Стоянова Е.С. (ред.) Финансовый менеджмент: теория и практика - файл n1.doc

приобрести
Стоянова Е.С. (ред.) Финансовый менеджмент: теория и практика
скачать (2796.3 kb.)
Доступные файлы (15):
n1.doc86kb.16.11.1999 12:25скачать
n2.doc564kb.16.11.1999 12:24скачать
n3.doc51kb.16.11.1999 12:39скачать
n4.doc394kb.16.11.1999 12:25скачать
n5.doc438kb.16.11.1999 12:34скачать
n6.doc94kb.16.11.1999 12:34скачать
n7.doc270kb.16.11.1999 12:34скачать
n8.doc555kb.16.11.1999 12:33скачать
n9.doc87kb.16.11.1999 12:33скачать
n10.doc150kb.16.11.1999 12:33скачать
n11.doc960kb.16.11.1999 12:32скачать
n12.doc457kb.16.11.1999 12:32скачать
n13.doc446kb.16.11.1999 12:31скачать
n14.doc838kb.16.11.1999 12:31скачать
n15.doc191kb.16.11.1999 12:30скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc


НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ УПРАВЛІННЯ

Конспект книги
Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник/

Под ред. Стояновой E.С. -М.: Перспектива, 1998. -656c.
виконаний студентом НАУ

Колосовим Ю.
Київ, 1998

ВВЕДЕНИЕ
Широкое признание финансового менеджмента российскими учеными и практиками, введение этой дисциплины в учебные планы ведущих высших экономических учебных заведений со­ставляет главнейшее содержание нового этапа развития отечест­венной науки управления финансами предприятия. Речь идет, по существу, о принципиальном качественном изменении этой нау­ки, сумевшей — сегодня это можно с глубоким удовлетворением констатировать — дать адекватные ответы на самые жгучие воп­росы, поставленные жизнью:

• Как рыночная среда меняет логику функционирования фи­нансового механизма предприятия?

• Как управлять финансами предприятия на основе этой новой логики? Каковы рыночные критерии принятия финансовых решений?

• Как сочетать стратегию и тактику, долго- и краткосрочные аспекты жизнедеятельности предприятия в новых условиях?

• Какие ограничения на управление финансами накладывает (но и какие новые возможности приносит) инфляционная среда?

• Какие существуют легальные методы финансового маневри­рования в целях нейтрализации последствий тяжелого нало­гообложения?

Вопросы эти можно множить и множить, но научная коррект­ность и этика требуют высветить главное: отечественная школа финансового менеджмента состоялась благодаря наследию русских ученых-рыночников (и не только дореволюционных!), многовеково­му опыту зарубежных финансистов, оформленному в глубочайшим образом проработанную и красивейшую из наук — финансовый ме­неджмент, и, наконец, благодаря подвижничеству сегодняшних РОССИЙСКИХ исследователей, не только доказавших, что изящный «импортный» финансовый менеджмент применим к деятельнос­ти российских хозяйствующих субъектов, но и осуществивших необходимую адаптацию основных положений зарубежных школ финансового менеджмента к условиям рынка и действующему за­конодательству по бухгалтерскому учету, отчетности и налогооб­ложению, а также восполнивших целый ряд пробелов, до сих пор существовавших в зарубежной финансовой науке. Так, удалось
7


выявить и сформулировать особенности и принципы финансово­го менеджмента в условиях высокой инфляции, и даже «прими­рить» американскую и западноевропейскую школы финансового менеджмента, проповедующие различные концепции эффекта финансового рычага. «Примирение» это стало возможным при определении так называемого критического значения нетто-результата эксплуатации инвестиции (часть II. раздел 1.3).

Итак, новый сложный этап формирования рыночной экономи­ки в России породил потребность в обучении как практиков биз­неса, так и студентов вузов финансовому менеджменту — науке управления финансами предприятия, направленной на достижение его стратегических и тактических целей. Последние же индивиду­альны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в сложных условиях российскою налогового климата могут иметь различные интересы в вопросах регулирования массы и динамики прибыли, приумножения имущества акционеров, контроля за курсовой стоимостью акций, дивидендной политики, повышения стоимости предприятия, но все эти и многие другие аспекты дея­тельности предприятия поддаются управлению с помощью уни­версальных методов, наработанных рыночной цивилизацией и объединенных в науке финансового менеджмента в стройную и неоценимо полезную в практическом отношении систему.

Сразу же отметим в этой связи два важнейших момента. Во-первых, предложенное определение финансового менедж­мента, как может заметить эрудированный Читатель, несколько отличается от принятой в странах развитого рынка дефиниции. Американские и западноевропейские коллеги определяют финан­совый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее главной своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акци­онеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли — возмож­ны варианты. В условиях же российского рынка надо, как гово­рится, «брать шире»: финансовый менеджмент дает необходимый набор методов для достижения тех целей, которые данное пред­приятие само перед собой ставит. Главное — выбрать методы, со­ответствующие этой цели. а не противоречащие ей. и суметь их применить.

Во-вторых, вопреки мнению оппонентов, мы воспринимаем финансовый менеджмент именно с позиции критериев принятия финансовых решений, признавая, что главные принципы и методы финансового менеджмента носят универсальный характер, и со-
8
лидаризируясь тем самым с основными мировыми школами фи­нансового менеджмента. Одновременно, как уже говорилось, мы настаиваем на необходимости адаптации этих универсальных принципов и методов к особенностям российского рынка. Оппо­ненты же считают иначе. В последнее время появилось несколько учебников и учебно-практических руководств под вошедшим в моду названием «Финансовый менеджмент», зачастую содержа­щих немало полезных наставлений (об общем менеджменте, об организационно-правовых формах предприятий, о приватизации. о различных финансовых инструментах и т. п.), но основного со­держания и главных методов финансового менеджмента совер­шенно нераскрывающих. По существу, эти книги представляют собой добротные мини-энциклопедии по юридическим и общеэ­кономическим основам предпринимательской деятельности, рынку ценных бумаг, началам финансового анализа, налогообло­жения и даже бухгалтерского учета, не дающие, однако, Читателю современной финансовой теории, признаваемой и применяемой всем Мировым экономическим сообществом. Не прививают та­кие учебники и практических навыков управления финансами предприятия. Четкое же и современное определение финансового менеджмента помогает не только сориентироваться в выборе ли­тературы, но и сделать выбор между набором сведений из сопре­дельных финансовому менеджменту дисциплин и собственно фи­нансовым менеджментом, соответствующим общепринятым между­народным требованиям к образованию финансиста. Повторяем, мы полностью отдаем себе отчет в том, что механическое копирова­ние и использование зарубежных моделей управления финансами фирмы «один к одному» в российских условиях не только непри­емлемо, но и невозможно. Поэтому, убедившись на собственном опыте в действенности и практической ценности универсальных методов финансового менеджмента для российских предприятий, мы сосредоточили свои научные и практические усилия на разви­тии отечественной школы финансового менеджмента, а педагоги­ческую деятельность — на внедрении теоретических основ и прак­тических аспектов финансового менеджмента в учебный процесс.

Обладая «ноу хау» финансового менеджмента, владея логикой функционирования финансового механизма предприятия не только на уровне науки, но и как искусством, финансовый менед­жер осуществляет свои важнейшие профессиональные обязанности:
9
по финансированию деятельности предприятия

• определяет рациональную структуру пассивов предприятия (соотношение между заемными и собственными средствами) с учетом допустимого уровня финансового риска и, таким об­разом, обосновывает решения об изменении собственного ка­питала и/или изменении заимствований;

• разрабатывает дивидендную политику, производя расчеты по распределению чистой прибыли на вознаграждение инвесто­ров, с одной стороны, и самофинансирование развития и на­ращивание собственных средств, с другой стороны;

• формирует наилучшую структуру заемных средств по форме (кредиторская задолженность? кредит? облигационный за­ем?), срокам (краткосрочные? долгосрочные?) и стоимости;

по финансовой стороне эксплуатации активов

• определяет основные направления расходования средств, со­ответствующие стратегическим и тактическим целям пред­приятия;

• формирует наилучшую структуру активов;

• регулирует массу и динамику финансовых результатов с уче­том приемлемого уровня предпринимательского риска;

по осуществлению стратегии финансового менеджмента

• проводит инвестиционную политику, осуществляя анализ ин­вестиционных проектов хозяйственного и финансового ха­рактера, отбор наилучших из них и последующий финансо­вый мониторинг претворения проектов в жизнь;

по осуществлению тактики финансового менеджмента

• осуществляет комплексное оперативное управление оборот­ными активами и краткосрочными обязательствами предпри­ятия (денежными средствами, дебиторской задолженностью, запасами сырья и готовой продукции, с одной стороны, и кре­диторской задолженностью и краткосрочными кредитами, с другой стороны);

• осмысливает ценовые и прочие маркетинговые решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты;

по сочетанию стратегии и тактики:

• занимается финансовым прогнозированием и планировани­ем, определяя финансовые перспективы развития предприя­тия, а также тактические шаги по обеспечению каждодневной деятельности и упреждению неблагоприятных тенеденций;
10
по внутреннему финансовому контролю • анализирует данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетность предприятия, пользуясь ими: а) как матери­алом для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений и самого себя; б) как информационной базой для принятия финансовых решений. На целом ряде предприятий финансовый менеджмент принимает непосредс­твенное участие и в работе бухгалтерии по составлению внеш­ней отчетности. Вообще, взаимоотношения финансиста с бухгалтерией — материя весьма тонкая. Одно дело, если в ор­ганизационной структуре управления предприятием финан­совый менеджмент подчинен бухгалтерии, а другое — если он существует самостоятельно или даже включает в себя бухгал­терию. Руководители вольны принимать ту или иную модель, но в любом случае к слову финансового менеджера стоит вни­мательно прислушаться при выборе учетной политики пред­приятия.

Разумеется, все эти (а также не вошедшие в эту принципиаль­ную, а потому весьма лаконичную схему) аспекты деятельности финансового менеджера должны быть проникнуты заботой о ми­нимизации налогообложения, разумном снижении рисков и защите имущества фирмы (внешнее страхование, самострахование).

Отечественная школа финансового менеджмента начала фор­мироваться не сегодня. Мы в очередной раз сталкиваемся здесь с известным парадоксом: рыночной экономики в России не было, а рыночная наука развивалась. Новое время принесло широкие возможности и свежие идеи, и ныне западноевропейские и аме­риканские коллеги удивляются глубине проникновения российс­кой научной мысли в тонкую материю финансовой жизни пред­приятия, обстоятельности проработки многих проблем. Новая финансовая философия не без трудностей «овладевает массами» российских практиков бизнеса: все еще не хватает добротной ли­тературы, причем, не переводной, а именно отечественной; мало хорошо подготовленных педагогов, сочетающих знание теории с уверенным владением практическими навыками бизнеса в новых УСЛОВИЯХ; серьезные трудности возникают при столкновении эле­гантных зарубежных моделей с суровой российской действитель­ностью... и все-таки, в отечественной школе финансового менедж­мента уже начали проявляться ее основные специфические черты: • российская школа финансового менеджмента сочетает запад­ноевропейский прагматизм в конкретных финансовых вы-
11
числениях с американским концептуальным подходом к сни­жению всех видов рисков;

• она базируется на идее сложной интерференции кратко- и долгосрочных феноменов жизни предприятия и рассматрива­ет эти феномены в их нерасторжимой взаимосвязи;

• она начала осваивать недостаточно исследованные за рубе­жом области финансового менеджмента, такие, как финансо­вая политика предприятия в условиях инфляции, особеннос­ти управления финансами в условиях падения производства и выхода из кризиса и т. д.;

• наконец, российская школа финансового менеджмента при­ступила к выявлению особенностей финансового менеджмен­та различных субъектов бизнеса — банков, страховых компа­ний, различных инвестиционных институтов.

Таким образом, отечественная школа финансового менеджмен­та идет не менее тернистым путем, чем само становление рыноч­ной среды предпринимательства в России, и иного, видимо, не дано.

Первая написанная российскими авторами и опубликованная в нашей стране книга «Финансовый менеджмент» появилась в 1993 году и выдержала не одно издание (Финансовый менеджмент / Авт. колл. под руководством Е. С. Стояновой. — М.: Перспек­тива, 1993). Эта книга — плод коллективного труда профессоров и преподавателей Финансовой академии при Правительстве РФ и ряда опытных практиков — представила российскому Читателю terra incognita финансового менеджмента, обозначила самые ост­рые основные проблемы, зафиксировала важнейшие методы уп­равления финансами предприятия в условиях рынка и буквально открыла шлюз целому потоку последующих изданий по финансо­вому менеджменту. Это не может не радовать. Пусть таких книг будет, как в странах развитого рынка, как можно больше. Каждая из них найдет своего заинтересованного Читателя: начинающего или зрелого финансиста, владельца небольшого семейного пред­приятия или финансового менеджера крупнейшего акционерного общества... Одновременно в ведущих экономических вузах стра­ны (Финансовой академии при Правительстве РФ, Государствен­ной академии управления, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, МГУ им. М. В. Ломоносова, Академии на­родного хозяйства, Московском экономико-статистическом ин­ституте, Санкт-Петербургском университете экономики и финан­сов), а также в крупных бизнес-школах приступили к разработке
12
программ и начали вводить учебный курс финансового менедж­мента в планы подготовки специалистов всех основных ступе­ней — и бакалавров, и магистров. Безусловно, крупным достиже­нием стало включение финансового менеджмента в качестве полно­весного раздела в официальную программу экзаменов на получение лицензии на аудиторскую деятельность, а также аттестата професси­онального бухгалтера (главного бухгалтера, бухгалтера-эксперта или консультанта) и финансового менеджера, финансового эксперта (консультанта). Продолжается планомерная подготовка преподава­телей и консультантов по финансовому менеджменту в первом в России научном и учебном учреждении, специально созданном Фи­нансовой академией при Правительстве РФ и Академией менедж­мента и рынка (АМИР) с целью формирования и развития отечест­венной школы финансового менеджмента — Институте финансово­го менеджмента. Успешно ведет подобную подготовку и Факультет повышения квалификации преподавателей Государственной акаде­мии управления. Но и всех этих усилий явно недостаточно. Препо­давателей финансового менеджмента необходимо готовить мас­штабно и специально, по серьезнейшей углубленной программе, включающей практические стажировки на российских и, весьма желательно, зарубежных предприятиях, ибо преподавание финан­сового менеджмента сегодня — дело многотрудное.

Мы глубоко убеждены, что предмет «Финансовый менеджмент» предъявляет специфические, и притом повышенные требования к педагогу. Прежде всего, у нас, в отличие от зарубежной системы обучения, в преподавании финансового менеджмента невозмож­но обойтись без личного практического опыта управления финан­сами предприятия. Как заметил один американский профессор на лекции для российских педагогов-экономистов, «если бы я стал удачливым финансовым директором или биржевым брокером, я не преподавал бы финансовый менеджмент» . Конечно, в идеале каждый должен заниматься своим делом: кабинетный ученый — теоретизировать с кафедры, практик — воплощать теорию в жизнь, но такое сегодня возможно в какой угодно стране, только не в России, где от затрат времени и денег на изучение любой экономической дисциплины слушатели ожидают скорой, непо­средственной и осязаемой отдачи. Традиционная финансово-эко­номическая наука отбила у публики вкус к концептуальным «ум­ствованиям». Далее, преподаватель финансового менеджмента обязан совмещать знание этого предмета с углубленным владени­ем множеством других экономических дисциплин, в частности,
13
бухгалтерским учетом, анализом финансово-хозяйственной дея­тельности, математикой, экономической статистикой, основами операций с ценными бумагами и, конечно же. быть в курсе всех последних изменений в налогообложении и том же учете и отчет­ности. Наконец, преподавателю финансового менеджмента жела­тельно владеть по крайней мере английским языком (не помеша­ют, конечно же, и французский, и немецкий), чтобы не только следить за зарубежной литературой по предмету, но и критично (!) относиться к ней, не принимая на веру все и вся. Как нередко случается и у нас, в иностранные учебники подчас попадают не­проверенные и даже прямо ошибочные положения и рекоменда­ции, а целый ряд вполне разумных советов западных профессоров по управлению финансами оказывается для нас неприемлемым из-за различий в условиях деятельности зарубежных и российских предприятий.

Предлагаемое Читателю третье издание учебника «Финансовый менеджмент: теория и практика» соответствует общепринятым мировым стандартам обучения профессии финансиста, а также учебной программе курса «Финансовый менеджмент», рекомен­дованной Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента для высших учебных заведений экономи­ческого профиля.

Цель этого учебника — максимально просто и технично изло­жить основы финансового менеджмента. В структурном отношении авторы исходили из того, что:

• Логика изложения должна диктоваться логикой самого объекта исследования. Учебник должен отражать реалии и, если в жизни долго- и краткосрочный аспекты управления финанса­ми предприятия тесно взаимосвязаны, то и в учебнике эти аспекты не должны «расходиться» безвозвратно. Поэтому после изучения основ, которым посвящены первые две части учебника — информационной базы финансового менеджмен­та, его основной терминологии и важнейших показателей, а также функционирования финансового механизма предприя­тия — в третьей части Читателю предлагается рассмотреть стратегию и тактику финансового менеджмента сначала от­дельно, а затем — в их органической взаимосвязи.

• Не следует «подводить» под финансовый менеджмент смежные дисциплины: финансовый анализ, бухгалтерский учет, финан­совую математику и т. д. В наших вузах, в отличие от множе­ства зарубежных, это самостоятельные полновесные учебные
14
предметы, изучаемые российскими студентами подробно и отдельно. Но, с другой стороны, наш учебник адресован не только студентам, но и практикам бизнеса, зачастую не имею­щим возможности посвятить свое время и силы детальному изучению тонкостей той же финансовой математики. Кроме того, любая из смежных дисциплин приобретает новую окрас­ку в зависимости от целей ее применения: если банкиру фи­нансовый анализ интересен как инструмент снижения собст­венного кредитного риска, то финансовому менеджеру — как поставщик информации для принятия внутренних финансо­вых решений, скажем, по формированию рациональной структуры пассивов или по дивидендной политике. Поэтому, в соответствии с рекомендациями Круглого стола по пробле­мам становления и развития отечественной научно-педагоги­ческой школы финансового менеджмента, проведенного Ин­ститутом финансового менеджмента АМИР весной 1995 г., мы избрали компромиссный вариант: включили в учебник только то из смежных дисциплин, что безусловно необходимо для понимания основного материала и поэтому должно пред­шествовать ему. Так в первой части появились главы по учету и отчетности, понимаемым как информационная основа фи­нансового менеджмента, и по финансовой математике. Дей­ствительно, взаимосвязанные и выраженные с помощью ма­тематических средств финансовые отношения между хозяйст­вующими субъектами представляют собой не что иное, как математическую модель управленческого процесса, которая позволяет анализировать, получать альтернативные варианты, сравнивать их и в конечном итоге принимать те или иные финансовые решения.

• Содержание учебника должно соответствовать его названию, в котором фигурируют слова «теория и практика». Во-первых, в центре внимания должна находиться именно российская практика. Во-вторых, учебник финансового менеджмента просто обязан изобиловать примерами, учебно-деловыми ситу­ациями и задачами — без них невозможно закрепить получен­ные теоретические навыки. Но дело здесь не только в неукос­нительном соблюдении методического принципа активиза­ции теоретического материала в процессе учебно-практичес­кой деятельности. Главное, что заставило нас ввести в учебник такое количество примеров, почерпнутых в основ­ном из собственного опыта консультирования и аудиторской
15
работы, — это горячее желание не только доказать, что уни­версальные методы финансового менеджмента в России рабо­тают, но и показать с цифрами в руках, каким именно образом они работают. Кроме многочисленных примеров в тексте, мы сочли необходимым дать отдельные Практикумы, чтобы мак­симально проиллюстрировать непривычные пока для боль­шинства Читателей подходы, представленные в этих частях. Мы советуем внимательно просчитать все задачи и сверить свои результаты с решениями и комментариями, которые мы приводим в Практикумах, даже если вы чувствуете себя впол­не уверенно в финансовом менеджменте: опытному Читателю Практикумы откроют тонкости и новые грани известного, на­чинающему — помогут снять недоуменные вопросы.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что в этом учебнике не только сконцентрирован личный опыт преподавания финансового менеджмента авторами в Финансовой академии, РЭА им. Г. В. Плеханова, МГУ им. М. В. Ломоносова, Ивановском государст­венном энергетическом университете и ряде других вузов, но и представлен полный базовый профессиональный курс финансового менеджмента Академии менеджмента и рынка, а также более пяти­десяти учебно-деловых центров, вузов и колледжей, работающих по авторским программам АМИР.

Первое издание учебника вышло в свет в 1996 году (и, кстати говоря, совершенно не случайно — накануне пятидесятилетия Финансовой академии). Прошло полгода — претерпели измене­ние формы бухгалтерской отчетности, снизились темпы инфля­ции и ставки доходности, наконец, получили свое теоретическое осмысление такие важные темы, как финансовый менеджмент коммерческого банка, особенности управления финансами мало­го бизнеса, управление рисками, углубленный операционный анализ. Жизнь подвела нас к необходимости третьего издания — существенно переработанного и дополненного.

Теперь — о Наставниках, Коллегах и Близких, без помощи и доброты которых не могла бы появиться эта книга. Наша глубо­чайшая благодарность:

• Ректору Финансовой академии при Правительстве РФ, д-ру эконом. наук, действительному члену Академии менеджмента и рынка, проф. А. Г. Грязновой, которая еще добрых два десят­ка лет тому назад (!) побудила свою аспирантку, сегодня воз­главившую Институт финансового менеджмента и авторский коллектив этого учебника, к серьезному изучению финансо-

16
вой науки и все эти годы оказывала необходимую помощь и поддерживала в своей ученице уверенность в правильности избранного пути. И ВСЕ СБЫЛОСЬ. ФИНАНСОВЫЙ МЕ­НЕДЖМЕНТ— В РОССИИ.

• Президенту Академии менеджмента и рынка, проф. В. П. Грошеву. Ректору Академии менеджмента и рынка, канд. фил. наук М. В. Никоруку, всему коллективу АМИР, поддержива­ющему нас во всех отношениях. Слова Мирослава Васильеви­ча Никорука, сказанные им при первом нашем знакомстве, мы сегодня говорим лучшим нашим Ученикам: «Я В ВАС ВЕРЮ» .

• Президенту Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ, вице-президенту Аудиторской палаты России, заместителю предсе­дателя Консультативного совета Комиссии по аудиторской деятельности РФ, заведующему кафедрой учета, анализа и ау­дита экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, д-ру. эконом. наук, проф., заслуженному деятелю науки Рос­сии А. Д. Шеремету, заведующей кафедрой «Финансы» Фи­нансовой академии, д-ру эконом. наук, проф., действитель­ному члену Академии менеджмента и рынка В. М. Родионовой, члену Методологического совета Минфина РФ, члену Кон­сультативного совета при Комиссии по аудиторской деятель­ности при Президенте РФ, директору Центра аудита Акаде­мии народного хозяйства, д-ру. эконом. наук, проф. Н. П. Кондракову, благословившим наши первые книги по финансовому менеджменту.

• Генеральному директору Издательства «Перспектива», выпус­тившему первые в России книги по финансовому менедж­менту и, разумеется, и этот учебник, высокопрофессиональному финансисту и педагогу, внесшему значительный вклад в распространение новой финансовой философии в нашей стране и сделавшему эту высокую цель первичной, а коммер­ческую сторону дела — вторичной — канд. эконом. наук Е. А. Стоянову.

• Нашим Родным, разделяющим с нами не только успехи. Спа­сибо Вам за любовь, заботу и долготерпение.

Руководитель авторского коллектива Е. С. Стоянова
17

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации