Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование - файл n1.doc

приобрести
Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование
скачать (580.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc581kb.18.09.2012 23:24скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

в.ю.меновщиков

введение

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

МОСКВА

Смысл

2000
В пособии рассматриваются вопросы психологического кон­сультирования в центрах социально-психологической (психолого-педагогической) помощи, а также других учреждениях социальной защиты населения. Особое внимание уделено процессу консульти­рования и практическим навыкам консультанта. Методическое по­собие предназначено для практических психологов, специалистов по социальной работе и студентов психологических факультетов.

Меновщиков В.Ю.

Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.
Книга выпущена при участии ЦСПА "Генезис" и Института общегуманитарных исследований

ISBN 5-89357-083-9

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. Понятие о психологическом консультировании ........ 3

1.2. Психическая норма и психопатология......................... 9

1.3. Происхождение психологической проблемы.............. 12

Глава2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

2.1. Общепсихологические основы....................................... 19

2.2. Вклад различных теоретических ориентации.......... 22

2.3. Механизмы психологического воздействия ............. 29

2.4. Модель «картины мира» и ее значение в

консультативно-психотерапевтической практике.... 32

Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

3.1. Типы консультирования ............................................... 39

3.2. Позиции консультанта ..................................................41

Глава 4. ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

4.1. Основные проблемные ситуации ................................. 43

4.2. Типы клиентов и их ориентации ................................ 45

Глава 5. ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

5.1. Стадии психологического консультирования ......... 52

5.2. Общий обзор консультативных приемов

и методов............................................................................. 55

5.3. Стадия установления контакта ...................................61

5.4. Стадия сбора информации и осознания

желаемого результата...................................................... 66

5.5. Перебор гипотез (выработка альтернативных

решений).............................................................................. 74

5.6. Обобщение результатов взаимодействия с

клиентом и выход из контакта....................................... 79

Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ ................ 83

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

7.1. Телефонное консультирование..................................... 87

7.2. Консультативная переписка........................................ 90

Глава 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

8.1. Супервизия и подготовка консультантов................. 97

8.2. Синдром «сгорания» и его профилактика ............... 99

8.3. Этика консультанта...................................................... 101

Литература................................................................................... 104
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1. Понятие о психологическом консультировании

Начало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги "консультантов", античные книги "консультировали". С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические мето­ды лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с "магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадици­онный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие (Лакосина, Ушаков, 1984). И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обо­собляется консультативная психология. Подробнее остановимся на последней.

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процес­са оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из пред­ставления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

Перефразируя Г. Эббингауза, можно сказать: "Консультирование имеет длинное прошлое, но консультативная психология только короткую историю", — консультативную психологию как профессиональное поле можно идентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование "консультативная психология", или с 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности "Консультирование и руководство", которое использовалось также не психологами, на "Консультативная психология" (см. Dawis, 1992). Второй причиной подобного изменения была потребность дифференцировать консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.

Уайтли (Whitely), упомянутый в работе Р.Дэвиса, на­зывает "корнями" консультативной психологии во-пер­вых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладную психологию.

До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуаль­ных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психо­логию индивидуальных различий применительно к шко­ле и трудовой деятельности. Консультативная психоло­гия в процессе развития разделилась на работу с пер­соналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии — в формы профессиональной психологии и профессио­нального консультирования (см. Dawis, 1992).

Мы уже упоминали о том, что консультирование от психотерапии отличает отказ от концепции болезни. Од­нако не все так просто и однозначно понимается сегодня в психолого-психотерапевтическом "мире". Многие отве­ты (попытки объяснить, описать различные модели пси­хологической помощи) порождают лишь новые вопросы. И все же попытаемся ответить на некоторые из них. Прежде всего остановимся подробнее на соотношении понятий консультирование и психотерапия. Начнем с по­нятия психотерапия. Нами проанализировано несколько его определений. Наиболее общей является трактовка, данная в словаре "Психология"(М., 1990). Здесь термин "психотерапия" рассматривается как происходящий от греческого psyche (душа) и therapeia (уход, лечение). Он означает комплексное лечебное, вербальное и невербаль­ное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причем условно разли­чают клинически ориентированную психотерапию, на­правленную преимущественно на смягчение или лик­видацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентир о ванную, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному ок­ружению и собственной личности.

Ряд исследователей (см. Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о неврачебной психотерапии, имея в виду консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений. Другие же высказывают некоторые сомнения по поводу упот­ребления термина "психотерапия", так как в данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смыс­ле этого слова.

Еще один термин, введенный в обиход именно в Рос­сии, — психокоррекция. "Психотерапия — это, как видно из самого термина, лечение. Психокоррекция, как явству­ет из данного термина, направлена на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств, но в то же вре­мя лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их ком­пенсацию. Существенной общей особенностью и психо­терапии, и психокоррекции является психологическое воз­действие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма" (Кабанов, Личко, Смирнов, 1983). В дальнейшем в тексте уважаемых авторов терми­ны используются как синонимы. Например, методами пси­хологической коррекции называются аутогенная трениров­ка, тренинговые методы, семейная психотерапия и т.д.

Заметим, что одно и то же психологическое воз­действие в России чаще всего называется психотерапи­ей, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психо­логии разделение этих понятий связано не с особеннос­тями работы, а с укоренившимся и узаконенным положе­нием о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин "психо­терапия" является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к истодам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина, 1994).

Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психо­терапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Представим их сходство и различие в таблице 1.

Таблица 1

НАПРАБЛЕНИЕ


СУБЪЕКТ


ОБЪЕКТ


ЦЕЛЬ


Психотерапия








А. клинически-


Врач


Больной,


Ликвидация


ориентированная


(психиатр,


пациент


симптомов




психотерапевт)






В. личностно-


Врач,


Больной,


Личностные


ориентированная


психолог,


клиент


и




социальный




межличностные




работник




изменения


Психокоррекция


Врач,


Больной,


Исправление




психолог


клиент


тех или иных








расстройств,








нормализация








психической








деятельности


Неврачебная


Психолог


Клиент


Оптимизация


психотерапия






взаимо-








отношений








(например,








в проблемных








семьях)


Консультирование


Консульти-


Клиент,


Адаптация




рующий


семья,


к жизни за счет




психолог,


группа ,


активизации




социальный




личностных




работник




ресурсов (выход








из трудной








жизненной








ситуации)


Мы видим, что термины психотерапия и психокоррекция практически совпадают по содержанию. Смыка­ются также понятия неврачебная психотерапия и кон­сультирование. Более того, в рамках понятия психотера­пия четко выделяются две составляющие, и вторая из них, то есть личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и консуль­тирование.

Чем же является по своей сути психологическое кон­сультирование?

Слово консультация в словаре (см. Ожегов, Шведова, 1995) имеет несколько значений. Это и совещание специ­алистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специ­алистом, и учреждения, дающие такие советы (например: юридическая консультация).

Консультироваться — значит советоваться со спе­циалистом по какому-нибудь вопросу. А совет — всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п. В этом и заключа­ется отличие психологического консультирования от пси­хотерапии, по крайней мере психотерапии глубинной. Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношения­ми. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстри­ровать и обсудить те стороны взаимоотношений, ко­торые, будучи источниками трудностей, обычно не осоз­наются и не контролируются (Алешина, 1994). Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мяг­кое. Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной до 5—6 встреч), хотя в последнее время появляются почти "мгновенные" психотерапевтические тех­ники (Гриндер, Бэндлер, 1992). Некоторые авторы счита­ют консультирование начальным этапом психотерапев­тической помощи Итак, можно предположить, что различные виды пси­хологической помощи применимы на различных стади­ях, возможно, единого процесса.

Этот процесс можно систематизировать и отобразить в таблице, введя некоторые условные понятия, такие как хорошая норма (нормальный здоровый человек), погра­ничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления), и соотнести их с видами психологической помощи, мы получим следую­щую картину (см. табл. 2):

Таблица 2

СОСТОЯНИЕ ПСИХИКИ


ВИД ПОМОЩИ


Болезнь


Психиатрия. Медицинская психотерапия


Пограничная норма


Психологическая психотерапия. Коррекция


Хорошая норма


Консультирование. Обучение. Развитие


Таким образом, выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственно­сти, которую может вынести сам клиент. Это в свою оче­редь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать вари­анты решения проблемной ситуации, то есть, как прави­ло, нахождение клиента в условных границах "нормы психического здоровья".

Но что собой представляет психическая норма?

1.2. Психическая норма и психопатология.

Вопрос о том, какая форма психологической помощи (консультирование, коррекция, психотерапия психологи­ческая или медицинская) должна применяться в том или ином случае, не может быть решен без представ­ления о "психической норме".

Какое поведение следует считать нормальным? Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от критериев, принятых у пред­ставителей данной культуры в определенную историчес­кую эпоху.

То, что вчера считалось ненормальным, завтра, воз­можно, будет казаться нормальным, а то, что нам пред­ставляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписы­вается в жизнь других народов.

Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут вос­принимать как аномальную. Речь идет о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от большинства, ведущего себя более или менее "нормально", окажутся люди соответ­ственно "слишком" или "недостаточно" общительные, беспокойные, организованные и т.д.

Чаще всего, однако, "ненормальным" считают че­ловека, ''вышедшего из всех нормальных рамок", все по­ведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.

Понятие нормы весьма неоднозначно, и если вдумать­ся, то можно прийти к выводу, что четкой границы меж­ду "приемлемым" и "неприемлемым" нет. Не существу­ет и "идеальной нормы". Всякий человек в той или иной степени ненормален (Годфруа, 1992).

Таким образом, в целом невозможно провести четкую разграничительную линию между "нормальным" харак­тером и патологическим, между "нормальными" людьми и невротиками или между невротиками и психотиками. Как писал А.Адлер: "Мелкие трудности — норма, круп­ные трудности — невроз" (см. Мэй, 1994. С. 47).

Однако, каким бы "скользким" ни было определение "психической нормы", с практической точки зрения следует разобраться в том, с какой же "мерой трудности" сле­дует работать психологу-консультанту, с какой — психо­терапевту, а что находится уже и в компетенции врача-психиатра. Прежде всего это вопрос о самой "мере", о критериях, определяющих степень "нормы—патологии". Подобный вопрос ставится в психиатрии при разгра­ничении уровня нарушений психической деятельности. Например, А.В.Снежневский выделяет девять "кругов" последовательного нарастания тяжести психопатологи­ческих синдромов: от эмоционально-гиперэстезических расстройств, среди которых ведущее место занимает астенический синдром (первый круг), к аффективным расстройствам (второй), невротическим нарушениям (третий), паранойяльным состояниям (четвертый), кататоническим синдромам (пятый), помрачению сознания (шестой), парамнезиям (седьмой), судорожным и другим расстройствам, свойственным эпилепсии (восьмой), и, наконец, к психорганическим психопатологическим рас­стройствам, характеризующим полиморфизм всех изве­стных грубоорганкческих психозов (девятый круг).

В этой схематической модели взаимоотношения пси­хопатологических расстройств А.В.Снежневский относит астенические и другие расстройства, наиболее характер­ные для неврозов, к наименее специфическим проявле­ниям психической патологии.

В рамках медицинской модели предпринимаются по­пытки описать и классифицировать психические болез­ни, в том числе и по степени тяжести. В 1980 г. Амери­канская психиатрическая ассоциация опубликовала тре­тье издание "Руководства по диагностике и статистике психических нарушений (DSM 3)".

В "DSM 3" выделяются "Тяжелые психические рас­стройства", список которых начинается умственной от­сталостью и заканчивается расстройствами пове­денческой адаптации на работе, в школе и т.д. В самом же конце списка стоят состояния, не связанные с психическими расстройствами, но требующие внимания или коррекции — антисоциальные формы поведения; трудности, связанные с телесными особенностями, суп­ружескими и родительскими отношениями и т.п. (Годфруа, 1992).

Однако рамки медицинской модели, описывающие тяжесть психопатологической симптоматики, оказывают­ся слишком узкими. Разграничить только на этой основе меру психологической помощи, ее характер не представ­ляется возможным. Различными авторами приводятся и другие критерии выделения границ консультирования.

В частности, таким критерием является ответственность за результат взаимодействия, которая при консультировании лежит в основном на клиенте, а при любом виде психоте­рапии на терапевте. Кроме этого невозможно обойти и воп­рос об ориентации клиента (пациента), на котором мы спе­циально остановимся в главе 4.

1.3. Происхождение психологической проблемы

Для понимания теоретических основ психологиче­ского консультирования необходимо ответить еще на один вопрос — каков генез психологической проблемы?

По-видимому, ответ на этот вопрос крайне сложен и зависит как от теоретической ориентации исследователя, берущего на себя смелость ответить на него, так и от конкретного места, времени, исторической эпохи...

Объем и назначение данной работы ни в коей мере не могут претендовать на полноту ответа. Поэтому попыта­емся лишь обозначить основные подходы к пониманию того, что может быть названо "психологической пробле­мой", и к ее происхождению.

Если предположить, что поле (сфера деятельности), занятое консультативной психологией, граничит с полем "малой психиатрии", уместно предположить и то, что области "психологической проблемы" и "малой психи­атрии" находятся на одной линии (пересекаются)

Рассуждая далее, необходимо учесть, что в ряде работ, проведенных на моделях разнообразных клинических со­стояний, механизм синдромогенеза показан как принци­пиально единый для форм и "большой", и "малой психи­атрии" (Ушаков, 1978). По сути это говорит о том, что консультирование и "большая психиатрия" являются про­тивоположными точками одного континуума.

Внутри медицинской парадигмы также трудно найти полное единство взглядов на генез пограничных психи­ческих расстройств, основным методом лечения которых является психотерапия, как и внутри любой другой есте­ственнонаучной или гуманистической парадигмы. Психо­анализ не согласен с бихевиоризмом, бихевиоризм — с экзистенциально-гуманистической психотерапией, а пос­ледняя — с трансперсональной психологией и т.д.

В отечественной психотерапии одним из наиболее су­щественных вопросов, касающихся психогенеза неврозов и их роли в возникновении внутриличностных конфлик­тов, является понимание основных клинических форм неврозов как зафиксированных механизмов болезненно­го восприятия и переработки жизненных трудностей, пе­реживаемых человеком.

Группировка невротических конфликтов по их генезу, то есть в соответствии с учетом внутренних механизмов их развития, принадлежит В.Н.Мясищеву (Мясищев, I960). Разработанное им учение о невротических конф­ликтах получило дальнейшее развитие в ряде работ его сотрудников и учеников (Иовлев, 1974; Карвасарскип, 1980; 1982; Ташлыков, 1984 и др.).

В соответствии с основными формами неврозов опи­сываются 3 типа психологических конфликтов: исте­рический, обсессивно-психастенический и неврастени­ческий.

Первый из них (истерический) определяется чрез­мерно завышенными претензиями личности, всегда со­четающимися с недооценкой или полным игнори­рованием объективных реальных условий или требований ваний окружающих. Конфликт отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В генезе этого типа конфликта существен­ное значение приобретает история развития личности и процесс формирования ее жизненных отношений. В силу неправильного воспитания у таких лиц ослабляет­ся способность тормозить свои желания, противореча­щие общественным требованиям и нормам.

Второй (обсессивно-психастенический) тип невро­тического конфликта обусловлен противоречивыми соб­ственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом если даже одна из потребностей становится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, созда­ются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения обсессивно-фобических расстройств. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных от­ношений и приводит к отрыву от жизни, появлению не­реальных, далеких от действительности установок.

Наконец, конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышен­ными требованиями к себе — с другой. В определенной степени возникновению данного типа конфликта способ­ствуют высокие требования, предъявляемые возрастаю­щим темпом и напряжением современной жизни. Особен­ности конфликта этого типа формируются при воспита­нии, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида (Карвасарский, 1985).

Логично предположить, что в основе ряда проблемных ситуаций, с которыми клиенты обращаются к психологу консультанту, лежат те же внутрилнчностные конфлик­ты, только на первый план выдвигается не порождаемая ими болезненная симптоматика, а нарушение межлично­стных отношений со значимыми для личности людьми. Например, когда родитель обращается к консультанту с жалобами на своего взрослого ребенка, заявляя: "Он по­стоянно мне грубит" или "Она ни в чем мне не помога­ет", — вполне вероятен внутриличностный конфликт первого типа. А при жалобах типа: "Мой сын несчастлив, запутался, и я бессильна, не могу ему помочь", — конф­ликт второго типа и т.д.

Естественно, что возможно и сочетание различных вариантов внутриличностных конфликтов.

Интересен и другой аспект генеза психологической проблематики, разработанный в рамках медицинского подхода — вопрос о психотравмирующих факторах. Еще И.В.Давыдовский (1957) обратил внимание на то, что "травмирующим" в определенных условиях может оказаться любой объект, воздействующий на любую си­стему жизнедеятельности организма.

Систематика психического травматизма сложна и не­однозначна. В качестве примера приведем лишь класси­фикацию психических травм по интенсивности:

1. Массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:

а) сверхактуальные для личности;

б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного инди­видуума).

2. Ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утра­той социального престижа, с ущербом для самоутверж­дения).

3. Пролонгированные ситуационные, трансформиру­ющие условия многих лет жизни (ситуация лишения, си­туация изобилия):

а) осознаваемые и преодолимые;

б) неосознаваемые и непреодолимые.

4. Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического пере­напряжения (истощающие):

а) вызываемые самим содержанием ситуации;

б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания лич­ности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности (Уша­ков, 1978).

Но то, что является психотравмой для одного че­ловека, может не являться таковой для другого. Пе­реживание подходит к личности "как ключ к замку" (Kretschtner, 1971). Проиллюстрируем сказанное в таблице 3, заимствованной из упомянутой работы Г.К.Ушакова (1978) и несколько адаптированной нами применительно к обсуждаемой теме.

Таблица 3

Ведущие свойства характера (преморбид)


Клинические синдромы пограничных расстройств


Психотравмирующие обстоятельства


Сензитивность


Неврастенический, астенический, психопатический, аутистический


Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа


Тревожная мнительность


Обсессивный, компульсивный, психастенический


Ситуации, нарушающие стереотип


Истероидность


Истерический, пуэрильный, пс евдод ементный


Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентрический стереотип


Косность, ригидность (аффектов и суждений)


Эксклюзивный, эпилептоидный, параноический


Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа


Попытаемся теперь перевести сказанное в русло

психологической парадигмы (табл. 4):

Таблица 4

ВЕДУЩИЕ СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА


ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ


ПСИХОТРАВМИРУ­ЮЩИЕ (ПРИВОДЯЩИЕ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ) ОБСТОЯТЕЛЬСТВА


Сензитивность (чувствитель­ность)


"Hе могу справиться с собой...", "Устал, никого не хочу видеть..."


Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа


Тревожность


"Не могу решиться, беспокоюсь..."


Ситуации, нарушающие стереотип


Истероидность (демонстра-тивность)


"Мне все надоели, достали, меня не любят..."


Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентриче­ский стереотип


Косность, ригидность


"Я им покажу..." "Они меня просто преследуют..."


Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа



Таким образом, многочисленные исследования генеза пограничных нервно-психических расстройств, проведенные в рамках медицинского подхода, могут быть полезны и для понимания консультативной про­блематики. Более того, логичен вопрос: "А не говорят ли врачи и психологи об одном и том же, используя свой специфический терминологический язык?".

Наконец, последнее обобщение, которое мы по­зволим себе сделать в данном разделе, это объедине­ние всех факторов, ведущих и к пограничным расстройствам психики, и к так называемым психоло­гическим проблемам, в 3 группы:

1) Группа биологических факторов. Человек, яв­ляясь биологическим видом, постоянно подвергается влиянию сложных физических, химических, климати­ческих и других факторов, так или иначе реагируя на них. Существует единство физио- и психогенеза (Уша­ков, 1978).

2) Группа социальных факторов. Например, Сатин (Satinсм. Ушаков, 1978) провел параллель между чис­лом стрессов и социальных проблем (материальные ли­шения, отсутствие работы) в анамнезе больных и возник­новением у них болезненных состояний.

3) Группа психологических факторов. Они обусловлены взаимоотношениями с другими лицами (конфлик­ты в семье, на работе и т.п.).

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации