Сергиенко Л.В. Экономика - файл n1.doc

приобрести
Сергиенко Л.В. Экономика
скачать (1770 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1770kb.18.09.2012 17:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Л. В. Сергиенко

ЭКОНОМИКА




Учебно-методическое пособие


Новосибирск

2005

Автор

доцент Л. В. Сергиенко
Рецензенты:

кандидат экономических наук, профессор Л. М. Иванова,

кандидат экономических наук, профессор С. Ф. Самсонов

Сергиенко Л. В.

Экономика: Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: НГИ, 2005. 185 с.
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с ГОС и программой дисциплины «Экономика» для неэкономических специальностей.

В данном пособии на основе обобщения современных научных представлений, существующих мировых и отечественных подходов к содержанию экономической компоненты высшего профессионального образования изложены основные концепции современной экономической теории.

Особенностью данного издания является объединение содержания в укрупненные главы — модули. В содержании глав и проблемных вопросов к ним сделан акцент на институциональные аспекты экономических процессов в России.

Пособие предназначено для студентов 1-го и 2-го курсов направлений «Психология» и «Юриспруденция», по которым осуществляется обучение в Новосибирском гуманитарном институте, но может быть использовано и при изучении раздела «Введение в экономическую теорию» по направлению «Экономика».

При работе над пособием была использована отечественная учебно-методическая литература и работы зарубежных авторов, указанные в списке литературы.


Печатается по решению кафедры экономической теории.

© Новосибирский гуманитарный институт, 2005

© Л. В. Сергиенко, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Введение в экономическую теорию

1.1. Основные этапы развития экономической теории

1.2. Предмет экономической теории

1.3. Методы экономической теории
Глава 2. Институциональные основы функционирования рынка

2.1. Экономические системы

2.2 Формы собственности

2.3. Деньги. Функции денег

2.4. Государство в рыночной экономике
Глава 3. Человек в экономике

3.1. Экономический выбор

3.2. Спрос

3.3. Потребление и сбережение
Глава 4. Поведение фирмы в экономике

4.1. Теории предпринимательства

4.2. Фирма

4.3. Виды издержек

4.4. Предложение

4.5. Виды рынков
Глава 5. Макроэкономические показатели и их регулирование

5.1. Национальный доход

5.2. Совокупный спрос и совокупное предложение

5.3. Экономический цикл

5.4. Стабилизационная политика государства
Глава 6. Международные экономические отношения

6.1. Валютный курс

6.2. Платежный баланс

6.3. Внешняя торговля
Заключение

Литература


Предисловие
Одним из направлений развития модульной образовательной технологии в преподавании гуманитарных наук является необходимость «…активизировать разработку теоретико-методологических и методических проблем, связанных с изучением социально-экономических наук» [54, с. ]. Это особенно актуально в настоящее время, когда переход к непрерывному образованию требует развития у студентов способностей к самостоятельному приобретению новых знаний. Усиливается значимость способности профессионала к анализу нестандартных ситуаций и выбору решений в условиях многовариантности и многоаспектности явлений современной действительности. Задача обучения состоит, прежде всего, в том, чтобы вооружить обучаемого средствами ориентации, «путеводителями» в области познания и правилами пользования ими.

Экономика как наука представляет собой один из путей к пониманию процессов, происходящих в стране и мире. Плодотворность экономического подхода к социальным явлениям была продемонстрирована на примере таких форм деятельности, как голосование на выборах, лоббизм, дискриминация, войны и революции, преступность, образование, брак.

Экономический образ мышления является особым подходом к пониманию мира. Его можно использовать практически в любой ситуации, затрагивающей отдельных людей, фирмы и государство. В идеале экономический подход должен описывать экономическое поведение человека таким, каков он есть в сетях экономических и социальных взаимодействий в обществе. Экономический образ мышления позволяет дополнить картину мира каждого человека и расширить его сознание, обогатив новыми концепциями.

Человек и общество — в этих границах расположено все многообразие экономических агентов и их совокупностей, которые изучает экономика как наука.

Со словами Беккера: «Я утверждаю, что экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения», — согласны все экономисты.

В ретроспективе спектр определений предмета экономики достаточно широк как следствие различия подходов авторов, однако особенностью дисциплины является господство «основного течения» — main stream economics, которое и отражено в учебниках. Доминирующее направление в экономике претендует на способность точно описать поведение индивидов, совершающих любой выбор в любой ситуации с ограниченными ресурсами, сравнивая затраты и выгоды.

Идея данного учебно-методического пособия сформировалась как вариант решения следующей проблемы: под влиянием внешней среды, огромного потока книг по экономической теории, изданных за последнее время, не уменьшается поток вопросов при изучении дисциплины «Экономика» студентами как экономических, так и неэкономических специальностей, которые не смогли найти ответов на них. Эта проблема саймоновского (Г. Саймон) субъекта состоит не столько в том, что у него мало информации, сколько в том, что ее слишком много относительно возможностей ее обработки.

Основой пособия являются разработанные автором в НГИ курсы экономических дисциплин на базе ГОС и рабочих программ.
Глава 1. Введение в экономическую теорию
Изучив эту главу, вы будете способны объяснять:




1.1. Основные этапы развития экономической теории
Экономические отношения и знания возникали у всех народов и во все эпохи. Они охватывали проблемы собственности, денежные отношения, роль государства в хозяйственной жизни, формирования доходов и расходов отдельных хозяйств. Были обнаружены доказательства существования элементов экономических отношений в древних государствах, таких, как Египет и Китай. История человечества — это и история экономики как хозяйственных отношений между народами, так и развития экономических систем внутри каждого народного хозяйства.

Но экономическая мысль еще долго оставалась элементом религиозно-этических суждений, а не отдельной экономической науки.

Развитие экономических воззрений связано с великим ученым античности Аристотелем (ок. 384–322 гг. до н. э.). Он использовал термин oikonomike (oikos«дом», nomos «закон»), указывая, что эта наука «предполагает три элемента власти: во-первых, власть господина по отношению к рабам; во-вторых, отношение отца к детям; в-третьих, отношение мужа к жене» [2, с. 398].

Аналогично латинский термин oekonomia означал как управление домашними делами, так и «управление» вообще, а также стал синонимом слова «бережливость».

В средние века высшим авторитетом пользовались труды схоласта Фомы Аквинского (1224–1274). Его теория справедливой цены, доктрина ростовщичества, количественная теория денег (ее изложил Мартин Наваррец в 1556 г.) опирались на свод предписаний из философии, права и теологии.

Схоластическая экономическая мысль предписывала верующим, что им делать (богатым — проявлять щедрость), т. е. носила нормативный характер.

В тот период соблюдение экономических предписаний Ф. Аквинского гарантировало спасение души в ином мире, так как было официальной доктриной католичества.

Экономическая наука стала развиваться активнее в европейской цивилизации вследствие ее большей открытости и динамизма: XV—XVI вв. стали эпохой великих географических открытий, а в XVII в. большое внимание в Европе уделялось государственному управлению. Необходимость осмысления этих явлений обусловила появление в XV—XVIII вв. в европейских странах трактатов меркантилистов (от итал. mercante — торговец, купец), посвященных проблемам расширения внешней торговли как главного источника пополнения государственной казны. А французский термин economie стал в сочетании с politique характеризовать управление государственными делами. Новый термин обязан своим появлением А. Монкретьену (1615), который предлагал установить правительственный контроль над рынком.

Более точные определения политической экономии в XVII в. как науки можно найти у физиократов Кенэ (16941774), Тюрго (17271781), которые считали источником богатства сферу сельскохозяйственного производства, а не сферу обращения. В исходной трактовке физиократов экономика — это наука о природе, воспроизводстве, распределении и использовании богатства.

К 70-м годам XVIII века к термину economie politique добавилось слово «наука»; он стал относиться почти исключительно к производству и распределению богатства в контексте управления ресурсами государства.

Сэр Джеймс Стюарт (1767) объяснял, что подобно тому, как «экономия вообще есть искусство удовлетворения потребностей семьи», так и наука политической экономии стремится «обеспечить определенный фонд существования для всех жителей».

Исторически сложилось так, что формирование экономической науки связано с именем и творчеством величайшего ученого-экономиста Адама Смита (1723–1790), что абсолютно справедливо. Классическая политическая экономия нашла свое последовательное выражение и развитие в его трудах. Главный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» вышел в свет в 1776 г. Идеи свободы, политического и экономического либерализма (laisser faire), трудовая теория ценности — это основополагающие мысли книги, на основе которых создается стройная теория политической экономии.

Связь науки политической экономии с материальным благосостоянием оказалась особенно устойчивой, так же, как ее связь с искусством законотворчества. Дж. С. Миль, подчеркивал моральную и социальную природу политической экономии — «науки, изучающей законы, которые управляют общественными явлениями, возникающими как следствие объединенных усилий людей по производству богатства в той мере, в какой эти явления не модифицированы стремлением людей к достижению какой-либо иной цели» (1833).

Дж. Кэрнс предложил еще более сжатую формулировку — «политическая экономия объясняет законы феноменов богатства» (1875).

Взгляды экономистов классического подхода являются достоянием всего человечества и имеют универсальный характер. Но экономическая политика каждого государства должна служить и экономическому развитию определенной страны и ее народа, следовательно, она может иметь свои отличия. В этом направлении экономических исследований (оно получило название исторической школы) работал Фридрих Лист (17891846). Согласно Листу, каждая нация, находящаяся на соответствующей стадии своего развития, требует особенного набора экономических доктрин — «национальной системы политической экономии», тогда как «классики» претендовали на универсальный характер применения своего учения.

К исторической школе примыкает институционализм. Его яркие представители — К. Маркс, Т. Веблен, К. Поланьи и Дж. К. Гэлбрейт.

Институты — «результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого [и потому являются] фактором социальной инерции, психологической инерции» [13, с. 202–203]. Таким образом, институты задают «рамки» всего последующего развития общества.

В середине XIX в. возникли два новых направления развития и определения политической экономии. К. Маркс (1818–1883), не отказываясь от ее названия, нашел ей новый предмет — изучение «анатомии гражданского общества» (1859). Он использовал принцип историзма в своих политико-экономических исследованиях. Маркс и марксисты призывали рабочий класс познать свои действительные интересы, отличные от интересов высших классов общества, и посвятить себя классовой борьбе.

В последней трети XIX в. марксизм потеснило новое направление, получившее название маржинализм или теория предельной полезности. И новый термин economics (экономика или экономическая наука), аналогичный «математике» (mathematics), был введен Маклеодом (1875), а к 20-м годам XX в. он получил уже широкое распространение. Новое определение предмета науки, как «изучающей человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление» (Л. Робинс, 1932), означало отказ от взглядов на предмет самой науки, которых придерживались экономисты-классики. Теория маржинализма была создана тремя учеными — С. Джевонсом (1835–1882), К. Менгером (1840–1921), Л. Вальрасом (1834–1910) — почти одновременно и независимо друг от друга. А. Маршалл (1842–1924) развил неоклассическую экономическую теорию в книге «Принципы экономической науки» (1890). Его описание экономической науки как «механизма для нахождения конкретной истины» было интегрировано Кейнсом в его знаменитое определение: «Экономическая наука является скорее не доктриной, а методом, аппаратом и техникой мышления, которые помогают владеющим им приходить к правильным выводам» (1921). Это представление обобщила Дж. Робинсон, охарактеризовавшая экономическую науку как «ящик с инструментами» (1933).

«Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голос с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад» [27, с. 458].

Можно сделать вывод, что экономическая наука соединяет свои новые достижения и прежние взгляды, если это способствует ее развитию.

Как и другие ученые, экономисты выводят теории, собирают факты, проверяют с их помощью созданные теории, т. е. работают на теоретическом и эмпирическом уровнях изучения реальности. На продвинутых уровнях теории разрабатываются системы аксиом и доказательства теорем о поведении экономических агентов в тех или иных тщательно оговоренных условиях.

Вопрос, который естественным образом возникает при изучении любой науки, заключается в оценке перспектив практической применимости ее выводов: можно ли на базе данной теории сформулировать достаточно точный прогноз поведения изучаемого объекта?

Здесь на помощь приходит изучение исторического опыта: он объективен, разнообразен, и в то же время в нем часто встречаются похожие проблемы и ситуации.

Во все века исследование возможностей развития экономики как залога сохранения цивилизации стало закономерным результатом осознания человечеством границ своего материального мира.
1.2. Предмет экономической теории
Все студенты, начинающие изучать новую дисциплину, стремятся выяснить предмет науки, которую данная дисциплина преподносит (так проще сдавать экзамен).

Предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе.

Экономика — это наука, изучающая поведение людей в процессе выбора вариантов распределения и использования ограниченных ресурсов и экономических благ в целях удовлетворения потребностей людей, а также принципы повышения эффективности этого процесса.

Современные определения экономической науки комбинируют проблему распределения ресурсов с новыми теориями занятости, инфляции и экономического роста (а некоторые экономисты подчеркивают значение институциональной структуры экономики и социальных взаимосвязей внутри нее).

Предмет традиционного экономического анализа составляет на индивидуальном уровне — рациональное поведение, направляемое эгоистическими интересами, на социальном — рыночные интересы.

В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным экономическим агентом признается индивид. Все остальные агенты рассматриваются как производные от него формы: фирмы — как юридические сущности, а государство — как агентство по спецификации и защите прав собственности. Традиционная для микроэкономики раздвоенность на теорию поведения индивида и теорию фирмы тем самым преодолевается, а принцип максимизации полезности приобретает универсальное значение. В теории прав собственности фирма рассматривается, прежде всего, как определенная форма, сеть контрактов, по которым передаются «пучки» правомочий.

Фирма возникает как необходимая реакция на издержки рыночной координации, как своеобразный способ минимизации трансакционных издержек, т. е. издержек заключения сделок.

Экономика включает две части — микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика — часть экономики, которая исследует поведение отдельных экономических единиц, в частности поведение потребителей и фирм, в том числе и на рынках с различной степенью конкуренции.

Микроэкономика изучает, прежде всего, как принимают решения домохозяйства и фирмы и как они взаимодействуют на рынке. В рамках микроэкономики осуществляется анализ равновесия.

О равновесии можно говорить тогда, когда запасы ресурсов обеспечивают такие потоки благ, которые, в свою очередь, позволяют и дальше обеспечивать те же запасы ресурсов. Такое состояние кругооборота экономисты называют уравновешенным. Именно оно является явной или неявной предпосылкой метода анализа, называемого «сравнительная статика» или сравнительный статический анализ. Суть этого метода состоит в следующем. Сравниваются два уравновешенных состояния — до события, внесшего необратимые изменения в состояние системы, и после того, как система пришла в новое устойчивое состояние. При этом динамике перехода от одного состояния к другому внимание не уделяется.

Макроэкономикачасть экономики, которая изучает поведение экономики в целом, используя агрегатные показатели: уровень безработицы, уровень цен, национальный доход.

Макроэкономика началась с работ Дж. М. Кейнса. Он одним из первых поставил под вопрос претензии классической экономической теории на универсальность. Его основной тезис таков: «Постулаты классической теории применимы не к общему, а только к особому случаю, так как экономическая ситуация, которую она рассматривает, является лишь предельным случаем возможных состояний равновесия» [51, с. 224]. Точнее, классические постулаты верны лишь в условиях полной занятости имеющихся ресурсов и теряют свою аналитическую ценность по мере того, как рынок удаляется от ситуации полной занятости ресурсов.

Конечно, эти определения не описывают полностью все вопросы, которые изучают эти две основные части экономической теории. Тем не менее, именно они образуют каркас, основу экономической теории.

Как люди и общество связаны в экономической жизни, так и микроэкономика и макроэкономика связаны в экономической теории, но связь эта не остается неизменной во времени. Долгое время экономическая теория развивалась вообще без разделения на две «составные части». После обособления макроэкономики в конце первой трети XX в. выдающиеся ученые продолжали работать сразу по двум направлениям и получать при этом результаты, вошедшие в «золотой фонд» теории.

Долгое время учебники по экономике вводного уровня начинались с макроэкономической части, например, выдержавший на протяжении нескольких десятилетий десятки изданий учебник «Экономика» П. Самуэльсона (и примкнувшего к нему Д. Нордхауза). Это было вызвано не в последнюю очередь тем, что проблемы макроэкономики живо касаются всех, в том числе людей, очень далеких от экономики как науки. Кроме того, модельный аппарат этой части теории был довольно прост и практически не опирался на микроэкономические основы. Затем положение изменилось и теперь в учебниках вводного уровня микроэкономика обычно излагается перед макроэкономикой.

Основная проблема состоит в том, что теоретики равновесия используют свой инструментарий для систем, которые работают хорошо (цены уравновешивают рынки), в то время как макроэкономика изучает неравновесные состояния.

В микроэкономике краткосрочным является временной горизонт, в рамках которого хотя бы один фактор производства не является переменной величиной и с его постоянством агентам приходится считаться при принятии хозяйственных решений.

В макроэкономике краткосрочным является временной горизонт, в рамках которого хотя бы один ценовой параметр не является переменной величиной, и поэтому рынок не работает так, как ему «положено». Цены не успевают выполнить свою регулирующую функцию, и равновесие в экономике в целом каким-то образом устанавливается уже при неравновесных ценах на отдельных рынках.


1.3. Методы экономической теории
Экономисты считают себя здравомыслящими реалистами, трезво оценивающими мир в целом и человеческую природу в частности. Взгляд экономиста проникает за «фасад» хитроумного обмана и вдохновенной демагогии (планы) политиков, выявляет рациональное достижение собственного интереса у мучеников за веру, торговцев и убийц. Такой анализ без сомнения полезен для общества, так как несет важные элементы истины.

Например, экономический анализ права включает предсказание последствий и экономическую эффективность действия юридических правил с использованием теории цены и теории благосостояния.

Методы экономической теории будут направлены на объяснение и предсказание поведения людей в ситуациях выбора, т. к. экономическая теория занимается изучением «выборов, которые люди совершают, используя ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний» [19, с. 8].

Аналитические модели неоклассики (main stream economics) описывают поведение индивидов, совершающих любой выбор в любой ситуации с ограниченными ресурсами. Предмет выбора, внешние условия его осуществления, историческая эпоха, в которой он осуществляется, особой роли не играют.

Например, в модели политического поведения предполагается, что избиратели являются максимизаторами полезности, а политические партии — максимизаторами числа голосов. Отдельный избиратель голосует за ту политическую партию, которая, по его мнению, принесет ему наибольшую пользу, находясь у власти. Предполагается, что политические деятели движимы личным интересом, что противоречит цели достижения общественного блага.

Для изложения условий, в которых работают неоклассические модели, воспользуемся схемой эпистемологического анализа теории, предложенной Имре Лакатошем [76, 78]. Согласно его представлению, любая теория включает два компонента — «жесткое ядро» (hard core) и «защитную оболочку» (protective belt). Утверждения, составляющие «жесткое ядро» теории, должны оставаться неизменными в ходе любых модификаций и уточнений, сопровождающих развитие теории. Они образуют исследовательскую парадигму, те принципы, от которых любой, последовательно применяющий теорию исследователь не вправе отказаться, какой бы острой ни была критика оппонентов. Напротив, утверждения, составляющие «защитную оболочку» теории, подвергаются постоянным корректировкам по мере развития теории. Теория подвергается критике, новые элементы включаются в ее предмет исследования — все эти процессы способствуют постоянному изменению «защитной оболочки».

Три следующих утверждения образуют «жесткое ядро» неоклассики — без них не обходится построение ни одной неоклассической модели:


«Жесткое» ядро неоклассики:

• Равновесие на рынке существует всегда, оно единственно и совпадает с оптимумом по Парето (модель Вальраса-Эрроу-Дебре) [6, с. 531-532].

• Индивиды осуществляют выбор рационально (модель рационального выбора).

• Предпочтения индивидов стабильны и носят эндогенный характер, т. е. на них не влияют внешние факторы


«Защитная оболочка» неоклассики тоже включает три элемента:


«Защитная оболочка» неоклассики:

• Частная собственность на ресурсы является абсолютной предпосылкой осуществления обмена на рынке.

• Издержки на получение информации отсутствуют, и индивиды обладают всем объемом информации о сделке.

• Пределы экономического обмена определяются на основе принципа убывающей полезности, учитывая первоначальное распределение ресурсов между участниками взаимодействия. Издержки при осуществлении обмена отсутствуют и единственный вид издержек, который рассматривается в теории — производственные издержки


Методология экономического анализа включает два уровня — позитивную и нормативную экономику.

Задачей позитивного анализа экономики является поиск ответа на вопрос «Что происходит?» и объяснения выводов с помощью эмпирических данных.

Экономический анализ, выводы которого отвечают на вопрос «Что должно быть?» — это нормативный анализ экономики. Он строится на основе критериев экономического благосостояния.

Доказательством в экономической теории считается вывод из общепринятых в данной науке поведенческих допущений.

Выделение во времени будущего позволяет провести довольно четкую границу, на которой экономическая теория перестает быть наукой и становится экономической политикой, хотя бы даже «научно обоснованной». Прошлое и настоящее позволяют обнаружить определенные связи явлений, закономерности, являющиеся основой для прогнозов. В той мере, в какой экономисты заняты обнаружением таких закономерностей, они заняты позитивной наукой, формулируют в качестве ученых позитивные утверждения, то есть утверждения, объясняющие связь событий в мире, как он есть, или предсказывающие его изменения на основании сложившихся тенденций. Эти утверждения могут оспариваться с опорой на научные критерии оценки их истинности.

Вопрос, который естественным образом возникает при изучении любой науки, заключается в оценке перспектив практической применимости ее выводов: можно ли на базе данной теории сформулировать достаточно точный прогноз поведения изучаемого объекта?

Конечно, позитивные и нормативные утверждения могут быть взаимосвязаны. Обычно нормативные утверждения опираются на позитивные.

В той мере, в какой экономисты вместе с другими людьми пытаются сформировать будущее, они формулируют при этом нормативные утверждения, то есть утверждения, предписывающие, каким мир должен был бы быть. Эти утверждения опираются на наши этические, религиозные представления о том, что есть благо для людей и что им не является — ценностные суждения. Экономисты должны ясно говорить о том, насколько определены их прогнозы и выводы.

Большую роль в обосновании экономических теорий играют математические методы исследования. С математикой же у экономики отношения не простые. Еще со времен Леонардо да Винчи европейские ученые убеждены, что наука без применения математики — еще не наука или не вполне наука. Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если не прошло через математические доказательства, считал Леонардо да Винчи [18, с. 1].

Был уверен в этом и К. Маркс, чье суждение на эту тему начали упоминать в нашей стране на рубеже 50—60-х гг. XX в., когда в нашу страну начали возвращать математику, а вместе с ней и «буржуазную экономическую теорию». Сам К. Маркс неплохо владел основами анализа бесконечно малых величин (по имевшейся в Англии соответствующей литературе того времени), и даже формулировал нетривиальные для своего времени методологические положения об их исчислении, о чем свидетельствуют его «Математические рукописи», опубликованные на русском языке на рубеже 60—70-х гг. XX в. Однако он не применял в необходимом объеме математику в своих исследованиях. Это и послужило причиной фактического запрета на нее в советский период развития отечественной экономической мысли, точнее, в 30—50-х гг. XX в.

Только с конца XIX века в Европе началось интенсивное применение методов математического анализа предельных величин — маржинальный анализ. Эти методы были заимствованы у физиков, которые к тому времени успешно использовали их на протяжении 100–150 лет. Первые работы этого направления появились практически одновременно с публикацией первого тома «Капитала» К. Маркса. Интересный факт: после начала маржинальной революции К. Маркс практически перестал заниматься экономической теорией. Остальные тома «Капитала» были изданы уже после его смерти и представляли собой обработку незаконченных рукописей.

Выделим основные методы экономических исследований.

Экономические исследования носят эмпирический (основанный на опыте) xapaктер, что предполагает наблюдение, т. е. восприятие реальных экономических процессов и сбор фактов, происходящих в действительности. Например, наблюдение за ценами на акции на биржах мира в течение месяца.

Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий — так называемых абстракций, или категорий, которыми пользуются экономисты. При этом абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные свойства выделяют. Например, зависимость между изменением цены и объемом спроса на товар без учета влияния других факторов.

Эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда наблюдаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия.

Но с чем в экономике плохо, как и в любой общественной науке, так это с экспериментами «в лаборатории». Причина проста: имея память, зная прошлое, люди извлекают из него уроки, но повторить идентично ситуацию «под полным контролем ученого» уже не могут. Не исключено также, что «подопытные» могут стремиться ставить эксперимент над экспериментатором.

Моделирование предусматривает изучение социально-экономических явлений по теоретическому образцу (модели). Например, математическое моделирование хозяйственных связей предприятия.

Графические модели основаны на использовании различных графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам обеспечивается наглядность в изложении теоретического материала. Например, график зависимости цены и количества предлагаемого товара на рынке.

Экономическая модель это формализованное описание экономических процессов или явлений, структура которого определяется как свойствами объекта моделирования, так и целями исследования и особенностями средств, применяемых при создании модели.

Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой — служит для прогнозирования экономических явлений в соответствии со сформулированными целями.

Создание модели неизбежно связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенного, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязях. Величины, вводимые в математическую модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые определяются в рамках модели, называются эндогенными.

Это два противоположных, но взаимосвязанных способа рассуждения. Индукция — это обобщение, движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу. Дедукция — рассуждение от общего положения к частным выводам. Например, фактор роста цен на молоко, хлеб и другие продукты приводит к мысли об инфляции в стране (индукция). Из общего положения об экономическом спаде можно вывести предположение о падении производства в различных отраслях экономики (дедукция).
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации