Дорофеева Л.И., Бгашев М.В. Менеджмент - файл n1.doc

приобрести
Дорофеева Л.И., Бгашев М.В. Менеджмент
скачать (3093.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3094kb.18.09.2012 19:02скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Л.И. Дорофеева


М.В. Бгашев

Менеджмент



Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Л.И. Дорофеева

М.В. Бгашев

Менеджмент

Учебник для студентов, обучающихся по специальностям:

«Математика», «Механика», «Прикладная математика в экономике»

ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2008

УДК 005 (075.8)

ББК 65.290 -2я 73

Д69


Дорофеева Л.И., Бгашев М.В.

Д69 Менеджмент: Учебник для студентов, обуч. по спец. «Математика», «Механика», «Прикладная математика в экономике». – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.– 403 с.: ил.

ISBN

Учебник знакомит с основами менеджмента, его современной теорией и практикой в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Лекции, вопросы для самопроверки и обсуждения, задания, тесты, схемы, ситуации для анализа, включенные в настоящий учебник, используются в преподавании данного предмета в Саратовском государственном университете и достаточны для подготовки к экзаменам и зачетам.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Математика», «Механика», «Прикладная математика в экономике».


Р е к о м е н д у ю т к п е ч а т и:

Кафедра менеджмента и маркетинга

Саратовского государственного университета,

доктор экономических наук, профессор. О.Ю. Красильников

ISBN УДК 005 (075.8)

ББК 65.290 - 2я 73




Дорофеева Л.И., Бгашев М.В., 2008

Саратовский государственный университет, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ
В учебнике представлены темы базового университетского курса менеджмента, рассчитанного на 140 учебных часов. Он содержит развернутое изложение нового подхода к менеджменту, который заключается в необходимости использования инициативы и творческих способностей людей, поиска общих взглядов, формирования корпоративных ценностей и образцов поведения, открытого доступа к информации, поощрения групповой работы, сотрудничества и партнерства, адаптации организаций к постоянным изменениям внешней среды и достижения максимальной эффективности их деятельности.

Цель данного учебника – сформировать целостное представление о менеджменте как науке, практике и искусстве управления и понимание его современной концепции; а также адаптация этой концепции к потребностям и задачам управления отечественными предприятиями в новых экономических условиях.

При изложении курса авторы исходили из следующих принципов:

16 базовых тем курса менеджмента детализированы в виде вопросов. Основное содержание составляет учебно-методический материал по каждой теме: лекции, вопросы для обсуждения, проблемные ситуации, словарь самопроверки, задания, рисунки, схемы и тесты. Разнообразный учебный материал позволяет применять активные формы обучения при обсуждении, закреплении изучаемых тем, для текущего и итогового контроля.


ТЕМА 1. ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

Основные вопросы


  1. Необходимость управления в деятельности человека. Понятие и определения менеджмента.

  2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

  3. Управление как особый вид деятельности, его специфика.

  4. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы.

  5. Элементы процесса управления. Функции управления.

  6. Кадры управления и их роли.

  7. Необходимые навыки и качества менеджера.



Менеджмент зародился как особый вид управленческой деятельности, поэтому рассмотрение его содержания логично начать с раскрытия природы управления. Природу управления невозможно понять без рассмотрения сферы его осуществления. Различают три сферы объективной действительности и в соответствии с ними выделяют три типа процессов управления:

  1. управление в неживой природе (технических системах). Эта область управления является предметом изучения технических наук;

  2. управление в живой природе (биологических системах). Изучается естественными науками;

  3. управление в человеческом обществе (социальных системах). Изучается социальными (общественными) науками.

Управление в социальных системах охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Управление в таких системах обеспечивает их упорядоченность, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие. Оно обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни.

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

Таким образом, необходимость управления возникает там, где есть совместный труд в форме производственной кооперации и общая цель. Оно обособляется тогда, когда кооперация достигает величины, при которой совмещение управленческого и производственного труда уже не оправдывается экономически.

Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Классик управления А. Файоль дает такое определение управления: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать, т.е. строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия; распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать; координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».15

Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд». Акио Морита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое. Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу. Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять – значит приводить к успехам других. Майкл Мескон считает, что управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей. Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей. Все приведенные определения управления имеют нечто общее – это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью.

Американское слово «менеджмент» переводится как управление, но в управленческой практике приобретает особый смысл, означая профессиональное управление социально-экономическими системами, функционирующими в условиях рыночной экономики. Нельзя назвать менеджментом управление войсками, машиной, конем, взрывом, государством и т.п. Не является менеджментом и командно-административное управление. Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку главным их компонентом является человек. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов людей влияет на состояние системы и процесс ее развития.

Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент – не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, то есть в условиях конкуренции, постоянных изменений, риска, что означает:

Лишь в условиях конкуренции хозяйствующие субъекты почувствовали необходимость «правильного», лучшего по сравнению с другими ведения дела – ответом на эту потребность и стало появление менеджмента.

Менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха. Основными составляющими успеха являются: 1) выживание организации в долгосрочной перспективе; 2) результативность и 3) эффективность. С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления.

Как система научных данных менеджмент – это совокупность концепций, философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения эффективности организации и роста прибыли.

Понимание менеджмента как искусства связано с тем, что организации – это сложные социально-технические системы, которые испытывают на себе влияние многочисленных (а часто малопредсказуемых) факторов внешней и внутренней среды. Это требует от людей, решающих управленческие задачи, не только научного подхода, но и искусства его применения в различных ситуациях.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы «рядом» с этим процессом, руководит им. Специфику управления составляют:



Предмет УТ

Средства УТ

Продукт УТ

Результат УТ

Труд других людей

Информация

Управляющее воздействие в форме управленческого решения

Конечные результаты деятельности организации



Объект УТ

Человек, группа, коллектив организации





Организационная и вычислительная техника, ЭВМ,

информация, система ее сбора, обработки и передачи


Умственный труд, сочетающий творческие, логические

и технические операции

Косвенно производительный труд

Работа с людьми

Кратковременность, разнообразие

и фрагментарность выполняемой деятельности


Характеристика УТ

Рис. 1. Специфика управленческого труда (УТ)
Организация – это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т.п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение.

Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач. Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта. При таком состоянии достигаются наивысшие результаты (количественные и качественные).

Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена (рис. 2.). На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов: 1) получение ресурсов из внешней среды; 2) преобразование ресурсов в готовый продукт; 3) передача произведенного продукта во внешнюю среду. При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов.

В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.

Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива.

Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Труд названных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т.д.

Планирование

Постановка целей и способов их достижения




Организация

Создание структуры организации, которая обеспечит достижение поставленных целей

Контроль

Наблюдение за деятельностью,





Мотивация

Побуждение персонала к деятельности, направленной на достижение цели





Блок управления





Процессы

Трансформация ресурсов

Вход

Ресурсы

Выход

Результаты




Внешняя среда




Рис. 2. Элементы и процессы в организации


Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту (рис. 3.). Обратная связь может реализоваться в виде непосредственной связи между выходом и входом всей системы (глобальная обратная связь) или любой части системы (локальная обратная связь).

Различие между прямой и обратной связями заключается в том, что прямая связь в системах управления обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого элемента, а обратная связь – с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.

Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля (рис. 3.). Это основные функции управления, они имеют место на любом даже небольшом предприятии. Кроме основных существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Л.И. Дорофеева
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации