Краснов Б.И., Авцинова Г.И., Сосина И.А. Политический анализ, прогноз, технологии - файл n2.doc

приобрести
Краснов Б.И., Авцинова Г.И., Сосина И.А. Политический анализ, прогноз, технологии
скачать (365.5 kb.)
Доступные файлы (7):
n2.doc415kb.03.04.2009 08:17скачать
n3.doc465kb.03.04.2009 08:17скачать
n4.doc212kb.03.04.2009 08:17скачать
n5.doc364kb.03.04.2009 08:17скачать
n6.doc379kb.03.04.2009 08:17скачать
n7.doc313kb.03.04.2009 08:17скачать
n8.doc198kb.03.04.2009 08:17скачать

n2.doc

  1   2   3   4
Раздел I. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. Политический анализ – наука и искусство




Понятие политического анализа, его виды и формы


Общественная потребность в анализе политических событий появилась в глубокой древности. Период античности – это время перехода от мифа к логосу в понимании общества и государства, период рационализации политико-правовых представлений (Гомер, Гесиод), формирования философского подхода к проблемам государства и права (Пифагор, Гераклит), вычленение нравственно-политических проблем в особую область знания (софисты и Сократ). В это время появляются и первые систематические концепции общественно-политического устройства, классификации форм государственной власти и правления (Платон, Аристотель, Тит Лукреций Кар, Полибий, Цицерон и др.) С введением в науку таких понятий, как "политика", "государство", "право", "мораль", "власть", "республика", "демократия", "охлократия" и др. был заложен понятийно-категориальный аппарат современной политической науки.

Основоположником политического анализа является выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Изучая политику итальянских государств и других регионов Европы, он сделал обобщения по ряду важнейших политических проблем и, в частности, относительно того, что позволяет правителю быть преуспевающим, а государству надёжным и могущественным.

В настоящее время аналитические методы настолько широко распространены в науке, что термин "анализ" часто служит синонимом исследования вообще как в естественных, так и общественных науках (количественный и качественный анализ в химии, диагностика в медицине, разложение сложных движений на составляющие в механике, функциональный, институциональный анализы в социологии, политологии и др.).

Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование. Обычно они образуют его первичную стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта к выяснению его структуры, свойств, элементов, признаков. Однако и на других ступенях познания анализ сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с другими составляющими исследования. Аналитические методы являются одними из главных не только в научном мышлении, но и в практической деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.

Политический анализ является одним из важных вариантов исследования в политической науке, связанный с разделением политической жизни, политики и власти, а также политических событий, явлений, процессов на составные части. Анализ позволяет выявить строение исследуемого политического события, его структуру, разграничить существенное и несущественное. Анализ развивающегося политического процесса даёт возможность определить в нём различные этапы и противоречивые тенденции.

Целью политического анализа является познание частей как элементов политических явлений, процессов, событий, их изучение в качестве относительно самостоятельных сущностей. Однако, анализ приводит к выделению сущности, которая ещё не связана с конкретными формами её проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, ещё не раскрыто как единство в многообразии. Поэтому в неразрывной связи с анализом находится синтез как процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных при изучении политических реалий посредством анализа.

В современных условиях общественная потребность в анализе политических феноменов резко возрастает. Одна из характерных черт современного мирового сообщества – его многоликость, обусловленная рядом причин. Существование различных экономических укладов, многообразие социально-политической, культурной жизни больших и малых народов детерминируют нарастание тенденции поливариантности общественного развития. Эти явления вполне закономерны. Сосуществование в рамках мирового сообщества стран и народов, находящихся на разных ступенях общественного развития, сложность современного политического мира, его многоплановость объективно возводят в ранг приоритета профессиональное выявление тенденций политического развития и воздействия на них, обуславливая потребность в таком уровне социального познания, который позволил бы осуществить системный анализ мирового общественного процесса.

Стремительные экономические, политические, психологические и культурные трансформации российского общества заметно повысили интерес к политике у рядовых граждан, ставших активными участниками социальных изменений. Понятия "власть", "парламент", "президент", "многопартийность", "избирательная система", "права человека" и другие прочно вошли в повседневный обиход. Сегодня мир политики напрямую влияет на жизнедеятельность каждого человека, поэтому возникает потребность его анализа и познания.

Выход на политическую сцену широких масс, прежде участвовавших в политике на принципах жесткой регламентации и дозированной политической информации, обнаружил не только позитивные, но и негативные проявления. Девальвация статуса индивидуальности, затрудненность личностного самовыражения, идеологизированность мышления, низкий уровень гражданского самосознания при тоталитарном режиме в современных условиях находят закономерное продолжение в предпочтительности коллективных форм политической ответственности, неустойчивости политических взглядов, позиций, склонности к использованию незаконных методов воздействия на социально-политическую реальность со стороны властвующей элиты и социальных слоев, пренебрежении к легитимным средствам достижения цели, низкой практической востребованности консенсусных технологий политического участия.

Достижение политически стабильного, экономически процветающего общества невозможно без преодоления этих и других негативных явлений политической жизни, понимания гражданами своей роли и места в обществе, формирования у них чувства собственной политической значимости, сопричастности к общественно-полезным политическим решениям и событиям. Формирование активной жизненной, гражданской позиции, умение ориентироваться в сложных политических ситуациях предполагают развитую способность политических субъектов анализировать и интерпретировать политические события и процессы.

Сегодня резко возрастает цена ошибки при принятии решений внутриполитического и международного значения. В период "холодной" войны, идеологического противоборства Востока и Запада подобный вывод относился, в первую очередь, к военно-политической области. Тенденции современного политического развития, взаимозависимость экономических, политических, культурных, психологических, экологических и иных проблем со всей очевидностью показывают, что именно политические просчеты, способны спровоцировать новые кризисы, конфликты и усугубить имеющиеся. Снизить степень риска принятия политических решений, неадекватных современным реалиям и конкретной ситуации, сделать наиболее обоснованным выбор между альтернативными вариантами, с которыми сталкиваются участники политических событий, поможет всесторонний, объективный анализ внутриполитических и международных процессов в контексте общемирового развития.

Политический анализ – это и наука, и искусство. Искусство, потому что его методами можно овладеть на практике. Аналитик всегда вносит творческое начало в процесс применения научных методов анализа политических явлений. Когда же исследователи рассматривают исторические и современные реалии, обращаясь к фактам, наблюдают феномены индивидуального и группового поведения, выявляют закономерности, изучают статистические материалы, документы, данные анкетных исследований, опросов, лабораторных экспериментов и др., тогда политический анализ по своему подходу к проблемам выступает в роли науки.

В политической истории немало примеров, когда владение искусством политического анализа тесно переплеталось с высоким мастерством практического политического деятеля. Разумеется, каждый политический деятель должен обладать способностью к политическому анализу. Однако не так уж и редки случаи, когда блестящий мастер политического анализа оказывается весьма посредственным политиком. Напротив, у многих выдающихся государственных деятелей, которым были присущи огромные организаторские способности, политическая интуиция, воля, умение лавировать, выбрать наиболее эффективный вариант развития, часто трудно найти откровения по поводу того, каким образом они осуществляли свои функции по управлению страной, регионом, городом.

Известны несколько видов анализа. Одним из них является мысленное расчленение целого на части, выявляющее структуру целого и предполагающее установление отношений между частями. При другом виде анализа свойства или отношения между предметами расчленяются на составляющие элементы; одни из них подвергаются дальнейшему анализу, а от других отвлекаются; на следующем этапе анализу подвергается то, от чего ранее отвлеклись. В результате этого понятия о свойствах предметов и отношений между ними сводятся к более общим и простым.

Политический анализ выступает в различных формах, одной из которых является классификация изучаемых политических событий, процессов. Как и в любой другой отрасли знаний, в политической науке обычно в качестве оснований для классификации выбирают признаки, существенные для данных политических событий. В этом случае классификация выявляет основные сходства и различия между событиями.

Политический анализ выполняет свою методологическую функцию не только в рамках теоретического, но и эмпирического, прикладного подхода к политическим реалиям. Он органично включен в исследования и многих аспектов практической политики. Непосредственно сфокусированный на изучении и решении практических коллизий политической жизни, такой анализ связан с различными сторонами деятельности определенных государств, партий, заинтересованных групп и граждан, причем рассматриваемых в конкретной ситуации и определённом временном контексте.

Эмпирические методы анализа (конкретные данные, например, об элите, рейтинге политических деятелей, позициях политических партий и их парламентских фракций в отношении курса правительства и т.д.) снижают уровень неопределённости абстрактных, теоретических положений, раскрывают отличительные особенности правящей и оппозиционной элиты, характеризуют фазы, этапы властных решений и, тем самым, помогают акторам политического процесса лучше разобраться в текущей политической ситуации, особенностях политической линии лидеров, партий, органов управления, способствуют формулированию практических рекомендаций и краткосрочных прогнозов властным политическим субъектам в целях повышения эффективности их деятельности.

Эмпирические методы стали доминирующими в западной политической науке, особенно в США, где прагматизм и утилитаризм занимают ведущее положение в общественной жизни. Вовлечение в научный оборот аналитических материалов текущей политики (официальных материалов правительства, партийных программ, информации СМИ и т.п.) имеет важное значение, особенно в периоды избирательных кампаний, напряженной социально-политической обстановки (например, при смене кабинета), возникновения новых и обострения старых конфликтов и др. В такие периоды особенно ярко проявляется действие множества самых разнообразных факторов (экономических, психологических, религиозных, культурных, геополитических и других), поэтому выработка рекомендаций по принятию и реализации тех или иных политических решений требует комплексного анализа. Именно в сфере прикладных исследований междисциплинарный характер политологического знания находит свое яркое проявление.

Однако, "бихевиоральная революция", вызвавшая в 50-е годы XX века своеобразный взлёт эмпиризма с его установкой на изучение сугубо практических, повседневных проблем, познание через непосредственно наблюдаемый опыт, систематизируемый по законам логики, имела и определенные негативные последствия для политической науки. В последнее десятилетие XX века стало очевидно, что анализ только количественных параметров явлений, событий и фактов, игнорирование теоретических подходов, в том числе аксиологических, ценностных, наносит явный ущерб политической науке, существенно обедняя содержание и методы политических исследований.

Процесс политического анализа

Политический анализ как специфический исследовательский процесс содержит этапы, логически связанные между собой. Американские учёные Дж.Б. Мангейм и Р.К. Рич выделили четыре таких этапа: концептуализация проблемы, её моделирование, составление программы, выбор методов исследования1.

Любой политический анализ начинается с обозначения проблемы, которая может быть задана извне или обусловлена познавательным интересом. Проблема – это всегда противоречие между потребностями в эффективных практических действиях и отсутствием видимых путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, определить способы, позволяющие воздействовать на социально-политическую реальность в желаемом направлении.

Заказ политологу-аналитику обычно представляется в форме выявленной проблемной ситуации либо указания на какое-то политическое противоречие, неудовлетворительное состояние того или иного компонента структуры политического процесса. Аналитику предстоит сформулировать проблему, которую он будет исследовать, т.е. концептуализировать ее. При этом следует установить наличие показателей, характеризующих ее качественно и количественно, а также выделить в ней главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска.

Конкретизация проблемы предполагает рассмотрение ситуации с точки зрения её влияния на реализацию интересов политических субъектов, деятельность органов государственного управления и т.д., что предполагает тщательный отбор информации, формулировку проблемы с характеристикой её наиболее отличительных черт и структурных компонентов. При этом информация должна отвечать следующим критериям: адекватность характеру решаемой проблемы, достаточность для полноценного рассмотрения проблемы, надёжность (достоверность), своевременность.

Моделирование проблемы (уточнение её важнейших параметров, характеристик) – второй этап аналитического процесса. В нем важно учитывать:

Процесс моделирования проблемы, схематизируя, формализуя и, в определённой степени, упрощая её, одновременно позволяет сфокусировать внимание исследователя на наиболее значимых компонентах, структурах, формах. Этот процесс осуществляется в результате операционализации, т.е. трансформации качественных абстрактных оценок в количественные, визуально наблюдаемые показатели. Уточнение действий при проведении такого рода наблюдений составляет содержание процедуры инструментализации.

Шагом, завершающим эти действия, является измерение проблемы, т.е. выделение соответствующих индикаторов. Индикаторы – это объективно измеряемые показатели состояния ситуации с известными предельными значениями, раскрывающие причинно-следственные связи. С помощью индикаторов определяют критерии эффективных и неэффективных действий, показатели позитивных и негативных изменений ситуации. В целом моделирование, как процесс рационализации представлений исследователя, предполагает использование математического аппарата для описания политических феноменов, что способствует стройности, логичности изложения, верификации сделанных выводов.

Третий этап политического анализа – составление программы исследования, которая является обязательным исходным документом любого политического исследования, независимо от того, является ли оно теоретическим или прикладным. Программа исследования включает в себя следующие разделы:

Программа политического исследования характеризуется наличием как процедурных параметров (описание того, как и в какой последовательности предстоит делать, уточнение значения переменных показателей в рамках альтернативных решений поставленной задачи), так и упорядочением эмпирических данных, взаимоувязкой полученных знаний, результатов, их ориентацией на решение конкретной практической задачи.

Центральный вопрос программы – выявление предмета исследования. Сложность здесь заключается в том, что в одной и той же проблемной ситуации могут выделяться различные аспекты. Иначе говоря, когда аналитик-политолог выбирает предмет исследования, одновременно он формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы исследовательских процедур. Поясним данное положение. Например, предстоит проанализировать низкую эффективность деятельности партии. Предметом исследования может служить система принятия решений в партии, что, в свою очередь, стимулирует анализ путей таких решений, роль коллективных органов, специалистов, экспертов, а также лиц, обладающих неофициальным, латентным (скрытым) влиянием на принятие решений и т.д. В этом случае большое значение имеет изучение документов. Если предположить, что причиной неэффективности деятельности партии является стиль руководства, тогда анкетный опрос, психологическое тестирование выступают в качестве приоритетных методов анализа.

Формирование гипотезы – важнейшая часть исследовательской программы. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение о структуре изучаемого политического явления, события или о характере связей между его компонентами. Гипотеза вырабатывается на основе имеющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотезы:

Дальнейшие этапы эмпирического политического исследования находятся в тесной зависимости от выдвинутых гипотез.

Принципиальное значение имеет четвёртый этап аналитического процесса – этап выбора методов исследования проблемы и ее конкретного решения. Междисциплинарный характер применяемых на данном этапе методик не исключает, а, напротив, предполагает выбор приоритетных средств и приёмов исследования; они определяются характером самой проблемы, уровнем профессионального мастерства аналитика, условиями, в которых осуществляется анализ и т.д. Неотъемлемой составной частью этого этапа является определение правил, процедур предстоящей работы, уточнение последовательности операций. При этом важно учитывать следующее:

Завершается политическое исследование обработкой и интерпретацией данных, получением эмпирически обоснованных обобщений, формированием выводов, предложений и рекомендаций.

Таким образом, научное исследование есть метод проверки теорий, концепций, гипотез путем анализа данных, полученных в результате наблюдений и интерпретаций этих наблюдений в строго заданных условиях. Исследование начинается с теории и заканчивается, как правило, теорией.
  1   2   3   4


Политический анализ – наука и искусство
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации