Раева Т.Ю. (сост.) Контроль и ревизия - файл n1.doc

Раева Т.Ю. (сост.) Контроль и ревизия
скачать (955 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc955kb.18.09.2012 18:39скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Контроль и ревизия
Электронный учебник


Составитель Раева Т.Ю.


Нижний Новгород

2008

Раева Т.Ю.

Контроль и ревизия . – Н.Новгород: НИМБ, 2008. – ХХ стр.

Учебное пособие по курсу «Контроль и ревизия» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Электронный учебник включает курс лекций, промежуточный контроль знаний в виде тестов, вопросы для подготовки к итоговому контролю, задание для домашней работы, глоссарий.
Утверждено на заседании кафедры финансов ХХХХ.

Зав. кафедрой – д-р экон. наук, профессор В.А. Кожин.Раздел 1. Теоретические основы контроля и ревизии
Тема 1. Экономический контроль
1.1. Предмет и метод экономического контроля.

Экономический контроль-это наука, которая изучает закономерности, принципы и правила, по которым осуществляется постоянное наблюдение различными государственными органами, различными организациями за деятельностью хозяйствующих субъектов с целью соблюдения ими законодательных, правовых норм и правил.

Экономический контроль, как и любая другая наука, имеет свой предмет и метод познания.

Предметом его являются экономичес­кие отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизвод­ства в связи с выполнением подконтрольными объектами производственно-хозяйственной или другой деятельности.

Методом экономического контроля является система способов его проведения. Различают два основных способа контроля: документальный и факти­ческий, каждый из которых включает в себя ряд приемов.
1.2. Функции экономического контроля

Контроль - неотъемлемое звено хозяйственного механизма и фун­кция управления производством на всех уровнях. После­довательный, четкий и действенный контроль является важнейшим рычагом успешной управленческой деятельности, эффективным сред­ством повышения персональной ответственности работников за порученные участки работы.

В зависимости от поставленных задач контроль выполняет ряд функций:

- контроль как функция управления;

- контроль как функция социального управления;

- контроль как функция политического руководства;

- контроль как функция народной демократии

Контроль как функция управления подчинен решению задач системы управления, а назначение контроля соответствует целям управления, которые определяются экономическими и политическими закономерностями развития определенной формации.

Контроль как функция социального управления представляет систему наблюдения и проверки процесса функционирования производства с целью установления его отклонений от заданных параметров. Как функция социального управления контроль объективно необходим. Он направляет процесс управления по установленным идеальным моделям, корректируя поведение подконтрольного объекта.

Сущность контроля и надзора состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как объект управления выполняет его установки. Основная цель контроля и надзора – блокировать отклонения деятельности субъекта управления от заданной социальной программы, а в случае обнаружения аномалий - привести управляемую систему в устойчивое положение с помощью всех социальных регуляторов. Социальное управление и контроль - явления, тесно связанные друг с другом. Как относительно самостоятельные явления они, взаимодействуя, образуют устойчивую систему. В процессе социального управления контроль является связующим звеном между управленческими циклами. Процесс управления состоит из следующих функционально-логических стадий:

- управленческого решения;

- контроля и надзора за выполнением

- оценки результатов

Следовательно, контроль является необходимой самостоятельной функцией управления.

Контроль и надзор начинаются с изучения управленческого решения, сопровождающего процесс разработки конкретной социальной программы действий и наиболее полно проявляющегося на стадии фактического выполнения решения. Завершая первичный процесс управления, контрольная деятельность создает благоприятную перспективу для нового управленческого цикла. Таким образом, социальный контроль становится одним из компонентов механизма государственного управления. Сущность экономического контроля в демократическом обществе в условиях рыночной экономики состоит в регулировании процесса расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта и социально-экономических отношений в соответствии с конституционными нормами. Контроль является универсальным средством получения информации по каналу обратной связи. Без обратной связи между субъектом и объектом процесс социального управления теряет четкость и целенаправленность.

Контроль как функция политического руководства является средством расширения демократии в условиях многопартийного общества. Основная цель контроля – проверка выполнения правящей партией своих прогрессивных установок и предвыборных платформ по ускорению социально-экономического развития страны в дальнейшем и благосостояния народа.

В качестве одной из форм осуществления власти в правовом демократическом государстве правомерно рассматривать контроль как функцию народной демократии, самоуправления народа, имеющую двуединую природу.

Как специфическая объективно необходимая функция государства контроль распределяется между разными частями экономической системы в соответствии с их местом в этой системе и учетом особенностей сфер общественной жизни, в которых она осуществляется.

Таким образом, контроль-это система наблюдения, проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, установление результатов управленческого влияния на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

В научной литературе различные авторы контроль подразделяют на экономический, хозяйственный, административный, финансовый и др. Исходя из содержания контроля, периодичности, информационного обеспечения и форм осуществления его необходимо подразделять на общеэкономический и финансовый (финансово-хозяйственный) контроль.

Общеэкономический контроль имеет следующие объекты исследования: выполнение программ экономического и социального развития страны, региона; удовлетворения жизненно важных потребностей людей; динамика ценообразования; конъюнктура рынка; использование ресурсов страны; региона и другие крупномасштабные национальные программы народно-хозяйственного значения, т.е. заключается на макроэкономическом уровне.

Финансовый контроль осуществляется с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля и надзора. Законодательно понятие «финансовый контроль» не определено.

Финансовый контроль исследует финансово-хозяйственную деятельность предпринимателей в сфере производства, обмена и потребления общественно необходимого продукта на микроэкономическом уровне и представляет собой проверку специально уполномоченными органами соблюдения финансовых, кредитных, денежных операций требованиям законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Таким образом, все виды контроля взаимосвязаны и взаимообусловлены, направлены на успешное развитие экономики для удовлетворения жизненных потребностей людей.


    1. Классификация экономического контроля.

До сих пор не достигнуто единое мнение о принципах классификации экономического контроля. Тем не менее, можно выделить следующие признаки: по субъектам контроля, по времени проведения, по организационной принадлежности, по источникам данных.

Под субъектами контроля следует понимать контролирующие органы, общественные организации и должностных лиц, осуществляющих контроль. По субъектам контроля он делится на:

- контроль, осуществляемый специализированным контрольно-реви­зионным аппаратом (контрольно-ревизионными управлениями, отдела­ми, группами), а также ревизионными комиссиями;

- контроль, проводимый должностными лицами органов отраслевого управления и предприятий в пределах их компетенции;

- контроль, осуществляемый независимыми аудиторскими служба­ми;

- общественный контроль.

По времени проведения различают три вида экономического контро­ля: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций в процессе составления планов и смет, заключения договоров и оформления распорядительных документов (кассовых ордеров, приказов, накладных и др.). Цель этого контроля – предупреждение незаконных действий должностных лиц, нарушений и злоупотреблений в расходова­нии ресурсов, бесхозяйственности и расточительства, предупреждение возникновения непроизводительных затрат и брака, пресечение попыток присвоения и расхищения имущества хозяйствующих субъектов и других действий, наносящих ущерб. Предва­рительный контроль проводится всеми субъектами в пределах, установленных законодательством. И особое место здесь отводится должностным лицам самих предприятий. Так, например, главный бухгалтер до подписания документов должен проверить правильность их составления, поскольку, визируя тот или иной документ, он подтверждает его законность и целесообразность.

Текущий контроль ведется повседневно, параллельно с ходом производства на основе данных оперативного и бухгалтерского учета. Цель контроля - систематическое наблюдение за выполнением произ­водственных заданий. Он дает возможность своевре­менно выявить отрицательные отклонения в выполнении планов, проанализировать их причины и принять меры к устранению недостатков и недопущению их в дальнейшем. Руководители предприятия всех уровней ежедневно проверяют выполнение производственной программы по всем направлениям.

Основным элементом руководства любой сферой деятельности является системный контроль за выполнением управляемой системой доведенных до нее заданий и распоряжений.

Контроль, осуществляемый управляющей системой после совершения хозяйственных операций на основании данных, зафиксированных в первичных документах и регист­рах бухгалтерского учета, называется последующим. Его целью является установление достоверности, пра­вильности и законности хозяйственных операций, совершенных за рассматриваемый период, выявление недостатков в работе, нарушений и злоупотреблений. Последующий контроль способствует изысканию и мобилизации неиспользованных резервов для дальнейшего улучшения всех производственных и экономических показателей.

По срокам выполнения последующий контроль подразделяется на оперативный и периодический.

Оперативный последующий контроль осуществляется внутри месяца, и его основной задачей является своевременное выявление отклонений от производственной программы или планового задания с целью принятия оперативных мер. Источниками данных для него служит плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская отчетность.

Периодический последующий контроль проводится за определенный отчетный период времени по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, производственных, материальных и других отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам. Его основная задача - установить законность, правильность, своевременность и целесообразность совершенных хозяйственных операций и процессов. Выявить внутренние резервы, вскрыть допущенные нарушения и недостатки в работе контролируемого подразделения или должностного лица. Имевшие место злоупотребления и принять меры к их ликвидации.

Все три вида контроля - предварительный, текущий и последующий - взаимосвязаны и являются обязательными для успешного руководства предприятием.

По организационной принадлежности экономический контроль делится на государственный и внутрихозяйственный.

В свою очередь, государственный контроль может быть двух видов - вневедомственный и ведомственный.

Вневедомственный контроль проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях всех отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный контроль охватывает предприятия, учреж­дения и хозяйственные организации только данной отрасли. Он орга­низуется отраслевыми органами управления на основе Положения о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений.

Внутрихозяйственный контроль является основным видом контроля. Он осуществляется всеми подразделениями предприятия и руководителями всех уровней и поэтому позволяет выявить все отклонения в выполнении производственной программы, нарушения технологии производства, факты хищений и злоупотреблений, если они имели место. Поскольку внутрихозяйственный контроль ведется, как правило, без особого контрольно-ревизионного аппарата, он является наиболее дешевым, а с учетом его высокой результативности - наиболее эффек­тивным.

Вневедомственный финансовый контроль осуществляют также органы Государственной налоговой службы, созданной в 1990 г. Нало­говые инспекции призваны обеспечить действенный контроль за полно­той и своевременностью перечисления налогов, а бюджет всеми юриди­ческими и физическими лицами. Однако создание налоговой службы не исчерпывает всех проблем укрепления финансовой дисциплины. Необ­ходимы не только контроль за поступлением в бюджет доходов, но и тщательная проверка эффективности использования бюджетных средств, а также собственных финансовых ресурсов на каждом пред­приятии и в каждой организации.

По источникам данных контроль делится на фактический и документальный.

Фактический контроль – это контроль, при котором количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, экспертизы и другими способами аналогичного содержания.

Документальный контроль – это контроль, при котором содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в предусмотренной для оформления его движения документации: планах, сметах, первичных документах и отчетах, учетных регистрах, формах отчетности, постановлениях, актах, приказов, распоряжениях и прочих документах.

Развитие рыночных отношений, прежде всего акционерных форм собственности, способствовало организации в нашей стране нового вида независимого финансового контроля - аудита. В настоящее время аудиторские фирмы созданы во всех крупных городах России. Основной функцией таких фирм является проверка достоверности отчетности и финансового положения предприятий. Кроме того, они проводят консультации с предприятиями и частными лицами по вопросам учета и отчетности, налогообложению и т. п.
Тема 2. Система и развитие контроля в России
2.1. Финансовый контроль в Российской империи.

Возникновение финансового контроля на территории будущей России относится к Х в. Подати, которые платило население, и прежде всего смерды, своим удельным князьям, а те – князьям великим, дань татарским ханам, - все это были платежи в натуральной, а позднее, в денежной форме, контролируемые властью. История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654 г. - с момента учреждения Счетного приказа Алексея Михайловича Романова, созданного для контроля сумм, которые поступали в приход и расход по разным государевым учреждениям.

В начале XVIII в. При Петре I была создана Ближняя канцелярия, ведавшая вопросами государственного хозяйства, финансов и контроля. В 1719г. Ближняя канцелярия была преобразована в Ревизион – коллегию, которая позже была переименована в Ревизион-контору и составляла часть канцелярии Сената. При Екатерине I Ревизион-контора была восстановлена в качестве самостоятельного учреждения, а высший контроль за государственным финансовым хозяйством перешел в Верховный тайный совет. При Екатерине II в области государственного контроля были сделаны существенные преобразования: кроме центрального контрольного управления были организованы контрольные учреждения в губерниях.

Указом Александра 1 от 20 февраля 1809 г. в Государственном казначействе была образована Государственная экспедиция для ревизии счетов – первое в России самостоятельное учреждение, в обязанности которого входило наблюдение за правильностью и законностью поступления государственных доходов и производства расходов. Государственная экспедиция была наделена статусом единого органа финансового контроля гражданского ведомства. Ее компетенцию составляли: ревизия счетов учреждений гражданского ведомства, финансовый контроль за деятельностью этих учреждений, проверка и ревизия их отчетов. Экспедиция также контролировала все чрезвычайные расходы. Кроме того, в ее полномочия входила ревизия всех губернских счетов. Специальным манифестом Александра 1 на базе этой экспедиции 28 января 1811 г. было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов во главе с государственным контролером, состоявшее из двух департаментов: ревизии счетов по гражданской части и ревизии счетов по части военной. В 1836 г. это Главное управление было переименовано в Государственный контроль, в состав которого вошли три департамента: гражданских, военных и морских отчетов. На эти департаменты было возложено проведение ревизий, а утверждение их – на тогда же учрежденный Совет государственного контроля. Ревизионная деятельность государственного контроля заключалась в рассмотрении генеральных отчетов министерств и составлении на основании этих отчетов мнений и замечаний о причинах увеличения расходов и уменьшения доходов. Отчеты министерств составлялись следующим образом. В состав губернских мест входили так называемые контрольные отделения, которые занимались ревизией отчетности этих мест по подлинным книгам и документам. Составленные на основании такой ревизии отчеты проверялись в соответствующих министерских департаментах, после чего каждое министерство составляло своды доходов и расходов, распределяло их по разрядам и полученные своды отправляло в Государственный контроль. Ревизия Государственного контроля заключалась лишь в подсчитывании и сличении цифровых данных.
2.2. Становление Государственного финансового контроля в СССР, Российской Федерации.

Выполнение функций государственного финансового контроля в СССР было возложено на Министерство финансов СССР. При этом ему были предоставлены широкие права, в том числе:

- право ограничивать и приостанавливать финансирование из бюджета учреждений, предприятий и организаций, нарушающих финансовую дисциплину;

- право взыскивать с плательщиков своевременно не перечисленные налоговые и неналоговые платежи в бюджет;

- право проводить документальные ревизии и обследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Такими же функциями финансового контроля обладали министерства финансов союзных республик и низовые финансовые органы. Для выполнения этих функций в министерствах финансов существовали специальные контрольные органы – контрольно-ревизионные управления (КРУ), которые осуществляли практическую работу с выходом на объекты с целью контроля за соблюдением финансовой дисциплины. Кроме этих звеньев финансового контроля, определенные функции в этой области были закреплены за Госбанком СССР и Стройбанком СССР, Комитетом народного контроля ЦК КПСС, различными государственными комитетами, ведомствами и инспекциями. Наряду с межведомственным контролем действовала разветвленная система внутриведомственного контроля.

Переход к рыночным отношениям ослабил существовавшую ранее систему централизованного государственного финансового контроля. Политические и экономические отношения, сложившиеся в России за последние годы, потребовали создания развитой системы государственного финансового контроля, способной в условиях децентрализованного управления экономикой обеспечить соблюдение интересов государства и общества в целом. В этой связи в первую очередь усилия государства были направлены на существенную модификацию налоговой системы страны. В частности, были приняты меры, направленные на развитие и укрепление налоговой службы. Для обеспечения надлежащего контроля со стороны Правительства РФ за формированием государственных доходов и рациональным их использованием были сохранены и даже расширены функции контрольно-ревизионных органов Минфина России. Органы исполнительной власти субъектов Федерации также стали создавать контрольно-ревизионные органы для контроля за находящимися в их распоряжении финансовыми ресурсами.

Федеральным законом № 4-ФЗ от 18 января 1955г. «О Счетной палате Российской Федерации» был образован высший орган государственного контроля в России – Счетная палата РФ. Одновременно аналогичные органы стали создаваться на уровне субъектов Федерации. Этим было положено начало созданию в России института внешнего государственного контроля. Более того, создан институт независимого аудиторского контроля. Таким образом, построение системы органов финансового контроля в современной России проводилось приблизительно по одной схеме как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
2.3. Нормативно-правовое регулирование финансового контроля в России

За последнее десятилетие произошли значительные изменения в организации финансового контроля и его содержании.

С одной стороны, в целях укрепления государственного финансового контроля были упразднены органы «народного контроля», образованы новые государственные контрольные и надзорные органы; с другой стороны, в условиях формирования рыночных отношений возросло значение внутрихозяйственного контроля, контроля со стороны собственников, инвесторов, кредиторов, кроме того, появился контроль в новой для России форме – аудиторская деятельность, проводимая на основе возмездных договором независимыми аудиторами.

Однако, несмотря на столь значительные изменения системы финансового контроля, до настоящего времени в России не принят Федеральный закон «О государственном финансовом контроле», который бы определял единые правовые основы, терминологию, задачи и порядок проведения государственного финансового контроля в РФ. В многочисленных нормативно-правовых актах федерального законодательства и законодательств субъектов Федераций права и обязанности, порядок организации, проведение и оформление результатов контрольных мероприятий различными органами государственного финансового контроля, как правило, определяются не одинаково.

Правовые основы государственного финансового контроля составляют:

- Конституция РФ;

- Бюджетный кодекс РФ, раздел IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль»;

- Налоговый кодекс РФ, ч.1,гл.14 «Налоговый контроль»;

- Таможенный кодекс РФ, разд.IV « Таможенный контроль»;

- Федеральный закон № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

- указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные правовые акты РФ, международные договоры и соглашения, признанные Россией.

В обобщенной форме права и обязанности органов государственного финансового контроля (ГФК) могут быть представлены следующим образом.

Органы государственного финансового контроля имеют право:

- проводить проверки и ревизии;

- получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении контрольных мероприятий;

- направлять представления и предписания по результатам проведенной проверки и ли ревизии органам государственной власти, руководителям проверяемых объектов;

- при неоднократном неисполнении или надлежащем исполнении предписании органа государственного финансового контроля, создании препятствий для проведения контрольных мероприятий орган государственного финансового контроля по согласованию с вышестоящим органом государственной власти может принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций проверяемого объекта;

- применять санкции, предусмотренные законодательством.

В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля обязаны передавать материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

Работники органов государственного финансового контроля на основании служебного удостоверения и предписания на ревизию или проверку имеют право:

- беспрепятственного доступа в государственные органы, на предприятия, в учреждения и организации, банки и кредитно-финансовые учреждения, воинские части и подразделения, в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения для получения необходимой информации, если иное не предусмотрено законодательством РФ или государственными международными договорами;

- опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, а при обнаружении подделок, хищений и злоупотреблений имеют право изымать необходимые документы, оставляя у проверяемого лица акт изъятия, копии или описи изъятых документов.

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия труда для работников органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание и выполнение работ по делопроизводству.

Органы государственного финансового контроля несут ответственность за ущерб, причиненный лицам и их имуществу в результате незаконных решений, действий или бездействия органов финансового контроля, а также незаконный решений, действий или бездействия их работников при исполнении ими служебных обязанностей.

Работники органов государственного финансового контроля также несут предусмотренную законодательством ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушениям прав и законных интересов проверяемых лиц. Убытки, причиненные в результате незаконных действий органов государственного финансового контроля и их работников, возмещаются на общих основаниях в порядке, предусмотренном законодательством. Убытки, причиненные в результате законных действий, возмещению не подлежат.

Информация о деятельности органов государственного финансового контроля предоставляется средствам массовой информации и публикуется в специализированных изданиях. Информация, связанная с сохранением государственной и иной, охраняемой законом тайны, предоставляется органам законодательной и исполнительной власти для закрытого рассмотрения.
2.4. Система органов внешнего финансового контроля в России

Внешний финансовый контроль в РФ реализуется в форме бюджетно-финансового и независимого аудиторского контроля.

Бюджетно-финансовый контроль – контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере. Объектом бюджетно-финансового контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, а также поступление и расходование средств федерального, регионального и местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Общегосударственный финансовый контроль реализуется в форме государственного вневедомственного и ведомственного контроля.

Государственный вневедомственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или вневедомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение хозяйствующими субъектами финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Государственный ведомственной финансовый контроль – это внутренний контроль отдельных государственных ведомств, объектом которого является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, организаций, учреждений.

Муниципальный финансовый контроль – осуществляется на уровне муниципальных образований. Объектом контроля являются операции с бюджетными средствами муниципальных образований. Условия выделения, распределения и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, муниципальные гарантии и т.д. Муниципальный финансовый контроль осуществляется представительными органами и финансовыми органами местного самоуправления.

Аудиторский контроль – независимая экспертиза бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов независимыми аудиторскими организациями и аудиторами с целью установления и подтверждения достоверных показателей этой отчетности, а также соответствия порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности действующему законодательству РФ.
  1   2   3   4   5   6


НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации