Климович А.В., Перевалова Л.В. Обществоведение - файл n1.doc

приобрести
Климович А.В., Перевалова Л.В. Обществоведение
скачать (864.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc865kb.18.09.2012 13:30скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8


Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»


Кафедра философии

А.В. Климович

Л.В. Перевалова
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
для иностранных граждан факультета довузовской подготовки,

профиль «Правоведение»

Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

2011

УДК 372.016:3 (075.3)

ББК 74.266.0я721.6

К 49


Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


Рецензент

кандидат политических наук, доцент

Скакун Е.В.

Климович. А.В., Перевалова Л.В. Обществоведение: учебно-методический комплекс / А.В. Климович, Л.В. Перевалова – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2011. – 119 с.

Учебно-методический комплекс «Обществоведение» содержит программу учебной дисциплины, курс лекций, в который входят основные понятия темы, её теоретическое содержание и вопросы для самоконтроля, словарь, тесты для контроля и самоконтроля знаний. Цель УМК – способствовать улучшению усвоения основных понятий изучаемой дисциплины. Учебно-методический комплекс «Обществоведение» предназначен для иностранных граждан факультета довузовской подготовки, профиль «Правоведение».

УДК 372.016:3 (075.3)

ББК 74.266.0я721.6

К 49

СОДЕРЖАНИЕ:


ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………....

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ» ………………………………………………...

КУРС ЛЕКЦИЙ

Раздел I. Человек и культура

Тема 1. Человек как биологическое и социальное существо ……………..

Тема 2. Сознание и деятельность …………………………………………...

Тема 3. Психология личности ………………………………………………

Тема 4. Духовный мир человека ……………………………………………

Тема 5. Межличностное общение …………………………………………..

Тема 6. Человек и нравственность ………………………………………….

Тема 7. Культура человека и общества …………………………………….

Раздел II. Общество

Тема 1. Основные подходы к изучению общества ………………………...

Тема 2. Понятие социальной структуры …………………………………...

Тема 3. Социальная мобильность …………………………………………..

Тема 4. Роль экономики в жизни общества ………………………………..

Тема 5. Экономическая система общества ………………………………...

Тема 6. Рыночная экономика ……………………………………………….

Тема 7. Менеджмент и маркетинг ………………………………………….

Тема 8. Государство и экономика …………………………………………..

Тема 9. Образование как социальный институт …………………………...

Тема 10. Наука и её роль в жизни общества ……………………………….

Тема 11. Религия как форма мировоззрения ……………………………….

Тема 12. Философия …………………………………………………………

Тема 13. Идеология ………………………………………………………….

Раздел III. Политическая жизнь общества

Тема 1. Политическая система общества …………………………………..

Тема 2. Демократическое общество ………………………………………..

Тема 3. Партии и общественные объединения …………………………….

Тема 4. Правовые основы общества ………………………………………..

Тема 5. Основной закон государства ……………………………………….

Тема 6. Выборы и референдумы ……………………………………………

Тема 7. Конституционные права и обязанности граждан ………………..

Раздел IV. Современный мир

Тема 1. Глобальные проблемы современности ……………………………

Тема 2. Информационное общество ………………………………………..

Тема 3. Многообразие современного мира, его противоречия

и будущее …………………………………………………………………….

СЛОВАРЬ …………………………………………………………………...

ТЕСТЫ ………………………………………………………………………

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………...

4
5


9

10

12

14

16

17

19
22

24

26

28

30

32

34

36

38

40

43

45

47
49

52

53

55

57

59

61
64

65
67

70

96

118

119

ПРЕДИСЛОВИЕ
Обществоведение как организующее звено системы мировоззренческого образования школьников вносит существенный вклад в формирование гражданских качеств подрастающего поколения, способствует формированию у него системы социально-гуманитарных знаний. В процессе изучения обществоведения происходит усвоение знания об основных сферах общественной жизни, о социальных нормах, регулирующих деятельность человека, а также знаний, необходимых для выполнения основных социальных ролей, взаимодействия с окружающим миром и социальными институтами современного общества.

Содержание предмета «Обществоведение» включает знания из таких социальных наук, как философия, психология, этика, эстетика, религиоведение, культурология, правоведение, политология, социология, экономическая теория. Изучение курса ориентировано на освоение слушателями фундаментальных идей этих наук иформирования у них творческого отношения к этим идеям. Предлагаемый учебно-методический комплекс призван способствовать решению этой задачи и расширению горизонта видения современного мира и собственной жизненной позиции. Таким образом, изучение курса вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению активной гражданской позиции.

Цель учебно-методического комплекса – систематизированно представить материал современного обществоведения для изучения слушателями факультета довузовской подготовки из числа иностранных граждан.

Задачи учебно-методического комплекса:

1) Изучение материалов основных разделов учебной дисциплины «Обществоведение»;

2) Усвоение дефиниций понятий, относящихся к основным областям социогуманитарного знания;

3) Обобщение полученных знаний и соотнесение их с практическими действиями людей.

Слушатель в процессе обучения должен научиться:

1) Анализировать учебный материал и самостоятельно делать выводы;

2) Ориентироваться в основных проблемах, учениях и подходах, рассматриваемых в учебной дисциплине «Обществоведение»;

3) Применять изученные идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

4) Оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению.
Содержание учебной программы
Тема 1. Человек. Общество. Культура

Человек как личность. Человек – биосоциальное существо. Сознание и деятельность. Направленность личности (мотивы, интересы и потребности, установки). Сущность характера. Типы и черты характера. Пути формирования характера. Темперамент, его роль в жизни человека. Самопознание личности. Самовоспитание.

Социализация личности. Эгоизм и альтруизм. Индивидуализм и коллективизм. Конформизм и нонконформизм. Лидерство и руководство.

Понятие общества. Основные подходы к изучению общества. Особенности познания общественной жизни. Основные сферы жизни общества. Сущность исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Участники исторического процесса. Роль личности в истории.

Технологические уклады. Концепция постиндустриального (информационного) общества. Место Республики Беларусь в современном информационном пространстве.

Многообразие современного мира и его противоречия. Современные цивилизации и перспективы их развития. Глобальные проблемы современности. Типы глобальных проблем. Участие Республики Беларусь в реализации международных проектов.

Футурологические прогнозы. Задачи гуманизации общественной жизни.

Сущность культуры. Функции культуры. Материальная и духовная культура. Элитарная и массовая культура. Народная и профессиональная культура. Субкультура и контркультура. Молодёжная субкультура.

Культура как механизм социального наследования. Вхождение человека в мир культуры. Культура в повседневной жизни. Культурная традиция. Культура общения. Этикет. Ритуалы и обычаи.

Творчество и культура. Особенности культуротворчества в науке, искусстве, технике.

Национальное и общечеловеческое в культуре. Беларусь на перекрёстке культур. Белорусские национальные традиции. Менталитет белорусского народа. Политика белорусского государства в области культуры. Средства массовой информации и развитие информационной культуры.
Тема 2. Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная дифференциация. Социальные группы. Классы. Социальные слои. Группы и коллективы.

Социальное действие. Социальные отношения. Социальные институты.

Социальный и национальный состав населения Беларуси. Качество и уровень жизни населения. Социальная защита населения в Республике Беларусь.

Демографическая структура общества и её динамика. Проблемы миграции населения. Пути решения демографических проблем современного общества. Демографическая политика Республики Беларусь.

Нации и национальные отношения. Национальное самосознание. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика Республики Беларусь.

Семья и брак. Функции семьи. Семья как носитель культурных традиций и ценностей. Современные тенденции развития семьи.

Социальная характеристика молодёжи. Социальная мобильность молодёжи. Молодёжная политика Республики Беларусь. Государственная поддержка талантливой молодёжи.

Политика белорусского государства в области здравоохранения. Физическая культура и спорт.

Общение и его функции. Виды и формы общения. Средства общения. Взаимодействие с окружающими людьми. Способы взаимодействия. Ролевое взаимодействие. Типы конфликтов. Линии поведения в конфликтных ситуациях. Пути разрешения конфликтов.
Тема 3. Духовная сфера

Понятие духовности. Мировоззрение, его роль в жизни людей. Пути развития духовного мира личности.

Отличительные особенности философского мировоззрения. Основные проблемы философии. Роль философии в духовной жизни общества и личности.

Сущность морали. Основные понятия морали. Общественные функции морали.

Виды нравственных ценностей. Нравственные нормы и их значение для общества и человека. Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов.

Нравственный поступок и его мотивы. Нравственная оценка. «Золотое правило» нравственности.

Религия как форма мировоззрения. Структура и функции религии. Взаимосвязь религии и нравственности. Виды религий. Конфессиональная политика Республики Беларусь. Свобода совести и вероисповедания в Республике Беларусь.

Сущность образования, его функции. Образование как социальный институт. Система образования в Республике Беларусь. Школа как явление культуры. Образование как приоритет политики белорусского государства.

Роль науки в жизни общества. Гуманистическая функция и нравственные основы науки. Основные этапы развития науки. Научно-технический прогресс. Научный потенциал Республики Беларусь.

Сущность, виды и функции искусства. Эстетическое отношение к миру. Сферы эстетической деятельности.


Тема 4. Экономическая сфера

Понятие экономики. Экономический цикл и его фазы. Производство и его формы. Экономические потребности и ресурсы.

Экономическая система общества. Основные типы экономических систем. Структура современной экономики.

Собственность и её формы. Отношения собственности.

Доход. Прожиточный минимум. Потребительская корзина.

Рынок, его виды и основные функции. Характерные черты рыночной экономики. Конкуренция и её виды. Менеджмент. Маркетинг.

Сущность денег и их виды. Основные функции денег. Ценные бумаги. Инфляция.

Экономические функции государства. Налоговая система. Государственный бюджет. Кредитно-финансовая система.

Белорусская социально-экономическая модель. Основные показатели национальной экономики. Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетные направления региональной и аграрной политики белорусского государства. Основные задачи развития регионов. Государственная программа возрождения белорусской деревни.

Сущность инновационного пути развития. Научное обеспечение инновационного развития в Республике Беларусь. Высокие технологии. Энергосбережение.
Тема 5. Политическая сфера

Политическая система: понятие, типы, функции. Политика и власть. Носители политической власти в обществе. Политическая идеология. Основные положения идеологии белорусского государства.

Основные признаки демократического устройства общества. Парламентаризм как форма представительной демократии. Правовое государство и гражданское общество. Права человека.

Политические партии: их функции и типы. Партийная система и её виды. Общественные объединения. Молодёжные общественные организации и движения.

Политический статус и политическая культура личности. Политическое лидерство.

Основные признаки государства. Функции государства. Типы и формы государства.

Геополитический статус Беларуси. Место и роль Беларуси в цивилизационном процессе. Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства.

Виды международных отношений. Международные организации. Международное сотрудничество. Республика Беларусь в системе современных международных отношений.

Противоречивый характер последствий глобализации. Антиглобализм. Позиция Республики Беларусь в отношении процессов глобализации.

Тема 6. Право

Право и его основные функции. Право и мораль. Основные источники права. Правовая культура личности.

Конституция и её место в национальной правовой системе. Конституционное развитие Республики Беларусь на современном этапе. Конституция Республики Беларусь – правовая основа белорусского государства, его идеологии.

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Народовластие. Верховенство права. Суверенитет.

Избирательная система Республики Беларусь. Избирательный процесс, его основные стадии. Референдумы в Республике Беларусь.

Президент Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь. Судебная власть. Местное управление и самоуправление.

Конституция и национальное законодательство в области защиты прав человека. Основные международные акты в области прав и свобод человека. Правовой статус личности в современном государстве. Права и свободы человека в Республике Беларусь. Обязанности и гражданский долг человека.

Гражданское право, область его применения. Субъекты гражданско-правовых отношений. Особенности Гражданского Кодекса Республики Беларусь. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

Трудовое право. Правовой механизм трудоустройства. Права и обязанности работодателя и работника. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда и её особенности для несовершеннолетних. Трудовая дисциплина. Порядок прекращения трудового договора, соглашения.

Семейное право. Заключение и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Административное право. Субъекты административно-правовых отношений. Административный проступок. Виды административных взысканий. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административный проступок.

Уголовное право. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Необходимая оборона. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность. Наказание, его цель и виды. Ответственность несовершеннолетних за уголовные правонарушения.

Основные задачи правоохранительных органов Республики Беларусь. Прокуратура. Органы юстиции. Органы государственного контроля. Органы государственной безопасности.

КУРС ЛЕКЦИЙ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
Тема 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Основные понятия темы

Человек, биологическое, социальное, биосоциальное, индивид, субъект, разум, рациональное (абстрактное) мышление, социализация, техника, окружающая среда, сознание, труд, самосознание.
Содержание темы

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, социальность же – сущность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homosapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и др. системами. Как живой организм, человек может быть больным или здоровым, обладает инстинктами и врождённым поведением.

Но ещё более важной является другая биологическая особенность человека. Все живые существа приспосабливаются к среде обитания путём специализации отдельных органов (одни быстрее бегают, другие имеют маскировочную расцветку или колючки). Человек же, уступая животным в развитии отдельных органов, превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы, как у остальных животных организмов. Это даёт ему возможность приспосабливаться к любым условиям существования на нашей планете и даже вне её, развивать те способности, которые необходимы для выживания.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. В отличие от животных люди в совместных усилиях действуют согласованно, сознательно. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рождения от общества, остаётся животным. Процесс освоения человеком норм и правил жизни общества называется социализацией. В ходе социализации мы становимся членами общества.

Человек – субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду. Человек благодаря своему разуму заставляет одну силу природы, воплощённую в техническом устройстве, воздействовать на другую, добиваясь при этом осуществления своей цели. Техника, изменяясь и совершенствуясь от эпохи к эпохе, позволяет человеку строить свой собственный, рукотворный мир. Ориентация в этом мире требует от человека развития у него особых способностей, и главным образом, рационального мышления.

Итак, социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность.

Исходя из сказанного, укажем на основные отличия человека от животных:

  1. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ;

  2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Он сам моделирует своё поведение, имеет способность предвидеть отдалённые последствия своих действий;

3) Человек обладает абстрактным мышлением и самосознанием.
Вопросы для повторения

  1. Что представляет собой человек как биологическое существо?

  2. В чём проявляется биологическая природа человека?

  3. Почему человек может приспособиться к любым условиям жизни на Земле?

  4. Что такое социализация?

  5. Что такое техника?

  6. В чём проявляется социальная сущность человека?

  7. В чём заключаются основные отличия человека от животных?



Тема 2. СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основные понятия темы

Сознание, познание, оценка, ценность, идеал, деятельность, субъект, объект, средства, цель, мотив, знание, навык, результат, материальная деятельность, духовная деятельность.
Содержание темы

Чтобы быть личностью, человек должен обладать сознанием, в том числе самосознанием – осознанием того, что он из себя представляет.

Сознание – это присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать. Мы осознаём что-либо в том случае, если можем поставить и решить вопросы: что именно происходит, как это можно расценивать, что в связи с этим нужно делать?

Сознание включает в себя:

  1. Знания о действительности, благодаря которым у нас формируются мысли, отражающие свойства познаваемых явлений. Эти мысли идеальны, их нельзя увидеть, но они отражают материальный мир. Высшая форма познания – это наука, которая даёт более полное и точное отражение действительности;

  2. Оценку человеком того, что он видит и обдумывает. Оценивать означает определять своё отношение к чему-то, соотносить этот предмет с нашими интересами и желаниями. Наше сознание обязательно включает в себя ценности и идеалы, правила и нормы жизни, которыми мы руководствуемся.

Оценив происходящее, мы определяем, что можем и должны делать. Сознание неотделимо от деятельности. Исторически оно возникло в процессе совместной деятельности людей и их общения с помощью языка. Изменяя, преобразуя реальные условия жизни, человек изменялся и внутренне, развивалось его сознание.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.

Существенным признаком деятельности является субъективная активность человека, направляемая на природный и социальный мир. Именно эта активность и отличает человека от других живых существ. Поэтому человека иногда и определяют как homoagens (человек деятельный).

Деятельность в обществе предстаёт как целостная система, имеющая сложную структуру с различными элементами.

В качестве важнейших элементов всякой деятельности выступают следующие:

  1. субъект (человек, группа людей, общество в целом) с его целями, мотивами, потребностями, ценностями, знаниями и навыками;

  2. объект (некоторый фрагмент объективного мира, которому противостоит человек в его деятельности);

  3. цель (то, к чему стремится человек; идеальный образ, предвосхищающий результат деятельности);

  4. средства (то, с помощью чего человек изменяет внешний мир);

  5. результат (продукт) деятельности.

Основываясь на различии видов деятельности по их объектам и результатам, выделяют материальную и духовную деятельность, каждая из которых реализуется в системе своих видов и подвидов в самых разнообразных сферах общественной жизни.

Материальная деятельность связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей. Она включает в себя материально-производственную трудовую деятельность, социально-преобразовательную деятельность (политическую и правовую). Т.е. она направлена на преобразование не только природы, но и общества.

Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, художественных, научных и нравственных ценностей. Она включает в себя познавательную деятельность человека, осуществляемую как в форме житейского познания, так и научного и художественного.

Человек как личность проявляет свои качества именно в деятельности, в отношениях с другими людьми. От того, как мы учимся и работаем, как относимся к другим и самим себе, зависит, в каком направлении развивается наша личность.
Вопросы для повторения

  1. Что представляет собой сознание человека?

  2. Какие компоненты можно выделить в структуре сознания?

  3. Что такое познание?

  4. Что представляет собой оценка?

  5. Как связано сознание с деятельностью человека?

  6. Что такое деятельность?

  7. Какова структура деятельности?

  8. Что является наиболее существенным признаком деятельности?

  9. Какие виды деятельности существуют в человеческом обществе?



Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Основные понятия темы

Индивид, индивидуальность, личность, социализация, характер, тип характера, экстраверт, интроверт, темперамент, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Содержание темы

Понятие личности относится к числу сложнейших в обществоведении. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актёра в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату человеком своего места и статуса в определённой иерархии. Как в западном, так и в восточном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности – это неотъемлемая часть человеческого достоинства.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. С помощью этого понятия человек рассматривается как единичный представитель рода человеческого, член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделён (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо более содержателен другой термин – «индивидуальность». Он обозначает уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личностных качеств и свойств.

Все люди появляются на свет как индивиды (за исключением сиамских близнецов) и как индивидуальности. При рождении все дети не только разные, но и уникальные. Первые черты личностного поведения появляются в 2-3-летнем возрасте, поскольку ребёнок попадает в ситуации свободного выбора. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха – всё это формирует личность. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества (т.е. социализации).

Личность – это целостное социальное качество человека. Оно состоит в способности быть сознательным субъектом отношений и деятельности (в способности понимать себя и окружающих, осмысленно действовать, участвуя в жизни общества, и отвечать за все свои поступки).В принципе человек может утратить личностные черты вследствие тяжёлых заболеваний, наркомании, хронического алкоголизма.

Не каждый поступок человек полно и точно выражает его характер. Человек совершает разные поступки, многие из них являются случайными.

Характер человека – это совокупность его относительно устойчивых свойств, которые проявляются в действиях и поступках. Он определяется не только тем,что человек делает,но икак он это делает,какие цели ставит перед собой. Известный швейцарский психолог К.Г. Юнг выделил два основных типа характера (экстраверт и интроверт). Они различаются преобладающей направленностью на внешний или внутренний мир человека.

Экстраверты – люди, главные интересы которых обращены на внешний мир и деятельность в нём. Такие люди активны, общительны, стремятся достигнуть успеха и общественного признания.

Интроверты – люди, главный интерес которых направлен на их внутренний мир, на ход мыслей и переживаний. Они стремятся избегать чрезмерного общения, склонны к самоуглублению.

Все люди отличаются друг от друга особенностями поведения: одни – энергичны,другие – медлительны. Такие признаки поведения личности являются динамическими и во многом зависят от её темперамента

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, которые придаютсвоеобразие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности. Темперамент – это врождённая характеристика человека. Русский физиолог И.П. Павлов научно объяснил происхождение темперамента. По его мнению, в основе темперамента лежит тип нервной системы, который человек наследует от своих родителей. Различают четыре типа темперамента:

  1. Сангвиник – человек подвижный, весёлый, общительный. Он активен, энергичен, легко приспосабливается к новым условиям жизни. Охотно берётся за дело, но может не довести его до конца.

  2. Холерик – человек быстрый, боевой, задорный, легко раздражающийся. Бывает вспыльчив, не сдержан в общении. За дело берётся страстно, но сил его хватает ненадолго.

  3. Флегматик – человек спокойный,медлительный. Его трудно вывести из себя. Это настойчивый и упорный работник.

  4. Меланхолик – человек очень чувствительный, обидчивый, легко ранимый. Тяжело переносит неудачи и обиды. Хорошо справляется с монотонной работой, но плохо приспосабливается ко всему новому.

У большинства людей особенности темперамента не ярко выражены, могут сочетаться с особенностями другого темперамента. Высоких результатов в деятельности могут добиваться люди с самыми разными темпераментами.
Вопросы для повторения

  1. Что такое индивид?

  2. Что представляет собой индивидуальность человека?

  3. Чем характеризуется человеческая индивидуальность?

  4. В чём смысл понятия «личность»?

  5. Каким образом происходит становление личности?

  6. В каком возрасте появляются черты личностного поведения?

  7. Что такое социализация и какую роль она играет в становлении личности человека?

  8. Что такое характер?

  9. Какие существуют типы человеческих характеров?

  10. Каковы основные черты характера экстраверта?

  11. Каковы основные черты характера интроверта?

  12. Что такое темперамент?

  13. Какие существуют типы темперамента?

  14. Как влияют особенности темпераментов на выполнение человеком работы?



Тема 4. ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
Основные понятия темы

Внутренний мир, самосознание, духовность, мировоззрение, мироощущение, миропонимание.
Содержание темы

В процессе исторического развития формируется духовная жизнь общества и человека. Человек ведь не просто приспосабливается к внешним условиям, а творит новое: сначала в своём мышлении и воображении, а затем уже и в реальности. Для того чтобы что-то сделать, нужно учесть все обстоятельства, продумать последствия, т.е. произвести изменения в самом себе, в своём духовном мире.

Последовательно осваивая многообразные программы поведения, деятельности и общения, каждый человек выстраивает собственное мировоззрение, вырабатывает индивидуальную систему взглядов на мир, самого себя и своё место в мире. Наш внутренний мир образует совокупность знаний, оценок, ценностей и убеждений, посредством которых мы выражаем своё отношение к окружающей нас действительности и прежде всего к другим людям.

Важнейшим компонентом сознания и психологии индивида выступает самосознание – осознание человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения. Именно посредством самосознания мы не только определяем своё место в мире, но и осуществляем самоопределение и самооценку.

Духовность – это обобщённая характеристика ценностных ориентиров как отдельного человека, так и общества, в котором он живёт. Уровни духовности различаются тем, в какой степени люди осознают необходимость следовать не только законам природы, но и нормам общественной жизни, в том числе правилам морали. Духовность не сводится только к знаниям, потому что особенно важно, каким целям служат приобретённые знания, соответствуют ли они требованиям гуманизма. Высокая духовность предполагает высокую нравственность. Духовность личности проявляется в её поступках и действиях, в отношении к себе, к людям, к окружающему миру в целом.

Для того, чтобы быть личностью, духовным существом, каждый из нас должен выработать определённое мировоззрение.

Мировоззрение – это обобщённая система взглядов человека на мир и своё место в окружающем мире. Это понимание человеком самого себя, окружающего мира, своей связи с миром. Мировоззрение каждого человека содержит ответы на три основных вопроса: «Что я представляю из себя как человек?», «Что представляет собой окружающий мир – люди и природа, каковы их главные характеристики?», «Как я могу и должен относиться к окружающему миру и к самому себе, что я вообще могу и должен делать?» Каждый человек решает для себя эти вопросы в течение всей сознательной жизни.

Становление мировоззрения начинается ещё в детстве, когда у человека складывается мироощущение (он учится выражать в словах эмоции и чувства). По мере развития познавательной деятельности складывается миропонимание, человек усваивает общие правила поведения, нормы и ценности человеческой жизни.

У каждого человека, сложившегося как личность, есть собственное мировоззрение. Мировоззрение – это основа, духовный стержень личности. Именно оно наиболее полно раскрывает, каков уровень нашей духовности, какие мы на самом деле.
Вопросы для повторения

  1. Что представляет из себя и из чего состоит внутренний мир человека?

  2. Каким образом формируется духовная жизнь человека?

  3. Что такое самосознание?

  4. Каково значение самосознания в духовной жизни личности?

  5. Что такое духовность?

  6. В чём проявляется духовность человека?

  7. Что такое мировоззрение?

  8. На какие вопросы отвечает мировоззрение человека?

  9. Что представляют собой мироощущение и миропонимание?

  10. Как связано мировоззрение с духовностью человека?



  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации