Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Е.Н. Разработка управленческих решений - файл n1.doc

приобрести
Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Е.Н. Разработка управленческих решений
скачать (1364 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1364kb.18.09.2012 22:18скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова


РАЗРАБОТКА

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

РЕШЕНИЙ
оглавление
Введение 3

Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих

решений 5

1.1. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с

другими науками об управлении 5

  1. Сущность и содержание управленческих решений 7

  2. Типология управленческих решений 15

  3. Формы подготовки и реализации управленческих решений 23

Контрольные вопросы 26

Глава 2. Методологические основы подготовки и реализации

управленческих решений 27

2.1. Системный подход к разработке управленческих решений 27

2.2. Целевая ориентация управленческих решений 31

2.3. Функции, процедуры и операции при разработке управленческих решений 37

2.4. Подходы к принятию решений в различных школах управления 40

Контрольные вопросы 46

Глава 3. Организационные и социально-психологические

основы подготовки и реализации управленческих решений 47

  1. Процесс подготовки и реализации управленческих решений 47

  2. Роль человеческого фактора в процессе подготовки управленческих решений 60

  3. Социально-психологические основы подготовки управленческих решений 67

3.4. Этические основы разработки управленческих решений 69

Контрольные вопросы 70

Глава 4. Особенности разработки управленческих решения

в условиях неопределенности 73

  1. Общие сведения о неопределенности и риске 73

  1. Анализ внешней среды и ее влияние на разработку и реализацию

альтернативных управленческих решений 85

4.3. Выбор управленческого решения в условиях неопределенности и риска 91

4.4. Управленческие риски при подготовке и реализации управленческих решений 93

Контрольные вопросы 98

Глава 5. Анализ альтернатив управленческих решений 99

  1. Модели и методы подготовки управленческих решений 99

  1. Экономико-математические модели и методы разработки управленческих

решений 111

  1. Дерево решений (вариантов) 117

  2. Метод сценариев при разработке управленческих решений 120

Контрольные вопросы 123

Глава 6. Контроль, качество и эффективность управленческих

решений 124

  1. Управленческие решения и ответственность 124

  2. Контроль реализации управленческих решений 134

  3. Факторы и условия качества управленческих решений 136

  4. Эффективность управленческих решений. Супероптимальные решения 141

Контрольные вопросы 146

Заключение 147

Литература 149

ВВЕДЕНИЕ
Вся история человечества представляется набором различно­го рода решений и их последствий. Одни решения определяли судь­бы целых народов на длительные времена, другие были менее значимые, третьи принимались человеком лично для себя. Во всех случаях было нечто общее в процедурах разработки и реализации решений. Разделение труда и выделение управленческих функций в отдельную сферу деятельности большого числа людей обусловило и дифференциацию решений – выделились управленческие решения (УР).

Деятельность любой организации может быть представлена как непрерывный цикл по разработке, принятию (выбору) и реализа­ции решений. Среди них УР являются основными видами решений, осуществляемыми линейными и функциональными руководителями. Разработка, принятие и реализация УР основаны на теоретических и методических положениях отечественных и зарубежных ученых, а также накопленном и систематизированном практическом опыте.

Разработка решений для руководителей включена в их функ­циональные обязанности, в рамках которых они имеют набор прав и ответственности. В последнее время большое внимание уделяется социальной и экологической ответственности руководителя за ре­зультаты принятого им управленческого решения перед своими подчиненными и обществом в целом. Управленческое решение должно поддерживать общемировую стратегию устойчивого развития обще­ства. Кроме того, решения должны учитывать постоянные измене­ния параметров внешней среды, и поэтому требуется постоянное регулирование деятельности организации со стороны руководителя. Оно достигается за счет разработки и реализации многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффектив­ность деятельности организации. Управленческое решение – это главный элемент в деятельности любого руководителя, поэтому многие ученые уделяли этому вопросу значительное место в своих научных работах. Среди них можно выделить академика А.И. Берга, А.А. Богданова, Д.М. Гвишиани, X. Райфа и Г. Райфа, А.Н. Цыгичко и В.Н. Цыгичко. Ими разработаны основные принципы формирова­ния УР и предъявляемые к ним требования. Эти разработки про­шли испытания десятилетиями и имеют большое значение для но­вых поколений руководителей организаций.

Учебная дисциплина «Разработка управленческих решений» является одной из обязательных цикла специальных дисциплин, в которой соединены философская, экономическая, математическая тематика и вопросы управления.

Дисциплина «Разработка управленческих решений» непосред­ственно связана и базируется на совокупности таких дисциплин, как «Теория управления и теория организации», «Компьютерная подготовка» (программирование и ЭВМ), «Информатика», «Стати­стика», «Менеджмент», «Информационные технологии управления», а также специальных отраслевых дисциплин – «Микроэкономика», «Управление качеством» и др. Наравне с этим предполагается зна­ние методов моделирования и оптимизации, теории вероятностей, математической статистики, организации и планирования производ­ства, информационных систем, а также умение работать на персо­нальном компьютере.

Изучение дисциплины «Разработка управленческих решений» обеспечивает получение знаний, способствующих в дальнейшем изу­чению таких дисциплин, как «Производственная логистика», «Орга­низация производства», «Экономика предприятия», «Управление про­изводством», «Маркетинг», «Исследование систем управления», «Внутрифирменное планирование», «Управление предприятием», «Ин­новационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и др.

Предметом курса «Разработка управленческих решений» яв­ляется процесс разработки управленческих решений – одного из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего предпри­нятого менеджером дела.

Изучение этого курса поможет будущему менеджеру, владе­ющему технологиями выработки принятия и реализации управлен­ческого решения, осуществить эффективное управление организа­цией в сложной, подчас изменяющейся экономической обстановке.

Современное развитие науки управления требует внедрения новых подходов к разработке управленческих решений, базирующихся на использовании современного математического аппарата и новой вычислительной техники. При этом появляется возможность при­менения в полной мере системного подхода при выборе и обосновании управленческого решения.

Главная цель дисциплины – дать студентам совокупность те­оретических знаний и практических навыков разработки, принятия и реализации управленческих решений. При изучении дисциплины особое внимание уделяется методам и формам разработки и приня­тия управленческих решений, вопросам повышения их эффектив­ности (экономической, организационной, социальной и др.). Это способствует совершенствованию управления компанией на основе использования новых форм организации, управления, ЭММ и ЭВМ в условиях рыночной экономики, коренной перестройки управле­ния экономикой.
ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении

Теория принятия решения возникала и развивалась одновре­менно с возникновением и развитием управления. Управление в че­ловеческом обществе существовало с давних пор. Любое государст­венное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагают, что существует объект управления (то, чем управля­ют) и субъект управления (тот, кто управляет).

Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, ру­ководить командой, координировать и контролировать.

А. Файоль

Управление – это элемент, функция организационных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих со­хранение их определенной структуры, поддержание режима деятельно­сти, реализацию их программы и целей.

Советский энциклопедический словарь

Управление – это особый вид деятельности, превращающий организо­ванную толпу в эффективную целенаправленную группу.

П. Друкер

Практическое управление возникло с появлением организа­ций. Однако понятие «организация» в древности во многом отлича­лось от современного. Основные их отличия от современных: малое количество, крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, нацеленность на приказ и интуицию, малое количе­ство людей, которым было дано право принимать важные для орга­низации решения [12, с. 9].

Важность процесса принятия решений была осознана челове­чеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности [12, с. 34]. Исторически наука об управлении как са­мостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в. Ее развитие связано с именами таких ученых, как Ф. Тейлор, супруги Гилбрет и Г. Гант.

Началом интенсивного развития теории принятия управлен­ческих решений (ТПР) как научной дисциплины можно считать 40-е гг. XX в., когда во время Второй мировой войны в Англии груп­пе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обо­роны, огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противоло­дочных бомб и конвоя транспортных караванов.

В 50–60-е гг. XX в. сложившаяся и получившая широкое ис­пользование система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возник­ших научных дисциплин, таких как исследования операций, сис­темный анализ, управление техническими системами и др. В каж­дую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений [12, с. 35].

Теорию принятия решений можно рассматривать с двух пози­ций. В широком смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решения понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.

Актуальность проблемы рационального выбора принятия уп­равленческого решения в настоящее время значительно повысилась вследствие следующих факторов:

Современная наука в области принятия решений поднялась на качественно новый уровень, на ее основе разработаны эффектив­ные управленческие технологии, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных организаций.

Значительную роль сыграло резкое увеличение объема инфор­мации, которую приходится учитывать при разработке управлен­ческого решения сегодня, появление современной вычислительной техники с ее воистину удивительными возможностями по опериро­ванию и обработке больших массивов как количественной, так и ка­чественной информации.

Созданы современные компьютерные системы поддержки при­нятия решений, экспертные системы, автоматизированные системы экспертного оценивания, предназначенные для использования в про­цессе принятия решений и позволяющие принимать эффективные управленческие решения в сложных ситуациях, осуществлять в рам­ках подготовки к принятию решений значительные объемы эконо­мических, математических, логических и других видов расчетов.

В настоящее время использование современных технологий принятия управленческих решений является жизненно важным для руководителя, одним из основных профессиональных умений кото­рого является способность принимать эффективные управленческие решения. И в острой конкурентной борьбе при прочих примерно равных условиях добиваются успеха, устойчиво развиваются и вы­живают те организации, которые поставили себе на службу допол­нительные возможности, предоставляемые современными техноло­гиями принятия управленческих решений [12, с. 39].

Таким образом, можно сделать вывод, что все сложившиеся в середине XX в. управленческие науки в значительной степени пе­реплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет прежде всего тот аспект управленческого процесса, на который сде­лан основной акцент. Но везде одним из основных изучаемых уп­равленческих процессов является выработка и принятие управлен­ческого решения [12, с. 36].

Предметом теории разработки и принятия решений являются количественные аспекты решения управленческих задач и методы, позволяющие получать и анализировать качественную информацию.
1.2. Сущность и содержание управленческих решений

Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но воз­можны и ситуации, когда человек испытывает мучительные разду­мья. В таких ситуациях человек сталкивается либо с новым объек­том выбора, либо с обстановкой, в которой совершается выбор.

Решение – это результат мыслительной деятельности челове­ка, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Так, решением является какой-либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых (единичных) результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание или развитие идущих процессов, на прекращение или недопущение какой-либо деятельности. Не всякий результат мыслительной деятельности приводит к решению [19].

Решение может приниматься человеком в трех основных сис­темах: технической, биологической и социальной.

Техническая система включает станки, оборудование, компью­тер и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Профессионализм специалиста, принимающего реше­ния в технической системе, определяет качество принятого реше­ния и его выполнение. Так, хороший программист может эффектив­но использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а плохой – испортить информационную и техническую базу компьютера. Набор решений в технической си­стеме ограничен, а их последствия обычно предопределены.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, напри­мер муравейник, человеческий организм и др. Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. На­бор решений в биологической системе также ограничен из-за мед­ленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми (например, решения агронома о применении тех или, иных химикатов в качестве удобрений). В та­ких системах необходимы разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо призна­кам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить надежную информацию, использовать соответствующие ме­тоды разработки решения и выбирать лучшее из альтернативных решений.

Социальная (общественная) система характеризуется пребы­ванием человека в окружении взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров таких систем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водите­ля, управляющего автомобилем, и даже одного человека (самого по себе). Социальные системы существенно опережают биологические по богатству возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и ме­тодах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управ­ления выступает человек как личность, которой присуща относи­тельно высокая скорость (по сравнению с биологическими системами) изменения сознания, а также широта нюансов в реакциях на одинако­вые и однотипные ситуации. Люди – самая большая ценность орга­низации; в то же время они наименее предсказуемы в поступках, реакциях, решениях.

Перечисленные виды систем обладают различным уровнем непредсказуемости (риска) в результатах реализации решений (рис. 1.1).
Уровень непредсказуемости

результатов решения

%

100



50

Область принятия

Техническая Биологическая Социальная решений

Рис. 1.1. Тенденции изменения непредсказуемости результатов

реализации решений в различных системах
Социальная система может включать в себя биологическую и техническую системы, а биологическая – техническую.

В зависимости от условий реализации решений в социальной системе, руководитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества, так и противостояния. Профессионализм специа­листа, разрабатывающего или реализующего решение, определяется его способностью создать стимулирующую среду для выполнения решения.

Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, называются управленческими решениями.

Принятие решений в управлении – это систематизированный процесс. Как правило, процессы управления фирмой очень много­образны, многомерны и имеют сложную структуру. В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, кото­рые объединяются в циклы управления (рис. 1.2).

Принятие решения в широком смысле

Что делать?

Перспективное планирование



Принятие решения в узком смысле

Как делать?

Текущее планирование






Организация планирование






Мотивация планирование

Операции планирование


Координация, регулирование




Контроль, учет, анализ планирование






Изменение планов



Рис. 1.2. Цикл управления
Принятие решений в организации представляет собой созна­тельный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направ­ления действий, сокращающих разрыв между настоящим и буду­щим желательным состоянием организации. Сам процесс принятия решений включает множество разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения. Данный процесс лежит в основе планирования деятель­ности организации, так как план – это набор решений по размеще­нию ресурсов и направлению их использования для достижения целей организации. Принятие решений – это центр, вокруг которого вра­щается жизнь организации.

Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле – это выбор альтернати­вы. В рамках перспективного планирования принимаются осново­полагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего пла­нирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов – решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной. Место решения в процессе управ­ления представлено на рис. 1.3.


Процесс управления


Решение в управлении





Распределение полномочий

по решениям


Процесс принятия решения


Степень структурированности решения


Централизация и делегирование


Риск

при решении




Математический инструментарий


Рис. 1.3. Место решения в процессе управления
Таким образом, принятие решений отражается на всех аспек­тах управления, и этот процесс является частью ежедневной работы управляющего (менеджера). В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразде­лению или к организации в целом.

Проблема принятия управленческих решений занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организа­цию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают ее деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управ­ленческих решений. Эффективность управления во многом обу­словлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой про­блеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Рассмотрим главные отличия управленческих решений от повсе­дневных.

Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер (особенно высокого ранга) выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономичес­кой ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерен­табельное предприятие компании может существенно повысить уро­вень безработицы.

Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации суще­ствует определенное разделение труда: одни работники (менедже­ры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоя­тельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В уп­равлении организацией принятие решений – гораздо более слож­ный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник орга­низации, а только обладающий определенными профессиональны­ми знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятель­но принимать определенные решения.

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия реше­ний в организациях, можно дать следующее определение управлен­ческого решения.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуще­ствленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразная формула управленческого воз­действия на управляемый объект и предопределяет действия, необ­ходимые для проведения изменений его состояния.

Управленческое решение, исходя из понятия «управление», – это непосредственный результат («продукция») мыслительной разумной управленческой деятельности, имеющий смысловое значе­ние (отказ от решения – тоже решение). Управленческое решение может выражаться как в абстрактной форме мыслительных кон­струкций с помощью различных знаковых систем (вербальной, сим­волической, схематической, языком тела, мимики, жестов, пантоми­мики и т.п.), так и в форме различного рода физических воздействий на субъект деятельности (человека), но при этом обязательным ус­ловием является понимание смысла этой мыслительной конструк­ции или воздействия субъектом управления. Если такого понима­ния со стороны объекта управления нет, то это решение не может рассматриваться как управленческое, а является сугубо властным или каким-либо другим бессознательным.

Субъектами решения являются лица, наделенные правом при­нимать решения или их реализовывать.

Таким образом, управленческим решением является любой документ или слово, действие, которые имеют смысл и направлены в дальнейшем на реализацию (осуществление) этого решения.

Существует также множество других определений и тракто­вок понятия «управленческое решение». Приведем некоторые из них.

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозиро­вания, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтер­нативы из множества вариантов достижения конкретной цели сис­темы менеджмента [21, с. 277].

Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные зани­маемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффек­тивного варианта движения к поставленным перед организацией целям.

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управ­ления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления [3, с. 205].

Термин «управленческое решение» употребляется в двух ос­новных значениях – как процесс и как явление:

Принятие решений – это наука и искусство. Роль принятого решения огромна. Важнейший вопрос успешного функционирования организации заключается в том, как организация может выяв­лять свои проблемы и решать их. Каждое решение нацелено на ка­кую-то проблему, а правильное решение – это то, которое макси­мально обеспечивает цели организации. Тем не менее определение цели – еще не формулировка проблемы, а без этого нет необходи­мости в решениях и действиях. Цели, которые часто пытаются дос­тичь, бывают в ряде случаев недостаточно осознанными. Установле­ние неправильных целей означает, следовательно, и решение неправильно сформулированных проблем, что может привести к го­раздо большему расточительству ресурсов, чем неэффективное ре­шение правильно сформулированных проблем. В этой связи очень велика роль руководителя. Ведь решение – не только процесс, но и один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека. Его характеризуют такие признаки:

Управленческое решение строится на следующих принципах:

  1. принцип субъектности (разумности, сознательности). Уп­равленческое решение всегда субъектно, т.е. имеет субъекта («лицо» или орган), принимающего решение, объекта исполнения этого ре­шения, т.е. работника или группу людей – исполнителей решения;

  2. принцип предметности или содержательности – управлен­ческое решение всегда имеет предмет, т.е. смысловое содержание решения;

  3. принцип системности, обусловленной особенностями чело­века, отражающими психосоматическое единство человека как био­системы и его разумность как Homo sapiens. Управленческое реше­ние всегда есть комплексный процесс, включающий правовой (воля, права, ответственность), психический (результат мыслительной, духовной деятельности, эмоционально-чувственных переживаний), социальный (затрагивает интересы других людей, общества), поли­тический (отражает мировоззренческую, идеологическую сторону социальной жизнедеятельности), социально-психологический (в про­цессе общения и передачи) и другие аспекты;

  4. принцип абстрактности (идеальности) формы. С одной сто­роны, решение – это результат обработки (переработки) информации, в ходе которой осуществляется выбор (выработка, разработка, формулирование) среди возможных вариантов такого, который наи­более близок к рациональному, т.е. является наилучшим на основе принятого критерия эффективности. С другой стороны, управлен­ческое решение абстрактно (идеально) вследствие того, что направ­лено на осуществление (реализацию) будущих действий, поступков и поведения исполнителей.

Решение может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуаль­ная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую подсистему [12, с. 45].

Экономическая сущность УР состоит в том, что для разра­ботки и реализации любого УР требуются финансовые, материаль­ные и другие ресурсы. Поэтому каждое УР имеет реальную себесто­имость. Оно является результатом (продукцией) управленческой деятельности и должно приносить компании прямой или косвен­ный доход. Посредством сопоставления затрат и возможной матери­альной выгоды от разработки и реализации УР можно определить целесообразность проведения этой работы.

Организационная сущность УР состоит в том, что для разра­ботки и реализации УР компания должна иметь соответствующие возможности, в том числе:

Это существенная составная часть всего УР. Многие авторы публикаций об УР называют их организационными решениями. Если таких возможностей нет, то объем УР следует уменьшить или даже не приступать к этой работе.

Социальная сущность УР заключается в механизме управле­ния исполнителями с целью достижения взаимодействия всех его участников. В самом УР или в процессе его разработки и реализа­ции должны быть учтены потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Социальная сущность УР должна быть отражена в общей цели решения (напри­мер, создание комфортной среды обитания человека, всестороннего развития личности). Без социальной ориентации УР приобретает технократический характер с доминирующим влиянием технологи­ческой сущности, и его главной целью становится достижение за­данных характеристик технической продукции.

Правовая сущность УР заключается в возможности осущест­влять заданные мероприятия в правовом поле, т.е. при строгом со­блюдении законодательных актов РФ, международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Невозможность разрабатывать и реализовывать УР в правовом поле должна приве­сти к отмене решения. Компания может понести существенные по­тери, если уже разработанное решение будет отменено, а в случае незаконной реализации решения может быть начислен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов УР. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответ­ственности, поэтому во многих компаниях УР проходит правовую и экологическую экспертизу. Руководитель может самостоятельно оценить правовое поле для своих УР по современным информаци­онно-правовым системам – «Гарант» и «КонсультантПлюс».

Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения персонала, участвующего в разработке и реализации УР, необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами. Планируя разработку или реализацию УР, руководи­тель одновременно должен формировать для него технологическую основу [19].

Посредством решения устанавливаются цель, виды, объем де­ятельности, сроки, условия, техника и технология производства работ, права и ответственность, распределение ресурсов, фиксируется фак­тическое состояние явлений, предметов в данный момент времени и т.п. Соответственно управленческое решение отражается в форме различного рода документов (чертежи, схемы, планы, проекты, гра­фики, ведомости, отчеты, справки и т.п.) и недокументированных приказов, заданий, установок, направлений действий и т.п., выража­емых в устных вербальных или других знаковых системах.
1.3. Типология управленческих решений

Многообразие решений представляет собой некоторый комп­лекс, понимание которого облегчается на основе системного подхо­да, позволяющего раскрыть строгую систему решений. В такой си­стеме решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений. Существует несколько взглядов на классификацию управлен­ческих решений.

Полную и четкую классификацию дает Е.П. Голубков: по со­держанию решения разделяют на политические, социальные, эконо­мические, организационные, технические и т.д.; по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – на оперативные, тактические, стратегические; по виду лица, принимающего решение, – индивидуальные и коллективные (организационные); по степени уникальности – рутинные, нетворческие и уникальные, творческие; по степени неопределенности (полноты информации) – решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной опре­деленности) и в условиях неопределенности [9].

Следует отметить, что, выдвигая все новые и новые критерии, можно выделить массу видов решений, но мы остановимся на том, что вид решения (а если быть еще точнее, то технология его приня­тия) напрямую зависит от рода проблемы и ситуации, в которой она возникла. Под ситуацией понимается сочетание условий и обсто­ятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. С точки зрения технологии принятия решения нам необходимо классифицировать проблему, с которой сталкивается организация, и тогда круг выбора решений сузится.

При существующем в настоящее время разнообразии проце­дур и моделей принятия решений возможны различные классифи­кации. Приведем критерии классификации, предложенной А.В. Шегдой1.

Важность проблемы для организации. Важная проблема требу­ет большей четкости, организованности в подготовке к принятию решения, создания эффективного контроля, согласованности между подразделениями, участвующими в решении.

Временной аспект решения проблемы. Решение для срочной проблемы, как правило, принимается в условиях большей неопреде­ленности по сравнению с тем случаем, когда проблема не требует быстрого решения и целесообразно накопить необходимую информацию для принятия наилучшего решения.

Предварительная оценка эффективности решения проблемы, Если изначально известен незначительный эффект, то целесообраз­но не производить большие затраты на поиск информации, оценку) возможных решений, поскольку даже не самое лучшее решение не дает большого проигрыша. В случае ожидаемого значительного эф­фекта процедуру принятия решений необходимо продумывать осо­бенно тщательно.

Условия принятия решений, определяемые состоянием внеш­ней и внутренней среды: определенность, риск, неопределенность и противодействие.

Характер (уровень) принятия решений: индивидуальный или коллективный (организационный). Решение, принимаемое на инди­видуальном уровне, характеризуется наличием индивидуального умения, стиля; взятием риска на себя; очень важен процесс принятия решения как такового. Организационное решение характеризуется созданием соответствующей среды; важностью принятия решения к определенному моменту; вовлечением всех уровней в управление; необходимостью управления групповым процессом [1].

Характер модели проблемной ситуации: точная или прибли­женная. Как правило, проблемная ситуация описывается прибли­женной моделью, достаточно простой, чтобы ею можно было вос­пользоваться. В случае важных проблем (или когда решение дает заведомо большой эффект) необходимо довольно точно описать ситуацию. Найденное оптимальное решение должно быть наилуч­шим для некоторой идеализированной проблемы, выраженной в мо­дели. Часто бывает целесообразнее найти рациональное, хотя и не всегда наилучшее, решение для реальной проблемной ситуации, чем тратить усилия на поиск оптимальных решений для неразрешимых проблем.

Уровень формализации процесса принятия решения. При при­нятии решений немаловажную роль играют такие не поддающиеся формализации факторы, как компетентность, объективность, авто­ритетность источника информации, психологическое состояние, влияние традиций, моральные нормы.

Кратность принятия решения: однократная или многократ­ная процедура. Однократные решения, как правило, проявляются на длительном отрезке времени и вызывают большие последствия. Очень часто комплексные задачи являются задачами принятия од­нократных решений. Многократные решения в свою очередь делят­ся на периодические и непериодические.

Вид принимаемых решений: запрограммированные и незапро­граммированные. Для повторяющихся или однотипных проблемных ситуаций, как правило, разрабатываются стандартные правила, ин­струкции.

Самой обобщающей классификацией проблем является клас­сификация, предложенная Г. Саймоном, согласно которой все про­блемы подразделяются на три класса:

  1. хорошо структуризованные или количественно сформули­рованные проблемы, в которых существенные зависимости выясне­ны настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих, в конце концов, численные оценки;

  2. неструктуризованные или качественно выраженные пробле­мы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми со­вершенно неизвестны;

  3. слабоструктуризованные или смешанные проблемы, кото­рые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать [15].

Другой вариант возможной классификации представлен в табл. 1.1.
Таблица 1.1.

Типология управленческих решений

Классификационный признак

Группы управленческих решений

Функциональная направленность

Прогнозирующие, планирующие, организационные, активизирующие, координирующие, контролиру­ющие, информирующие

Способ организации

Индивидуальные, групповые, коллегиальные, корпо­ративные

Причина разработки и реализации

Ситуационные, по предложению, по предписанию, программные, инициативные, сезонные

Степень структурированности

Слабоструктурированные (незапрограммироваиные), высокоструктурированные (запрограммированные)

Характер разработки и реализации

Уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные

Широта охвата

Общие, частные

Направления воздействия

Воздействующие на внешнюю среду, воздействующие на внутреннюю среду

Метод переработки информации

Алгоритмические, эвристические

Длительность действия

Стратегические, тактические, оперативные (текущие)

Период действия

Решения на длительный срок, краткосрочные решения

Число критериев

Однокритериальные, многокритериальные

Глубина воздействия

Одноуровневые, многоуровневые

Уровень принятия решений

Затрагивающие организацию в целом, затрагивающие структурные подразделения, затрагивающие функ­циональные службы, затрагивающие отдельных работников

Прогнозируемый результат

Решения с определенным результатом, решения с вероятностным результатом

Способ фиксации

Письменные, устные, виртуальные

Тип мышления

Интуитивные, основанные на суждении


Следует подчеркнуть, что между перечисленными признака­ми не существует четкого различия. Многие из них первоначально выступают как неструктуризованные и слабоструктуризованные, но по мере их анализа превращаются в хорошо структуризованные и даже стандартные.

Рассмотрим более подробно отдельные классификационные признаки.

функциональную направленность характеризуют следующие группы управленческих решений:

По способу организации различают индивидуальные, группо­вые, коллегиальные и корпоративные – требуют от руководителей соблюдения корпоративных установок, правил, морали и ценностей компании. Это ограничивает инициативу руководителей и отклоне­ния от утвержденной стратегии («шаг влево или вправо – недопу­стимы»).

Характер разработки и реализации характеризуют следующие группы управленческих решений:

По широте охвата различают:

По направлению воздействия различают решения для воздей­ствия на внешнюю среду предприятия, которые касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов и решения для воздей­ствия на внутреннюю среду предприятия, которые связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, кото­рое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится новая должность топ-менеджера) [3, с. 206].

Степень структурированности характеризуют следующие ре­шения:

– слабоструктурированные (незапрограммированные). Реше­ния этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестны­ми факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкрет­ную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограмми­рованных можно отнести решения следующего типа: какими долж­ны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовер­шенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. Слабоструктурированное решение пред­ставлено на рис. 1.4. Принятое решение оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта);

– высокоструктурированные (запрограммированные), т.е. яв­ляющиеся результатом реализации определенной последовательно­сти действий или шагов. Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рис. 1.5.

Окружающая

среда

Побуждение

Побуждение



Побуждение


Решение





Восприятие

Точка зрения


ЛПР


Рис. 1.4. Слабоструктурированное решение


Цели

Z = f(k)

?

Матрица данных

Матрица данных




D1

D2



D1







Альтер-нативы

А1

К11

К21



К11







А1

К21

К22



К21

Оценки риска

?











Аn

Кn1

Кn1



Кn1


Рис. 1.5. Четко структурированное решение
По прогнозируемым пакетам данных О могут быть рассчита­ны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее, с учетом возможности риска, выбирается альтернатива Аopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.

По методам переработки информации различают алгоритми­ческие и эвристические – основаны на интуиции, обобщениях, пред­ставлениях, опыте, ассоциациях. Это вызвано тем, что информация в экономике, управлении и других социальных науках не всегда логична, определенна и не всегда адекватно отражает реальные про­цессы. Обработать и оценить такую информацию можно посредством беседы, обсуждения, задания наводящих вопросов, активизации мышления на уровне сознания и подсознания.

По длительности действия стратегические (долгосрочные и среднесрочные) группы решений являются самыми ресурсоем­кими.

По периоду действия различают решения на длительный срок (штатное расписание) и краткосрочные решения (авария на произ­водстве, форс-мажорные обстоятельства).

По типу мышления различают интуитивные и основанные на суждении решения.

При принятии интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присут­ствует «шестое чувство», своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры сред­него звена больше полагаются на получаемую информацию и по­мощь ЭВМ. Несмотря на то что интуиция обостряется вместе с при­обретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с инту­итивными, вероятно потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмыслен­ный, в отличие от интуитивных решений, опыт прошлого. Исполь­зуя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, менеджеры выбирают тот вариант, который принес наиболь­ший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здра­вый смысл есть не у всех людей, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной. Другая его слабость состоит в том, что суждение не­возможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рис­кует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее [21, с. 16].

Состав, структура, содержание и форма управленческих реше­ний определяются указанными принципами и классификационны­ми признаками.

Основными требованиями, предъявляемыми к управленческим решениям и обеспечивающими разумную эффективность их реали­зации и понимание исполнителями, являются выполняемость (ре­альность); своевременность; системность (взаимосвязанность с дру­гими решениями); рациональность (эффективность, оптимальность); законность (обоснованность); полномочность (соответствие уровню прав); непротиворечивость; преемственность (связь с предыдущими решениями); простота; ясность; краткость изложения.

Если управленческое решение рассматривать как результат управленческой деятельности, то процесс его получения представ­ляет собственно саму управленческую деятельность. Естественно, как и в любой деятельности, основу составляет технология ее выполнения.

Основными средствами управленческой деятельности, опреде­ляющими технологию ее осуществления, являются информацион­ные системы, включающие информационное обеспечение, организа­ционная техника управления, условия управленческой деятельности (организация рабочего места) и, естественно, профессионально-де­ловые, социально-психологические и другие личностные качества самого субъекта деятельности.
1.4. Формы подготовки и реализации управленческих решений

В процессе жизнедеятельности людей, общества используют­ся различные формы управленческих решений, определяемые их целью, условиями разработки и реализации:

  1. формы подготовки: указ, закон, приказ, распоряжение, ука­зание, положение, протокол, инструкция, правила, соглашение, до­ говор, контракт, оферта, акцепт, акт, план, модель;

  2. формы реализации: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловая беседа, личный при­мер, обучение, совет, деловая игра (тренинг), совещание, заседание, отчет, деловое слово.

Рассмотрим формы подготовки управленческих решений.

Конституция – основной закон страны, регулирующий наи­более стабильные основы правовой системы и принимаемый в осо­бом порядке парламентом или народом на референдуме (например, Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.).

Закон – решение высшего законодательного (представитель­ного) органа власти страны, принятое с соблюдением особой проце­дуры, имеющее стабильный и общеобязательный характер и регули­рующее наиболее важные общественные отношения. Закон имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным норматив­ным актам, не являющихся законом (подзаконным актам, которые должны не противоречить принятым законам).

Указ (Президента РФ) – решение главы государства (Россий­ской Федерации), принятое в рамках его компетенции по основным вопросам государственной жизни. Указы Президента бывают нор­мативными (устанавливают правовое регулирование определенных общественных отношений (т.е. правила поведения), заполняют про­белы в праве) и ненормативными (о назначении соответствующего лица на определенную должность). Указы Президента (кроме слу­чаев, специально оговоренных в Конституции и законах) не нужда­ются в последующем утверждении, действуют непосредственно, не должны противоречить Конституции и законодательству.

Постановление (Правительства РФ) – нормативный акт, из­данный Правительством в рамках его компетенции. Как правило, постановления Правительства издают во исполнение принятых за­конов и указов Президента и устанавливают порядок реализации тех или иных решений указанных государственных органов, иных вопросов государственной жизни.

Указание – решение, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъясне­ния.

Акт – решение широкого круга государственных органов и общественных организаций (например, акт о передаче чего-либо в собственность). Акт может быть международным.

Приказ (письменный или устный) – решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном ее подразделении. Приказ обязателен для исполнения его подчиненными и может гото­виться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде.

Распоряжение – решение руководителя, не наделенного адми­нистративными функциями. Распоряжение обычно касается вопро­сов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать решение можно у линейного руководи­теля данного подразделения или организации.

Протокол – решение об отражении каких-либо событий, об­стоятельств, правил (например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол).

Инструкция – решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий (например, инструкция по состав­лению бизнес-плана, инструкция по работе с персоналом, должност­ная инструкция начальника бюро технического контроля цеха).

Договор – решение о проведении совместных работ с указа­нием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерче­ских сферах деятельности (например, договор о портфельных ин­вестициях, договор кооперации с зарубежным производителем, учредительный договор о создании компании).

Соглашение – решение, формирующее общие благоприятные условия для какой-либо деятельности (например, соглашение о на­мерениях, соглашение между Российской Федерацией и США об избежании двойного налогообложения, соглашение о разделе рын­ков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК). План – решение, отражающее цели и конкретные задачи дея­тельности, средства, методы и время их реализации (например, биз­нес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуриза­ции компании).

Контракт – решение, обычно коммерческого характера, о про­ведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения (например, контракт куп­ли-продажи).

Оферта – решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указан­ных условиях. Оферта является одной стороной контракта (напри­мер, оферта на оптовые закупки мониторов марки Nec, оферта на оптовую продажу масла).

Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сдел­ки на предложенных в оферте условиях. Акцепт – это вторая сторо­на контракта. Оферта и акцепт составляют контракт.

Положение – решение, представляющее собой набор правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность (напри­мер, положение о службе главного инженера, положение об отделе стандартизации и нормализации, положение об отделе внешних сношений).

Правила – решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявших­ся норм поведения и деятельности определенных групп работников (например, правила внутреннего распорядка, правила дорожного движения, правила Международного морского комитета для элект­ронных коносаментов).

Модель какого-либо процесса или явления – решение, вклю­чающее набор определенных элементов и связей, которые с задан­ной точностью воспроизводят реакции реального процесса или яв­ления на входные воздействия.

Рассмотрим формы реализации управленческих решений.

Предписание – официальное извещение какому-либо должно­стному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.

Убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию управленческого решения для его выпол­нения (например, убеждение в необходимости использования со­ временных информационных технологий при разработке управлен­ческих решений).

Деловая беседа – специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.

Разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятными суть и содержание управленческих решений.

Принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить управленческое решение путем угроз или повышенного вознаграждения.

Наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения управ­ленческих решений.

Сообщение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения управленческих решений.

Личный пример – действия руководителя в среде подчинен­ных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эф­фекта подражания авторитетам в технике выполнения управленче­ских решений.

Обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с це­лью дать новые знания или информацию для выполнения управ­ленческих решений.

Совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения. Совет не является обязательным для исполнения подчиненным.

Деловая игра (тренинг) – специально организованная интен­сивная деятельность работников по разработке и реализации управ­ленческих решений на основе имитационных моделей реальных процессов. В ходе деловой игры закрепляются навыки разработки управленческих решений многократным повторением однотипных ситуаций, методов и технологии их разработки.

Совещания – коллективные деловые беседы, проводимые руко­водителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкрет­ных задач, использования коллективного разума, обмена информа­цией и накопленным опытом для выполнения важных управленческих решений.

Заседания – узкопрофессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание прези­диума и т.д.).

Отчет – решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению управлен­ческих решений. Отчет может быть письменным и устным.

Деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчи­ненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.
Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные характеристики процессов управ­ления.

  2. Назовите общие характеристики проблем, задач и реше­ний.

  3. Охарактеризуйте понятие управленческих решений.

  4. В чем заключается сущность управленческих решений?

  5. Перечислите принципы управленческих решений.

  6. Охарактеризуйте классификацию управленческих решений по А.В. Шегде.

  7. Охарактеризуйте типологию управленческих решений.

  8. Назовите формы подготовки управленческих решений.

  1   2   3   4   5   6


А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации