Новикова И.В. (ред.) Экономическая теория - файл n1.doc

приобрести
Новикова И.В. (ред.) Экономическая теория
скачать (2588.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2589kb.18.09.2012 13:54скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17






УДК 330.1 ББК 65.01я7 Э40

Авторы:

И.В. Новикова. Г.Л. Примаченок, ВА. Воробьев, И.И. Воробьева, A.M. Филиппов, М.И. Ноздpuн-Плотницкий, Л.В. Воробьева, Э.И. Лобкович, А.В. Бондарь, И.В. Корнеевец, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова, Т.Н. Максименко-Новохрост, М.Л. Зеленке-вич, И.II. Сухарева, F..H. Лебедько, Т.И. Власенко, МА. Бон дарь, В.В. Ожигина, II П. Черченко

Ре ц е н з е н т ы:

кафедра экономической теории Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (ими. кафедрой — доктор эко номических наук С.Л. Константинов);

доктор экономических наук, профессор Ю.M. Ясинский

Э40 Экономическая теория: Учеб. пособие / И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев и др.; Под ред. И.В. Новико вой. — Мн.: БГЭУ, 2006. — 543 с.

ISBN 985-484-266-5.

Подготовлено в соответствии с новой типовой учебной программой (2005 г.) для высших учебных заведений по специальностям следующих направлений образования: 25 «Экономика и управление», 26 «Управление», 27 «Экономика и организация производства». Включает четыре раздела: «Основные закономерности функционирования», «Основы теории микроэкономики», «Основы теории макроэкономики» и «Основы теории мировой экономики».

Адресовано студентам, получающим высшее образование по эконо мическим специальностям. Будет полезно магистрантам, аспирантам, преподавателям, а также всем интересующимся проблемами экономической теории и ее интерпретацией в белорусской модели экономического развития.

УДК 330.1 ББК 65.01я7

Коллектив авторов, 2006
УО «Белорусский государственный
ISВN 985-484-266-5 Экономический университет», 2006

536 Экономическая теория

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Раздел I. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ... 8

Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ........ 8

  1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества 8

  2. Предмет и функции экономической теории 10

  3. Экономические цели общества 15

  4. Современные направления экономической теории 18

  5. Методы экономической науки. Позитивная

и нормативная экономическая теория 26

Основные выводы 30

Основные понятия 31

Вопросы для самопроверки 31

Тесты 31

Литература 32

Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема

выбора в экономике 32

  1. Потребности: сущность, классификация, ос­новные характеристики. Потребности и эко­номические интересы 33

  2. Ресурсы (факторы) производства: классифи­кация и характеристики ресурсов 39

  3. Экономические блага: классификация и ос­новные характеристики 46

  4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить? 49

  5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возмож­ностей общества (кривая трансформации) 54

Экономическая теория 537

  1. Альтернативные (вмененные) издержки. За­кон возрастающих альтернативных издержек ........... 58

  2. Производство и экономический рост. Эконо­мическая и социальная эффективность 63

Основные выводы 68

Основные понятия 69

Вопросы для самопроверки 69

Задачи и тесты. 70

Литература 72

Глава 3. Экономическая система 73

  1. Понятие, элементы и уровни экономиче­ской системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества 73

  2. Критерии типизации экономических систем ... 77

  3. Собственность: понятие, эволюция. Совре­менные теории собственности. Типы соб­ственности по субъектам 79

  4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование 88

  5. Типология современных экономических си­стем 92

Основные выводы 95

Основные понятия 99

Вопросы для самопроверки 100

Задания и тесты 101

Литература 104

Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104

  1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция 105

  2. Конкуренция: понятие, классификация видов 113

  3. Структура и инфраструктура рыночной эко­номики. Кругооборот ресурсов, продуктов

и денег в рыночной экономике 118

538 Экономическая теория

  1. Фиаско рынка. Роль государства в совре­менной рыночной экономике 122

  2. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели 130

Основные выводы 140

Основные понятия 142

Вопросы для самопроверки ............. 142

Задания и тесты 142

Литература 144

Раздел II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРО­
ЭКОНОМИКИ
145

Глава 5. Спрос, предложение и рыночное

равновесие 145

  1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса ...............................................................................146

  2. Предложение. График предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предло­жения ................................................................................156

  1. Отраслевое рыночное равновесие 160

  1. Изменения спроса и предложения и их влия­ние на цену 169

  1. Выигрыш от обмена: излишки потребителя

и производителя 172

5.6. Использование закона спроса и предложе­
ния для анализа экономических процессов ... 176

Основные выводы 179

Основные понятия 180

Вопросы для самопроверки 181

Задачи и тесты 181

Литература 183

Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183

  1. Эластичность спроса по цене 184

  2. Перекрестная эластичность спроса по цене ... 191

Экономическая теория 539

  1. Эластичность спроса по доходу 193

  2. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие

и эластичность предложения 197

6.5. Практическое значение анализа эластич­
ности 202

Основные выводы 206

Основные понятия 207

Вопросы для самопроверки 207

Тесты и задачи 207

Литература 208

Глава 7. Основы поведения субъектов

современной рыночной экономики 209

  1. Экономические субъекты: домашнее хозяй­ство, фирма (предприятие), государство 210

  2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности 212

  3. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы пред­приятий 219

  4. Производственные периоды. Общий, сред­ний и предельный физический продукт. Эф­фекты от масштаба 222

  5. Понятие и классификация издержек. Аль­тернативные издержки. Внешние и внут­ренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки ... 230

  6. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издерж­ки. Общие, средние, предельные издержки, их динамика. Издержки производства в долгосрочном периоде. Проблема оптималь­ного размера предприятия 233

  7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли 240

540 Экономическая теория

7.8. Государство как экономический субъект.
Микроэкономическое регулирование и его
основные инструменты 244

Основные выводы 253

Основные понятия 256

Вопросы для самопроверки 256

Задачи, упражнения и тесты 258

Литература 261

Раздел III. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МАКРО­
ЭКОНОМИКИ
262

Глава 8. Основные макроэкономические

показатели 262

  1. Общая характеристика национальной эко­номики 262

  2. Система национального счетоводства 272

  3. Формы национального продукта 278

  4. Номинальный и реальный ВВП. Индексы

цен 289

8.5. Национальное богатство, его состав и струк­
тура. Проблема оценки национального бо­
гатства 294

Основные выводы 297

Основные понятия 298

Вопросы для самопроверки 298

Задачи и тесты 299

Литература 300

Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие:
модель совокупного спроса и совокупно­
го предложения
300

  1. Понятие совокупного спроса и его факторы ... 301

  2. Понятие совокупного предложения и его факторы 307

Экономическая теория 541

9.3. Взаимодействие совокупного спроса и сово­купного предложения. Макроэкономиче­ское равновесие. Изменения в равновесии .. 313

Основные выводы 317

Основные понятия 319

Вопросы для самопроверки 319

Задачи и тесты 320

Литература 323

Глава 10. Макроэкономическая нестабильность .......... 324

  1. Макроэкономическая нестабильность и фор­мы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла 324

  2. Безработица. Типы безработицы. Опреде­ление уровня безработицы. Экономичес­кие издержки безработицы 333

  3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия ин­фляции 342

  4. Цели макроэкономического регулирования ... 355

  5. Проблемы макроэкономической нестабиль­ности и государственного регулирования

в Республике Беларусь 359

Основные выводы 365

Основные понятия 371

Вопросы для самопроверки 372

Задачи и тесты 373

Литература 375

Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная

система 375

  1. Сущность и функции денег. Эволюция денег ... 376

  2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредит­ной системы Республики Беларусь 382

542 Экономическая теория

11.3. Денежный рынок. Структура денежного
предложения. Спрос на деньги. Равнове­
сие денежного рынка 392

Основные выводы 408

Основные понятия 410

Вопросы для самопроверки 410

Задачи и тесты 411

Литература 412

Глава 12. Финансовый сектор экономики

и основы его функционирования 412

  1. Понятие финансов и их функции. Финан­совый сектор и его структура. Государ­ственные и частные финансы 413

  2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогооб­ложение: сущность и принципы. Виды на­логов. Налоговая система Республики Бе­ларусь 419

  3. Бюджетный дефицит, его причины и виды ... 429

  4. Государственный долг (внутренний и внеш­ний). Социально-экономические послед­ствия бюджетного дефицита и государ­ственного долга. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Рес­публике Беларусь 434

Основные выводы 440

Основные понятия 442

Вопросы для самопроверки 442

Задачи и тесты 443

Литература 444

Экономическая теория 543

Раздел IV. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ 445

Глава 13. Мировая экономика и экономические

аспекты глобализации 445

  1. Мировая экономика (хозяйство) и предпо­сылки ее возникновения. Закрытая и от­крытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран 445

  2. Формы экономических отношений в миро­вом хозяйстве 454

  3. Валютный рынок и валютный курс. Фак­торы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валют­ного курса. Эволюция международной ва­лютной системы 465

  4. Платежный баланс страны и его структура ... 478

  5. Понятие глобализации. Роль транснацио­нальных корпораций в современной миро­вой экономике. Региональная экономи­ческая интеграция 484

13.6. Республика Беларусь в системе мирохо­
зяйственных связей 496

Основные выводы 503

Основные понятия 506

Вопросы для самопроверки 507

Задачи и тесты 508

Литература 511

Глоссарий 512
Раздел I

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Данный раздел, являясь по своему характеру вводным в курс «Экономическая теория», раскрывает первые и, пожалуй, главные базовые понятия и категории. Что такое экономика и какая наука изучает процессы, происходящие в ней? Как «работает» рынок? Почему разные модели рыночный экономики функционируют с различной степенью эффективности? Ответы на эти вопросы составляют содержание раздела.

Глава 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:

ПРЕДМЕТ И МЕТОД

Понять сложные процессы экономической жизни невоз­можно, не уяснив основные закономерности функционирова­ния экономики. Прежде всего необходимо узнать, что представ­ляет собой экономика как специфическая сфера жизнедеятель­ности человека, что и как изучает экономическая теория как наука, какими базовыми категориями она оперирует. Кроме то­го, требуется определенный багаж знаний, позволяющий по­нять основные модели, которые описывают экономическую жизнь человеческого общества.

1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества

Человеческое общество на длительном пути развития созда­ло различные культуры, религии и хозяйства. Но люди, прежде чем заняться политикой и искусством, наукой и идеологией, . должны были есть, пить, иметь крышу над головой, одеваться. Материальная составляющая, таким образом, являлась и яв­ляется весьма важной в жизни общества.

9

Один американский ученый заметил: «Человеческие суще­ства — несчастные создания, обремененные потребностями. И числе прочего нам нужны любовь, общественное признание, материальные блага и жизненные удобства». Экономика — именно та сфера жизнедеятельности, которая создает челове­ческому обществу материальную базу. И не просто материаль­ную базу, а комфортную для данного уровня развития техники и технологии.

Производство материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей, прошло множество этапов: от из­готовления палки-копалки и топора — элементарных орудий труда первобытного человека для добывания пищи до создания современных информационных и биологических технологий. Таким образом, производство является, пожалуй, главной со­ставляющей экономики. Оно — двигатель человеческой циви­лизации.

Экономика как подсистема человеческой цивилизации вы­полняет ряд функций, которые и позволяют отделить ее от других подсистем, в частности от идеологии, религии. Любая система, любая подсистема появляется и развивается для то­го, чтобы выполнять совершенно определенные функции. Со­ответственно и экономика призвана выполнять конкретные функции.

Из множества функций экономики выделяются три наибо­лее важных: 1) производственная, 2) трансакционная (обмена) и 3) перераспределительная.

В основе жизнедеятельности общества лежит производство. Оно создает самое элементарное и вместе с тем главное условие существования человечества — жизненные блага. Не подлежит сомнению тот факт, что, остановись производство даже на ко­роткое время, общество окажется перед угрозой голодной смер­ти. Вот почему важнейшей в экономической жизни общества ниляется производственная функция.

Производить блага, в которых нуждаются каждый человек, каждое домашнее хозяйство, каждое предприятие, невозможно it рамках одного хозяйства или предприятия. Неизбежен обмен 11 родуктами труда между предприятиями и деятельностью (спо­собностями людей) в рамках данного производства. Таким об­разом, блага недостаточно создать, их нужно обменять, т.е. произвести трансакцию. Хорошо отлаженная трансакцион­ная функция в экономике обеспечивает непрерывность и согла­сованность производства, а любые сбои ведут к подрыву его нор­мального хода, отрицательно сказываются на результатах.

10 Раздел I. Основные

Современное цивилизованное общество не может игнори­ровать социальную сторону своего развития. Ни одна группа населения не должна пребывать в крайней нищете, тогда как другие купаются в роскоши. Задача общества — облегчить су­ществование хронических больных, недееспособных, преста­релых и других иждивенцев, создать условия для обеспечения доступа к образованию и здравоохранению каждому своему члену. Вот почему экономика выполняет такую важную функ­цию, как перераспределительная. Она предполагает перерас­пределение средств, полученных в сфере материального и не­материального производства, через систему государственного бюджета в сферы социального обеспечения, здравоохранения и образования.

1.2. Предмет и функции экономической теории

Человеческое общество представляет собой достаточно слож­ную систему, а экономика является ее частью, подсистемой, сферой жизнедеятельности людей. Изучением закономерно­стей развития экономики занимается экономическая теория.

Все науки — эмпирические. Это значит, что они базируются на фактах, т.е. наблюдаемых и поддающихся проверке измене­ниях известных данных или определенных явлений. Напри­мер, данные, используемые в физике, химии, касаются неоду­шевленных предметов. Экономическая теория — наука обще­ственная, она изучает поведение индивидов и институтов, зани­мающихся производством и обменом, распределением и пере­распределением, а также потреблением товаров и услуг.

Предметом экономической теории в широком смысле яв­ляется анализ рыночного хозяйства. Конкретизировать его можно, обратив внимание на «редкость» ресурсов, их ограни­ченность и связанную с этим проблему выбора, решаемую людьми.

Следует уточнить, что экономическая теория изучает не ре­сурсы как таковые, а поведение людей по отношению к ним. Поэтому экономическая теория не техническая, а обществен­ная наука.

Итак, экономическая теория — это наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отно­шений между их целями и ограниченными средствами, допу­скающими альтернативное использование. Похожее определе­ние находим у Л. Роббинса: «Экономическая наука — это нау­ка, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотно-

закономерности функционирования экономики 11

тения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»*.
Начиная учиться, вы наверняка задавались вопросом: «А зачем, соб­ственно, изучать экономическую теорию?» Понимание роли прави- тельства и проблем мирового рынка — это лишь две из причин, ради которых люди изучают сегодня экономику... Самым важным экономическим решением, зависящим только от вас, явля­ется выбор профессии. Ваше будущее зависит не только от ваших способно­стей, но и от экономических факторов, находящихся вне вашего контроля и оказывающих влияние на вашу зарплату. Кроме того, используя законы эконо­мики, можно выгодно вложить деньги, накопленные вами. Конечно, после изу­чения экономики вы вряд ли превратитесь из Иванушки-дурочка в Ивана-царе­вича или в финансового гения. Но без экономики счастливая карта не выпадет вам никогда.

Самуэльсон П.Э., Нордхауз 8.Д.

Экономика: Учеб. пособие.

М.: Вильяме, 2000. С. 28—29

С точки зрения объекта исследования выделяются следую­щие разделы экономической теории:

Объектом исследования микроэкономики является поведе­ние участников экономических процессов на уровне предприя­тий, фирм, домашних хозяйств и государственных органов (для сокращения в экономической теории используются термины «государство», «правительство»). Поведение последних (государственных органов) изучается в микроэкономике с точки зрения влияния принимаемых ими решений на поведение субъектов на микроуровне — фирм, предприятий и домашних хозяйств.

Макроэкономика рассматривает процессы, происходящие на уровне национального хозяйства в целом, а также показате­ли национального дохода, занятости, динамики цен, определя­ет закономерности государственной политики.

Сегодня ни одна страна не может развиваться изолированно от внешнего мира, как закрытая экономика. Все страны связа­ны с мировой экономикой. Следовательно, существуют эконо­мические закономерности в мировой экономике, которые опи­сываются теоретически. С их позиций мировая экономика как паука есть составная часть экономической теории.

* Роббинс Л. Предмет экономической науки. М.: THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 1.

12 Раздел I. Основные

Наиболее известное деление экономической науки на разделы (дис­циплины) основано на классификации объектов и предметов исследо­вания. ...Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд подразделяют экономическую науку на две основные области: микроэкономику и макроэкономику. Однако дихотомическое деление всей экономической науки на две дисциплины не от­вечает потребностям ни преподавания, ни аттестации научных кадров, ни ор­ганизации исследований, ни библиотечного дела, ни статистики. В каждой из этих сфер принята своя классификация, утверждаемая соответствующим го­сударственным органом или общественным институтом. Так, верхний уровень классификационной системы экономических дисциплин журнала Journal of Economic Literature, издаваемого Американской экономической ассоциацией, кроме макро- и микроэкономики содержит еще 17 разделов.

...Наноэкономика, описывающая мотивацию и факторы поведения от­дельного социального индивида (агента), относится к самому низшему уровню в структуре экономических систем, в то время как мегаэкономика — к высшему. Но сколько естественных уровней должно быть между ними? С точки зрения объекта изучения традиционным является деление экономики на регионы, от­расли (имеются в виду «чистые» отрасли), вертикально или горизонтально ин­тегрированные группы (комплексы) и предприятия. Если объединить все про­межуточные образования в рамках одного среднего уровня, а уровень пред­приятия оставить в качестве самостоятельного, то мы получаем такую после­довательность: мегаэкономика (мировая экономика); макроэкономика (страновая экономика); мезоэкономика (отраслевая, региональная и групповая эко­номика); микроэкономика (экономика предприятия); наноэкономика (эономи­ческое поведение индивида).

Клейнер Г. Наноэкономика // Вопр. экономики. № 12. 2004. С. 73, 74

Любая система материального мира, и экономическая теория как наука в том числе, выполняет совершенно определенные функции. Экономическая теория имеет следующие функции:

Познавательная функция подразумевает постижение за­кономерностей, по которым развивается экономика, форму­лирование принципов ее развития, предвидение последствий этого, составление и описание моделей, действующих в эко­номике.

Экономическая теория существует не сама по себе, как кип-линговская кошка. Она связана с другими экономическими на­уками, имеющими собственные объекты исследования в эконо­мике. Например, экономика и организация промышленного предприятия изучает вопросы организации производства на уровне предприятия и инструменты, использование которых делает производство максимально эффективным; менеджмент как наука — проблемы управления коллективом людей, рабо­тающих на данном предприятии, решение которых позволит им трудиться с максимальной отдачей.

закопомерности функционирования экономики 13
Но каждая из экономических наук базируется на экономи­ческих закономерностях, формулируемых экономической тео­рией. Таким образом, экономическая теория выполняет мето­дологическую функцию. Иначе говоря, совокупность устанав­ливаемых закономерностей, формулируемых принципов эко­номики, предугадываемых последствий служит фундаментом, базой для других экономических наук. На картине литовского художника Н. Чюрлениса «Истина» изображен человек со све­чой в руках, идущий в кромешной тьме. Образно выражаясь, роль свечи в экономике выполняет экономическая теория.

Только с помощью практики можно проверить верность того или иного суждения, теоретического постулата. Познавая дей­ствительность, выводя теоретические закономерности, эконо­мическая теория служит основой для принятия экономических решений на различных уровнях регулирования и управления субъектами хозяйствования. Таким образом, суть практичес­кой функции заключается в том, что закономерности, форму­лируемые в экономической теории, могут использоваться в практической деятельности человека. Это прежде всего касает­ся прогнозирования и экономической политики.

Человек выделяется из животного мира именно тем, что стремится познать себя и окружающий мир, определить свое место в нем, распознать ценности, которые находятся вокруг него. Немецкий философ Ф. Ницше писал, что «...человек обоз­начает себя как существо, которое измеряет ценности, оценива­ет и мерит, как оценивающее животное само по себе»*.

Для чего человек познает реальность? Прежде всего, чтобы получить ключ, позволяющий заглядывать в будущее, учиться предвидеть его, предугадывать и исходя из познанных законо­мерностей выстраивать свое поведение и влиять на поведение окружающих. Таким образом, возникает потребность в прогно-зировании будущего. Прогноз — это предвидение будущего, но он не имеет ничего общего с «гаданием на кофейной гуще». Прогноз основывается на знании закономерностей развития. И. Стюарт отмечал: «...Слово «прогноз», если его интерпретировать в строгом смысле, означает просто то, что «конкретное событие, которое предполагается в теории, будет наблюдаться в реальности»; отнесение такого события к реальному моменту времени не обязательно... это слово часто имеет подразумевае-

* Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Мн.: Беларусь, 1992. С. 247.

14 Раздел I. Основные

мое дополнительное значение, а именно: «событие, которое, как ожидается, будет иметь место в будущем»*.

Экономическая теория служит фундаментом прогнозирования.
Проблема выбора эффективных форм, методов и механизмов прог­нозирования и регулирования социально-экономического развития всегда имели и продолжают иметь исключительно важное значение для любого государства. Особенно остро они стоят перед странами с переход­ной экономикой, что обусловлено отмиранием старого административно-рас­пределительного механизма хозяйствования, становлением рыночных отно­шений, изменением роли прогнозирования и регулирования, необходимостью трансформации этих функций...

В мировой практике сформировалось два методологических подхода к прог­нозированию. Первый основывается на марксистской теории расширенного воспроизводства, второй — на кейнсианской, монетарной и др. На первом ба­зировалось планирование в условиях командно-административной системы. Второй является основой прогнозирования в странах с рыночной экономикой. В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям формируется единая методология прогнозирования, определяющая основ­ные принципы, подходы и методы проведения прогнозных расчетов.

...Разработка прогнозов должна основываться на определенных методо­логических принципах. Главнейший из них — принцип альтернативности — требует проведения многовариантных прогнозных разработок. Основой при этом должен служить наилучший из нескольких реально возможных вариан­тов. Данный принцип основан на характеристиках прогноза и связан с возмож­ностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям.

К другим важнейшим методологическим принципам относятся систем­ность, непрерывность, комплексность, адекватность, целенаправленность и приоритетность, оптимальность, сбалансированность и пропорциональность, сочетание отраслевого и регионального аспектов и некоторые другие.

.. В условиях нестабильной экономики особая значимость должна прида­ваться макроэкономическому прогнозированию. Первая часть слова — «макро» означает, что прогнозирование отнесено к высшему уровню государствен­ной структуры управления, а в качестве его объекта используется экономиче­ская система в целом, национальная экономика. Субъектами макроэкономи­ческого прогнозирования являются центральные экономические органы.

Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси

на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы

Моногр. Мн.: БГЭУ, 2003. С. 54—55

Связанные с экономическими процессами функции управ­ления и регулирования в рамках общества выполняет государ­ство в лице своих органов. Государство есть политическая ор­ганизация особого рода, которая использует политические каналы, чтобы добиться стабильности в обществе. До его возникновения стабильность в обществе обеспечивали родоплеменные

* Стюарт Иэн М.Т. Роль методолога // Панорама экономической мысли конца XX века: В 2 т. СПб.: Экон. шк., 2002. Т. 1. С. 10.

закономерности функционирования экономики 15

институты (традиции, обычаи, авторитет старейшин и т.д.). Политические каналы предполагают деятельность по регулиро­ванию отношений между индивидами, большими социальными группами (прежде всего классами), а также нациями, с одной стороны, и государством — с другой. Так как в основе полити­ческого регулирования лежат не только социально-политичес­кие, но и экономические интересы, то политические каналы становятся средством, с помощью которого государство воздей­ствует на экономическую среду в интересах общественной ста­бильности. В качестве инструмента оно использует политику, прежде всего экономическую. Политика — это искусство уп­равления государством, деятельность субъективная, завися­щая от воли, желания, уровня образования и культуры и мно­гих других факторов, которые характеризуют индивидов, стоя­щих у власти и влияющих на развитие экономической мате­рии. В свою очередь управление государством может либо спо­собствовать развитию экономической системы, выступая по от­ношению к ней как внешняя сила, либо тормозить его.

Вот почему большую роль в принятии политических реше­ний, проведении той или иной экономической политики игра­ют прогнозы, а соответственно и выводимые экономической теорией закономерности, лежащие в их основе. Только познав экономические закономерности развития, научившись прог­нозировать экономические и социальные процессы, можно грамотно принимать решения. Таким образом, значение го­сударственного регулирования экономическими процессами возрастает.

1.3. Экономические цели общества

Для чего нужна людям экономика и как она выполняет свои функции? Объяснить это и просто, и одновременно сложно. Просто, потому что экономика как подсистема обеспечивает производство материальных благ, необходимых человеку: что­бы есть, пить, удовлетворять другие материальные потребно­сти, люди должны производить материальные блага, обмени­ваться ими, а затем потреблять их. Сложность обусловлена огра­ниченностью ресурсов, из которых человечество производит блага. Независимо от того, на какой ступени развития находит­ся общество, перед ним всегда стоят три фундаментальных воп­роса: что, для кого и как производить.

В производстве участвуют три группы ресурсов: труд, капи­тал, природные ресурсы (земля). Невозможность производить

16 Раздел I. Основные

столько благ, сколько хотелось бы, есть следствие редкости ре­сурсов. Ни труд, ни капитал, ни природные ресурсы не безгра­ничны.

Труд включает в себя все производственные затраты, совер­шаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности.

Капитал (капитальные ресурсы, капитальные блага) объе­диняет все производственные ресурсы, созданные людьми, — ин­струменты, машины, оборудование, здания, сооружения, а так­же нематериальные активы — программные продукты (компью­терные программы), патенты, лицензии и т.п. Иначе говоря, ка­питал представляет собой набор товаров длительного пользова­ния, предназначенных для производства других товаров.

Земля, или, в более широком смысле, природные ресурсы — это природный дар, используемый людьми в процессе про­изводства, т.е. все то, что можно использовать в натуральном состоянии, без обработки: плодородные земли, площадки для строительства, леса, сырье.

Выше мы отмечали, что экономика есть подсистема челове­ческой цивилизации, выполняющая совершенно определенные функции. Но любая система (или ее часть) возникает тогда, ког­да она выполняет определенные функции для системы более высокого уровня. Следовательно, подсистема «экономика» име­ет свои цели и наделена соответствующими функциями.

Говоря о том, что предметом экономической теории являет­ся изучение поведения людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными сред­ствами, допускающими альтернативное использование, логич­но предположить, что в масштабе национальной экономики целью общества и смыслом его развития является экономичес­кий рост. По устойчивости, уровню и качественному наполне­нию последнего можно судить об экономическом «здоровье» или «нездоровье» общества. Проблему темпов экономического роста нельзя сводить только к количественной стороне. Важно обеспечение качественного наполнения темпов, учет того, что стоит за каждым процентом прироста — давно устаревшая про­дукция или современная, отвечающая самым высоким миро­вым стандартам. Значит, необходимо стремиться к экономичес­кому росту, который в свою очередь обеспечивал бы более высо­кий уровень жизни людей.

В связи с этим большую роль играет достижение второй цели общества — создание условий для экономической эффектив­ности. Поскольку ресурсы, которыми располагает общество,

закономерности функционирования экономики 17

ограниченны, их необходимо скомпоновать и использовать та­ким образом, чтобы получить максимально возможную отдачу.

Важным показателем, свидетельствующим о благополучии в обществе и его стабильности, является полная занятость — такое положение, когда каждый желающий работать может найти работу, обеспечивающую ему достойное существование. Вот почему в предвыборных кампаниях кандидаты, стремящи­еся попасть в парламент, убеждают избирателей, что сумеют до­биться сохранения рабочих мест и социального равновесия в об­ществе.

Стабильность цен, или отсутствие инфляции, также яв­ляется важной целью, к которой стремится общество. Высокие или, напротив, низкие цены в конечном итоге «бьют» как по производителю, так и по потребителю.

Говоря о рыночной системе, следует иметь в виду, что толь­ко экономическая свобода как цель общества может обеспе­чить нормальное функционирование этой системы. Без свободы выбора (из множества товаров, из располагаемых в экономике ресурсов) рынок не может существовать.

Цивилизованное общество не должно допускать больших разрывов в распределении доходов. Как доказала практика, ес­ли разрыв между высоко- и низкодоходными группами превы­шает соотношение 1:6, в обществе начинаются социальные взрывы, разрушается стабильность. Таким образом, соблюде­ние социальной справедливости при распределении дохода — важная цель цивилизованного общества. Белорусское общество провозгласило создание социально ориентированного рыночно­го хозяйства своей целью.

Наш курс - создание социально ориентированной рыночной экономики с адекватной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими воспри­имчивость к научно-техническому прогрессу. Из опыта экономических преобразований в других странах мы увидели, что универсальной модели развития нет. Практику одной страны механически переносить в другую невозможно в силу специфичности условий, особенно­стей хозяйственной жизни и национальных традиций каждой страны.

Именно наш подход в наибольшей степени отвечает традициям белорусского народа, интересам граждан. Он предполагает, что решение даже самых сложных социально-экономических проблем общества должно проходить с наименьшими социальными издержками.

Каковы характерные особенности этой модели? Первая из них — сильная и эффективная государственная власть. Роль государства в том и заключается, чтобы обеспечить безопасность граждан, социальную справедливость и общественный порядок, не дать раз­вернуться криминалу и коррупции. И только сильная власть позволила вытя­нуть экономику Беларуси из бездны экономического кризиса.

18 Раздел I. Основные
Вторая характерная особенность нашей модели состоит в том, что част­ный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Однако не в ущерб национальным интересам. Национальные интересы, государство должны быть главным приоритетом и главной целью, во имя которой работает каждый гражданин, предприятие или предприниматель, основавший свое про­изводство на частной форме собственности.

Третья составляющая белорусской модели — приватизация — не само­цель, а средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника.

Четвертая особенность белорусской модели — интеграционные процессы со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Они направлены на получение высокого экономического эффекта.

Пятая характерная черта нашей модели — сильная социальная политика государства, краеугольный камень нашей политики. Мы хорошо понимаем, что эффективная экономика — экономика социально ориентированная. И такая ее ориентация — не только в помощи нуждающимся. Это и инвестиции в здо­ровье человека, в его профессиональное, культурное личностное развитие. Значит — в его будущее и будущее страны.

Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко

на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара

руководящих работников республиканских и местных государственных органов

22 марта 2002 г.

Общество должно взять на себя обеспечение хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев. Именно в этом проявляется его цивилизо­ванность. Следовательно, социальная обеспеченность — еще одна немаловажная цель общества.

Следует помнить, что в современных условиях ни одна эко­номика не существует как закрытая. Все экономики в той или иной степени открыты. Они связаны с внешним миром различ­ными формами экономических отношений. Вот почему поддер­жание разумного баланса между экспортом и импортом, прито­ком и оттоком капитала, а соответственно и стабильность ва­лютного курса так важны для современной экономики. Эту его цель можно сформулировать как поддержание платежного баланса и валютного курса в соответствии с требованиями, решаемыми в экономике.

1.4. Современные направления экономической теории

Экономическая теория сформировалась на основе познава­тельного опыта прошлых поколений в области исследования экономических явлений. Она впитала все лучшее, что было соз­дано учеными в сфере экономического анализа, прошла долгий и сложный путь развития.

закономерности функционирования экономики 19

...Современная теория покрыта шрамами вчерашних проблем, ныне разрешенных, вчерашних промахов, ныне выправленных, и не может быть полностью понята, если не рассматривать ее как наследие прошлого.

Бпауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.

М.:Дело, 1994. P.XXIV

Обращение к истории формирования и развития экономи­ческой науки позволяет глубже понять ее логику, взаимосвязь категорий, законов и концепций.

Мы ограничимся краткой характеристикой экономической теории, остановимся на основных этапах ее развития. Следует отметить, что появление тех или иных взглядов и концепций связано с объективными условиями развития, потребностями и интересами экономической практики, воздействием таких круп­ных событий, как великие географические открытия, промыш­ленный переворот, мировые войны и революции, экономиче­ские кризисы, научно-техническая революция и т.д. Однако в течение долгого времени экономическая наука оставалась про­стым набором заповедей или рецептов, приспособленных к част­ным задачам. Лишь в XVIII в. было дано целостное объяснение экономической жизни, которое продолжает развиваться и се­годня. Большинство известных ученых-историков выделяют четыре фазы в развитии экономической теории:

  1. донаучного развития (до XVIII в.);

  2. рождения экономической науки (середина XVIII — сере­дина XIX в.);

  3. открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870—1930 гг.);

  4. современного углубления и развития экономических ис­следований в области функционирования национальной и ми­ровой рыночной системы.

Первая, самая длительная по времени фаза относится к до-индустриальному периоду истории, она охватывает древние ци­вилизации и средневековье. Обзор ее первой половины показы­вает, что экономические идеи еще не имели самостоятельного выражения, были переплетены с религиозной идеологией и по­литико-правовыми воззрениями. Об этом свидетельствуют со­циально-философские трактаты просвещенных людей того вре­мени, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Заве­та, позже — Корана. В эпохи Возрождения и Реформации на­чался период, в котором проявилась тенденция к объяснению пилений общественной жизни исходя из изучения реальных фактов и опыта, а не ссылок на богословское учение. Мощным импульсом к развитию экономических знаний послужили меж-

20 Раздел I. Основные

дународная торговля и политика. В условиях формирования национальных экономических интересов они способствовали становлению экономического анализа и введению таких базо­вых экономических понятий, как «деньги», «доходы», «цены». Ведущее учение того времени — меркантилизм, возникший из экономико-теоретического обоснования торговой политики как источника богатства нации. Главной заботой меркантилис­тов XVI—XVII вв. стало изыскание способов привлечения в го­сударственную казну золота и серебра. Вклад меркантилистов в экономическую науку незначителен, так как результатом их исследований в области национальной экономики, протекцио­низма, валютного курса стал всего лишь набор предписаний для правительственного пользования.

Однако уже в конце XVII — начале XVIII в. общие знания о взаимосвязях в экономических процессах преобразовались в первые теоретические системы. Появилось несколько про­изведений, ознаменовавших развитие новой науки — полити­ческой экономии. Это «Политическая арифметика» сэра Уиль­яма Петти, в которой экономические проблемы анализирова­лись с помощью методов статистики, и «Очерк о природе тор­говли» Ричарда Кантильона, прояснявший роль предпринима­теля в экономике.

Начиная с 50-х гг. XVIII в. характер экономических иссле­дований изменился. Они систематизировали, упорядочивали накопленное теоретическое богатство, рассматривали экономи­ку как целостный организм. Новая фаза открылась двумя про­изведениями: «Экономической таблицей», которую подготовил глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1758), и фундамен­тальным трудом Адама Смита «Исследование о природе и при­чинах богатства народов» (1776), заложившим основы класси­ческой школы политэкономии.

В произведениях представителей этой школы Давида Рик-кардо, Томаса Роберта Мальтуса и Джона Стюарта Милля были выработаны основные понятия экономической науки («стои­мость», «цена», «капитал», «продукт», «рента», «прибыль» и т.д.), дана общая картина эволюции экономики. Сама эконо­мическая теория впервые предстала как цельная система и, по сути, как особая отрасль знаний.

Классическая школа сложилась как единство двух начал: теории обмена (рынка) и теории производства (богатства). Обе теории имели общие истоки. Тем не менее, каждая из них имела свою предметную область, свой подход к изучению, свои линии размежевания с меркантилизмом Теория обмена развивала идеи рыночного саморегулирования в противовес

закономерности функционирования экономики 21
практике государственного протекционизма, расчищая тем самым дорогу идео-логии либерализма; теория производства отвергала меркантилизм за его пе-реоценку роли торговли, стремясь за внешними проявлениями богатства (пре-жде всего в торговле и денежном обращении) постичь его истинную природу.
В конце этого периода возникла концепция К. Маркса, ос-новные положения которой составили содержание первого тома "Капитала" (1867). Как экономист Маркс разделял идеи английской классической школы и использовал теорию и приемы анализа Д. Рикардо. Но значение Маркса как ученого связано со вкладом в развитие методологии общественных наук. Маркс впервые выдвинул теорию развития капиталистической системы, соединив экономическую теорию с историческими факто­рами. Его особенно интересовали те закономерности функцио­нирования капитализма, которые подрывают устойчивость по­следнего, создавая препятствие общественному прогрессу.

В последней трети XIX в. экономическая наука обрела проч­ный фундамент благодаря развитию экономической теории. Стало очевидным, что для решения экономических проблем и объяснения конкретных явлений не обойтись без поиска повто­ряющихся регулярных связей, обретающих затем форму зако­на. В это время в экономической теории господствовали три школы: венская (австрийская), лозаннская и кембриджская. Наиболее характерной чертой их аналитического метода было использование предельных (маржиналистских) величин, заимствованных из математики, в решении ряда проблем. Это позволило характеризовать данный период как своего рода науч­ный переворот, «маржинальную революцию». Ее суть в том, что за исходный пункт экономического анализа принимались потребности человека и законы их насыщения. В противовес объективной концепции стоимости товаров, которую англий­ские классики выводили из количества воплощенного в этих товарах труда, маржиналисты предложили собственную субъ­ективную концепцию: стоимость товара связывалась с его по­лезностью и ограниченностью, учитывались не только затраты, но и результаты, причем как в сфере обращения, так и в сфере производства. Представители лозаннской школы показали, ка­ким образом все экономические ценности взаимно определяют друг друга. Они охарактеризовали устойчивое равновесие как состояние экономики, при котором действуют силы, автомати­чески выравнивающие отклонения и восстановляющие перво­начальное состояние.

Принципы маржинализма и экономического равновесия были положены в основу неоклассической теории, продол-

22 Раздел I. Основные

жившей традиции классики как либеральной теории. Неоклас­сики пошли по пути согласования двух, казалось бы несовмест­ных, теорий — трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Этот альянс осуществил Альфред Маршалл (глава кембриджской школы) в конце XIX в. в своем выдающемся про­изведении «Принципы экономики» (1890). Придя к выводу, что классики и маржиналисты по сути сосредоточивались на раз­личных сторонах одного и того же процесса — формирования ценности, он творчески переработал теории трудовой стоимости (действие объективных факторов) и предельной полезности (действие субъективных факторов) в теорию взаимных связей спроса и предложения. Маршалл обстоятельно проанализиро­вал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложе­ние и какие факторы их определяют. А. Маршалл считается от­цом микроанализа, созданные им методы и сегодня использу­ются для изучения ценообразования, спроса и предложения.
Причина такого долголетия не в том, что модель точно отражает дей­ствительность, а в том, что она просто убедительно приводит к ясным однозначным выводам. Эти выводы могут применяться для анализа различных экономических проблем. Данная модель далека от всеобъемлю­щей картины действительности, но она в простой форме описывает некоторые из действующих в хозяйстве сил и тем самым отображает важные аспекты ре­альной жизни.

Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 55—56

Таким образом, характерной особенностью третьего этапа эволюции экономической теории стало формирование идей нео­классической школы, которая продолжила традиции классики как либеральная микроэкономическая теория, анализирующая проблемы рыночного механизма, равновесия и благосостояния на основе субъективной (маржиналистской) теории стоимости. Но одновременно в середине XIX в. появились и другие пред­ставления о задачах и предмете экономической науки, начали использоваться различные методы анализа. Они складывались в самостоятельные направления и школы, объединяясь в силу общности взглядов, интересов и способов решения тех или иных проблем.

Одним из наиболее оригинальных направлений, сформиро­вавшихся к концу XIX — началу XX в., стал американский ин-ституционализм, который, критикуя капитализм, пытался его реформировать. Но главное в этом течении — критика нео­классики и маржинализма. Так, по мнению институционалистов, неоклассические постулаты рыночного равновесия и об­щих рыночных законов свободной конкуренции слишком упро-

закономерности функционирования экономики 23

щенно трактовали реальную действительность и искажали ее. Как считали представители данного течения, экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношени­ями, поскольку последние не существуют изолированно от дру­гих, и важно учитывать все условия и факторы, воздействую­щие на хозяйственную жизнь: правовые, политические, соци­альные, психологические. Они утверждали, что государствен­ное управление играет не меньшую роль, чем механизм рыноч­ных цен. Институциональный анализ подводил к проблемам развития и трансформации капитализма, он отвергал анализ экономических отношений только с позиций экономического человека. Роли отдельного индивида в экономике противопос­тавлялись роль организации и общественный контроль над эко­номикой. Под государственную ответственность отдавались об­разование, экология, медицина, социальное страхование. Та­ким образом, основатели этого направления приблизили эконо­мическую теорию к социально-экономической политике.

Постепенно с американского континента институционализм перекочевал в Европу. Этому направлению обязана своим назва­нием новая стадия капитализма — империализм.

В первой половине XX в. произошли существенные измене­ния и в рыночной экономике, и в расстановке социально-поли­тических сил. Ведущая до той поры экономическая неокласси­ческая теория не всегда могла объяснить несбалансированность экономики, факты усиления государственного регулирования, сбои в механизме рыночного саморегулирования. К тому же она исследовала поведение преимущественно индивидуальных хо­зяйствующих субъектов (микроуровень). В этих условиях полу­чили распространение идеи так называемой «шведской шко­лы», которая соединила идеи теории стоимости и цены и тео­рии денег, до того развивавшихся независимо друг друга. Это позволило сформулировать общую теорию совокупного дохода, объяснить подъемы и спады в экономике.

Все перечисленное способствовало появлению в 1930-е гг. теории Джона Мейнарда Кейнса, изложенной в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), а затем и нового направления — кейнсианства, предложившего свои методы экономического анализа и рецепты регулирования экономики.

Суть концепции Кейнса состоит в том, что активизация и стимулирование общей покупательной способности (эффективного спроса) способны воздействовать на расширение производства товаров, сократить безработицу. Большое значение в ней придается инвестициям, т.е. капиталовложениям, которые увеличивают масштабы производства. Кейнс не верил в автома-

24 Раздел I. Основные

тизм рыночного механизма и главным условием роста и достижения экономического равновесия считал вмешательство государства в экономическую жизнь. От анализа на уровне хозяйствующего субъекта кейнсианство перешло к анализу совокупных макроэкономических величин.
Секрет большого успеха теории Кейнса заключается в том, что эта теория отвечала особенно нужному и актуальному требованию общества — теоретически разъясняла экономическую политику, неиз­бежность системы государственного вмешательства в экономику капитализ­ма. Кейнс предложил простую систему агрегатных величин и функциональ­ных отношений, которые можно сравнительно легко статистически наполнить и проверить.

Последователи Кейнса (неокейнсианцы) дополнили и кон­кретизировали его положения и рекомендации в теории регу­лирования экономики в условиях спада и подъема производ­ства, разработали положения о бюджетном регулировании с ис­пользованием стабилизаторов (налогов, пособий, государствен­ного заказа).

В послевоенный период кейнсианство разделилось на две группировки. Основная часть ученых направила усилия на соеди­нение макроэкономики Кейнса и микротеории неоклассиков. В итоге сформировалась концепция «неоклассического синте­за», сочетающая активную государственную политику по ре­гулированию основных пропорций в экономике с развитием частной инициативы. В 1950—960-е гг. это направление за­нимало важное положение в экономической теории, и вплоть до 1980-х гг. оно оказывало сильное влияние на экономиче­скую политику в Западной Европе и США.

Менее представительная группа так называемых «левых кейнсианцев» известна последовательной критикой маржинализма и разработкой теории цены на основе прямых матери­альных затрат. Стимулирование общественного спроса они связывают с проблемами распределения национального про­дукта. Их идеи в области экономической политики в большой степени воплощены в «скандинавских моделях» смешанной экономики.

Неоклассическое направление, которое шло от А. Смита. подвергалось критике, отодвигалось на второй план, но его идеи не ушли из преподавания в западных университетах, особенно в части, касающейся микроэкономики. В 1970-е гг., в условиях нового этапа научно-технической революции и перехода развитых стран на постиндустриальную стадию развития когда бизнес стал играть новую роль, идеи неоклассики при

закономерности функционирования экономики 25

обрели особую актуальность. Под именем «неоклассицизм», имея в качестве ядра теорию монетаризма, они вновь стали гос­подствующим направлением экономической науки. Этому спо­собствовал отказ от методов активного государственного вме­шательства в экономику, внедрявшихся кейнсианцами.

Неоклассики нового поколения полагают, что и сегодня ры­ночная экономика обладает внутренним механизмом равновесия и не нуждается в существенной помощи со стороны государства. Если политика (ее кредитно-денежная и бюджетная составляющие) направлена против инфляции, то с остальными проблемами рынок справится автоматически.

Ряд принципиальных положений неоклассического направ­ления близки представителям неолиберализма — течения современной экономической теории, получившего широкое рас­пространение в Западной Германии. Неолибералы убеждены, что свободный рынок без активной роли государства является наилучшей основой современной экономики. Однако даже они согласны, что рыночные структуры должны формироваться при опоре на государство, которое создает и обеспечивает условия для рыночных отношений, в том числе с помощью антимонопольной политики. Государство допускается и в социальную политику ради справедливого и эффективного распределения национального дохода в пользу социально слабых групп —- учащихся, инвалидов, пенсионеров. Германский неолиберализм является типом «государства всеобщего благосостояния» и занимает промежуточное положение между неоклассикой и кейнсианством.

Во второй половине XX в. получили распространение концепции «государства благоденствия», индустриального, постиндустриального и информационного общества, которые разрабатывают представители институционализма (социально-институциональное направление). Его теоретики в США и Западной Европе являются сторонниками индикативного планирования, социальных программ. Они развивают конструктивные идеи трансформации посткоммунистических социально-экономических систем, что особенно актуально в условиях перехода к «новой экономике» XXI в.

Итак, сегодня все экономические концепции концентрируются вокруг основных направлений современной теории: неоклассического, неолиберального, неокейнсианского и социально институционального. В рамках одного направления зачастую сосуществуют несколько школ. В основе их выделения (классификации) лежат различия в методах анализа, понима-

26 Раздел I. Основные
нии предмета и разработке экономических проблем. Такое деление в значительной мере условно. Несмотря на разницу в подходах, они дополняют и обогащают друг друга, углубляют представления об экономике, ее отдельных элементах и их взаимосвязях.

Современная экономическая наука не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлого века. Она не противопоставляет себя их идеям, а скорее продолжает, развивает или дополняет их по направлениям, на которые ее предшественники не обратили должного вни­мания или лишь указали. Кроме того, она отличается совпадением применяе­мых методов анализа.

Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. М.: Междунар. отношения, 1995. Т. 1. С. 45
1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория

Главная задача экономической теории — объяснить окру­жающую нас экономическую реальность. Для этого требуется экономический анализ, систематизирующий и истолковываю­щий факты, которые описывают эту реальность. Конечный ре­зультат экономического анализа — формулирование принци­пов, теорий и законов, с тем чтобы упорядочить набор фактов, придать им смысл, связать воедино, установить между ними взаимосвязи и вывести из них обобщения. К. Боулдинг отме­чал, что «теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны».

К изучению практически всех проблем экономисты приме­няют научный подход. Выводы и обобщения они делают, как правило, на основе статистического анализа. Специализирован­ная методика, известная как эконометрия, позволяет приме­нять к экономическим проблемам статистические подходы. Анализ статистических показателей за ряд лет помогает уста­навливать определенные зависимости. В частности, он показы­вает, что увеличение заработной платы без роста производи­тельности труда ведет к росту цен и инфляции. Изучение дан­ных по оплате труда и росту цен за длительный период позво­лило сделать этот вывод.

В экономической теории используются такие понятия, как «законы», «принципы», «теории» и «модели». Все они означа­ют практически одно и то же, а именно обобщение и констата­цию закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов. Но если терминами «принципы» и «модели» эко-

закономерности функционирования экономики 27

номическая теория оперирует постоянно, то к определению «закон» она прибегает крайне редко. Почему? Это понятие предполагает высокую степень точности, носит оттенок всеобщности, подразумевает элемент социальной справедливости. Термин "закон" уместно применять к так называемым «жестким» системам, связанным с физикой, химией, механикой и другим, поддающимся описанию с помощью математического аппарата. Например, вода — это Н20, дважды два — четыре.

Все системы, связанные с человеком (биологические, пси­хологические, социальные), относятся к так называемым «мягким», допускающим некоторое отклонение от заданной траектории, что обусловлено поведением человека, его психо­логией, способностью адаптироваться в определенных преде­лах. К группе «мягких» принадлежат и экономические систе­мы. Их можно описывать с помощью математических уравне­ний, но с той или иной степенью вероятности. Естественно, ме­тодологии исследования «мягких» и «жестких» систем разли­чаются.

В отдельных учебниках термин «закон» все-таки использу­ется («закон спроса и предложения»). По-видимому, правиль­ное было бы сказать «модель спроса и предложения», хотя авто­ры известного американского учебника «Экономикс» К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю пишут: «В нашей книге эти четыре термина (законы, принципы, теории, модели. — Авт.) будут употребляться как синонимы. Выбор термина для обозначения како­ю-либо конкретного обобщения будет здесь диктоваться привычкой или целесообразностью. Вот почему связь между ценой производства и его количеством, которое покупают потребите­ли, будет называться «законом» спроса, а не теорией или принципом спроса, поскольку так уж принято обозначать»*.

Модель — это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение того, каково действительное поведение соответствую­щих статистических данных. Например, система уравнений, описывающая поведение двигателя автомобиля, есть модель, которая дает нам представление о том, как ведет себя двигатель в тех или иных условиях.

В моделях часто в виде математических уравнений выража­ется соотношение различных экономических переменных. Их применение целесообразно, поскольку это позволяет отвлечься от несущественных деталей и выявить принципиальные эконо-мические связи. Таким образом, экономическое моделирова-

* Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие для экон. вузов: Пер. англ.: В 2 т. М.: ИНФРА-М, 2000. Т. 1. С. 21.

28 Раздел I. Основные

ние является важным методом в исследовании экономической действительности.

Экономическая модель есть разновидность систем, а сис­темная методология широко используется в экономическом анализе. Весь окружающий нас мир системен.

Система — это совокупность элементов, определенным об­разом связанных и образованных под определенную цель.

Для того чтобы правильно оценить то или иное явление, по­нять его природу, мы должны выделить его из окружающего мира и подвергнуть анализу. Вопрос заключается в том, чтобы правильно выбрать элементы системы, адекватно описываю­щие ее поведение, далее установить их взаимосвязи и выявить функции, которые они выполняют в данной системе.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции, который позволяет «очистить» исследуемый объект от случайного, временного, несущественного и опреде­лить постоянные, типичные, характерные черты. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выра­жающие сущностные черты исследуемых объектов, и строятся экономические модели. Например, категория «конкуренция» участвует в построении моделей совершенной и несовершенной конкуренции, а категории «спрос» и «предложение» — модели спроса и предложения. Об этих и других моделях мы будем го­ворить ниже.

Следует отметить, что важную роль в экономическом иссле­довании играет функциональный анализ. Из математики из­вестно, что функции — это переменные величины, зависящие от других переменных величин. Например, Y = F(x).

При экономическом анализе в моделях различают экзоген­ные и эндогенные переменные. Экзогенные — это переменные внешнего происхождения (вводятся извне), исходная информа­ция. Они оказывают влияние и на эндогенные переменные, ко­торые формируются внутри модели и являются результатом ее решения.

Другими словами, значения экзогенных переменных зада­ются до начала построения модели, до начала анализа, в то вре­мя как значение эндогенных переменных определяются в ходе расчетов по модели. Эндогенные переменные — это перемен­ные, объясняемые данной моделью. Модель показывает, как изменение каждой из экзогенных переменных влияет на эндо­генные переменные (рис. 1.1).

закономерности функционирования экономики 29
Экзогенные переменные = МОДЕЛЬ = Эндогенные переменные
Рис. 1.1. Формирование модели

Используется и так называемый общенаучный метод индукции и дедукции. Индукция есть движение мысли от частных умозаключений к общим, т.е. от фактов к умозаключениям (вспомним, как проводил свои расследования Шерлок Холмс). Дедукция — это движение мысли от общих положений к част­ным определениям, т.е. от гипотезы к подтверждению ее факта­ми из жизни.

Экономике-математическое моделирование, являясь од­ним из системных подходов в исследовании, позволяет в форма­лизованном виде определить причины и закономерности изме­нений экономических явлений, их последствия; дает возмож­ность прогнозировать экономические процессы.

Используя научный метод познания окружающей нас эко­номической действительности, экономисты проводят позитив­ный и нормативный анализ.

С помощью позитивной экономической теории экономист может высказывать суждения типа «если..., то...», которые за­тем находят подтверждение или опровергаются доступными фактами либо статистическими данными. Например, согласно прогнозу, сокращение дотаций сельскохозяйственным пред­приятиям должно отразиться снижением цен на сельскохозяй­ственную продукцию. Этот прогноз может быть проверен, когда субсидирование сельхозпроизводителя сократится. Позитив­ный анализ не имеет задачей давать оценку — плох или хорош результат.

Нормативный экономический анализ, напротив, использу­ется для оценки ожидаемых альтернативных результатов в со­ответствии с основополагающими оценочными суждениями, рекомендаций относительно того, что должно иметь место. Так, в нашей республике принят курс на создание социально ориен­тированной рыночной экономики. Это означает, что разрыв между высоко- и низкодоходными группами не должен превы­шать 1:6. Нормативные утверждения имеют форму предписа­ния, а не предсказания.

История разграничения позитивной и нормативной экономических теорий, «научной» экономической теории и практических советов по вопросам экономической политики насчитывает уже более 150 лет и восходит к работам Нассау Сениора и Джона Стюарта Милля.

30 Раздел I. Основные

Примерно во второй половине XIX в. это ставшее привычным различие в экономической теории начали смешивать и практически отождествлять с су­ществующим у философов-позитивистов различием между тем, что «есть», и тем, что «должно быть», между фактами и ценностями, между предположи­тельно объективными, описательными утверждениями о мире и предписываю­щими оценками его состояния. Тогда стали говорить, что позитивная экономи­ческая теория относится к фактам, а нормативная — к ценностям.

Блауг М. Методология экономической науки. М.: НПЖ «Вопросы экономики», 2004. С. 190

Экономическая теория изучает, как правило, приемы пози­тивного анализа. Но в то же время в ней рассматриваются пара­метры нормативных суждений, оказывающих влияние на рас­пределение ресурсов. Этого требует достижение определенных нормативных целей.

Основные выводы

  1. Экономика как подсистема человеческой цивилизации выполняет ряд функций: 1) производственную, 2) трансакционную (обмена) и 3) перераспределительную.

  2. Экономическая теория — это наука, которая изучает по­ведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отноше­ний между их целями и ограниченными средствами, допускаю­щими альтернативное использование.

  3. Экономическая теория выполняет познавательную, мето­дологическую и практическую функции.

  4. Общество должно постоянно решать три фундаменталь­ных вопроса: что, для кого и как производить.

  5. Основными методами исследования экономической тео­рии являются: моделирование, системная методология, метод научной абстракции, функциональный анализ, метод индук­ции и дедукции и др.

  6. Опираясь на позитивную экономическую теорию, эконо­мист может делать прогнозы типа «если..., то...», которые за­тем подтверждаются или опровергаются доступными фактами или статистическими данными.

7. Нормативный экономический анализ используется для оценки ожидаемых альтернативных результатов в соответствии с основополагающими оценочными суждениями, а также рекомендаций относительно того, что должно иметь место.

закономерности функционирования экономики 31

Основные понятия

Макроэкономика Познавательная функция

Метод индукции и дедукции Практическая функция

Метод научной абстракции Системная методология

Методологическая функция Функциональный анализ

Микроэкономика Эконометрия

Мировая экономика Экономическая теория

Нормативная экономическая Экономическое моделирова

теория ние
Позитивная экономическая
теория

Вопросы для самопроверки

  1. Какие функции в системе экономических наук выполняет экономическая теория?

  2. Какую роль играет экономическая теория в прогнозировании развития национальной экономики?

  3. Вспомните, какие экономические цели стоят перед обще­ством, и прокомментируйте их.

  4. Чем различаются нормативный и позитивный экономичес­кий анализ?

Тесты

1. Экономическая теория изучает все нижеследующее за исключением:

а) поведения людей и отдельных индивидов;

б) отношений между целями людей и их ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование;

в) технологических отношений в экономике.

2. Экономисты строят модели, чтобы:

а) развивать умственные способности;

б) оценивать явления;

в) отвлечься от несущественных деталей и выявить принципиальные экономические связи.

3. Позитивными или нормативными являются следующие утверждения (объясните почему):

а) если бы цена на мясо упала на 20 %, то потребление увеличилось бы на 30 %;

32 Раздел I. Основные

б) необходимо ввести высокие таможенные тарифы на ввоз
автомобилей;

в) таможенные тарифы на сельскохозяйственную продукцию, произведенную за рубежом, повысят заработную плату рабочих в сельском хозяйстве;

г) следует снизить налоги, чтобы повысились поступления в бюджет;

д) необходимо бороться с бедностью в обществе;

е) сдерживание цен на товар А административными методами ведет к дефициту товара А.

Литература

Лукашенко А.Г. Экономическая политика Белорусского го­сударства: Лекция Президента Республики Беларусь в БГЭУ 29 ноября 2002 г. Мн.: БГЭУ, 2002. С. 12—13.

Макконнелл К.Р., Брю СА. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика: Учеб. пособие для экон. вузов: Пер. с англ.: В 2 т. М.: ИНФРА-М, 2000. Т. 1. С. 20—49.

Национальная экономика Беларуси: Учеб. пособие / В.Н. Ши-мов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005. С. 600—628.

Самуэлъсон П.Э., Нордхауз В.Д. Экономика: Учеб. пособие: Пер. с англ. 16-е изд., перераб. и доп. М.: Издат. дом «Вильямс», 2000. С. 20—29.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации