Гейхман В.Л., Сидоренко Е.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации - файл n1.docx

приобрести
Гейхман В.Л., Сидоренко Е.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации
скачать (1445.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx1446kb.18.09.2012 22:33скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации




Предисловие



Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК), вступивший в действие с 1 февраля 2002 г., призван обеспечить работникам их права и свободы в сфере трудовых отношений, создание надлежащих условий труда, а также защиту прав и интересов работников и работодателей. Как мы отмечали в предисловии к первому изданию, принципиально важным является расширение в нем договорного метода регулирования трудовых и социально-трудовых отношений.

ТК сохранил лучшее, приспособив к новым условиям нормы прежнего Кодекса законов о труде, отбросил отжившее, содержит много новаций. Эти обстоятельства учтены авторами в процессе комментирования закрепленных в ТК правовых норм при подготовке первого издания.

Настоящий научно-практический комментарий является восьмым изданием, в котором учтены все изменения в правовом регулировании трудовых отношений после принятия ТК.

Достаточно сказать, что в последние годы был принят ряд важных законодательных актов, к которым относятся Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", включающий специальную главу "Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта", а также постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" и др. Проделана большая работа по внесению в Кодекс дополнений и изменений с учетом потребностей практики, и в 2006 г. принят Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации...".

Среди изменений, относящихся к общим положениям, каждое из которых несет свою нагрузку, хотелось бы отметить уточнение понятия "трудовая функция" (ст. 15, 57 ТК). Она определяется как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией или специальностью с указанием квалификации. Трудовая функция также может определяться конкретным видом поручаемой работы.

Практически во всех статьях Кодекса понятие "организация" заменено на понятие "работодатель", что позволяет снять формальные препятствия для применения норм трудового законодательства в случае, когда работодатель не является юридическим лицом.

Уточнен статус органов государственной власти и органов местного самоуправления как сторон социального партнерства.

Система социального партнерства дополнена межрегиональным уровнем, что способствует закреплению складывающейся практики проведения коллективных переговоров и заключения соглашений на уровне федеральных округов.

Содержание трудового договора приведено в соответствие с общеправовыми принципами деления договорных условий на обязательные и дополнительные, что позволяет повысить гарантии соблюдения сторонами (прежде всего работодателями) определенных ими условий трудового договора. Переработаны и систематизированы понятие и порядок осуществления переводов.

Впервые законодательно урегулирован такой вид перевода, как временный перевод по соглашению сторон. Внесены коррективы в ст. 58, 59, уточняющие правила заключения срочных трудовых договоров.

Существенным является введение новых статей 60.1, 60.2, касающихся внешнего и внутреннего совместительства и совмещения профессий и должностей. При этом очевидна польза от этого как для работников, так и для работодателей.

Изменения внесены в раздел III "Трудовой договор", а также в разделы Кодекса, объединяющие совокупность норм, относящиеся к различным отраслям трудового права. Динамично развивающиеся общественные отношения диктуют необходимость обновления трудового законодательства с учетом потребностей общества. Этим продиктовано принятие с конца 2006 г. по июль 2008 г. целого ряда федеральных законов, которыми внесены изменения в действующий ТК.

Так, например, Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" ст. 83 ТК РФ дополнена новым основанием прекращения трудового договора с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства.

В 2007-2008 гг. были приняты Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 28.02.2008 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", Федеральный закон от 22.07.2008 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и др.

Если часть из этих федеральных законов внесла изменения в отдельные статьи ТК, то Федеральный закон от 28.02.2008 N 13-ФЗ ввел в ТК отдельную главу, посвященную особенностям правового регулирования труда профессиональных спортсменов и тренеров, что обусловлено действенностью принципа дифференциации правового регулирования труда по субъектному признаку.

Все они рассмотрены и учтены в комментариях к соответствующим нормам.

Очень важным для совершенствования и единства практики применения ТК явилось принятие постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006), а также ряда других постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ использованы при комментировании соответствующих статей ТК.

Авторский коллектив, состоящий в основном из научно-педагогических работников кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской правовой академии Министерства юстиции РФ с привлечением научно-педагогических работников из ряда других высших учебных заведений, имеет опыт комментирования трудового законодательства, который был всецело использован при подготовке настоящего Комментария. Выражаем надежду, что он принесет пользу всем, кто интересуется и занимается применением трудового законодательства в повседневной практике. Он будет полезен также студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов, научным работникам и всем гражданам, желающим знать современное трудовое законодательство РФ.


Заслуженный юрист РФ,
академик МАН ВШ и РАЕН, профессор

В.Л. Гейхман



Часть первая




Раздел I. Общие положения




Глава 1. Основные начала трудового законодательства



Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

В ч. 1 комментируемой статьи определены три основополагающие цели трудового законодательства.

Первое место занимает установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан согласно Конституции (ст. 2, 17, 19, 37). Это означает, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, включают гарантии, которые приобретают значение юридических и носят обязательный характер.

Государство устанавливает гарантии для всех работников (граждан), именуемые как "общие гарантии трудовых прав и свобод" (гарантии при заключении, изменении и прекращении трудового договора, по оплате труда, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, по охране труда и др.).

Для отдельных категорий граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите (лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, женщин и работников с семейными обязанностями) установлены специальные гарантии.

Второй целью трудового законодательства является создание благоприятных условий труда. Достижению этой цели служат нормы ТК о рабочем времени и времени отдыха, оплате и нормировании труда, профессиональной подготовке и повышении квалификации и др. Особенно важную роль в создании благоприятных условий труда играют нормы ТК, обеспечивающие охрану труда, соблюдение требований и организацию охраны труда, и др. (см. разд. X ТК).

В качестве третьей цели законодательно закреплена защита прав и свобод работников и работодателей. Нормы по защите прав и свобод и способы такой защиты получили свое закрепление в ТК (см. разд. XIII). В ч. 1 ст. 352 ТК установлено в соответствии с Конституцией (ст. 45) право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В ТК (ч. 2 ст. 352) также предусмотрены и основные способы защиты трудовых прав и свобод. Они включают: самозащиту работниками своих прав, общественный способ защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, административный способ, главным образом государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственный способ, прежде всего это судебная защита (рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров). Очевидно, что эти способы в основном направлены на защиту трудовых прав и свобод работников, так как реализация этих прав и свобод во многом зависит от правоприменительной деятельности, присущей работодателю, который не всегда соблюдает трудовое законодательство и выполняет свои обязанности. Поэтому работник (работники) нуждается в защите своих трудовых прав, гарантиях защиты, включая указанные способы их защиты.

Защита прав и интересов работодателя не исключается. Следует исходить из того, что в сфере трудовых отношений работодатель вправе осуществлять свои дисциплинарно-распорядительные и правоприменительные полномочия, а также заключать коллективный договор, участвовать в заключении соглашений, принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в порядке, установленном ст. 8 ТК.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены две основные задачи трудового законодательства, решение которых направлено на достижение целей, названных в ч. 1 комментируемой статьи. Одна из задач требует создавать необходимые правовые условия (предпосылки) для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Более всего служит выполнению данной задачи правовая основа социального партнерства, создающая условия для согласования этих интересов. Взаимодействие социальных партнеров, в котором заинтересовано общество и государство, ориентировано на необходимость оптимального сотрудничества, поиск и достижение консенсуса, стремление учесть и обеспечить согласование различных, а порой противоречивых интересов социальных партнеров с использованием установленных правил и процедурных норм. Система взаимодействия сторон социального партнерства, их представителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, согласно ст. 23 ТК, направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

3. Другой основной задачей трудового законодательства является правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, которые составляют предмет регулирования трудового права. Трудовым отношениям, возникающим между работником и работодателем, придается главенствующее значение в предмете трудового права и ТК (см. ст. 15). Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения трудовых отношений выделены в самостоятельную главу 2 ТК.

4. Комментируемая статья в соответствии с Конституцией (ст. 7) определяет цели и задачи, выражающие общесоциальные черты трудового права, придающие определенную направленность трудовому законодательству, но не исключает другого основного направления его воздействия на регулируемые отношения. Эти направления, обусловленные указанными целями и задачами, определяются как функции трудового права, именуемые защитной (социальной) и экономической (производственной) функциями.

В соотношении указанных функций некоторый приоритет имеет защитная функция в силу ряда причин. Прежде всего потому, что работник и работодатель в трудовом отношении занимают неравное положение. Реализация трудовых прав и свобод, соблюдение гарантий и учет интересов работника зависят от действий работодателя. Нарушение им трудового законодательства, невыполнение своих обязанностей ставят работника в положение, когда он более нуждается в государственной защите его трудовых прав и свобод.

Защитная функция направлена на охрану труда и защиту работника, экономическая функция в основном ориентирована на интересы работодателей. При определении назначения экономической и защитной функций принято исходить из необходимости их тесной взаимосвязи, не нарушающей их соотношения.

5. Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, являются производными от трудовых отношений и применительно к ним по времени своего возникновения, развития и прекращения могут предшествовать трудовым отношениям либо сопутствовать им, а в некоторых случаях и сменять трудовые отношения. Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, различаются характером прав и обязанностей, сторонами этих отношений, основаниями их возникновения и прекращения.

В комментируемой статье первыми названы отношения по организации труда и управлению трудом. Они являются сопутствующими трудовым отношениям. Возникают эти отношения между работниками и работодателем (их представителями) одновременно с формированием коллектива работников и прекращаются с ликвидацией работодателя (юридического лица) либо прекращением деятельности индивидуального работодателя (физического лица). Отношения по организации труда и управлению трудом получают свое развитие в области управленческой и правоприменительной деятельности. Нормы об участии работников в управлении организацией, установленные ст. 53 ТК, направлены на индивидуальное участие работника (например, внесение предложений работодателю по совершенствованию деятельности организации, обсуждение с работодателем вопросов о работе организации и др.) или непосредственное участие работников в управлении организацией (например, выборы на общем собрании (конференции) представителей в КТС в порядке, установленном ст. 384 ТК, и др.). В основном участие работников в управлении организацией осуществляется через их представителей (представительные органы), традиционно ими являются профессиональные союзы. Иные представители избираются работниками в случаях и порядке, предусмотренных ТК.

Формы участия работников в управлении организацией согласно ст. 53 ТК определяются ТК, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым в установленном ТК порядке (ст. 8 ТК).

6. К предшествующим трудовым отношениям относятся отношения по трудоустройству, возникающие для содействия в обеспечении граждан работой в условиях функционирования рынка труда, в том числе с помощью государственной службы занятости. Для некоторых категорий граждан (несовершеннолетних лиц, не достигших 18 лет, инвалидов и др.) законом предусмотрена квота рабочих мест. Нормы, регулирующие отношения по трудоустройству, содержат гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в области занятости и трудоустройства граждан и др. В этих отношениях участвуют граждане и работодатели, государственные службы занятости, а в установленных случаях - профсоюзы.

7. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя обычно сопутствуют трудовым отношениям. Они могут предшествовать трудовым отношениям, если профессиональная подготовка или повышение квалификации осуществляются до возникновения трудовых отношений. В этом случае стороны этих отношений - работодатель и работник - заключают ученический договор или договор (соглашение) о направлении работника на соответствующую форму профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации (см. коммент. к ст. 196-208).

8. Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений сопутствуют трудовым отношениям. Правовую основу для развития этих отношений составляет разд. II ТК, посвященный социальному партнерству в сфере труда (см. коммент. к ст. 23-53). Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров возникают по инициативе любой из сторон: работников или работодателя (работодателей) в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (см. коммент. к ст. 25, 29-34). Указанные отношения направлены на установление условий и оплату труда работников, охрану и безопасность труда, занятость, социальную защиту работников и другие важные условия, а также на осуществление контроля за выполнением коллективного договора либо соглашений. ТК установлены и другие формы социального партнерства (см. коммент. к ст. 27), в связи с чем могут возникать соответствующие отношения.

9. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях сопутствуют трудовым отношениям. Эти отношения возникают между работниками и профсоюзами с работодателем, руководителем как представителем работодателя, если им является юридическое лицо (организация). Работников во всех случаях в данном отношении представляют только профессиональные союзы. Эти отношения направлены на установление условий труда и применение трудового законодательства. Решения, касающиеся указанных вопросов, работодатель принимает, как это следует из ст. 371 ТК, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК. Наряду с этим, установлен порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (см. коммент. к ст. 372 ТК). В ТК предусмотрено участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (см. коммент. к ст. 82, 373).

Указанные отношения являются "длящимися", они возникают с момента избрания профсоюзного комитета и продолжаются до прекращения его полномочий. Следует иметь в виду, что права профсоюзов определены ТК, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 28.12.2010)*(1), а также могут получить свое развитие в коллективных договорах и соглашениях.

10. Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права сопутствуют трудовым отношениям. Они возникают между работодателем (его представителем, обычно руководителем, если работодателем является юридическое лицо, организация) и федеральной инспекцией труда либо соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также органами местного самоуправления или профсоюзами, создаваемыми ими профсоюзными инспекциями труда (см. коммент. к ст. 353, 354, 356, 360, 370 ТК). Эти отношения функционируют в ходе реализации указанными органами, прежде всего, федеральной инспекцией труда, своих полномочий в области государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - всеми работодателями на территории РФ (см. ст. 353 и коммент. к ней). На профсоюзах, их органах и создаваемых ими профсоюзных инспекциях лежит общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также контроль за выполнением условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370 ТК).

11. Вытекающими из трудовых являются отношения по разрешению трудовых споров, которые в зависимости от того между кем возникает спор (стороны спора) и по поводу чего спор возникает (предмет спора) подразделяются на индивидуальные трудовые споры и коллективные трудовые споры. Индивидуальные трудовые споры возникают из трудовых отношений, а коллективные - из отношений, непосредственно связанных с трудовыми (например, профсоюз и представители работодателя не достигли соглашения о заключении коллективного договора, в связи с этим возникает коллективный трудовой спор). Индивидуальный трудовой спор может возникнуть между отдельным работником и работодателем по поводу применения трудового законодательства, соглашения, локального нормативного акта, коллективного договора, условий трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда). Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: в КТС и суде. Основанием возникновения отношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является обращение заинтересованного работника с заявлением (иском) в КТС или суд. Порядок рассмотрения этих споров регулируется ТК (см. коммент. к ст. 381-390), а в суде порядок их рассмотрения установлен гражданским процессуальным законодательством и частично ТК (см. коммент. к ст. 391-397). Эти отношения могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от предмета спора (например, исковые требования граждан об отказе в заключении трудового договора - предшествуют трудовым отношениям, иски работников об отстранении от работы или переводе на другую работу - сопутствуют трудовым отношениям, исковые заявления лиц, уволенных с работы и обратившихся в суд с иском о восстановлении на работе, - следуют за трудовыми отношениями).

Коллективные трудовые споры между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) возникают по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Коллективные трудовые споры разрешаются на основе примирительных процедур на соответствующих этапах разрешения спора: в примирительной комиссии, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже и, в крайнем случае, путем проведения забастовки, когда стороны вновь, используя примирительные процедуры, ищут выход на соглашение. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров установлен ТК (см. коммент. к ст. 398-418). Отношения по разрешению коллективных трудовых споров всегда являются сопутствующими трудовым отношениям.

12. В число иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, включены отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. К ним относится Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в ред. от 08.12.2010)*(2).
Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

1. В соответствии с общепринятой классификацией сложилось деление (градация) принципов права в зависимости от сферы их действия. Принципы, охватывающие всю систему права, являются общеправовыми принципами права (принципы: законности, демократизма, защиты прав человека и др.). Принципы, присущие нескольким отраслям, выступают как межотраслевые принципы (например, принцип свободы труда проявляется в трудовом, гражданском и административном праве в части, связанной с трудовой деятельностью).

Принципы, характеризующие наиболее существенные черты отрасли, являются отраслевыми принципами, или основными принципами отрасли. Принципы трудового права в соответствии с Конституцией и общепризнанными принципами, нормами международного права и международными договорами РФ (конвенциями МОТ) нашли свое выражение в комментируемой статье и раскрываются в ст. 3, 4, других статьях ТК.

Принципы трудового права - это исходные начала, основные положения, определяющие единство трудового права, сущность правового регулирования и общую направленность развития данной отрасли права.

Следует иметь в виду, что в комментируемой статье установлены принципы трудового права как отраслевые принципы, которые могут находить свое более конкретное выражение в принципах институтов отрасли, нормы которых закреплены в соответствующих разделах, например, в разд. II ТК закреплены основные принципы социального партнерства (ст. 24).

В то же время отдельный принцип, не нашедший своего прямого закрепления в ТК, может быть выражен в ряде норм способом "косвенной фиксации", как, например, принцип свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда. Хотя принцип свободы трудового договора, дополняя принцип свободы труда (абз. 1 ч. 2 ст. 2 ТК), не нашел своего прямого закрепления, он выражается в ряде норм о свободе заключения, изменения и прекращения трудового договора в разд. III ТК, посвященном трудовому договору (ст. 56, 57, ч. 2 ст. 59, ч. 1 ст. 70, ст. 72, 72.2, п. 1 ст. 77 ТК и др.).

2. Первый принцип, закрепленный в комментируемой статье, соответствует ч. 1 ст. 37 Конституции, провозгласившей свободу труда, право каждого заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору. В Российской Федерации, реализуя право на свободный труд по своему выбору, каждый может трудиться в качестве работника по трудовому договору либо трудиться, являясь членом кооператива или выполнять конкретно-определенную работу по гражданско-правовому договору подряда или иному договору, а можно заниматься самыми различными видами индивидуальной трудовой или предпринимательской деятельности и др.

Свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом (ст. 19, ч. 3 ст. 37 Конституции).

Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности. Указанный принцип дополняется гарантиями и воплощается в соответствующих нормах ТК, включая разд. III ТК "Трудовой договор". Принцип свободы труда дополняется принципом свободы трудового договора, что позволяет его сторонам заключать данный договор на добровольной основе без всякого принуждения. Все, что достигнуто работником и работодателем путем соглашения по условиям трудового договора при его заключении, в дальнейшем может быть изменено также по их соглашению. Например, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод работника на другую работу, допускается только по соглашению сторон (ст. 72 ТК), при этом запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными федеральными законами (ст. 60 ТК). На основе свободы труда работник вправе расторгать трудовой договор по собственному желанию, предупредив работодателя в письменной форме за 2 недели. До истечения этого предупреждения работник имеет право в любое время отозвать свое заявление (см. коммент. к ст. 80). Трудовой договор может прекращаться по соглашению, достигнутому сторонами договора (п. 1 ст. 77 ТК).

3. Принципы запрещения принудительного труда и дискриминации, установленные в комментируемой статье, раскрываются в отдельных статьях ТК (см. коммент. к ст. 3 и 4).

4. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве соответствует закрепленному Конституцией праву на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Данный принцип нашел свое выражение в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 27.07.2010)*(3), иных нормативных правовых актах. В указанном Законе определены направления государственной политики в области занятости, включая разработку и реализацию целевых программ, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др. Для отдельных категорий граждан предусматриваются дополнительные гарантии содействия по трудоустройству в счет установленной квоты, например, для приема на работу инвалидов (Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 09.12.2010)*(4).

5. Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основывается на положениях ч. 3 ст. 37 Конституции и Международного пакта от 16 декабря 1966 г. "Об экономических, социальных и культурных правах"*(5), ст. 7 которого определяет право каждого на: 1) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; 2) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 3) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 37) устанавливается право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Эти конституционные положения, дополняемые данными принципами и обеспечиваемые гарантиями, закрепляются в ТК. В разделе X "Охрана труда" предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210) и требования охраны труда (гл. 34), в том числе государственные нормативные требования охраны труда (ст. 211 ТК), обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК), обязанности работника в области охраны труда (ст. 214 ТК) и права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (ст. 219 ТК), гарантии этих прав работников (ст. 220 ТК) и др. Наряду с общими нормами, распространяемыми на всех работников, действуют также специальные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников или работающим во вредных и опасных условиях, а также привлекаемым к тяжелым работам и др. (лицам, не достигшим 18 лет, женщинам, инвалидам).

Право на отдых в Конституции закреплено вместе с его гарантиями. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37). Данный принцип обеспечивается действием ряда норм ТК, регулирующих рабочее время (см. коммент. к разд. IV ТК), а также - время отдыха (см. коммент. к разд. V ТК).

Особенности условий труда отдельных категорий работников предусмотрены в разд. XII ТК, например: рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств (ст. 329), или продолжительность рабочего времени педагогических работников (ст. 333) и др.

6. Принцип равенства прав и возможностей работников основывается на положениях ст. 19 Конституции, о равенстве всех перед законом и судом. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данный принцип означает, что не допускаются преимущества или ограничения, несовместимые с равенством прав и возможностей, и в этом проявляется тесная взаимосвязь с принципом запрещения дискриминации (см. ст. 3 и коммент. к ней).

ТК, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ устанавливают работникам права и гарантии на определенном уровне, который не может быть снижен по сравнению с трудовым законодательством ни при каких обстоятельствах. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК, не может превышать 40 часов в неделю, как максимальный предел рабочего времени, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно ст. 115 ТК, предоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, например, если они более благоприятны по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями и будут установлены в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя (см. ч. 3 ст. 41 ТК).

7. Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы раскрывается путем уточнения, что "справедливая заработная плата" должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исходной основой данного принципа является ст. 7 Пакта "Об экономических, социальных и культурных правах" (см. п. 5 коммент. к настоящей статье) и ч. 3 ст. 37 Конституции, устанавливающая право на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ. Данный принцип находит свое закрепление в нормах ТК: о системе основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 и др.); о регулировании минимальной заработной платы (ст. 133, 133.1); о регулировании порядка и сроков выплаты заработной платы (ст. 136); об ограничении ее удержаний (ст. 137) и др. Следует иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 133 ТК минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ. Порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК, определяются федеральным законом (см. ст. 421 ТК и коммент. к ней).

Порядок установления размера минимальной заработной платы в субъекте РФ предусмотрен в ст. 133.1 ТК в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ (см. ст. 133.1 ТК и коммент. к ней).

Справедливость заработной платы должна обеспечиваться также соблюдением условий (критериев) оплаты по труду. Как следует из ст. 132 ТК, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. При этом запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (см. ст. 132 ТК).

Неисполнение работодателем установленной ТК (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК) обязанности выплачивать заработную плату в полном размере в установленные сроки (см. также ст. 56 ТК), влечет материальную ответственность работодателя (см. ст. 236, 237 и коммент. к этим ст. ТК).

8. Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации основывается на положениях Конституции (ст. 19) и указанного Пакта об экономических, социальных и культурных правах (п. 4 ст. 7), согласно которому определено право на одинаковую возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени на основании трудового стажа и квалификации. Данный принцип находит свое развитие в нормах ТК о подготовке работников, повышении их квалификации, в том числе в разд. IX ТК (см. коммент. к ст. 196-208). Как показатель подготовки лица к выполнению работы при продвижении работника на более высокую должность выделен также трудовой стаж, т.е. стаж работы по специальности, указываемый в трудовой книжке работника (ст. 66 ТК).

9. Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов основан на положениях Конституции (ст. 30) и Конвенции МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948 г.). В них установлено право на объединение (ассоциацию), включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Работники и работодатели создают либо вступают в объединения (организации) для защиты интересов и прав своих членов и обеспечения представительства интересов работников либо работодателей, прежде всего через систему социального партнерства и путем коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Работники объединяются в профессиональные союзы, которые являются наиболее массовыми организациями работников. Профессиональные союзы и их объединения определены ТК в качестве представителей работников (см. ст. 29-30). Иные представители в случаях, установленных ТК, могут избираться работниками и представлять их интересы (см. коммент. к ст. 31). Интересы работодателей представляют их объединения - некоммерческие организации, а в установленных случаях - иные представители (см. коммент. к ст. 33, 34, а также Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (в ред. от 01.12.2007)*(6)).

10. Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией базируется на положениях Рекомендаций МОТ: N 94 "О сотрудничестве на уровне предприятия" (1952 г.); N 129 "О связях на предприятиях" (1967 г.). Данный принцип получил свое развитие в ТК, который предусматривает участие работников в управлении организацией, а также формы такого участия. При этом их перечень не является исчерпывающим. Могут использоваться и иные формы, предусматриваемые законами, соглашениями, коллективным договором, учредительными документами, локальными нормативными актами (см. ст. 52, 53 ТК). Наряду с этим, указанный принцип выражается в отдельных статьях ТК, охватывающих социальное партнерство в сфере труда (гл. 6, 7 ТК), принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371) и др. Таким образом, ТК закрепляются как непосредственная форма участия работников, например в общем собрании при выборах представителей в комиссию по трудовым спорам (см. ст. 384 ТК), объявлении забастовки (см. ст. 410 ТК), так и участие работников в управлении организацией через своих представителей - профсоюзы, как например, при утверждении правил внутреннего трудового распорядка (см. ст. 190 ТК), принятии локальных нормативных актов (см. ст. 8, 371 ТК) и др.

11. Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений выражается во многих нормах ТК, посвященных социальному партнерству и др. На государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации и защиты. На коллективно-договорном уровне они конкретизируются и дополняются, устанавливаются более благоприятные условия труда, социально-бытовые льготы и другие гарантии, предусматриваемые в коллективных договорах и соглашениях. Индивидуально-договорное регулирование носит вспомогательный характер и направлено в основном на индивидуализацию и конкретизацию условий трудовых договоров. Для отдельных категорий работников трудовой договор является более значимым регулятором, как например: у руководителя организации (см. гл. 43 ТК), лиц, работающих по совместительству (см. гл. 44 ТК) или работников, работающих у работодателей - физических лиц (см. гл. 48 ТК), и др.

Соотношение государственного и договорного регулирования проявляется и в том, что ТК не допускается установление условий коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если же такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК). Кроме того, ТК установлено, что условия коллективного договора, ухудшающие положение работников недействительны (ч. 3 ст. 50 ТК).

12. Принцип социального партнерства воплощается в нормах ТК, посвященных социальному партнерству, включающему как взаимодействие между социальными партнерами - работниками и работодателями (их представителями), так и их взаимодействие на основе трехстороннего сотрудничества с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления (см. ст. 23, 45 ТК). Данный принцип закрепляется в нормах разд. II ТК (ст. 23-55), других статьях ТК, иных федеральных законах: "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"*(7), "Об объединениях работодателей".

13. Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, находит свое осуществление при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. от 09.12.2010)*(8). На порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании содержится указание в ТК (см. ст. 184 и коммент. к ней).

14. Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением соответствует гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, установленной ч. 1 ст. 45 Конституции. Важной государственной гарантией является признание, обеспечение, защита указанных прав и свобод, на что направлено трудовое законодательство РФ. В ТК закреплены основные права и обязанности работника (ст. 21) и работодателя (ст. 22), их правовое положение (ст. 20), основания возникновения их трудовых отношений (ст. 16-19), функционирование социально-трудовых (партнерских) отношений (разд. II ТК) и др.

В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области труда, включающая в себя перечень государственных и общественных (профсоюзы) органов, наделенных законом соответствующей компетенцией. ТК установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляет федеральная инспекция труда, а в области соблюдения правил по безопасному ведению работ наряду с ней государственный надзор осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (см. ст. 353 ТК).

15. Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его прав и свобод, включая судебную защиту в соответствии с ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции, означает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод как закрепленных в Конституции, так и в иных нормативных правовых актах.

Данный принцип, дополняясь гарантиями, находит свое проявление в ряде норм ТК, прежде всего в нормах разд. XIII, охватывающих защиту трудовых прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 1 ст. 352 ТК). К основным способам защиты, перечисленным в ч. 2 ст. 352 ТК отнесены: самозащита работниками трудовых прав (см. ст. 379, 142); защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (см. гл. 58); государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (см. ст. 354-369); судебная защита (см. гл. 60, 61 ТК), включая Конституционный Суд РФ и др.

В перечне этих способов защиты трудовых прав и свобод отсутствует указание на ответственность, но в наименовании разд. XIII она названа и в содержание данного раздела входит гл. 62 (ст. 419 ТК), посвященная ответственности и ее видам, к которым привлекаются лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе привлекаемые в установленном порядке к дисциплинарной и (или) материальной ответственности.

16. Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку основывается на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип нашел свое закрепление в нормах ТК о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров (ст. 381-397) и о порядке разрешения коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способ разрешения коллективного трудового спора (ст. 398-418).

17. Принцип, определяемый как обязанность сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора, включая право работодателя требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, воплощается в нормах ТК. Работник, вступивший в трудовое отношение на основе трудового договора, обязан добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные трудовые обязанности (ч. 2 ст. 21, ст. 56 ТК). Работодатель наделен правом требовать от работника надлежащего исполнения его обязанностей. В случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником трудовых обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности (ч. 1 ст. 22 ТК). Работодатель вправе отстранять от работы (не допускать к работе) работника в порядке, установленном ТК (см. ст. 76).

Работодатель обязан выполнять свои обязанности, в том числе по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров и других обязанностей (ч. 2 ст. 22 и др. ст. ТК). При неисполнении работодателем своих обязанностей, работник вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в профсоюз или в федеральную инспекцию труда, а также может прибегнуть к самозащите трудовых прав и др.

18. Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права получил свое закрепление и развитие в ТК (см. гл. 58), в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Профсоюзный (общественный) контроль осуществляют профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда. Работодатели не вправе препятствовать профсоюзным инспекторам труда при осуществлении ими своих полномочий и в недельный срок с момента получения требования профсоюзов обязаны сообщить профсоюзному органу о принятых мерах (см. коммент. к ст. 370).

19. Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности основан на положении ч. 1 ст. 21 Конституции о достоинстве личности, охраняемом государством. При этом ничто не может быть основанием для умаления достоинства работника. Данный принцип воплощается в нормах ТК, гарантирующих защиту достоинства работника в период трудовой деятельности. Нормы ТК обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. 85-90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возмещение материального ущерба в случаях, установленных ТК (см. ст. 234-236).

20. Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников нашел свое закрепление в нормах Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в ред. от 29.11.2010)*(9), других законах и нормативных правовых актах. К их числу относится Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных этим Законом.

В ТК предусматриваются гарантии работникам при временной нетрудоспособности (см. ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (см. ст. 184).
Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

1. В комментируемой статье в силу особого значения раскрываются и дополняются такие принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленных в ст. 2 ТК, как запрещение дискриминации в сфере труда (абз. 2 ч. 2 ст. 2 ТК), принцип равенства прав и возможностей работников (абз. 5 ч. 2 ст. 2 ТК). Запрещение дискриминации в сфере труда означает, что не могут ограничиваться трудовые права и свободы или устанавливаться какие-либо преимущества по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника и признаваемым дискриминационными, поскольку каждый имеет, согласно ч. 1 комментируемой статьи, равные возможности для реализации своих трудовых прав. В противном случае эти обстоятельства (причины) приводят к уничтожению или нарушению равенства возможностей для реализации работником трудовых прав.

2. Положения настоящей статьи соответствуют конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции) и ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятости" (1958 г.). В этой Конвенции дискриминация определяется как всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством-членом) и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения. Сфера применения Конвенции охватывает доступ к труду и к различным занятиям, доступ к профессиональному обучению, а также другие условия труда, как, например, установление заработной платы.

Перечень обстоятельств (видов дискриминации), предусмотренных в ч. 2 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Указанное положение данной статьи к дискриминации относит, наряду с перечисленными в ней, и другие обстоятельства, которые не связаны с деловыми качествами работника. В конкретных случаях другие обстоятельства, помимо перечисленных в комментируемой статье, могут выступать дискриминацией, если нарушаются равные возможности для реализации прав и учитываются обстоятельства, которые не связаны с деловыми качествами работника. Таким образом, любые обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работника, в том числе и не перечисленные в ст. 3 ТК, не могут служить основанием для ограничения трудовых прав и свобод.

Особое значение имеет запрещение дискриминации при приеме на работу и оплате труда. ТК установлены гарантии при заключении трудового договора, в том числе защита от дискриминации (см. ч. 2 ст. 64). При оплате труда запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (см. ч. 2 ст. 132). Запрещена дискриминация при определении условий труда, его оплаты, в коллективном договоре, соглашениях, трудовых договорах и локальных нормативных актах, т.е. запрещение дискриминации охватывает всю сферу труда работников.

В ч. 2 комментируемой статьи внесен дополнительный вид дискриминации - семейное положение. Основанием этого служит ратифицированная Российской Федерацией Конвенция МОТ N 156 (1981 г.), которая определяет равное обращение и равные возможности для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями. Конвенция распространяется на работников, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей или других ближайших родственников - членов семьи, нуждающихся в их уходе, когда такие обязанности ограничивают возможности участия в трудовой деятельности. Данной Конвенцией предусмотрено, что государство должно, содействуя через национальную политику, предоставить возможность лицам с семейными обязанностями выполнять оплачиваемую работу, не подвергаясь дискриминации, гармонично сочетая свои профессиональные и семейные обязанности. В этой Конвенции также определяется, что семейные обязанности не могут служить основанием для прекращения трудовых отношений.

3. Частью 3 комментируемой статьи предусмотрено, что не являются дискриминацией те исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников, которые определяются требованиями, свойственными данному виду труда, установленными федеральным законом.

Не являются также дискриминацией указанные предпочтения или исключения, если они обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, как например, прием на работу инвалидов в счет установленной квоты в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Исходя из необходимости обеспечить охрану здоровья и нравственное развитие лиц, не достигших 18 лет, запрещается применение их труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и др.) (см. ст. 265 ТК). Эти лица принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра (см. ст. 266 ТК).

Необходимость обеспечения охраны труда женщин ведет к ограничению применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (см. ст. 253 ТК).

Кроме того, запрещается занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью лицам, в отношении которых приговором суда, вступившим в законную силу, в качестве меры наказания установлено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК) или постановлением суда применена дисквалификация, исключающая возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (ст. 3.11 КоАП).

4. При проявлении дискриминации в сфере труда работник вправе обратиться в суд. При доказанности факта дискриминации суд принимает решение о восстановлении нарушенных прав обратившихся лиц, в том числе о возмещении материального вреда, если он причинен дискриминацией, и компенсации морального вреда (при обращении работника в суд с иском о компенсации морального вреда).
Статья 4. Запрещение принудительного труда

1. Комментируемая статья основана на положениях ч. 2 ст. 37 Конституции, устанавливающей, что принудительный труд запрещен. Принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 2 ТК как один из общепризнанных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получил свое полное развитие в комментируемой статье. Данный принцип взаимосвязан с другим основным принципом, закрепленным в ст. 2 ТК: о свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Запрещение принудительного труда невозможно без свободного труда, само принуждение к труду содержит отрицание свободы труда. В такой же мере свобода труда невозможна без запрещения принудительного труда.

2. В ч. 2 настоящей статьи определяются принудительный труд и его формы в соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Международного пакта ООН "О гражданских и политических правах" (1966 г.)*(10), ч. 2 ст. 4 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" (1950 г.; с изм. от 13.05.2004)*(11) и Конвенциями МОТ: N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.)*(12), N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.)*(13). В ч. 2 комментируемой статьи дано определение принудительного труда, в основе которого воспроизводятся положения Конвенции МОТ N 29. Согласно этой Конвенции принудительный или обязательный труд означает "всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг" (ч. 1 ст. 2 Конвенции)*(14).

3. Часть 3 комментируемой статьи также относит к принудительному труду работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), и от которой он может отказаться в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы (ст. 142 ТК) либо при несоблюдении требований охраны труда, угрожающих его жизни и здоровью (ст. 220 ТК).

Эти положения выходят за рамки общепринятого понятия принудительного труда по сравнению с указанными Конвенциями МОТ. Но выполнение работы, если нарушаются сроки выплаты заработной платы или она выплачивается не в полном размере либо существует угроза жизни или здоровью работника, - это нарушения основных прав работника на оплату и охрану труда, гарантированных Конституцией (ч. 3 ст. 37).

Принцип запрещения принудительного труда нашел свое воплощение в ТК (см. ст. 142, 220, 236, 237 и коммент. к ним). При этом установлено, что в случае допущенных нарушений работодателем в оплате труда работника, он вправе приостановить работу в порядке, предусмотренном ст. 142 ТК, на весь период до выплаты задержанной суммы с учетом денежной компенсации, установленной ст. 236 ТК, и возможной компенсацией морального вреда согласно ст. 237 ТК.

В соответствии со ст. 219 ТК работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом) до устранения такой опасности. Кроме того, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения такой опасности либо отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (см. ст. 220 ТК).

4. Часть 4 комментируемой статьи приведена в полное соответствие с Конвенцией "О принудительном или обязательном труде", из которой следует, что не считается принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае войн или бедствия или угрозы бедствия и др., и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

Прежде всего, принудительный труд не включает в себя работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. Это предусмотрено:

1) ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. от 28.12.2010)*(15);

2) ст. 10, 26, 27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 28.12.2010)*(16);

3) п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 05.04.2011)*(17);

4) ст. 10 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в ред. от 09.03.2010)*(18);

5) постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (в ред. от 17.12.2010)*(19);

6) Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (в ред. от 21.03.2011)*(20);

7) ст. 21 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (в ред. от 09.03.2010)*(21).

Не считается принудительным трудом работа, которая выполняется в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, пожары, наводнения, землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни и жизнеобеспечению населения). Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (в ред. от 07.03.2005)*(22) предусматривает в исключительных случаях возможность мобилизации трудоспособного населения и привлечения транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Принудительный труд не включает в себя работу, выполняемую в порядке исполнения наказания по приговору суда, вступившему в законную силу. Это может быть отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25-30 УИК), которое исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, или исправительных работ, отбываемых по основному месту работы осужденного к исправительным работам (ст. 39 УИК). Осужденный к лишению свободы согласно ст. 103 УИК обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Следует иметь в виду, что исполнение различных видов наказания по вступившему в законную силу приговору суда с привлечением к труду осужденных осуществляется с соблюдением положений трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и уголовно-исполнительного законодательства.
Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

1. Комментируемая статья охватывает источники трудового права, к которым отнесены трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. Они различаются по юридической силе в зависимости от принявшего их органа и его компетенции, установленной законом, и представлены в ТК на основе принципа юридической иерархии ("сверху вниз") как определенная система, включающая законы (трудовое законодательство) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (также именуемые видами источников трудового права).

В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что регулирование трудовых отношений и иных связанных с ними отношений согласно Конституции, федеральным конституционным законам осуществляется различными видами источников трудового права, начиная с трудового законодательства (включая законодательство об охране труда).

Ранее не определялся "состав трудового законодательства", т.е. не указывалось, что входит в понятие (термин) "трудовое законодательство", в нынешней редакции ч. 1 комментируемой статьи уточняется, что трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из законов РФ и законов субъектов РФ. Таким образом, понятие трудового законодательства определено более узко, в него входят только ТК, иные законы федерального уровня и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

Следует обратить внимание на то, что изменение понятия "трудовое законодательство" носит общий (сквозной) характер и ныне используется во всем ТК, иных актах.

В ч. 1 комментируемой статьи главное место среди источников трудового права, как и всего российского права, занимает Конституция, федеральные конституционные законы. На основе и в соответствии с Конституцией издаются все другие законы и иные нормативные правовые акты. В ней закрепляются, в частности, основные права и свободы человека и гражданина, включая основные трудовые права и свободы (ст. 37). Кроме того, в ряде статей Конституции закреплены права, которые относятся не только к трудовым правам граждан, но и самым непосредственным образом связаны с их реализацией и защитой. Так, ст. 30 Конституции гарантирует каждому право на объединение, включая право на объединение в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Согласно ст. 45 Конституции каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом и др. Из ст. 46 Конституции следует, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. После Конституции, федеральных конституционных законов свое место занимают законы, они, составляя "трудовое законодательство", упоминаются во втором абзаце ч. 1 комментируемой статьи.

Затем следуют иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, которые располагаются строго по иерархии (абз. 3-7 ч. 1 ст. 5). Прежде всего выделяются указы Президента РФ, потом идут постановления Правительства РФ, за ними нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и, наконец, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые завершают ч. 1 данной статьи ТК.

2. Часть 2 комментируемой статьи включает ныне коллективные договоры и соглашения в источники трудового права.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, таким образом, легализовано трудовым законодательством. В связи с указанными изменениями коллективные договоры и соглашения ныне закреплены в ч. 2, занимая нижнюю ступень в иерархии источников трудового права и предваряя локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. При этом в ТК установлено, что коллективный договор, соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При включении подобных условий они не подлежат применению (см. ст. 9 ТК).

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в порядке, установленном ТК (ст. 8) и действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (см. ч. 4 ст. 13 ТК). Занимая низшее место в иерархии источников трудового права, локальные нормативные акты принимаются работодателями в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК). Положения локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, или принятые без соблюдения установленного ст. 372 порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В этих случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, коллективный договор, соглашения (см. ст. 8 ТК).

3. В ч. 3 комментируемой статьи закреплено особое место в системе источников трудового права, которое принадлежит ТК. Эта часть устанавливает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах должны соответствовать ТК. Данное положение развивается в ч. 4 комментируемой статьи, которая содержит правило о том, что в случае противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК. Практическое значение отмеченных положений состоит в том, что хотя ТК и является федеральным законом, при коллизии норм трудового права, содержащихся в любом другом федеральном законе, тем более, любом нормативном правовом акте более низкого иерархического уровня с нормами ТК, следует руководствоваться нормами ТК. Указанное правило действует по отношению ко всем нормативным правовым актам, принятым как до вступления в силу ТК (см. ст. 423 ТК), так и после вступления его в силу, если только иное прямо не предусмотрено в самом ТК. Речь идет об имеющейся во многих статьях ТК оговорке: "в случаях, предусмотренных федеральными законами".

Кроме того, ч. 5 комментируемой статьи выделяет положение ТК среди иных федеральных законов, содержащих нормы трудового права. Установленное в ч. 5 правило о том, что федеральный закон, противоречащий ТК, применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК, направлено на создание непротиворечивого трудового законодательства, единообразного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Данное положение связано с тем, что ТК является кодификационным федеральным законом и регулирует общественные отношения, которые определены в ст. 1 ТК. Он закрепляет состав трудового законодательства, уточняя нормативные правовые акты, которые необходимо принять в его развитие, а также устанавливает соотношение между нормативными правовыми актами в сфере трудовых отношений и др.

4. Части 6-10 комментируемой статьи предусматривают правила о соотношении ТК, иных федеральных законов, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанные акты, будучи источниками трудового права находятся как между собой, так и относительно ТК, иных федеральных законов в строгом соответствии (расположены, как и в перечне источников ч. 1 комментируемой статьи, по иерархии "сверху вниз"). Соответственно, они не должны противоречить ТК, иным федеральным законам и нормативным актам, стоящим выше, чем они в иерархии источников. Данное соотношение установлено с учетом рассмотренных положений ч. 3, 4 и 5 комментируемой статьи, определяющих приоритет ТК, его особое место в иерархии источников трудового права (см. ч. 3 комментируемой статьи и коммент. к ней). Прежде всего, в ч. 6 комментируемой статьи устанавливается соотношение ТК, иных федеральных законов и указов Президента РФ, содержащих нормы трудового права. Границами этого соотношения являются ТК, иные федеральные законы. Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам.

Постановления Правительства РФ стоят после ТК, иных федеральных законов и указов Президента РФ и не могут им противоречить. Постановления Правительства РФ принимаются во исполнение федеральных законов и указов Президента РФ в сфере регулирования труда в целях их конкретизации, уточнения и реализации. В ТК ряд статей указывает на необходимость принятия соответствующих постановлений Правительства РФ.

К источникам трудового права относятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права. Указанные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Среди нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования трудовых отношений выделяются постановления Минздравсоцразвития России, обладающие определенной спецификой, поскольку исходят от компетентного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию и обобщающего практику применения законодательства в сфере труда. В частности, Минздравсоцразвития России издает подзаконные акты по вопросам: нормирования труда в различных отраслях экономики и производства; утверждения квалификационных характеристик рабочих и руководителей, специалистов и других служащих, а также режима работы и отдыха в отдельных организациях и др. (подп. 5.2.52-5.2.55; 5.2.65-5.2.88; 5.2.92; 5.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 (в ред. от 08.04.2011)*(23)). Свое действие сохраняют также постановления и разъяснения бывшего Минтруда России.

Необходимо отметить, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат применению после их государственной регистрации в Минюсте России и официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 28.06.2005)*(24)). На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении трудовых споров.

5. Согласно Конституции (подп. "к" ст. 72) трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (о разграничении их нормотворческой компетенции см. коммент. к ст. 6). В соотношении федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и законов, а также подзаконных актов субъектов РФ действует принцип приоритета федерального законодательства. Это положение получило свое закрепление в ч. 9 комментируемой статьи, устанавливающей, что законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти РФ.

6. На уровне муниципальных образований органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции. Из ч. 10 комментируемой статьи следует, что эти акты принимаются в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

7. Постановления Пленума ВС РФ не являются источником трудового права, но играют большую роль в правоприменительной практике. В регулировании трудовых отношений имеет значение Постановлениями Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 с изменениями, внесенными постановлениями Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 63 и от 28.09.2010 N 22*(25). Следует обратить внимание на разъяснения данного Постановления, прежде всего о том, что при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции, ст. 5 ТК, ч. 1 ст. 11 ГПК суд обязан разрешать дела на основании Конституции, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы (см. также ст. 10 ТК и коммент. к ней).

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции, ч. 2 ст. 11 ГПК, ст. 5 ТК). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции, ч. 2 ст. 10 ТК, ч. 4 ст. 11 ГПК) (п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).
Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

1. Комментируемая статья связана с федеративной природой государства - Российской Федерации и требует некоторых пояснений конституционного регулирования. Российское государство является федеративным, для него, как и любого иного федеративного государства характерно разграничение предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71-73 Конституции). Все, что относится к исключительному ведению Российской Федерации, определено в ст. 71, сфера совместного ведения установлена в ст. 72. Трудовое законодательство, согласно подп. "к" ст. 72 Конституции является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В ст. 73 Конституции указано, что вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, данные субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Это означает, что субъекты по предметам совместного ведения обладают теми полномочиями, которые не принадлежат Российской Федерации в сфере совместного ведения.

Следует обратить внимание и на ст. 76 Конституции, устанавливающую, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному закону. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Комментируемая статья соответствует Конституции, основам построения совместного ведения в области трудового законодательства и, конкретизируя, дополняя конституционные положения, четко разграничивает полномочия между федеральными органами и органами субъектов РФ в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Часть 1 комментируемой статьи содержит с исчерпывающей полнотой те вопросы, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в указанной сфере. Это означает, что по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов, органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Данное правило прямо закреплено с учетом и других положений в ч. 2 комментируемой статьи.

Часть 3 комментируемой статьи определяет возможность опережающего нормотворчества субъектов РФ, а ч. 4 устанавливает приоритет ТК и иных федеральных законов.

2. ТК содержит закрытый перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений, что получило свое закрепление в ч. 1 комментируемой статьи.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесены те полномочия, которые требуют единого правового регулирования на всей территории РФ. В числе таких полномочий - основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Эти направления находят свое выражение в принимаемых на федеральном уровне целевых программах, формулирующих государственные задачи в области содействия занятости населения Российской Федерации или "Молодежь России" либо улучшения условий и охраны труда и др.

К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено и установление основ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. К ведению федеральных органов государственной власти отнесено также определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данные дополнения имеют важное значение для обеспечения безопасности и охраны труда работников. Этим вопросам посвящены разд. X ТК, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Говоря об основах правового регулирования труда, следует иметь в виду базовые концептуальные положения трудового законодательства, такие как его цели и задачи, сфера действия, основные принципы и т.д. Так, например, одним из концептуальных положений трудового законодательства является закрепление конституционных принципов свободы труда и запрета принудительного труда. Свобода труда, право каждого человека самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию закреплены в ч. 1 ст. 37 Конституции и на уровне основного принципа получили свое выражение в ст. 2 ТК.

В процессе правотворческой деятельности субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты, не противоречащие как общим принципам права, провозглашенным в Конституции, так и принципам трудового права, закрепленным в ст. 2 ТК. При соблюдении субъектами РФ вышеуказанных принципов минимизируется опасность значительных расхождений в законодательстве РФ и ее субъектов в области правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

3. К числу полномочий федеральных органов государственной власти также отнесено обеспечение определенного уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). Это означает, что государство на федеральном уровне закрепляет права и гарантии на определенном уровне, который ни в коем случае не может снижаться субъектами РФ. Последние лишь вправе повышать этот уровень, исходя из собственных финансовых возможностей.

4. На федеральном уровне регламентируется также порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Это необходимо в целях обеспечения надлежащей реализации гражданами своего права на труд в условиях свободы и добровольности труда, запрета принудительного труда и недопущения дискриминации. ТК содержит самостоятельный разд. III "Трудовой договор", в котором закреплены положения, связанные с заключением, изменением и расторжением трудовых договоров. Особенности трудовых договоров, заключаемых с отдельными категориями работников, регламентированы разд. XII ТК.

5. Предметом полномочий федеральных органов государственной власти являются основы социального партнерства в области труда, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений. Данные вопросы в настоящее время регулируются разд. II ТК, и другими Федеральными законами: "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об объединениях работодателей", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Указанные Законы применяются согласно ч. 1 ст. 423 ТК постольку, поскольку они не противоречат ТК.

6.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64


Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации