Курсовая работа - Хозяйственно-бытовой труд как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста - файл n1.doc

Курсовая работа - Хозяйственно-бытовой труд как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
скачать (340 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc340kb.18.09.2012 13:46скачать

n1.doc



Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Свердловский областной музыкально – эстетический

педагогический колледж


Хозяйственно-бытовой труд как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

Исполнитель:

студентка 307гр.,

заочное отделение,

специальность 050704

« Дошкольное

образование »

Руководитель:

Шилина Л.В,

преподаватель высшей

квалификационной

категории

Екатеринбург, 2011
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности

у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового

труда……….…………………………………………………………….7

1.1 Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической

литературе и ее развитие в онтогенезе………………………….……….………7

1.2.1 Педагогические условия формирования самостоятельности старших

дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда………..……..……15

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию

самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста....….24

2.1 Методика опытно-экспериментальной работы…………………………....24

Заключение…………………………………………………………………….…33

Список литературы……...…………………………………………………….…35

Приложение………………………………………………………………………37


\


Введение

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Ведь жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее и от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. И согласно Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003, дошкольное учреждение, как первая ступень в системе образования призвано осуществить подготовку ребенка к школе.

И ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, а также способствующих его успешной адаптации при переходе на новый социальный статус (переход к школьному обучению) – это настойчивость, самостоятельность, активность, любознательность, достаточный уровень развития познавательных процессов и др.

Среди перечисленных качеств личности, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

Таким образом, одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие самостоятельности в дошкольном возрасте.

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук. (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, Л.И Божович., А.Л. Венгер и др), которые внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

В настоящее время самостоятельность рассмотрена и изучена в трудах Иванова В. Д., Осницкого А. К, Теплюк С, Марковой Т.А, Цукерман Г.А, Анцыферовой Л.И, Буре Р.С, Елизаровой Н.В и др. [16 с67-71 ]; [20 с 94]

Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев, Ушинский К.Д.

С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания (В.Г. Нечаева, Г.Н.Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, В.И. Логинова, А.Д. Шатова и многие другие). Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольного возраста.

Хотя тема формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда хорошо представлена и разработана в психолого-педагогической литературе 60-80 годов, но воспитатели постоянно встречают трудности в практике. Сказывается недостаток методических разработок и их не современность, что затрудняет использование опыта прошлого в современной образовательной практике. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Трудовая деятельность детей становится все более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных дел будущей адаптации ребенка в социуме, более значимую роль для них играет уровень его интеллектуальных способностей. Вместе с тем трудовая деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования самостоятельности.

Возникает противоречие:

С одной стороны, между потребностью формирования самостоятельности детей в труде, а с другой стороны, на настоящий момент, воспитатели редко создают необходимые условия для успешного формирования процесса самостоятельности в трудовой практике работы с детьми.

Становится актуальной проблема – выявить какие педагогические условия обеспечивают эффективное формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Цель: рассмотреть возможности хозяйственно-бытового труда как средства формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект работы – процесс формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – теоретические и организационно-педагогические условия формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Исходя из этого, можно сформулировать рабочую гипотезу исследования: формирование самостоятельности детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает следующие условия:

1. стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;

2. поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;

3. предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогическое содержание основных понятий: «самостоятельность», «детский труд», «хозяйственно-бытовой труд»;

2. Выявить влияние хозяйственно-бытового труда как средства формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;

3. Определить и выяснить на констатирующем этапе исследования условия, которые обеспечивают формирование самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда у детей старшего дошкольного возраста.

Работа состоит из двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографии, приложения. Работа иллюстрирована таблицами.

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Солнышко» г. Сухой Лог, старшая группа

Нормативные документы:

Закон Российской федерации «Об образовании»: текст с изм. и доп. На 2010 год. – М., 2010;

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ от 17.06.2003 г.)

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Конституция Р.Ф. от 25.12.1993, с изменениями от 30.12.2008

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда

1.1 Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе и ее развитие в онтогенезе

Самостоятельность, одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности её творческих возможностей [10;256].

Идея формирования самостоятельности у ребенка была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Аристоксеном, Сократом, Платоном и другими философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Коменского Я.А., Песталоцци И.Г, Дистервега А, а также в сочинениях отечественных педагогов и революционеров-демократов: Белинского В. Г, Герцена А.И, Добролюбова Н.А, Радищева А.Н, Толстого Л.Н, Ушинского К.Д, Чернышевского Н.Г и других.

В настоящее время самостоятельность рассмотрена и изучена в трудах Иванова В. Д, Осницкого А. К, Теплюк С, Марковой Т.А, Цукерман Г.А, Анцыферова Л.И, Буре Р.С, Якиманская Г.А, Елизарова Н.В. и др.

Иванов В.Д в своей работе указывает, что самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным, независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень самостоятельности. [7;22].

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении [16;67]. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Также Теплюк С. отмечает роль родителей в формировании самостоятельности детей [16]. Родители должны целенаправленно её формировать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при формировании самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий.

Маркова Т.В. отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманное отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. [14 ].

Ковалев А.Г, Ларин А.П, Молнар И, Пономарева З.Ф, Смирнов А.Л и др. рассматривают самостоятельность как сложное качество личности, пронизывающее поведение, отношение человека к окружающим и самому себе [18;28].

Ряд исследователей, признавая самостоятельность стержневым качеством личности, рассматривают проявление ее в процессах мышления, воли. Так, Пономарева З.Ф. связывает самостоятельность с потребностью в умении самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения, отличную от других. По мнению Сыркиной В.А. самостоятельность проявляется в решении жизненных, мыслительных и практических задач. Дмитриева Ю.Н видит проявление самостоятельности в умелом использовании имеющихся знаний для решения на основе волевого усилия поставленных жизнью задач[14].

В философской литературе вопросы самостоятельности рассматривались в связи с проблемой свободы и ответственности личности, взаимодействия личности и общества, общественной и личной практики. В философских исследованиях подчеркивается, что самостоятельность возникает как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе. Познавая закономерности развития общества, человек преобразует общественную среду и одновременно себя. «Человек не может быть только объектом, он есть субъект, он имеет свое существование в себе» [11;64].

Философские подходы к самостоятельности получили свое развитие в работах крупных советских психологов: Выготского Л.С, Ананьева Б.Г, Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. Самостоятельность - отмечал Рубинштейн С.Л. - это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу. [14;278].

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим, что отношение психологов к феномену «самостоятельность» неоднозначно. С одной стороны, почти все исследователи, изучающие особенности развития детей, подчеркивают огромную роль самостоятельности в развитии личности в целом, с другой стороны, во многих случаях они не дают ни содержательной, ни смысловой характеристики этому понятию.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; способность рассчитывать только на свои силы; независимость от мнений окружающих, умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще; умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.

Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать самостоятельность у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями зрелой самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто имитирует под другие качества или обнаруживается только частично. [19;10].

Становление самостоятельности и что даже важнее - потребности быть самостоятельным связано с отделением ребенка от матери, умением обходиться без ее неизменной поддержки и постоянного присутствия. До некоторых пор ребенок зависит от матери и нуждается в ней, но наступает момент отделения, и малыш начинает опираться на себя и поддерживать себя сам.

Уже на пятом - шестом месяце жизни малыш пытается достать кружку, садится, ложится. К концу первого года жизни поддерживает равновесие своего тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже в этом пробуждается стремление к самостоятельности.

Самостоятельность как свойство личности начинает формироваться примерно в год, когда у малыша появляется возможность передвигаться и удерживать предметы, а также заявлять о себе словами. Появляется первая самостоятельная ведущая деятельность детей - предметные действия и игры - манипуляции. Иногда этот процесс начинается немного раньше времени, а в некоторых случаях задерживается.

Дальнейшее формирование самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию [8;246].

Самостоятельность малышей проявляется:

- в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания;

- в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода из жизни.

- на занятиях, где дети самостоятельно придумывают и осуществляют постройку;

- при выполнении трудовых поручений (помогают воспитателю вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом, покормить рыбок, птичку и т. д.).

- во взаимоотношениях между детьми. Ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.

- выражается в независимых от взрослого действиях, направленных на выполнение определенной задачи [2].

На третьем году жизни взрослые то и дело слышат: «Я сам!». Ребенок стремится проявить самостоятельность по собственной инициативе, нередко вопреки их желаниям. Наступает кризис трех лет. Многие родители в этот период испытывают трудности в общении с детьми, обнаруживают упрямство, негативизм. Все это - результат неудержимого стремления ребенка к самостоятельности, к использованию своих возросших возможностей. И взрослым важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия.

Ребенок растет, и воздействие взрослых на него становится все менее явным. Постепенно на основе формирования норм поведения и привычек формируется подлинная самостоятельность. И начиная с этого возраста, можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве ребенка.

Доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того, чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают:

1. Внешние признаки:

- планирование своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога,

- умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели;

- способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

2. Внутренние признаки:

- потребностно - мотивационная сфера (усилия воспитанников, направленные на достижение цели без посторонней помощи).

По утверждению психологов, мотивы проявления самостоятельности у детей разного возраста различны. Младшие дети, проявляя самостоятельность, используют ее как средство достижения частных целей. У старших дошкольников самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть своё право на самостоятельность.

У детей 6-7 лет самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Сказывается в умении оценивать работу и поведение других ребят. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.

В подростковом периоде завершается формирование механизмов осознания активности и самостоятельности. И эти механизмы могут либо развиваться и совершенствоваться, обслуживая решение усложняющихся задач, либо «приостановиться» в своем развитии как недостаточно значимые психические образования.

В развитии самостоятельности как черты личности Буре Р.С.выделяет три уровня.

I уровень - ребенок действует в обычных для него условиях без напоминаний и помощи с вашей стороны. Он сам убирает после игры кубики, сам идет мыть руки перед едой, сам говорит «спасибо» и «пожалуйста», если благодарит или просит о чем-то.

II уровень - ребенок правильно поступает в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись мыть после прогулки свою обувь, ребенок без подсказки решил помыть и сапоги бабушки.

III уровень - освоенное ребенком правило приобретает обобщенный характер и определяет его поведение в любых условиях. Мальчик сам принес стул пришедшей в гости соседке или уступил место старшим в автобусе [12].

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность - важное и сложное качество личности.

Итак, самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве

Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Формирование самостоятельности - сложный процесс. Недостаточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились совместно играть, оказывать помощь друг другу. Необходимо еще сформировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными сведениями и умениями.

Основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы семьи и детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д.
1.2.1 Педагогические условия формирования самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда

Может ли ребенок дошкольного возраста трудиться и чем его труд отличается от труда взрослого? Главное отличие заключается в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. У труда ребенка нет результата, все то, что он делает, не кому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение.

Второе отличие – труд детей носит воспитывающий характер – так на него смотрят взрослые.

Третьей отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Для дошкольника игра является основной деятельностью. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют с водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и др.

Труд дошкольника не имеет постоянного материального вознаграждения. Труд носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Отличительной особенностью труда является и то, что несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности они обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Цель в труде. Дети младшего дошкольного возраста не могут самосто­ятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь про­цесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправ­ленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать.

Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изготовлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Отдаленные цели ставит взрослый.

При формировании целенаправленной трудовой деятель­ности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все пере­численные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать.

Планирование - важный ком­понент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте пла­нирование специфично. Дети планируют лишь процесс ис­полнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения. Не пре­дусматриваются контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического - ребенок не может со­ставить план работы, но действует последовательно.

Детей следует учить планированию деятельности. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному пла­нированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

Процесс деятельности. В деятельности отрабатываются тру­довые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка лю­бого дошкольного возраста участие взрослого в процессе груда вносит особый элемент привлекательности.

Результат труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в поло­жительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально пред­ставленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делиться на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. (В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др). [9;180].

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление самостоятельно по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время: протёрли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, всё убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторение изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить, выполнять поручения или работать без особой тщательности [3;67].

Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех.

Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченный физически и духовно маленький ребёнок имеет возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении (протерание мебели от пыли, расстановка игрушек), на участке (уборка листьев, украшение участка), с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы и пр. [13;46].

Дети старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно – бытовому труду. Они могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, подметать пол, мыть игрушки, расставлять легкую мебель, наводить порядок в шкафах с игрушками и материалами); участка (сгребать снег, листья); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, изделий из теста); чистить обувь, одежду, чинить игрушки, книги.

Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности, самостоятельности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.

В работе с детьми старшего возраста большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей самостоятельно ставить цель, планировать работу, доводить до конца.

Особое внимание педагог должен уделять воспитанию навыков организации коллективной трудовой деятельности. Детей приучают слушать задание, самостоятельно продумывать план работы, готовить всё необходимое для её выполнения, не отвлекаться, делать всё добросовестно и правильно, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её, не стесняться просить помощи[20;83].

В старшей группе можно организовать и «труд рядом». Такая форма организации труда целесообразна в тех случаях, когда воспитателю необходимо научить дошкольников каким-то приёмам работы, например, при наведении порядка в шкафах для одежды.

В старшей группе следует организовывать и совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщения результатов всех участников. Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подведя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребёнка.

На данном возрастном этапе детям можно предлагать научить выполнять ту или иную работу тех, кто долго не посещал дошкольное учреждение или же новичков, малышей. Действительным приёмом формирования самостоятельности является также назначение дошкольников поочерёдно ответственными за общие дела.

В руководстве хозяйственно-бытовой деятельностью необходим индивидуальный подход. Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором [23;39].

Малоактивным, пассивным детям целесообразно на первых порах давать индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда. Начинать следует с более легких, интересных заданий, а затем переходить к более сложным. Постепенно нужно включать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себя равноправными участниками общего труда и получали от него радость.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились самостоятельно по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые, поручения, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодические, длительные, кратковременные). Например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Некоторые поручения должны переходить в обязанности (следить за порядком в книжном уголке и пр). Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность[19;18].

Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.

Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности, каждого воспитанника, оценивать не только результата, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.

К детям 6-го г. жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях можно использовать такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай как хочешь»; «Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше» и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе более трудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.

Важно помнить, что ребёнок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьёзно, пренебрежительно, относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно – эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. При этом у дошкольников важно формировать представление о значении хозяйственно – бытового труда для всех и лично для каждого. Ведь именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он может сам самостоятельно сделать красивым и приятным то окружение, в котором он живет. Воспитатель всегда должен обращать внимание детей на эту сторону.

Важно отметить, что участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно – бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем.

Хозяйственно – бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом, включаясь в выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.

Таким образом на основании изученных источников можно сделать следующие выводы:

Самостоятельность – это способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности. Развитие самостоятельности детей необходимая основа их хорошей обучаемости в школе.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности.

Особое место в практике дошкольного воспитания уделено проблеме формирования самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде. Приучая детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой, мы формируем у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия. Но такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться только кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами

хозяйственно-бытового труда

2.1. Методика опытно-экспериментальной работы

Цель работы – выявить уровень сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Проанализировать влияние педагогических условий на формирование самостоятельности дошкольников в хозяйственно-бытовом труде

  2. Выяснить особенности работы педагога по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда

Экспериментальная работа состояла из трёх этапов:

Констатирующего;

Формирующего;

Контрольного.

В констатирующей части исследования проводилось целенаправленное наблюдение за проявлениями самостоятельности у детей при выполнении различных трудовых поручений. Фиксировались все проявления детей, педагогов результаты оформлялись в таблицах. Наблюдение проводилось по схеме, которую мы предварительно разработали на основании требований «Программы воспитания в детском саду».

Констатирующей частью исследования было охвачено 20 воспитанников старшей группы МДОУ №2 «Солнышко».

Нами использовалась трёх бальная система оценки.

1 балл – действует по образцу, по принуждению, не проявляет заинтересованности. Низкий интерес к заданию в обычных условиях, повышающийся в нестандартных условиях. Обращения к взрослому за помощью без использования собственных возможностей. Трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

2 балла – охотно включается в трудовую деятельность. Пытается действовать самостоятельно. Проявляет настойчивость, старательность, но чувствует неуверенность. В начале деятельности - высокая активность, но при столкновении с трудностями темп работы снижается, действия становятся менее целенаправленными, иногда безрезультатно повторяются. Ребенок адекватно оценивают свою работу, но стремление к улучшению результатов выражено слабо. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника. В обычных условиях наблюдается несдержанность, импульсивность, небрежное выполнение задания.

3 балла – Работает сам, навыки, умения, знания применяет в новых условиях, доводит начатое дело до конца, любознателен, увлечен деятельностью. Обращения к взрослым за помощью редки и появляются лишь после исчерпания собственных возможностей. Работа выполняется без спешки, суетливости. Время выполнения заданий обычно используется рационально. Работа выполняется добросовестно, аккуратно, качественно. В трудовой деятельности выступают инициаторами, доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Результаты оценки суммировались путём высчитывания итогового балла.

От 5-8 это низкий уровень самостоятельности

От 9-11 это средний уровень самостоятельности

От 12-15 это высокий уровень самостоятельности.

Для подведения результатов исследования весь материал был представлен в форме таблицы. (см приложение 1 табл 1)

Итого:

Высокий уровень (В) – 0 %

Средний уровень (С) – 40 % (8 человек)

Низкий уровень (Н) – 60% (12 человек)

Для решения второй задачи опытно-экспериментального исследования: определить особенности работы педагога по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда нам необходимо провести анкетирование. На вопросы анкеты будут отвечать 6 воспитателей.

Цель: определить, что педагоги понимают под определением «самостоятельность», какие используют средства и методы, как организовывают виды деятельности, создают условия для формирования самостоятельности при организации хозяйственно-бытового труда.

Анкета для воспитателя

  1. Как Вы считаете, необходимо ли уделять внимание развитию самостоятельности?

  2. Что Вы понимаете под определением «самостоятельность» и какие трудности вы испытываете в работе по формированию самостоятельности?

  3. Как хозяйственно-бытовой труд влияет на формирование самостоятельности?

  4. Нужно ли учить детей самостоятельности? Если нужно, то почему?

  5. Какие методы и приёмы Вы используете для формирования самостоятельности?

  6. Какую деятельность дети чаще проявляют самостоятельно?

  7. Какой хозяйственно-бытовой труд предлагался воспитателем для формирования самостоятельности?

  8. Какие методы Вы используете для привлечения детей к хозяйственно-бытовому труду?

  9. Нужно ли воспитателю принимать участие в хозяйственно-бытовом труде?

  10. Как в процессе хозяйственно-бытового труда можно формировать у детей самостоятельность?

Обработка результатов анкетирования.

Критериями оценки уровня работы педагога по развитию самостоятельности у детей старшей группы детского сада являются 3 показателя:

  1. Понимание необходимости использования хозяйственно-бытового труда для формирования самостоятельности.

  2. Систематическое, последовательное и творческое использование методов и приёмов способствующих формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

  3. Осознание проявления гуманного отношения к ребёнку, не унижая его достоинства и не нарушая его прав. Понимание опосредованного воздействия в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Каждый показатель оценивается по 3 бальной шкале:

1 балл – низкий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – высокий уровень.

По сумме баллов определяется общий уровень работы педагога в воспитании самостоятельности.

Уровни:

Высокий – от 8 до 9 баллов.

Средний - от 5 до 7 баллов.

Низкий – от 3 до 4 баллов.

Результаты сводим в таблицу (см приложение 2 табл 2), в которой отмечаем уровень профессионализма педагога по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда.

Итого:

Высокий уровень (В) – 33.3% (2 человека)

Средний уровень (С) – 66.7% (4 человек)

Низкий уровень (Н) – 0% (0 человек)

Выясняя сформированность понятия самостоятельность у воспитателей установлено, что сами воспитатели не придают большого значения развитию самостоятельности у своих воспитанников, не понимают важности этого качества в характере человека. Большинство воспитателей детских садов не знают, на кого должна ложиться ответственность в воспитании самостоятельности у детей и с какого возраста нужно учить детей быть самостоятельными. К числу трудностей, связанных с формированием самостоятельности у детей старшей группы почти половина воспитателей отнесли отсутствие методики данной работы и невнимание к этой проблеме родителей.

В целом, анализ констатирующего этапа показал невнимание воспитателей к проблеме формирования самостоятельности в учебно-воспитательной деятельности и отсутствие соответствующего уровня подготовки по формированию самостоятельности у детей, а также полную пассивность родителей в разрешении этой проблемы.

Формирующий этап

Цель: формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда и повышение уровня подготовленности воспитателей

Для воспитателей провели консультации на тему «Самостоятельность и её значение для развития ребенка», «Организация хозяйственно-бытового труда». Разработали семинар "Подготовка воспитателей детских садов к развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста", идеи которого внедрили в практику работы воспитателей. Рекомендовали использовать тематику самостоятельности в темах для самообразования. Пополнили педагогическую библиотеку новыми методичками.

В работе с детьми предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы, воспитывать уверенность в себе, аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Учитывая индивидуальные особенности детей, наметили дальнейшую работу по формированию самостоятельности детей средствами хозяйственно-бытового труда. Использовали рассказ, объяснение, разъяснение, личный пример.

Продумали расположение бытового инвентаря, отвели ему определенное место. Так если в шкафу лежали сложенные один в другой несколько тазиков для стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелили на пол перед стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям было легче приготовиться к работе.

В дежурствах по уголку природы старались объединить детей самостоятельных, активных с детьми робкими, неуверенными при этом учитывали не только умения, темп их работы, инициативность, но и умение помочь товарищу. Объединяя детей по двое, преследовали две цели: воспитание чувства товарищества у первого, а у второго — закрепление трудовых навыков и умений, необходимых для дежурства в уголке природы.

Во время дежурств по столовой иногда проводили своего рода конкурс, например, на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы беседовали с дежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить. Такие приемы способствовали появлению у детей уверенности в своих возможностях, интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.

К оценке выполненной работы учили детей высказывать суждение о качестве работы. Наше мнение о дежурстве всегда высказывали после оценки, данной детьми, обязательно отмечали причины успеха и неудач, как дежурные умеют договариваться между собой, все ли делают по порядку, дружно ли работают.

Старались предоставить детям больше самостоятельности в решении всех вопросов, связанных с трудовым процессом, привлекали их к участию в планировании работы. В большинстве случаев это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решали, какой материал и сколько нужно подготовить, где и как лучше разместить, как распределить работу между участниками трудовой деятельности. Коллективно обсуждали, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать. Так, к коллективной уборке групповой комнаты готовились накануне, намечали, что будем делать, и готовили все необходимое. Дети самостоятельно распределяли, кто с кем будет работать и что будут делать.

Приходили с детьми в гости к малышам, учили одеваться, убирать игрушки, катали их на санках, играли с ними. Помогали подклеить книги, порванные ими. В свободное время изготавливали в подарок различные игрушки-самоделки, а также, проявляя самостоятельность, выдумку, готовили подарки своим товарищам по группе ко дню рождения.

Постоянно учили детей замечать непорядок и устранять его. Например, помочь воспитателю подклеивать книги, коробки. Навести порядок в шкафу с материалами и пособиями, протереть мебель, пришить петли к полотенцем. В весенний и осенний период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в зимний – расчистить снег.

Учили со стороны видеть свою работу, предлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалили за старание, добросовестное отношение к делу, отмечали проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе.

Организовали целевые прогулки, экскурсии, во время которых имели возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу дворников, которые подметали дорожки, поливали цветы. Наблюдали за работой школьников, сажавших деревья. Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде.

Привлекли и родителей к оказанию помощи в трудовом воспитании детей. Для этого пригласили родителей в детский сад понаблюдать за детьми, дабы у них изменилось отношение к ребенку. Советовали им давать детям поручения на длительное время, например поддерживать порядок в своем уголке, ухаживать за комнатными растениями и т. д. Проводили для них консультации на темы: «Воспитание в труде», «О труде ребенка в семье», «Труд и умственное развитие детей».

Постепенно у детей стала проявляться инициатива, возросла ответственность за выполнение порученного дела. Все чаще можно было видеть, как по собственному желанию дети организовываются для выполнения какой либо работы, дружно распределяют обязанности, подбирают нужный материал. Вместе с тем, что очень важно, повысилась самостоятельность и активность детей на всех занятиях.

На Контрольном этапе провели наблюдения за проявлениями самостоятельности у детей в процессе выполнения различных трудовых поручений. Цель этого исследования заключалась в следующем – определить насколько у детей повысился уровень самостоятельности. Обследование проводилась по тем же методикам, которые использовались на констатирующем этапе. Полученные данные мы зафиксировали в виде таблицы (см приложение 3 табл 3).

После проведенной развивающей работы данные показывают повышение показателей среднего и высокого уровней

Итого:

Высокий уровень (В) – 30 % (6 человек)

Средний уровень (С) – 70 % (14 человек)

Низкий уровень (Н) – 0% (0 человек)

Результаты контрольной диагностики свидетельствуют о положительной динамике формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и подтверждают эффективность созданных условий на формирующем этапе. И на основании этих данных можно сделать следующие выводы.

Положительная динамика уровней формирования самостоятельности старших дошкольников подтверждает целесообразность поэтапного осуществления опытно-экспериментальной работы.

Использование диагностики на начальном этапе позволило проанализировать и построить формирующий процесс, осуществляя индивидуальный подход к детям, создавая целенаправленные условия формирования самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде.

Считаем, что организация формирующего процесса в сочетании с основными формами работы по программе воспитания и обучения в детском саду показала свою эффективность в формировании самостоятельности старших дошкольников, поскольку:

- были созданы соответствующие условия (личностно-ориентированный подход, мотивация детей, поддержка, помощь и др), способствующие получение хорошего результата;

- в основе лежали практические действия детей, связанные с результативностью деятельности.

. Это означает, что созданные нами условия способствовали успешной реализации поставленной цели в формирующем процессе: формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Заключение

Результаты проведенного исследования подтверждают положение выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Многообразие определений понятия «самостоятельность» в психологии и педагогике связано как с разными подходами, так и с тем, что в различных определениях учитываются качественно разные уровни самостоятельности. Для каждого возрастного этапа развития характерен свой уровень самостоятельности в доминирующей деятельности. Если самообслуживание для ребёнка в 2,5 года – это проявление самостоятельности в деятельности, то для 6-7 летнего ребёнка, - это отнюдь не самостоятельность.

Самостоятельность формируется при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. В процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Эффективности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в значительной мере способствует создание предметных условий для хозяйственно-бытового труда с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Следует подчеркнуть значимость использования диагностических методик, позволяющих определить уровень самостоятельности старших дошкольников, на основе чего прогнозировать возможные варианты формирования самостоятельности у каждого ребенка, определить и реализовать содержание формирующего процесса.

Считаем, что важную роль играли взаимопонимание, эмоциональный контакт педагога с детьми, активная целенаправленная деятельность детей.

Успешное формирование самостоятельности в пределах возрастной нормы, значительное повышение уровня самостоятельности свидетельствует об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенные условия формирования самостоятельности старших дошкольников могут быть использованы в практической деятельности педагогами дошкольных учреждений.

Перспективным направлением дальнейших исследований, на наш взгляд, может стать следующее:

- углубление изучения проблемы связанное с дальнейшей разработкой организации трудовой деятельности в быту детей старшей возрастной группы;

- преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формирования самостоятельности ребят посредством хозяйственно-бытового труда.

Список литературы

1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: 2001.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение,1968. .

3. Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

4. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети – М.: Изд-во «Ювета», 2001.

5. Волоков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. - М.: Академический проект. 2008.

6. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. М.: Просвещение, 1998.

7. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. //Вопросы психологии. 2002. №1. С. 22-33.

8. Запорожец А.В, Маркова Б.Д. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. – М.: Знание. 2000.

9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

10. Коломинский Я.Л. Детская психология. – Мн.: Университетское, 1988.

11. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Методическое руководство. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Педагогика, 2005.

13. Мухина В.С. Детская психология: – М.: Просвещение, 1985.

14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: 1989.

15. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.

16. Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника) // Дошкольное воспитание. 2001. №7. С.67-71.

17. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. – Минск.: 1982.

18. Флейка-Хобсона. К, Робинсона Б,.Скина И. Фрагмент из книги Самостоятельность у детей от года до трёх: «Развитие ребёнка и его отношений с окружающими» //Дошкольное воспитание. 2005. №11.С.28- 29.

19. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. – М.: 1990. №6. С. 10-21.

20. Цукерман Г.А, Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь – Томск.: 2002.

Нормативные документы:

- Закон Российской федерации «Об образовании»: текст с изм. и доп. на

2010 год. – М., 2010.

- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной

Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

- Конституция Р.Ф. от 25.12.1993, с изменениями от 30.12.2008.

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и

начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по

общему образованию Минобразования РФ от 17.06.2003 г.

Приложения

Приложение 1 Таблица 1

Таблица результатов изучения уровня самостоятельности




п/п

Фамилия, имя ребенка


Трудовой вид деятельности


баллы


уровень

самостоя-тельности


мытье

игрушек

игрушек

уборка группы

стирка

белья

уборка участка

труд по ремонту книг

1

Соня З,

1

2

2

2

2

9

С

2

Ксюша П,

1

2

1

2

2

8

Н

3

Вика К,

3

2

2

2

2

11

С

4

Карина С,

3

2

2

2

2

11

С

5

Варя К,

2

1

2

1

2

8

Н

6

Даниил Л,

2

1

2

1

2

8

Н

7

Лиза Д,

2

3

2

2

2

11

С

8

Тоня Т,

2

1

3

2

1

9

С

9

Катя К,

1

2

2

1

2

8

Н

10

Данил Б,

2

2

2

2

3

11

С

11

Никита Б,

1

1

1

1

1

5

Н

12

Маша П,

1

1

1

1

1

5

Н

13

Алина Ш,

2

1

2

1

1

7

Н

14

Кирилл З,

2

1

2

1

1

7

Н

15

Иван К,

2

3

2

2

2

11

С

16

Миша Р,

2

2

2

2

3

11

С

17

Алеша Ф,

1

1

2

2

2

8

Н

18

Денис Р,

1

2

1

2

2

8

Н

19

Матвей Ш,

1

2

1

1

1

6

Н

20

Уля М,

1

2

1

2

1

7

Н
Приложение 2 Таблица 2

Таблица результатов изучения уровня профессионализма

Ф.И.О.

педагога

Критерии

Баллы по

каждому

критерию

Сумма

баллов

Уровень работы педагога в формировании самостоятельности в процессе х.- бытового труда


1. Бунькова Мария Николаевна

1

2


8


высокий

2

4

3

2

2. Щепеткина Ирина Николаевна

1

2


7


средний

2

3

3

2

  1. Масасина Елена Алексеевна



1

3


9


высокий

2

3

3

3

4. Трифонова Ирина Николаевна

1

2


7


средний

2

2

3

3

5. Рачёва Оксана Николаевна

1

2


5


средний

2

1

3

2

6. Коковина Надежда Михайловна

1

2


6


средний

2

2

3

2



Приложение 3 Таблица3

Таблица результатов изучения уровня самостоятельности




п/п

Фамилия, имя ребенка

Трудовой вид деятельности



Баллы

уровень

самостоя-тельности

мытье

игрушек

игрушек

Уборка группы

Стирка

белья

Уборка участка

Труд по ремонту книг

1

Соня З,

2

3

2

3

2

12

В

2

Ксюша П,

2

3

1

2

2

10

С

3

Вика К,

3

3

2

2

2

12

В

4

Карина С,

3


2

3

2

2

12

В

5

Варя К,

2

2

2

2

2

10

С

6

Даниил Л,

2

2

2

2

2

10

С

7

Лиза Д,

3

3

3

3

2

14

В

8

Тоня Т,

2

2

3

2

2

11

С

9

Катя К,

2

2

2

2

2

10

С

10

Данил Б,

2

3

2

3

3

13

В

11

Никита Б,

2

2

1

3

1

9

С

12

Маша П,

2

2

2

2

1

9

С

13

Алина Ш,

2

2

2

2

2

10

С

14

Кирилл З,

2

3

2

3

1

11

С

15

Иван К,

2

3

2

2

2

11

С

16

Миша Р,

2

3

2

3

3

13

В

17

Алеша Ф,

1

2

2

3

2

10

С

18

Денис Р,

2

2

2

3

2

11

С

19

Матвей Ш,

2

2

2

3

2

11

С

20

Уля М,

2

2

2

2

2

10

С


Приложение 4

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

А. П. Ульянова, зав. детским садом г. Свердловска № 100

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Мне как заведующей с момента открытия детского учреждения приходится решать много организационных вопросов, связанных с созданием условий для разных видов детской деятельности, в том числе и для трудовой.
Ясли-сад № 100 построен в конце 1975 г. в новом микрорайоне. Коллективу с первых дней работы пришлось приложить много усилий для того, чтобы сделать помещения и участки привлекательными и удобными для труда, игры и отдыха детей. Особенно важным для нас было то, чтобы дети, видя ежедневный труд сотрудников и родителей, не оставались в стороне от этой большой работы.

Прежде всего на одном из педагогических совещаний мы наметили основные направления в работе с детьми по трудовому воспитанию, конкретные задачи и этапы их выполнения. Важное место в плане мероприятий отвели созданию условий для труда детей. Предусмотрели приобретение и изготовление оборудования, удобное его расположение, оформление и т. д. Затем наметили план повышения теоретических знаний и практических умений всех работников коллектива, совершенствование методики трудового воспитания. И наконец, запланировали работу с родителями, цель которой — убедить их в важности труда как средства воспитания ребенка, формирования его личности.

В методическом кабинете подобрали литературу по трудовому воспитанию, разработали конкретные рекомендации по организации и руководству трудовой деятельностью детей, составили для воспитателей всех возрастных групп список инвентаря с указанием его количества, размеров. С воспитателями систематически проводили индивидуальные и групповые консультации, беседы, которые помогали им правильно и более рационально организовывать трудовую деятельность детей с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Особенно нужна была педагогам конкретная помощь в организации труда детей по дереву. Главная трудность заключалась в том, что не все наши воспитатели владели теми техническими навыками, которым нужно было обучать детей. Поэтому в детском саду организовали кружок «Умелые руки», руководство которым было поручено воспитателю-методисту Л. С. Чибизовой и воспитателю старшей группы Г. В. Романовой, хорошо владеющим этими навыками. В программу кружка было включено обучение работе с деревом, бумагой, картоном, природным материалом и тканью. Одновременно шла работа по созданию альбома «Работа с деревом», который стал наглядным пособием для воспитателей. В нем были даны последовательность обучения детей навыкам работы, чертежи некоторых поделок.

Поскольку хозяйственно-бытовой труд является наиболее распространенным и доступным для детей, мы в первую очередь позаботились о том, чтобы в хозяйственных уголках было все необходимое: тряпочки, щетки, наборы для маленькой хозяйки, метелки, совки. Расположили все это так, чтобы детям было легко и удобно ими пользоваться.

Удобно постарались устроить в группах и уголки природы. Например, в старшей группе установили металлическую стенку-решетку. Растения разместили на подставках с крючками, которые легко перемещаются. Это позволило расположить растения на доступной детям высоте, чтобы легче было ухаживать за ними. Здесь же находятся подставка для аквариума, клетки с птицами. В ящиках, приделанных с обеих сторон в нижней части стенки, разместили весь необходимый инвентарь: лейки, рыхлители, ведерки, маленькие тазики, а также в специальном отделении корм для рыб и птиц. Такое расположение уголка природы удобно и тем, что позволяет одновременно работать нескольким детям, не мешая друг другу.
В воспитании трудолюбия и формировании трудовых навыков большое значение имеют хорошо оборудованные в старших и подготовительных группах уголки ручного труда. Весь материал и инвентарь для ручного труда мы разместили в закрытых полках секционных шкафов. Организовали работу так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в том объеме, который предусмотрен программой подготовительной к школе группы. Для шитья приобрели иглы средней длины и толщины, с широким ушком и нитки. Дети принесли лоскутки тканей: ситец, сатин, фланель. На занятиях по конструированию изготовили индивидуальные игольницы-книжки, украсили их аппликацией. Каждый ребенок знал свою игольницу и после работы обязательно убирал в нее иглу, а воспитатель проверял все игольницы. С первых занятий приучали детей соблюдать правила пользования ножницами и иголкой. Воспитатели изготовили специальные пособия (по числу детей) для ознакомления с различными швами — пластинки из тонкого оргстекла длиной 25—30 см, шириной 5—7 см, с отверстиями. На таких пластинках удобно показывать приемы выполнения швов.

Для подготовительных к школе групп учащиеся старших классов школы № 145 на уроках труда изготовили наборы столярных инструментов. Для работы с деревом в зимнее время в приемных комнатах с помощью шефов оборудовали столы-верстаки с резиновым покрытием (типа резиновых ковриков), сделали дневное освещение. Летом работа детей с деревом организуется на участке. Дети быстро научились пользоваться маленькими лучковыми пилами, молотками, отвертками, клещами, шилом.

Они серьезно и бережно относятся к инструментам, приучаются держать в

полном порядке.

Работа в уголках ручного труда всегда радует ребят своими результатами. А мы старались сделать их деятельность общественно полезной. Несколько раз за помощью к детям подготовительной группы обращался наш завхоз, просил пришить оторвавшиеся пуговицы к халатам, петли к полотенцам. Воспитатели дают возможность самостоятельно подобрать пуговицы, нитки по цвету халатов. Дети всегда стараются аккуратно сделать работу. Во всех старших и подготовительных к школе группах знают дети нашего завхоза и всегда охотно помогают.
Не менее рады были дети, когда сами делали ящики для посадок. Первый ящик сколотил воспитатель, прося их подержать дощечки, помочь подобрать по размеру, отобрать гвозди нужной величины. А затем дети сами стали их делать. В изготовленных ящиках посеяли овес, посадили лук, часть ящиков подарили малышам. Ухаживали за посадками очень старательно и всегда с гордостью отмечали, что и овес, и лук выросли в ящиках, которые они сделали сами.

Дети изготавливали и кукольную мебель, и кораблики из коры деревьев, и автомашины, играли с ними сами, дарили малышам. Очень много поделок изготавливают дети из различного материала как сувениры и подарки родителям, работникам детского сада и нашим гостям.
Систематическая самостоятельная работа в уголке ручного труда, организованная педагогами, работа с деревом способствовали развитию у ребят сообразительности, ловкости, ручных умений. Широко использует наш педагогический коллектив как средство воспитания труд детей на участке. Об изготовлении необходимого оборудования мы договорились с шефами и комсомольцами школы № 145. За короткое время ими были сделаны (для детей и взрослых) носилки, лопаты, движки, щиты для изготовления барьеров.

В конце марта и в начале апреля воспитатели вместе со старшими детьми проводят осмотр цветников и огорода, очищают цветники и клумбы от прошлогоднего мусора. Вместе с воспитателями дети готовят участок к весеннему севу, проверяют наличие и состояние инвентаря.
Одновременно мы разъясняем родителям важность трудового воспитания ребенка для всестороннего развития, ищем поддержки, вызываем желание продолжать работу совместно. Организуем для них консультации, дни открытых дверей, устраиваем выставки детских поделок, оформляем тематические выставки «О труде ребенка в семье», «О трудовых обязанностях детей» и т. д. Слаженный ритм работы, атмосфера творческого труда, доброжелательные отношения между воспитателями и родителями стали необходимым и признанным условием воспитания детей в нашем дошкольном учреждении.


Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации