Лекции по Транспортному праву - файл n1.doc

Лекции по Транспортному праву
скачать (47 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc303kb.16.11.2011 22:03скачать

n1.doc

  1   2   3
Транспортное право (краткий курс учить только это)
МОРСКОЕ ПРАВО


Морское право – регулирует отношения, вытекающие из торгового мореплавания или отношения, существующие на мировом океане (не совсем верное определение).

Для того, чтобы отношения, возникающие из торгового мореплавания регулировались морским правом, необходимо:

  1. чтобы они были связаны с использованием судна – любое плавучее сооружение (самоходное и несамоходное), использующееся для торгового мореплавания.

Торговое мореплавание – деятельность с использованием морского судна, осуществляющего перевозку грузов, пассажиров, багажа, деятельность по добыче органических ресурсов моря, полезных ископаемых, спасательных, буксировочных операций, деятельность по подъему затонувшего имущества, гидрографических, дноуглубительных работ, осуществления санитарного, пограничного контроля, достижения культурных, спортивных целей и др.

  1. повышенная опасность для окружающих:

    1. возможность ударов со стороны морской стихии;

    2. возможность внезапных осложнений международной обстановки в определенном регионе мирового океана;

  2. отношения из торгового мореплавания не ограничиваются рамками 1 государства, а распространяются на открытое море и на порты иностранных государств.

Морское право – представляет собой совокупность правовых норм и обычаев, возникающих из торгового мореплавания и связанных с использованием морского судна (в широком смысле), повышенной опасностью для окружающих и выходящее за пределы 1 государства.


Международные договоры (конвенции) с участием РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, другие федеральные законы и признаваемые в России обычаи торгового мореплавания и др.

Международные договоры:

    1. Брюссельская конвенция 1924 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов». Коносамент – документ, выдаваемый морским перевозчиком при принятии груза для перевозки;

    2. Брюссельский протокол 1968 г. «О внесении новых изменений в конвенцию 1924 г.» - ВИСБИ (Россия ратифицировала Брюссельскую конвенцию в редакции Протокола 1961г.);

    3. Гамбургская конвенция 1978 г. «О морской перевозке грузов» (гамбургские правила) – не ратифицированы Россией;




Согласно ст. 115 Кодекса торгового мореплавания по договору морской перевозки груза перевозчик обязан доставить груз, который ему передал или передаст в будущем отправитель в порт назначения и выдать груз уполномоченному в получении груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза обусловленное вознаграждение (фрахт).

Договор морской перевозки груза может быть как реальным, так и консенсуальным, это двухсторонне обязывающий, возмездный договор, это срочный договор.

Договор должен быть заключен письменно, не несоблюдение письменной формы не делает договор недействительным, но в случае спора лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания.

Договоры морской перевозки делятся на 2 подвида:

  1. договор может быть заключен с условием предоставления для размещения груза всего судна, части судна, определенных судовых помещений – чартер (чартер-партия, цетепартия);

  2. без такового условия – линейная перевозка, договор перевозки груза по линейному коносаменту – реальный договор. Грузовладелец не вправе требовать освобождения части судна, груз размещается по соображениям капитана – появилась эта форма только в XIX в.;

Трамп (tramp – «бродяга») – суда ходят по чартерной системе, перевозят большие объемы груза (чаще всего полная загрузка) – навалочные, наливные грузы.

Линейные суда – перевозят штучные дорогие грузы, принадлежащие многим отправителям. Линейные суда работают по расписанию в определенных направлениях.

Договор чартера – называется договором фрахтования на рейс. Фрахтователь – заказчик, фрахтовщик – тот, кто предоставляет судно. Это консенсуальный договор.

Чартер заключается с использованием стандартных форм – проформ (они различаются от вида груза и направления). Проформы разрабатываются организациями фрахтователей и фрахтовщиков и торговыми агентами.

Виды коносаментов:

Коносамент (его функции):

  1. ценная бумага;

  2. товарно-распределительный документ;

  3. подтверждает факт заключения договора морской перевозки грузов в трамповом сообщении;

  4. является договором в линейных перевозках;

Ордерный коносамент – ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка.

Именной коносамент – ценная бумага, в которой указан получатель груза

На предъявителя – в нем нет конкретных данных на лицо, которому выдается груз.

При противоречии между чартером и коносаментом – приоритет у чартера.

3 вида чартеров:

  1. рейсовый (на 1 перевозку);

  2. time-чартер (аренда судна на время с экипажем);

  3. бербоут-чартер (аренда судна на время без экипажа);

Договор морской перевозки груза может быть заключен:

    1. с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);

    2. без такого условия.

Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.

Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, с условием предоставления всего судна или его части под перевозку груза.

Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.


Мореходное состояние судна – складывается из:

  1. способность движения по морю (seaworthiness – «мореходность») – складывается из:

    1. технической годности судна к плаванию – прочность, водонепроницаемость, устойчивость корпуса судна, годность двигателя, должны быть в исправном состоянии все прочие части и механизмы судна;

    2. судно должно быть укомплектовано достаточным по численности и квалифицированным экипажем (штатное расписание). Весь офицерский состав должен иметь свидетельства об окончании высших/средних офицерских курсов. Экипаж должен обладать необходимыми волевыми качествами;

    3. снаряженность судна – полное оснащение судна всеми необходимыми инструментами, механизмами, запчастями, лебедками, тросами. Все должно быть в исправном состоянии;

    4. снабженность судна – наличие у судна достаточных припасов (запасов топлива, провианта, питьевой воды, смазочных материалов)

  2. Пригодность судна к перевозке груза (cargoworthiness – «грузопригодность») – судно должно быть надежным складом для груза. Надежность: груз должен быть безопасно погружен, уложен в трюмах, безопасно транспортироваться, выгружен из грузовых помещений и выдан грузополучателю в сохранном состоянии. Грузовые помещения должны быть чистыми, сухими, свободны от остатков ранее перевозимых грузов и от остатков запасов (дезинфекция, дезинсекция), борьба с влажность и появлением конденсата в трюмах – обеспечение вентиляции и температурного режима.

Судно должно быть приведено в мореходное состояние заблаговременно до начала рейса (КТМ). Брюссельская конвенция: перед рейсом или в начале рейса судно должно быть мореходным. Начало рейса – начало движение судна с целью выхода в открытое море.

Наличие тех или иных мелких недостатков, устранение которых возможно до того, как они проявят себя не является причиной немореходности судна.

Отвечает ли за немореходное состояние судна только морской перевозчик, но и те люди, которым он поручил выполнение работ?

Перевозчик несет ответственность и когда работы поручены им другим лицам. Иск предъявляется ему, а он в порядке регресса может взыскать с них сумму, которую он выплатил сам.

Исключение: если судно только что получено от судостроительного завода и в первом рейсе обнаружены недостатки, то иск предъявляется к судостроителю.

Ответственность перевозчика за немореходное состояние судна построена по принципу вины. Если перевозчик не виновен, он освобождается от ответственности, но доказывает невиновность сам перевозчик – презумпция виновности.

Перевозчик не отвечает за немореходное состояние судна, если это состояние судна вызваны скрытыми недостатками мореходности: недостатки, которые не могли быть обнаружены перевозчиком при проявлении должной заботливости.

Должной заботливость называется такая заботливость перевозчика, которая позволяет обнаружить все недостатки, за исключением скрытых.

Убытки, связанные с немореходностью судна проявляются в том, что происходит утрата, недостача, порча груза. Убытки выражаются в несохранности груза.


     Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, за исключением груза, перевозимого в каботаже, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна либо лоцмана (навигационная ошибка).

Навигационная ошибка направлена против судна или груза. Коммерческая ошибка направлена только против груза. Навигационная ошибка освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза. Коммерческая ошибка не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза.

Навигационная ошибка применяется только в дальнем каботаже (с заходом в иностранные порты).

КАБОТАЖ (coasting trade) - морская перевозка грузов и пассажиров между портами одной страны. Различается большой каботаж - перевозка между портами, расположенными на разных морях, и малый каботаж - перевозка между портами, расположенными на одном море. Перевозка грузов и пассажиров между портами одной страны, как в малом, так и в большом каботаже может осуществляться исключительно судами, плавающими под ее флагом.



Cтатья 166. Ответственность перевозчика (КТМ)

  1. Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

    1. непреодолимой силы;

    2. опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

    3. любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

    4. пожара, возникшего не по вине перевозчика;

    5. действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);

    6. военных действий и народных волнений;

    7. действия или бездействия отправителя или получателя;

    8. скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

    9. незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

    10. недостаточности или неясности марок;

    11. забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

    12. иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.

  2. Перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения - в разумный срок, который требуется от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств.

  3. Лицо, имеющее право заявить требование к перевозчику в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если груз не выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на получение груза, в течение тридцати календарных дней по истечении установленного пунктом 2 настоящей статьи срока выдачи груза.

  4. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.


Статья 170. Ограничение ответственности перевозчика (КТМ)

  1. В случае, если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки груза и не были внесены в коносамент, ответственность перевозчика за утрату или повреждение принятого для перевозки груза не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или другую единицу отгрузки либо две расчетные единицы за один килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше.

  2. Ответственность перевозчика за просрочку доставки принятого для перевозки груза не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза.

  3. Общая сумма, подлежащая возмещению перевозчиком на основании пунктов 1 и 2 настоящей статьи, не может превышать предел ответственности, который был бы установлен в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи за полную утрату груза, в отношении которого возникла такая ответственность.

  4. В случае, если для перевозки груза используется контейнер, поддон или другое приспособление, количество мест или единиц отгрузки, перечисленных в коносаменте в качестве перевозимых в таком приспособлении, считается для целей настоящей статьи количеством мест или единиц отгрузки. За исключением указанного случая, такое приспособление считается местом или единицей груза.

  5. Стороны договора морской перевозки груза могут своим соглашением установить пределы ответственности, превышающие те, которые предусмотрены пунктами 1 - 3 настоящей статьи.


Статья 169. Исчисление размера ответственности перевозчика за утрату или повреждение груза (КТМ)

  1. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах:

    1. за утрату груза - в размере стоимости утраченного груза;

    2. за повреждение груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;

    3. в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза. За перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза.

    4. Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если фрахт не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза.

  1. Общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен или должен был быть выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза. Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже или, если нет такой цены, исходя из существующей рыночной цены, а если нет ни той, ни другой цены, исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества.  Из суммы, подлежащей возмещению за утрату или повреждение груза, вычитаются расходы на перевозку груза (фрахт, пошлины и другие), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты или повреждения груза произведены не были.

Статья 403. Претензии к перевозчику

  1. До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии.

  2. Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее.

Статья 405. Порядок предъявления претензии

  1. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате или о повреждении груза кроме перевозочных документов должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза.    Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.

  2. Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В случае, если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную претензию, она считается принятой к рассмотрению.

Статья 407. Срок для рассмотрения претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза

  1. Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее.

Cтатья 408. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза

  1. К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, применяется годичный срок исковой давности.




Cтатья 198. Определение договора фрахтования судна на время (тайм-чартера)

     По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания

Статья 201. Форма тайм-чартера

Тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме.

Статья 204. Обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна и его возврату

  1. Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы. Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса.

  2. По окончании срока действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.

  3. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.

Статья 206. Подчиненность членов экипажа судна

  1. Капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна.

  2. Для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.




Cтатья 211. Определение договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера)

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Статья 217. Экипаж судна

     Фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна. Фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна, при соблюдении правил, установленных статьей 56 настоящего Кодекса (димайз-чартер). Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются фрахтователю во всех отношениях.

Статья 218. Обязанности фрахтователя по эксплуатации судна и его возврату

  1. Фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.

  2. По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.

Статья 219. Ответственность фрахтователя перед третьими лицами

   Фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.


Общая авария – убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов и пожертвований ради общей безопасности, сохранности груза, чтобы избежать общей опасности для 3х элементов морского предприятия: судно, груз, фрахт.

В экстремальных условиях капитан судна жертвует одним из трех элементов (при посадке судна на мель капитан выбрасывает груз ради спасения судна и экипажа).

Сущность общей аварии: убытки, называющиеся общей аварией, распределяются между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости в месте окончания. Расходы, понесенные одним или несколькими участниками несет не только потерпевший, но и все заинтересованные в спасении груза, судна, фрахта.

Институт общей аварии насчитывает около 3 000 лет (впервые упоминается в кодексе Юстиниана). В XIX в. – унификация института общей аварии. В 1864 г. – в г. Йорке приняты йоркские правила. 1877 г. – в Антверпене пересмотрены и названы йорк-антверпенские правила.

Гл. 26 КТМ РФ основана на йорк-антверпенских правилах 1994 г. Но уже действует редакция 2004 г.

Правила не имеют императивной силы, они применяются по соглашению сторон заинтересованных сторон. Соглашение выражается в чартерах и коносаментах.

Признаки общей аварии (Необходимо наличие всех 4х признаков, иначе речь идет только о частной аварии. Частная авария не распределяется, убытки несет только потерпевший или ответственный).

  1. наличие общей опасности (для судна, груза, фрахта). Пример: выброс скота из-за эпизоотии – частная авария.

  2. пожертвования и чрезвычайные расходы должны быть преднамеренными (сознательными). Если судно село на мель из-за ошибки капитана – это не общая авария, если груз поврежден из-за стихийного бедствия – не общая авария. Расходы по снятию с мели, погашению пожара относятся к общеаварийным;

  3. чрезвычайный характер мер, направленных на общее спасение. Не являются общей аварией расходы при перевозке морем, если они являются обычными (излишний расходы топлива для преодоления встречного ветра – не являются чрезвычайными – каждое судно должно иметь запас топлива). Увеличение обычных эксплуатационных расходов – не общая авария. Заход (вынужденный) в порт-убежище, питание экипажа, расход топлива для ремонта судна будут отнесены к общей аварии;

  4. разумность расходов – расходы и пожертвования, подлежащие возмещению должны быть разумными. Критерий: если стоимость пожертвованного имущества менее стоимости имущества, которое могло погибнуть, то расходы разумные. Неразумные: выбрасывание груза за борт, если судно недалеко от берега и можно воспользоваться лихтерами. Ремонт в порту-убежище, где ремонт занял слишком много времени, когда находился близко другой порт, где ремонт стоил бы значительно дешевле – неразумные расходы.

Общая авария:

  1. расходы по перегрузке топлива, груза с судна на лихтеры и обратная погрузка судна;

  2. снятие судна с мели и вознаграждение спасателям;

  3. расходы по вынужденному заходу в убежище и возвращение в порт погрузки. Расходы по заходу и выходу из порта со своим грузом или его часть – возмещаются, также возмещается заработная плана экипажу, расходы на топливо и продовольствие, снабжение. Если капитан отказывается от продолжения рейса, то расходы возмещаются только до момента, когда судно было уже готово к продолжению рейса.

Распределению подлежат только расходы по непосредственному спасению судна. Расходы на спасение, если спасение осуществляется в целях устранения опасности, являютсяобщими независимо было или это предусмотрено договором или нет.

К общей аварии относятся меры по защите окружающей среды:

  1. если расходы произведены в рамках операции для общей безопасности и если бы она была произведена третьей стороной и давала бы право на вознаграждение;

  2. заход в порт-убежище по распоряжению местных властей;

  3. судно могло оставаться в порту-убежище для предотвращения ущерба окружающей среде;

Есть случаи, когда при наличии 4 условий не признаются общей аварией:

  1. стоимость выброшенного за борт груза, перевозимого на судне с нарушением правил и обычае мореплавания;

  2. убытки, причиненные в связи с тушением пожара вследствие воздействия дыма или нагревания. При этом возмещается повреждение водой груза, судна для подавления огня, услуги спасателей для тушения;

  3. убытки, причиненные обрубанием обломков частей судна ранее снесенных или утраченных вследствие морской опасности;

  4. убытки, причиненные форсированием работы двигателей, котлов судна, находившегося на плаву;

  5. не признаются общей аварией любые потери, понесенные судном или грузом из-за увеличения продолжительности рейса (косвенные убытки: от простоя, изменения цен);

Распределение общих убытков:

  1. определяется, какие убытки общие, а какие частные;

  2. общие расходы распределяются между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости. Общая стоимость имущества – контрибуционный капитал. Контрибуционный дивиденд - % от контрибуционного капитала, который подлежит возмещению.

Диспаша – документ, подтверждающий расчеты убытков по общей аварии.

Суммарная стоимость судна, груза и фрахта называется контрибуционной стоимостью (капитал). Затем вычисляется % отношение общей аварии к контрибуционной стоимости – контрибуционный дивиденд.

Диспашеры – специалисты, занимающиеся распределением общей аварии (Ассоциация диспашеров при ТПП РФ). Диспашу можно оспорить в течение 6 месяцев.

Диспашеры удостоверяют:

Диспаша может быть обжалована. Диспашеры состоят в бюро диспашеров. Диспаша обжалуется в суде по месту расположения торговой промышленной палаты (территориально) в суде общей юрисдикции.

ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

Воздушное право – самая молодая отрасль транспорта. Воздушное право следует во многом концепциям морского права, но имеет специфику. Кроме отношений по перевозке, нормы воздушного права регулируют отношения, возникающие из другой деятельности воздушного транспорта: отношения по выполнения воздушным транспортом сельскохозяйственных работ (борьба с вредителями), тушение лесных пожаров, борьба с экологическими катастрофами, перевозка тяжелых и крупногабаритных грузов, оказание медицинских услуг (доставка враче и оборудования), функции в области спорта, организации досуга.

Воздушное право – совокупность правовых нормы и обычаев, регулирующих отношения в области использования воздушного пространства в связи с деятельностью в области авиации на территории РФ, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов РФ за пределами РФ и отношения, возникающие в связи с использованием полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Источниками воздушного права являются:

  1. Конституция РФ;

  2. ГК РФ;

  3. федеральные законы;

  4. указы президента РФ, постановления правительства РФ;

  5. федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила;

  6. иные нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти РФ – Минтранс РФ (федеральное агентство по использования воздушного транспорта);

  7. международные правовые акты, в которых участвует РФ: Варшавская конвенция о воздушное перевозке грузов и пассажиров (окт. 1929 г., в ноябре 1934 г. – ратифицирована ВЦИК СССР и является действующей для воздушного транспорта России);

Авиация подразделяется на:

Гражданская используется для перевозок пассажиров, грузов, багажа, авиационных работ, которые осуществляются за плату – коммерческая авиация.

Отношения использования гражданской авиации регулируются нормами воздушного права, являющимися по своей природе гражданско-правовыми.


По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением места на воздушном судне, совершающем рейс, указанного в билете, а при перевозки багажа – доставить багаж в пункт назначения и выдать управомоченному лицу.

Пассажир обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии багаж сверх установленных норм, оплатить и провоз багажа.

Договор должен быть заключен в письменной форме, но несоблюдение письменной формы не делает договор недействительным, но стороны не могут ссылаться на свидетельские показания. Утрата пассажиром билета или багажной квитанции не аннулирует договор перевозки и дает возможность пассажиру доказывать наличие договора, но пассажир за утрату билета подвергается штрафу в размере 25% стоимости билета.

Обязанности перевозчика

  1. доставить в пункт назначения пассажира и багаж;

  2. при наличии свободных мест на воздушное судно перевозчик обязан заблаговременно принять заказ на места на судне, а по просьбе пассажира принять меры к бронированию мест при вылете из аэропорта пересадки и бронирование места на обратный рейс;

  3. обеспечить обслуживание пассажира на воздушном судне и в аэровокзале, проявлять заботу о пассажире, обеспечить информацией о движении воздушных судов;

  4. обеспечить провоз багажа и ручной клади;

  5. провозить бесплатно или со скидкой детей;

  6. предоставлять комнаты отдыха, матери и ребенка, места в гостинице при вынужденной задержке или перерыве в перевозке;

Обязанности пассажира

  1. уплатить плату за перевозку по установленному тарифу и за провоз багажа сверх нормы. Ст. 710 ГК РФ: плата за перевозку должна устанавливаться соглашением сторон, но при перевозке транспортом общего пользования плата устанавливается тарифом. На воздушном транспорте тарифы утверждаются Минтрансом по согласованию с Министерством экономического развития и Министерством финансов – применение одной платы при перевозке транспортом общего пользования;

  2. пассажир не должен причинять убытки имуществу перевозчика и другим лицам;

  3. выполнять требования гражданской транспортной милиции, таможенных учреждений и пограничных войск при досмотре багажа, ручной клади и личного досмотра, в аэропорту пункта отправления или на воздушном судне.

  4. На судне, находящемся в полете, досмотр может быть произведен независимо от согласия пассажира. В аэропорту – может отказаться от досмотра, но перевозчик может расторгнуть договор с возвратом платы;

Ответственность сторон по договору (ответственность перевозчика):

  1. Ответственность за вред жизни и здоровью определяется не Воздушным кодексом, а нормами гл. 59 ГК РФ «Обязательства из причинения вреда». Ст. 1079 ГК: ответственность за вред деятельностью источника повышенной опасности. Перевозчик отвечает всегда, если не докажет, что вред причинен из-за:

    1. Непреодолимой силы;

    2. Умысла потерпевшего;

Непреодолимая сила характеризуется:

Умысел – прямое желание наступления последствия.

Перевозка пассажира включает период с момента предполетного досмотра до посадки и до момента, когда пассажир покинул аэродром.

  1. Ответственность перевозчика за порчу, утрату вещей, багажа. Перевозчик отвечает за утрату недостачу, повреждение и за несохранность ручной клади, если не докажет, что это произошло из-за непреодолимых обстоятельств (по принципу вины);

  2. Ответственность за просрочку доставки в пункт назначения ст. 120 ВК., перевозчик уплачивает штраф 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет (отвечает по принципу вины).




п.2 ст. 103 ВК РФ по договору перевозки груза или почты перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз (почту) в пункт назначения и выдать управомоченному на получение лицу. Грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Договор является:

  1. реальным;

  2. двусторонне обязывающим;

  3. возмездный договор;

Форма – должна быть письменной – грузовая авианакладная или почтовая авианакладная. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительность договора, но не может быть подтвержден свидетельскими показаниями. Выдача оформляется соответствующими документами. Отправитель обязан:

  1. правильно и полно информировать о грузе;

  2. выполнять таможенные, санитарные, административные правила;

  3. оплатить перевозку в соответствии с тарифной сеткой или с условиями договора;

Грузоотправитель имеет право до отправки получить груз обратно, изменить в грузовой накладной место доставки груза до выдачи управомоченному лицу.

Перевозчик обязан в пункте назначения уведомить о прибытии в сроки, предусмотренные правилами, а получатель обязан принять и вывезти, отказаться от поврежденного груза – если качество груза не дает возможности его использования. Если получатель не востребовал или отказался от груза, перевозчик вправе, уведомив отправителя, оставить на хранение за счет отправителя.

Не полученные в течение 30 дней – невостребованный груз, подлежит реализации.

Ст. 98 ВК: перевозчик несет ответственность за несохранность груза с момента принятия до выдачи получателю, если не докажет, что были приняты все меры для его сохранности.

ВК: обязанность доказывания отсутствия вины несет перевозчик.

Гражданско-правовые нормы регулируют отношения, возникающие из гражданских воздушных перевозок – содержаться в гл. 15 Воздушного кодекса РФ, ст.100 Воздушного кодекса: воздушные перевозки – перевозки, связанные с доставкой пассажира и его багажа или перевозки груза и почты и выдачи груза, багажа и почты, управомоченному на их получение лицам.

3 вида перевозок:

  1. перевозка пассажиров и багажа;

  2. перевозка грузов;

  3. перевозка почты;

Перевозчик – эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, груза, багажа или почты на основании договора воздушной перевозки.
  1   2   3


Транспортное право (краткий курс учить только это)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации