Реферат - Право на доступ к информации в России: проблемы теории и законодательства - файл n1.docx

Реферат - Право на доступ к информации в России: проблемы теории и законодательства
скачать (1570.9 kb.)
Доступные файлы (3):
n1.docx333kb.02.10.2011 15:34скачать
n2.docx20kb.02.10.2011 15:34скачать
n3.pptx1239kb.02.10.2011 20:30скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

Введение

Одним из основных факторов, обеспечивающих присутствие современного государства в рядах членов международного сообщества, оказывающих кардинальное влияние на процесс сохранения стратегической стабильности в мире, является поступательное развитие составляющих его жизнедеятельности, образующих понятие "информационное общество". Следует отметить, что в последнее время в России предпринят ряд мер на данном направлении, что в значительной степени способствовало позитивным изменениям в информационном обеспечении государственной политики.

В этой связи прежде всего следует обратить внимание на развитие инфраструктуры единого информационного пространства Российской Федерации. Российские информационные и телекоммуникационные системы и линии связи во всё возрастающей степени, используя интеграционные возможности, выходят на мировой уровень. При их формировании активно применяются последние достижения в области информационных технологий, широко представленные на отечественном рынке, в рамках которого созданы благоприятные условия для присутствия практически всех ведущих иностранных компаний, действующих в информационной сфере. Современные высокие технологии эффективно используются в деятельности подавляющего большинства организаций и учреждений, государственных органов и частных структур.

Обеспечение информационной безопасности для любого государства является одной из наиболее важных проблем, так как информация и дезинформация способны влиять на мировосприятие широких масс населения, их политические взгляды, отношение к чужеродным национальностям и т.д. Государство стремится взять под контроль средства массовой и сетевой информации, от которых зависит мировое общественное мнение.
1 Принципы свободы доступа к информации

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся важным фактором общественной жизни, во многом определяющим перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований российского общества.

Это обусловлено, прежде всего, следующими основными обстоятельствами: в условиях реализации конституционных прав граждан на свободу экономической, информационной и интеллектуальной деятельности существенно расширяются потребности социально активной части общества в расширении информационного взаимодействия как внутри страны, так и с внешним миром; интенсивное развитие информационной инфраструктуры и, прежде всего, информационно - телекоммуникационных систем, средств и систем связи, интеграция в мировое информационное пространство, а также информатизация практически всех сторон общественной жизни, деятельности органов государственной власти и управления существенно усилили зависимость эффективности функционирования общества и государства от состояния информационной сферы.

К числу жизненно важных интересов в информационной сфере относятся:

– развитие и совершенствование инфраструктуры информационного пространства, повышение эффективности его использования в интересах общественного развития, духовного возрождения наций, консолидации общества в целом;

– обеспечение в соответствии с законодательством прав граждан на своевременный доступ к достоверной и полной информации, получение, передачу, производство и распространение ее способами, не запрещенными законодательством, а также на личную (семейную) тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений;

– развитие системы формирования и рационального использования информационных ресурсов; унификация и совершенствование правового регулирования отношений в информационной сфере; создание и развитие интегрированной системы управления народным хозяйством расширение участия в работе международных организаций, определяющих принципы и направления сотрудничества в информационной области;

– развитие современных методов защиты информации и информационно- телекоммуникационных технологий; защита государственного информационного ресурса государства от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Президент Российской Федерации утвердил Доктрину информационной безопасности России, в которой сформулирована система официальных взглядов на цели, задачи и принципы обеспечения безопасности ее национальных интересов в информационной сфере. В последнее время активно используется "информационная открытость" – организационно-правовой режим деятельности, обеспечивающий всем участникам социального взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности.

Свет информационной открытости денежных потоков, например, зарплатных и пенсионных, способен резко ускорять их движение, уже этим давая ощутимую социальную отдачу. Безусловно, не все будут рады такому освещению. В целом вообще будут "за", а вот в частности, конкретно по отношению к ведомству, предприятию, банку начнутся игры в информационные жмурки под аккомпанемент доводов – об информационной безопасности. Подобного рода информационную селекцию, избирательность можно наблюдать и на более высоком уровне – на уровне анализа различий в информационной открытости разных ветвей власти. Возникает вопрос: а в равной ли степени должны быть информационно открыты все ветви власти? Обратимся к европейскому опыту.

Комитет Министров Совета Европы 25 ноября 1981 г. принял Рекомендацию R(81)19 странам - членам СЕ "О доступе к официальной информации, находящейся в распоряжении государственных органов". Рекомендация содержит призыв к государствам - членам СЕ обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, возможность получать по запросу информацию, имеющуюся у государственных органов, кроме законодательных и судебных. Таким образом, европейское право в форме этой Рекомендации делает исключение из общей презумпции общественной открытости официальной (находящейся в распоряжении государства) информации для двух из трех классических со времен Монтескье и Руссо ветвей государственной власти – законодательной и судебной. Стоит ли нам перенимать такой подход, такое "неравенство" в информационной открытости властей?

Рассмотрим логику данной Рекомендации европейского права и Рекомендации Комитета Министров Совета Европы R(94)13 от 22 ноября 1994 г. «О мерах по обеспечению транспарентности (прозрачности) средств массовой информации». Смысл этих рекомендации – дать определенные ориентиры законодателям государств–членов Совета Европы по созданию правового и организационного режима открытости, прозрачности некоторых, прежде всего финансовых, сторон деятельности национальной печатной и электронной прессы. Предмет, условия, содержание, границы такого рода общественной транспарентности СМИ описаны в Рекомендации достаточно подробно, причем с учетом ее особенностей как для печатного, так и вещательного секторов СМИ.

Целью общественной транспарентности СМИ является обеспечение права граждан знать, кто и в какой степени является собственником того или иного СМИ, дабы на этой информационной базе формировать осознанное отношение к распространяемой массовой информации. Что же из этих двух европейских документов следует? Во–первых, то, что европейское право рекомендует всем государствам–членам Совета Европы (следовательно, и нам – Российской Федерации) подходить к вопросу о равенстве в информационной открытости всех властей достаточно избирательно, адресно, точечно. То есть необходимо думать об обеспечении надлежащего уровня информационной открытости наших властей. Эта открытость не должна быть абсолютной, но она должна быть необходимой и достаточной, чтобы достигать своих социальных целей.

Во–вторых, общественная власть СМИ также должна быть обременена юридической обязанностью быть в определенных пределах открытой, транспарентной для всех желающих. Следует отметить, что попытка привить именно этот сегмент европейского юридического опыта на древо российского закона, в частности, Закона РФ "О средствах массовой информации", все же была. В 1997 г. был опубликован один из проектов Федерального Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О средствах массовой информации".

Гражданин в правовом государстве должен обладать правовым механизмом самостоятельного поиска нужной ему информации. Тем более, технические возможности для такого самостоятельного поиска в виде симбиоза телевизора, телефона и компьютера–мультимедиа уже появились, а потенциал их развития неудержимо и целенаправленно наращивается. Конституционно–правовую часть механизма доступа российских граждан к информации составляют нормы статей 29, 42 и 24 Конституции РФ, соответственно закрепляющие право каждого на территории России на свободный поиск и получение информации любым законным способом, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на ознакомление "с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Законодательные элементы правового механизма доступа "каждого" к информации имеют разные отраслевые окраски, в зависимости от потребной для регулирования той или иной ситуации с доступом к информации отрасли законодательства. Так, Гражданский кодекс регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, имеющие информационный характер и/или содержание (см., например, статьи 139, 150, 151, 152, 727, 771, 804, 1045, 1100 и другие ГК РФ).

Статья 237 Уголовного кодекса России "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей", предусматривает меры уголовной ответственности (лишение свободы на срок до пяти лет) для лиц, обязанных обеспечивать население информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, но сокрывших или исказивших такую информацию. Статья 140 УК "Отказ в предоставлении гражданину информации" обеспечивает мерами уголовной ответственности конституционное право каждого гражданина на доступ к документированной информации (документы и материалы), непосредственно затрагивающей его права и свободы.

2 Правовые основы защиты информации ограниченного доступа

На сегодняшний день действующими нормативными актами определяется свыше 30 разновидностей информации ограниченного доступа. Наиболее часто в правовых документах употребляются понятия: государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, профессиональная тайна и тайна частной жизни. Государственные служащие могут иметь отношения в процессе профессиональной деятельности ко всем перечисленным тайнам.
2.1 Государственная тайна

Согласно закону «О государственной тайне», принятому 21 сентября 1993 г., государственной тайной (ст. 2) называются защищаемые государством сведения в области «военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

На государственных служащих по закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» возлагается обязанность хранить государственную тайну (п. 8 ст. 10). Допуск государственных служащих к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке после принятия следующих обязательств:

– неразглашение доверенных им сведений; согласие на частичные временные ограничения в правах;

– ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне;

– письменное согласие на проведение проверочных мероприятий в отношении допускаемого к государственной тайне.

Для допущенных к государственной тайне на постоянной основе устанавливаются льготы, в том числе процентные надбавки к зарплате и преимущественное право на оставление на работе при проведении организационных и штатных мероприятий. Существует три формы допуска к государственной тайне: к «сведениям особой важности», «совершенно секретным» и «секретным». Наличие у государственного служащего допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Основаниями для отказа государственному служащему в допуске к государственной тайне являются следующие показатели:

Прекращение допуска государственного служащего к государственной тайне может быть осуществлено в случаях расторжения трудового договора, однократного нарушения взятых обязательств или в связи с возникшими обстоятельствами, представляющими основание для отказа в допуске к государственной тайне. При этом прекращение допуска к государственной тайне не освобождает государственного служащего от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

В связи с допуском (настоящим или бывшим) к государственной тайне государственные служащие могут подвергаться ограничениям в плане выезда за границу, распространения сведений, составляющих государственную тайну и неприкосновенности частной жизни, при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к гостайне. Законом определяется, что руководители структур государственной службы несут персональную ответственность за создание условий, при которых государственный служащий, допущенный к государственной тайне, знакомится только с теми сведениями и в том объеме, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей. И руководители же структур государственной службы осуществляют отнесение сведений к государственной тайне в соответствии с перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ, причем лица, указанные в перечне, несут персональную ответственность за принятые ими решения (ст. 9).

Не могут быть засекречены следующие сведения:

Государственные служащие, принявшие решения по засекречиванию выше перечисленных сведений, согласно закону, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам ущерба. Подобные решения могут быть обжалованы в суде.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны не реже, чем каждые 5 лет, пересматривать перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет, но в исключительных случаях он может быть продлен по заключению межведомственной комиссии. Рассекречивание сведений осуществляется не позднее установленных сроков. Руководители органов государственной власти наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных починенными им должностными лицами.

2.2 Коммерческая тайна

В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации информация составляет коммерческую тайну, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В силу того, что коммерческая тайна является составной частью частного права, а не публичного, для государственных служащих является особенно важным, какая информация не подлежит засекречиванию ее владельцем.

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ «О перечне сведений, которые могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 3517 определено, что следующую информацию предприятиям и предпринимателям запрещено относить к разряду коммерческой тайны:

Для государственных и муниципальных предприятий установлены дополнительные ограничения относительно того, что не может составлять коммерческую тайну. К ним относятся следующие сведения:

– о размерах имущества и денежных средствах;

– о вложении средств в ценные бумаги и уставные фонды совместных предприятий, а также о кредитных, торговых и иных обязательствах;

– о договорах с различными негосударственными предприятиями, коллективами и гражданами.

Из приведенного перечня сведений, которые нельзя относить к коммерческой тайне, следует, что запрещению не может быть подвержена информация, затрагивающая интересы государства или общества, а также информация, способствующая соблюдению законности и осуществлению государственного контроля.
2.3 Служебная тайна

Как и коммерческая тайна, служебная тайна, согласно ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, представляет собой конфиденциальную информацию, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации обязан принимать меры к охране ее конфиденциальности. Однако применительно к государственной службе служебная тайна трактуется как несекретная информация, касающаяся деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Иначе говоря, служебная тайна представляет собой сведения, не составляющие государственной тайны, но и не подлежащие оглашению.

Служебная тайна для государственного служащего – скорее соблюдение требований по порядку работы со служебной информацией. В статье 10 ФЗ «Об основах государственной службы РФ», где определяются основные обязанности государственного служащего, отмечается, что госслужащий обязан «соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией». Ответственность за сохранение служебной тайны несет руководитель государственной организации и он же определяет состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах функционирования этой государственной организации.

Не может быть отнесена к служебной тайне информация, засекречивание которой запрещено законодательными актами, такими как «Об информации, информатизации и защите и информации», «О государственной тайне» и др.. Однако к служебной тайне относятся сведения, являющиеся, например, объектом налогообложения. В этой связи п.2 ст.12 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» констатирует, что поступающая в органы государственной налоговой службы информация составляют служебную тайну.

Государственный служащий не имеет права на апелляцию к прессе с использованием своего положения или знания служебной документации для того, чтобы критиковать конституционный строй, недостатки и упущения в деятельности государственных органов. С замечаниями и рекомендациями он может обратиться к вышестоящему руководству, включая Правительство РФ. Кроме этого, государственный служащий не имеет права использовать сведения, полученные при исполнении должностных обязанностей, в личных целях. В случае увольнения государственный служащий обязан возвратить все служебные документы. Это правило касается наследников и родственников государственного служащего в случае его смерти.

Гражданский кодекс предусматривает защиту служебной тайны путем возмещения убытков или расторжения трудовых отношений.
2.4 Профессиональная тайна

Под профессиональной тайной понимаются сведения, связанные с профессиональной деятельностью. Доступ к этим сведениям ограничивается в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, регулирующими различные виды деятельности. Профессиональная тайна бывает врачебной, нотариальной, адвокатской, следственной, тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д. Например, врачебную тайну составляет информация о факте обращения гражданина за медицинской помощью, о результатах обследования, о диагнозе и иных сведениях о состоянии его здоровья. Содержание врачебной тайны определяется ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья.

Адвокатскую тайну составляют сведения о преступлении, соучастниках, личной, семейной жизни обратившегося за защитой; сами акты обращения за юридической помощью; сведения из досье адвоката и т.д. Согласно законодательству РФ, адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, которые ему стали известны в связи с выполнением обязанностей защитника. В этом случае адвокат не несет ответственности за сокрытие фактов.

Нотариальную тайну составляет, как и в ранее описанных тайнах, уже сам факт обращения гражданина к нотариусу. Нотариальная тайна распространяется на все дела и документы, находящиеся у нотариуса.

Ответственность за разглашение профессиональной тайны может возлагаться и на государственных служащих, если им доверена профессиональная тайна. Любой вид профессиональной тайны охраняется законом. Одновременно закон устанавливает порядок разглашения сведений, составляющих профессиональную тайну. Так, законодательство РФ об охране здоровья граждан допускает нарушение врачебной тайны при угрозе распространения инфекционных заболеваний, при нанесении вреда здоровью в результате противоправных действий и т.п. Информация о действиях нотариуса может быть выдана по требованию судебных органов в связи с находящимися в производстве уголовными и гражданскими делами.
2.5 Тайна частной жизни

Конституцией РФ определена неприкосновенность и тайна частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина Российской Федерации (ст. 23). Это означает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни не допускается без согласия гражданина. Персональные данные, согласно Указу Президента РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», отнесены к конфиденциальной информации.

Государственным служащим в силу профессиональных обязанностей приходится работать с данными, касающимися частной жизни граждан. Поэтому в пункте 8 статьи 10 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» среди обязанностей государственного служащего выделяется обязанность «не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан». Соблюдая тайну частной жизни, государственным служащим необходимо выполнять ряд требований к процессам сбора, хранения и использования персональных данных. Персональные данные могут быть получены непосредственного от граждан, к которым они относятся, по согласию гражданина - из других источников; без согласия гражданина – в целях борьбы с преступностью, для защиты здоровья гражданина и в чрезвычайных ситуациях.

Государственные служащие, работающие с персональными сведениями, должны собирать только информацию, относящуюся к цели сбора, соблюдать ее конфиденциальность и обеспечивать безопасность. Передача персональных данных разрешается в пределах одной отрасли, сферы деятельности; передача информации из одной отрасли в другую возможна при соблюдении законодательства. Государственные служащие, аккумулирующие персональную информацию, обязаны обеспечить возможность ее доступа гражданину, которого она касается, с целью внесения исправлений при наличии неточностей. В случае отказа выдать хранящуюся в государственных органах информацию или наличии фальсификаций гражданин может обратиться в суд.

3 Практика законодательства в области информации

3.1 Общественное мнение

В результате всероссийского опроса населения в 2007 году выяснилось, что массовую оценку соблюдения права на доступ к информации о деятельности органов власти можно с уверенностью назвать низкой. Лишь 11,1% респондентов считают, что их право соблюдается полностью, 61,7% респондентов посчитали, что их право соблюдается частично; 14% считают, что их право абсолютно не соблюдается.



Рисунок 1 – Оценка соблюдения права на доступ к информации

органами власти

Всего в ходе исследования опрошено 1500 человек. Из них 44,8% – мужчины, 55,2% – женщины. 17,3% – в возрасте от 18 до 24 лет; 29,3% – в возрасте от 25 до 39 лет, 21,8% – от 40 до 54 лет; 55 лет и старше – 31,7%.

Совокупность опрошенных достаточно однородна в этом распределении оценок – не наблюдается никакой заметной зависимости меры уверенности в соблюдении права на доступ к информации от пола, возраста и уровня образования. Более оптимистичны в этом вопросе студенты и аспиранты, только 6,4% из них считают, что их право на информацию не соблюдается, в отличие, например, от временно не работающих, среди которых самый высокий показатель тех, кто считает, что их право не соблюдается – 19,1%.

Способность людей оценивать степень реализации своих прав, а также готовность защищать свои права во многом зависят от степени их информированности. Лишь 55% опрошенных уверены, что право на доступ к информации закреплено в законодательстве. Отсутствие уверенности в том, что доступ к информации есть предусмотренное законом право, означает, что нарушение этого права либо вообще не осознается человеком, либо определяется как нарушение справедливости или интересов индивидуума.

В такой ситуации практически невозможно рассчитывать на то, чтобы граждане могли грамотно реализовывать и защищать свои права. 16,6% опрошенных убеждены, что право на доступ к информации не закреплено в законодательстве России, а почти треть опрошенных (28,4%) находятся в неведении относительно данного вопроса.



Рисунок 2 – Оценка знаний о праве доступа к информации

Тем не менее, большая часть опрошенных уверена, что «в принципе» органы власти обязаны предоставить им любую информацию о своей деятельности, за исключением государственной или служебной тайны (88,4%), а также обязаны предоставить такую информацию, даже если эта информация подрывает их авторитет (71,1%). Следовательно, значительная часть респондентов уверена в этих обязательствах органов власти без уверенности в наличии соответствующих законов?

Существование в общественном сознании модели договорных, внеправовых обязательств между гражданами и органами власти подтверждается и следующими данными: подавляющее большинство респондентов (70,9%) считают, что для получения конкретной информации из органов власти, заявитель должен обязательно объяснить, зачем она ему нужна. Лишь 20% справедливо считают, что совсем не обязательно объяснять представителям органов власти, для каких целей и в связи с чем запрашиваемая информация нужна заявителю.

Степень информированности повышается с уровнем образования, даже начало учебы в высшем учебном заведении повышает информированность в области права на доступ к информации. Поэтому наибольшую информированность демонстрируют респонденты, которые в настоящее время учатся – являются студентами или аспирантами, совмещая это занятие с работой, либо не совмещая. Именно эта группа выделяется на фоне тех, кто занят только работой или находится на пенсии. Информированность об этом праве может повышаться в связи с осуществлением определенных видов профессиональной деятельности и приобретением сопутствующих профессиональных знаний. Люди, не связанные в силу профессиональных обязанностей с практикой использования этого права, также обладают сопоставимым с остальной частью опрошенных уровнем информированности.
3.2 Использование информации о деятельности органов власти

Очевидно, что информация о деятельности органов власти регулярно используется гражданами в повседневной жизни. Но есть также граждане, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с использованием информации о деятельности органов власти, согласно нашему исследованию они составляют 34% от общего числа опрошенных. Это означает, что около трети взрослого населения Российской Федерации с той или иной степенью регулярности специально обращаются к информации о деятельности органов власти и могут быть отнесены к категории «профессиональных пользователей права на доступ к информации». Чем выше уровень образования, тем более вероятно вхождение индивидуума в эту группу.

Согласно полученным данным, есть ряд сфер деятельности, свыше 50% представителей которых используют информацию о деятельности органов власти в профессиональной деятельности:

Сотрудники системы государственного управления (федерального и местного) также часто используют информацию о деятельности органов власти в своей профессиональной деятельности. Таким образом, чиновники не только играют роль в производстве, хранении, распространении информации о деятельности органов власти, но и сами являются крупнейшим потребителем такой информации.

Подавляющая часть населения получает информацию об окружающем мире благодаря СМИ. Среди массовых источников информации лидирующее место занимает центральное и местное телевидение. Оно является наиболее часто используемым, его указывают 90% респондентов. Центральная и местная пресса (газеты, журналы) также является популярным источником информации – 55,2%. Общение с друзьями, родственниками, коллегами следует отнести к значимому способу получения информации о деятельности органов власти, его используют 32,9% опрошенных. В малом/среднем городе этот источник используется значительно чаще, чем в селе: 42% против 25,5% соответственно; в региональном центре – 32,6%.

Телевидение практически одинаково популярно среди молодых и пожилых, в городе и на селе. Пресса и радио чаще используется людьми старше 55 лет, частота использования прессы возрастает с повышением уровня образования. Слухи (на рынке, в магазине, в транспорте) выступают источником информации о деятельности органов власти для 10% опрошенных, чаще для респондентов с низким образовательным уровнем и старших возрастов; слухи – более популярный источник информации у тех, кто временно не работает.

Интернет для получения информации о деятельности органов власти используют 19,6% опрошенных. Наиболее активной группой использования сети Интернет для этих целей являются молодые люди, которые либо недавно получили высшее образование, либо еще учатся (36% – 18–24 лет; 29% – 25–39 лет; 15,5% – 40–54 лет; 4,7% – 55 лет и старше). Высокий уровень использования сети Интернет для получения информации о деятельности органов власти характерен для учащихся – студентов и аспирантов – свыше 40%; в то время как среди работающих, но не учащихся его используют 21,9%. Чаще сетью Интернет пользуются и представители тех сфер занятости, где информация о деятельности органов власти активно применяется в профессиональной деятельности. Интернет более популярен для получения информации о деятельности органов власти в региональном центре (46,4%), реже в малом/среднем городе (35,7%), и еще реже – в селе (17,9%).

В сети Интернет, печати, в телепередачах много информации об органах власти и их представителях, однако далеко не вся эта информация является официальной. Существуют источники официальной информации, которые специально предназначены для информирования людей о деятельности органов власти. Используя их, мы можем утверждать, что оперируем именно информацией о деятельности органов власти. Большинство источников официальной информации создается, обслуживается и контролируется непосредственно органами власти.

Электронные справочные правовые системы («Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант» и т.п.) созданы и обслуживаются коммерческими организациями и вполне удовлетворяют потребности в правовой информации. Между тем, такие системы не являются официальными источниками.

Неуверенность в полноте, своевременности и достоверности означает недоверие как к информации о деятельности органов власти, так и к самим органам власти.


Заключение

В Российской Федерации существует конституционная основа, обеспечивающая право любых заинтересованных лиц на доступ к информации. Отдельные нормы, позволяющие обеспечивать право граждан на доступ к такой информации, содержатся также в федеральных законах, в частности, Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В то же время указанные нормы имеют лишь декларативный характер. В условиях отсутствия в законодательстве четких правовых механизмов, обеспечивающих реализацию права на доступ к информации, эти нормы не всегда однозначно толкуются правоприменителями.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) .

2. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996 г. № 63-ФЗ

4. Морозов И.Л. Информационная безопасность политической системы //Политические Исследования, 2007 №4

5. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации. – М.: "Академия", 2007. – 485с.

6. Правовое обеспечение информационной безопасности: учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений/под ред. С.Я. Казанцева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации