Эйхлер Л.В., Сухарева С.В., Богданова С.А. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Экономика транспорта - файл n1.doc

приобрести
Эйхлер Л.В., Сухарева С.В., Богданова С.А. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Экономика транспорта
скачать (253 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc253kb.18.09.2012 20:17скачать

n1.doc




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА»


Омск • 2008

Федеральное агентство по образованию

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)


Кафедра экономики и управления предприятиями


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА»


Составители: Л.В. Эйхлер, С.В. Сухарева, С.А. Богданова
Омск

Издательство СибАДИ

2008

УДК 338.47

ББК 65. 9(2)373

Рецензент канд. экон. наук, доц. Н.В. Свинтицкий


Работа одобрена НМСС 080502 в качестве методических указаний для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономика транспорта».
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономика транспорта» / Сост.: Л.В. Эйхлер, С.В. Сухарева, С.А. Богданова. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. – 20 с.

Приведены рекомендации по расчету технико-эксплуатационных пока-зателей транспортного предприятия. Методические указания рассчитаны на студентов всех форм обучения, выполняющих курсовую работу по дисциплине «Экономика транспорта» специальности 080502.

Табл. 1. Библиогр.: 10 назв.


© Составители: Л.В. Эйхлер, С.В. Сухарева,

С.А. Богданова, 2008

Оглавление
Введение 4
Порядок выполнения курсовой работы 5
Перечень тем для выполнения первой части курсовой работы «Технико-экономическая характеристика видов транспорта» 7
Методические указания для выполнения второй части курсовой работы «Основные технико-эксплутационные показатели работы подвижного состава на маршруте» 8
Средние значения технико-эксплуатационных показателей по автотранспортному предприятию в целом 11
Показатели производительности подвижного состава 12
Приложение 1 15
Приложение 2 17
Библиографический список 18

Введение
Цель данных методических указаний – предоставление студентам теоретических и методических основ изучения технико-экономических характеристик видов транспорта и основных технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава на маршруте.

Транспорт является важнейшей сферой общественного производства. Развитие экономики, нормальная производственная деятельность предприятий, внешняя и внутренняя торговля зависят от наличия транспортных средств и четкой работы транспорта по своевременной доставке сырья, топлива, полуфабрикатов, различных материалов и вывоза готовой продукции из пунктов производства в пункты потребления. Для обеспечения этих и многих других разнообразных потребностей необходимо иметь высокоразвитую, оснащенную самой передовой техникой систему путей сообщения всех современных видов транспорта.

При выполнении курсовой работы студенты должны научиться правильно понимать значение транспорта в условиях рыночной экономики, учитывать технико-экономические особенности каждого вида транспорта при планировании и рационализации перевозок, а также рассчитывать и анализировать основные технико-эксплуатационные показатели деятельности транспорта.

Курсовая работа состоит из теоретической части, включающей рассмотрение литературных источников по изучаемому вопросу, статистических и нормативных справочников, и расчетной части, в которой приводятся основные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на маршруте, рассчитываются объемные показатели работы подвижного состава автотранспортного предприятия.

Выполнение курсовой работы должно помочь студентам научиться излагать вопросы теории на основе самостоятельного изучения специальной литературы и увязывать эти вопросы с практической деятельностью предприятий.

Порядок выполнения курсовой работы
Курсовая работа должна содержать:

Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, формулируюся цель и задачи работы.

В теоретической части (выполняемой по индивидуальному заданию) рассматриваются следующие вопросы:

1. Анализируется теория вопроса, приводятся технические характеристики заданного вида транспорта, делается обзор специальной литературы.

2. Рассматриваются технико-экономические показатели. Технико-экономические показатели – это система измерителей, характеризующая материально-производственную базу транспортных предприятий и комплексное использование ресурсов. Технико-экономические показатели применяются для планирования и анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов, являются основой установления прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.

3. Проводится анализ статистических, экономических и технико-эксплутационных показателей работы транспортных предприятий (выполняется по индивидуальному заданию). Проводится анализ исследуемых статистических показателей работы транспорта, их значение, структура, факторы, оказывающие влияние на уровень показателей, а также приводятся основные технико-эксплуатационные характеристики.

Статистические показатели представляют собой количественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определённости. Качественная определённость показателя заключается в том, что он непосредственно связан с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью. С помощью показателей определяется: что, где, когда и каким образом следует численно измерить.

Технико-эксплутационные показатели работы транспортного предприятия отражают качество и эффективность его использования. Эти показатели служат для планирования, анализа и оценки работы каждого предприятия.

4. Делаются выводы по работе транспорта в современных рыночных условиях. Выводы должны быть четко сформулированы и обоснованы. Если в ходе выполнения курсовой работы используется большой информационный материал, его следует помещать в приложении.

В практической части «Основные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на маршруте» (выполняется по индивидуальному заданию) выбираются (по вариантам прил. 1) основные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на маршруте, рассчитываются объемные показатели работы подвижного состава автотранспортного предприятия.

В список использованной литературы включаются все источники, которыми студент пользовался при выполнении курсовой работы.

Курсовая работа выполняется по индивидуальному заданию, которое выдается каждому студенту под подпись. Задание может быть скорректировано только с разрешения преподавателя, ведущего курсовой проектирование «Экономика транспорта». Номер варианта определяется условиями, указанными в таблице. Тематика курсовых работ для первой части приведена в разделе «Темы курсовых работ».

Необходимый иллюстрационный материал (диаграммы, графики, рисунки) помещается по ходу текста с соблюдением порядковой нумерации.

Примерный объем курсовой работы – 15-20 страниц печатного текста, выполненного на компьютере на листах формата А4.

Курсовая работа оформляется по требованиям ГОСТов. Небрежное оформление не допускается. Структура и содержание курсовой работы согласуются с руководителем работы.

Выполнение курсовой работы включает в себя изучение экономических вопросов работы транспорта, прогнозы и тенденции развития, статистические показатели работы транспорта.

Основой выполнения курсовой работы служит принцип многовариантности. При этом работа ведется в следующем порядке:

  1. получение задания;

  2. составление плана-графика выполнения курсовой работы;

  3. ознакомление с литературой по изучаемую вопросу;

  4. сбор и обработка статистического и экономического материалов, а также основных технико-эксплуатационных характеристик заданного вида транспорта;

  5. написание теоретической части курсовой работы;

  6. расчет производственной программы автотранспортного предприятия.



Выбор номера индивидуального задания





Предпоследняя цифра номера зачетной книжки

Последняя цифра номера зачетной книжки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

13

6

1

13

6

1

5

10

1

1

2

12

7

2

12

7

2

14

9

2

2

3

11

8

3

11

8

3

13

8

3

3

4

10

9

4

10

9

4

12

7

4

4

5

9

10

5

9

10

5

11

6

5

5

6

1

11

6

1

11

6

1

11

6

6

7

2

12

7

2

12

7

2

12

7

7

8

3

13

8

3

13

8

3

13

10

8

1

4

14

3

4

14

9

4

14

11

9

14

5

2

14

5

4

10

5

6

12



Перечень тем

для выполнения первой части курсовой работы

«Технико-экономическая характеристика

видов транспорта»
Железнодорожный грузовой транспорт.

Железнодорожный пассажирский транспорт.

Автомобильный транспорт.

Городской пассажирский автомобильный транспорт.

Городской пассажирский электрический транспорт.

Грузовой автомобильный транспорт.

Легковой автомобильный транспорт.

Внутренний водный (речной) транспорт.

Морской транспорт.

Воздушный транспорт.

Трубопроводный транспорт.

Промышленный транспорт.

Транспорт энергии, линии передачи электрической энергии.

Специализированный вид транспорта.

Методические указания для выполнения второй

части курсовой работы «Основные технико-эксплутационные показатели работы подвижного

состава на маршруте»
По индивидуальному варианту рассчитываются следующие технико-эксплуатационные показатели (ТЭП) работы автотранспортного предприятия (АТП). Технико-эксплуатационные показатели, которые необходимо принять для расчета, представлены в прил. 1 и 2.

  1. Среднесписочное количество автомобилей в парке.

Для оценки провозных возможностей предприятия в течение определенного периода (квартал, год) используется показатель средней численности списочного парка:
, (1)
где Аспсреднесписочное количество автомобилей, ед.; Ангсреднесписочное количество автомобилей на начало года, ед.; Авыбколичество выбывших автомобилей, ед.; Апостколичество поступивших автомобилей, ед.; Дрпост, выб – дни работы поступивших (выбывших) автомобилей; Дк – дни календарные.


  1. Автомобиле-дни в хозяйстве


, (2)
где АДхавтомобиле-дни в хозяйстве.


  1. Автомобиле-дни работы


, (3)
где АДравтомобиле-дни работы; ?вкоэффициент выпуска автомобилей на линию.


  1. Автомобиле-тонно-дни работы


, (4)
где АтДр – автомобиле-тонно-дни работы; q – грузоподъемность автотранспортного средства, т.


  1. Автомобиле-часы работы


, (5)

где АЧравтомобиле-часы работы; Тн – время в наряде,ч.


  1. Общая грузоподъемность парка


. (6)
7. Среднеходовое количество автомобилей – это технически исправные автотранспортные средства, находящиеся в распоряжении АТП:
, (7)
где Ах – среднеходовое количество автомобилей; Др – дни работы, дн.


  1. Среднесуточный пробег автомобиля


, (8)
где lсут – среднесуточный пробег автомобиля, км; Vт – средняя техническая скорость, км/ч; lгедлина груженой ездки, км; ? – коэффициент использования пробега.


  1. Общий пробег


, (9)
где Lобщ – общий пробег, км.


  1. Общий пробег с грузом


, (10)
где ? – коээфициент использования пробега, ? =0,5.


  1. Суточное число ездок


, (11)
где zсут суточное число ездок; tобвремя оборота, ч.
12. Время оборота

, (12)
где Lм – длина маршрута, км.; tпрвремя простоя под погрузкой-разгрузкой, ч.
13. Общее количество ездок с грузом
, (13)
где zобщобщее количество ездок с грузом.


  1. Суточный объем перевозок


, (14)
где Qсутсуточный объем перевозок, т.; ? – коэффициент использования грузоподъемности.
Общий объем перевозок грузов
, (15)
где Qобщобщий объем перевозок грузов, т.
Общий грузооборот
, (16)
где Робщобщий объем перевозок грузов, т-км.
Средние значения технико-эксплуатационных

показателей

по автотранспортному предприятию в целом


  1. Среднее время в наряде, ч,


. (17)


  1. Средняя грузоподъемность по парку, т,


. (18)


  1. Средний коэффициент использования грузоподъемности:


- статический ; (19)
- динамический . (20)


  1. Среднее расстояние перевозки, км,


. (21)


  1. Средняя техническая скорость, км/ч,


, (22)
- автомобиле-часы движения, ед. ч:
, (23)
- автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой, ед.ч:
. (24)
Показатели производительности подвижного состава


  1. В тоннах на 1 автомобиле-день работы:



. (25)



  1. В т-км на 1 автомобиле-день работы:


. (26)


  1. В т-км на 1 списочный автомобиль:


. (27)


  1. В тоннах на 1 списочную автомобиле-тонну:


. (28)



  1. В т-км на 1 списочную автомобиле-тонну:


. (29)


  1. В т-км на 1 км пробега:


. (30)


  1. В тоннах на 1 автомобиле-час работы:


. (31)

Вопросы к защите курсовой работы


  1. Технико-экономическая характеристика видов транспорта.

  2. Основные технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на маршруте.

  3. Среднесписочное количество автомобилей в парке.

  4. Автомобиле-дни в хозяйстве.

  5. Автомобиле-дни работы.

  6. Автомобиле-тонно-дни работы.

  7. Автомобиле-часы работы.

  8. Общая грузоподъемность парка.

  9. Среднеходовое количество автомобилей.

10. Среднесуточный пробег автомобиля.

11. Общий пробег.

12. Общий пробег с грузом.

13. Суточное число ездок.

14. Время оборота.

15. Общее количество ездок с грузом.

16. Суточный объем перевозок.

17. Общий объем перевозок грузов.

18. Общий грузооборот.

19. Среднее время в наряде.

20. Средний коэффициент использования грузоподъемности.

21. Среднее расстояние перевозки.

22. Средняя техническая скорость.

23. Показатели производительности подвижного состава.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Исходные данные для расчета производственной программы АТП


Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

Марка автомобиля

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Списочное количество, ед.

350

250

200

230

150

200

240

190

180

250

160

190

200

175

Поступило, ед.:











































- дата

15/01

13/09

16/02

23/01

19/02

26/09

25/05

20/04

28/09

1/06

30/03

20/04

20/01

21/07

- количество

10

8

9

12

5

10

7

10

6

1

8

3

8

10

Выбыло, ед.:











































- дата

17/10

10/11

15/03

15/04

31/10

25/08

1/11

-

20/04

9/12

24/08

-

-

17/10

- количество

4

3

2

5

1

1

1

-

2

5

1

-

-

2

Время в

наряде, ч

8,9

9,0

8,8

8,6

8,6

9,2

8,3

8,9

8,0

9,2

8,6

9,0

8,2

9,0

Среднее расстояние перевозки, км

15

19

30

40

26

28

25

14

24

52

30

52

35

19

Коэффициент выпуска автомобилей на линию

0,74

0,82

0,82

0,80

0,80

0,81

0,78

0,71

0,8

0,87

0,85

0,87

0,85

0,78

Коэффициент использования грузоподъемности

0,97

0,95

0,85

0,83

0,79

0,91

0,79

0,93

0,83

0,95

0,89

0,95

0,82

0,91

Средняя техническая скорость, км/ч

25,0

35,0

24,8

35,6

39,5

28,0

26,4

25,5

26,4

30,0

27,0

30,0

26,8

27,0

Окончание прил. 1


Показатель

Вариант

8

9

10

11

12

13

14

Марка автомобиля

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Списочное количество, ед.

200

145

185

120

250

140

350

250

200

185

250

200

200

180

Поступило, ед.:











































- дата

20/05

17/04

-

21/12

-

26/01

15/01

13/09

19/02

26/09

28/09

1/06

20/05

17/04

- количество

6

10

-

5

-

12

10

8

5

10

6

1

6

7

Выбыло, ед.:











































- дата

-

15/09

15/04

-

12/05

26/08

17/10

10/11

31/10

25/08

20/04

9/12

16/03

15/09

- количество

-

1

5

-

7

2

4

3

1

1

2

5

10

2

Время в

наряде, ч

9,0

8,7

9,0

8,0

8,2

9,6

8,9

9,0

8,6

9,2

8,0

8,6

9,0

8,7

Среднее расстояние перевозки, км

47

36

40

33

26

40

15

19

26

42

24

52

47

36

Коэффициент выпуска автомобилей на линию

0,78

0,81

0,77

0,80

0,80

0,85

0,74

0,82

0,80

0,81

0,85

0,87

0,78

0,81

Коэффициент использования грузоподъемности

0,77

0,81

0,88

0,90

0,87

0,83

0,97

0,95

0,79

0,91

0,83

0,95

0,77

0,81

Средняя техническая скорость, км/ч

38,4

30,8

37,8

28,6

26,5

34,0

25,0

35,0

39,5

28,0

26,4

30

38,4

30,8

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Выбор автомобилей по индивидуальному варианту


Вариант

Марка автомобиля

I

II

1

ЗИЛ-ММЗ-555

МАЗ-5549

2

ГАЗ-53-03

МАЗ-504В

3

ГАЗ-52-06

КамАЗ-5511

4

ГАЗ-52-04

ЗИЛ-ММЗ-4502

5

ГАЗ-53А

КамАЗ-55102

6

ЗИЛ-130

КамАЗ-55102

7

УРАЛ-375Н

ЗИЛ=ММЗ-554

8

КамАЗ-5320

ЗИЛ-131В1

9

МАЗ-5335

КАЗ-608В

10

УРАЛ-377Н

КамАЗ-5410

11

КамАЗ-53212

УРАЛ-375СН

12

МАЗ-53352

ЗИЛ-131В

13

ЗИЛ-133 Г2

МАЗ-6422

14

КрАЗ-260в

ГАЗ-САЗ-53Б

Библиографический список


  1. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей. – М.: Экономика, 1990.

  2. Кононова Г.А. Экономика транспортного предприятия: Учебное пособие для студентов специальности 060800 – Экономика и управление на предприятии (транспорта). – Санкт-Петербург, 2002. – 87 с.

  3. Краткий автомобильный справочник / Под ред. А.Н. Понизовского. – М.: АО Трансконсалтинг НИИНТ, 1994. – 779 с.

  4. Краткий автомобильный справочник. Т 2. Грузовые автомобили / Б.В. Кисуленко и др. – М.: ИПЦ «Финокл», 2004. – 667 с.

5. Малышев А.И. Экономика автомобильного транспорта: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1983. – 336 с.

  1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / М-во автомоб. трансп. РСФСР. – М.: Транспорт, 1986. – 72 с.

  2. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 301 с.

  3. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 714 с.

  4. Экономика автомобильного транспорта: Учебное пособие / Ред. Г.А. Кононова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

  5. Сербиновский Б.Ю. Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учебное пособие. – М.: МарТ, 2006. – 494 с.



Учебное издание


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА»


Составители: Лариса Васильевна Эйхлер,

Светлана Витальевна Сухарева,

Светлана Анатольевна Богданова

***

Редактор Т.И. Калинина

***

Подписано к печати 08.10.08

Формат 60x90 1/16. Бумага писчая

Оперативный способ печати

Гарнитура Times New Roman

Усл. п. л. 1,25, уч.-изд. л. 1,25

Тираж 100 экз. Заказ №___

Цена договорная


***


Издательство СибАДИ

644099, г. Омск, ул. П. Некрасова, 10




Отпечатано в ПЦ издательства СибАДИ

6


44099, г. Омск, ул. П. Некрасова, 10






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации