Иванова И.А. Каждый день в гостях у книжек (методические рекомендации по выставочной деятельности детских библиотек) - файл n1.doc

приобрести
Иванова И.А. Каждый день в гостях у книжек (методические рекомендации по выставочной деятельности детских библиотек)
скачать (6241.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc6242kb.18.09.2012 21:00скачать

n1.doc



МУК «ТЦБС»

Тарская Центральная районная библиотека

Отдел обслуживания читателей-детей


Каждый день

в гостях у книжек
Методические рекомендации

по выставочной деятельности

детских библиотек

Тара, 2009 г.



Уважаемые коллеги!
Методические рекомендации рассчитаны на работников детских библиотек не имеющих библиотечной специализации, а также на профессионалов.

Первым он полезен тем, что дает возможность овладеть теоретическими основами и практическими навыками организации выставок для детей и подростков с учетом современных требований.

Для профессионалов он интересен тем, что дает целостное представление о предмете, возможность проанализировать различные подходы к организации различных экспозиций, соотнести все это со своей практикой.
Желаем вам творческих успехов!




Поставьте всех в известность о себе!

(Правило рекламной деятельности)

Книга, как человек, содержит много всего… Покрутите книгу, как Кубик Рубика, откройте ее разные грани.

Повод для выставки всегда найдется…


Своеобразной визитной карточкой библиотеки являются книжные выставки. Предназначены они не только для раскрытия фонда, украшения зала. По ним судят и о самом стиле работы.

Библиотечная выставка в системе библиотечного обслуживания понимается как:

- результат библиотечного обслуживания;

- средство удовлетворения потребительского спроса.

В настоящее время существует несколько определений библиотечной выставки.
Книжная выставка – это систематическое собрание различных видов и типов произведений печати и неопубликованных документов, объединенных определенным принципом отбора.
Справочник библиотекаря. – М., 1985. - С. 113
Книжная выставка – это комплекс специально отобранных и систематизированных документов, расположенных таким образом, чтобы вызвать непроизвольное внимание читателя, заинтересовать его или удовлетворить существующий интерес или информационную потребность.
Краткий справочник школьного библиотекаря /

под общ. ред. Г.И. Поздняковой. - СПб., 2001. - С. 243
Существуют разнообразные подходы к классификации литературных выставок.

Выделяются следующие признаки:


В «Справочнике библиотекаря» приводятся 12 признаков классификации книжных выставок:


Кроме того, классификационные признаки библиотечных выставок можно объединить следующим образом:

Тематическое разнообразие выставок может быть представлено в виде следующего комплекса:

Видовое деление выставок:


В современных условиях информатизации общества получают распространении электронные, виртуальные, гибридные библиотеки, осуществляющие свою деятельность посредством только электронных или электронных и традиционных документов. В связи с этим типологию библиотечных выставок можно построить следующим образом:


Библиотечные выставки подразделяются на:


По основным признакам делятся:


В то же время нельзя забывать и о воспитательной роли книжных выставок. Чтобы выставка была востребованной, при ее создании необходимо предусматривать обратную связь (отзывы, анкеты, тесты, ответы на вопросы, конкурсы). В дневнике нужно вести учет эффективности. Обращать особое внимание на связь книжной выставки с индивидуальной и массовой работой.

При составлении годовых планов необходимо хорошо продумать тематику и количество выставок.

В чем же заключается методика организации выставочных экспозиций? В том, что этой деятельности присуще развитие, она изменяется вслед за изменяющейся библиотекой, отражая все профессиональные процессы, являясь своего рода лакмусовой бумажкой, характеризующей состояние и уровень развития профессии библиотекарей во всех ее проявлениях, начиная от технических возможностей и заканчивая квалификацией и творческим потенциалом ее сотрудников.

Данная деятельность у нас сегодня реализуется в двух направлениях – вовнутрь и вовне:

- выставка как часть внутрибиблиотечного пространства, часть интерьера, комфортная зона, элемент создания коммуникативной среды;

- выставка - составляющая внешнего культурного пространства; создание внешнего образа библиотеки.

В то же время выставки, как особый вид коммуникаций, наделены важным свойством - они активизируют личные контакты, способствуют психологической готовности к диалогу и взаимодействию. На их основе строятся библиотечные мероприятия.

Существует несколько подходов в оформлении библиотеки. Это может быть строгий официальный стиль (как при оформлении деловых офисов). Иной вариант - ориентация на создание образа теплого, уютного, по возможности, нарядного Дома. Здесь внимательно прислушиваются к одинокому голосу конкретного человека, нуждающегося не только в информации, но и в психологический поддержке, будь то улыбка библиотекаря, красивый интерьер, содержательные выставки.

Необходимо найти свои нестандартные решения в оформлении выставок – особом взгляде на мир, в способности соединить «я» библиотекаря и читателя. Творчески оформленная выставка вызывает целый всплеск эмоций, что не маловажно при формировании положительного имиджа библиотеки.

Успех выставки в ее эффективности, поэтому она должна быть «зримой», «видимой». Она не должна теряться в общем оформлении библиотеки.

Главное - это необычность исполнения, оригинальность идеи, формы, название, которое «цепляет», не дает пройти мимо.

В первую очередь необходимо привлечь внимание к книгам так, чтобы читатель как минимум получил удовлетворение от ознакомления с выставкой, а в оптимальном варианте - попросил взять с собой издание.

Что для этого нужно сделать? Не секрет, что в первую очередь человек обращает внимание на то, что его волнует в данный момент. Значит, тема выставки должна быть интересной, многоплановой, актуальной для той аудитории, возрастной группы для которой она готовится. Например, выставку по психологической помощи подросткам можно назвать «Драмы переходного возраста». Заголовок должен привлекать внимание и хорошо запоминаться. При оформлении используйте прием повторения: ключевое слова заголовка «драмы» изобразите в виде «маски драмы», на которой напишите название раздела. Таким образом, вы еще раз подчеркнете проблемно-тематический характер выставки.

Заголовок выставки должен быть кратким. По данным психологов, человек сразу способен воспринимать и осмысливать слово не более чем из семи букв. Эту особенность нашего зрения, которая влияет на скорость чтения, необходимо учитывать при выборе шрифта. К нему применяют следующие требования: четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм. Желательно, чтобы шрифт раскрывал особенность темы.

При раскрытии темы выставки нужно использовать разные носители информации. Например, на выставке «Человек и природа - союзники или враги?» разместите телефоны экологических организаций города, села, информацию об экологических международных акциях, календарь дат, связанных с жизнью природы.

Для образного выражения содержания выставки можно использовать так называемого «сквозного героя». Выставку «В поисках чудес» может сопровождать юмористический рисунок человека с рюкзаком: на заголовках разделов, в символике маршрута движения, в рекламных аннотациях на книги. Или оформите пресс-студию «Журнальный столик», где главный персонаж (Мурзилка, кот Матроскин, Самоделкин, Дюймовочка) знакомит детей с новыми периодическими изданиями.

Старайтесь создать в экспозиции атмосферу той темы и той исторической эпохи, которой посвящена выставка. Кроме книг, журналов, другой печатной продукции в ансамбль выставочных предметов включайте произведения искусства, предметы быта, дары природы все, что так или иначе связано с темой.

Умело подобранные декоративные элементы притягивают читателя, заставляют воспринимать конкретную книгу в контексте бытовой среды, истории, искусства, культуры. Предметная аранжировка способна пробудить интерес, вызвать неожиданное зрительское восприятие демонстрируемых книг.

Но не всегда носители информации имеют яркий и привлекательный вид. «Оживить» такую экспозицию можно с помощью цветового фона. Цветовая гамма имеет большое значение для восприятия. С помощью цвета можно лучше раскрыть содержание материала, повлиять на эмоциональное состояние посетителя. Цвет переносит нас в мир определенных настроений. Зеленый и синий - успокаивают, желтый и красный - возбуждают, темно-фиолетовый действует угнетающе, серо-голубые, золотисто-охристые - это нейтральные тона.

Помните, дети предпочитают насыщенные теплые тона (светло-оранжевый, розовый, красный); подростки - контрастные сочетания желтого и фиолетового, красного и зеленого, оранжевого и синего. Применяя те или иные цвета в оформлении своей выставки, вы добьетесь определенного эмоционального состояния читателей.

Если вы хотите выделить, приблизить определенную книгу или статью, имейте в виду, что такие цвета как красный, оранжевый, охристо-желтый воспринимаются как приближающиеся, выступающие вперед. Книга, помещенная на бумагу, подставку этого цвета, в первую очередь обратит на себя внимание.

Например, выставка «По родному краю», состоящая исключительно из газетного материала, получится яркой и многоцветной, если вы цветную бумагу для фона и материалы расположите под разным углом зрения. Или, нужно оформить книжную выставку по жизни и творчеству А.С. Пушкина «Солнечный гений». Используйте особенности зрительского восприятия. Так, различные периоды жизни поэта могут иметь свой цветовой спектр. Для цикла «Лицейская республика» выберите цвет майской зелени, «Ссылка в Михайловское» - серовато-пастельный, «Болдинская осень» - желтовато-оранжевый т.д. Лира, расположенная в левом верхнем углу будет объединять все циклы.

Исследования показали следующее:


Интересное наблюдение. Стоящие вплотную друг к другу стеллажи воспринимаются многими читателями как единое целое, и, по их мнению, книги должны быть расставлены по горизонтали, проходящие через все стеллажи. Специалисты, напротив, рассматривают каждый стеллаж как отдельную единицу и располагают книги по вертикали, начиная с верхней полки (зигзагообразная расстановка).

Постарайтесь учесть результаты исследований, посмотреть на свои выставки как бы со стороны, оценить их с точки зрения читателя. И возможно, вы многое измените в их оформлении.

На выставке необходимо представить 25 и более документов, если книг (статей, иллюстраций, открыток) меньше, то это уже другая форма, малая.

Выставка получится, если вы будете работать в такой последовательности

1. Работа над концептуальным замыслом, т.е.

а) уточнение темы, проблемы, цели,

б) формирование массива документов,

в) определение основных аспектов, т.е.

возможных разделов выставки

2. Подбор заголовков (просмотреть периодику)

3. Проработка деталей, поиск средств выражения идей:

а) подбор иллюстративного материала,

б) шрифтов,

в) декоративных элементов

г) определение цветового решения
Успех выставки зависит от того, четко ли вы понимаете цель выставки. Зачем вы ее ставите? Чтобы читатель обратил внимание на книгу, захотел ее прочесть, заинтересовался.

По цели выставка бывает рекламная и информационная.

Рекламная выставка чаще всего стоит на абонементе. В читальном зале, где находится периодические издания, энциклопедии, справочники лучше выставить выставку познавательную, информационную.

По времени выставки бывают эпизодические, постоянно действующие, цикловые.

Эпизодические - посвященные какому-либо событию, проблеме, о людях (кумирах, идеалах), о юбилеях, героях и т.д. В основе выставок - периодические издания.

Постоянно действующие выставки обычно оформляются по краеведению (история края, города, села и др.)

Цикловые выставки - это выставки, объединенные темой, целью, в которой каждая раскрывает определенный аспект проблемы. Полагается после общего заголовка поместить список выставок с указанием времени их оформления. Не тематических полок, а именно выставок.

Например, цикл выставок нравственного содержания.

Вечные вопросы

  1. Кто я? Какой я? (литература по психологии личности)

  2. Зачем я живу? (о цели в жизни)

  3. Отчего бывает одиноко? (социум, дружба, психология коллектива)

  4. Куда и как себя вести? (культура поведения, такт, этика)

  5. Что делать, если тебя он не любит? (письма, амурные рубрики)

  6. Чем и как восхищаться? (о кумирах, идеалах, красоте)

  7. Почему меня не понимают? (о речи, конфликтах)

  8. Что делать? (выбор профессии)

  9. Каким путем идти? (выбор в жизни молодого человека)

Материал есть во всех подростковых и молодежных изданиях.
На абонементе эффективны выставки - развалы:

Великие (полководцы, ученые, мыслители, путешественники….) и т.д.
Чтобы выставка была интересна и читателю, и библиотекарю, у каждой выставки должен быть свой образ, «своя игра».

Выставка быстрого реагирования – оперативная выставка, связанная с возникновением актуальных тем, одной книги, статьи, интересной публикации.

Выставка-декорация является основной и естественной декорацией массового мероприятия в библиотеке.

Выставка-диалог отражает мнение читателя и библиотекаря, например, о журнале. Подготовительная работа проводится заранее, в школе. Ребята письменно отвечают на вопросы, ответы помещаются на выставке. Это вызывает желание у других подростков поделиться своими мыслями со сверстниками, приходящими в библиотеку, и способствует популяризации журнала.

Выставка-дискуссия – материалы выставки представляют разные точки зрения (подчас очень острые) по одной проблеме, теме…

Выставка-вернисаж - демонстрация картин, репродукций сочетается с экспозицией литературы о художниках, направлениях.

Выставка-витрина – демонстрируются предметы и литература о них.

Выставка-гадалка – например, к 1 апреля, где выставлен лототрон с билетиками, в которых записаны пожелания и предсказания со ссылками на представленную на выставке литературу.

Выставка-игра – каждый раздел представляет мини-викторину, часть большой игры, в которую читатель играет самостоятельно.

Выставка-календарь – здесь экспонируются материалы, относящиеся к датам календаря.

Выставка-кроссворд носит досугово - просветительный характер. В основе – кроссворд, ответы на который можно найти в представленной на выставке литературе.

Выставка-коллаж или дайджест носит рекламно-информационный характер.

Выставка-презентация книги, журнала, издания…- ее можно подразделить на два типа: премьера (новое) – «дебют», «первый выход» и бенефис (вновь открытое старое).

Выставка-приманка - выставка в окнах библиотеки, дополнительный способ «заманить» читателя в библиотеку.

Выставка-подсказка – для читателей с определенными запросами, или выставка в помощь учебному процессу – «шпаргалка к уроку», она может быть ориентирована и на учеников, и на учителей.

Выставка-поздравление ко дню рождения или юбилею писателя. Это может быть выставка поздравлений, написанная детьми любимому автору (естественно на фоне книжного ряда).

Выставка-портрет посвящена человеку, личности или же одному произведению искусства – портрету.

Выставка-поход (путешествие, экскурсия) – заочное путешествие. Дополнительно можно использовать аудио-, видеоматериалы. Подготовленную экскурсию можно записать на магнитофон и тогда выставка станет «говорящей».

Выставка-развал – аналогия книжного развала у кафедры выдачи.

Выставка-размышление – здесь библиотекарь задает тему, предоставляя возможность поразмышлять читателю.

Выставка-совет – можно представить литературу о вкусной и здоровой пище, по медицине, к примеру, и лежит на столе тетрадь, куда читатели могут записать свои рецепты.

Выставка-сюрприз – с маленьким, недорогим, но приятным подарком, который посетитель выставки уносит с собой.

Выставка-тотализатор – на ней представлены произведения номинантов на какую-либо литературную премию, например, на Буккера. Читатели могут делать свои ставки (в виде небольших денежных сумм), банк «срывает» тот, кто угадает победителя.

Выставка-шоу – это выставка, где каждый раздел - часть большой шоу-программы

Телевыставка – основой для нее служит программа телепередач на неделю. Ее можно увеличить, выделив маркером те фильмы, передачи, литературу к которым вы можете предложить. А так же представить художественные произведения, которые явились основой для того или иного фильма.
Можно оформить:
выставку-аукцион;

выставку- бенефис;

выставку-вопрос;

выставку-гербарий;

выставку- дорожку;

выставку-коллекцию;

выставку- конкурс;

выставку-летопись;

выставку- мемориал;

выставку- музей;

выставку-откровение;

выставку - пазлы;

выставку- памятку;

выставку-полемику;

выставку-праздник;

выставку-предупреждение;

выставку- премьеру;

выставку-рекомендацию;

выставку- рекламу;

выставку-рассказ;

выставку - рецепты;

выставку-сказку;

выставку- словарь;

выставку-урок;

выставку-экспозицию;

выставку- экспонат;

выставку - юбиляр
При создании книжной выставки осуществляется жесткий отбор лучшей литературы - той, которая соответствует целевому и читательскому назначению. При этом можно обозначить границы отбора, например, хронологические: когда отбираются документы за определенный период времени. Как правило, это новейшая литература, но бывают и другие критерии: например, выставляются книги Пушкинской эпохи; книги, изданные во время Великой Отечественной войны.

Тематические границы отбора ограничиваются на уровне тематики выставки. Но зачастую отбор обусловлен размерами стеллажа, витрины и т.д.
Книжные выставки - персональные, тематические…- обычная практика любой библиотеки. При оформлении можно использовать множество деталей, содержащихся в тексте книги, в истории ее создания для наглядной литературной презентации.

Оформление книги - выставка нескольких по-разному оформленных изданий одной книги. Например, роман «Мастер и Маргарита» - от машинописной перепечатки, зачитанной до дыр, до коллекционного издания.

Год издания может стать поводом для просмотра «Книг десятилетия», дающих представление о книжной картине эпохи («Эпоха через книгу») или о том, как изменялся общественный климат.

Страна, где вышла книга, дает повод для выставка «Страна и ее писатели».

Язык, на котором написана книга, - это повод для выставки «Подлинник и перевод» или выставки ее переводов. Например, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла в переводах Бориса Заходера, Нины Демуровой, Владимира Набокова.

«Мистификации», псевдонимы, авторские «маски» сами по себе могут быть поводом для разнообразных выставок. Например, выставка «Великие псевдонимы», среди которых Агата Кристи, Марк Твен, Даниил Хармс, Владимир Ленин.

Дата описанного в книге события. Столетие со дня знаменитого сражения Шерлока Холмса и профессора Мориарти у Рейхенбахского водопада 4 мая 1891 отмечалось в 1991 году во всем мире. При желании можно высчитать, например, день, в который произошел исторический полет Маргариты над Москвой.

Дата рождения главного героя и связанные с этой датой события (100-летие со дня рождения Остапа Бендера, совпадающее со 100-летием Ильи Ильфа).

День свадьбы главных героев (на выставке можно представить описания свадеб (и свадебных тортов), встречающихся в художественных произведениях: например, описание свадьбы Кити и Левина в романе Льва Толстого «Анна Каренина»).

Интересны детали, встречающиеся в книге. Например:

- книги, которые читают герои;

- кулинарные пристрастия героев тоже могут стать поводом для выставки. Например, выставка «Чеховская кулинария» или «Поваренная книга мадам Мегрэ». Можно с помощью читателей приготовить блюда по литературным рецептам, или реконструировать рецепты блюд из книги А.С. Пушкина «Евгений Онегин», или представить роман-календарь с рецептами блюд, устроить выставку-дегустацию «Вкус чтения»;

- страна, описанная в книге, может стать поводом для страноведческой выставки;

- путешествие, которое совершают герои, может стать основой выставки библиопутешествий, особенно в преддверии летних каникул, отпусков.
Выбор названия - одно из главных звеньев в работе по созданию выставки. В нем заключается идея выставки.

Требования:

  1. В названии должно быть не более 4-5 слов, лучше всего 1-2 слова. Например: циклы: «Тайны века», «Главные слова».

  2. В названии надо отразить:

целевое: и читательское:

«Почитай-ка!» «Только для толстых»

«Пошевели страницами!» «Для вас, вундеркинды!»

«В жизни пригодится» «Дерзай, школяр!»

назначения.

  1. Нетривиальность формулировки. Надо избегать штампов, повторений, а стремиться к оригинальности.

Ваше тело, как рояль, требует настройки.

Никто из нас не свалился с Луны.

4. Иногда название играет роль приманки:

Последняя получка (О новых поступлениях)

Если вы еще не в обмороке - падайте!

Клево! Классно!

  1. Смысловая многозначность:

Шпорный вопрос (Споры вокруг «шпоры»)

Классная жизнь. Живая вода

Вообще, чем больше вы будете уделять внимание корректному юмору («Чтобы сойти с ума надо его иметь!»), загадкам, парадоксам (ПЕРЛовая книга), тем привлекательней будут выставки.

Вот, наконец, вы и оформили книжную выставку. Но работа на этом не должна заканчиваться. На протяжении всего времени существования выставки должны проводиться индивидуальные беседы, консультации, массовые мероприятия.

Во время демонстрации книг запланируйте программу вечеров, встреч с интересными людьми, обзорных экскурсий по выставке, то есть дополните информацию формального характера неформальным общением.

Известно, что эмоциональное впечатление усиливается, когда в восприятии участвует не только зрение, но и слух, осязание. Используйте магнитофоны, проигрыватели для воспроизведения музыки, песен, литературных и документальных записей по теме выстави. Демонстрация книг может совмещаться с демонстрацией видеопрограммы, слайд - фильмов. Сейчас активно практикуется такая форма работы, как презентация выставки.

Особого внимания заслуживает опыт функционирования обратной связи между библиотекарями - создателями выставок и читателями рекомендуемых книг. При работе с детьми помимо устных бесед, в процессе которых выясняется их отношение к книгам и самой выставке, можно предложить заполнить специальные опросные листы. При составлении этих листов ставится цель не только проконтролировать, оценить чтение детей, но и помочь ребенку самому проанализировать собственное восприятие всей книги, отдельного рассказа, журнала и т.д. Для того, чтобы добиться этой цели, безусловно, необходимо сделать процесс заполнения опросных лисов интересными, занимательными для ребенка.

Обратить внимание детей на выставку помогут рекламные материалы. Речь идет о красочных афишах и плакатах, пригласительных билетах, проспектах, путеводителях. На рекламной продукции желательно поместить фирменный блок (название библиотеки с ее фирменным знаком), продублировать основной цветовой фон выставки.

Помните


Каждое библиотечное мероприятие необходимо сделать интересным, зрелищным, эмоциональным, в чем-то даже неожиданным для читателей.

Занимая свое место в системе профессиональных коммуникаций, выставка все чаще выходит за рамки чисто библиотечной специфики и может получить дальнейшее самостоятельное развитие. Недаром популярными становятся термины: «выставочное дело», «выставочный сервис».

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Информационно-педагогический модуль №1.

Теоретическая интерпретация опыта.

Цель: Активизация роли библиотеки и книги в организации учебной деятельности и досуга.

Проблема:

  1. Падение интереса к книге как источнику информации.

  2. Книга перестаёт быть полноправным участником, основой массовых мероприятий.

Задачи:

  1. Создание с помощью книги привлекательного образа и индивидуального стиля библиотеки.

  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

  3. Организация досуга детей.


Сущность опыта:

1. Пропаганда художественной и научно-познавательной литературы посредством системы книжных выставок.

2. Развитие и воспитание ребёнка-читателя
в процессе образного диалога с книгой.

Условия применения:

Данный опыт применим при работе с учащимися 1-4-х и 5-9-х классов в условиях библиотеки общеобразовательного учреждения.

Трудоёмкость:

  1. Соотношение идеи с реальными возможностями книжного фонда.

  2. Разработка нетрадиционного оформления.

  3. Изготовление наглядных пособий.

  4. Создание СБА к выставке.

  5. Анализ эффективности книжной выставки.

Принципы:

- наглядность;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

- доступность.

Результативность:

1. Разнообразие типов выставок:

- привлекает внимание и вызывает интерес к книгам;

- расширяет кругозор;

- даёт оперативную информацию о новых поступлениях;

- наглядно представляет многообразие книжного фонда;

- позволяет использовать в выставочной работе элементы игры, диалога и т.п.

2. Развивается творческий потенциал ребят путём совместного оформления и использования выставки.
Информационно-педагогический модуль №2.

Система наглядной пропаганды книги.


Класс

Формы

Названия (тематика)

1-4

Тематические выставки

"Библиотека Берендея" (о природе)

1-4

Выставка-вопрос

"А у нас сегодня гость" (тексты вопросов и книги, где можно найти ответы)

1-4

Выставка-игра

"Угадай, из каких мы книг" (игра с литературными сказочными героями)

1-4

Выставка-викторина

"В царстве смекалки" (о математике)

1-4

Выставка-хобби

"Учись мастерить"

1-4

Персональная выставка

"Волшебница из Швейцарии" (О творчестве А. Линдгрен)

1-4

Выставка 'Литературный герой"

"Кот Матроскин", "Домовёнок Кузя"

5-9

Цикл книжных выставок, посвященных памятным и юбилейным датам

"Новогодний вернисаж"

"Всё испытал и всё проник..."

(О М.В. Ломоносове)

"Ступеньки к Пушкину"

"Красною кистью рябина зажглась" (О М. Цветаевой)

5-9

Выставка "Литературный календарь"

"События и даты"

5-9

Выставка новых поступлений

"К нам новая книга пришла"

5-9

Выставка-рекомендация

"Как развивать память"

5-9

Выставка-совет

"Умеешь ли ты читать?"

5-9

Выставка-кроссворд

"Великие путешественники и мореплаватели"

5-9

Выставка-вернисаж

"Природа раскрывает тайны" (С использованием картин)

5-9

Выставка-досье

"Родословная флага, герба, гимна Российской Федерации"

5-9

Тематические выставки

"Дары природы на столе"

"Украсим жизнь цветами"

"Чудеса в кошельке" (для тех, кто хочет стать богаче)

"История Отечества"

5-9

Выставка-презентация (реклама, премьера)

"Невеста русского леса" (о русской березе)

5-9

Выставка-хобби

"Мир твоих увлечений"



Информационно-педагогический модуль №3.

Порядок разработки и оформления книжной выставки.
- Выбор темы;

- Определение целевого и читательского назначения;

- Выявление и отбор документов;

- Подбор вспомогательных материалов;

- Разработка структуры книжной выставки;

- Оформление книжной выставки;

- Реклама;

- Анализ эффективности книжной выставки.
Информационно-педагогический модуль №4.

Выставка-хобби.

Цель: представить информацию о ремеслах, вызвать желание овладеть навыками ремесла.

Читательское назначение: для детей среднего и старшего школьного возраста.
Макет выставки:

- Заголовок "Мир твоих увлечений".

- Цитата "Рукам работа — душе радость".

- Разделы выставки:

1. Подарки своими руками (книги и статьи по истории и технологии работы с нитками — кружева, вязанье, шитьё и т.д.).

2. Безделушки на каждый день (различные изделия из бисера, выполненные читателями, литература, советы начинающим).

3. От всего сердца (рядом с рекомендуемыми книгами по работе с глиной экспонируются изделия из глины, изготовленные по советам из этих книг, предметы труда, при помощи которых изготовлены поделки).

4. Советы Данилы-мастера (технология поделок из различных материалов: металла, дерева, бумаги и т.д.).

Заключительные мероприятия

Праздник «Наши руки не для скуки».

Программа

Информационно-педагогический модуль №5.

Тематическая выставка

"Дары природы на нашем столе"

Цель: заинтересовать читателей литературой о дарах северной природы.

Читательское назначение: для детей среднего и старшего школьного возраста.

1. Макет выставки:

1) Заголовок "Дары природы на нашем столе"

2) Цитата: «У природы много помощников здоровья, надо только суметь их найти» (А.К. Целее)

3) Разделы выставки:

- Аптека природы (о лекарственных растениях луга и леса);

- Лесной огород питает круглый год (книги и периодические издания о дарах природы нашего края);

- Из огорода от весны до зимы (информация о том, какие овощи, фрукты можно выращивать на своём огороде);

- Кухня по-научному (рецепты приготовления разных блюд из овощей, грибов и ягод);

- Вместо лекарства - чай (рекомендации о приготовлении фиточая).

2. Заключительные мероприятия:

Праздник, который был проведён в форме "Фитобара".

Программа:

• Рассказ библиотекаря и детей о лекарственных растениях;

• Викторины "Если посмотреть вокруг", "Знаете ли вы?";

• Конкурс "Узнай траву", "Угадай, что за чай";

• Конкурс чтецов стихов о северных дарах природы;

• Награждение участников и победителей всех конкурсов и викторин;

• Дегустация чая, приготовленного из разных лекарственных трав;

• Чаепитие с дарами природы, приготовленными своими руками (варенье, компоты, пироги с ягодами).

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Книжные выставки Отдела обслуживания

читателей - детей МУК «ТЦБС»

Выставочный стенд «Домом жить - обо всем тужить»

(сектор досуга и творчества детей «Хобби - центр»)

Выставка - реклама «А нас вы читали?»

(абонемент 5 - 9 классов сектора «Кругозор»)

Выставка - знакомство «Есть в глубинке малой городок»

(читальный зал 5 - 9 классов сектора «Кругозор»)

Абонемент 0 - 4 классов сектора «Почемучка"

Выставка - портрет «Гения полет»

(абонемент 5 - 9 классов сектора «Кругозор»)

Выставка - информация «Мурашия»

(сектор досуга и творчества детей «Хобби - центр»)


Выставка - сказка «Играем в театр»

(сектор досуга и творчества детей «Хобби - центр»)

Открытая полка «Учимся мыслить»

(сектор досуга и творчества детей «Хобби - центр»)
Библиография
1. Гайворонская, Т. Книжная выставка: в поисках нового образа / Т. Гайворонская // Библиополе. - 2005. - № 7. - С. 14-16.

2. Збаровская, Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская. - СПб.: Профессия, 2004. - 224 с. - (Библиотека).

3. Мужикова, Е. Выставка - это всегда интересно / Е. Мужикова // Библиополе. - 2008. - № 6. - С. 30-31; № 8. - С. 22; № 9. - С. 28-29.

4. Мужикова, Е. Выставка - это всегда интересно / Е. Мужикова// Библиополе. - 2009. - № 1. - С. 31.

5. Огурцова, Т.А. Книжные выставки: идеи, формы, темы / Т.А. Огурцова //Опыт. Проблемы. Поиск - Омск, 2000. - С.27-42.

6. Савельева, Г.В. Книжная выставка как путь к читателю в информационном пространстве библиотеки / Г.В. Савельева // Школьная библиотека. - 2005. - № 7. - С. 26-29.

7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2007. - 496с. - (Библиотека).

Составитель:

И.А. Иванова

зав. информационно-справочным

сектором «Библионяня»

отдела обслуживания читателей-детей
Компьютерный набор:

И.А. Иванова
Фото

Е.Л. Телятникова

зав. отделом обслуживания

читателей - детей МУК «ТЦБС»



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации