Методическая практика в ДОУ - файл n1.doc

приобрести
Методическая практика в ДОУ
скачать (228.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc229kb.18.09.2012 18:18скачать

n1.doc

Индивидуальный план практики





Организационные мероприятия

Знакомство с управлением ДОУ

Работа

с детьми

Анализ работы воспитателей

Работа в методическом кабинете

Методические мероприятия

Работа с родителями

1

Вводная беседа с заведующим ДОУ.

Ознакомительная экскурсия по детскому саду








Изучение портфолио воспитателей и специалистов ДОУ

Участие в подготовке материалов консультации по теме: Обогащение Центра самостоятельной

художественно-творческой деятельности дошкольников.

(по заданию заведующего ДОУ)

Составление индивидуального плана практики.








2

Ознакомление с педагогическим коллективом ДОУ

Собеседование с заведующим ДОУ.

Изучение документации заведующего ДОУ: Устав, Лицензия,

правоустанавливающие документы, локальные акты, годовой план, книга приказов.







Участие в подготовке материалов консультации по теме: Обогащение Центра самостоятельной

художественно-творческой деятельности дошкольников.

(по заданию заведующего ДОУ)

Составление индивидуального плана практики.







3

Ознакомление с управляющей системой в ДОУ.

Наблюдение за работой заведующего по организации питания и его контроля: ведение документации по организации питания, хранение продуктов. Участие в анализе 10-дневного меню и расчете меню на 1 день.

Работа с детьми в группе по воспитанию культурно-гигиенических навыков и поведения за столом во время еды.

(по заданию заведующего ДОУ)




Согласование индивидуального плана практики с руководителем.







4

Ознакомление с организацией методической работы в ДОУ.







Участие в анализе Центров самостоятельной

художественно-творческой деятельности дошкольников в группах. (совместно с руководителем)


Хронометраж рабочего дня заведующего ДОУ.


Техническая помощь в подготовке и организации методической консультации для воспитателей




5

Ознакомление с организацией контроля питания в ДОУ.

Наблюдение за

работой руководителя по организации питания в ДОУ: дифференциро-ванный подход к разным категориям сотрудников, организующих питание в ДОУ. Участие в работе административного совещания при заведующем ДОУ по вопросам организации питания в ДОУ.

Анализ овладения навыками культуры поведения детей за столом.




Разработка аналитической карточки для анализа овладения детьми навыками культуры поведения за столом.




Подбор методического материала по организации питания дошкольников, рекомендаций для родителей. (по заданию

заведующего ДОУ)

6




Наблюдение за организацией методической работы: собеседование с воспитателями и анализ по результатам контроля непосредственно образовательной деятельности в группах ДОУ.




Разработка и обсуждение памятки для воспитателей для самоанализа проведенной непосредственно образовательной деятельности.

Ознакомление с планом методической работы на год, на месяц, на день.


Подготовка методической выставки к педсовету.





7













Изучение оснащенности методического кабинета и оказание помощи в его пополнении материалами для художественно-творческого развития детей.

Участие совместно с заведующим ДОУ в собеседовании по планам самообразования педагогов.




8













Составление конспектов открытых видов деятельности и их утверждение.

Обсуждение с воспитателями конспектов открытых видов деятельности художественно-творческого направления.




9




Обсуждение с заведующим ДОУ алгоритма анализа календарных планов педагогов.

Подготовка аналитической справки по материалам проверки календарных планов педагогов.







Составление конспектов открытых видов деятельности и их утверждение

Проверка календарных планов воспитателей




10




Участие в административном совещании по подготовке и проведению Дня открытых дверей для родителей







Выполнение организационных заданий заведующего ДОУ по проведению Дня открытых дверей для родителей.

Помощь воспитателям в подготовке открытого показа художественно-творческой деятельности с детьми

День открытых дверей для родителей с показом открытых видов деятельности художественно-творческого направления.

11







Оформление совместно с детьми выставки детских работ по итогам открытых показов в День открытых дверей.




Подготовка анкет для родителей.

Разработка схемы и вопросов для коллективного обсуждения открытых мероприятий для родителей.


Коллективное обсуждение открытых показов художественно творческой деятельности с детьми.

Анкетирование родителей.

12










Анализ демонстрационного материала в группах для проведения художественно-творческой деятельности с детьми

Изучение оснащенности методического кабинета и оказание помощи в его пополнении материалами для художественно-творческого развития детей.

Подготовка мате-риалов для прове-дения практичес-кого семинара по теме:Использование

нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности дошкольников




13







Работа с детьми в Центре самостоятельной художественно-творческой деятельности: показ нетрадиционных изобразительных приемов






Подготовка мате-риалов для прове-дения практичес-кого семинара по теме:Использование

нетрадиционных приемов в изобра-зительной деятель-ности дошкольни-ков

Оформление материалов для родительского стенда «Цветные ладошки»

14










Анализ детских творческих работ в подготовительной к школе группе.

Подготовка образ-цов для проведе-ния практического занятия семинара по теме: Использование

нетрадиционных приемов в изобра-зительной деятельности дошкольников

Проведение практического занятия семинара по теме:

Использование

нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности дошкольников




15




Собеседование с руководителем ДОУ и анализ проведенного практического занятия семинара по теме:

Использование

нетрадиционных прие-мов в изобразительной деятельности дошкольников






Изучение оснащенности методического кабинета и оказание помощи в его пополнении материалами для художественно-творческого развития детей.







16




Участие в администра-тивном совещании при заведующем ДОУ с во-просом проведения тема-тической проверки «Ор-ганизация и осуществле-ние педагогической дея-тельности в ДОУ по реа-лизации образовательной области «Художествен-ное творчество»




Анализ планирования непосредственно образовательной деятельности художественно творческого развития дошкольников.

Изучение оснащенности методического кабинета и оказание помощи в его пополнении материалами для художественно-творческого развития детей.







17




Участие в тематической проверке «Организация и осуществление педагогической деятельности в ДОУ по реализации образовательной области «Художественное творчество»








Обсуждение вопросов контроля и распределение функций среди участников комиссии тематической проверки.

Анализ содер-жания Центров самостоятельной

художественно-творческой деятельности дошкольников в группах в рамках тематической проверки.




18




Подведение итогов тематической проверки. Принятие управленческих решений по итогам тематической проверки.







Изготовление информационных материалов на стенд по итогам тематической проверки

Составление аналитической справки по итогам тематической проверки по анализу содержания Центров самостоятельной

художественно-творческой деятельности дошкольников в группах.




19













Подготовка к педсовету.

Подготовка рекомендаций для педагогов.

Участие в работе педсовета с вопро-сом анализа обо-гащения Центров самостоятельной

художественно-творческой деятельности дошкольников в группах.




20

Оформление документации по организации методической практики.










Изготовление дидактических игр по заданию заведующего ДОУ.





Подбор методических материалов для оформления родительских уголков.


Дневник практики


Дата

Содержание деятельности

Анализ деятельности

Комментарии руководителя


1


Вводная беседа с заведующим ДОУ.

Ознакомительная экскурсия по детскому саду.

Изучение портфолио воспитателей и специалистов ДОУ.

Участие в подготовке материалов консультации по теме: «Обогащение Центра самостоятельной

художественно-творческой деятельности дошкольников» (по заданию руководителя)

Составление индивидуального плана практики.



МДОУ-детский сад № 17 п. Трубный Челябинской области. Детский сад работает по программе Т.Н.Дороновой «Радуга». В дошкольном учреждении функционирует 4 группы:

  • «Колокольчик» - группа раннего возраста;

  • «Солнышко» - вторая младшая группа;

  • «Росинка» - средняя группа;

  • «Чебурашка» - старшая-подготовительная группа.

Все педагоги ДОУ имеют свое портфолио. В процессе изучения портфолио выяснила, что предназначается для:
- самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
- оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).

Структура портфолио:

1. Введение
2. Портрет 
3. Папка профессиональных достижений
4. Папка достижений воспитанников 
5. Папка подтверждающих документов
6. Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций




Работа с Портфолио воспитателей показала умение студента отследить динамику и результаты профессионального становления и развития педагогов, определить возможные перспективы и направления профессионального и личностного развития.
В процессе анализа содержания материалов, представленных в портфолио, студент умеет оценить выполнение основных видов деятельности педагогов: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической.


2


Ознакомление с педагогическим коллективом ДОУ.

Собеседование с заведующим ДОУ.

Изучение документации заведующего ДОУ: Устав, Лицензия, правоустанавливающие документы, локальные акты, годовой план, книга приказов.

Участие в подготовке материалов консультации по теме: «Обогащение Центра самостоятельной

художественно-творческой деятельности дошкольников»

(по заданию руководителя).

Составление индивидуального плана практики.


Изучила нормативно-правовую документацию детского сада.

Основным документом, регламентирующим деятельность учреждения,

является Устав, принятый на общем собрании трудового коллектива 9.02.2009 года.

ДОУ осуществляет свою деятельность на основании:

Лицензии А 313582 Регистрационный номер 1801 от 18 мая 2009 года.

Свидетельства о государственной аккредитации серия 63 № 000075

регистрационный № 588 - 10 от 18.06.2010

Локальные акты ДОУ:

- положения

- правила

- инструкции

- программы

Работа ДОУ строится на основании "Программы развития" и "Образовательной программы"

Положения, регламентирующие деятельность ДОУ:

Положение об общем собрании трудового коллектива ДОУ

Положение о педагогическом совете ДОУ

Положение о попечительском совете ДО

Положение о внебюджетных средствах ДОУ

Положение о порядке комплектования детьми ДОУ

Положение о публичном докладе

Положение о работе с персональными данными работников ДОУ

Положение о работе с персональными данными воспитанников ДОУ и их законных представителей

Положение о контрольной деятельности

-Положение о родительском собрании ДОУ

-Положение о родительском комитете ДОУ

-Положение о медико - педагогическом совещании ДОУ

-Положение об организации питания в ДОУ

-Положение о бракеражной комиссии

-Положение об оплате труда , компенсационных выплатах и порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, о порядке установления премий и других видов материального поощрения сотрудников ДОУ



В процессе работы с документацией ДОУ показала свои знания о нормативно-правовой базе образовательного учреждения, аналитические навыки и умение согласовывать представленные материалы с документами разного уровня: федерального, регионального, муниципального.

Внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании.
В процессе подготовки материалов для консультации студент показала умение находить необходимые рекомендации в методической литературе, в материалах методического кабинета, в Интернете.


3


Ознакомление с управляющей системой ДОУ.

Наблюдение за работой заведующего по организации питания и его контроля: ведение документации по организации питания, хранение продуктов. Участие в анализе 10-дневного меню и расчете меню на 1 день.

Работа с детьми в группе по воспитанию культурно-гигиенических навыков и поведения за столом во время еды

(по заданию заведующего ДОУ).

Согласование индивидуального плана практики с руководителем ДОУ.


Управление МДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом ДОУ, строится на принципах еди-ноначалия и самоуправления.

Важным в системе управления МДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.

Управляющая система состоит из двух структур:

I структура – общественное управление:

педагогический Совет;

Совет учреждения;

профсоюзный комитет;

родительский комитет, их деятельность регламентируется Уставом МДОУ и соответствующими Положениями.

II структура – административное управление, которое имеет трех уровневую структуру.

I уровень – заведующий МДОУ. Управленческая деятельность заведующего обеспечивает:

- материальные,

- организационные;

- правовые;

- социально – психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в МДОУ.

Объект управления заведующей – коллектив МДОУ

II уровень – старший воспитатель, завхоз, медсестра.

Объект управления второго уровня – часть коллектива согласно функциональным обязанностям.

III уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами и обслуживающим персоналом.

Объект управления – дети и родители.

Выводы: Данная структура управления МДОУ целенаправленна и научно – обоснована, включает в себя систему взаимосвязанных, соподчиненных структурных компонентов (ступеней управления), что позволяет обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива, стабильное функционирование ДОУ и его развитие




Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности.

Грамотно проанализировала управляющую систему, действующую в дошкольном учреждении: четко определила двухуровневую структуру управляющей модели и трехуровневую структуру административного управления.

В процессе обучения и закрепления у детей навыков культуры поведения за столом во время еды показала интересные приемы, использовала наглядность и познавательный материал.

Владеет навыками работы за компьютером, которые использует при разработке методических материалов.



4


Ознакомление с организацией методической работы в ДОУ.

Участие в анализе Центров самостоятельной

художественно-творческой деятельности дошкольников в группах (совместно с руководителем ДОУ).

Хронометраж рабочего дня заведующего ДОУ.

Техническая помощь в подготовке и организации методической консультации для воспитателей.



Составила циклограмму рабочего дня заведующего ДОУ. Проанализировала затраты времени руководителя на разные виды работы в соответствии с должностными обязанностями руководителя.

Определила, что на организацию методической работы в ДОУ заведующий тратит достаточно длительное время, равно как и на хозяйственную.

Своевременное планирование, координация (использование циклограмм) и грамотное принятие управленческих решений помогает совершенствовать управление дошкольным учреждением.


Грамотно анализирует систему методической работы в ДОУ.

При проведении хронометража рабочего дня заведующего показала знание педагогической литературы и творческое использование в процессе работы.



5


Ознакомление с организацией контроля питания в ДОУ.

Наблюдение за работой руководителя по организации питания в ДОУ: дифференцированный подход к разным категориям сотрудников, организующих питание в ДОУ. Участие в работе административного совещания при заведующем ДОУ по вопросам организации питания в ДОУ.

Анализ овладения навыками культуры поведения детей за столом.

Разработка аналитической карточки для анализа овладения детьми навыками культуры поведения за столом.

Подбор методического материала по организации питания дошкольников, рекомендаций для родителей (по заданию

заведующего ДОУ).


В течение рабочего дня подготовила аналитическую карточку для анализа овладения детьми навыками

культуры поведения за столом во время еды.

В соответствии с критериями, включенными в аналитическую карточку, подготовила анализ по всем возрастным группам.


Хорошо владеет аналитическими навыками работы: подготовила аналитические материалы о культурно-гигиенических навыках дошкольников.


6


Наблюдение за организацией методической работы в ДОУ: собеседование с воспитателями и анализ по результатам контроля непосредственно образовательной деятельности в группах ДОУ.

Разработка и обсуждение памятки для воспитателей для самоанализа проведенной непосредственно образовательной деятельности.

Ознакомление с планом методической работы на год, на месяц, на день.

Подготовка методической выставки к педсовету.



В соответствии с циклограммой контроля проанализировала непосредственно образовательную деятельность по художественно-творческому направлению.


Подготовила методическую выставку: грамотно, профессионально, в соответствии с темой педсовета.

Показала свои умения планомерно организовывать свою деятельность для подготовки конкретного методического мероприятия.


7


Изучение оснащенности методического кабинета и оказание помощи в его пополнении материалами для художественно-творческого развития детей.

Участие совместно с заведующим ДОУ в собеседовании по планам самообразования педагогов.


Совместно с заведующим ДОУ участвовала в собеседовании по планам самообразования. Каждый педагог самостоятельно изучает проблемные вопросы, готовит рефераты, консультации, планирует проведение мастер-классов.


Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности: подготовила демонстрационный материал для занятий изодеятельностью.



8


Составление конспектов открытых видов деятельности и их утверждение.

Обсуждение с воспитателями конспектов открытых видов деятельности художественно-творческого направления.


В процессе работы с воспитателями обсуждены вопросы по содержанию конспектов открытых видов деятельности художественно-творческого направления.


Каждый педагог получил практическую помощь при подготовке отрытых видов деятельности художественно-творческого направления.


9


Обсуждение с заведующим алгоритма анализа календарных планов педагогов.

Проверка календарных планов воспитателей

Подготовка аналитической справки по материалам проверки календарных планов педагогов.

Составление конспектов открытых видов деятельности и их утверждение



В процессе анализа календарных планов рекомендовано педагогам учитывать единую тему во всех видах деятельности. В соответствии с ФГТ планировать непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников.


Показала глубокие знания в области планирования педагогической работы с детьми. Подготовила конкретные рекомендации для каждого педагога.


10


Участие в административном совещании по подготовке и проведению Дня открытых дверей для родителей.

Выполнение организационных заданий заведующего ДОУ по проведению Дня открытых дверей для родителей.

Помощь воспитателям в подготовке открытого показа художественно-творческой деятельности с детьми

День открытых дверей для родителей с показом открытых видов деятельности художественно-творческого направления.


Совместно с руководителем ДОУ организовала работу воспитателей по реализации плана Дня открытых дверей для родителей.

Показала глубокие знания в области основ изобразительного искусства, методики руководства изобразительной деятельностью детей, что позволяет правильно организовать учебно-воспитатель-ный процесс и добиться высоких результатов. Организовала работу воспитателей, используя различ-ные методы: индивидуальные беседы, посещение занятий педагогов, и т.п.      


11


Оформление совместно с детьми выставки детских работ по итогам открытых показов в День открытых дверей.

Подготовка анкет для родителей.

Разработка схемы и вопросов для коллективного обсуждения открытых мероприятий для родителей.

Коллективное обсуждение открытых показов художественно творческой деятельности с детьми.

Анкетирование родителей.


Подведение итогов по проведению Дня открытых дверей для родителей: с детьми оформили выставку, для родителей подготовила анкеты, с каждым педагогом проанализировали открытые мероприятия.


Умеет проанализировать педагогическое мероприятие, определяя положительные стороны и подготовить рекомендации для устранения замечаний.



12


Анализ демонстрационного материала в группах для проведения художественно-творческой деятельности с детьми.

Изучение оснащенности методического кабинета и оказание помощи в его пополнении материалами для художественно-творческого развития детей.

Подготовка материалов для проведения практического семинара по теме: Использование

нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности дошкольников


Работа в методическом кабинете в соответствии с индивидуальным планом практики.



Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности: подготовила демонстрационный материал для занятий изодеятельностью.



13


Работа с детьми в Центре самостоятельной художественно-творческой деятельности: показ нетрадиционных изобразительных приемов.

Подготовка материалов для проведения практического семинара по теме: Использование

нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности дошкольников.

Оформление материалов для родительского стенда «Цветные ладошки».


Работа в методическом кабинете в соответствии с индивидуальным планом практики


Показала умение работать с детьми и может научить этому педагогов. Умеет показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс,


14


Анализ детских творческих работ в подготовительной к школе группе.

Подготовка образцов для проведения практического занятия семинара по теме:

Использование

нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности дошкольников.

Проведение практического занятия семинара по теме:

Использование

нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности дошкольников


Самостоятельное проведение методического мероприятия-семинара для воспитателей.


Показала умение работать с коллективом педагогов, активизировать их на совместную творческую деятельность.


15


Собеседование с заведующим ДОУ и анализ проведенного практического занятия семинара по теме:

Использование

нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности дошкольников.

Изучение оснащенности методического кабинета и оказание помощи в его пополнении материалами для художественно-творческого развития детей.


Работа в методическом кабинете в соответствии с индивидуальным планом практики


Показала умение работать с коллективом педагогов, активизировать их на совместную творческую деятельность


16


Участие в административном совещании при заведующем ДОУ с вопросом проведения тематической проверки «Организация и осуществление педагогической деятельности в ДОУ по реализации образовательной области «Художественное творчество».

Анализ планирования непосредственно образовательной деятельности художественно творческого развития дошкольников.

Изучение оснащенности методического кабинета и оказание помощи в его пополнении материалами для художественно-творческого развития детей.


Работа в методическом кабинете в соответствии с индивидуальным планом практики


Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности.


17


Участие в тематической проверке «Организация и осуществление педагогической деятельности в ДОУ по реализации образовательной области «Художественное творчество».

Обсуждение вопросов контроля и распределение функций среди участников комиссии тематической проверки.

Анализ содержания Центров самостоятельной

художественно-творческой деятельности дошкольников в группах в рамках тематической проверки.


Участие в тематической проверке


Показала свои умения планомерно организовывать свою деятельность для подготовки конкретного методического мероприятия.


18


Подведение итогов тематической проверки. Принятие управленческих решений по итогам тематической проверки.

Изготовление информационных материалов на стенд по итогам тематической проверки.

Составление аналитической справки по итогам тематической проверки по анализу содержания Центров самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников в группах.



Работа в методическом кабинете в соответствии с индивидуальным планом практики.



Показала умение работать с коллективом педагогов, активизировать их на совместную творческую деятельность


19


Подготовка к педсовету.

Подготовка рекомендаций для педагогов.

Участие в работе педсовета с вопросом анализа обогащения Центров самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников в группах.


Участие в организации и работе педсовета.


Показала свои умения планомерно организовывать свою деятельность для подготовки конкретного методического мероприятия.


20


Изготовление дидактических игр по заданию заведующего ДОУ.

Подбор методических материалов для оформления родительских уголков.

Оформление документации по организации методической практики.


Работа в методическом кабинете в соответствии с индивидуальным планом практики.



Показала умение работать с коллективом педагогов, активизировать их на совместную творческую деятельность

Анкета для родителей по питанию

 

1. Назовите любимое блюдо вашего ребенка.

2. Какие овощные и молочные блюда вы готовите дома?

3. Часто ли даете ребенку сладости?

4. Любит ли ваш ребенок фрукты?

5. Как относится ваш ребенок к красивому оформлению блюда? Практикуете ли вы оригинальное оформление блюд дома?

6. Какие блюда  и напитки из меню детского сада вы готовите дома?

7. Что не любит есть ваш ребенок?

8. Хотели бы Вы, чтобы в уголках для родителей мы вывешивали рецепты блюд, которые больше всего нравятся детям?

9. Ваши предложения по организации конференции по питанию для родителей в нашем детском саду.

10. Ваши предложения по меню в детском саду.


КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА

СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ»  

  1. Не принуждать.   Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть, значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет, есть только чего-то определенного, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное!    Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во   внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае, голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

  2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения,  настойчивые повторения, предложения - прекратить.

  3. Не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения. Еда- средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

  4. Не торопить.Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один не дожеванный кусок.

  5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не  протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.

  6. Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должно быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.

  7. Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так! Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов и предложить поесть. Еда перед тобой: ешь, если хочешь. 

 При организации правильного питания ребенка дошкольного возраста дома следует учитывать следующее:

Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно - таки сложное дело.

Не забывайте хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки.

Не фиксируйте  во время еды внимание ребенка на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья).

Очень важно помнить, что:


Особенности питания дошкольников в осенний период

Осенний период имеет свои особенности в организации правильного питания ребенка. Низкая температура воздуха оказывает определенное влияние на организм ребенка. Прежде всего, это повышенная отдача тепла, т.е. высокие энергетические затраты организма, что влечет за собой напряженность всех видов обмена веществ. В целях компенсации растущих энергетических потерь в первую очередь необходимо увеличить белковый компонент пищи. Ребенок ежедневно должен получать мясные и рыбные блюда и молочные продукты, в том числе творог. Особенно полезны кисломолочные продукты, белок которых легче усваивается, а главное – они положительно влияют на состав микрофлоры кишечника и тем самым поддерживают оптимальное состояние здоровья ребенка.

         В осенний период ребенок чаще болеет простудными заболеваниями, острыми респираторными и другими инфекциями в результате не только контактов с уже заболевшими, но и охлаждения организма, что резко снижает его сопротивляемость.

          Устойчивость ребенка к заболеваниям во многом определяется достаточной обеспеченностью его организма витаминами. Особенно высока роль таких витаминов, как аскорбиновая кислота, витамины группы В, витамин А, а также каротин, из которого вырабатывается витамин А. Поэтому в рацион  ребенка целесообразно  ежедневно включать продукты, наиболее богатые витаминами: свежие овощи, фрукты, зелень.

         Известно, что за время долгого хранения содержание витаминов в овощах и фруктах резко снижается. Поэтому наряду со свежими овощами и фруктами детям целесообразно давать соки, фруктовые и ягодные пюре промышленного производства, обогащенные витаминами. Можно использовать и быстрозамороженные продукты, в которых, благодаря современным технологиям, гарантирована сохранность витаминов. 

Как организовать полноценное питание дома

Полноценным «строительство» детского организма станет в том случае, если Ваш малыш ежедневно будет иметь в своем рационе:

 Лучше всего весь объем пищи распределить на 4 приема и соблюдать несколько весьма полезных правил:

Роль витаминов в детском питании 

 Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании фрагментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклеидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.

       Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.

     Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.

   Обычно детям не хватает витамина С, группы В, а также витамина А и бетакаротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения.

    Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организме питания – при недостаточном включении в рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы.

    В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов. Так, главными источниками витамина С являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (соленые овощи, зелень).

    Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его недостатке в организме отмечается повышенная  утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот.

    Витамин В2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме. При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки («заеды»). При выраженном дефиците витамина В2 может развиваться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюктивит) и полости рта (стоматит). Основными источниками витамина В2 являются молочные продукты, мясо, субпродукты, яйца, пивные и пекарские дрожжи.

    Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура – особого светочувствительного вещества. Определенную роль витамин А играет в выработке иммунитета. При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержки роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.

     Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А. Каротином богаты зеленые части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски. 

У вашего малыша плохой аппетит?

В возрасте – 3-5 лет – многие родители сталкиваются с такой проблемой как плохой аппетит любимого чада. И проблема эта чаще всего появляется в период перехода с жидкой на твердую пищу. Родители пытаются насильно покормить ребенка, запихнуть в него «ещё хоть ложечку» и попадают в замкнутый круг: он не хочет ни есть сам, ни чтобы его кормили; он набивает рот едой и сидит, не жуя, может ходить с полным ртом часами, а если удастся накормить, его тут же рвет.

    Пищевое поведение — очень важная часть жизни любого существа, потому что связана с задачами его выживания и вза­имодействия со средой вообще. У человека, помимо чисто био­логического аспекта, можно говорить еще и о символике корм­ления: кормление — это всегда еще и одаривание любовью, поддержкой, различными, кроме пищи, средствами выживания и развития. Вспомните русские народные сказки: «Поешь моих яблочек, попробуй моих пирожков...» — все эти предложения, без сомнения, содержат в себе не только кулинарно - рекламный смысл. Поэтому очень многие особенности личности маленьких детей связывают со способом их пищевого поведения.

Итак, ребенок, который отвергает или не переваривает пищу, испытывает неосознанные сомнения в том, что это ему нужно, возможно, отвергает отношение взрослых в той форме, в кото­рой оно проявляется, и не может справиться с ожиданиями и претензиями, которые к нему предъявляются (отсюда — неспо­собность пережевывать то, что под нажимом он все же взял в рот). Долговременными последствиями такого рода переживаний могут быть пониженная самооценка, слабый жизненный тонус и недоверие к миру вообще. Кормление вопреки жела­нию представляет собой одну из форм физического насилия.

    Как помочь родителям справиться с этой проблемой?

     Прежде всего, убедитесь с помощью педиатра, что у ребенка не нарушен рефлекс глотания. Затем, пока не возникло невроза (если еще не воз­никло), следует сделать следующие шаги.

     Во-первых, перестать кормить вообще, но класть на видное доступное место ту пищу, которая ребенку нравится больше.

     Во-вторых, сменить обстановку и таким образом сломать стереотип: пусть его покормит бабушка, папа или кто-то из знакомых — тогда он получит возможность вести себя совсем по-другому.

     Одновременно можно попробовать применять игровые при­емы воспитания (кормить кукол, зверюшек). И еще одно по­желание: задумайтесь о том, что для вас значит пища и как вас кормили в детстве? А также попробуйте сосредоточиться на тех проблемах (материальных, эмоциональных), которые существу­ют у вас сейчас, помимо сложностей воспитания малыша. Воз­можно, именно они бессознательно и породили ваши сегодняш­ние проблемы, потому что ребенок в раннем детстве почти всегда отражает то, что получает от взрослых, а язык психосо­матики — единственный, которым он владеет в совершенстве.

     И напоследок, вам стоит помнить о том, что самое главное – не воспринимать плохой аппетит ребенка в этом возрасте как  страшную проблему, потому что ребенок  интенсивно растет до двух лет, с двух до пяти его рост замедляется, соответственно снижается и потребность в питательных веществах. Малыш вырастет и аппетит, несомненно, восстановится. 

Критерии оценки непосредственно образовательной деятельности


1. Постановка цели занятия
0 – цель не конкретна
1 – цель конкретна, но не проверяется её достижение
2 – цель диагностична и проверяется её достижение

2. Формирование мотивации
0 – не уделяется внимание
1 – использование внешних стимулов
2 – с целью усиления мотивации воспитатель в ходе занятия вносит изменения в зависимости от настроения и деятельности детей

3. Владение материалом
0 – даётся материал не выше уровня гос. программы
1 – материал программ иногда дополняется другими факторами
2 – материал программ постоянно дополняется различными факторами

4. Дифференциация содержания
0 – нет дифференциации
1 – дифференциация без предварительной диагностики
2 – дифференциация на основе диагностики

5. Владение методами обучения и воспитания
0 – однообразие методов
1 – от сочетания 2-3 методов
2 – широкий арсенал, мак сочетание методов

6. Виды познавательной деятельности
0 – репродуктивный
1 – частично поисковый
2 – поисковый с элементами микроисследований

7. Стиль управления деятельностью детей, характер пед. общения, характер взаимодействия с детьми
0 – авторитарный
1 – демократический
2 – личностно-ориентированный

8. Результативность занятия
0 – цель не достигнута
1 – частично достигнута.
2 – полное достижение цели

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УГОЛКОВ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ



Цель: Создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

УСЛОВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКОВ:

1. Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность

2. Использование детского дизайна в оформлении.

3. Наличие произведений искусства. Соблюдение возрастных требований.

4. Изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность.

5. Оборудование для рисования, лепки, аппликации.

6. Работа с цветом (Учебно-наглядный материал, д/и) (см. приложение)

7. Работа и линией (учебно-наглядный материал, д/и) (см. приложение)

8. Различная техника изобразительного творчества (образцы)

9. Развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, д/и) (см. приложение)

10. Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, д/и). ( см. "Изобразительное искусство" ч.1)

11. Жанры живописи - старший дошкольный возраст. (см. "Изобразительное искусство" ч.2)

12. Образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла)

13. Уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал)

14. Организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития - перспективные планы.

15. Наличие игрового персонажа.

ПРИЛОЖЕНИЕ

2-я младшая группа
Т.В.Башаева "Развитие восприятия у детей Форма, цвет, звук"

· "Помоги рыбкам" стр. 35

· "Собери капельки в стакан" стр. 36

· "Какого цвета предмет?" стр. 37

· "Собери листочки" стр. 37

· "Помоги козлятам быстро спрятаться от волка" стр. 38

· "Сложи пирамидку" стр. 39

· "Сложи радугу" стр. 39

· "Подбери пару" стр. 40

· "Какие шарики летят?" стр. 40

· "Собери бусы для мамы" стр. 36

· "Нарисуй красками" стр. 40
О.М.Дъяченко, Е.Л.Агаева "Чего на свете не бывает?"

· "Воздушные шары" стр. 11

· "Спрячь мышку" стр. 11

"Разноцветные поляны" стр. 11
Л.А.Венгер. дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

· "Воздушные шары" стр. 29

· "Улетающие шары" стр. 29

· "Игрушки" стр. 30

· "Зажги фонарик" стр. 30

· "Полосатые коврики" стр. 33

Издательство "Карапуз" "Цвет и форма"

· "Помоги гномику подобрать цвет"


СРЕДНЯЯ ГРУППА:
Т.В.Башаева "Развитие восприятия у детей Форма, цвет, звук"

· "Подбери к каждому предмету цвет" стр. 47

· "Собери красивый букет" стр. 48

· "Какого цвета не хватает?" стр. 46
О.М.Дъяченко, Е.Л.Агаева "Чего на свете не бывает?"

· "Разноцветная вода" стр. 27

· "Цветные дома" стр. 27

· "Лото, цвет и форма" стр. 28

· "Волшебная палитра/ ли чудесные превращения красок в другие цвета"
Л.А.Венгер. дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

· "Радуга" стр. 34

· "Чайный сервиз" стр. 37

· "Превращение воды в другой цвет" стр. 39

· "Цветной волчок" стр. 40

· "Морские волны" стр. 42

· "Праздничный салют" стр. 43

· "Пароход" стр. 44

· "Волшебные цвета" стр. 45
СТАРШАЯ ГРУППА
Т.В.Башаева "Развитие восприятия у детей Форма, цвет, звук"

· "Нарисуй сказочную лесенку" стр. 49

· "Подбери красивое сочетание цвета" стр. 49

· "Сложи красивую пеструю ткань для штор" стр. 49

· "Нарисуй ковер" стр. 50

· "Нарисуй природу" стр. 50

· "Смешай разные краски" стр. 50
Л.А.Венгер. дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

· "Разноцветные цепочки" стр. 48

· "Волшебная палитра" стр. 45
Г.А.Урантаева, Ю.А.Афонькина "Помоги принцу найти Золушку"

· "Раскрась картинку" стр. 46, 51

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Г.А.Урантаева, Ю.А.Афонькина "Помоги принцу найти Золушку"

· "Помоги выложить коврик" стр. 64

· "Собери гирлянду" стр.70, 71

· "Придумай наряд Хозяйке Медной Горы,

Огневушке - Поскакушке, Золушке и ее сестрам" стр. 121-128
Н.Алексеевская "Карандашник озорной"

· "Краски летнего дня" стр. 62
Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста"

· "Волшебный коврик" стр. 237
О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. "Путешествие в прекрасное"

· "Найди в природе яркие и блеклые цвета" стр. 237

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФОРМА

2-я младшая группа
О.М. Дъяченко, Е.Л.Агаева "Чего на свете не бывает?"

· "Веселый гном" стр. 20

· "Почтовый ящик" стр. 7

· "Сделай узор" стр. 8

· "Сделай как я" стр. 16
Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста"
Л.А.Венгер. дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Л.А.Венгер. дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

· "Поручения" стр. 64

· "Найди, что спрятано" стр. 65

· "Домино" стр. 65

· "Выложи орнамент по рисунку" стр. 67

· "Из каких фигур состоит рисунок?" стр.

Н.Алексеевская "Карандашик озорной"

· "Построй рисунки" стр.107

· "Карандаш возьми дружок, нарисуй-ка нам кружок" с. 25
Т.В.Башаева "Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук"

· "Сложи узор из кружков и квадратов" стр. 48

· "Обведи фигуру" стр. 23

· "Сложи узор из фигур" стр. 27

Ж. "Дошкольное воспитание" N 6 - 97 г.

· "Выложи орнамент" стр. 27

СТАРШАЯ ГРУППА
О.М. Дъяченко, Е.Л.Агаева "Чего на свете не бывает?"

· "Выложи сам" стр. 42

· "Коврик для куклы" стр. 43

· "Магазин ковров" стр. 44
Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста"
Л.А.Венгер. дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

· "Найди такой же узор" стр. 86

· "Кто больше увидит" стр. 90

· "Мы составляем игрушку" стр. 94

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста"
Л.А.Венгер. дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.

· "Поможем Незнайке" стр.

· "Угадай. Что на моей картиинке?" стр. 91

· "Выложи предмет" стр. 97

· "Фигурки из цветной мозаики" стр. 96

· "Придумай сам" стр. 98
З.А.Михайлова "Игровые занимательные задачи для дошкольников"
Н.Алексеевская "Карандашик озорной"

· "Заколдованные зверушки" стр. 102

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛИНИЯ (толстая-тонкая, волнистая-прямая, длинная-короткая)

2-я младшая группа
Т.Н.Доронова "Природа, искусство и изобразительная деятельность"
В.И.Ашиков. С.Г.Ашикова "Подружись с карандашом" (3-4 года)

· "В небе солнышко живет" (нарисуй лучики) стр. 6

· "Солнышко греет землю" стр. 9

· "Смешной ежик" стр. 21

· "Снегопад. Снежинки" стр. 29

· "Весенний дождик" стр. 35

· "Весенний ручеек" стр. 43

· "Весна. Прилив" стр. 45

· "Бяка - закоряка" (сердитая линия)

СРЕДНЯЯ ГРУППА
Н.Алексеевская "Карандашик озорник"

· "Ежик и елочка" стр. 19

· "Дорого для машин" стр. 20

· "Травка для зайца" стр. 21

· "Травка и дрова" стр. 22
Издательство "Карапуз" "Линии и точки"

· "Почини забор"

· "Сказка про дождик"
Веселые прописи. Библиотека И.Резника

· "Машина едет по дороге" стр.1
О.М.Дъяченко, Е.Л.Агаева "Чего на свете не бывает?"



СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ
М.Дрезнина "Игры на листе бумаги"

· "Линии с характером" стр. 30

· "Поиграем в лабиринт" стр. 34

· "Как зовут твоего героя" стр.35
О.М.Дъяченко "Чего на свете не бывает?"

· "Вниз по волшебной реке" стр.61

· "Тир" стр.62

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

ШТРИХОВКА


2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА
Т.Н. Доронова "Природа, искусство и изобразительная деятельность"

СРЕДНЯЯ ГРУППА
О.М. Дъяченко "Чего на свете не бывает?"

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
Н.А.Курочкина "Детям о книжной графике"


ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

РИТМ

МЛАДШАЯ ГРУППА
М.Дрезина "Игры на листе бумаги"

СРЕДНЯЯ ГРУППА
М.Дрезина "Игры на листе бумаги"

СТАРШАЯ ГРУППА
М.Дрезина "Игры на листе бумаги"
О.М.Дъяченко "Чего на свете не бывает?"

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
М.Дрезина "Игры на листе бумаги"



ПРИЛОЖЕНИЕ N 6

КОМПОЗИЦИЯ

МЛАДШАЯ ГРУППА
Т.Н.Доронова "Природа, искусство и изобразительная деятельность"

· "Укрась тарелочку" стр.29

· "Укрась красиво уголки у платочка" стр.

СРЕДНЯЯ ГРУППА
Дрезнина "Игры на листе бумаги"

· "Рассыпались бусы на ковре" стр. 37

· "Намагниченные шары" стр. 37

· "Я украшу уголки" стр. 38

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
Дрезнина "Игры на листе бумаги"

· "Плывут по небу облака" стр.

· Составлю свой узор из полос, кругов и облаков" стр. 39
Дъяченко "Чего на свете не бывает?"

· "Магазин ковров" стр. 44

"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".


С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки : Мама это сделает лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой.

Индивидуальный план практики
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации