Основные термины по теории государства и права - файл n1.doc

приобрести
Основные термины по теории государства и права
скачать (69.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc70kb.18.09.2012 16:06скачать

n1.doc


  1. Предмет ТГП — общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.

  2. Методы ТГП — приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.

  3. Общество - продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями.

  4. Институты общества — устойчивые социальные или политические установления, учреждения, объединения и общности, выполняющие необходимые для общества социальные либо политические функции.

  5. Власть — есть возможность проводить внутри социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению (М. Вебер).

  6. Социальная власть — организованная сила, обеспечивающая способность той или иной соци­альной общности — рода. группы, класса, народа (властвующего субъекта) — подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения.

  7. Регулирование — направление поведения людей и социальных общностей, деятельности ор­ганов и организаций, введение их в определенные рамки, целенаправленное их упорядочивание.

  8. Индивидуальное регулирование — это упорядочениe поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам.

  9. Нормативное регулирование— упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, ко­торые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил.

  10. Государство — политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целост­ность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок.

  11. Государство— политико-территориальная, суверенная и легитимная организация публичной власти социально неоднородного общества (сословного, классового, этнически гетерогенного и т.д.), выступающая в качестве организатора общих дел и посредника в разрешении конфликтов в обществе на основе интересов господствующей ее социальной группы, обладающая аппаратом принуждения, издающая законы и взимающая налог с населения (Сем).

  12. Государство — правовая организации публичной политической власти. Государство по своей сущности это организация производная от объективных социально-экономических и культурно-духовных отношений в обществе, от гражданского общества (Четв).

  13. Публичная власть — не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

  14. Суверенитет — свойство (атрибут) государственной власти, заключающийся в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

  15. Гражданство — политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицом, находящимся под его властью. Совокупность прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина.

  16. Территория государства — пространственная основа гос-ва, занятая насел-ем, где действует власть, хар-зуемая ч\з юридические нормы.

  17. Гос. территория — это пространство, в пределах которого определенное государство осуществляет свою верховную власть, свой суверенитет.

  18. Народ — относительно широкая социальная групп члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры, в том числе, языку и историческому сознанию.

  19. Сущностъ государствасмысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

  20. Этатизм—государственническая идеология, или - шире - система политических представле­ний, в которых главным интегрирующим фактором содержания сознания положительная оценка государства.

  21. Анархизм — отрицание всякой и любой власти. Это система политических представлений, в которых главным фактором сознания выступает отрицательная оценка государства через знак "вред", "зло". Это антигосударственнический тип политического сознання.

  22. Государственное управление — целенаправленное воздействие гос-ва, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

  23. Государственная власть — концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, во­площенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и поря­док в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

  24. Убеждение — метод активного воздействие на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

  25. Государственное принуждение — психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на лич­ность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интере­сах государства.

  26. Правовое принуждение — государственное принужденне, вид и мера которого строго определена правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах)

  27. Господство — такое положение, при котором интересы и потребности данной общественной группы, детерминируясь, объективно и неизменно определяют сод-е отправления власти безотносительно к к объему участия членов этой группы в непосредственном принятии государственных решений.

  28. Идеология — система идей, тесно связанных с интересами властвующего субъекта.

  29. Легитимность (в широком смысле) — принятие власти населением страны, признания ее права управлять соц-ми проц-сами, готовность ей подчиняться

  30. Легитимность (в узком смысле) - законная власть, образованная в соответствии с процедурами, предусмотренными правовыми нормами.

  31. Легальность - нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

  32. Принцип разделения властей—это рациональная организация гос. власти в демокр. г-ве, при к-рой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов г-ва как частей единой власти ч\з систему сдержек и противовесов.

  33. Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

  34. Объект функции - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.) на к-рую направлено гос. воздействие.

  35. Сод-е ф-ции показывает, что делает г-во, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимается.

  36. Мех-зм г-ва – целостная иерархическая система гос. органов и учреждений, практически осуществляющих гос. власть, задачи и ф-ции г-ва.

  37. Гос. орган – звено (элемент) мех-зма г-ва, учавствующее в осуществлении ф-ций г-ва и наделенное для этого властными полномочиями.

  38. Компетенция – юридически закрепленный объем, круг прав и обязанностей органа г-ва, общественной организации.

  39. Полномочия – строго очерченный перечень прав и обязанностей, а так же способов их реализации, предоставяемых должностному лицу.

  40. Бюрократия (от фр. burcan) — система управления, осуществляемая с помощью аппарата влас­ти, отделенного от общества стоящего над ним, обладающего специфическими функциями и привилегиями.

  41. Демократия— форма государственного устройства, основанная на принципах народовластия, равенства и свободы. Это форма государства, государственный строй в самом шнроком зна-чении. этих категорий.

  42. Исторический тип государства — взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его чер­ты и признаки, относящиеся к одной и той общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

  43. Тип государства — строгая система его важнейших сторон и свойств порождаемых соответствующей исторической эпохой.

  44. Цивилизация — устойчивая культурная общность людей, освоивших большое, но достаточно автономное, замкнутое мировое пространство, имеющих общую историю, традиции и стерео­типы, сходные экономические основания, политико-правовое устройство

  45. Форма государства — организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

  46. Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участня населения в их формировании.

  47. Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе г-ва - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), к-рый занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

  48. Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущими ответственность перед избирателями.

  49. Форма гос. устройства — территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частямями.

  50. Унитарное г-во— это целостное централизованное государство, административно-территориальные единици которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса гос.образований, не обладают суверенными правами.

  51. Федеративное государство (федерация)— сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями и обладают суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

  52. Политический режим - методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

  53. Политическая система общества – система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществение в рамках права ч\з г-во.

  54. Закономерности развития полит. системы – объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм полит. явлений на различных этапах бытия.

  55. Политическая власть – система волевых отношений классового о-ва, к-рые обусловлены интересами социальных слоев и классов, выраженными в деятельности полит. организаций.

  56. Гражданское о-во – свободное демократическое правовое о-во, ориентированное на конкретного чел-а, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав чел-а и гр-на, органично вырабатывающее мех-зм ограничения и контроля за деятельностью г-ва.

  57. Структура Гр.О-ва - внутреннее строение о-ва, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития

  58. Принципы Пр.Гос-ва - основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) г-ва, к-рое могло бы называться правовым.

  59. Правопонимание — научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

  60. Право — обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью гос. принуждения (Леушин).

  61. Право — формальная, равномерная, справедливая защита личности, причем защита не октроированная (< фр. octroi пожалование — т.е. данная сверху правительством), а имманентная, внутренне вырастающая из самой личности, из глубин гражданского общества и поддержи­ваемая и охраняемая этим гражданским обществом (Семитко).

  62. Право — определенная гуманистическая идея, нормативно закрепленная и реализованная в жизни (Лившиц).

  63. Право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование сво­бодный воль в их взаимоотношении друг с другом (Лазарев).

  64. Позитивное право — это общеобязательная система норм равенства, свободы и справедливости (Нерсесянц).

  65. Принципы права — руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность назначение в обществ-.

  66. Социальная ценность права — его положительная роль для личности н общества.

  67. Функции права — основные направления регулирующего воздействия права на общественные отношения и поведение людей.

  68. Социальные нормы — связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации, формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

  69. Мораль - система взглядов, идей, представлений, понятий о добре и зле, о совести, чести справедливости, похвальном н постыдном и т.д. и соответвующих этим взглядам правил поведения в обществе, и государстве, семье, коллективе, обеспечиваемых силой внутреннего убеждения и общественного мнения.

  70. Обычай - общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

  71. Корпоративные нормы -- правила поведения, создаваемые в организованных сообществах распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

  72. Правовое регулирование - - целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

  73. Правовое регулирование — осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний н др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с обществеными потребностями (Алексеев).

  74. Предмет правового регулирования — разнообразные общественные отношения, которые объек­тивно. по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в данных социально-политических условиях требуют такого воздействия.

  75. Методы правового регулировании — приемы юридического воздействия, их сочетание, характе­ризующее использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств воздействия.

  76. Способы правового регулировании - пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах, в других элементах правовой системы.

  77. Тип правового регулирования - определенное сочетание cпocoбов регулирования.

  78. Правовой режим — специфика юридического регулирования определениой сферы обществен­ных oтношений с помощыо различных юридических средств и способов.

  79. Механизм правового рсгулирования — взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

  80. Правосознание - совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

  81. Правовая культура — обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономиче­ским строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности. юридических aктов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различны групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским o6ществом свобод и права человека.

  82. Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам органи­зации общественных отношений.

  83. Правовое воспитание — целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в об­ществе от одного поколения к другому.

  84. Правотворчество — специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная дея­тельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм.

  85. Принципы правотворчества — основные начала осуществления правотворческой деятельности.

  86. Нормативный акт— официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержании общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

  87. Закон — обладающий высшей юридической силой нормативных акт, принятии в особом по­рядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно наро­дом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

  88. Систематизации законодательства — целенаправленная работа законодателя но упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

  89. Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

  90. Кодификация —вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содер­жанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение и новом законе (своде зако­нов, кодексе, основах законодательства и др.).

  91. Юридическая техника — совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

  92. Норма права — общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в офнциальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

  93. Структура правовой нормы —логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвяэаниых и взаимодействующих элементов, реально выраженных в нормативно-правовых актах.

  94. Общественные отношения — связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности.

  95. Правовое отношение — это возникающая на основе норм прива общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

  96. Структура правоотношения — субъект, объект и содержание правоотношения.

  97. Содержание правоотношения — субъективные юридические права и обязанности.

  98. Юридическое содержание правоотношения — возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий пли необходимость воздержання от запрещенных действий обязанного.

  99. Фактическое содержание правоотношения — сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

  100. Субъективное право — предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов, мера возможного поведения, обеспеченная юр. обязанностямн других лиц.

  101. Юридическая обязанность — предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью гос. принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

  102. Субъекты права индивиды или организации, которые на основании юр. норм могут быть участниками пр.отн-й, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей.

  103. Правосубъектность — предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений.

  104. Правоспособность — предусмотренная нормами права способность (возможносгь) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

  105. Дееспособность — предусмотренная нормами права способность (возможность) лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их (разновидности: сделкоспособность и деликтоспособность).

  106. Объект правоотношения — реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юр. обязанности.

  107. Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

  108. Фактическнй состав — совокупность двух или неколькнх юридических фактов, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий.

  109. События — такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения.


Предмет ТГП
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации