Шпаргалки по Физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по Физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем
скачать (282.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc283kb.18.09.2012 18:29скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Принципы ВНД: принцип рефлекса.

Принцип рефлекса – универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой, происходящая при участии НС. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая НС. Мышечное чувство при выполнении одного движения становится в порядке ассоциации рефлексов сигналом для другого движения. Путь, по которому возбуждение проходит от рецептора до эффектора называется рефлекторной дугой. Состав рефлекторной дуги представлен следующими нейронами: афферентный нейрон; ассоциативный нейрон; эфферентный нейрон; эффектор – рабочий орган. Простейшая рефлекторная дуга включает два нейрона (афферентный и эфферентный) и называется моносинаптическая. Большинство рефлекторных дуг включают большое количество ассоциативных нейронов, и называются полисинаптическими. Рефлекторные дуги могут проходить только через спинной или головной мозг или как через спинной, так и головной мозг. Рефлекторные дуги замыкаются в рефлекторные кольца с помощью обратных связей. Морфологической основой обратной связи являются рецепторы, расположенные в эффекторе, и афферентные нейроны, связанные с ними. Наличие обратной связи позволяет осуществлять коррекцию работы эффектора и адекватную реакцию организма на любые изменения условий внутренней и внешней среды.
2. Принципы ВНД: принцип доминанты.

Доминанта – рабочий принцип деятельности НС и вектора поведения. Принцип доминанты – временно господствующая в НС группа нервных центров, определяющая характер текущей ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения и целенаправленность его поведения. Доминантный процесс - не привилегия определенных этажей НС, он может складываться в любой центральной группе в зависимости от условий подготовки, развития возбуждения в ней и сопряженного торможения антагонистических механизмов. Процесс торможения не только оформляет и поддерживает доминирующую констелляцию, но может привести и к прекращению ее функционирования, то есть сама доминанта может тормозиться. Принцип доминанты объясняют законы ВНД: 1)Закон силы. Его можно определить как наличие определенной границы возбуждения, после которой нервная клетка перестает работать, чтобы не быть разрушенной; 2)Закон индукции. По этому закону между собой взаимодействуют процессы возбуждения и торможения. Если один участок мозга находится в состоянии сильного возбуждения, то рядом находящиеся участки мозга начинают затормаживаться; 3)Закон концентрации. Осуществляется при работе участка мозга со средней силой возбуждения и воздействии раздражителя средней силы. В этом случае мы имеем постепенное усиление деятельности четко ограниченного участка мозга; 4)Закон суммации. Правила суммации; а) Два или несколько раздражителей дают при суммации точную сумму, точный эффект, если они средней силы; б) Слабый и сильный раздражитель в сумме дают единый эффект до определенного предела; в) Несколько сильных раздражителей в сумме дают всегда меньший эффект, чем каждый в отдельности.

3. Принципы ВНД: принцип отражения.

Отображение – особый продукт действия в определённых условиях одной материальной системы на другую, воспроизведение в преобразованном виде особенностей первой из систем(отображаемой) в особенностях процессов второй системы(отображающей). Отображение зависит не только от отображаемого объекта, но и от природы отображающей системы, её текущих состояний, её истории. Организмы выработали два основных типа биологического отражения: статическое, имеющее в качестве своих носителей различные морфологические образования; динамическое, носителем которого является психическое. Образ – такой результат познания субъектом объекта, упорядоченность элементов которого в принципе соответствует упорядоченности свойств, связей и отношений объекта(оригинала), причём эта упорядоченность(структура) функционально отделена субъектом от субстрата образа и непосредственно для носителя существует в субъективно идеальной форме. Сигнал – некая величина, отражающая определённым образом состояние физической системы. Знак – такой компонент психического отражения, который не имеет познавательно-образного сходства с соответствующим ему элементом или свойством объекта оригинала. Образ-след записывается в долговременную память, если в прошлом вероятность встречи с этим объектом была высокой. Пространственно-временная структура объекта кодируется в мозге в форме определённой нервной модели, изоморфной внешнему воздействию. Она является кодом отображаемого внешнего объекта. Принципиальная сущность условно-рефлекторного акта в том, что он базируется на механизмах, в которых заложены не только элементы прошлого и настоящего, но и элементы прогнозирования будущего.
4. Принципы ВНД: принцип системности в работе мозга.

Существует 2 группы теорий, характеризующих функциональную организацию мозга. Теория локализационализма утверждает, что функции в мозге локализованы, т. е. имеют точное место, откуда осуществляется их точная локализация. Крайнее проявление – френология Галля: умственные и моральные качества человека локализуются в определённых районах поверхности мозга и по степени их развитости можно судить об общих способностях человека, и это можно определить визуально. Эта теория имела ряд оснований: психические функции полностью зависят от конкретного субстрата мозга, это подтверждено опытами Брока и Вернике. Теория эквипотенцианализма: все части мозга равноценны в функциональном отношении. Также существуют теории холизма и универсализма: эксперименты над животными показали, что поведение страдает не столько от того, в каком участке мозга проведены операции, сколько от того, какой объём ткани извлечён при ней; наблюдается высокая пластичность мозга и взаимозамещаемость частей; мозговые структуры динамичны. Павлов: динамическая локализация функций. Эта теория объединяет 2 предыдущие: локализация существует, но она динамична и может изменяться. Даже самая простая психическая функция – результат интегративной деятельности целостного мозга. Любая поведенческая функция организма опирается на сложную констелляцию множества пространственно разнесённых мозговых аппаратов, вовлекаемых симультанно и сукцессивно для целей удовлетворения доминирующей потребности.


5. Общие принципы конструкции сенсорных систем.

СС – анатомически организованная в структурах мозга система ядерных образований и связей, служащая для обнаружения и кодирования информации определённой модальности. СС подразделяются на внешние и внутренние. Конвергенция – получение импульса одним и тем же нейроном сразу от нескольких нейронов предыдущего уровня. Дивергенция – передача импульса одним и тем же нейроном сразу нескольким нейронам более высокого уровня. СС состоит из аппаратов управления процессом обработки и передачи информации с нижележащих уровней на вышележашие. И каждый уровень системы должен работать минимум на основе двух входов - входа информации и входа управления. Принцип функциональной многозначности коры состоит в том, что все корковые области – это корреляционные центры, среди которых нет чисто проекционных центров, а значит нет места абсолютной локализации. Любая СС построена по принципу двусторонней симметрии, т.е. рецепторные аппараты, соответствующие им центральные проводники и центральные мозговые структуры – парные, и одна половина зеркально повторяет другую. Однако даже первичный сенсорный путь может быть связан с обоими симметричными мозговыми полушариями. Любая психофизиологическая функция является полисенсорной, и не может быть локализованной в ограниченных отделах мозга. Сама же СС выступает как определённая локализованная анатомическая система, выполняющая специализированную функцию обнаружения и преобразования информации в нервный код.
8. Распознавание, декодирование информации.

Прежде чем произойдёт какая-либо приспособительная реакция, осуществляется процесс восприятия сигналов. Живой организм заинтересован не в самих воздействиях как таковых, а в том, о чём они сигнализируют, и соответственно не в оценке их физических параметров, а в тех соотношениях, которые с их помощью передаются. Отнесение сигнала к тому или иному классу, т.е. его распознавание, основано на выделении ряда физических характеристик, образующих область признаков данного класса сигналов. Сенсорная функция мозга заключается в определении сигнальной значимости сенсорных стимулов на основании анализа их физических характеристик. Извлечение биологически полезной информации с целью её использования для формирования поведенческих актов основано на декодировании – преобразовании входной кодовой комбинации активности нервных элементов СС в реакцию исполнительных аппаратов. Нервные образования, входящие в систему оценки био значимости сигналов, должны удовлетворять ряду требований: 1)Они должны быть связаны с различными СС; 2)Они должны быть связаны со структурами мозга, генерирующими мотивационные состояния; 3)Они должны допускать наличие конвергенции полимодальной импульсации и способность к пластической перестройке активности нейронов; 4)Эта система должна быть связана с регуляцией целостных двигательных актов на основе избирательного характера реагирования. «Новизна» является тем информативным признаком сенсорных стимулов, с которого начинается их оценка в ассоциативных системах мозга. Система оценивающая био значимость сенсорных стимулов, должна обладать избирательным характером реагирования на их отдельные значимые признаки и/или совокупность последних. Внимание рассматривается как один из механизмов устранения избыточности сенсорных сообщений, который участвует в избирательном подавлении, обеспечении, так и в фильтрации информации, извлекаемой из систем кратковременной и долговременной памяти.


7. Системная организация процессов кодирования информации.

Кодирование – установление соответствия между определёнными параметрами сенсорного стимула и характеристиками импульсивной активности нейрона и/или местом его расположения. Для проблемы кодирования решающим является обнаружение зависимости частоты импульсаций нейрона от интенсивности сенсорных стимулов, которая носит S-образный характер. Анализ интенсивности стимулов определяется деятельностью нижних уровней СС. Структурные особенности НС создают условия для полного перекрытия рецептивных полей нейронов. Несмотря на потенциальную возможность такой широкой дивергенции, импульсация передаётся по весьма определённым нервным каналам, т.е. по принципу меченой линии. Латеральное торможение основано на тормозном воздействии, как соседних рецепторных элементов, так и центральных нейронов. В СС выявлена относительная пространственная упорядоченность расположения нейронов, соответствующая организации рецептурной поверхности, т.е. проведение возбуждения по связям «точка в точку». Наличие быстро и медленно адаптирующихся элементов указывает на существование каналов, специализирующихся на восприятии стационарных и изменяющихся во времени стимулов. Детектор – нейрон, избирательно настроенный на определённый параметр сигнала за счёт фиксированной системы связей его с рецепторами или другими нейронами более низкого уровня. Разные уровни СС получают входы от других, «несенсорных» образований головного мозга. Для описания сложных стимулов рассматривается совокупная деятельность нейронов или их модулей.
6. Закономерности обнаружения сигналов.

Всё «живое» обладает общим свойством реактивности – способностью в некоторый срок реагировать на разнообразные воздействия. Раздражимость – способность организма к ответу, посредством которого достигается приспособление к условиям среды. Возбудимость – способность воспринимать существенные для организма признаки раздражений и трансформировать в специфическую нервную сигнализацию. На первом этапе восприятия должна быть решена задача обнаружения сенсорного воздействия и определена его модальность, что и обеспечивается рецепторами. Степень соответствия стимула специфичности рецепторов характеризует адекватность раздражения. Комбинации нервных импульсов при воздействии раздражителей на рецепторы составляют материальную основу отражения в мозгу предметов и явлений внешнего и внутреннего мира, но по своим химическим и физическим характеристикам они совершенно несхожи со свойствами отражаемых объектов. В основе адаптации лежат весьма сложные процессы, происходящие как в рецепторных аппаратах, так и в центральных отделах НС. Обнаружение сигнала – выделение нервной сигнализации из собственного шума. Возможность решения задачи обнаружения сигнала основывается на введении критерия порога. При значении нервной активности больше критерия порога, организм свидетельствует о наличии сигнала. Критерий наличия или отсутствия сигналов устанавливается под влиянием доминирующей потребности организма. Обнаружение СС зависит от различных факторов, связанных как с функционированием соответствующей СС, так и с интегративной деятельностью целого мозга.


9. История развития взглядов на высшую нервную деятельность.

История исследования высших функций мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности. Понятие психического, возникло у античных мыслителей и философов. Первые экспериментальные исследования на животных связывают с именем римского врача Галена, по мнению которого душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией. Исключительное значение для развития материалистических взглядов в изучении физиологических основ психической деятельности имело обоснование Ренэ Декартом рефлекторного механизма взаимоотношения организма и среды. Его схема связи между раздражением органов чувств и мышечной реакцией, несомненно, является прототипом учения о рефлекторной дуге. Французский исследователь Ф.Кювье впервые стал рассматривать поведение как видовой признак, связанный со степенью развития мозга. Кювье пришел к выводу, что с развитием мозга значение индивидуального опыта, обучения в жизни животных возрастает. В начале XIX в. весьма прогрессивные идеи высказал выдающийся чешский анатом, физиолог и врач И. Прохазка, он развил понятие рефлекса как принцип и распространил принцип рефлекса на деятельность всей нервной системы, в том числе и на психическую деятельность. Во второй половине XIX в. психология стала самостоятельной областью знаний. Постепенно материалистическое представление о психике завоевало место в науке, хотя и не без упорной борьбы. Конец XIX—начало XX вв. — это был период расцвета экспериментальной психологии, но и вместе с тем начало ее кризиса. Научный подход, ориентация на объективные методы исследования психических явлений открывали широкие перспективы изучения функций мозга. Однако доминирование взгляда на психику как на особое явление, не имеющее ничего общего с физиологическими процессами, препятствовало этому. до 70-х гг. XIX в., как писал И.П. Павлов, не было даже никакой физиологии больших полушарий.
10. Предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности.

Учение И.П. Павлова о ВНД было создано на базе обобщения и дальнейшего развития достижений естествознания за предшествующие периоды. Учение Павлова тесно связано своими идейными корнями с развитием философии и естествознания в России. Материалистические взгляды передовых русских мыслителей XIX в. оказали огромное влияние на развитие отечественной физиологии, пробудив живейший интерес к всестороннему изучению природы человека, к естественнонаучному анализу психической деятельности. На формирование физиологических взглядов Павлова оказали большое влияние идеи, развиваемые основоположником отечественной медицины С.П. Боткиным. Идея «нервизма», выражающаяся в непосредственной связи и влиянии нервной системы на деятельность всего организма как в норме, так и в патологии, несомненно, представляла благоприятную почву для развития Павловского представления о деятельности нервной системы. И.М. Сеченов впервые в истории естествознания высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности и познание окружающей человека среды возможно лишь при помощи органов чувств, продукты которых являются первоначальным источником всей психической деятельности. Развивая идеи Сеченова, Павлов открыл совершенно особый класс проявлений работы головного мозга — условные рефлексы.


11. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности.

Физиология высшей нервной деятельности – это наука о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира. Это материалистическое учение, которое раскрывает закономерности работы головного мозга, позволяет познать природу и внутренние механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления и сознания.

Целью дисциплины «Физиология ВНД и сенсорных систем» является раскрытие закономерностей условно-рефлекторной деятельности нервной системы, а также изучение особенностей приема и переработки информации в сенсорных системах.

Задачи дисциплины:

Определить значение сенсорной информации в осуществлении психической деятельности человека.
12. Основы теории рефлекторной деятельности.

Принцип детерминизма (причинности)-” Нет действия без причины” Всякая деятельность организма, какой бы сложной она ни казалась , всегда есть причинно обусловленный, закономерный ответ на конкретные внешние воздействия.

Принцип структурности- в мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы, каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к структуре. Благодаря тому, что структура дает возможность хранить и во времени воспроизводить смысловые значения предметных отношений действительности, возникает возможность ориентироваться как в прошлой и настоящей действительности, так и в будущей.

Принцип анализа и синтеза раздражителей внешней и внутренней Среды. Другими словами в мозге непрерывно происходит анализ и синтез как поступающей информации, так и ответных реакций. В результате организм извлекает из Среды полезную информацию, перерабатывает, фиксирует ее в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.

Основные положения учения И.П.Павлова и И.М.Сеченова

Павлов

1. Динамическая локализация функций в коре головного мозга

2. Корковое представительство безусловных рефлексов

3. Функциональное разнообразие кортикальных структур

4. Наличие корково-подкорковых механизмов основных нервных процессов

5. Механизмы образования временных связей

Аналитико-синтетическая деятельность коры ГМ.

Сеченов – явление центрального торможения.

13. Эволюционные закономерности интегративной деятельности мозга.

Прогрессивное структурное развитие организма сопровождается функциональным объединением нервных центров, что приводит к формированию новой интегративной системы. Процесс интеграции неизбежно сопровождается редукцией и соподчинением отдельных частей составляющих целостную систему. Такой принцип присущ не только развитию интегративной деятельности мозга в целом, но и формированию целостных функиональных систем организма. В процессе эволюции только после значительного ограничения функциональной диффузносити (генерализованности) нервной системы оказалось возможным усложнение образа жизни и в первую очередь двигательной активности. Одновременно с сенсорной и двигательной специализацией мозговых образований шло повышение лабильности нервных центров (нейронных модулей) и развивалась функция замыкания временных связей, т.е. появлялись механизмы, лежащие в основе высшей интегративной деятельности мозга. Возможность временного функционального объединения нескольких нервных центров, возможность учасия одного нервного центра в различных функциях организма значительно усовершенствовала адаптивную функцию организма. Классический вариант интегративной деятельности мозга может быть представлен в виде взаимодействия тех функциональных блоков мозга: 1. Блок приема и переработки сенсорной информации - сенсорные системы (анализаторы), 2. блок модуляции, активации нервной системы -модулирующие системы (лимбико-ретикулярные системы) мозга. 3. Блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов -моторные системы (двигательный анализатор).

14. Сенсорные системы (анализаторы) мозга.

сенсорная система выступает как определенная локализованная анатомическая система, выполняющая специализированную функцию обнаружения и преобразования информации в нервный код, в котором заключена совокупность описания признаков воспринимаемого объекта или явления.

Анализатор – это система, состоящая из трех отделов, функционально и анатомически связанных друг с другом: рецептора, проводникового отдела и центрального отдела в головном мозге. Высшим отделом любого анализатора является корковый отдел, который имеет ядро и нейроны, рассеянные в различных отделах коры. Простейшие формы анализа раздражителя происходят в рецепторах. Импульсы от них поступают в мозговой отдел по проводниковому пути, где происходит высший анализ информации.

Органы рецепции представляют собой рецепторные нервные клетки, заключенные в капсулу, или специальные дополнительные концевые образования. Виды рецепторов: контактные и дистантные. Экстерорецепторы (внешние рецепторы): зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные; Интерорецепторы (внутренние): висцерорецепторы, вестибулорецепторы, проприорецепторы (мышцы, сухожилия).

Рецепторы воспринимают информацию от раздражителя, кодируют ее и передают в виде импульсов (сенсорного кода). Рецепторный орган способен не только вопринимать, но и усиливать сигнал

Для большинства рецепторов характерно свойство привыкания к постоянно действующему раздражителю. Это свойство называется адаптацией. Адаптация может быть полной и неполной, а также быстрой или медленной. Однако рецептор сохраняет способность реагировать на любое изменение параметров раздражения.

15. Модулирующие системы мозга.

Модулирующая система мозга - специфические активирующие и инактивирующие структуры, локализованные на разных уровнях ЦНС и регулирующие функциональные состояния организма, в частности процессы активации в деятельности и поведении.

Аппаратом, выполняющим роль регулятора уровня бодрствования, а также осуществляющим избирательную модуляцию и актуализацию приоритета той или иной функции, является модулирующая система мозга. Ее часто называют лимбико-ретикулярный комплекс или восходящая активирующая система. К нервным образованиям этого аппарата относятся лимбическая и неспецифическая система мозга с ее активирующими и инактивирующими структурами. Среди активирующих образований прежде всего выделяют ретикулярную формацию среднего мозга, задний гипоталамус, синее пятно в нижних отделах ствола мозга. К инактивирующим структурам относят преоптическую область гипоталамуса, ядра шва в стволе мозга, фронтальную кору.

Важнейшей частью модулирующего блока мозга является активирующая ретикулярная формация. Филогенетически ретикулярная формация мозга представляет наиболее древнее морфологическое образование.
16. Основы функциональной организации двигательных систем мозга.

Двигательные области коры стоят на выходе интегрирующей и координирующей деятельности мозга и выполняют функцию запуска и контроля двигательной деятельности, реализации двигательных актов. В высших отделах интегративно-пускового блока мозга, расположенного в передних отделах больших полушарий- кпереди от центральной извилины формируются двигательные программы, а затем переходят к аппаратам низших моторных образований (первичным корковым зонам; стволовым и спинальным двигательным ядрам).Двигательная кора (первичная проекционная зона) является выходными воротами интегративно-пусковой системы мозга. Состав двигательных импульсов посылаемых на периферию должен быть подготовлен, включен в определенные программы, и только после такой подготовки, двигательная импульсная программа может обеспечить нужные целесообразные движения. Командные нейроны вторичной зоны двигательной коры или премоторные отделы лобной области организуют отдельные мышечные сокращения в целостный двигательный акт. Наиболее важной частью 3-о функционального блока мозга являются третичные зоны коры, которые занимают префронтальные или лобные отделы, которые представляют собой блок программирования намерений, оценки выполненных действий и коррекции допущенных ошибок, т.е. аппарат наиболее сложных форм регуляции целостного поведения.

17. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга, совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса. В РД. входят: 1) нервные окончания, воспринимающие раздражения, - рецепторы; 2) афферентные (центростремительные) нервные волокна - отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему; 3) нервный центр, т. е. нейроны, воспринимающие возбуждение и передающие его эффекторным нейронам через соответствующие синапсы; 4) эфферентные (центробежные) нервные волокна, проводящие возбуждение от центральной нервной системы на периферию; 5) исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса. Простейшая двухнейронная, или моносинаптическая, Р. д. образована рецепторным и эффекторным нейронами, между которыми расположен синапс. Многонейронная, или полисинаптическая, Р. д. включает нейроны: рецепторный, несколько вставочных и эффекторный с синапсами между ними. Р. д. не отражает полностью структуру рефлекса, поскольку доказано существование обратной афферентации т. е. возбуждений, информирующих нервный центр о состоянии исполнительного органа.
18. Классификация форм поведения. Удовлетворение витальных потребностей.

Попыток описания и классифик. сложнейших инстинктов было сделанно много, и при этом пользовались различными кретериями: по характеру вызывающих их раздражителей, по их биологической роли, по порядку их следования в данном конкретном поведенческом акте. По мнению П.В. Симонова, освоению каждой сферы Среды соответствуют три разных класса рефлексов:

1. Витальные 2. Ролевые (социальные) 3. Саморазвития(идеальные)

Первую самостоятельную группу рефлексов составляют витальные рефлексы, которые обеспечивают сохранение индивидуума и вида. Сюда относятся пищевой(стратегии питания накладывают существенный отпечаток на характер поведения), питьевой, регуляции сна, оборонительные (включая рефлекс "биологической осторожности" носят врожденный характер, но в своей реализации зависят от конкретных условий), рефлекс экономии сил и многие другие. Определяющими при этом являются два признака: 1) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к гибели особи, и 2) удовлетворение потребности не требует участия другой особи того же вида. Параметры тех внешних объектов, которые могут удовлетворить соответствующую потребность уже у молодых животных, в большей своей части генетически заданы.

19. Классификация форм поведения. Удовлетворение социальных потребностей.

Попыток описания и классифик. сложнейших инстинктов было сделанно много, и при этом пользовались различными кретериями: по характеру вызывающих их раздражителей, по их биологической роли, по порядку их следования в данном конкретном поведенческом акте. По мнению П.В. Симонова, освоению каждой сферы Среды соответствуют три разных класса рефлексов:

1. Витальные 2. Ролевые (социальные) 3. БР саморазвития(идеальные)

Вторую группу поведенческих реакций образуют ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы, которые возникают только при взаимодействии с другими особями своего вида.

Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена "сопереживания" (эмоционального резонанса) и формирования групповой иерархии. При этих формах поведения отдельная особь выступает в качестве брачного партнера, родителя или детеныша, хозяина территории или пришельца (интрудера), лидера или ведомого.

Любое взаимодействие между особями одного вида можно назвать общественным поведением. Но истинное сообщество - это нечто большее, чем супружеская пара или мать с детенышем. Оно представляет собой стабильную группу, члены которой поддерживают интенсивную коммуникацию и находятся в некоторых относительно постоянных отношениях друг с другом

20. Классификация форм поведения. Удовлетворение идеальных потребностей.

Согласно биологическому значению подкрепления различают условные рефлексы в соответствии с биологическими потребностями животных и человека:

1Витальные (пищевые, оборонительные, регуляции сна и пр.).2Зоосоциальные (половой, родительский, территориальный и пр.).3Саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой и пр.).

Третью группу поведенческих актов именуют безусловными рефлексами саморазвития. Сюда относятся разнообразные проявления ориентировочно-исследовательского поведения, рефлексы сопротивления (рефлекс свободы, по Павлову) и рефлексы превентивной "вооруженности" - имитационный и игровой. Для рефлексов саморазвития характерны два момента: 1) они не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к наличной, существующей в данный момент ситуации. Эти рефлексы обращены к будущему; 2) эти рефлексы самостоятельны, и невыводимы из других потребностей живого организма и несводимы к другим ранее упомянутым мотивациям.

21. Формы индивидуального обучения. Классификация форм обучения. Неассоциативный, облигатный характер, в значительной степени обусловленный набором средовых факторов и не требующий непременного совпадения (ассоциации) внешних сигналов с той или иной целостной деятельностью организма, то есть является стимул-зависимым. Основные формы: Суммационная реакция, Привыкание, Запечатление (импринтинг),Подрожание.II. (ассоциативное, факультативное обучение). От относительно пассивного восприятия среды организм переходит к активному процессу формирования собственной среды путем извлечения для себя ее функциональных составляющих, значимых для выполнения тех или иных актов поведения. Обучение в этот период носит эффектзависимый характер, то есть определяемый результативностью контакта организма со средой. Основные формы: Классический условный рефлекс, Инструментальный условный рефлекс (включая обучение по типу проб и ошибок).III. Когнитивного обучения основаны на формировании функциональной структуры среды, то есть на извлечении законов связей между отдельными ее компонентами. Естественно, что такие категории обучения базируются на двух предыдущих и должны рассматриваться как продукт их прогрессивного развития в возрастном и филогенетическом плане. Основные формы: Психонервная деятельность, Рассудочная деятельность, Вероятностное прогнозирование.

23. Формы индивидуального обучения. Ассоциативное обучение (классические условные рефлексы, инструментальные условные рефлексы).

1Классические условные рефлексы.Формы ассоциативного обучения характеризуются совпадением во времени (ассоциацией) какого-либо воспринимаемого индифферентного раздражителя - внешнего или внутреннего - с деятельностью самого живого организма. Биологический смысл такой ассоциации - условного рефлекса - в его сигнальности, то есть в приобретении этим раздражителем роли предупреждающего фактора, сигнализирующего наступление предстоящих событий и подготавливающего организм к взаимодействию с ними. Такие условные рефлексы еще называют условными рефлексами первого типа . Они получили наименование классических. Благодаря этим условным рефлексам обеспечивается первичная ориентация животного по признакам окружающей среды еще с самого начала любого поведенческого акта. С помощью классических условных рефлексов животное адаптируется к внешней среде.2Инструментальные условные рефлексы.Впервые инструментальные условные рефлексы стали изучаться в павловской лаборатории Ю.М. Конорски и Я. Миллером (1936), которые первоначально дали им название - условные рефлексы второго типа. Затем их стали называть инструментальными условными рефлексами, оперантным поведением. По существу этот вид обучения не отличается от обучения с помощью проб и ошибок. Сущность инструментальной деятельности заключается в изменении взаимоотношений организма со средой, что происходит либо при изменении его положения в пространстве (локомоторная деятельность), либо при воздействии организма на окружающие предметы (манипуляторная деятельность).Таким образом, системы классических и инструментальных условных рефлексов, участвуя в сложной конструкции адаптивного поведения, значительно расширяют приспособительные возможности живого организма, который начинает выступать в качестве активного фактора взаимодействия со средой.
  1   2   3


1. Принципы ВНД: принцип рефлекса
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации