Курсовая работа - Организация борьбы с таможенными преступлениями - файл n1.doc

Курсовая работа - Организация борьбы с таможенными преступлениями
скачать (184.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc185kb.18.09.2012 16:56скачать

n1.doc



ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

2011

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время роль таможенных органов возрастает, что объективно стало причиной расширения юридической базы. Это создало предпосылки для интегрирования в самостоятельную группу уголовно-правовых норм, направленных на охрану общественных отношений в сфере функционирования таможенной системы РФ.

Действующим Уголовным кодексом РФ1 (УК РФ) таможенные преступления объединены в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». В настоящее время выделяют 5 составов таможенных преступлений, однако по-прежнему существует большое количество разногласий среди изучающих этот вопрос лиц по поводу отнесения отдельных преступлений к виду таможенных.

Вышесказанное и определяет актуальность исследуемой в данной курсовой работе темы. Интересно рассмотреть отдельные виды таможенных преступлений, их характерные особенности, отличия от других, поскольку квалификация совершенного преступного деяния и установление соразмерного справедливого наказания являются основой правового государства. В исследовании видов таможенных преступлений и заключается цель работы.

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:

  1. Изучение истории развития законодательства о таможенных преступлениях.

  2. Рассмотрение основных характеристик видов таможенных преступлений.

  3. Определение круга проблем в борьбе с таможенными преступлениями, а также перспектив развития уголовного законодательства о таможенных преступлениях.

В ходе исследования темы данной курсовой работы использовались преимущественно нормативно-правовые акты (УК РФ, таможенное законодательство), а также комментарии к законодательству РФ, различные публикации, касающиеся преступных посягательств в сфере таможенного дела.

Объектом исследования данной курсовой работы являются правоотношения, возникающие в процессе установления вида совершенного преступного посягательства в сфере таможенного дела, характерных черт состава преступления.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие рассматриваемые правоотношения.
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
До недавнего времени понятие «таможенные преступления» в науке уголовного права вообще не рассматривалось. Уголовным законодательством предусматривался лишь один состав преступления, имеющий непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме – контрабанда.

Контрабанда в современном мире – одна из важнейших проблем общества и государства. В последние годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений. Она наносит непоправимый ущерб экономике страны и соответственно безопасности и благополучию ее граждан. Поэтому так важна борьба с контрабандой.

Контрабанда как преступное явление зародилась довольно давно. История ее развития в России ведет свое исчисление с начала XVII века, когда это явление постепенно принимает массовый характер в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом и принятием в 1724 году таможенного тарифа.

Грандиозные размеры контрабанды были отмечены в отчете о московской мануфактурной выставке председателя ассоциаций торговых палат Великобритании Ллойда (март 1866 г.). «Систематическая контрабанда, — говорит Ллойд, — развивалась в таких громадных размерах, что во многих пограничных городах основались правильные страховые конторы, которые принимают на страх контрабандные товары». Тот же факт грандиозной контрабанды иллюстрировался Ллойдом на примере ввоза сигар: в 1861 г. весь привоз сигар в Россию показан в 3,360 пудов, тогда как в одном Петербурге два торговца продавали их больше этого количества2.

В период Советской России контрабандный провоз товаров сократился, но случаи незаконного перемещения через государственную границу предметов, валюты и ценностей все же имели место. Примером может послужить рост контрабанды опия из Ирана в СССР через сухопутную границу от Каспийского моря до Афганистана, когда в 1939 г. фашистская Германия начала войну в Европе. В этих местах контрабанда опия отмечалась и раньше, но в тот период она особенно увеличилась.

В первый период советской власти точного определения понятия контрабанды не было. Декретом Совнаркома РСФСР от 1 сентября 1922 г. контрабанда определялась как перемещение или покушение на перемещение какого-либо имущества через государственную пограничную черту с сокрытием от таможенного контроля. Ответственными за контрабанду признавались лица, в фактическом владении которых были обнаружены контрабандные товары, а также и те, у которых эти предметы хранились или кем они транспортировались.

С принятием УК РСФСР в 1922 году статьей 97 были установлены следующие меры наказаний за нарушение законов о провозе товаров через границу: принудительные работы на срок до 3 месяцев, с конфискацией целиком или части товаров или штраф до 300 руб. золотом; а при наличии отягчающих обстоятельств – лишение свободы на срок не ниже 3 лет со строгой изоляцией или применение высшей меры наказания3.

В 1924 г. был принят Таможенный устав СССР. Устав сыграл положительную роль в усилении борьбы с контрабандой: при Главном таможенном управлении была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, а на местах – окружные комиссии.

Уголовным кодексом РСФСР4 от 27 октября 1960 г. понятие контрабанды и наказание за данное преступление вводились статьей 78. Контрабандой признавалось незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенное с сокрытием предметов в специальных хранилищах либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения. За совершение данного преступления полагалось наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Постепенно в законодательство вносились изменения. Законом РСФСР5 от 25 июля 1962 г. в ст. 78 УК РСФСР внесены изменения: наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества дополняется ссылкой на срок от двух до пяти лет. Указом Президиума ВС6 РСФСР от 30 января 1984 г. статьей 78 устанавливается наказание также и за контрабанду боеприпасов.

Законом РФ7 от 18 февраля 1993 г. №4510-I ст. 78 отменена ссылка в качестве наказание за контрабанду. Законом РФ8 от 29 апреля 1993 г. №4902-I УК РСФСР дополнен статьей 78.1 «Незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения».

Федеральным законом9 от 1 июля 1994 г. №10-ФЗ в статью 78 УК РСФСР внесены изменения: дается более полное определение контрабанды и законодатель дополняет статью 78 частью 2, выделяя квалифицированный состав контрабанды. Этим же законом кодекс дополнен ст. 78.2 «Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран».

Принятый в 1996 году УК РФ меняет определение контрабанды, но суть остается прежней: наказание назначается за незаконное перемещение через таможенную границу РФ различных товаров.

В соответствии с действующей редакцией УК РФ контрабандой (ст.188 УК РФ) признается перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Контрабанда, предусмотренная первой частью статьи, относится к преступлениям средней тяжести, ч. ч. 2 и 3 – к тяжким, а ч. 4 – к особо тяжким преступлениям.

Вместе с совершенствованием законодательной базы борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела, постепенно улучшалось и техническое оснащение таможенных органов. Так, с 80-х годов 20 столетия при проведении таможенного досмотра грузов и отдельно следующего багажа пассажиров стала применяться рентгенотехника. Это дало ощутимые результаты: резко возросло количество заведенных дел о контрабанде. А благодаря оснащению в начале 20 века техническими средствами таможенного контроля таможенными органами была пресечена контрабанда большого количества общественно опасных товаров и предметов, представляющих историческую и художественную ценность10.

2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Перечень и содержание преступлений в сфере таможенного дела и сейчас является предметом дискуссий. Большинство авторов к таможенным преступлениям относят контрабанду (ст. 188 УК РФ); незаконные экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Следует отметить, что в составах таможенных преступлений использовано множество бланкетных признаков (таможенная граница, товары, таможенные платежи, таможенный контроль, декларирование и т.д.), для уяснения содержания которых необходимо обращение к таможенному законодательству.
2.1 Контрабанда

Объект преступления – установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза11 (ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных, установленных ТК ТС случаях.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. №6 «О судебной практике по делам о контрабанде»12 предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с ТК ТС (пп. 35 – 37 п. 1 ст. 4) и Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»13 (п. 26 ст. 2), включая транспортные средства, отнесенные ст. 130 Гражданским кодексом РФ14 к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»15 предметом контрабанды наряду с другим имуществом являются наличная иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

Часть 2 ст. 188 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу РФ. Такими предметами являются: наркотические средства; психотропные; сильнодействующие; ядовитые; отравляющие; взрывчатые; радиоактивные вещества; радиационные источники; ядерные материалы; огнестрельное оружие; взрывные устройства; боеприпасы; оружие массового поражения; средства его доставки; иное вооружение; иная военная техника; материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; стратегически важные сырьевые товары; культурные ценности. Понятие и содержание указанных предметов посягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах. Контрабанда, сопряженная с незаконным оборотом указанных предметов, квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусматривающими ответственность за совершение указанных деяний (ст. ст. 218, 220, 222, 228, 228.1, 228.2, 234, 355 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в действии – перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием. При этом момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров, способа совершения контрабанды, а также с учетом этапов перемещения, установленных ТК ТС. Состав преступления формальный.

Обязательным признаком контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным размером признается стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.

Определяя размер контрабанды, следует исходить из регулируемых государством цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, а в случае отсутствия таких цен – из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов.

Для квалификации деяния по ч. 2 ст. 188 УК РФ не имеет значения размер предметов, перемещаемых контрабандным путем.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что перемещает через таможенную границу предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.

Субъект преступления общий – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Квалифицирующим признаком является совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

К должностным лицам, в частности, относятся лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу РФ.
2.2 Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

Объект рассматриваемого преступления – установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ «Об экспортном контроле»16 в Российской Федерации предусмотрен комплекс мер (экспортный контроль), обеспечивающих реализацию установленного действующим законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Методом экспортного контроля является, в частности, разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами, предусматривающими лицензирование или иную форму их государственного регулирования.

Контролируемые товары и технологии – сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов (ст. 1 ФЗ «Об экспортном контроле»).

Содержание понятий, а также номенклатура подпадающих под экспортный контроль товаров, информации, работ (услуг) и технологий определяется списками (перечнями), утверждаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, разработкой и производством продукции военного назначения, регламентируется Федеральным законом от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»17.

Согласно ст. 1 данного нормативного акта под вооружением и военной техникой понимается продукция военного назначения. Например, комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой; взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства.

Оружие массового поражения – это ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие. Средства его доставки – это ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

Объективная сторона преступления выражается в следующих незаконных действиях, оказываемых иностранной организации или ее представителю: 1) экспорт или передача товаров, информации и технологий; 2) выполнение работ или оказание услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» экспортом является вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Под передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации понимаются любые действия, в результате которых иностранная организация или ее представители стали обладателями этих предметов. В отличие от экспорта передача указанных предметов осуществляется на территории России.

Выполнение работ для иностранной организации или ее представителя – это производство любых работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки. Например, переоборудование объекта, предназначенного для производства военной техники.

Услуги иностранной организации или ее представителю могут выражаться в оказании им помощи (консультации, обучение, проведение исследований и т.п.), связанной с созданием оружия массового поражения, средств его доставки и иного вооружения и военной техники.

Иностранная организация – это юридическое лицо вне зависимости от своей организационно-правовой формы, созданное на территории иностранного государства. Представителями этой организации являются ее руководители и иные лица, уполномоченные от ее имени совершать определенные действия.

Действия, образующие объективную сторону данного преступления, должны быть незаконными, т.е. совершены в нарушение установленного в Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров и технологий.

Совершение указанных действий подлежат квалификации по ст. 189 УК РФ, если в них отсутствуют признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 188 и 275 УК РФ.

Если незаконный экспорт или передача контролируемых товаров и технологий совершаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжены с недекларированием или недостоверным декларированием, лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за контрабанду (ч. 2 ст. 188 УК РФ).

В случае если передаваемые товары и технологии содержат сведения, составляющие государственную тайну, либо иная оказываемая помощь иностранной организации или ее представителю может причинить ущерб внешней безопасности России, содеянное необходимо квалифицировать по ст. 275 УК РФ, предусматривающей ответственность за государственную измену. Деяние является оконченным в момент совершения любого действия, указанного в диспозиции ст. 189 УК РФ. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно экспортирует или передает соответствующие предметы, информацию, выполняет работы или оказывает услуги иностранной организации или ее представителю, и желает этого.

Заведомость как обязательный признак данного состава преступления предполагает, что виновному достоверно известно, что контролируемые товары и технологии, с которыми совершаются незаконные действия, могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении их установлен экспортный контроль.

Субъект преступления специальный – лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, достигшее возраста шестнадцати лет.

Согласно Комментарию к Уголовному кодексу РФ18 под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, имеющий постоянное место жительства на территории РФ.

Квалифицирующим признаком является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Особо квалифицирующий признак – совершение деяния организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

За осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, либо с нарушением лицензионных требований, а равно с использованием разрешения, полученного незаконно либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, установлена административная ответственность (ст. 14.20 КоАП РФ19).
2.3 Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

Установление уголовной ответственности за невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран имеет целью сохранение культурного достояния России.

Объект преступления – установленный порядок вывоза из Российской Федерации и возвращения на ее территорию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. Предмет преступления – культурные ценности художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»20 предусмотрены следующие категории предметов, подпадающих под его действие:

а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

в) художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов и т.д.

Указанные предметы делятся на три категории: 1) подлежащие вывозу из Российской Федерации; 2) подлежащие временному вывозу из Российской Федерации; 3) не подлежащие вывозу из Российской Федерации (не подлежат вывозу культурные ценности, относящиеся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации независимо от времени их создания (ст. 9 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»).

Временный вывоз культурных ценностей – это их перемещение через таможенную границу России с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок. Временный вывоз с территории РФ культурных ценностей осуществляется для организации выставок, реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в других необходимых случаях.

Порядок и условия временного вывоза культурных ценностей регламентирован действующим законодательством, в частности ст. ст. 27 – 35 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается соответствующими государственными органами после обязательной их экспертизы и заключения между этими органами и лицом, вывозящим ценности, договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. При принятии данного решения выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, в котором, так же как и в указанном договоре, устанавливается срок обязательного возврата ценностей на территорию страны.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – невозвращении указанных ценностей в установленный срок на территорию Российской Федерации, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под невозвращением понимается невыполнение лицом обязанности возвратить на территорию России культурные ценности в срок, установленный в соответствующем договоре и свидетельстве на право их временного вывоза. Лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно не имеет реальной возможности возвратить культурные ценности (например, ценности утрачены в результате стихийного бедствия, военных действий).

Деяние является оконченным после истечения срока, установленного для возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации. Состав преступления формальный.

Невозвращение вывезенных ценностей из-за границы необходимо отличать от их хищения, совершенного лицом, не являющимся собственником этих предметов. В последнем случае лицо изначально не собиралось возвращать эти ценности в Россию, имея корыстную цель их присвоения. Данные действия необходимо квалифицировать по статьям главы 21 УК РФ (например, ст. 160, 164).

Рассматриваемое преступление необходимо разграничивать с контрабандой (ч. 2 ст. 188 УК РФ), уголовная ответственность за которую наступает в случае, если предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран перемещаются через таможенную границу России незаконно.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в установленный срок на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, и желает этого.

Субъект преступления специальный – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, на которое возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности (например, собственник ценностей, руководитель музея или библиотеки, организатор выставки).
2.4 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Положение о необходимости обязательного возврата из-за границы средств в иностранной валюте было введено в интересах развития экономики России, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов и их пополнения, стабилизации курса рубля, создания условий для его конвертируемости.

Объект преступления – установленный порядок обязательного возвращения (репатриации) из-за границы средств в иностранной валюте.

В Российской Федерации при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) осуществляются валютное регулирование и валютный контроль за репатриацией валютной выручки либо за ввозом эквивалентных по стоимости товаров или возвратом средств, уплаченных нерезидентам.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности, если иное не указано в данном Законе, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В то же время ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках, находящихся в России. Подобная либерализация валютного регулирования ставит под сомнение необходимость уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Применительно к ст. 193 УК РФ резидентами являются организации, созданные в соответствии с законодательством РФ. Нерезиденты – физические лица, не являющиеся резидентами по законодательству РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и т.д.

Указанный нормативный акт содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту: при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках; при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению, – на период проведения этих мероприятий и т.д. (ч. 2 ст. 20 Закона).

Уполномоченные банки – это кредитные организации, осуществляющие банковские операции со средствами в иностранной валюте на основании лицензий Центрального банка РФ.

Валютный контроль осуществляется с использованием паспортов сделок, которые оформляются при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами и содержат необходимые для учета и отчетности сведения. Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами (например, Центральный банк РФ) и агентами (например, уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы) такого контроля.

Предмет преступления – средства в иностранной валюте.

Под иностранной валютой понимаются: 1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под невозвращением средств в иностранной валюте необходимо понимать невыполнение лицом соответствующей обязанности, предусмотренной действующим законодательством РФ. Сроки исполнения такой обязанности указаны во внешнеторговом договоре (контракте).

Способы невозвращения могут быть самыми разнообразными (непринятие мер о взыскании задолженности, невыдача распоряжения о переводе денежных средств и т.д.).

Ответственность за такое бездействие возможна только при наличии фактической возможности совершить необходимое действие. Если, например, контрагент по обязательству не исполняет его (ввиду несостоятельности или иных обстоятельств), несмотря на действия резидента, направленные на истребование денег, преступления не будет.

Преступление является оконченным в момент невозвращения из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте в крупном размере. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к рассматриваемой статье УК РФ под крупным размером понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая пять миллионов рублей.

Деяние, связанное с хищением средств в иностранной валюте, необходимо квалифицировать по совокупности со ст. 160 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в крупном размере из-за границы средства в иностранной валюте, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, и желает этого.

Субъект преступления специальный – руководитель организации.

За невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, не образующих крупный размер, предусмотрена административная ответственность (ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ).
2.5 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Объект преступления – установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

Согласно ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся: ввозная или вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы.

Ввозная или вывозная таможенная пошлина – это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывозе товаров с этой территории. Под таможенными сборами понимаются платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, – это обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет.

Порядок исчисления, а также сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с ТК ТС, Налоговым кодексом РФ21 и другими нормативными актами.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей, повлекшая их непоступление в бюджетную систему Российской Федерации. Способы уклонения в диспозиции ст. 194 УК РФ не указаны. Они могут быть разнообразными, например, представление подложных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей; простая неуплата таможенных платежей.

Деяние является оконченным в момент фактической неуплаты таможенных платежей в крупном размере в срок, установленный действующим законодательством. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к рассматриваемой статье УК РФ под крупным размером понимается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион пятьсот тысяч рублей. Крупный размер может образовываться в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, которая охватывалась единым умыслом.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный – физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за уплату таможенных платежей. В соответствии со ст. 79 ТК ТС этим лицом может являться декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Квалифицирующий признак – совершение преступления в особо крупном размере и группой лиц по предварительному сговору.

Завладение таможенными платежами, поступившими в бюджет, путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат этих денежных средств как излишне уплаченных или взысканных (Гл. 13 ТК ТС), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

За нарушение сроков уплаты таможенных платежей, не образующих крупный размер, установлена административная ответственность (ст. 16.22 КоАП РФ).
3 ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Таможенные преступления посягают на национальные интересы России, ее экономическую безопасность, особенно в условиях активизации попыток других стран завоевать или взять под контроль российский рынок, значительного роста зависимости России от импорта продовольствия и экспорта сырьевых товаров, низкой конкурентоспособности российских товаров, монопольного положения во внешней торговле ряда хозяйственных субъектов. Таможенные органы играют стратегическую роль в экономическом развитии страны.

Проблемы борьбы с таможенными преступлениями многообразны и остры, подвержены изменениям. Распад СССР, оставление наиболее хорошо оснащенных в техническом и кадровом отношении таможен в сопредельных государствах, прозрачность российских границ, приватизация, активное включение России в систему международной торговли, либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД), появление множества участников ВЭД, часто не имеющих достаточного опыта международной торговли, разрушение прежней системы ведомственного и вневедомственного контроля – все это вызвало значительный рост числа таможенных преступлений, их общественной опасности и необходимость усиления борьбы с этими преступлениями, поиска путей построения новой системы таможенного контроля, усиления этого контроля и надзора за исполнением законов таможенными органами в целях выявления и предупреждения рассматриваемых преступлений.

С образованием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана расширились и границы, на которые будут направляться вновь и вновь преступные посягательства в сфере таможенного дела. В связи с чем возникает необходимость укрепления границы, применения новых средств и способов борьбы с таможенными преступлениями.

Не стоит забывать и о законодательной базе. Пусть таможенное законодательство и претерпело уже большое количество изменений, однако уголовное законодательство РФ (в части таможенных преступлений) содержит по-прежнему только позиции касающиеся определения ответственности и наказания только при нарушении режима таможенной границы РФ.

Также следует затронуть особенности международных отношений, касающиеся общих проблем стран – сотрудников в области таможенного права, которые возникают в условиях совместного противодействия таможенным преступлениям. В международном праве положения, касающиеся содействия таможенных органов стран мира в борьбе с таможенными преступлениями, закреплены в Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.)22.

Одной из проблем, существующих в организации международно-правового сотрудничества, является выборочное несоответствие национального законодательства и некоторых международных договоров. Соответственно, для ликвидации трудностей, вытекающих из данной проблемы, необходимо проводить работу по сближению национального законодательства с международно-правовыми актами, а также активизировать деятельность международных организаций и национальных служб по обмену информацией, необходимой для борьбы с таможенными преступлениями.

Международные нормы допускают возможность каждой стране согласно ее внутреннему законодательству признать уголовными преступлениями действия, если они совершаются преднамеренно в виде переправки, транзитной переправки, транспортировки, импорта или экспорта любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений международных Конвенций. Вместе с тем, если указанные деяния признаются уголовными преступлениями, предусматривается наказание за их совершение. Однако наказание, установленное в Уголовном кодексе Российской Федерации, не всегда в полной мере соответствует совершенному деянию, в частности, его сложно определить при каждой конкретной квалификации23.

Так, совершенно очевидно, что если торговля наркотиками поставлена на коммерческую основу, то ее общественная опасность намного превышает общественную опасность предусмотренных УК РФ преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением и сбытом наркотических средств и психотропных веществ, а также с рядом иных сопутствующих незаконному обороту наркотиков преступных деяний. Поэтому можно предположить, что существенную пользу принесло бы ужесточение имеющегося наказания либо наличие возможности применения каких-либо иных мер уголовно-правового характера за сбыт наркотиков, поставленный на коммерческую основу. Эти меры, как свидетельствует зарубежный опыт, привели бы к положительному результату.

Еще один вопрос, касающийся взаимодействия международного и национального законодательства, связан с развитием международных транспортных отношений. Проблема состоит как в преодолении трудностей в укреплении и становлении международного транспортного права, так и в соблюдении уже существующих, широко признанных норм и положений современного международного права.

Что касается правоприменительной практики и статистики совершенных таможенных преступлений следует отметить ряд немаловажных моментов.

В 2010 году деятельность таможенных органов Российской Федерации по производству дознания, неотложных следственных действий, расследованию дел об административных правонарушениях осуществлялась в условиях создания Таможенного союза.

Также значительное влияние на правоприменительную практику оказали изменения уголовного законодательства в части повышения крупного размера для целей статей 188, 193 и 194 УК РФ и решение Конституционного Суда РФ об использовании таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования при решении вопроса о наличии состава контрабанды.

В 2010 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4116 уголовных дел (в 2009 году – 5757)24.

Увеличение количества возбужденных уголовных дел отмечено в регионе деятельности Уральской оперативной таможни, а также в Центральной энергетической таможне.

Наибольшее количество возбужденных в 2010 году уголовных дел, как и ранее, приходится на таможенные органы Центрального (929), Северо-Западного (695), Приволжского (579) таможенных управлений.

В структуре таможенных преступлений более 90% в общем количестве возбужденных уголовных дел составила доля «Контрабанды» (в 2009 году - 87%). По статье 188 УК России возбуждено 3719 уголовных дел (в 2009 году – 5032).

В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК России) возбуждено 137 уголовных дел (в 2009 году – 257), удельный вес которых от общего числа возбужденных таможенными органами уголовных дел составил 3,3%.

По статье 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» возбуждено 260 уголовных дел (в 2009 году – 420).

Общая стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила 11 млрд. рублей, сумма неуплаченных таможенных платежей – 672,5 млн. рублей. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 84,8 млрд. рублей.

Предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК России, чаще всего являлись: наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества – 950 уголовных дел; средства наземного транспорта – 495; товары народного потребления – 485; лес и лесоматериалы – 437; продукты питания – 173.

По подозрению в совершении преступления в отчетном периоде задержано 380 лиц. К 100 лицам применялась мера пресечения в виде заключения под стражу. В суды с обвинительными актами направлено 451 уголовное дело. По 252 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры.

Как видно по данным ФТС РФ количество преступлений в сфере таможенного дела в 2010 году по сравнению с 2009 сократилось, однако по-прежнему контрабанда занимает большую долю совершенных таможенных преступлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По окончании рассмотрения видов таможенных преступлений можно сделать следующие выводы:

Контрабанда является одним из наиболее опасных преступлений в сфере таможенного дела и имеет очень длинную историю. Она представляет собой перемещение товаров, ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства. Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую проблему и большую общественную опасность представляет контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов. Однако контрабанда далеко не единственное преступление в сфере таможенного дела.

Не менее опасными преступлениями являются невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и уклонение от уплаты таможенных платежей. Подобные противоправные деяния также посягают на экономику страны и прежде всего на государственный бюджет. Суть этих деяний в невыполнении предписанных законодательством действий.

Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран также нарушают установленный порядок внешнеэкономической деятельности.

В отношении сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукции, являющейся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов установлен экспортный контроль, представляющий собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного действующим законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении указанных товаров.

Предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран преимущественно подлежат временному вывозу из РФ либо не подлежат вывозу из РФ. Несет ответственность за совершение этого преступления лицо, на которое была возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности.

С чем же связано расширение перечня таможенных преступлений и чрезмерная активность преступников в настоящее время? Расширение внешнеэкономических связей, прозрачность и укрупнение неоснащенной границы, пробелы в действующем законодательстве… Это далеко не полный перечень проблем, препятствующих борьбе с таможенными преступлениями.

Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание на развитие законодательной базы и на ее основе – практической реализации мер по борьбе с таможенными преступлениями. Также необходимо тщательно соотносить нормы международного права с законодательством конкретной страны или изначально разрабатывать нормы строго в соответствии с уже имеющимися законами, которые приоритетны, так как рассматриваемые преступления возникают в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые акты

  1. «Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» (Вместе с Приложением X «Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ») (Заключена в г. Найроби 09.06.1977) // Таможенные ведомости. 1996. №11. С. 103 – 117.

  2. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010) // «Собрание законодательства РФ». 13.12.2010. №50. ст. 6615.

  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // «Российская газета». № 256. 31.12.2001.

  4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // «Российская газета». №148-149. 06.08.1998.

  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, №25, ст. 2954.

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // «Российская газета». № 238-239. 08.12.1994.

  7. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 // «Свод законов РСФСР», т. 8, с. 497.

  8. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» // «Российская газета». № 253. 17.12.2003.

  9. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // «Собрание законодательства РФ». 15.12.2003. №50. ст. 4850.

  10. Федеральный закон от 18.07.1999 №183-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об экспортном контроле» // «Российская газета». № 146. 29.07.1999.

  11. Федеральный закон от 19.07.1998 №114-ФЗ (ред. от 01.07.2010) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // «Российская газета». № 138. 23.07.1998.

  12. Федеральный закон от 01.07.1994 №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // «Российские вести», №123, 06.07.1994.

  13. Закон РФ от 29.04.1993 №4902-1 «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 27.05.1993, №21, ст. 749.

  14. Закон РФ от 15.04.1993 №4804-1 (ред. от 17.07.2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // «Российская газета». № 92. 15.05.1993.

  15. Закон РФ от 18.02.1993 №4510-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 11.03.1993, №10, ст. 360.

  16. Закон РСФСР от 25.07.1962 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // «Ведомости ВС РСФСР», 1962, №29, ст. 449.

  17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 №6 (ред. от 28.09.2010) «О судебной практике по делам о контрабанде» // «Российская газета». №123. 07.06.2008.

  18. Указ Президиума ВС РСФСР от 30.01.1984 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР» // «Ведомости ВС РСФСР», 1984, №5, ст. 168.



2. Литература

  1. Александров Д.А., Дмитриев С.С. Таможенное дело в СССР. – М., 1949. – 176 c.

  2. Герасимов И.А. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия // Проблемы местного самоуправления. – 2007. – №3.– С. 12-14.

  3. Кастрикина Т.Н. Взаимодействие международного и национального законодательства в борьбе с таможенными преступлениями // Таможенное дело. – 2009. – №1. – С.34-36.

  4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: «Проспект», 2010. – 1392 с.

  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Г.А. Есакова. – М.: «Проспект», 2010. – 480 с.

  6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.И. Чучаева. – М.: «ИНФРА-М», 2010 – 1032 с.

  7. История Российской таможни. [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://museum.customs.ru/ru/

  8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://www.customs.ru/



1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, №25, ст. 2954.

2 Александров Д.А., Дмитриев С.С. Таможенное дело в СССР. – М., 1949. – С.172.

3 Александров Д.А., Дмитриев С.С. Таможенное дело в СССР. – М., 1949. – С.173-174.

4 Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 // «Свод законов РСФСР», т. 8, с. 497.

5 Закон РСФСР от 25.07.1962 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // «Ведомости ВС РСФСР», 1962, №29, ст. 449.

6 Указ Президиума ВС РСФСР от 30.01.1984 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР» // «Ведомости ВС РСФСР», 1984, N 5, ст. 168.

7 Закон РФ от 18.02.1993 N 4510-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 11.03.1993, N 10, ст. 360.

8 Закон РФ от 29.04.1993 N 4902-1 «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 27.05.1993, N 21, ст. 749.

9 Федеральный закон от 01.07.1994 N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // «Российские вести», N 123, 06.07.1994.

10 История Российской таможни. [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://museum.customs.ru/ru/

11 «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010) // «Собрание законодательства РФ». 13.12.2010. №50. ст. 6615.

12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 №6 (ред. от 28.09.2010) «О судебной практике по делам о контрабанде» // «Российская газета». №123. 07.06.2008.

13 Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // «Собрание законодательства РФ». 15.12.2003. №50. ст. 4850.

14 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // «Российская газета». № 238-239. 08.12.1994.

15 Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» // «Российская газета». № 253. 17.12.2003.

16 Федеральный закон от 18.07.1999 №183-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об экспортном контроле» // «Российская газета». № 146. 29.07.1999.

17 Федеральный закон от 19.07.1998 №114-ФЗ (ред. от 01.07.2010) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // «Российская газета». № 138. 23.07.1998.

18 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. – «Проспект», 2010. – С. 535.

19 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // «Российская газета». № 256. 31.12.2001.

20 Закон РФ от 15.04.1993 №4804-1 (ред. от 17.07.2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // «Российская газета». № 92. 15.05.1993.

21 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // «Российская газета». №148-149. 06.08.1998.

22 «Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» (Вместе с Приложением X «Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ») (Заключена в г. Найроби 09.06.1977) // Таможенные ведомости. 1996. №11. С. 103 – 117.

23 Кастрикина Т.Н. Взаимодействие международного и национального законодательства в борьбе с таможенными преступлениями // Таможенное дело. – 2009. – №1. – С.34-36.

24 Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/ru/right_def/investigations/detail.php?id286=9551&i286=1



ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации