гостиница "Европейская" в Санкт-Петербурге, Кабинет министров Российской Федерации, партия любителей пива, АО "КамАЗ", сборная ветеранов по футболу. При всем различии масштабов, сфер и видов деятельности названных выше институтов, у них существует несколько общих признаков:

• наличие целей деятельности;

• существование устойчивых связей между членами организации и правил, определяющих порядок этих взаимоотношений (организационная структура и культура);

• постоянное взаимодействие с окружающей (внешней) средой;

• использование ресурсов для достижения организационных целей.

И Московский университет, и ТОО "Полет" имеют цели, определяющие характер и задачи их деятельности: в случае МГУ - это подготовка специалистов и проведение научных исследований, для "Полета" - максимизация дохода на вложенный капитал. Обе организации используют ресурсы для реализации своих целей: университет - знания профессоров и преподавателей, лаборатории и учебные аудитории, оборудование; ТОО - труд продавцов и экспедиторов, денежные средства для приобретения товаров. Каждая из организаций имеет внутреннюю структуру, определяющую взаимоотношения между ее членами: МГУ - сложную систему факультетов, кафедр и исследовательских подразделений, штатных расписаний; "Полет" - директора и подчиняющихся ему двух экспедиторов, четырех продавцов и грузчика. Помимо формальной структуры, каждая организация имеет собственную культуру, определяющую нормы поведения ее сотрудников. Как огромный университет, так и микроскопическое ТОО находятся не в вакууме, они испытывают постоянное влияние государства, конкурентов, потребителей и т.д.
1.2. Цели организации
Организации не возникают сами по себе, а создаются людьми как средство достижения определенных целей. Михаил Ломоносов создавал Московский университет для подготовки ограниченного числа российских специалистов мирового класса в области естественных наук, ТОО "Полет" было создано с целью получения дополнительного (по отношению к заработной плате по месту работы) дохода его основателями. Как правило, в период создания организации ее цели, определяемые узким кругом основателей, достаточны просты и могут быть сформулированы в виде нескольких предложений. По мере развития организации они усложняются и в большинстве случаев трансформируются.

За более чем двести лет своего существования Московский университет превратился из камерного, узкоспециализированного учебного заведения в огромный учебный, научный и производственный центр с комплексными целями по подготовке специалистов в различных областях знаний, преподавателей, ученых, проведению фундаментальных и прикладных исследований, осуществлению коммерческой деятельности. За три года работы ТОО "Полет" его цели изменились значительно меньше, однако и в данном случае перемены существенны - из средства дополнительного дохода предприятие превратилось в основное занятие его владельцев, у которых сформировалось гораздо более четкое представление о сфере деятельности ТОО, уровне доходности, перспективах развития.

Изменение организационных целей происходит под воздействием множества факторов, таких как увеличение масштабов организации, изменение внешней среды, развитие техники и технологии, изменение общественного сознания, смена основателей организации новыми лидерами. Применительно к экономическим организациям (наиболее изученным) традиционно считалось, что непосредственное влияние на формирование их целей оказывают прежде всего три контрагента - клиенты (потребители или рынок), собственники (люди, вложившие средства в организацию), сотрудники (см. рис. 1). Иногда к этим категориям добавляют четвертую - руководителей, которые, с одной стороны, являются представителями собственников, а с другой - наемными сотрудниками, так же, как остальной персонал.


Степень влияния каждой из перечисленных групп на определение целей варьируется от организации к организации, а также может изменяться в каждой организации с течением времени. Существуют организации, ориентирующиеся в своей деятельности прежде всего на потребителей, и, наоборот, организации, для которых приоритетными являются интересы сотрудников и руководителей. Достижение баланса в отражении интересов всех трех ключевых групп в целях организации является одним из важнейших условий ее развития. Удовлетворение интересов одной из групп за счет игнорирования другой, как правило, приводит к весьма плачевным результатам. Достаточно вспомнить пример Московского АЗЛК, в течение многих лет игнорировавшего интересы потребителей и выпускавшего автомобили низкого качества. С появлением возможности выбора потребители перестали приобретать продукцию АЗЛК, что вынудило руководство компании остановить сборочный конвейер и перестать выплачивать заработную плату тысячам сотрудников.

В своей деятельности организации руководствуются набором целей, различающимся как по содержанию, так и с точки зрения временной перспективы. Можно выделить три основные вида организационных целей: базисные принципы (ценности), стратегические задачи и краткосрочные планы (см. рис. 2).



базисные ценности определяют основные цели функционирования организации и являются своеобразным raison d'etre, который существует у каждого объединения людей. В последние десятилетия многие крупные западные организации и прежде всего индустриальные корпорации начали разрабатывать собственные кредо, или миссии, - краткое заявление, излагающее основные цели существования компании. Американская корпорация «Хьюлет-Паккард» сводит свое кредо к четырем положениям: "Компания должна постоянно увеличивать объем продаж и размер прибыли, компания должна получать прибыль за счет технологических нововведений, компания должна по достоинству оценивать и справедливо вознаграждать вклад каждого сотрудника и уважать его индивидуальное достоинство, компания должна действовать как ответственный член общества". Кредо является формальным выражением базисных ценностей организации, однако его отсутствие отнюдь не означает, что у организации не существует таких целей. Московский университет не имеет кредо, однако его raison d'etre хорошо известен -развитие науки за счет подготовки исследователей и преподавателей мирового класса и осуществление исследований в области фундаментальных наук.

Базисные цели организации являются наиболее устойчивыми и остаются неизменными в течение длительного периода времени, обеспечивая преемственность и стабильность в ее развитии.

стратегические задачи вырабатываются организацией на основании анализа возможностей развития, предоставляемых внешней средой, и потенциала самой организации с учетом базисных целей ее существования. По существу, это - планы реализации базисных целей в конкретных условиях функционирования организации. Стратегические задачи включают в себя конечную цель, временной интервал и способ достижения цели. Они в гораздо большей степени, чем фундаментальные цели, зависят от внешней среды и требуют периодического обновления. Базисные ценности «Хьюлет-Паккарда» остаются практически неизменными со дня основания компании; в то же. время ее стратегические задачи неоднократно изменялись - в 1940 - 1950 гг. компания стремилась к лидерству на рынке высокоточных электронных приборов и инструментов, используемых для научных и инженерных исследований; в 1960 -1970 гг. «Хьюлет-Паккард» начала активно осваивать производство компьютерной техники; во второй половине 1980-х гг. компания переключилась на создание сложных микропроцессорных систем.

В то же время противоречие стратегических задач фундаментальным целям организации может привести к глубокому организационному кризису, как это случилось с американской телефонной компанией Ай-ти-энд-ти, поставившей в 1990 году стратегическую задачу стать к 1996-му одним из лидеров на рынке персональных компьютеров за счет приобретения компании Эн-си-ар. В результате реализации этой стратегической задачи Ай-ти-энд-ти потеряла около 5 млрд. долларов, более 100 высших руководителей, 10000 сотрудников, пережила глубокий организационный кризис и была вынуждена отказаться от идеи работы на рынке персональных компьютеров. В основе этой драмы - несоответствие принципов, на которых построена Ай-ти-энд-ти (либерализм, внимание к пользователю, долгосрочные отношения с заказчиками), особенностям рынка персональных компьютеров, требующих от организаций динамизма, жесткости, дисциплины, экономности, обладания специальными каналами сбыта.

краткосрочные планы представляют собой конкретные программы реализации стратегических целей организации, являются наиболее конкретными и детальными организационными целями и затрагивают всех сотрудников организации. К краткосрочным планам относятся и годовые бизнес-планы многомиллиардной компании, и дневные планы выручки продавцов пиццы или водителей такси. Важность краткосрочных планов состоит в том, что они управляют поведением сотрудника на рабочем месте и, следовательно, оказывают непосредственное влияние на результаты организации.
1.3. Организационная структура и

организационная культура
Достижение организационных целей предполагает совместную работу людей, являющихся сотрудниками организации. Каждая организация, будь то товарищество с ограниченной ответственностью, в котором заняты пять человек, или университет с десятками тысяч сотрудников, нуждается в координации этого взаимодействия, установлении определенного внутреннего порядка. Этот порядок проявляется в форме организационной структуры и организационной культуры.

организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется через разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархию должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов.

Традиционно под организационной структурой понимается прежде всего принцип, положенный в основу разделения труда. Многие организации построены по принципу разделения обязанностей между функциональными подразделениями, отвечающими за одно из направлений деятельности - производство, финансы, закупки, персонал. Такая организация называется
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


С.В. ШекшняУправление персоналом современной организации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации