Чапкина Е.Г. Теория и практика финансового оздоровления - файл n1.doc

приобрести
Чапкина Е.Г. Теория и практика финансового оздоровления
скачать (909.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc910kb.18.09.2012 22:29скачать

n1.doc

  1   2   3
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ХРЕСТОМАТИЯ

Чапкина Е.Г.
Москва, 2008

Содержание

Тема 1. Неплатёжеспособность и проблемы её анализа

3

Тема 2. Правовая и методологическая база финансового оздоровления

11

Тема 3. Применение инструментов финансового менеджмента в финансовом оздоровлении

23

Тема 4. План финансового оздоровления

32

Тема 5. Практика финансового оздоровления

34

Список литературы

37

Приложения

38

Тема 1. Неплатёжеспособность и проблемы её анализа.

    1. Неплатёжеспособность и проблемы её анализа

    2. Диагностика экономического состояния неплатёжеспособного предприятия

    3. Формирование системы анализа и мониторинга неплатёжеспособными предприятиями

    1. Неплатёжеспособность и проблемы её анализа

Неплатёжеспособность – неспособность в конкретный срок рассчитаться по своим обязательствам.

Неплатёжеспособность ? просрочка платежей ? 3 месяца ? совокупная сумма обязательств ? 100000 рублей ? основания для возбуждения дела о банкротстве



Рисунок 1. Фазы кризисного процесса по Мюллеру

Характеристика: стратегический кризис – исчерпание инновационного потенциала предприятия; кризис результатов – снижение рентабельности продаж, возникновение убытков; кризис ликвидности – снижение платёжеспособности.

Причины: стратегический кризис – упущенные возможности инновационного развития, неадекватная маркетинговая стратегия; кризис результатов – ошибки менеджмента, непредсказуемые изменения конъюнктуры рынка; кризис ликвидности – возникновение просроченной кредиторской задолженности, снижение ликвидности активов.

Типы неплатёжеспособности:

    1. Скрытая неплатёжеспособность (стратегический кризис)

    2. Финансовая неустойчивость (кризис результатов)

    3. Потенциальное банкротство (кризис ликвидности)

Таблица 1

Фаза кризисного процесса и её характеристики

Фаза кризисного процесса

Класс кредито-способности

Вид кризиса

Следующая фаза (без антикризисных мер)

Тип неплатёже-способности

Стратегический

I

скрытый

кризис результатов

скрытая неплатёжеспособность

Кризис

результатов

II или III

острый

Кризис ликвидности

Финансовая неустойчивость

Кризис

ликвидности

III или IV, введение кредитных ограничений

острый, острый непреодолимый

банкротство

Потенциальное банкротство

Основная проблема диагностики кризиса – диагностика на ранней стадии (диагностика скрытой неплатёжеспособности).

    1. Диагностика экономического состояния неплатёжеспособного предприятия

Неформальные и формальные признаки определения типа неплатёжеспособности.

Таблица 2

Неформальные признаки определения типа неплатёжеспособности

Признак

Скрытая неплатёжеспособность

Финансовая неустойчивость

Потенциальное банкротство

Конурентоспособность

Снижение рейтинга

Снижение рейтинга

Снижение рейтинга

Кредитоспособность

Без изменений

Снижение рейтинга

Снижение рейтинга, введение кредитных ограничений

Политика финансирования

Без изменений

Увеличение объёмов кредитования, дополнительная эмиссия акций

Увеличение объёмов кредитования

Реализация внеоборотных активов

В прежнем соотношении

Доля реализации внеоборотных активов возрастает

Разные варианты

По данным таблицы 2 можем сделать вывод: по неформальным признакам практически невозможно диагностировать скрытую неплатёжеспособность. Неформальные признаки, в совокупности определяющие финансовую неустойчивость, могут также свидетельствовать о реализации предприятием высокорискового инвестиционного проекта. Что касается совокупности неформальных признаков для потенциального банкротства, рассматривать их в отрыве от формальных бессмысленно.

Таблица 3

Формальный признаки определения типа неплатёжеспособности

Признак

Скрытая неплатёжеспособность

Финансовая неустойчивость

Потенциальное банкротство

Объём продаж

Снижение

Разные варианты

Длительная отрицательная динамика

Готовая продукция

Рост

Разные варианты

Разные варианты

Дебиторская задолженность

Без особых изменений

Рост

Как правило, рост

Показатели деловой активности

Снижение

Снижение

Длительная отрицательная динамика

Показатели финансовой устойчивости

Без особых изменений

Увеличение заёмных средств (в абсолютном и относительном выражении)

Нарушение нормативных значений

Показатели ликвидности

Без особых изменений

Снижение абсолютной платёжеспособности

Нарушение нормативных значений

Показатели рентабельности

Без особых изменений

Снижение

Снижение

Задержка платежей

Нет

Есть

Выше допустимого срока

Таким образом, изучая в совокупности неформальные и формальные признаки, можно определить фазу кризисного процесса и приступить к разработке оптимальной стратегии вывода предприятия из этого состояния.

    1. Формирование системы анализа и мониторинга неплатёжеспособными предприятиями

Как измерить неплатёжеспособность?

Шаг 1. Анализ требований кредиторов на конкретную дату ? Определение достаточности денежных средств.

? Денежных средств не достаточно ?

Шаг 2. Определение достаточности ликвидных активов ? Анализ возможности выполнения обязательств.

? Невозможно выполнить обязательства ?

Вывод. Предприятие неплатёжеспособно.

Пример.

Таблица 4

Анализ требований кредиторов (по состоянию на 01.09.2007)

п/п

Контрагент

Текущая задолжен-ность, тыс.р.

Просроченная задолженность

Пени, штрафы, неустойки

Сумма, тыс.р.

Ср.срок просрочки, дн.

Размер, % за каждый день просрочки

Сумма, тыс.р.

1

2

3

4

5

6

7

1

Бюджет (налоги)

54450

0

-

-

0

2

Фонды

28800

0

-

-

0

3

Банк

30000

10000

60

0,05

900

4

Предприятие

500

500

45

0,01

2,25

Вывод: общая сумма требований кредиторов по состоянию на01.09.2007 составляет (54450+28800+30000+500+900+2,25) тыс.р., а именно 114652250 рублей.

Таблица 5

Состав ликвидных активов, которые могут быть направлены на погашение обязательств (по состоянию на 01.09.2007)

п/п

Вид актива

Сумма, тыс.р.

1

Денежные средства

750

2

Краткосрочные финансовые вложения

800

3

Краткосрочная дебиторская задолженность

45500

4

Готовая продукция

20000

Действие 1. Определим достаточность денежных средств для покрытия обязательств: 750000 р./114652250 р. = 0,0065 (*100% = 0,65%). Таким образом, за счёт денежных средств анализируемое предприятие не сможет покрыть и 1% обязательств.

Действие 2. Определим требуемый процент достаточности ликвидных активов: 100% - 0,65% = 99,35%.

Действие 3. Определим фактический процент достаточности ликвидных активов: (800+45500+20000)тыс.р./114652,25 тыс.р. = 0,5783 (*100% = 57,83%). Мы видим, что фактический процент значительно меньше требуемого. Это означает, что предприятие неплатёжеспособно: 99,35% - 57,83% = 41,52%. 41,52% обязательств не обеспечены ликвидными активами.

Вывод: предприятию необходимо принять меры для обеспечения обязательств кредиторов в размере 47603614,2 р. (114652250 р. * 41,52% / 100%) ликвидными активами. Необходимо учитывать, что предприятие уже имеет просроченную задолженность. Основания для подачи заявления в арбитражный суд: 1) превышение 100000 рублей (просроченная задолженность предприятия составляет 10500 рублей) и 2) задержка платежей свыше 3 месяцев.

Особые требования к организации анализа.

Мониторинг.

Мониторинг финансового состояния неплатёжеспособного предприятия должен затрагивать большее число финансовых показателей. Если для платёжеспособного предприятия достаточна регулярная оценка ключевых показателей, то мониторинг неплатёжеспособного предприятия должен включать анализ всех факторов, определяющих значения результативных показателей.

В целом, анализ неплатёжеспособного предприятия должен быть регулярным и детальным. Особое внимание при анализе отчётности необходимо уделять: 1) группировке активов по степени их ликвидности; 2) классификации задолженности по срокам погашения и наиболее крупным кредиторам. Также важным является определение активов, которые могут быть изъяты без ущерба деятельности предприятия (неиспользуемые, неэффективно используемые и не участвующие в деятельности и т.п.).

Тема 2. Правовая и методологическая база финансового оздоровления.

2.1. Государственное регулирование процессов финансового оздоровления (правовая база)

2.2. Финансовое оздоровление как судебная процедура

2.3. Методологическая база финансового оздоровления

2.4. Анализ платёжеспособности крупных экономически и социально-значимых организаций.
2.1. Государственное регулирование процессов финансового оздоровления

Инструменты:

Правовое регулирование.

Разработка рекомендаций по выходу из кризиса.

Федеральный уровень ? Например, Методические рекомендации по реформе предприятий (Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г №118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».

Региональный уровень ? Региональные антикризисные программы.

Задачи разработки региональных антикризисных программ:

Контроль деятельности.

Контролирующие органы:

Антикризисное законодательство:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

  2. Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

  3. Федеральный закон от 24.06.1999 №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

  4. Федеральный закон от 09.07.2002 №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»

  5. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»

  6. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 №792 «Об организации проведения учёта и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платёжеспособности»

  7. Приказ Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 №104 «Об утверждении методики проведения Федеральной налоговой службой учёта и анализа финансового состояния и платёжеспособности стратегических предприятий и организаций»

  8. Приказ Минпромэнерго №57, Минэкономразвития №134 от 25.04.2007 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления»

Безусловно, выше перечислены не все правовые документы, которыми пользуется арбитражный управляющий. Но все приведённые документы в той или иной степени обеспечивают процедуру финансового оздоровления.

2.2. Финансовое оздоровление как судебная процедура

В соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ финансовым оздоровлением считается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Основания для введения арбитражным судом финансового оздоровления:

  1. решение собрания кредиторов;

  2. ходатайство собственника1, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, в том случае, если (!) первым собранием кредиторов не принято решения о применении одной из процедур банкротства и отсутствует возможность отложить рассмотрение дела в пределах установленного законом срока (7 месяцев), а также при условиях:

  1. ходатайство собственника3, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, в том случае, если (!) первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также при условиях:

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет. Для сравнения заметим, что в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению плана финансового оздоровления общий срок его реализации не должен превышать 10 лет5.

Текст закона в части процедуры финансового оздоровления приведён в приложении 1.

2.3. Методологическая база финансового оздоровления

Методология предполагает изучение организации деятельности любого рода. «Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой6».

Характеристика финансового оздоровления.

Принципы финансового оздоровления:

Для благоприятной реализации процедуры финансового оздоровления желательно обеспечить выполнение ряда условий, которые по сути сводятся к обеспечению внешней и внутренней поддержки предприятия.

Внешняя поддержка может проявляться в формах:

Внутренняя поддержка является не столько желательной, сколько необходимой:

Логическая структура финансового оздоровления.

Субъекты:

Объект финансового оздоровления – неплатёжеспособное предприятие.

Предмет – совокупность причин и следствий, повлекших и обусловивших состояние неплатёжеспособности.

Средства финансового оздоровления:

К методам финансового оздоровления следует относить методы финансового анализа, финансового и производственного менеджмента, маркетинга и реструктуризации, обеспечивающие достижение восстановления платёжеспособности предприятия.

Временная структура финансового оздоровления.

Рассмотрим две процедуры финансового оздоровления: судебную и внесудебную.

Этапы реализации судебной процедуры финансового оздоровления:

  1. вынесение определения арбитражным судом о введении финансового оздоровления и (одновременно) утверждение административного управляющего (есть исключение – см. закон);

  2. реализация плана финансового оздоровления;

  3. формирование должником отчёта о результатах проведения финансового оздоровления и передача его административному управляющему не позднее чем за месяц до истечения установленного срока;

  4. подготовка административным управляющим заключения;

  5. заседание арбитражного суда по результатам финансового оздоровления (может быть назначено и на основании ходатайства собрания кредиторов).

Итогами заседания арбитражного суда могут быть:

В данной процедуре не выделен подготовительный этап финансового оздоровления, связанный с диагностикой предприятия и составлением плана финансового оздоровления. В случае судебной процедуры данный этап вынесен за рамки процедуры финансового оздоровления, поскольку официально датой её начала является дата вынесения определения о введении финансового оздоровления.

Отметим, что в производстве по делу о банкротстве следует различать досрочное окончание финансового оздоровления и досрочное прекращение финансового оздоровления.

Досрочное окончание связано с погашением должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения установленного арбитражным судом срока финансового оздоровления.

Досрочное прекращение связано с возникновением оснований для прекращения процедуры финансового оздоровления и введением внешнего управления либо признанием должника банкротом (более подробно см. ст. 87 закона, приложение 1).

Этапы финансового оздоровления как внесудебной процедуры:

  1. подготовительный этап (включает диагностику предприятия и составления плана финансового оздоровления);

  2. этап реализации программы финансового оздоровления;

  3. подведение итогов (оценка результатов).

Таким образом, этапы финансового оздоровления не отличаются от фаз жизненного цикла любого бизнес-проекта.

2.4. Анализ платёжеспособности крупных экономически и социально-значимых организаций.

На момент составления образовательных стандартов актуальным был документ, а именно распоряжение ФСФО от 20 декабря 2000 г. n 226-р «О мониторинге финансового состояния организаций и учете их платежеспособности». В приложении 1 к данному документу приводился порядок формирования перечня крупных, экономически или социально значимых организаций, для которых собственно и создавались правила мониторинга платёжеспособности. Однако, 7 апреля 2003 г. данный документ был признан утратившим силу7.

На данный момент можно особо выделить Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 №792 «Об организации проведения учёта и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платёжеспособности». Реализация данного постановления выразилась в появлении Приказа Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 №104 «Об утверждении методики проведения Федеральной налоговой службой учёта и анализа финансового состояния и платёжеспособности стратегических предприятий и организаций».

В соответствии с приказом, целями учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций являются:

оценка платежеспособности;

выявления фактов ухудшения платежеспособности и возникновения угрозы банкротства;

информирования федеральных органов исполнительной власти о выявлении фактов ухудшения платежеспособности и возникновения угрозы банкротства.

Для оценки платёжеспособности ФНС применяет 2 коэффициента:

  1. степень платёжеспособности по текущим обязательствам;

  2. коэффициент текущей ликвидности.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам (Спл)определяется как отношение текущих обязательств к среднемесячной выручке.

Текущие обязательства рассчитываются по форме №1 бухгалтерской отчетности как сумма краткосрочных обязательств, за исключением доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов. Среднемесячная выручка рассчитывается по форме №2 как отношение выручки, полученной предприятием за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде.

Таблица 6

Группы платёжеспособности

Группа

Характеристика группы

Группа 1

Платёжеспособные предприятия

Группа 2

Предприятия, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своей платёжеспособности

Группа 3

Предприятия, имеющие признаки банкротства8

Группа 4

Предприятия, имеющие непосредственную угрозу возбуждения дела о банкротстве

Группа 5

Предприятия, в отношении которых арбитражным судом принято к рассмотрению заявление о признании их банкротом

Коэффициент текущей ликвидности представляет собой отношение (Ктл)ликвидных активов к текущим обязательствам предприятия. Ликвидные активы определяются по форме №1 бухгалтерской отчётности в виде суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, товаров отгруженных, готовой продукции и товаров для перепродажи, краткосрочной дебиторской задолженности, прочих оборотных активов. Текущие обязательства включают в себя сумму займов и кредитов, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторской задолженности, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов и прочих краткосрочных обязательств (также по форме №1).

На основе результатов учета и анализа финансового состояния проводится их группировка исследуемых стратегических предприятий в соответствии со степенью угрозы банкротства (табл. 6).

Таблица 7

Правила группировки стратегических предприятий по результатам анализа их платёжеспособности

Результаты анализа

Группа

Спл ? 6 мес. и/или Ктл ? 1

Группа 1

Спл > 6 мес. и Ктл < 1

Группа 2

задолженность по денежным обязательствам и (или) уплате обязательных платежей, просроченная более 6 месяцев

Группа 3

А) наличие решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества; Б) направление кредиторами (предъявление к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов для взыскания задолженности за счет имущества, в случае если требования составляют не менее 500000 рублей; В) обращение взыскания на имущество, реализация которого существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность

Группа 4

в арбитражный суд подано заявление о признании предприятия банкротом или арбитражным судом введена процедура банкротства

Группа 5

В случае если у одного и того же предприятия существуют признаки, на основании которых он может быть отнесен более чем к одной группе, данное предприятие относится к группе с большим порядковым номером.

Приведём практический пример (приложение 2).

По данным приведённой отчётности степень платёжеспособности ОАО «Камаз» составляет: 19 625 млн.р. : 5 917,667 млн.р./мес. = 3 мес. Поскольку один из коэффициентов удовлетворяет нормативному значению, выполняя минимальное условие платёжеспособности, не производя дополнительных расчётов, мы можем отнести ОАО «Камаз» к 1 группе. Таким образом, изучаемое предприятие следует считать платёжеспособным.

Необходимо отметить, что перечень стратегических предприятий утверждён Указом Президента РФ от 04.08.2004 г №1009. Также следует пояснить, что группа компаний ОАО «Камаз», отчётность которой использована для иллюстрации методики ФНС, отсутствует в перечне стратегических предприятий, утверждённом Президентом. К стратегическим предприятиям относятся, например, Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт, г. Жуков Калужской области; Калужский электромеханический завод; Каменский химический комбинат, г. Каменск-Шахтинский Ростовской области; Камчатский гидрофизический институт, г. Вилючинск Камчатской области; Канал имени Москвы; Карачевский завод "Электродеталь", Брянская область; Кемеровский механический завод; Кимовский радиоэлектромеханический завод, Тульская область; Киноконцерн "Мосфильм".

  1   2   3


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации