Ланцов С.А. Политическая конфликтология - файл n1.doc

приобрести
Ланцов С.А. Политическая конфликтология
скачать (1717.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1718kb.10.06.2012 10:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Под ред. С. Ланцова

Политическая

конфликтология
Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030200 — «Политология»


МоскваСанкт-ПетербургНижний НовгородВоронеж Ростов-на-ДонуЕкатеринбургСамараНовосибирск КиевХарьковМинск 2008

ББК 66.043.2Я7 УДК 327.56(075) П50
Рецензенты:

Стребков А. И., завкафедрой конфликтологии факультета философии и политоло­гии СПбГУ, доктор политических наук, профессор

Максимова В. С, зав. кафедрой международных отношений факультета политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета, доктор исторических наук, профессор

Ильин А. Ю., завкафедрой политологии факультета политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета, кандидат философских наук, доцент

П50 Политическая конфликтология: Учебное пособие / Под ред. С. Ланцова. — СПб.: Питер, 2008. — 319 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

13ВМ 978-5-91180-681-1

В учебном пособии анализируются сущность и закономерности развития поли­тических конфликтов. Рассматриваются различные факторы, определяющие возник­новение конфликтов; описаны причины и современная типология международных конфликтов; показаны угрозы, которые несут в себе международные конфликты и кризисы.

Значительное место в книге уделено проблемам политического насилия, прояв­ляющегося в революционных кризисах, ведущих к радикальным общественным из­менениям, и в террористических акциях.

Указываются пути мирного урегулирования международных конфликтов, политические и правовые средства такого урегулирования. Дается характеристика деятельности международных межправительственных и неправительственных орга­низаций по решению многочисленных проблем в зонах конфликтов. Рассматри­ваются направления внешнеполитической деятельности Российской Федерации по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве.

Учебное пособие соответствует Государственному образовательному стандарту РФ и имеет гриф УМО. Оно предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Политология» и изучающих курс «Политическая конфликтология», а также тех, кто изучает проблемы политических конфликтов в рамках образовательных программ по специальностям и направле­ниям «Конфликтология», «Социология», «Международные отношения», «Регионо-ведение».

ББК 66.043.2Я7 УДК 327.56(075)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

978-5-91180-681-1

© ООО «Питер Пресс», 2008


Оглавление

Предисловие 6

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

КОНФЛИКТОЛОГИИ 9

Глава I. Политический конфликт как социальный феномен 10

§ 1. Особенности конфликтов в политической сфере 10

§ 2. Конфликтогенные факторы политического процесса 16

Контрольные вопросы и задания 22

Глава II. Типология и динамика развития политических конфликтов 23

§ 1. Типы и виды политических конфликтов 23

§ 2. Этапы развития политических конфликтов 32

Контрольные вопросы и задания 36

Глава III. Идеологический фактор политических конфликтов 37

§ 1. Сущность и функции политической идеологии 37

§ 2. Основные идеологические течения о путях разрешения

социально-политических конфликтов 40

§ 3. Радикальные идеологические концепции и политический

экстремизм 48

Контрольные вопросы и задания 54

Глава IV. Религиозный фактор политических конфликтов 56

§ 1. Религия как социальный институт 56

§ 2. Политика и религия 58

§ 3. Религиозные конфликты в современном мире 62

Контрольные вопросы и задания 67

Глава V. Этнополитические конфликты 68

§ 1. Сущность этнополитических конфликтов 68

§ 2. Этнополитическая мобилизация как фактор зарождения

и развития этнополитических конфликтов 72

§ 3. Особенности урегулирования этнополитических конфликтов . . 81

Контрольные вопросы и задания 83

Глава VI. Психологический фактор политических конфликтов ....84

§ 1. Психологические механизмы политических конфликтов 84

§ 2. Психологические факторы урегулирования и разрешения

конфликтов 89

Контрольные вопросы и задания 95

Глава VII. Социальные конфликты и политические революции ....96

§ 1. Теоретические концепции революции 96

§ 2. Революции в политической истории России 105

§ 3. Политические революции и современность 110

Контрольные вопросы и задания 117

Глава VIII. Политические конфликты и терроризм 118

§ 1. Сущность и типология терроризма 118

§ 2. Проблемы и трудности борьбы с терроризмом 125

Контрольные вопросы и задания 129

Глава IX. Технологии разрешения политических конфликтов ....131

§ 1. Методологические основы стратегии разрешения политических

конфликтов 131

§ 2. Методы и приемы разрешения политических конфликтов . . . 142

Контрольные вопросы и задания 146

ЧАСТЬ II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 147

Глава X. Сущность и типология международных конфликтов ....148

§ 1. Природа международных конфликтов 148

§ 2. Международные конфликты в системе международных

отношений 160

§ 3. Классификация международных конфликтов 167

Контрольные вопросы и задания 171

Глава XI. Структура и процесс развития международного конфликта 172

§ 1. Структура международного конфликта 172

§ 2. Этапы развития международного конфликта 182

§ 3. Кризис как особая фаза развития международного конфликта 184

Контрольные вопросы и задания 192

Глава XII. Вооруженные конфликты и международная безопасность 193

§ 1. Особенности современных вооруженных конфликтов 193

§ 2. Основные теоретические подходы и практические направления

в обеспечении международной безопасности 201

Контрольные вопросы и задания 212

Глава XIII. Пути и формы мирного урегулирования международных

конфликтов 213

§ 1. Способы выхода из конфликтной ситуации 213

§ 2. Роль третьей стороны в мирном урегулировании конфликтов . 220

Контрольные вопросы и задания 229

Глава XIV. Роль переговорного процесса в мирном урегулировании

международных конфликтов 230

§ 1. Виды и функции международных переговоров 230

§ 2. Особенности подготовки и организации международного

переговорного процесса 235

§ 3. Стратегия и тактика переговорного процесса 238

§ 4. Национальные стили ведения переговоров 242

Контрольные вопросы и задания 247

Глава XV. Международное право и международные конфликты . . . 249

§ 1. Роль международного права в регулировании международных

отношений 249

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 252

§ 3. Правовые средства мирного урегулирования международных

конфликтов 261

Контрольные вопросы и задания 266

Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов . . . 267

§ 1. Эволюция правовых средств регулирования вооруженных

конфликтов 267

§ 2. Международно-правовая защита жертв вооруженных

конфликтов 274

Контрольные вопросы и задания 279

Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании

конфликтов и кризисов 280

§ 1. Природа и типология международных организаций 280

§ 2. Место и роль ООН в современном мире 285

§ 3. Основные направления миротворческой деятельности

международных межправительственных организаций 292

§ 4. Деятельность международных неправительственных

организаций в конфликтных зонах современного мира 297

Контрольные вопросы и задания 299

Глава XVIII. Проблемы конфликтов на постсоветском пространстве

во внешней политике современной России 301

§ 1. Конфликты постсоветского пространства: причины

возникновения, тенденции развития и типология 301

§ 2. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации

по урегулированию конфликтов на территории бывшего СССР 310

Контрольные вопросы и задания 316

Литература 317



В последние полвека во многих странах мира, а с недавних пор и в Рос­сии растет интерес к исследованию конфликтов. На основе этих ис­следований сложилась конфликтология — междисциплинарная науч­ная отрасль, развивающаяся на стыке политологии, философии, со­циологии, психологии, правоведения. Конфликтология имеет как теоретическое, так и большое практическое значение, поскольку спе­циалисты-конфликтологи не только занимаются научными исследо­ваниями, но и вырабатывают и обосновывают предложения по управ­лению конфликтами, обеспечивая наиболее оптимальные и безопас­ные для общества стратегии и пути работы в этом направлении.

Конфликтология раскрывает общие закономерности вызревания и развития конфликтов. Во всех сферах общества действуют живые люди, и в их поведении в конфликтных ситуациях можно выделить схожие черты, независимо от того, где возникают эти конфликты — в экономике, политике или семейной жизни. В то же время конфлик­ты в каждой из сфер жизни людей и общества обладают своей специ­фикой. В частности, политика традиционно считается едва ли не са­мой конфликтогенной из всех сфер общественной жизни. Недаром многие мыслители, начиная с Карла Маркса и заканчивая Карлом Шмиттом, объясняли природу политики через парадигму конфликта. Но, пожалуй, главная специфика политических конфликтов — то, что их развитие может приводить к использованию вооруженного наси­лия. В международных конфликтах такое насилие может принять гран­диозные масштабы, представляющие угрозу для всей человеческой ци­вилизации. Следовательно, цена мирного разрешения конфликтных ситуаций в политике гораздо выше, чем в какой-либо общественной сфере.

Вопросы политической конфликтологии сегодня изучаются в рам­ках нескольких учебных программ по подготовке специалистов по раз­личным направлениям социально-гуманитарного знания. Проблемы политической конфликтологии студенты-политологи изучают как в рамках одноименного курса, так и в процессе освоения других дисцип-

ПРЕДИСЛОВИЕ

лин политологического профиля. Проблемы политической конфлик­тологии изучаются также в процессе подготовки будущих социологов, психологов, специалистов в области международных отношений и ре-гионоведения. На факультете философии и политологии Санкт-Пе­тербургского государственного университета работает первая в нашей стране кафедра конфликтологии, которая осуществляет подготовку студентов именно по этому направлению. Студенты, изучающие про­блемы конфликтологии, получают теоретические знания и практиче­ские навыки в области управления политическими конфликтами.

В Российской Федерации в последние годы по политической кон­фликтологии было опубликовано множество работ учебно-методи­ческого характера, но учебных пособий среди них было немного1. Проблемы политических конфликтов отчасти освещаются в учебных пособиях по политологии и международным отношениям, однако ком­плексных работ по данной проблематике пока недостаточно.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено с учетом опыта изу­чения проблем внутриполитических и международных конфликтов в рамках различных социально-политических дисциплин в Санкт-Пе­тербургском государственном университете и других высших учебных заведениях. Структура работы включает две части. В первой части рас­сматриваются общие проблемы политической конфликтологии. Осо­бое внимание уделено выявлению специфики внутриполитических конфликтов в целом и характеристике особенностей их отдельных разновидностей. Во второй части в центре внимания находятся про­блемы изучения и урегулирования международных конфликтов.

Учебное пособие может быть использовано в процессе изучения общепрофессиональной дисциплины «Политическая конфликтоло­гия», предусмотренной государственным стандартом по специально­сти и направлению «Политология», а также в изучении других учеб­ных дисциплин, в рамках которых затрагиваются проблемы социаль­но-политических конфликтов.


1 Можно отметить следующие издания: Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999; Фельдман Д. М. Политология конфликта. М., 1998; Ковален­ко Б. В., Пирогов А. И., Рыжов О. А. Политическая конфликтология. М., 2002.

Учебное пособие подготовлено коллективом авторов. Общее руко­водство и научное редактирование осуществлено доктором политиче­ских наук, профессором С. А. Ланцовым. Отдельные главы написаны следующими авторами:

предисловие, главы III, VII, VIII, X, XI, XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII написаны доктором политических наук, профессором С. А. Ланцовым; главы I, II, IX — доктором политических наук, профессором В. А. Ач-касовой;

глава IV — кандидатом политических наук И. С. Ланцовой;

глава V — доктором политических наук, профессором В. А. Ачкасо-

вым;

глава VI — кандидатом философских наук, доцентом Л. А. Ланцовой; глава XVIII — кандидатом исторических наук, доцентом И. Н. Белобо-родовой.

Часть I

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ

КОНФЛИКТОЛОГИИ

Глава I
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
§ 1. Особенности конфликтов в политической сфере

Политический процесс, содержание которого можно рассматривать как различные формы взаимодействия политических субъектов, включает в себя и конфликтные взаимоотношения. Понятие конфликт для це­лого ряда зарубежных и отечественных исследователей выступает яв­лением, присущим самому феномену власти. Власть ассоциируется с противостоянием, сопротивлением, принуждением, санкциями и дру­гими «негативными проявлениями», поэтому большинство авторов включают конфликт в число неотъемлемых элементов властных отно­шений. В первую очередь этот тезис относится к власти политической. Некоторые авторы утверждают даже, что политика уже сама по себе выступает не чем иным, как глобальным конфликтом.

Для западной науки с ее богатыми традициями в области конфлик­тологической парадигмы вообще характерна исключительная полива­риантность методологических оценок и подходов к определению фе­номена политического конфликта. Теоретики конфликтов от Карла Маркса до Георга Зиммеля полагали, что конфликт есть имманентная характеристика социального развития. В то же время и сегодня про­должается дискуссия относительно содержания указанной категории, несмотря на ставшие уже классическими определения, которые даны в работах Л. Коузера, К. Боулдинга, Р. Дарендорфа и др.

По мнению Ральфа Дарендорфа, базовые основания теории кон­фликтов заключаются в следующем.

1. Любое общество постоянно меняется, общественные изменения про­исходят всегда и везде.

  1. Любое общество всегда демонстрирует признаки несогласия и кон­фликта, общественный конфликт присутствует всегда и во всем.

  2. Для любого общества характерно насилие одной его части по отно­шению к другой.

Вместе с тем Дарендорф проводит серьезные различия между клас­совыми политическими конфликтами XIX в. и современными форма­ми конфликтов:

«Реальные конфликты всегда зримы. Мало смысла говорить о глубоком расколе социальных структур, если из него не следует заметных соци­альных и политических разногласий. Поэтому очевидно, что в совре­менных обществах нет классового конфликта в его классическом пони­мании. Во всяком случае, большинство наблюдателей не усматривают политических сражений между группами, стоящими по разные стороны обычных барьеров власти и прав. Конечно, существуют остатки преж­него конфликта. Класс большинства по-прежнему ведет свои бои за пе­рераспределение. Кое-где еще используется лексика классового кон­фликта, и причины этого можно понять, если вспомнить ножницы "се­вер — юг" в Италии или "юг — север" в Великобритании. Однако даже в этих странах классы не образуют главного базиса для конфликта, и хотя начинают возникать новые распределительные линии и антагонизмы, пока они не приводят к организованным столкновениям между новыми имущими и новыми неимущими.

Если люди и действуют организованными группами, то теперь это, ско­рее, группы особых интересов или социальные движения, а не классо­вые партии. Их сегментация... объясняется социальными изменения­ми... Люди борются или за равную оплату женского труда, или против определенных форм загрязнения окружающей среды, или за разоруже­ние, но делают это, опираясь на общий для всех гражданский статус. В этом смысле социальные движения рождаются исключительно внутри гражданского общества. Даже гражданское неповиновение имеет смысл лишь в том случае, когда существуют стабильные рамки гражданских прав — и обязанность повиноваться закону»1.


1 Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. М., 2002. С. 210-211.

Патриарх европейской политической науки Морис Дюверже в тру­де «Введение в политику» (1964) построил свою теорию на понятиях конфликта и интеграции. Он последовательно рассматривает биоло­гические, психологические, демографические, географические, обще­ственно-экономические и культурные факторы при анализе различных форм политического конфликта. В результате этого анализа автор де­лает вывод: в любом обществе сосуществуют конфликты, интеграция


и эволюция, причем последняя никогда не устранит все общественные конфликты. Именно с таких позиций Дюверже критикует марксизм, который представляет коммунизм как своеобразный «золотой век». Французский исследователь стремится к содержательному анализу противоречий, даже когда рассуждает о природе горизонтальных и вертикальных политических конфликтов, поскольку конфликт между индивидуумами, группами и классами одного уровня существенно от­личается от противоречий между субъектами и объектами власти так же, как борьба в рамках политического режима — от борьбы за режим. Аналогично различие между открытыми конфликтами демократиче­ских систем и скрытыми конфликтами систем недемократических. По­литические конфликты, считает М. Дюверже, сосредоточены вокруг проблемы власти, характеризуемой с разных сторон, тем не менее оп­ределяющими в них являются общественно-экономические факторы.

Европейский дух этой теории значительно отличается от амери­канского, иллюстрируя который, К. Дойч («Политика и управление», 1970), например, разделяет солидарные и конфликтные системы в со­ответствии с тем, что служит их связующим началом — взаимная поль­за или взаимное столкновение интересов. По мнению Дойча, в дейст­вительности существуют лишь смешанные системы с тем или иным доминирующим фактором, однако его теория сосредоточена на соли­дарных системах, конфликтные же выступают как проблема, которую предстоит решить. Англосаксонская политология в силу своей праг­матической направленности превратилась в одно из самых влиятель­ных научных направлений — в теорию регуляции конфликтов, владе­ния конфликтной ситуацией.

Теоретические подходы Д. Аптера («Введение в политический ана­лиз», 1973) наиболее наглядно показывают, что одним из главных сю­жетов американской политической науки как раз и является исследо­вание проблематики конфликтов.

В соответствии с концепцией Аптера, существует три степени и три формы общественных конфликтов в зависимости от того, происходит ли столкновение предпочтений (кооперация), интересов (конкурен­ция) или основных ценностей, и только в последнем случае можно го­ворить о подлинном, открытом конфликте. Следовательно, главный вопрос состоит в том, как трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов, т. е. в конкуренцию или прямо в кооперацию. Практическая направленность такого подхода не в том, чтобы воору­жить политиков теоретическим инструментом, а в формировании ус­тановок общественного сознания, совместимых с регулированием,





преобразованием конфликтов. Как пишет сам Аптер, американская политическая система чаще всего критикуется за то, что две крупные политические партии декларируют одни и те же ценности, поэтому между ними действительно невозможен истинный конфликт, самые существенные их разногласия приобретают форму конкуренции, а в не­которых вопросах преобладает кооперация. Таким образом, в масшта­бах всего общества становится возможен консенсус. Теория Апте-ра созвучна тем концепциям демократии, которые посвящены борьбе конкурирующих элит за власть, а также кооперации пришедших к вла­сти элитарных групп в различных сферах общественной жизни (речь идет о политической, военной, экономической и культурной элитах). В результате урегулирование конфликтов становится прерогативой конкурирующей элиты, ждущей от масс не участия, а поддержки. В развивающихся странах, где политическая система находится в ста­дии становления, конфликты закономерны, считает Аптер, ибо теория модернизации обусловливает быстрые и радикальные изменения, на­правляемые элитой, стоящей во главе модернизационного процесса. Все это наталкивается на сопротивление общества, обостряет конфлик­ты, но в дальнейшем ход развития устремляется в русло «системы примирения», близкой принципу полиархии Р. Даля («Полиархия», 1971). Даль считает, что основание для урегулирования конфликтов — во взаимной гарантии терпимости к интересам друг друга со стороны групп, участвующих в конфликте ценностей. Как известно, принцип полиархии в противоположность идеальной демократии нацелен на поиск реалистичных, наиболее существенных критериев реальной де­мократии, именно поэтому система урегулирования конфликтов зани­мает центральное место в проблематике демократии.

Несомненную значимость в отношении изучения политических кон­фликтов представляет социально-политическая концепция П. Бурдье. Она актуальна уже потому, что автор, исходя из теоретических посы­лок классиков конфликтологической парадигмы, предлагает свой под­ход к трактовке сущности и динамики социальных коллизий. Сегодня этот подход представляется более релевантным общественным про­цессам рубежа столетий, нежели труды основателей конфликтологии.

Формирование социальных классов, групп и их агентов, конфликт­ных и конкурентных отношений между ними французский социолог связывает с неравным распределением капитала — экономического, культурного, социального, престижного. Сложная структура классов, социальных групп и их фракций, а также совокупность капиталов и видов «собственности» и составляют социальное пространство. Эко-




номические и культурные различия между группами выступают в ка­честве объективных разграничителей этого пространства. Социальное пространство включает конкретные поля деятельности, где и происхо­дит конфликт в разных формах. Политические, экономические, духов­ные и другие конфликты и есть столкновения указанных социальных сил на соответствующих полях за удовлетворение или защиту своих интересов. При этом конфликтны не только интересы больших соци­альных групп, не только действия политических партий, отражающих эти интересы, но и представления в голове самого индивида относи­тельно программ и кандидатов на властные статусы и роли.

При всех многочисленных подходах к определению социально-по­литических конфликтов большинство современных авторов — от К. Бо-улдинга до А. Ага и П. Бурдье — солидарно относительно их (кон­фликтов) основных черт.

Прежде всего, следует отличать категории противоречия и конфлик­та. Суть категории «противоречие» традиционно связывалась с много­образием элементов единого целого. Противоречие и есть отношение особого рода между этими элементами целого, возникающее при появ­лении всякой рассогласованности, несоответствия в структуре целого. Поскольку же абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реаль­ном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный ха­рактер; и хотя история показывает, что глубокие религиозные, идеоло­гические и политические различия, как правило, ведут к конфликтам, последние не носят неизбежного характера. Конфликт может быть представлен как момент обострения в развитии противоречия. При этом возникший и разрешенный конфликт не обязательно устраняет породившее его противоречие. Если противоречие, выступающее основанием политического конфликта, может не осознаваться участ­никами политических отношений, то конфликт всегда осознан и пред­полагает определенные действия сторон друг против друга. Политиче­скому конфликту предшествует социальная напряженность, форми­рование предубеждений, скрытой враждебности и подозрения между субъектами будущего конфликта, устанавливающееся осознание рас­хождения их интересов, стремление к доминированию или реваншу. Политический конфликт — это такой тип диалектического взаимодей­ствия, непременным условием которого является совокупность пред­ставлений субъектов о себе самих (своих мотивах, целях, ценностях и т. п.), оппонентах (их мотивах и целях), социальной среде, в которой происходит конфликт. Таким образом, противоречие, выступая осно-


ванием политических различий, может и не приводить к открытому противоборству, в то время как политический конфликт имеет откры­тые формы противостояния и, как правило, осознан участниками. Речь идет о представлениях субъектов о самих себе и друг о друге, а также об условиях, в которых разворачивается конфликт.

Анализ конфликтных взаимоотношений требует ответа на ряд во­просов: кто выступает участниками (субъектами) конфликтов, каков предмет политического конфликта, как разворачиваются конфликт­ные противостояния, наконец, в чем заключаются наиболее эффек­тивные технологии и инструментарий разрешения и урегулирования конфликтов.

Политический конфликт не представляет собой совершенно уни­кального феномена общественной жизни. На него распространяются общие характеристики любых социальных конфликтов. В первую оче­редь это относится к участникам конфликтных взаимодействий. Субъ­ектами (оппонентами) в политических конфликтах могут выступать как отдельные индивиды, так и самые различные социальные группы, интересы которых сталкиваются реально или предположительно, при этом властные ресурсы как мощный распределительный инструмент выступают объектом противоборства.

Предметом конфликта, т. е. тем, по поводу чего возникает кон­фликт между сторонами, могут выступать два вида дефицита: позици­онный дефицит (т. е. дефицит социальных позиций — социальных ста­тусов, ролей) и дефицит источников (т. е. дефицит определенных ма­териальных или духовных ресурсов). Конфликт возникает только в том случае, если стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга. В конфликте речь всегда идет о способности контролировать и направлять действия другой стороны. С политической точки зрения это означает борьбу за политическое доминирование. Условием реали­зации этой цели является обладание реальным политическим капита­лом (финансы, право, репрессивный аппарат и т. п.). Отсюда следует, что в политике идет борьба не только за монополию применения инст­рументов власти, ее ресурсов, но и за монополию разработки и распро­странения принципа легитимного разделения социального мира и тем самым — за монополию мобилизации групп. Поэтому сводить сущ­ность политического конфликта лишь к завоеванию власти совершен­но неправомерно.

Одно из наиболее распространенных определений политического конфликта содержится в «Политологическом словаре»:




► «Политический конфликт — столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, свя­занные прежде всего с достижением власти или ее перераспре­делением, а также с изменением их политического статуса в обще­стве».

Источником и основанием политического конфликта, считают ав­торы словаря, являются социально-экономические противоречия, объ­ективно присущие любому обществу, которые в кризисные и переход­ные периоды от одного исторического этапа к другому приобретают конфликтную форму, определяемую несовместимостью коренных ин­тересов субъектов политики.

В отечественной науке долгое время доминировало представление о том, что предназначение политики, государственной власти заклю­чается в поиске «баланса интересов», полностью устраняющего кон­фликт. Поскольку же идеологема «всеобщей цели» была базовой для советского общества, то считалось, что найти такой баланс не пред­ставляет труда. Конфликты сиюминутны и преходящи. Во властных же структурах они вообще не должны иметь место — это служит основ­ным гарантом стабильного развития общественной системы. В дейст­вительности конфликты, развернувшиеся в постсоциалистическом обществе, есть проявление и порождение серьезных противоречий, ко­торые не получали своего разрешения в рамках существовавшей сис­темы, создавали своеобразный «мультипликационный» эффект, обо­стряя имевшиеся ранее латентные конфликты и приводя к возникно­вению новых.
§ 2. Конфликтогенные факторы политического процесса

В конфликтном противостоянии существуют два основных слоя: верх­ний, определяемый социально-экономическими и политическими па­раметрами, и нижний — ценности и традиции, свидетельствующие о наличии или отсутствии «культуры согласия» в обществе. Этот ниж­ний слой более всего соотносится с собственно процедурными факто­рами и во многом определяет ориентацию на совместные или одно­сторонние решения. При этом субъективные (прежде всего социо­культурные и социально-психологические) предпосылки конфликтов вплетены в ткань объективных (экономико-политических) настолько


тесно, что порой их автономное исследование представляется делом весьма сложным.

Следует учитывать, что наиболее общие причины конфликтов в ре­альной жизни получают форму конфликтогенных факторовсвоеоб­разной проекции главных источников борьбы (богатства, власти, пре­стижа, достоинства) на конкретные условия. Речь идет прежде всего об общих социально-политических факторах (первая группа факто­ров): политический режим, особенности политической системы и в целом политических отношений оказывают серьезное воздействие на уровень социальной напряженности и конфликтности в обществе. Рас­пад принудительной системы сдержек и контроля в совокупности с большей свободой выражения мнений и доступа к информации явля­ются теми факторами, которые неизбежно ведут к обострению соци­альной ситуации и назреванию политических конфликтов. Так, в Рос­сии люди, долгое время накапливающие неудовлетворенность невоз­можностью что-либо изменить в своем положении (авторитарная система управления оставляла минимум для таких возможностей), вдруг почувствовали, что могут реально влиять на ход политических и социальных процессов. В то же время низкий уровень политической культуры и недостаточный опыт борьбы породили иллюзию о смене руководства как главном условии реформ — появится новый началь­ник и все изменится.

Вторая группа — социально-экономические конфликтогенные фак­торы, способные породить серьезные политические противостояния. Так, фактор экономического неравенства традиционно рассматривал­ся как одно из главных оснований социальных волнений и политиче­ских потрясений. Фундаментальное обоснование этот фактор получил в классовой теории К. Маркса, признаваемой большинством совре­менных исследователей вполне адекватной историческому контексту XIX в. Неравенство в распределении средств производства и социаль­ных благ, вытекающее отсюда неравенство жизненных шансов могут и сегодня рассматриваться в качестве важнейшей, часто неявной причи­ны конфликтов.

Помимо общественного неравенства, экономические факторы вклю­чают в себя экономико-географические характеристики производства, престижность того или иного вида деятельности, ее сложность, тяже­лые условия и составляющие, обусловленные специфическими осо­бенностями той или иной отрасли. Примером того, как подчас пере­плетаются эти факторы, стало забастовочное движение шахтеров в Рос­сии в середине 90-х гг.





Долгое время шахтерская профессия была одной из самых пре­стижных из-за высокой оплаты и общественной репутации, которая сложилась еще в 30-х гг. прошлого века (вспомним хотя бы стаханов­ское движение). В 1980-е гг. шахтеров стали обгонять по заработку нефтяники, рыбаки, работники других отраслей, и они почувствовали «профессиональную обиду». Канадский ученый Д. Мендел на основа­нии исследований причин недовольства шахтеров пришел к выводу, что их забастовочное движение порождено следующими факторами:

Данные показывают, что забастовки были крайней реакцией на ме­тоды осуществления экономической реформы.

Особую группу конфликтогенных факторов представляют этно­культурные стимуляторы политических конфликтов. Речь идет пре­жде всего о наличии негативных стереотипов в отношении представи­телей других этносов и приписывании им недоброжелательных уста­новок в отношении себя. Эти стереотипы, а на их основе и конфликты, порождаются распределением и признанием.

Среди еще одной группы конфликтогенных факторов — социально-психологических — особую значимость приобретают психолого-демо­графические. Психология возраста, пола отражается на эмоциональ­ных и других аспектах поведения людей.

Важным условием зарождения и разворачивания политического конфликта выступают ресурсы: деньги, время, знания, информация, связи, общественное положение, наличие силы (военной, моральной и пр.).

Таким образом, конфликты порождаются множеством различных групп факторов, ни одна из которых не может занимать приоритетное положение. Напротив, эти факторы, определяющие социальную осно­ву и предмет противостояний, проявляются только в сочетании с со­циально-психологическими факторами. По мнению ряда исследовате-




лей1, в ближайшие годы в Европе основными будут две группы фак­торов — экономические и культурные, определяющие как предмет будущих конфликтов, так и идентификацию их участников.

Чтобы точнее уяснить природу конфликта и его отличие от смеж­ных явлений, необходимо определить границы конфликта, т. е. его внеш­ние пределы в пространстве и времени. Эти проблемы, не столь уж важные в случае семейной ссоры, перерастают в крупные политиче­ские и правовые вопросы, стоит лишь перейти к межгосударственным или межнациональным отношениям, касающимся, например, терри­тории.

Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: про­странственный, внутрисистемный и временной.

Пространственные границы политического конфликта определя­ются территорией, на которой происходит конфликт. Ясно, что эта территория может быть самой разной по величине — от минимального пространства (например, городской площади) до всего земного шара. Четкое определение пространственных границ конфликта особенно важно в международных и межэтнических отношениях, что тесно свя­зано с проблемой участников конфликта. В нашей недавней истории такая задача неоднократно возникала и возникает до сих пор при уре­гулировании межнациональных конфликтов в Приднестровье, Тад­жикистане, Северном Кавказе и других местах, где следовало четко определять территориальные границы зоны конфликта для осуществ­ления превентивных мер.


1 ГлуховаА. В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 170.

Внутрисистемный аспект развития конфликта и определения его границ связан с тем, что любой конфликт происходит в определенной системе, будь то группа сослуживцев, государство, международное со­общество и т. д. Внутрисистемные отношения сложны и многообраз­ны. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть глубоким, обширным или частным, ограниченным. Определение внутрисистемных границ конфликта требует четкого выделения кон­фликтующих сторон из всего круга его участников. Ведь помимо не­посредственно борющихся сторон участниками конфликта могут быть и такие фигуры, как подстрекатели, пособники, организаторы кон­фликта (сами в нем прямо не замешанные), а также третейские судьи, советники, сторонники и противники тех или иных лиц, конфликтую­щих между собой. Все эти лица (или организации) — элементы систе­


мы. Внутрисистемные границы конфликта важно знать для воздейст­вия на происходящие процессы, в частности для предотвращения раз­рушения системы в целом.

Временные границы — это хронологическая продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начав­шимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частно­сти, степень эффективности применяемых технологий разрешения конфликта. Анализ динамики важен и для того, чтобы верно оценить роль участвующих в конфликте сил.

Следует иметь в виду, что любой конфликт несет в себе как пози­тивные, так и негативные черты, однако преобладание в нем тех или других позволяет охарактеризовать его как конструктивный либо же как деструктивный (см. главу II).

Итак, специфика политического конфликта заключается в следую­щем.

  1. Политический конфликт — неотъемлемая черта мира политики, мотивационная основа политической жизни. Одно невозможно без другого, поэтому современные определения политики предполага­ют включение в ее структуру феномена конфликта. Так, по мнению ряда политологов, политика может быть определена как борьба субъектов, преследующих конфликтующие между собой цели, ре­зультатом которой становится регулируемое и контролируемое властью распределение ценностей. Разногласия, соперничающие точки зрения, столкновения — все, с чем обращаются к власти, тре­буя их разрешения, и представляет собой то, что называется поли­тическими конфликтами.

  2. Мир политики — это мир публичности, пространство для множе­ства возможных действий. Именно в открытом общественном столкновении мнений социальный мир приобретает новый харак­тер, становится политическим миром.

  3. Мир политики — это мир отношений, способствующих конкрет­ной индивидуальной свободе благодаря возможности выбора, но в то же время усиливающих недовольство и беспокойство. В резуль­тате формируется стратегия действий и ценностные суждения, которые придают политическим представлениям рационально-прагматический характер. Это создает потенциальную основу кон­фликта, поскольку каждый индивидуальный или групповой субъ­ект, имеющий свои собственные интересы, так или иначе сталкива­ется с интересами других субъектов.





  1. Предметом политического конфликта могут быть специфические ресурсы — государственная власть, устройство властных институ­тов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и данной политической общности в целом. В этом состоит ключевое отличие политическо­го конфликта от индустриального конфликта: если в экономике ресурсы делят более или менее справедливо, а иногда соглашаются на кооперацию, чтобы сначала увеличить производство продукта, а потом его разделить, то в политике это невозможно. Пост прези­дента, главы правительства нельзя разделить, да и число мест в пар­ламенте строго ограничено. Если в экономике, согласно либераль­ной доктрине, все вещи имеют меновую стоимость, то в политике иначе: для политической свободы и политической независимости нет справедливого эквивалента.

  2. Политический рынок представляет собой один из наименее сво­бодных рынков, поскольку, с одной стороны, доминирует монопо­лия производства политической продукции (программ, заявлений, платформ), предоставляемая профессионалам, а с другой — отсутст­вует компетентность в политике у рядовых граждан. Поэтому оче­видны острота и жесткость межпартийной конкуренции за голоса избирателей, инициируемая прежде всего сверху, высшими эшело­нами власти.

  3. Жесткость и острота политической борьбы объясняются, помимо прочего, тем, что кредит доверия тому или иному политику выдан не только в обмен на пропагандируемые им идеи, но и ему лично, благодаря его качествам. Поэтому оппонент стремится не только к тому, чтобы опровергнуть эти идеи чисто логическими и научными аргументами, но и дискредитировать их, равно как и их носителя.

  4. Политический конфликт предполагает мобилизацию максималь­ной численности как одной, так и другой конфликтующей сторо­ны. Их борьба может рассматриваться как превращенная, сублими­рованная форма классовой борьбы, хотя классы и другие социальные группы становятся непосредственными участниками конфликта лишь в самом крайнем («революционном») случае. Это отличает политический конфликт от юридического. В последнем спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридиче­ски значимыми действиями или состояниями), и, следовательно субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта, обладают правовыми «признаками», а конфликт влечет юридиче-




ские последствия. Юридический конфликт также предполагает «вербализованную» борьбу, умение «сражаться словами» при по­мощи убедительных доводов сторон. Но это борьба в рамках и на почве права, между субъектами права, и сама юридическая колли­зия не предполагает мобилизации широких масс. Политический конфликт, напротив, предполагает борьбу именно за такую моби­лизацию, при этом ее масштабы могут оказывать политическое воз­действие, в том числе и на судебные решения.
Контрольные вопросы и задания

  1. Укажите сходство и различие понятий «социальный конфликт», «юридический конфликт», «политический конфликт».

  2. Опишите содержание основных подходов к пониманию политиче­ского конфликта.

  3. Какие понятия раскрывают структуру конфликта?

  4. В чем отличие понятий «причины конфликта» и «конфликтоген-ные факторы»?

  5. Каковы временные и пространственные границы конфликта?

  6. В чем заключаются положительные и в чем — отрицательные по­следствия конфликтов, возникающих в сфере политики?

  7. Приведите примеры политических конфликтов в истории России.

  8. Сохраняется ли потенциальная опасность политических конфлик­тов в современной России?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации