Курсовая работа - Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением - файл n1.doc

Курсовая работа - Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением
скачать (270 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc270kb.18.09.2012 16:11скачать

n1.doc




КУРСОВАЯ работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

Содержание


Введение 3

1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников 6

1.1 Психологические основы развития воображения 6

1.2 Особенности развития воображения младших школьников 9

1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся 13

1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников 16

2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников 19

2.1 Диагностика развития воображения учащихся на констатирующем этапе эксперимента.. 19

2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем

этапе эксперимента 22

    1. Диагностика воображения младших школьников на контрольном

этапе эксперимента 30

Заключение 33

Список использованных источников 37

Приложение А 39

Приложение Б 43
Введение
Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. Воображение часто называют фантазией. Однако фантазия – это продукт воображения. Она изменяет облик действительности, отраженной в сознании, позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Фантазиями являются сновидения, мифы, сказки и др.

Воображение особенно важную роль играет в творчестве, на практике проявляясь в различных видах творческой деятельности: в науке, в искусстве и т.д. Из всех видов творческой деятельности наиболее лишенной фантазии кажется практическая работа, которую человек ежедневно выполняет на работе и в быту, но и здесь есть широкий простор для творчества, и уже продуктом и конечным результатом «деловой» и «бытовой» фантазии становятся реальные предметы и практические дела людей.

Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается еще в детстве, через развитие высших психических функций. Если говорить о младших школьниках, то развить у детей такую важную и сложную психическую функцию, как воображение, помогает творческая деятельность в процессе обучения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает снижение активности этой функции.

До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях в основном только одну сторону творческих способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, оставалась несколько в стороне. Теперь, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих способностей в раннем возрасте.

Творчество младших школьников можно разделить на, так называемые, составные: рисование, музыка, конструирование, литература.

Литературному творчеству детей на уроках следует уделять особое внимание, так как оно нужно, прежде всего, самому ребенку для овладения речью как средством передачи чувств, мыслей, внутреннего мира человека, развития его воображения.

С психологической точки зрения именно литературное (словесное) творчество является условием развития читателя: «от маленького писателя к большому читателю» [18, c. 23].

Проблема исследования заключается в противоречии между многообразием существующих методов и приемов организации работы над сочинением в начальной школе и тем, что на данный момент сочинительской деятельности учащихся не уделяется должное внимание и время, либо работа сводится к стереотипному уроку с четко заданной темой и традиционной структурой.

Актуальность исследования определяется потребностью учителей-практиков в применении таких методов и приемов организации работы над сочинением, которые способствуют успешному развитию творческого воображения младших школьников.

Цель исследования - определить и апробировать содержательные методы и приемы работы над сочинением на уроках русского языка, влияющие на развитие творческого воображения младших школьников.

Объект исследования - процесс работы над сочинением в начальных классах.

Предмет исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников.

Гипотеза исследования – систематическое применение содержательных методов и приемов работы над сочинением способствует более продуктивному, интенсивному развитию творческого воображения младших школьников.

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2) выделить наиболее интересные и эффективные методы и приемы в работе над сочинением;

3) изучить динамику развития творческого воображения учащихся в ходе литературного творчества.

Для решения поставленных задач использовались методы: анализ источников, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

База исследования: МОУ СОШ №61 г. Краснодара. В эксперименте участвовали два класса: 3 «А» (20 учащихся) и 3 «Б» (20 учащихся). Возраст детей 9-10 лет.
1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников


    1. Психологические основы развития воображения

Воображение - важный психический процесс, присущий только человеку. Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Воображение – познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений [1, с.116]. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

«Воображение есть творческий – иногда сознательный, иногда бессознательный - акт мышления. Оно в отличие от сознательно управляемого и контролируемого мышления находится под сильным влиянием мотивации, которая как бы детерминирует извне его направление и содержание» [14, с.156].

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, т.е. создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически. Воображение человека - способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии [5, с.102].

В основе воображения и творческого мышления лежат следующие психологические качества:

- четкое и ясное представление образов и предметов;

- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление, которое в свою очередь вызывают: новизна воспринятого «что-то»; осознание его как чего-то неизведанного, интересного; импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком [3, с.9]. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, особенно ребенком, неосознанно.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы представлены на Рисунке 1 в виде схемы, которая разработана на основе классификации, предложенной А.Г.Маклаковым [13, с.90-98].




ВООБРАЖЕНИЕ

(фантазия)

психологическая функция,

направленная

на создание новых образов
Рисунок 1 – Схема «Классификация способов создания образов»

1. Агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).

2. Гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер.

3. Схематизация - способ создания фантастических образов, когда отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

4. Типизация характерна выделением существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

5. Акцентирование - в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Рассматривая вопрос о развитии воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком.

Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось ранее непосредственно.

Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включаются элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. «В творчество как деятельность, направленную на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения» [19, с.83].
1.2 Особенности развития воображения младших школьников

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

Существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая своё место трезвому мышлению. По этому поводу великий русский педагог и психолог К.Д.Ушинский писал: «...Думают, что с возрастом оно [воображение] слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это большая ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души. Воображение ребёнка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека» [23, с.87]. Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности учёного, художника.

Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, в конце второго-начале третьего года жизни. Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении ещё связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный «багаж» ребенка очень мал и возможность оценки «что я вижу?» ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождаются новые связи между явлениями и предметами. Младший дошкольник с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть воображение, некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуется аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо объекта. Первоначально воссоздаваемые образы приблизительно характеризуют реальный объект, они статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины (к тому же весьма конкретны по содержанию).

Во 2-3 классе, прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит, в основном, за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов. Ученики 3 класса с успехом могут представить и изобразить многие промежуточные состояния объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые по характеру самого движения. Дети могут воссоздать образы действительности без непосредственного их описания или без особой конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком. Так, они могут писать большое изложение по рассказу, прослушанному в самом начале урока, или решать математические задачи, условия которые приведены в виде абстрактной графической схемы.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на занятиях путем формирования у детей:

  1. умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие;

  2. умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить «как если бы» произошедшее, и тогда столь же условно можно выяснять его последствия) [18].

Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения [4, с.159].

Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов, и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения и найти наиболее выразительные средства его воплощения. Этому во многом способствуют уроки русского языка и написание сочинений, которое, позволяя ребенку стать участником языкового творчества, развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь.

Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь с окружающим миром, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии очень велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся

Воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без воображения. «Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром» [21, с.126]. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода. Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Фантазирование – один из наиболее важных способов научиться правильно вести себя в реальной жизни. Она наиболее ярко проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспитателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли. Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справится с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывает ребенку игрушки.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90% состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненный ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетические чувства ребенка, формирует эстетическую восприимчивость к миру, оценку прекрасного [10, с.143].

Практически все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявления. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной самодеятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Для развития ребенка, развития его воображения очень важно формирование множества интересов. Следует отметить, что для детей вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появления принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему не доступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы [9, с.29].

В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересами в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой действительности. Фантазия не только развивает широту интересов, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя соответствующие методические приемы, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворенности от работы. Они позволяют легко сосредотачивать внимание на определенном виде деятельности. И.П.Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности – ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Так, словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способствует его развитию.

1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. В процессе обучения широкие возможности для развития воображения учащихся предоставляет работа над сочинением. Если грамотно построить работу, научить детей собирать и систематизировать материал, выбирать тему и средства языка, можно увлечь учащихся этим видом творческой деятельности, связывающим учение с жизнью. Сочинение позволяет реализовываться не только творческому воображению, но и языковому развитию ребенка, его речевым умениям. Сочинение может стать одним из лучших средств мотивации учения, самооценки и самоуважения школьника. В нашей работе мы рассмотрим сочинение как один из способов развития творческого воображения учащихся.

Сочинение – это попытка ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказать свою точку зрения по каким-либо проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, обогащает язык и учит грамотности. Сочинение разрешает творить, выдумывать. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций. Таким образом, одним из направлений развития творчества является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов [12, с.422-423].

В начальной школе сочинение начинается с первых уроков в первом классе в виде небольших устных рассказов. Учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся [11]. Для проведения сочинений в первом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка.

Первая ступень подготовки к сочинению – ситуация, вторая – мотивация, они порождают интерес и желание написать или рассказать. На подготовительном этапе работы определяется тема сочинения. Это функция учителя, но все его действия должны быть направлены на то, чтобы дети придумали или выбрали тему сами. Тема может «вырасти» из прогулок, экскурсий, игр, труда или из чтения книг. Учитель может предложить список тем, а дети – выбрать общую тему для класса, либо индивидуально каждый для себя.

Общая тема для класса позволяет определить коллективную подготовительную работу: сбор материала, его обсуждение, составление плана, подбор языковых средств; индивидуальные темы в значительной степени отменяют ее. Однако с точки зрения развития и воспитания индивидуальные темы предпочтительнее.

Обдумывая свою речь, говорящий всегда намечает основные вехи. Действительно, план – это необходимая ступень любого действия. Лучший план – письменный, затем – устный, затем – мысленный.

Еще одна подготовительная ступень – накопление материала. Он не только накапливается в памяти школьников, также он может записываться в виде заметок, зарисовываться и т.д.

Бесспорно, процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, т.к. все ступени работы над сочинением носят творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы и способности.

Сочинение может быть представлено как в письменном, так и в устном виде. Исследователи отмечают, что устная речь школьников в своем развитии отстает от речи письменной: она требует много времени для тренировки, а это затруднительно в условиях классно-урочной системы. Тем не менее, каждый ученик должен выступать в естественных условиях, т.е. перед слушателями, включая и внеурочные выступления на утренниках, в играх в роли ведущего и др.

Письменные сочинения учащихся, в соответствии с требованиями системы, проводятся продолжительностью в 1-1,5 часа 6-10 раз в год. Однако для целенаправленного развития творческого воображения можно использовать различные дополнительные приемы и элементы в работе над сочинением. Главное, чтобы у детей была возможность и желание писать, творить.

Изучение родного языка и литературы вводит учащихся в мир языкового творчества: это может быть и ведение дневника, и переписка, и описание картин, и инсценирование, и выпуск газет, и сочинение пьес, и пр. Все это сочинение, творческая работа детей. Она имеет богатые возможности не только для развития мышления, речевых умений, но и для развития воображения детей. С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Нужно ценить непосредственность языка школьников, осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у детей любовь к прекрасному, к живому слову. Именно в таких условиях можно организовать продуктивную работу над сочинением и развивать творческое воображение учащихся.


2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников
2.1 Диагностика развития воображения учащихся на этапе констатирующего эксперимента

Базой нашего исследования послужили два класса: 3 «А» и 3 «Б» СОШ №61 г.Краснодара, работающие по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века». Возраст детей 9-10 лет, всего в исследовании принимало участие 40 учащихся.

Для исследования воображения младших школьников нами был использован тест «Выведение следствий» [22, с.69-70].

Учащимся экспериментального и контрольного класса предлагался ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…».

Перед каждым ребенком ставилась задача дать наиболее полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список вопросов первого замера:

- «Что произойдет, если дождь будет литься не переставая?»;

- «Что произойдет, если животные начнут говорить человеческим голосом?»;

- «Что произойдет, если все горы превратятся в сахарные?»;

- «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»;

- «Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?».

При оценке результатов учитывалось качество ответов:

- оригинальный подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов;

- необычный ответ с элементами фантазии – 4 балла;

- банальный ответ («Ничего не будет», «Такого не бывает» и т.п.) – 2 балла;

- ответ не по существу или встречным вопросом – 1 балл.

Интерпретация результатов: чем меньше баллов набрано, тем больше ребенок нуждается в занятиях по развитию воображения и творческого мышления.

В ходе первоначальной диагностики были получены следующие результаты.

Таблица 1 – Результаты диагностики воображения учащихся экспериментального 3«А» класса

Ф.И.О.

Качество ответа

1. Бахарь Данил

1

2. Владимиров Алексей

4

3. Иванова Ксения

1

4. Исмаилова Рубина

5

5. Камерный Влад

4

6. Кононов Дима

4

7. Кремлян Карина

1

8. Лисанова Алина

1

9. Лымарев Кирилл

4

10. Лысохмара Настя

4

11. Максимовский Толя

4

12. Миленькая Лена

4

13. Найденова Аня

4

14. Панченко Лиза

2

15. Панченко Юля

1

16. Пивоварова Алена

4

17. Полтавцев Влад

4

18. Сидоров Сергей

4

19. Томасов Саша

5

20 Харьковский Женя

4

Рисунок 2

Коэффициент оригинальности воображения высчитываем следующим образом: общая сумма показателей делится на количество учащихся в классе количество детей.

Таким образом, коэффициент оригинальности в экспериментальном классе равен: 65/20=3,3.
Таблица 2 – Результаты диагностики воображения учащихся контрольного 3«Б» класса

Ф.И.О.

Качество ответа

1. Авдеева Алена

4

2. Барило Руслан

4

3. Гончаров Илья

4

4. Добренко Настя

2

5. Егоренко Дима

4

6. Жудин Никита

4

7. Ковалев Слава

4

8. Колинько Даша

4

9. Николаенко Руслан

2

10. Рафаилов Руслан

2

11. Садоян Зина

4

12. Садоян Теймур

4

13. Чигрина Настя

4

14. Шевцов Дима

4

15. Шелудько Таня

4

16. Шепотько Ксения

1

17. Шилова Оля

2

18. Стрельцов Олег

2

19. Максименко Александр

4

20. Рева Лена

4

Рисунок 3

В контрольном классе коэффициент оригинальности равен: 67/20=3,4.

Сравнительный анализ данных экспериментального и контрольного классов показал, что стартовые возможности учащихся примерно равны.

Дальнейшая работа в экспериментальном классе, была рассчитана на активизацию творческого потенциала ребенка и, следовательно, на повышение уровня развития воображения.


2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах».

Мероприятие проводилось в виде соревнования. Класс разделился на две команды. Каждая команда - это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер.

Ведущий начинает сказку: «Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с другими винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...».

Ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере «.......». Тот, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере «.......». Завершить сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «.......» в номере «.......».

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети, один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Аня Найденова. Она отправила главного героя Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах. Далее редакциям было предложено записать придуманные части сказки и проиллюстрировать их. В целом, данное занятие показало, что детям трудно еще подключать свободное воображение. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Сочинения, проводимые на уроках родного языка, подразделяют на различные виды. Среди них выделяются сочинения-миниатюры, которые отличаются от обычных своими небольшими объемами. Это обусловлено конкретным «узким» характером темы.

Как правило, на уроках русского языка в начальной школе дети учатся писать сочинения-миниатюры описательного характера. Часто учителя дают задание описать лист березы, или снег, или белку и т.д. Работа почти всегда выполняются от третьего лица. Знакомство с разными рассказчиками, а именно: с рассказчиком–героем и рассказчиком–повествователем дает детям возможность описывать какой-либо предмет не только с точки зрения рассказчика–повествователя, то есть от третьего лица, но и от лица рассказчика–героя, то есть от первого лица. Этот вид работы очень полезен и эффективен. Во-первых, запись сочинений от лица рассказчика–героя помогает ребятам представить себя на его месте. Во-вторых, ребятам, прежде чем написать сочинение, например, о каком-либо животном, нужно прочитать дополнительную литературу о жизни той же лисицы, или муравья, или бабочки, их повадках, образе жизни. Это побуждает к поиску дополнительной литературы, чтению, что также работает и на развитие техники чтения, речи, словарного запаса, привитие любознательности и ответственности за порученное дело.

Один из уроков русского языка в нашем экспериментальном классе был посвящен написанию коллективного сочинения-миниатюры. Разработка урока представлена в Приложении А.

Есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Далее мы приводим несколько примеров, представляющих собой сочетание игровых элементов и элементов сочинения, которые мы использовали и на уроках, и во внеклассной деятельности с целью развития детского воображения [8, с.22].

1. «Новый поворот старой сказки». Например, к сказке «Красная Шапочка» предлагается следующая ситуация: девочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. Ребенок додумывает и продолжает сказку с таким поворотом событий.

2. Предлагаем (письменно или устно) рассказать историю своей жизни от лица любимой игрушки, мыла в ванной, старого дивана, груши, которую съедают.

3. Берем хорошо известную детям книжку и вместе придумываем новую историю к иллюстрациям из нее.

4. Находим репродукции картин, с содержанием которых учащиеся еще не знакомы, и даем возможность высказать собственные версии о нарисованном.

5. «Конкурс загадок». Детям дается определенное время на сочинение загадок (к примеру, неделя), а далее проводится конкурс, определяются победители и призеры. Загадки должны быть шутливыми, веселыми и по возможности нелегкими. Можно также побеседовать с ребятами о том, как они придумывали свои загадки.

6. К стихам – через шутку. Можно подсказать ученикам первую строчку, т.е., в сущности, тему и ритмику. Например:

7. Отгадка в рифму. С помощью этой игры можно незаметно подвести детей к придумыванию составных рифм (акустических), в которых созвучен общий контур слов, а не окончания (плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине).

Приемы переработки представлений в воображаемые образы, которые мы более подробно описали в Главе 1 нашего исследования, использовались нами и на практике. Например, упражнение «Фантастическая история» эффективно помогает развивать такой способ воображения, как агглютинация, когда в одном образе происходит соединение различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

«Фантастическая история». Вырезаем вместе с детьми цветные изображения различных животных или растений из старых журналов. Затем изображение каждого животного разрезаем еще на несколько частей и перемешиваем. Берем лист бумаги и клеящий карандаш.

Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю.

Агглютинация – частный случай такого приема, как комбинирование, когда свойства одного предмета переносятся на другой. Детали, которые сочетаются в новый образ, могут быть даны и в словах. Этим приемом воспользовался известный итальянский сказочник Дж.Родари, который придумал «бином фантазии» («бином» означает «состоящий из двух частей»). С помощью бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки. Для бинома берем два слова, соседство которых было бы необычным.

Вот как об этом пишет Дж.Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...» [17, с.47-48]. Дж.Родари сравнивает сочетания «конь — пес» и «шкаф — пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело - второе сочетание. «Это, — пишет Дж.Родари, - открытие, изобретение, стимул» [17, с.54-57]. Это и есть «бином фантазии».

Мы воспользовались на практике данным приемом. Учащиеся написали на карточках существительные, затем карточки перемешали, и каждый из ребят вытянул для себя по два слова. На основе полученных сочетаний нужно было придумать фантастическое существо и его историю.

В основе игры «Сказка-калька», которая также использовалась нами на практике, лежит способ схематизации. «Сказка-калька», также предложенная Дж.Родари в книге «Грамматика фантазии», - прием, когда из старой сказки получается новая, с различными степенями узнаваемости или полностью перенесенная на чужую почву.

Берется популярная сказка, например «Золушка», и сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям: «Золушка живет с мачехой и сводными сестрами. Сестры едут на пышный бал, оставив Золушку одну дома. Благодаря волшебнице Золушка тоже попадает на бал. Принц в нее влюбляется...» и т.д. Вторая операция состоит в том, чтобы еще более абстрагировать сюжет: «А» живет в доме «Б» и находится с «Б» в иных отношениях, нежели «В» и «Г», тоже живущие с «Б». «Б», «В» и «Г» отправляются в «Д», где происходит нечто, обозначаемое буквой «Е». «А» остается одна (один). Но благодаря вмешательству «Ж» «А» тоже может отправиться в «Д», где производит неизгладимое впечатление на «3» и т.д. Имея в наличии готовую схему, забываем о первоначальном сюжете, и, опираясь только на одну лишь схему, пытаемся придумать новый сюжет.

Опираясь на прием акцентирования, можно из характерных особенностей персонажа вывести, например, и его приключения. Например, стеклянный человечек, также предложенный Дж.Родари. Выбранный персонаж должен действовать, двигаться, знакомиться, подвергаться каким-либо случайностям, быть причиной определенных событий в строгом соответствии с материалом, из которого он, согласно замыслу, сделан. Анализ материала, в данном случае стекла, подскажет, с какой меркой мы должны подходить к своему герою. «Стекло прозрачно. Можно читать его мысли. Он не может говорить неправду, это сразу бы увидели; один выход - надеть шляпу. Несчастливый это день в краю стеклянных людей, когда входит в моду носить шляпу; ведь это значит, что входит в моду скрывать свои мысли. Стекло хрупкое, значит, дом стеклянного человека должен быть весь обит чем-нибудь мягким. Тротуары будут застелены матрацами. Рукопожатия отменены. Тяжелые работы - тоже. Врачом в подлинном смысле этого слова будет не медик, а стеклодув. Стекло может быть цветным. Стекло можно мыть и т.д.».

По такому принципу школьникам предлагалось сочинить приключения деревянного персонажа, человека изо льда, из сливочного масла и т.д., а также придумать собственных персонажей.

Развитию умения воссоздавать образ, пользуясь схемой, картой и другими видами символического изображения способствует игра «Путешествие по географической карте». Каждому ученику дается карта - туристская маршрутная схема с изображением какой-либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и пр. Детям предлагается: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне». Эту методику можно использовать и для того, чтобы определить, как у ребенка развито воображение и умение описывать словесно возникающие образы.

Как известно, детям свойственно предметное восприятие окружающего мира, (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т.д.). В ходе развития ребенка оно преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом и совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения. Смена предметного восприятия, однако, происходит не всегда, и человек живет среди предметов, фактов, случаев, выпадая при этом из общественных отношений, культурных ценностей.

На процесс перевода предметного восприятия мира в ценностное было направлено мероприятие «Презентация мира». Группе детей предъявляется какой-либо предмет и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета.

Для проведения данной работы предметом презентации была представлена живая роза в вазе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

- Что значит для нас простой цветок розы?

- Какая от него может быть польза?

- Что бы было, если бы роз не было на земле?

- Выскажите ваше личное отношение к этому цветку?

Дети поочередно высказывали свои соображения. При этом можно было и подходить к цветку, и брать его в руки. Прежде всего дети увидели в розе «подарок», «любовь», «поздравления», «украшение». Прозвучало и: «черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Дима Кононов высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Девочки говорили больше о любви: «подарив розу девочке, мальчик так признается ей в любви».

В ходе данной работы мы отметили довольно высокое ценностное восприятие детьми реальности, их готовность и умение рассуждать, строить выводы. В дальнейшем такую работу можно усложнить, предложив детям самим выбрать предмет презентации.

На уроках ученики пробовали «оживлять» окружающий мир, приписывать человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам. Ребята представляли себя снегом, сосулькой, звездой и т.д. Так, одно из занятий было посвящено приему «оживление» при сочинении сказок. Разработка урока представлена в Приложении Б. Несмотря на то, что такая деятельность давалась учащимся не очень легко, так как требовала максимального приложения творческих сил, работа доставляла радость. В детях изначально заложена тяга к сочинительской деятельности. Во время работы с устными высказываниями и письменными работами мы старались не давать установок, не составлять четкого, строгого плана ответа или сочинения, так как все виды работ по словесному творчеству требуют от маленьких авторов «открытия», собственного видения предмета. Педагогу, чтобы помочь реализации детских возможностей и способностей, достаточно создать в классе творческую атмосферу, атмосферу положительных эмоций и устранения боязни неудач.

2.3 Диагностика воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента

На заключительном этапе исследования нами была проведена диагностика динамики развития творческого воображения у детей контрольной и экспериментальной группы.

Для исследования воображения снова был использован тест «Выведение следствий». Список вопросов второго замера:

- «Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»;

- «Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?»;

- «Что произойдет, если все растения начнут ходить?»;

- «Что произойдет, если больше никогда не наступит зима?»

- «Что произойдет, если исчезнут все автомобили?»

Таблица 3 - Результаты диагностики воображения учащихся экспериментального 3«А» класса

Ф.И.О.

Качество ответа

1. Бахарь Данил

4

2. Владимиров Алексей

5

3. Иванова Ксения

2

4. Исмаилова Рубина

5

5. Камерный Влад

4

6. Кононов Дима

5

7. Кремлян Карина

1

8. Лисанова Алина

4

9. Лымарев Кирилл

4

10. Лысохмара Настя

4

11. Максимовский Толя

5

12. Миленькая Лена

4

13. Найденова Аня

4

14. Панченко Лиза

4

15. Панченко Юля

1

16. Пивоварова Алена

5

17. Полтавцев Влад

4

18. Сидоров Сергей

5

19. Томасов Саша

5

20. Харьковский Женя

4

Рисунок 4

Коэффициент оригинальности в экспериментальном классе составил 79/20=4.

Таблица 4 - Результаты диагностики воображения учащихся контрольного 3«Б» класса

Ф.И.О.

Качество ответа

1. Авдеева Алена

5

2. Барило Руслан

4

3. Гончаров Илья

4

4. Добренко Настя

4

5. Егоренко Дима

4

6. Жудин Никита

4

7. Ковалев Слава

4

8. Колинько Даша

4

9. Николаенко Руслан

2

10. Рафаилов Руслан

1

11. Садоян Зина

4

12. Садоян Теймур

4

13. Чигрина Настя

5

14. Шевцов Дима

4

15. Шелудько Таня

4

16. Шепотько Ксения

2

17. Шилова Оля

2

18. Стрельцов Олег

2

19. Максименко Александр

4

20. Рева Лена

4

Рисунок 5

Коэффициент оригинальности в контрольном классе: 70/20=3,5. Подсчет коэффициента оригинальности в группах показал его рост в экспериментальном классе.

Результаты контрольного и констатирующего экспериментов представлены на рисунке 6:



Рисунок 6 - Сравнительные результаты

контрольного и констатирующего экспериментов

По сравнению с начальным этапом исследования коэффициент оригинальности воображения в экспериментальном классе возрос на 0,7, достигнув показателя в 4 балла. В контрольном классе показатели практически не изменились: 3,4 – показатель на констатирующем этапе эксперимента; 3,5 – на контрольном этапе. Несмотря на статистическую незначительность сдвигов в творческой активности воображения младших школьников, наблюдается несомненная тенденция роста именно в экспериментальной группе. Это позволяет нам говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а проведенная нами программа способствовала росту творческой активности воображения у младших школьников.


Заключение
Развитие воображения детей играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании жизненного опыта. В силу этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей младшего школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации учебной деятельности.

Значение воображения трудно переоценить Воображение влияет на повседневное поведение человека, его настроение, поведение, даже на его ощущения. Например, если мы ярко, образно представляем себе какое-нибудь значимое для нас событие, то наши переживания близки к тем, которые мы будем испытывать, когда это событие свершится. Л.С.Выготский назвал это «законом эмоциональной реальности воображения» [6]. Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения - это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека.

Решая любую мысленную задачу, ребенок использует какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика, заменяя недостаток знаний и опыта и помогая относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.

В развитии детей велика роль самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и учителя. Любые методики, даже самые полные и эффективные, только инструмент в руках учителя. Лишь умело используя их, можно добиться высоких результатов. Стоит отметить, что при организации занятий в целом, и в частности занятий, связанных с написанием сочинений, учителю нужно быть предельно чутким и тактичным, так как некорректный отзыв о проделанной учеником работе может полностью лишить ребенка желания заниматься творчеством. Педагогу рекомендуется соблюдать следующие правила:

- выполнять некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов, утренников, издании газет и их редактировании;

- помощь оказывать преимущественно индивидуальную;

- особенно высоко ценить удачный образ, точно выбранное слово, юмор, умение замечать детали;

- создавать атмосферу положительных эмоций;

- не давать никаких заданий и не делать замечаний – предоставлять полную свободу творческих попыток.

Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процесс развития свойств личности – ее характер, способности, направленность интересов, силу и яркость образов. Знания, получаемые детьми в школе, влияют на развитие их воображения. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Кульминационный момент творческого процесса – вдохновение, характеризующееся наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения. В состоянии вдохновения ребенок решает задачу, стоящую перед ним легче, ярче, полнее.

В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др. Вот почему сила и яркость воображения во многом зависит не только от полноты и богатства имеющихся представлений у ребенка, но и от оригинальности и своеобразия комбинаций в процессе воображения во время периода вдохновения. Все эти процессы находят свое отражение и реализуются при правильно организованной работе детей над сочинением, на творческих занятиях. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

В нашем экспериментальном классе работа над сочинениями была организована не в строгих урочных рамках. Элементы сочинений включались и во внеклассные занятия и в домашнюю работу детей, хотя задания и не давались с целью обязательного их выполнения, а только по желанию, исходя из личной инициативы.

Показатели исследования не продемонстрировали существенных сдвигов в уровне развития воображения школьников. Это можно объяснить тем, что работа по развитию воображения требует времени, системы.

Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Требуя воображения, обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию. Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и, прежде всего, организации правильной учебно-воспитательной работы.

В заключении необходимо еще раз отметить тот факт, что использование на уроках русского языка приемов работы по овладению навыком сочинительской деятельности не только способствует развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка. Творческая (сочинительская) деятельность учащихся на уроках русского языка способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; воображения, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении задачи; трудолюбия. Результатом именно такого обширного и эффективного развития качеств, становится самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение и т.д. где творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Таким образом, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.

Список использованных источников
1 Андреева И.В. Педагогика и психология. – СПб: Издательский Дом Нева», 2003. – 256с. – ISBN 5-7654-2782-0.

2 Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. - М.: Дрофа-плюс, 2003. – 352 с. – ISBN 5-9555-0432-X.

3 Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. - М.: Политиздат, 2001. – 156 с. - ISBN 5-94628-117-8.

4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1988. – 350 с.

5 Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М.: Академия, 2001. – 288 с. - ISBN 5-7695-1523-6.

6 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте// Вопросы психологии, 1972. – №2. – С.114–123.

7 Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды. - М.: Издательство МПСИ, 1986. – 736 с. - ISBN 5-89502-104-2.

8 Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 190 с. - ISBN: 5-222-07868-X.

9 Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Издательство МГУ, 1979. – 72 с.

10 Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. - ISBN 5-94799-368-6.

11 Купров В.Д. Образно-эмоциональное описание предмета// Начальная школа. - 1989. – № 2. – С.20–23.

12 Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с. – ISBN 5-7695-1933-9.

13 Маклаков А.Г. Общая психология. - Издательство: Питер, 2000. – 382 с. - ISBN 5-272-00062-5.

14 Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – 240 с. – ISBN 5-09-006414-8.

15 Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии/ Под ред. д-ра психол. наук проф. А.А.Люблинской. - М.: Просвещение, 1971. – 152 с.

16 Подласый И.П. Можно ли учить по-всякому?// Школьные технологии. -2003. - №4. – С.20-22.

17 Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/ Пер. с итал. Ю.А. Добровольской. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1990. - 190 с. – ISBN 5-329-01300-3.

18 Розенберг Л.А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников// Начальная школа. - 1995. - № 2 - С.25-28.

19 Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. – ISBN 5-94908-001-7.

20 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.И. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с. – ISBN 5-7695-0878-7.

21 Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с. – ISBN 5-9285-0128-5.

22 Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический проект, 2004. – 144 с. – 5-8291-0459-8.

23 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. - М., 1985. - 776 с.

Приложение А

Разработка занятия по написанию коллективного мини-сочинения

«Звуки весны»
Цели:

- закрепить полученные ранее знания (глагол, лексическое значение, предложение, текст, строение текста, признаки весны);

- учить детей писать сочинение по опорным словам;

- активизировать интерес к слову, речи, диалогическому общению;

- развивать письменную речь, творческие способности, воображение;

- воспитывать умение работать в группе.

Оборудование:

карточки трех цветов по количеству детей, листы формата А4, таблички-указатели, четыре листа ватмана (один лист с началом текста), ручки, фломастеры, магнитофон.
Ход урока.

1. Организационный момент. Каждый ребенок выбирает одну карточку (синюю, красную или желтую). По цвету карточки формируются три группы. Каждая группа рассаживается за отдельный стол, на котором выставлена табличка-указатель соответствующего цвета.

2. Вводная часть

Учитель: - Закройте глаза и послушайте. (Звучит магнитофонная запись различных звуков). Что вы услышали?

Дети: - Различные звуки живой, неживой природы и человека.

Учитель: - А как об этом сказать, используя глаголы?

Дети: - Шелестеть, кричать, свистеть, звенеть, щебетать, журчать …

Учитель: - Что общего в лексическом значении этих глаголов?

Дети: - Обозначают звуки.

(Звучит магнитофонная запись звуков).

Учитель: - Что вы услышали? Как вы думаете, какое это время года? По каким признакам вы догадались, что это весна?

Дети: - Птицы поют, ручей звенит…

Учитель: - Давайте придумаем тему нашего коллективного мини-сочинения. (После обсуждения учитель на доске записывает тему сочинения: «Звуки весны».)

3. Учитель раздает листы-таблицы (каждый лист формата А4 разделен на 2х2 части, каждая часть пронумерована).

Учитель: - Запишите самостоятельно в своих таблицах в первой части все глаголы звучания, связанные с весной, которые вы вспомните, в течение 1 минуты. (Дети выполняют задание). Обменяйтесь мнениями в парах, допишите там же слова, которые вспомнил сосед. (Дети выполняют задание). Обменяйтесь мнениями в группах, если получится, допишите там же еще слова. (Дети выполняют задание).

- Теперь давайте обсудим и запишем на доске все глаголы звучания, которые знает наш класс. Для этого группы выберут ведущего, ведущие по очереди зачитают слова из своих таблиц. (Учитель записывает на доске все глаголы, которые говорят учащиеся). Внимательно посмотрите на выписанные глаголы, подумайте, на какие три группы их можно разделить?

Дети: - Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком или предметами, с ним связанными.

Учитель: - Посмотрите на свои цветные карточки, на каждой написано слово. Соберитесь в группы нового состава за столами, где выставлены таблички-указатели с вашим словом. (Дети выполняют задание. На табличках-указателях написаны слова «щебетать», «журчать», «кричать»).

- Какое слово объединило первую группу? (Щебетать.)

- Вторую? (Журчать.) Третью? (Кричать.)

- Какое лексическое значение у каждого глагола? К какой группе относится каждый глагол? (Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком.)

Задача каждой группы учащихся: выписать «свои» глаголы и подобрать к ним ассоциации - существительные, обозначающие источник звука. (Дети выполняют задание, учитель помогает каждой группе).

Учитель: - Чтобы продолжить работу, вернитесь в группы прежнего состава (по цвету карточки). Познакомьтесь с результатами работы соседей и заполните пустые части таблицы. В результате проделанной работы у каждого учащегося получается такой лист:

1. Журчать, жужжать, капать, смеяться, выть, скулить, долбить, шуршать, чирикать, булькать, щебетать, скрипеть, пищать, рычать, фыркать, храпеть, завывать, капать, кричать, кашлять, топать, чихать, смеяться, петь.

2. Птицы - чирикать, щебетать, дятел – долбить, насекомые – жужжать, ежи – фыркать, змеи – шуршать, медведь – топать.

3. Река журчит, водопад шумит, ветер свистит, гром гремит, листья шелестят, вода капает, капли звенят.

4. Человек смеется, чихает, кашляет, поет, фыркает, топает.

4. Учитель вывешивает на доску лист ватмана со следующим текстом: «Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками».

Учитель: - Теперь каждая группа, используя свой набор ассоциаций из таблицы, составляет небольшой текст: «синие» – о звуках живой природы, «красные» – о звуках неживой природы, «желтые» – о звуках, издаваемых человеком.

Время работы до 10 минут. Каждая группа записывает свою часть текста на лист ватмана фломастером. В результате работы на уроке получилось три части текста:

I. Речка журчит, освободившись ото льда. Ветер шелестит молодыми листочками. Падая с крыши, звенят капельки.

II. Ёжики вылезли из своих нор и весело фыркают. Одни птицы щебечут, другие свистят, третьи чирикают, а четвертые заливаются трелями.

III. Люди перестали чихать, кашлять, а стали петь песни. Дети хлопают в ладоши и весело смеются.

5. Все листы вывешиваются на доску. Чтение текста вслух. Оценка коллективного мини- сочинения учащимися.

Учитель: - Давайте вспомним правила построения текста: должна быть вводная часть, основная часть, заключение. Все ли части есть в нашем тексте?

Дети: - У нас нет заключения! (В результате обсуждения дети придумывают заключение: например, «Все рады приходу весны!»)

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Учитель: - Пользуясь собранным сегодня материалом, напишите дома свое собственное сочинение «Звуки весны». Самые интересные мы выберем и издадим в нашей классной стенгазете.


Приложение Б

Разработка урока развития творческого воображения

«Оживление» при сочинении сказок»
Цели занятия:

- познакомить с приемом «оживление» и создать условия для практического применения его при сочинении сказок;

- развивать воображение, логическое мышление и речь учащихся;

- воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, потребность в творческом самовыражении.

Оборудование:

произведения Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», А.Толстого «Приключения Буратино», Л. Гераскина «В стране невыученных уроков», Е.Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак».

Ход урока.

1. Организационный момент. Учитель: - Сегодня на уроке мы вновь будем фантазировать, сочинять. Поможет нам в этом новый прием. Настроимся на работу, определив наши действия на уроке. Что обязательно мы будем делать на уроке?

У – (узнавать, удивляться)

Р – (развивать, рассуждать)

О – (обсуждать, открывать)

К – (корректировать)

2. Учитель: - Ребята! У меня для вас письмо. Кто бы это мог написать?

«Здравствуйте, дорогие друзья! Спешу сообщить вам о том, что меня волнует. Я никого не трогаю, не беспокою, всегда даю возможность написать работу на «отлично», а меня царапают, делают надписи ручкой - мне больно и обидно. Я мечтаю быть такой же чистой, нарядной, как и вы, мои ученики. Помогите мне!»

- Вы догадались? Что скажете? (Это парта.)

- Что необычного в том, что вы сейчас услышали? Парта, как живая, нам говорит. (Парта ожила.)

- Как можно назвать этот прием? (Оживление.)

- Этот прием в литературе называется «олицетворение». Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

- Какой человек по характеру может понять боль и тревогу неживого предмета? (Чувствительный, добрый.)

- А сейчас проявив свою чуткость, попробуйте от лица ожившего предмета рассказать по плану:

Что меня тревожит?

Чего боюсь?

Что я не люблю?

Что я люблю?

О чем мечтаю?

- Вы можете выбрать сами предмет, который ожил, а можете воспользоваться предложенными. А мы постараемся догадаться, о чем вы рассказываете.

3. Самостоятельная работа в группах. Слушание текстов-загадок.

Учитель: - Чья просьба о помощи, рассказ показался более значимым? Что пожелаем хозяевам этих вещей? (Будьте внимательные, аккуратнее, добрее.)

- Когда предмет оживает, он не только начинает чувствовать, думать, говорить, но с ним еще могут происходить разные приключения. Чтобы продолжить работу по сочинению сказки, создайте структуру сказки (добрые и злые герои, цель, место действия). Попробуйте сочинить сказку, выбрать предмет, который у вас ожил.

4. Самостоятельная работа в парах. Слушание сказок.

Учитель: - Чья сказка показалась вам более интересной, почему?

5. Домашнее задание.

Учитель: - Дома попробуйте написать свою, новую сказку.

6. Итог урока.

Учитель: - Давайте вспомним, а в каких сказках использовался прием «оживление»? Кто стал живым? Из чего он? Кто автор сказки? («Стойкий оловянный солдатик», «Буратино», «Непоседа, Мякиш и Нетак» и другие -учитель показывает не названные книги.)

- Что можете сказать о сказках, в которых используется прием оживления? (Они необычны и очень интересны.)

- Вернемся к целям урока, которые себе поставили. Давайте отметим то, что у нас получилось из намеченного:

У – узнали новый прием «оживление»

Р – развивали умение фантазировать

О – обсуждали сказки

К– корректировали, делали критические замечания

- Какие у вас впечатления об уроке? Говорят, что и стены «слышат». Что они могли бы сказать о вас, когда вы уйдете? (Дети поработали дружно и интересно.)



КУРСОВАЯ работа
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации