Стоянова Е.С. (ред.) Финансовый менеджмент: теория и практика - файл n15.doc

приобрести
Стоянова Е.С. (ред.) Финансовый менеджмент: теория и практика
скачать (2796.3 kb.)
Доступные файлы (15):
n1.doc86kb.16.11.1999 12:25скачать
n2.doc564kb.16.11.1999 12:24скачать
n3.doc51kb.16.11.1999 12:39скачать
n4.doc394kb.16.11.1999 12:25скачать
n5.doc438kb.16.11.1999 12:34скачать
n6.doc94kb.16.11.1999 12:34скачать
n7.doc270kb.16.11.1999 12:34скачать
n8.doc555kb.16.11.1999 12:33скачать
n9.doc87kb.16.11.1999 12:33скачать
n10.doc150kb.16.11.1999 12:33скачать
n11.doc960kb.16.11.1999 12:32скачать
n12.doc457kb.16.11.1999 12:32скачать
n13.doc446kb.16.11.1999 12:31скачать
n14.doc838kb.16.11.1999 12:31скачать
n15.doc191kb.16.11.1999 12:30скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n15.doc

ГЛАВА 2

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1. Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла

Жизненный цикл малого бизнеса — это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Это незатейли­вое определение относится к предприятиям, специально создава­емым под какие-либо новые для рынка продукты или услуги, но оно хорошо ложится и на реалии уже достаточно давно работаю­щих предприятий, решающихся на инновационную деятельность.

Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла ма­лого предприятия:

1 этап — научные исследования, разработка технологий и со­здание коммерческой схемы товара — это (в экономическом, ко­нечно, а не в юридическом смысле) пренатальный период пред­приятия;

II этап — начало производства товара и выход его на рынок — это детство предприятия, делающего первые шаги;

III этап — коммерческий успех товара — зрелость предприятия;

IV этап — деградация рынка товара — жизненный закат пред­приятия. Эта схема обнажает два серьезных вопроса:

• Как сделать, чтобы вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Видимо, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгады­вать к этому моменту стремительный взлет новых товаров. Подобные вещи делаются с помощью операционного анали­за, который подробно рассмотрен в главе 2 части II нашего учебника. Главный тезис мы можем здесь продублировать: при ставке не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.

• Каковы особенности каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса — особенности, которые необ­ходимо учитывать в финансовой политике?
601
Итак, на первом этапе (исследования, создание технологии и коммерческого замысла) выручка практически нулевая, а денеж­ные потоки предприятия — отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда и прочее не покрываются доходами. Велика неопределенность, а, следовательно, и риск: производство и коммерциализация товара потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. Многие исследо­ватели считают риск максимальным именно на этом этапе. В до­казательство приводят 70-процентную «смертность» предприятий, находящихся в пренатальной стадии развития. На этом опасном этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты.Чаще всего предприятие живет на собствен­ные средства владельца, его семьи и близких друзей. Кому-то уда­ется заполучить спонсорскую помощь.

Второго этапа (начало производства и выход на рынок), если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы по­крыть хотя бы часть базовых расходов (приобретение оборудова­ния, первичное обустройство и т. д.), многие предприятия могут не пережить. Но, если все-таки удается начать производство и реализацию, то следует учитывать, что на этой стадии резко воз­растают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока «глу­боко отрицательные». «Смертность» составляет теперь 30-50 про­центов от числа малых предприятий, переживших предыдущую стадию. Главные задачи этого этапа: как можно рачительнее уп­равлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование, хотя это и очень нелегко на фоне по-прежнему повышенного риска, генерируемого предприятием.

ВНИМАНИЕ! ВСПОМНИТЕ ОБ ОСНОВНОЙ ДИЛЕМ-ME ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ПРОЧУВСТ­ВУЙТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ: БОЛЬНЕЕ ВСЕГО КАПКАН «ЛИБО РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ЛИБО ЛИКВИДНОСТЬ» ЗАЖИМАЕТ ИМЕННО МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НА ПЕРВЫХ ДВУХ ЭТАПАХ ЕГО РАЗВИТИЯ. Предприятие стремится быстрее нарас­тить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличива­ется! Чтобы убедиться в этом, просчитайте Дефицит/Изли­шек ликвидности для предприятия М или С из раздела 3.1 главы 3 части III в варианте 100-процентного ежегодного темпа прироста оборота.

На третьем этапе предприятие добивается, наконец, коммер­ческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшает­ся, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по срав­нению с недавним вторым этапом (каждый процент роста выруч-
602
ки больше «весит» в абсолютном выражении!). Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивает­ся и, надеемся, становится достаточной для покрытия и накопив­шихся прежних, и неизбежных новых текущих расходов. Возмож­на, впрочем, экономия затрат на единицу продукции благодаря эффекту увеличения масштабов производства и сбыта. Теперь у предприятия могут возникнуть производственные, а также ком­мерческие проблемы: нужно создавать или усиливать торговую сеть, делать рекламу и т. п. Нередко возникает и необходимость в технической доводке товара по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, имеющему, воз­можно, неплохую кредитную историю и в финансовом отноше­нии крепкому, генерирующему меньший риск предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита и задействовать на финансовый рычаг. У некоторых предприятий сбывается мечта преобразоваться в акционерное общество и мо­билизовать средства на выпуск акций.

ВНОВЬ — ВНИМАНИЕ! Идиллия может нарушиться, если предприятие, желая взять максимальную до­лю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж и тем подорвет свою ликвидность и платежеспособность. Советуем в этой связи вернуться к расчету посильных тем­пов прироста оборота (раздел 3.1 главы 3 части III).

Печального четвертого этапа желательно избежать. Жизнь по­казывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров, сознательно идя на не­которое снижение финансовых результатов предыдущего этапа. Иначе приходится начинать все сначала и вновь переживать без­денежье пренатального периода, детство и вступление в зрелость.

В завершение этого раздела — свидетельство авторитетного уче­ного Дж. К. Ван Хорна о «малых компаниях с ориентацией на расширение»: «Новое предприятие в растущем секторе экономи­ки по своей сути отличается от компании в традиционной сфере бизнеса, которая всегда останется маленькой. Фирма, работаю­щая в областях высоких технологий — электронике, компьютер­ной технике, системах информации — может разрастись, начав с малого.

Задача малой фирмы с ориентацией на расширение — осущест­влять его наиболее эффективным способом. ... Компании подоб­ного рода сталкиваются с необходимостью принятия стратегичес­ких решений в самых различных областях: маркетинг, новые то-
603
вары, производство и множество других, в числе которых пробле­ма финансирования — одна из самых важных. В большей части малых фирм с ориентацией на расширение, специализирующихся в области высоких технологий, прирост активов обгоняет рост не­распределенной прибыли. Хотя эти компании обычно не выпла­чивают дивиденды, средства, помещенные в дебиторскую задол­женность, запасы, основные фонды, в процентном выражении обычно больше, чем размер нераспределенной прибыли. Иногда проблема становится менее острой, если осуществлять аренду зда­ний и оборудования, а также более интенсивно использовать ра­бочую силу, а не капитал. Но даже с учетом этих мер дебиторская задолженность и запасы продолжают расти.

Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам. Поскольку фирма небольшая, даже пусть и растущая, открытая эмиссия обыкновенных облигаций не рассматривается, т. е. фир­ма ограничена в выборе источников финансирования. Несбалан­сированный рост, увеличение долговых показателей в конце кон­цов порождают вопросы у кредиторов, поэтому становится необ­ходимо или увеличить собстенный капитал, или ограничить тем­пы роста фирмы. Собственный капитал зачастую предоставляют собственники венчурного капитала....

Таким образом, малой фирме, специализирующейся в области высоких технологий, приходится заниматься следующими вопро­сами: персонал, маркетинг, производство и финансирование, пос­ледний из которых является ключевым по отношению ко всем остальным. Очевидно, создавать компанию на базе небольшого капитала опрометчиво. Зачастую проблема заключается в исполь­зовании краткосрочного финансирования — банковских ссуд и кредиторской задолженности, запасов и основных средств. Но в конце концов приходит день расплаты и гораздо лучше сформу­лировать проблему сбалансированного финансового роста рань­ше, чем когда будет поздно.

Рисков, сопряженных с основанием и ведением ориентирован­ной на расширение компании высоких технологий, великое мно­жество. Здесь права на ошибку почти не может быть. Собствен­ный капитал просто не дает соответствующего буфера. Поэтому, если начинаются сложности, компания обычно не в состоянии их преодолеть. Хотя одним из путей выживания может быть простое ограничение роста, но лишь у немногих предпринимателей хвата-
604
ет на это выдержки. Зачастую, когда кредиторы предлагают дан­ный вариант, уже слишком поздно. Отсюда и большое число бан­кротств малых, а не крупных фирм.»*

2.2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса

Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия. Это порождает проблему серьезного пересмотра основ­ных принципов «большого» финансового менеджмента примени­тельно к малым предприятиям, — иначе эти принципы в малом бизнесе просто не работают. Наиболее важные (и тесно связанные между собою!) различия состоят в доступе к ресурсам, в постанов­ке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности.

• Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предпри­ятий чрезвычайно затруднителен: об эмиссии акций в боль­шинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рис­кованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории. В таких условиях малому бизнесу остает­ся уповать лишь на талант руководителя, его ловкость и изо­бретательность в «добыче» достаточного для деятельности объема денежных средств.

• Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель макси­мизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда. Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рын­ком, и ее очень трудно определить, но в принципе владельцы малых предприятий чрезвычайно заинтересованы в максими­зации рыночной стоимости своих предприятий: одни мечтают рано или поздно все-таки выпустить акции и выйти с ними на «светлый путь» биржевой котировки, другие хотят подоро­же «продаться» крупной компании. Весьма нередка, впрочем, и противоположная, сугубо личная, но заслуживающая не мень­шего уважения мотивация деятельности: «Хочу быть сам себе господином». И тогда вообще вопрос максимизации рыноч­ной стоимости предприятия и повышения его рентабельности отходит на второй план. При подобной мотивации, кстати го­воря, собственник обычно избегает пополнения капитала

____________________________________

* Дж.К.Ван Хорн. Основы управления финансами. — М.: Финансы и статистика, 1996, с. 762—763.
605
предприятия взносами новых потенциальных совладельцев, даже если на то есть и экономическая целесообразность, и все необходимые финансовые и юридические предпосылки. • В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях. Благосостояние и даже судьба собственника небольшой фирмы напрямую зависит от ее успеха или неуспеха. Возможности диверсификации порт­феля личных инвестиций для владельца небольшого бизнеса также ограничены горизонтом собственного предприятия: любая лишняя копейка тут же идет в дело. Таким образом, собственник малого предприятия подвергается гораздо боль­шему риску, чем держатель акций акционерного общества, могущий в любой момент скинуть акции и/или диверсифи­цировать свой портфель. Окупается ли повышенный риск и прямое отвлечение денег от семейного бюджета повышенным уровнем доходности?..

Вообще, парадоксальное сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует ма­лому предприятию на первых стадиях его существования. Поэтому частное финансирование (кредиты банков, инвес­тиции хозяйствующих субъектов частного сектора, физи­ческих лиц) для малого бизнеса сильно затруднено, и на этих стадиях была бы уместна помощь со стороны общест­венных организаций и государства, заинтересованных в развитии малого бизнеса.

Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности. О факторах, дающих такую картину, пойдет речь чуть ниже.

Отмечаемые здесь нами особенности малого бизнеса подтверж­даются богатой статистикой показателей финансово-хозяйствен­ного положения небольших предприятий, — правда, к сожже­нию, пока не отечественной, а зарубежной. Но, по нашим наблю­дениям и собственной практике финансового менеджмента, ос­новные балансовые структурные параметры российских предпри­ятий малого бизнеса уже сегодня весьма близки к американским и западноевропейским. Поэтому есть смысл обратиться к дан­ным* по малым и крупным предприятиям соответственно, полу­ченным американскими исследователями У. Уолкером и Дж. У. Петти II:

_______________________________________

* Petty J.M., Keown A.J., Martin J.D. Dasic Financial Management. — N.-Y.: Prentice Hall. 1993, p. 884.
606


Показатель

Среднее значение показателя




Предприятия малого бизнеса

Крупные предприятия

Показатели ликвидности и оборачиваемости

• Коэффициент текущей ликвидности (Текущие активы/Текущие пассивы)

2,00

2,77

• Оборачиваемость дебиторской задол­женности (Выручка/Дебиторская за­долженность)

7,04

6,40

• Оборачиваемость запасов

8,47

5,31

• Оборачиваемость основных активов (Выручка/Основные активы)

9,40

3,50

Показатель рентабельности

• Чистая коммерческая маржа (Чистая Прибыль/Выручка)

10,91%

9,20%

Показатели структуры источников средств

• Доля заемных средств в общей сумме пассивов

49,00%

38,06%

• Доля текущих обязательств в общей сумме заемных средств

83,70%

62,99%

Показатель предпринимательского риска

• Вариация нетто-результата эксплуа­тации инвестиций

±21,94% от среднего уровня НРЭИ

±7,71% от среднего уров­ня НРЭИ

Показатель дивидендной политики

• Доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов

2,9%

40,52%



Приступаем к анализу этих данных. Прежде всего бросается в глаза совершенно разная дивидендная политика, свидетельствую­щая не только о неодинаковых возможностях, но и о различных целях малых и крупных предприятий. Если крупные предприятия вознаграждают (или вынуждены вознаграждать?) своих акционе­ров более чем сорока процентами чистой прибыли, то предпри­ятия малого бизнеса, если и выплачивают дивиденды, то чисто символические, расходуя на них в среднем лишь 2,9% чистой при­были. Кстати, поучительный факт: различие в дивидендной поли­тике сохраняется, даже когда малое предприятие преобразуется в акционерное общество и выходит на фондовый рынок. 74 процен­та таких предприятий не выплачивают дивидендов в течение года после первичного размещения своих акций.

Далее, нельзя не отметить пониженную ликвидность малых предприятий по сравнению с крупными (средний коэффициент
607

текущей ликвидности для малого бизнеса показывает двукратное превышение текущих пассивов текущими активами, а для круп­ного — почти трехкратное). Это значит, что малое предприятие испытывает гораздо большие трудности с мобилизацией «живых денег» для выполнения своих текущих обязательств по кредитор­ской задолженности и банковскому кредиту, т. е. в целом оказы­вается менее платежеспособным, нежели крупное.

Коэффициент текущей ликвидности на уровне двух — само по себе не так уж плохо, однако не сле­дует забывать, что мы имеем здесь дело с данными, не только усредненными, но и — «импортными». Так или иначе, пониженная ликвидность предприятия малого биз­неса налицо.

За счет чего же малое предприятие оказывается менее ликвид­ным? Цифры дают такие ответы на этот вопрос:

• в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и бо­лее высокие показатели оборачиваемости запасов и дебитор­ской задолженности);

• у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства (83,70% суммарной задолженности против 62,99% у крупных предприятий).

Ликвидность — самое больное место малой фирмы. Поэтому мы не устаем повторять, что

Наиважнейшей целью финансового менеджмента малого бизне­са является грамотное управление оборотным капиталом: запа­сами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его плате­жеспособным.

Необходимость эффективного управления оборотным капита­лом диктуется, кроме всего прочего, и затрудненностью доступа на рынки капиталов для малых предприятий: раз средств мало, их тем более надо использовать так, чтобы каждый рубль приносил максимум экономического эффекта.

Многие опытные и удачливые предприниматели даже считают рациональное управление оборотным капиталом — тактику фи­нансового менеджмента — главным содержанием финансовой ра­боты на малом предприятии. Но самые опытные и удачливые зна­ют: нет тактики без стратегии. Именно поэтому в нашем учебнике
608
стратегия (инвестиционная политика) и тактика (комплексное уп­равление текущими активами и текущими пассивами) рассматри­ваются в их нерасторжимом единстве.

Заканчивая рассуждения о ликвидности, констатируем, что в пониженном ее уровне находит выражение повышенная склон­ность очень многих владельцев и руководителей малых предпри­ятий к риску. По-житейски это понятно: рискнуть десятком мил­лионов легче, чем десятком миллиардов, тем более, что принима­ешь решение не в соответствии с бюрократической процедурой крупной корпорации, а единолично. Это не означает, впрочем, что миллионы зарабатываются легче, нежели миллиарды. Перей­дем, однако, к рискам — предпринимательскому и финансовому.

О повышенном уровне предпринимательского риска свидетель­ствует очень большая изменчивость НРЭИ, величина которого может в различные периоды отклоняться от средней на 22% в ту или иную сторону. У крупных предприятий этот показатель втрое «спокойнее» — 7%. Думается, что повышенную вариацию финан­совых результатов дает ограниченность возможностей диверсифи­кации портфеля инвестиций, хотя бы и географически. Действи­тельно, предприятие, вынужденное «складывать все куриные яйца в одну корзину», подвергает себя огромному риску получить не просто убыток, а убыток, который невозможно компенсировать за счет других своих проектов, потому что этих других проектов про­сто нет. Что же касается финансового риска, то о повышенном его уровне говорит более выраженная ориентация на заемное фи­нансирование (обязательства составляют у малых предприятий 49% пассивов против 38,06% у крупных фирм) в сочетании с яв­ственно просматривающейся тенденцией к преобладанию кратко­срочного кредита. Руководители малых предприятий набирают (если могут, конечно) деньги в долг не из прихоти или болезнен­ного пристрастия к риску, а вынужденно, стараясь во что бы то ни стало избежать гибели своего бизнеса.

Теперь — о проблемах анализа, возникающих при оценке фи­нансовой устойчивости малого предприятия.

Как уже, видимо, понял Читатель, главным инструментом фи­нансового анализа деятельности малого предприятия является ко­эффициентный метод. Но его применению для реалистичной оценки положения малой фирмы препятствует недостаточная уве­ренность в адекватности представленных в отчетности данных. Если сомнения сняты, лучшего метода, чем расчет финансовых коэффициентов, нечего желать. Нужно проанализировать плате-
609
жеспособность, ликвидность, деловую и рыночную активность предприятия так, как это показано в главе 1 части 1,

Проблема достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности наводит на мысли о культуре и этике деловых отношений, об известных аспектах налого­обложения... Не будем, однако, морализировать. Для нас здесь важнее, пожалуй, другое: давно замечено, что не­брежная, неграмотная бухгалтерия и отчетность без­ошибочно указывают на плохой финансовый менедж­мент. Действительно, невозможно принимать рациональ­ные финансовые решения на основе искаженных данных либо вообще при отсутствии таковых. В обратную сторону, впрочем, это правило не работает: отличная бухгалтерия и достоверная отчетность сами по себе еще не явля­ются гарантированным свидетельством высокого профессионализма финансового менеджмента на предприятии.

Количественные значения рассчитанных для предприятия ма­лого бизнеса финансовых коэффициентов обычно свидетельству­ют о повышенном предпринимательском и/или финансовом и др. рисках, генерируемых этим предприятием. Поэтому коэффици­ентный (количественный) анализ должен обязательно сопровож­даться качественным исследованием природы рисков. Необходимо ответить по крайней мере на три жизненно важных для малого бизнеса вопроса:

1) достаточно ли диверсифицирована клиентура? Большое пред­приятие с многочисленными клиентами вряд ли будет выбито из седла потерей одного-двух крупных покупателей. Для небольшого же предприятия это катастрофа;

2) достаточно ли диверсифицирована гамма производимых това­ров (услуг)? Ориентация на монотонное производство доводит предпринимательский риск до опасного предела, поскольку даже незначительное ухудшение конъюнктуры способно ввергнуть не­большое предприятие в зону убыточности. Плюс к тому, в кон­тексте концепции эффекта операционного рычага, порога рента­бельности и «запаса финансовой прочности» предприятия ориен­тация на один «звездный» товар далеко не всегда оправдывается снижением порога рентабельности и укреплением финансовой устойчивости, потому что постоянные затраты не раскладываются на несколько товаров, а ложатся тяжелым бременем на один товар, перспективы наращивания выручки от которого зачастую весьма проблематичны из-за ограниченности спроса;
610
3) будет ли продолжаться бизнес в случае внезапной утраты «ду­ши и мозга предприятия» — его нынешнего владельца (руководите­ля), или погибнет вместе с ним. вводя в убытки или упущенную выгоду кредиторов, поставщиков, остальных совладельцев? При всей щекотливости такого вопроса — c'est la vie.

Таким образом, речь, действительно, идет об оценке жизнеспо­собности малого бизнеса — оценке, в результатах которой заинте­ресованы не только владельцы малого предприятия, но и его кре­диторы.

Кроме расчета коэффициентов, западные банкиры обычно про­водят анализ деятельности предприятия малого бизнеса по пяти основным параметрам (подобную систему оценки в США назы­вают «системой пяти Си»):

1. Личность ключевой фигуры предприятия (Character): заслу­живает ли владелец (директор) доверия? Какова его деловая репу­тация? Всегда ли он выполняет свои обязательства?

2. Способность к грамотному управлению (Capacity to manage): может ли руководитель обеспечить качественный менеджмент и привести предприятие к успеху?

3. Денежные потоки (Cashflows): способно ли предприятие сге­нерировать достаточно денежных средств для возмещения креди­та и выплаты процентов?

4. Активы, могущие служить обеспечением кредита (Collateral): какова стоимость, структура, качество, ликвидность активов? Мо­гут ли они служить залогом? Действительно ли такой залог в слу­чае необходимости способен компенсировать кредитору его поте­ри по данному кредиту?

5. Условия бизнеса (Conditions): благоприятствует ли общеэко­номическая, отраслевая, конъюнктурная, налоговая ситуация ус­пеху предприятия?

Обращаясь за кредитом, руководителю предприятия надо не только четко определить целевое использование ссуды (как будут потрачены деньги?), но и быть готовым к ответу на «коронные вопросы» банкира:

• Почему требуются дополнительные деньги? Почему предприя­тие не генерирует достаточно средств для своей деятельности? Действительно, одно дело, если кредит объективно необходим для наращивания оборота, для расширения бизнеса, попав­шего в ловушку «рентабельность или ликвидность», и совсем другое — если речь идет о латании дыр в бюджете предпри­ятия, порожденных непрофессионализмом, расточительнос­тью или нерадивостью;
611
• За счет чего будет возмещена ссуда и выплачены проценты? Если ставка делается на рост выручки, то насколько реалис­тичен прогноз объема продаж? Если сбыт подвержен сезон­ным колебаниям, то сообразуется ли срок возмещения креди­та со временем притока денежных средств на предприятие? Насколько грамотно и эффективно ведется дебиторский кон­троль, а также управление запасами? Если выручка не подвер­жена серьезным сезонным колебаниям, то достаточна ли ва­ловая маржа для возмещения кредита и процентов (проценты, как известно — условно-постоянные затраты)?

• Какова самая большая проблема предприятия? За рубежом считается, что бизнес без проблем не существует по опреде­лению, и, если руководитель не желает указать на «ахиллесову пяту» предприятия, то он демонстрирует закрытость по отно­шению к банкиру и не заслуживает доверия.

Многовато вопросов, да и каждый не из легких. Но разве кли­ент, в свою очередь, не вправе выбирать? Выбирать банк надеж­ный, обладающий достаточным капиталом и высокой репутацией, банк, где деятельность предприятия встречает понимание, где де­монстрируют заинтересованность в процветании этого предпри­ятия, где имеется достаточный опыт работы с малым бизнесом и где не только предоставляют кредит, но и предлагают дополни­тельные банковские услуги. Кроме того, можно посоветовать ру­ководителю малого предприятия стараться получать кредиты у разных банков, а не у одного и того же. Во-первых, ориентация на единственного кредитора ставит заемщика в исключительную зависимость от этого кредитора. Во-вторых, обращаясь к разным банкам, клиент повышает свои шансы получить больший объем денежных средств.

2.3. Особенности инвестиционного анализа для малого предприятия

Временной горизонт инвестирования в малом бизнесе, к сожа­лению, зачастую ограничен продолжительностью жизни владель­ца, да и глубокий инвестиционный анализ сам по себе — дорогое удовольствие, и затраты на него далеко не всегда имеют реальный шанс окупиться поступлениями от данного проекта. Суммируя сказанное и руководствуясь собственным практическим опытом, Автор полагает, что на малом предприятии для внутреннего ана­лиза проектов инвестиций проще и надежнее пользоваться мето-
612
дами срока окупаемости инвестиций* — бездисконтным (т. е. не учитывающим временную стоимость денег и возможности их аль­тернативного использования), либо дисконтным (включающим указанные факторы и поэтому предпочтительным). И, естествен­но, при оценке прибыльности вложений и выборе источников финансирования необходимо следить, чтобы дифференциал фи­нансового рычага сохранял положительное значение.

Сейчас мы овладеем применением методов срока окупаемости инвестиций на примере, все суммы в котором представлены в долларах, чтобы снять вопрос об инфляции. Сегодняшняя (при­веденная, или текущая) стоимость проекта — 50 тыс. ам. долл. Владелец считает для себя желательным и достаточным получение 15-процентной прибыли (положи он эти деньги в банк, пришлось бы, видимо, довольствоваться меньшим процентом). Необходимо узнать, когда денежные потоки доходов покроют денежные пото­ки расходов, т. е. определить срок окупаемости инвестиций, по следующим данным (ам. долл.):


Годы

Прогнози­руемые денежные доходы

Прогнозируемые денежные доходы нарастающим итогом

Приведенная стоимость прогнозируемых денежных доходов

Приведенная стоимость прогнозируемых денежных доходов нарастающим итогом

1

12000

12000

10435

10435

2

14000

26000

10586

21021

3

17000

43000

11178

32199

4

20000

63000

11435

43634

5

20000

83000

9944

53578

ИТОГО приведенная стоимость денежных доходов

53578

________________________________________

* Вниманию специалистов по инвестиционному проектированию: применение классических методов инвестиционного анализа на пред­приятиях малого бизнеса затруднено, и главное препятствие — неаде­кватность рассчитываемой средневзвешенной стоимости капитала, ес­ли дивиденды не выплачиваются. Особенно нереалистичным оказыва­ется вычисленное значение средневзвешенной стоимости капитала, если малый бизнес обеспечивает повышенную рентабельность дея­тельности, но не дает высоких выплат инвесторам на каждый рубль их вложений. Выходом из положения могло бы послужить дисконтирова­ние по взятой «извне» ставке, например, по среднему уровню ссудного процента или по ставке рефинансирования. Но и это представляется неразумным из-за того, что эти ставки не отражают действительной стоимости ресурсов, доступных для малого бизнеса. Так что примени­тельно к внутренней оценке малым предприятием своих проектов сле­дует, на наш взгляд, предпочесть методам NPV и IRR методы срока окупаемости инвестиций.
613
Как считаются те или иные суммы нарастающим итогом, из -вестно всем, а вот как получены данные колонки 4, следует пояс­нить:

Таким способом и закладывается в расчет желательная при­быльность. Теперь предстоит обработка результатов и собственно решение задачи.

1. По бездисконтному методу срока окупаемости инвестиций. Ес­ли не принимать во внимание желательную 15-процентную рен­табельность инвестиций, то нетрудно заметить, что окупаемость будет достигнута где-то между третьим и четвертым годами. Еще точнее, за три года будет возмещено 43 000 долл. затрат, а на по­крытие остающихся 7 000 долл. потребуется (7 000 : 20 000) = 0,35 года, т. е. период окупаемости равен 3,35 года.

2. По дисконтному методу срока окупаемости инвестиций. На возмещение затрат и получение 15-процентной рентабельности потребуется больше времени — 4,64 года. 43634 ам. долл. окупа­ются в течение полных четырех лет, а далее (6366 : 9944) = 0,64 года.

При поиске источников финансирования владельцу нужно бу­дет учесть, что брать кредит под более, чем 15% годовых, ему явно невыгодно, поскольку тогда эффект финансового рычага сработа­ет против предприятия.

По поводу выбора наиболее дешевого источника финансирования проекта Автор этой главы может рассказать поучительную историю. Это было в начале 90-х годов, перед выходом первой в России книги по финансо­вому менеджменту, авторский коллектив которой мне по­счастливилось возглавить. Мой Издатель попросил меня подтвердить или опровергнуть правильность его выбора источника финансирования проекта. А обстоятельства бы­ли таковы. Издателю хватало собственных средств, чтобы покрыть примерно половину стоимости издания книги, а за недостающей половиной он обратился в банк и получил кредит под 100% годовых (и сам проект был также рассчи­тан на год). В то же время, у Издателя была возможность привлечь к долевому финансированию своего давнего ком­мерческого Партнера на условиях пропорциональности за­трат и прибыли. То есть, если бы Партнер покрыл половину затрат, то он получил бы и половину прибыли. Как бы Вы поступили на месте Издателя? Он же прежде всего оценил рентабельность проекта — 300% годовых, а дальше рас-
614
суждал так: «За каждый рубль, который я получу от своего Партнера, я должен буду ему выплатить по 3 рубля. А за каждый рубль, полученный от банка, мне нужно будет за­платить по 2 рубля (один — в возмещение кредита и еще один — как проценты). Выгоднее взять кредит».

Я подтвердила правоту Издателя, воспользовавшись кон­цепцией эффекта финансового рычага. Действительно, при долевом финансировании дифференциал оказывается нулевым (300% — 300%), что вообще сводит на нет весь эффект финансового рычага и лишает долевое финансиро­вание смысла. Оно оказывается равновыгодным с вариан­том опоры исключительно на собственные средства. А вот при банковском кредите не только положительный, но и весьма высокий дифференциал (300% — 100%) даже в со­четании со спокойным плечом рычага (1/3 : 2/3 = 1/2) и не самым легким налогом на прибыль дает весомую прибавку к рентабельности использования собственных средств. Высокая ставка процентов за кредит оказывается для предприятия посильной.

2.4. Рыночная оценка взносов в уставный капитал малого предприятия. Оценка стоимости малого бизнеса

Жизнь преподносит предприятию малого бизнеса немало сюр­призов. Возьмем, например, такую типичную, пережитую многи­ми владельцами малого бизнеса ситуацию, как выход одного или даже нескольких учредителей из дела. Эта драма, способная под­вергнуть сомнению само существование предприятия, не обхо­дится без решения коренного вопроса «В какую сумму рынок может оценить вклад выходящего лица в Уставный капитал, иначе говоря, сколько стоит сегодня этот взнос?».

Большинство применяемых рыночных методов оценки взносов в Уставный капитал предприятия, или его акций основаны на предположении, что взнос (акция) стоит столько, сколько прино­сит дивидендов. Будущие дивиденды приводятся с помощью ши­роко известных формул дисконтирования к их сегодняшней (на­стоящей, текущей, приведенной) стоимости, складываются и да­ют сумму, которую было бы разумно заплатить или запросить се­годня за акцию или взнос, вклад в данное предприятие. Однако этот прием, носящий название метода капитализации дивиден­дов, неприменим ко всем предприятиям малого бизнеса, посколь­ку чаще всего даже высокорентабельные малые предприятия не выплачивают дивидендов и не планируют этого делать. В первые годы деятельности дивиденды не выплачиваются потому, что вы-
615
ручки едва хватает на покрытие текущих расходов и инвестиции, а в последующие годы, когда оборот начинает бурно расти, столь же стремительно, если не еще быстрее, увеличивается дефицит ликвидных средств. На обоих этих этапах предприятию малого бизнеса не до дивидендов. Вся чистая прибыль — единственный и, к сожалению, небогатый источник финансирования разви­тия — остается нераспределенной.

Кредит был бы весьма кстати, чтобы покрыть потребности раз­вития и дефицит оборотных средств, а также увеличить рентабель­ность собственных средств и дивидендные возможности, заставив работать финансовый рычаг, но предприятию, еще недостаточно зарекомендовавшему себя на рынке и в деловом мире, трудно ожидать от банкиров не только относительно дешевого кредита, но и кредита вообще. Если же все-таки удается получить кредит, то он может сработать и не на пользу предприятию, ибо, пока не достигается пороговое значение НРЭИ, заемные средства обхо­дятся предприятию дороже самофинансирования и, следователь­но, не способствуют быстрейшему выходу на желаемый уровень прибыльности и приближению момента выплаты первых диви­дендов.

Это рассуждение справедливо для данного соотно­шения заемных и собственных средств, данного уровня рентабельности активов и данной стоимости креди­та. Меняются один, два или все три этих параметра — ме­няется и пороговое значение нетто-результата: его можно снизить дешевым кредитом при высокорентабельном ис­пользовании активов и разумным соотношением заемных и собственных средств. Последнее, впрочем, весьма труд­но достижимо.

Конечно, среди предприятий малого бизнеса встречают­ся и такие, которые благодаря своей чрезвычайно высокой рентабельности позволяют себе выплачивать дивиденды. В таких случаях, как правило, в первые годы дивидендные выплаты возрастают очень быстрыми темпами, а впослед­ствии, по мере взросления бизнеса, приобретают более спокойную динамику роста.

Если необходимо оценить рыночную стоимость не котирую­щихся на бирже акций или взносов в Уставной капитал малого предприятия, которое все-таки выплачивает или собирается вы­плачивать дивиденды, то просчитать результат по методу капита­лизируемых дивидендов, в принципе, возможно. Здесь встречают­ся три основных случая:
616
1. Планируется неизменный уровень дивиденда на неопределен­ный срок. Тогда рыночная стоимость акций (взноса) будет прямо пропорциональна сумме дивиденда и обратно пропорциональна средней ставке процента по депозитам (расчет основан на уравне­нии Гордона). Если, например, планируется выплачивать по 9 рублей на каждую десятирублевую акцию или десятирублевый взнос, а средняя ставка по депозитам составляет 10%, то акция или взнос в Уставный капитал такого предприятия могут быть оценены в (9 руб. : 10%) = 90 руб. Интересно отметить, что номи­нал акции или величина взноса здесь роли уже не играют. Важно лишь, что каждый рубль первоначальных вложений на сегодняш­ний день оценивается рынком с коэффициентом 10.

2. Планируется рост уровня дивиденда постоянными темпами. Поступаем, как в предыдущем случае, но из ставки депозитного процента (10%) предварительно вычитаем планируемый темп роста уровня дивидендов (5%, например). Это вполне логично, так как рыночная стоимость акций предприятия тем больше, чем быстрее растет дивиденд. Получаем рыночную оценку акций (взноса) предприятия: (9 руб. : 5%) = 180 руб.

3. Сначала (в так называемый супернормальный период) пред­полагается бурный рост уровня дивиденда, а затем его наращивание пойдет более спокойными (нормальными) темпами. Продолжаем пользоваться принципом: «рыночная стоимость взноса (акции) прямо пропорциональна дивиденду и обратно пропорциональна рыночной ставке депозитного процента», но проводим более ак­куратное дисконтирование. Сначала выясняем, когда планируется приступить к выплате дивидендов, узнаем сумму первого диви­денда на акцию или взнос, темпы роста уровня дивиденда в су­пернормальный период, длительность супернормального периода, нормальный (постоянный) темп роста дивидендов и процентную ставку, обычно требуемую инвесторами по аналогичным вложе­ниям. Последнюю и приравнивают обычно к среднему уровню депозитного процента. Затем проводим отдельное дисконтирова­ние для каждого из годов супернормального и нормального пери­одов, и, наконец, суммируем результаты.

Проясним механизм расчета на весьма красноречивом приме­ре, приводимом профессором Е. Бригхэмом. Предприятие малого бизнеса WonderLure Inc. производит электронные приманки (!) для рыбной ловли. До сегодняшнего дня удавалось наращивать выручку в среднем на 200% в год. Руководство предприятия про­гнозирует достаточно высокие, но все-таки понижающиеся темпы прироста выручки в течение ближайших десяти лет, а затем —
617
стабилизацию динамики выручки на среднегодовом уровне +10%. Решено не выплачивать дивиденды в ближайшие пять лет, а за­тем, если благоприятный прогноз сбыта оправдается, приступить к выплате дивидендов: 0,2 ам. долл. на акцию за шестой год, по 0,3 ам. долл. за седьмой год, по 0,4 ам долл. за восьмой год, по 0,45 ам. долл. за девятый и по 0,5 ам. долл. за десятый год. По истечении десятого года предполагается ежегодно увеличивать ди­виденд на 10% в год. Уровень депозитного процента — 15% годо­вых. Рыночная стоимость акции рассчитывается так:

Соответственно, рыночной стоимостью предприятия будет про­изведение полученной оценки взноса (пая, вклада, акции) на коли­чество взносов.

Но как же все-таки оценить рыночную стоимость взноса (ак­ции), если вопрос о дивидендах не стоит на повестке дня? В боль­шинстве случаев для этого достаточно прикинуть, за какую сумму можно было бы продать все активы предприятия, вычесть обяза­тельства (кредиты и кредиторскую задолженность), и полученную таким образом чистую ликвидационную стоимость активов разде­лить на количество взносов.

2.5. Выпуск акций и их размещение. Дивидендная политика

Для многих владельцев малого бизнеса преобразование пред­приятия в акционерное общество и выход его акций на фондовый рынок — голубая мечта. Что же происходит при ее осуществле­нии? В ПЕРВИЧНОМ РАЗМЕЩЕНИИ АКЦИЙ МАЛОЕ ПРЕД­ПРИЯТИЕ ТЕРЯЕТ, А НЕ ВЫИГРЫВАЕТ! ЭТО ЛОВУШКА!

Действительно, в первичном размещении акции стоят меньше, чем при последующем обращении. Разница составляет упущен­ную выгоду предприятия. Вот свидетельство Е. Бригхэма. Удачли­вое малое предприятие выходит на рынок ценных бумаг со своими акциями, которые в первичном размещении стоят 12 долларов минус 8-процентная комиссия. Итого — 11 долларов. Если во вто­ричном обращении курс акции поднимается до 15 долларов, то выходит, что само предприятие или его акционеры-учредители недополучили по четыре доллара на каждой акции. Известны слу-
618
чаи, когда во вторичном обращении акции котировались вдвое выше цены первичного размещения.

Следует отметить, что вторичный рынок столь высоко оцени­вает акции предприятия не потому, что ему удалось между пер­вичным и вторичным размещением достичь каких-либо замеча­тельных успехов. Это типичный технический феномен торговли фондовыми ценностями — «феномен первого дня торговли», когда рынок слишком высоко (и чаще всего неадекватно высоко) оценивает акции предприятия. Их действительно трудно оценить. Ведь когда не выплачивается дивиденд, то к оценке акции невоз­можно применить классическую формулу «курс акций прямо про­порционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям», например, по депозиту, по другим ценным бумагам и т. д. (Эту формулу мы уже приводи­ли в разделе 3.2 главы 3 части III.) Скажем в этой связи пару слов о дивидендной политике. Выплата дивидендов имеет оборотной стороной медали отвле­чение средств от развития предприятия. На первых стадиях его жизни, при бурном наращивании темпов выручки дефицит лик­видности просто снимает с повестки дня вопрос о дивидендах. По мере перехода к зрелости темпы роста выручки несколько снижа­ются, соответственно, относительно снижаются и финансово-экс­плуатационные потребности. Тогда предприятие и начинает вы­плачивать дивиденды. Инвесторы воспринимают это как свиде­тельство повышения рыночной стоимости предприятия...

...ВНИМАНИЕ!

Инвесторы могут высоко оценить стоимость начинающего пред­приятия даже и без выплаты дивидендов. («Шикарный проект, сулящий высочайшую рентабельность».) Но, если уже зрелое пред­приятие отказывает инвесторам в дивидендах, репутация и сто­имость фирмы резко падают.
619
ПРАКТИКУМ

Эта учебно-деловая ситуация, заимствованная из американско­го учебника по финансовому менеджменту, чрезвычайно полезна для усвоения практических навыков и, кроме того, дает представ­ление об особенностях управления финансами в малом бизнесе.

Мария М. планирует продажу плакатов для туристов по 3,5 ам. долл. за штуку. Она может приобретать плакаты у оптовика по 2,1 ам. долл. и возвращать непроданные плакаты за полную сто­имость. Аренда палатки обойдется в 700 ам. долл. в неделю.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каков порог рентабельности?

2. Каким станет порог рентабельности, если арендная плата по­высится до 1050 ам. долл.?

3. Каким будет порог рентабельности, если удастся увеличить цену реализации с 3,5 ам. долл. до 3,85 ам. долл.?

4. Каким будет порог рентабельности, если закупочная цена плакатов повысится с 2,1 ам. долл. до 2,38 ам. долл.?

5. Сколько плакатов должно быть продано для получения при­были в сумме 490 ам. долл. в неделю?

6. Какую прибыль можно ожидать при различных уровнях про­даж?

7. Какой запас финансовой прочности имеет бизнес Марии при сумме прибыли 490 ам. долл. в неделю?

8. Если Мария М. запланирует продавать два вида товара: 400 штук обычных плакатов (цена реализации 3,5 ам. долл., закупоч­ная цена 2,1 ам. долл.) и 500 штук больших плакатов (цена реали­зации 6,0 ам. долл., закупочная цена 3,92 ам. долл.), то чему будет равен порог рентабельности каждого из этих товаров и общий порог рентабельности всего предприятия?

9. Что больше способствует снижению порога рентабельности и повышению запаса финансовой прочности: торговля одним ви­дом плакатов или двумя?

Решение

1. Для определения порога рентабельности воспользуемся уни­версальным уравнением:

Выручка + Переменные затраты = = Постоянные затраты + Нулевая прибыль.

Из этого уравнения следует, что
620

и, таким образом

Чтобы сделать свою торговлю безубыточной, Мария М. должна продать 500 плакатов и выручить за них 3,5 ам. долл. х 500 == 1750 ам. долл. (т.е. порог рентабельности равен 1750 ам. долл.).

Решая эту же задачу с помощью коэффициента валовой маржи, можно получить порог рентабельности сначала в денежном, а за­тем и в натуральном выражении:


Показатель

В ам. долл.

В про­центах

В долях единицы

Цена реализации

Переменные затраты на единицу товара (закупочная цена)

3,5
2,1

100
60

1
0,6

Валовая маржа

1,4

40

0,4


Порог рентабельности, ам. долл. = 700 ам. долл. : 0,4 = 1750 ам. долл. Соответственно, (1750 ам. долл. : 3,5) = 500 плакатов, либо

2. Если арендная плата повысится до 1050 ам. долл. в неделю (т.е. на 50%), то Марии М. придется продавать уже по 750 плака­тов в неделю, чтобы покрыть все расходы: 1050 ам. долл. : 1,4 ам. долл. = 750 плакатов и заработать на них 2625 ам. долл., прежде чем появится прибыль:

1050 ам. долл. : 0,4 = 2625 ам. долл.

Увеличение постоянных издержек на 50% подняло порог рен­табельности также на 50%. Такое соответствие всегда присутствует при прочих равных условиях. При снижении постоянных издер­жек на сколько-то процентов, на столько же процентов снизился бы и порог рентабельности.
621
3. При увеличении цены реализации с 3,5 ам. долл. до 3,85 ам. долл. валовая маржа на единицу товара составила бы (3.85 ам. долл. - 2,1 ам. долл.) = 1,75 ам. долл., коэффициент валовой мар­жи поднялся бы до (1.75 ам. долл. : 3,85 ам. долл.) = 0,4545. Тогда для достижения безубыточности пришлось бы продать (700 ам. долл. : 1,75 ам. долл.) = 400 плакатов на сумму (700 ам. долл. : : 0,4545) = 1540 ам. долл. — это новый порог рентабельности. По­вышение цены реализации снижает порог рентабельности, так как валовая маржа на единицу товара возрастает.

4. Если переменные издержки повысятся с 2,1 ам. долл. до 2,38 ам. долл., то валовая маржа на единицу товара составит (3,5 ам. долл. - 2,38 ам. долл.) = 1,12 ам. долл., а коэффициент валовой маржи снизится до (1,12 ам. долл..: 3,5 ам. долл.) - 0,32. Поэтому порог рентабельности повысится: (700 ам. долл. : 1,12) -= 625 плакатов и (700 ам. долл. : 0,32) = 2187,5 ам. долл. Естест­венно, при снижении закупочной цены Марии М. пришлось бы продать меньше, чем в исходном варианте, плакатов для достиже­ния безубыточности.

5. Для получения заданной величины прибыли, например, 490 ам. долл. в неделю, сумма валовой маржи должна быть достаточной для покрытия постоянных издержек и желаемой прибыли. Это означает, что необходимо будет продать (700 ам. долл. + 490 ам. долл.) : 1,4 ам. долл. = 850 плакатов на сумму (700 ам. долл. + 490 ам. долл.) : 0,4 =

= 2975 ам. долл. Проверка: (3,5 ам. долл. х 850) = 2975 ам. долл.

Итак, чтобы узнать количество продаваемого товара, принося­щее заданную прибыль, необходимо разделить сумму постоянных затрат и желательной прибыли на валовую маржу, приходящуюся на единицу товара, а чтобы вычислить соответствующую величи­ну выручки, нужно разделить сумму постоянных издержек и же­лательной прибыли на коэффициент валовой маржи.

6. Определение сумм прибыли, соответствующих различным уровням выручки, очень удобно производить графическим спосо­бом (рис. 1 и 2).

6.1. Задаем произвольно объем продаж, скажем, в 1000 штук. Вычисляем выручку, соответствующую этому объему продаж (3,5 ам. долл. х 1000 = 3500 ам. долл.) и отмечаем соответствую­щую точку А на рис. 1. Соединяем точку А с началом координат. Полученный отрезок ОА соответствует выручке от реализации.

6.2. Проводим линию постоянных издержек от точки С (уро­вень 700 ам. долл.) параллельно горизонтальной оси.
622



Рис. 1
6.3.Вычисляем переменные издержки для заданного объема продаж: (2,1 ам. долл. х 1000) = 2100 ам. долл. Добавляем пере­менные издержки к постоянным и получаем суммарные издерж­ки: (700 ам. долл. + 2100 ам. долл.) = 2800 ам. долл. Отмечаем точку В, соответствующую полным издержкам для объема продаж в 1000 штук. Соединяем точку В с точкой С. Полученная линия представляет собой график суммарных издержек.

6.4. Порог рентабельности определяется из условия равенства выручки от реализации и суммарных издержек. Это равенство обеспечивается в точке пересечения графиков выручки и суммар­ных издержек. Этой точке соответствует объем продаж в 500 еди­ниц, который уже был получен ранее с помощью уравнения.

6.5. Заштрихованный треугольник, находящийся слева от точки пересечения линии выручки с линией суммарных издержек, пред­ставляет собой зону убытков: до достижения порогового объема в 500 плакатов Мария М. находится «в минусах»; треугольник пра­вее точки пересечения соответствует зоне прибылей: как только Марии М. удастся перейти пятисотенный порог сбыта, каждый новый проданный плакат начнет приносить прибыль.

6.6. Поднимая и опуская графики выручки и суммарных затрат над горизонтальной осью, можно определять соответствующие новым параметрам пороги рентабельности. При этом возможен маневр изменения структуры затрат.

Существуют и другие графические модели, используемые на практике. В частности, некоторые менеджеры сначала строят ли­нию переменных издержек, а затем параллельно ей проводят ли­нию постоянных издержек. Однако при этом нарушается отсле­живание влияния издержек на изменение уровня продаж. Можно
623
также построить график, в котором горизонтальная ось (количе­ство единиц товара) совпадает с линией безубыточности (рис. 2). Точка безубыточности (D) образуется при пересечении линии, со­единяющей точку планируемой прибыли при заданном физичес­ком объеме продаж (С) и точку постоянных издержек (Е), с гори­зонтальной осью (линией безубыточности).


Рис. 2
7. Запас финансовой прочности показывает, какое возможное падение выручки может выдержать бизнес, прежде чем начнет нести убытки. Большой запас финансовой прочности служит «по­душкой», маленький — предупреждением. Процентное выраже­ние запаса финансовой прочности используется в финансовом менеджменте для оценки степени риска бизнес-плана. Чем ниже этот процент, тем выше риск. Для предприятия Марии М.:


Запас финансовой прочности, шт

=

Ожидаемый объем продаж, шт.

-

Порог рентабель­ности, шт.

=

= 850 плакатов - 500 плакатов = 350 плакатов;




Запас финансовой

прочности, ам. д

= 3,5 ам. долл. х 350 = 1225 ам. долл.,

Запас финансовой прочности, %

= 1225 ам. долл.: 2975 ам. долл.х 100 =41%,



и точно так же — 350 плакатов : 850 плакатов х 100 = 41%.

Объем продаж предприятия Марии М. может снизиться на 350 единиц, выручка может упасть на 41%, но убытков это пока не принесет.

8. Неблагоприятная ассортиментная структура может оказать пагубное влияние на результаты бизнеса и увеличить связанный с ним риск. Одним из главных, но, как будет показано в дальней-
624
шем, не единственным критерием оценки ассортиментной струк­туры служит коэффициент валовой маржи. Низкое значение этого коэффициента сопровождает ничтожные прибыли и даже убытки. При продаже двух видов плакатов Мария М. будет иметь:


Показатель

Обычные плакаты

Большие плакаты

Итого

Цена реализации на еди­ницу товара, ам. долл. Переменные издержки на единицу товара, ам. долл.


3,5
2,1


6,0,
3,92,




Валовая маржа на единицу товара, ам. долл. Планируемый объем про­даж, шт.

Планируемая валовая маржа, ам. долл.

Средняя валовая маржа на единицу товара, ам. долл.


1,4
400
560,0


2,08,
500
1040,0


900
1600,0
1600,0

Порог рентабельности предприятия, усл. ед. Порог рентабельности от­дельных товаров, шт.


400

394 х 900 =175


500

394 х 900 =219'

700 = 394

1,778


Расчеты показывают, что порог рентабельности всего предпри­ятия составляет 1927 ам. долл. Он складывается из продажи 175 обычных плакатов и 219 больших: (3,5 ам. долл. х 175) + (6 ам. долл. х 219) = 1927 ам. долл.

Имея товары в ассортименте, необходимо прежде всего вычис­лить среднюю величину валовой маржи на единицу условного продукта (лучше всего использовать при этом метод средневзве­шенной, но здесь для упрощения расчета взята среднеарифмети­ческая величина). Далее ведут расчет обычным порядком, а по­следний шаг состоит в том, что порог рентабельности, выражен­ный в условных единицах, делят на пороги рентабельности кон­кретных товаров.

На практике используются и другие методы определения поро­га рентабельности отдельных товаров ассортимента, различаю­щиеся способом решения главной проблемы: как «разбросать» по­стоянные издержки предприятия на конкретные товары? Можно было бы, например, распределить постоянные издержки пропор-
625
ционально удельному весу переменных издержек на данный товар в структуре издержек всего предприятия. Но одним из наиболее распространенных и точных способов является взвешивание по­стоянных издержек по той доле выручки, которую обеспечивает данный товар в суммарной выручке предприятия. Мария М. сде­лала бы такой расчет для планируемой выручки в сумме (3.5 ам. долл. х 400) + (6 ам. долл. х 500) = 3400 ам. долл., предварительно вычислив, что обычные плакаты дадут 0,32 этой выручки, а боль­шие - 0.68:



Показатель

Обычные плакаты

Большие плакаты

Итого




ам. долл.

долей едини­цы

ам. долл.

долей едини­цы

ам. долл.

долей едини­цы

Выручка от реа­лизации

1400,0

1

3000,0

1

3400,0

1

Переменные из­держки

840,0

0,6

1960,0

0,653

2800,0

0,637

Валовая маржа

560,0

0,4

1040,0

0,347

1600,0

0,363

Постоянные из­держки

700,0 х x0,32= =224,0




700,0x x0,68= =476,0




700,0




Порог рента­бельности пред­приятия, ам. долл.













700,0 =

0,363

=1930,0




Порог рентабельности отдельных това­ров, ам. долл.

224,0 =

0,4

= 560,0




476,0 =

0,347

= 1370,0










Порог рентабельности отдельных то­варов, шт.

558,0 =

3,5

=160*

1370,0 =

6,0

=229*













* округлено
Из наших вычислений следует, что порог рентабельности в сум­ме 1930 ам. долл. может сложиться из продажи 160 обычных пла­катов и 229 больших.

Проверка: (3,5 ам. долл.х 160) + (6,0 ам. долл.х 229) = 1930 ам. долл.

Итак, порог рентабельности предприятия в денежном выраже­нии оказывается практически одинаковым вне зависимости от методов анализа, однако складываться эта выручка может из раз-
626
ных объемов реализации отдельных товаров. Мария М. должна сравнить шансы быть проданными для обычных и больших пла­катов и выбрать соответствующий вариант формирования порога рентабельности. Если обычные плакаты продаются быстрее, то можно ожидать, что в жизни порог рентабельности сложится ве­роятнее всего так, как это показал второй вариант расчета.

9. Ранее уже было показано, что, если бы Мария М. торговала только обычными плакатами, то порог рентабельности ее пред­приятия составил бы 1750 ам. долл. Продав 400 таких плакатов, Мария М. выручила бы всего 1400 ам. долл. и получила бы убытки вместо прибыли. Продавая оба вида плакатов и выручая 3400 ам. долл., Мария М. снижает порог рентабельности предприятия до 1930 ам. долл. и имеет запас финансовой прочности в сумме (3400 ам. долл. — 1930 ам. долл.) = 1470 ам. долл., что составляет 43,3% выручки от реализации. Но, если Мария М. решит торго­вать только большими плакатами, то порог рентабельности пред­приятия составит (700 ам. долл. : 0,347) = 2017,2 ам. долл., и вы­ручка за большие плакаты (3000 ам. долл.) перекроет его с запасом финансовой прочности 32,8%. Все данные свидетельствуют о пре­имуществах торговли обоими видами плакатов вместо какого-ли­бо одного.

ПОВТОРЯЕМ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО:

Выручка по каждому из товаров должна превышать прямые за­траты (переменные и прямые постоянные). Тогда каждый рубль, полученный сверх прямых затрат, вносит свою лепту в покрытие постоянных затрат всего предприятия и дает увеличение прибыли.
627

ГЛАВА 2 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО БИЗНЕСА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации