Дипломная работа - Разработка финансового раздела бизнес-плана предприятия - файл n1.doc

Дипломная работа - Разработка финансового раздела бизнес-плана предприятия
скачать (126.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc670kb.23.12.2011 20:56скачать

n1.doc

  1   2   3


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии

1.1 Сущность, функции и задачи бизнес – плана . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2 Структура бизнес – плана предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

1.3 Состав финансового раздела и оценка эффективности бизнес – плана . 22
2. Исследование практики бизнес – планирования на предприятии ООО «Экран»

2.1 Краткая характеристика анализируемого предприятия . . . . . . . . . 34

2.2 Анализ финансового состояния ООО «Экран» . . . . . . . . . . . . . . 37

2.3 Анализ инвестиционной деятельности на предприятии . . . . . . . . . 52
3. Разработка финансового раздела бизнес – плана развития предприятия

3.1 Предложение новых путей расширения деятельности предприятия . . 64

3.2 Расчет эффективности бизнес-плана развития ООО «Экран» . . . . . . 67
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Приложения


ВВЕДЕНИЕ

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Для составления хорошо разработанного бизнес-плана сначала необходимо изучить условия на рынке товаров и услуг, цены, процентные ставки по кредитам, валютные курсы, сведения демографического характера, уровень дохода населения, рынок сбыта, спрос и предложение на данную продукцию, требования к организации производства, современные виды необходимого оборудования, сырья, материалов и другие факторы, влияющие на производство и реализацию продукции.

Жестко регламентируемой структуры бизнес-плана, естественно, не существует. Она зависит от назначения бизнес-плана, особенностей предприятия, выпускаемой продукции и других факторов. Учитывая многоцелевое предназначение бизнес-плана, целесообразно избрать такую его структуру, которая давала бы возможность руководителям всех уровней использовать бизнес-план как ориентир для деятельности своих подразделений, а сторонним потенциальным контрагентам – понять экономическую привлекательность участия в описываемом проекте.

Одной из главных составляющих бизнес-плана является финансовый план.

Финансовый план – это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам).

Финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана, так как именно он содержит обоснование эффективности хозяйственной деятельности предприятия; коэффициентный анализ ликвидности, платежеспособности, деловой активности, финансовой устойчивости и рентабельности. Поэтому при рассмотрении финансового раздела бизнес-плана можно сделать вывод о финансовом состоянии предприятия.

Предприниматели должны знать источник и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, каковы прибыль, дивиденды, срок окупаемости и возврата.

В связи с этим тема является актуальной.

Практической значимостью дипломной работы является составление, планирование деятельности предприятия ООО «Экран», анализ его финансового состояния, разработка финансового раздела бизнес-плана, рекомендации по улучшению финансового состояния.

Объектом исследования в данной работе является ООО «Экран», предметом исследования – разработка финансового раздела предприятия.

Методологическими основами для выполнения работы явилась бухгалтерская отчетность ООО «Экран», а также труды таких авторов, как: Сухова Л.Ф., Бурова В.П., Иванникова И.А., Павлова В.В. и др.

Цель данной дипломной работы – разработка финансового раздела бизнес-плана предприятия на примере ООО «Экран.

Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:

1) Анализ и оценка существующего понятия о бизнес-планировании;

2) Определение структуры бизнес-плана, изучение роли и состава фи-нансового раздела бизнес-плана;

3) Анализ привлекательности и инвестиционной деятельности ООО «Экран»;

4) Разработка финансового раздела бизнес-плана развития ООО «Экран».

Теоретическими основами данной работы являются налоговый, трудовой и гражданский кодексы РФ, а также труды таких авторов, как: Анискина Ю.П., Бекетовой О.Н.., Бухалкова М.И., Кирсонова К.А., Остапенко В.В., и др.

В данной работе применены следующие методы исследования: аналитические методы, коэффициентный метод анализа финансовой деятельности предприятия, прямой и косвенный методы расчета денежного потока.

Данная работа включает в себя три основные главы.

В первой главе подробно рассматриваются теоретические вопросы, относящиеся к сущности, функциям, задачам и структуре бизнес-плана, составу финансового раздела бизнес-плана.

Вторая глава посвящена анализу хозяйственной деятельности ООО «Экран». Здесь указаны общая характеристика, анализ привлекательности, анализ инвестиционной деятельности предприятия.

В третьей главе отражены предложения по расширению деятельности предприятия, по составлению основных форм финансового раздела бизнес-плана развития, расчет эффективности бизнес-плана развития ООО «Экран».

Планирование является неотъемлемой частью деятельности любого делового предприятия, независимо от того, большое оно или нет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность, функции и задачи бизнес-плана

Бизнес-план это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.

В плане характеризуются основные аспекты коммер­ческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Поэтому бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Бизнес-план помогает решать следующие основные проблемы, возникающие при создании собственного дела:

- определить конкретные направления деятельности пред­приятия, его целевые рынки и место на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;

- зафиксировать состав и показатели товаров и услуг, кото­рые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;

- выявить соответствие имеющегося персонала предприятия и условий в мотивации его труда предъявляемым требованиям;

- определить систему маркетинговых мероприятий по иссле­дованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразова­нию, каналам сбыта и др.;

- оптимизировать организующую структуру управления;

- оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов, возможности достижения поставленных целей;

- выявить те трудности, которые способны помешать выпол­нению бизнес-плана, и наметить меры по их устранению. [32]

Следовательно, бизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела . При этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и т.д.

Бизнес-план является и многоплановым управленческим инструментом. Он предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональ­ной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и фи­нансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление по­тенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый пери­од. [9]

В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элемен­ты функционирования предприятия в условиях рынка, выбор страте­гии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, матери­альных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется неза­висимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, орга­низационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.

Благодаря бизнес-плану появляется воз­можность взглянуть на работу предприятия как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономиче­ских и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизо­ваться.

В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план побуждает тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприя­тия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало сла­бых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания. [32]

Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Составление и реализация плана – непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой (см. рис. 1). [36]
рис.1 Составление и реализация плана


План развития бизнеса

(цели, задачи, средства решения)



Контроль эффективности планирования

(проверка действенности плана)

Действие

(принятие решений, реализация намеченного в плане)

Оценка достигнутых результатов

(сравнение результатов с планом)


Бизнес-планирование занимает все более существенную долю в ведении предпринимательства на современном уровне. В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса откры­вается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает не упустить их и использовать для преобразова­ния и повышения эффективности деятельности на рынке.

Бизнес-план стал принципиально новым для российской эко­номики документом. Основной целью его разработки выступает планирование хозяйственной деятельности предприятия на бли­жайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и наличием необходимых ресурсов. К прочим целям относятся:

- определение бизнес-планом степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;

- конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;

- обеспечение внешних инвестиций.

Бизнес-план учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя. Главным образом это инвесторы. Бизнес-план является документом, позволяющим оценить целесообразность вложения денежных средств (капитал) в разрабатываемый проект. Научно обоснованный бизнес-план является количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов. Кроме инвесторов, заинтересованными лицами могут являться потенциальные потребители и поставщики фирмы.

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рисунке 2.


рис.2 Процесс бизнес-планирования


Предприятие


Экономическая идея

Ресурсы предприятия

Проблема осуществимости идеи





Процесс БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ



Капитал инвестора

Капитал предприятия


Общий капитал





Общая прибыль


Прибыль инвестора

Прибыль предприятия



Распределение общей прибыли


В современной практике бизнес-план выполняет следующие функции:

Бизнес-план, являясь неотъемлемой частью системы планирования на предприятии, является ее отдельным звеном и не ограничивается каким-либо одним видом планирования. Тем не менее, ему все же присущи в достаточной мере устойчивые признаки в соответствии со стоящими перед ним задачами:

- бизнес-план не может включать весь комплекс общих целей предприятия, а лишь одну из них, ту, которая связана с инвестиционным процессом (внутренним или внешним). Бизнес-план – это всегда инвестиции (развитие). Нет инвестиций – не может быть и бизнес-плана (в отличие от других видов планирования, например стратегического);

- в отличие от стратегического и тактического плана, бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены;

- в бизнес-плане функциональные составляющие (план маркетинга, план производства и т.п.) в отличие от всех других видов планов, являются полноправными, равновесными частями структуры.

Однако, в современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования, что является неотъемлемой частью бизнес-плана.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:

Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Финансовый план как составляющая бизнес плана является ключевым разделом бизнес-плана и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции или услуг. При его разработке учитываются характеристики среды, в которой предполагается реализация намеченного - налоговые условия; изменения курса валют, по которым ведутся расчеты; дифференцированная инфляционная характеристика среды; дата начала и время реализации проекта.

Тщательно подготовленный и составленный план бизнеса открывает перспективу его развития, то есть отвечает на самый важный вопрос: стоит ли вкладывать силы и средства в это дело, принесет ли оно такую прибыль, которая окупит все затраты.

1.2 Структура бизнес-плана предприятия

Бизнес-план как документ наделен специфичными, только ему присущими чертами, но при этом о нем нельзя говорить как о документе со строго заданными параметрами. Четкой регламентации структуры бизнес-плана не существует. Однако есть ряд пунктов, которые являются основополагающими и без которых бизнес-план не может играть поставленной перед ним роли: это разделы, освещающие идеи, цели бизнеса, специфику продукта предприятия, определяющие структуру будущего предприятия, его финансовый проект и перспективы развития, предлагающие конкретную стратегию поведения фирмы в реальных рыночных условиях.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Когда в плане требуется менее объемная проработка, часть разде­лов может вообще отсутствовать. Когда же план предстоит разра­батывать в полном объеме, для этого проводятся объемные маркетинговые исследования, а в сам план включаются все документы, использованные при его разработке. [24]

Если предприятие, наметив рост производства продукции или освоение новой техники, не имеет для этого достаточных мощно­стей, то оно может использовать бизнес-план, чтобы привлечь капи­тальные вложения либо новых партнеров, инвесторов, кредиторов, спонсоров. Для этого может быть подготовлено краткое описание бизнес-плана, называемое бизнес-предложением. Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени своей заинтересованности в нем. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой и областью деятельности предприятия. Он должен быть написан просто и ясно и иметь четкую структуру, например такую, какую рекомендует Минэкономразвития России.

1. Вводная часть.

2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие

3. Описание проекта.

4. Производственный план.

5. План маркетинга и сбыта продукции.

6. Организационный план реализации проекта.

7. Финансовый план реализации проекта.

8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляе­мых в ходе реализации проекта.

При необходимости большей детализации в бизнес-план включаются приложения. Это документы, иллюстрирующие те или иные положения, исходя из которых производится планирование. Количество и состав приложений определяются в зависимости от поставленной цели, предмета бизнеса и других факторов. [9]

Наиболее распространенные документы, входящие в приложения:

- технические данные о продукции;

- анкеты руководящих работников;

- организационная и другие схемы;

- результаты аудиторских проверок;

- мнения консультантов и экспертов.

Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела.
Вводная часть бизнес-плана включает:

• титульный лист;

• резюме;

• меморандум о конфиденциальности

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия - инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.

Резюме является разделом бизнес-плана, в котором вкратце подается вся информация. Фактически резюме - это бизнес-план, сжатый до 2-3 страниц. Цель раздела - убеждение потенциальных партнеров и инвесторов в возможности делового сотрудничества и инвестирования в предлагаемое дело. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель.

Меморандум составляется с целью предупреждения лиц, знако­мящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В меморандуме может содержаться напоминание о том, что читающий берет на себя ответственность и гарантирует не­разглашение содержащейся в бизнес-плане информации без предва­рительного согласия автора. Меморандум может содержать требова­ние о возврате бизнес-плана и запрет на копирование материала.
Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие, призван определить:

• состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвести­рования;

• прогноз объема производства продукции (услуг), которую мо­жет выпускать (оказывать) предприятие в условиях конкуренции.

Для решения первой задачи в бизнес-плане целесообразно дать ретроспективный анализ текущего состояния дел и развития отрасли за предшествующие 5—10 лет, описать возможные тенденции разви­тия отрасли в целом, соответствующих производств в регионах, где планируется сбыт продукции, и за рубежом.

Для решения второй задачи необходимо описать основных кон­курентов на региональном, внутреннем и внешнем рынках по следу­ющим позициям:

• номенклатура и сбыт выпускаемой продукции;

• рынки и доли конкурентов на них;

• конкурентоспособность продукции;

• ценовая политика и политика в области сбыта;

• состояние производственной базы.

Анализ данных позволит определить конкурентные преимуще­ства предприятия или выявить его недостатки, определить методы конкурентной борьбы с другими предприятиями. По результатам анализа потенциальный инвестор получит представление о возмож­ностях предприятия вести успешную конкуренцию.
В описании проекта освещаются следующие вопросы:

• данные о размере и перспективах предприятия, профиле дея­тельности, особенностях производимых товаров и услуг, обеспечива­ющих преимущества в конкуренции;

• основные тенденции развития рынка, слабые стороны пред­приятий-конкурентов, планы роста и расширения деятельности;

• данные о прибыли, ожидаемая рентабельность, доходность на инвестируемый капитал, время достижения точки безубыточности и превышения наличных поступлений над платежами;

• сумма необходимого финансирования и направления исполь­зования капитала;

• конкурентные преимущества предприятия в данный период и возможные преимущества после реализации проекта, слабые сторо­ны предприятий-конкурентов.

И сам предприниматель, и его инвесторы точно должны знать, что, какие продукты и услуги планируется предлагать рынку. То есть бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара.
Производственный план

Производственный план как часть бизнес плана организации составляется в основном для тех хозяйствующих субъектов, которые заняты непосредственным производством каких-либо товаров.

Основной задачей производственного плана является увеличение заинтересованности реального партнера или инвестора в Вашем предприятии и доказательство того, что Ваше предприятие способно производить необходимое количество нужной продукции в отведенные для этого сроки и с соответствующим качеством.

Немаловажную роль в составлении производственного плана следует отвести вопросам поставки сырья, материалов и полуфабрикатов для производства продукции, от которых зависит постоянство технологического процесса. Необходимо отметить, каким образом будет организована поставка сырья и материалов на предприятие, и какими запасами материальных ценностей располагает предприятие до начала массового производства продукции.

Следующим важным пунктом производственного плана является описание наличия и количества основных средств, а также оборудования имеющегося в распоряжении предприятия. Без основных средств не мыслим процесс производства продукции ни в одном технологическом процессе, поэтому данному пункту плана следует уделить большое внимание.

Также следует детально описать и сам технологический процесс производства продукции. При этом необходимо сопровождать описание всех стадий процесса производства различными схемами и иллюстрациями, это необходимо для того, чтобы читатель Вашего производственного плана имел четкое представление о том, как, откуда и куда поступают материалы на предприятие необходимые для производства продукции.

В производственном плане не маловажно дать описание вопросам обеспечения предприятия энергетическими ресурсами и их источниками, а также наличие всех видов энергии в производственном процессе.

Особое внимание при создании производственного плана следует уделить характеристике персонала предприятия. При этом в подробное описание должны быть включены следующие виды работников: производственный персонал, административно-управленческий персонал и инженерно-технический персонал. Давая характеристику всех групп работников, следует подробно описать условия их труда, особенности оплаты и стимулирования трудящихся.

В заключении производственного плана необходимо описать предполагаемый уровень затрат на производство продукции, и их структуру, а также по возможности описать динамику производства на ближайшее время, или в перспективе.
План маркетинга и сбыта продукции

В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.

Этот раздел один из наиболее значимых в бизнес-плане. Результаты исследования рынка — это база для разработки долгосрочной маркетинговой и ценовой стратегии предприятия, его текущей политики. Ввиду важ­ности и сложности этот раздел целесообразно готовить в первую очередь, проверив данные о рынке, его объемах и темпах роста по дополнительным альтернативным источникам.

Исследование рынка в бизнес-плане включает три блока:

1) анализ, спроса на товары и услуги на рынке и тенденции его развития;

2) описание структуры рынка, его основных сегментов, форм и методов сбыта;

3) исследование условий конкуренции на выбранных сегментах рынка. От оценок сбыта в данном разделе зависят все последующие разделы плана. Объем реализации товаров и услуг, планируемый в результате исследования рынка, оказывает непосредственное влияние на планы производства и маркетинга, а также на размер инвестируе­мого капитала. Данные анализа конкурентной обстановки в значитель­ной степени предопределяют стратегию сбыта и ценовую стратегию предприятия на выбранных сегментах рынка.
Организационный план

Успешная реализация бизнес-плана во многом зависит от организации дела и управления компанией или проектом, как будет организована деятельность предприятия, какова будет структура и форма собственности, сколько необходимо персонала.

Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы. Структуру организации лучше изобразить в виде схемы, которая наглядно объяснит внутреннее устройство организации, взаимодействие различных подразделений, направление организационных потоков.

В этом разделе приводятся подробные данные о каждом руково­дителе предприятия, наиболее крупных держателях акций, составе команды разработчиков проекта, партнеров данного проекта, и описывается структура с помощью которой, партнеры организации, сотрудничая друг с другом будут добиваться поставленных целей организации. Также в плане отражаются основные условия и требования, ориентированные на разработку и выпуск из производства новых видов продукции, товаров, работ или услуг, в запланированные для этого сроки.

В организационном плане также подлежит рассмотрению система управления намеченными действиями и планом в целом, схема с описанием сотрудничества всех партнеров по проекту, описание всех расчетов реализации проекта включая график работ, перечисление подразделений организации, которые будут участвовать в реализации проекта с указанием их функций, описание координирования все взаимосвязанных подразделений и служб предприятия в осуществлении намеченных действий, формирование сопроводительной документации к проекту.

Финансовый план

В этом разделе бизнес-плана обобщаются все предшествующие материалы разделов и представляются в стоимостном варианте.

Финансовый план является результирующим для всей производственной части проекта, он позволяет: связать все действия по реализации проекта между собой; оптимально распределить все имеющиеся ресурсы; определить календарные сроки финансирования; распределить работы между участниками проекта.

Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана это определение источников капитала, необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.

Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения денежных средств. [1]
Оценка экономической эффективности затрат

Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта, занимает центральное место в выборе возможных вариантов вложения средств. При разработке этого раздела бизнес-плана оцениваются эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте. Эффективность проекта в целом показывает его потенциальную привлекательность для возможных участников и источников финансирования. Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки его реализуемости и заинтересованности в нем всех участников.

Выбор методов и критериев оценки инвестиционных объектов зависит от специфики проекта, заложенных в нем нововведений (инноваций), типа отрасли и ряда других факторов. Оценка эффективности инвестиционного процесса выполняется путем сопоставления результатов, полученных в течение жизненного цикла проекта, и необходимых для их достижения затрат. В основе оценки эффективности проекта лежит сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в большинстве случаев к различным временным периодам. Поэтому наиболее важной проблемой в этом случае является проблема сопоставления доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причиной необходимости проведения процесса дисконтирования (т.е. приведения в сопоставимый вид) может являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д. [5]

Эффективность проекта в целом показывает его потенциальную привлекательность для возможных участников и источников финан­сирования. При этом оцениваются общественная эффективность, учитывающая социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, и коммерческая эффективность, учи­тывающая финансовые последствия непосредственно для участни­ков проекта.

Эффективность участия в проекте определяется с целью провер­ки его реализуемости и заинтересованности в нем всех участников.

Показатели эффективности проекта:

1.3 Состав финансового раздела и оценка эффективности проекта

Финансовый план - один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации. Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.

Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким. Здесь выделяют комплекс вопросов, решаемых в процессе подготовки инвестиционного проекта на этапе финансового анализа. Финансовый анализ должен сопровождать разработку проекта с самого начала. Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов. [10]

Финансовое обоснование проекта выступает критерием принятия инвестиционного решения, поэтому разработка финансового плана должна вестись особо тщательно. Цели и задачи прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности инвестиционного объекта заключаются, прежде всего, в оценке затрат и результатов, выраженных в финансовых категориях.

Этот план дает представление об источниках и размерах финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, о направлениях использования средств, о размерах наличности, промежуточных и конечных результатах деятельности.

Финансовый план просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Здесь наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениям и выплатам) должно быть подробно описано текущее финансовое состояние предприятия (при условии, что проект реализуется на действующем предприятии). Обычно финансовый раздел представлен тремя основными документами:

Балансовая ведомость. Балансовая ведомость представляет финансовые условия компании к определенной дате. Она детально описывает элементы собственности компании (активы) и величину обязательств (пассив). Она также показывает чистую стоимость компании и ее ликвидность. Этот документ необходимо составлять на 3-4 года вперед. Его особенность заключается в том, что он не отражает результатов деятельности компании за определённый период, а фиксирует сильные и слабые стороны с точки зрения финансов на данный момент. Любой отдельно взятый элемент баланса сам по себе значит немного, однако, когда все эти элементы рассматриваются в соотношении друг с другом, это позволяет судить о финансовом положении фирмы. Составить такой отчёт достаточно легко: он показывает, как будет получен стартовый капитал (источник долга + собственный капитал) и как предполагается его расходовать. В проектировках баланса на дальнейший период должен учитываться исходный баланс, а также особенности развития компании и результаты её финансово – экономической деятельности.

Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте активов и об устройстве финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени. [12]

Отчет о прибылях и убытках. Стандартный отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых трех лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В этот раздел бизнес-плана вносятся все основные моменты, которые могут дать снижение продаж от проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам. В наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки.

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.
План – отчёт о движении денежных средств. Это прогноз движения денежных потоков составляется помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере, для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства. Данный отчёт составляется как суммарный результат деятельности фирмы по всем видам товаров и услуг, в его структуру в частности входят планируемые и фактические капиталовложения в деятельность компании за отчётный период.

Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.

На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта.

Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наиболее часто используемые в практике промышленных предприятий следующее:

Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период времени проекта.

Каждая из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и дана оценка последствий ее применения. [32]
Система показателей эффективности проекта представляется двумя группами показателей: показатели финансового состояния предприятия и показатели эффективности инвестиций, рассчитанные по выбранной ставке дисконтирования.

Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации проекта: прибыльность проекта, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности: ликвидности и финансовой устойчивости.

Вторая группа показателей характеризует эффективность инвестиций в проект: срок окупаемости, чистая приведенная величина дохода, индекс прибыльности (характеризует прибыльность проекта), внутренняя норма рентабельности.

При расчете данных показателей часто вызывает затруднения у разработчиков проекта выбор ставки дисконтирования, поскольку отсутствуют методики по ее определению. При назначении ставки дисконтирования обычно ориентируются на существующую или ожидаемую ставку по банковским кредитам или депозитам или на субъективную оценку, основанную на опыте инвестора. [22]

Данные показатели равно как и соответствующие им методы, используются в двух вариантах:

Оценка финансовой эффективности проекта осуществляется с учетом принципа «стоимости денег во времени». Данный принцип гласит: «Рубль сейчас стоит больше, чем рубль, полученный через год», т. е. каждый новый поток денег, полученный через год, имеет меньшую стоимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный на год раньше. Поэтому все притоки и оттоки, полученные на разных этапах реализации проекта, приводятся к сегодняшней (текущей) стоимости путем дисконтирования. Это позволяет сравнить их и рассчитать основной показатель финансовой эффективности проекта - NPV (Net Present Value) чистую текущую (или приведенную) стоимость. [22]

Для анализа целесообразности реализации проекта возникает необходимость прогноза темпов инфляции на весь срок действия (по периодам) объекта инвестиций. При этом желательно принимать несколько альтернативных прогнозов - пессимистических и оптимистических.

На основании оценки эффективности инвестиционного проекта инвесторы и другие его участники принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке его параметров, условий реализации, возможных путях повышения эффективности и т.д.

Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.

Важнейшим показателем эффективности инвестиционного проекта является чистая текущая стоимость (другие названия ЧТС - интегральный экономический эффект, чистая текущая приведенная стоимость, чистый дисконтированный доход, Net Present Value, NPV) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период.

Этот метод основан на использовании понятия чистого современного значения (Net Present Value)

где CFi - чистый денежный поток, r - стоимость капитала, привлеченного для инвестиционного проекта.
NPV= ? PV-? I
PV - приведенный денежный поток (дисконтированный) за весь период эксплуатации инвестиционного проекта;

I-инвестиции, направленные на реализацию инвестиционного проекта.

r – ставка дисконтирования по проекту

В соответствии с сущностью метода современное значение всех входных денежных потоков сравнивается с современным значением выходных потоков, обусловленных капитальными вложениями для реализации проекта. Разница между первым и вторым есть чистое современное значение, величина которого определяет правило принятия решения.

Процедура метода.

Шаг 1. Определяется современное значение каждого денежного потока, входного и выходного.

Шаг 2. Суммируются все дисконтированные значения элементов денежных потоков и определяется критерий NPV.

Шаг 3. Производится принятие решения:

для отдельного проекта: если NPV больше или равно нулю, то проект принимается;

для нескольких альтернативных проектов: принимается тот проект, который имеет большее значение NPV, если только оно положительное.

Чистая текущая стоимость используется для сопоставления инвестиционных затрат и будущих поступлений денежных средств, приведенных в эквивалентные условия.

Для определения чистой текущей стоимости прежде всего необходимо подобрать норму дисконтирования и, исходя из ее значения, найти соответствующие коэффициенты дисконтирования за анализируемый расчетный период.

После определения дисконтированной стоимости притоков и оттоков денежных средств чистая текущая стоимость определяется как разность между указанными двумя величинами. Полученный результат может быть как положительным, так и отрицательным.

Таким образом, чистая текущая стоимость показывает, достигнут ли инвестиции за экономический срок их жизни желаемого уровня отдачи:

Наиболее эффективным является применение показателя чистой текущей стоимости в качестве критериального механизма, показывающего минимальную нормативную рентабельность (норму дисконта) инвестиций за экономический срок их жизни. Если ЧТС является положительной величиной, то это означает возможность получения дополнительного дохода сверх нормативной прибыли, при отрицательной величине чистой текущей стоимости прогнозируемые денежные поступления не обеспечивают получения минимальной нормативной прибыли и возмещения инвестиций. При чистой текущей стоимости, близкой к 0 нормативная прибыль едва обеспечивается (но только в случае, если оценки денежных поступлений и прогнозируемого экономического срока жизни инвестиций окажутся точными).

Несмотря на все эти преимущества оценки инвестиций, метод чистой текущей стоимости не дает ответа на все вопросы, связанные с экономической эффективностью капиталовложений. Этот метод дает ответ лишь на вопрос, способствует ли анализируемый вариант инвестирования росту ценности фирмы или богатства инвестора вообще, но никак не говорит об относительной мере такого роста. [22]

А эта мера всегда имеет большое значение для любого инвестора. Для восполнения такого пробела используется иной показатель - метод расчета рентабельности инвестиций.

Индекс доходности дисконтированных инвестиций (другие названия - ИДД, рентабельность инвестиций, Profitability Index, PI) - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. ИДД равен увеличенному на единицу отношению ЧТС (NPV) к накопленному дисконтированному объему инвестиций.

При расчете ИДД могут учитываться либо все капиталовложения за расчетный период, включая вложения в замещение выбывающих основных фондов, либо только первоначальные капитальные вложения, осуществляемые до ввода предприятия в эксплуатацию. В этом случае соответствующие показатели будут иметь различные значения.

Индексы доходности дисконтированных инвестиций превышают 1, если и только если для этого потока чистая текущая стоимость положительна.

В процессе определения чистой текущей стоимости нескольких инвестиционных проектов сталкиваются с проблемой выбора из альтернативных инвестиций, отличающихся по своим размерам. При этом чистая текущая стоимость может оказаться равной для этих инвестиционных проектов.

Внутренняя норма доходности (другие названия - ВНД, внутренняя норма дисконта, внутренняя норма прибыли, внутренний коэффициент эффективности, Internal Rate of Return, IRR).

По определению, внутренняя норма прибыльности (иногда говорят доходности) (IRR) - это такое значение показателя дисконта, при котором современное значение инвестиции равно современному значению потоков денежных средств за счет инвестиций, или значение показателя дисконта, при котором обеспечивается нулевое значение чистого настоящего значения инвестиционных вложений.

Экономический смысл внутренней нормы прибыльности состоит в том, что это такая норма доходности инвестиций, при которой предприятию одинаково эффективно инвестировать свой капитал под IRR процентов в какие-либо финансовые инструменты или произвести реальные инвестиции, которые генерируют денежный поток, каждый элемент которого в свою очередь инвестируется по IRR процентов.
IRR= (n? ? PV/? I) – 1

ВНД определяется как та норма дисконта (E), при которой чистая текущая стоимость равна нулю, т.е. инвестиционный проект не обеспечивает роста ценности фирмы, но и не ведет к ее снижению. Именно поэтому в отечественной литературе ВНД иногда называют поверочным дисконтом, так как она позволяет найти граничное значение нормы дисконта (Eв), разделяющее граничные инвестиции на приемлемые и не выгодные. Для этого ВНД сравнивают с принятой для проекта нормой дисконта (E).

Принцип сравнения этих показателей такой:

Таким образом, ВНД становится как бы ситом, отсеивающим невыгодные проекты.

Кроме того, этот показатель может служить основой для ранжирования проектов по степени выгодности, при прочих равных условиях, т.е. при тождественности основных исходных параметров сравниваемых проектов:

Внутренняя норма доходности может быть использована также:

Для оценки эффективности инвестиционных проектов за первые К шагов расчетного периода используется показатель текущей внутренней нормы доходности (текущая ВНД), определяемой как такое число ВНД (K), что при норме дисконта Е = ВНД (K) величина ЧТС (K) обращается в 0, при всех больших значениях E - отрицательна, при всех меньших значениях E - положительна. Для отдельных проектов и значений K текущая ВНД может не существовать.

Таким образом, IRR является как бы “барьерным показателем”: если стоимость капитала выше значения IRR, то “мощности" проекта недостаточно, чтобы обеспечить необходимый возврат и отдачу денег, и следовательно проект следует отклонить.

Сроком окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования. Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущая чистая текущая стоимость ЧТС (K) становится и в дальнейшем остается неотрицательной (рис.3).

Максимальный денежный отток с учетом дисконтирования (потребность в финансировании с учетом дисконта, ДПФ) - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина ДПФ показывает минимальный дисконтированный объем внешнего (по отношению к проекту) финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости (рис.4). [35]




рис.3. Графическая интерпретация срока окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования


Рис.4. Графическая интерпретация максимального денежного оттока с учетом дисконтирования (ДПФ)


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЭКРАН»

2.1 Краткая характеристика анализируемого предприятия

Фирма является обществом с ограниченной ответственностью (ООО) со среднесписочной численностью 21 человек.

ООО “ЭКРАН ” было образовано в 1998 году, является зарегистрированным юридическим лицом Российской федерации, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием на место нахождения Общества, бланки установленного образца, товарный знак и знаки обслуживания. Целью деятельности общества является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

Предметом деятельности ООО “ЭКРАН ” является:

- оптовая и розничная торговля товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения;

- оказание бытовых услуг населению: ремонт телерадиоаппаратуры, ремонт и установка телеантенн, парикмахерская;

- ритуальные услуги и производство ритуальных принадлежностей;

- осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству РФ;

- деревообработка (работа по лесозаготовкам и все виды обработки древесины для нужд населения).

Общество самостоятельно планирует свою производственно - хозяйственную деятельность. Ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет и отчетность в порядке, установленном действующим законодательством и несет за ее достоверность, сохранность и сроки представления.

Бухгалтерский учет организации ведется силами структурного подразделения - бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером, непосредственно подчиненным директору. Учет осуществляется по мемориально-ордерной форме учета с элементами компьютерной обработки.

Высшим органом управления Общества является общее собрание участников, которое руководит деятельностью Общества в соответствии с Уставом Общества.

Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интерес его кредиторов, и составляет 20000 (Двадцать тысяч рублей). Единоличным исполнительным органом Общества является директор. Он определяет организационную структуру Общества, утверждает штатное расписание Общества, утверждает договорные тарифы на услуги. Имущество Общества образуется за счет вкладов в уставный капитал, а также за счет доходов, получаемые от оказания услуг. Резервный фонд образуется за счет отчислений в размере не более 5%. Общая площадь земли, находящаяся в собственности предприятия ООО «ЭКРАН». Управленческая структура ООО “Экран”, представлена на рисунке 5.

рис.5. Управленческая структура ООО «Экран»

Исполнительным единоличным органом Общества является генеральный директор, который решает все вопросы текущей деятельности Общества, за исключением вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров и совета директоров, без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы, совершает сделки от имени Общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

2.2 Анализ финансового состояния ООО «Экран»

Анализ ликвидности бухгалтерского баланса, оценка показателей ликвидности.

Под ликвидностью организации понимается ее способность покрывать свои обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности организации представляет собой анализ ликвидности баланса и заключается в сравнении средств по акти­ву, сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке убывания с обязательствами по пассиву, объединенными по срокам их погашения в порядке возрастания сроков. [11]

Ликвидность активоввеличина, обратная ликвидности ба­ланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов об­рел денежную форму, тем выше его ликвидность.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превра­щения в денежные средства, активы организации разделяются на следующие группы:

1)Наиболее ликвидные активы А1:

•суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для проведения расчетов немедленно;

• краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) :

А1 = строка 260 + строка 250.

2)Быстро реализуемые активы А2 - активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время:

•дебиторская задолженность (платежи по которой ожида­ются в течение 12 месяцев после отчетной даты);

• прочее дебиторские активы:

А2 = строка 240 + строка 270.

3)Медленнореализуемые активы А3 - наиме­нее ликвидные активы:

• запасы, кроме строки «Расходы будущих периодов»;

• налог на добавленную стоимость по приобретенным цен­ностям;

• дебиторская задолженность (платежи по которой ожида­ются более чем через 12 месяцев после отчетной даты).

А3 = строка 210 + строка 220 + строка 230 — строка 217.

4)Труднореализуемые активы А4все статьи I раздела баланса «Внеоборотные активы» :

А4 = строка 190.

Эти активы предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение достаточно длительного периода времени.

Первые три группы активов могут постоянно меняться в тече­ние хозяйственного периода и относятся к текущим активам орга­низации. Они более ликвидны, чем остальное имущество фирмы.

Обязательства организации (статьи пассива баланса) также группируются в четыре группы и располагаются по степени сроч­ности их оплаты.

1.Наиболее срочные обязательства П1:

• кредиторская задолженность;

• задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;

• прочее краткосрочные обязательства;

• ссуды, не погашенные в срок:

П1 = строка 620 + строка 630 + строка 660.

2.Краткосрочные пассивы П2:

• краткосрочные займы и кредиты;

• прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 меся­цев после отчетной даты:

П2 = строка 610.

3.Долгосрочные пассивы П3:

• долгосрочные кредиты и займы, статьи раздела IV баланса.

П3 = строка 590.

4. Постоянные пассивы П4:

- статьи раздела III баланса «Капитал и резервы»;

- отдельные статьи раздела V баланса «Краткосрочные обязательства», не вошедшие в предыдущие группы;

• доходы будущих периодов;

• резервы предстоящих расходов.

П4 = строка 490 + строка 640 + строка 650.

табл.1 Анализ ликвидности баланса ООО “Экран ”

Актив, тыс. руб.

Пассив, тыс. руб.




2008г.

2009 г.

2010 г.




2008г.

2009 г.

2010 г.

А1

6

7

25

П1

324

336

848

А2

168

21

0

П2

-

-

-

А3

1768

2585

3618

П3

-

-

-

А4

452

578

509

П4

2070

2855

3304

Баланс

2394

3191

4152

Баланс

2394

3191

4152

Баланс недостаточно ликвидный, т.к. не соблюдаются 4 условия соотношений групп активов и обязательств:

А1? П1; А2 ? П2; А3 ? П3; А4?П4

В 2010 году группа А2=П2, т.е. отсутствуют , а А3> П3 с 2008 по 2010 год.

Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выяснить текущую ликвидность.[16] В ООО «Экран» произошло увеличение наиболее ликвидных активов практически в 4 раза к концу 2010 года, что влияет положительно на ликвидность баланса. Однако размер быстрореализуемых активов резко сократился на 147 тыс. руб. в 2009 году, а в 2010 году отсутствует совсем, что свидетельствует об уменьшении платежеспособности предприятия на ближайшее время, т.е. на будущий год.

Сопоставив итоги первой группы по активу и по пассиву, т. е. А1 и П1 (сроки до трех месяцев) мы видим, что текущих платежей у организации гораздо больше, чем поступлений в нее. Текущие платежи у организации увеличились более чем в 2 раза на конец 2010 года. Поступления также увеличились, но они не смогут покрыть всех текущих платежей организации. То есть предприятие пока не способно погасить текущую задолженность.

Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву, т. е. А2 и П2 (в среднем это сроки от 3-х до 6-ти месяцев), показывает, что предприятие не имеет займов и кредитов и дебиторская задолженность на конец 2010 года отсутствует, что свидетельствует об уменьшении текущей ликвидности.

Сопоставление итогов по активу и по пассиву для третьей и четвертой групп отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем. У ООО «Экран» достаточно собственного капитала организации (П4) для покрытия трудно реализуемых активов (А4).

Произведем расчет финансовых коэффициентов ликвидности, который производится путем поэтапного сопос­тавления отдельных групп активов с краткосрочными пассивами на основе данных баланса. [18]

1)Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) - показывает, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства:

Ктл = итог II раздела актива баланса / (П1+П2)

2)Коэффициент критической (промежуточной) ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счет денежных средств, кратко­срочных финансовых вложений и дебиторских долгов:

Ккл = (А1+А2) / (П1+П2)

3)Коэффициент абсолютной ликвидности - показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время, что является одним из условий платежеспособности:

Кал = А1/ (П1+П2)

табл.2 Анализ ликвидности баланса на основе расчета коэффициентов

Коэффициенты

Норматив

2008г.

2009

2010

К-т текущей ликвидности

Ктл >1-2

5,99

7,77

4,29

К-т критической ликвидности

Допустимое = 0,7-0,8;

Желательно Ккл >1,5

0,53

0,09

0,03


К-т абсолютной ликвидности

Кал>0,2-0,7

0,02

0,02

0,03

Значения коэффициента текущей ликвидности превышает нормальное значение, из чего можно сделать вывод, что ООО “Экран ” располагает достаточным объемом свободных ресурсов (чем выше коэффициент, тем больше этот объем), формируемых за счет собственных источников.

Динамика значений коэффициента «критической» оценки в 2008г. близка к положительной, но в 2009-2010г. значение резко снизилось от нормального; дебиторская задолженность снизилась и в 2010г-отсутствует совсем, кредиторская задолженность возросла, наличие денежных средств незначительное. Все это привело к снижению коэффициента быстрой ликвидности, т.е. предприятие стало неплатежеспособным.

Коэффициент абсолютной ликвидности в 2008 году ниже нормального ограничения, наблюдается дальнейший спад , это говорит о том, что предприятие не может погасить кредиторскую задолженность за счет денежных средств, кратко­срочных финансовых вложений и дебиторских долгов немедленно.
Оценка и анализ активов и пассивов организации.

Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции, об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса.

Основными признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (быстрота превращения в де­нежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные, или основной капитал (I раз­дел актива баланса), и текущие (оборотные) активы (II раздел актива баланса). [19]

Размещение средств предприятия имеет очень большое зна­чение в финансовой деятельности и повышении ее эффективно­сти. От того, какие средства вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и в сфере обращения, в денежной и материальной форме, насколько оп­тимально их соотношение, во многом зависят результаты произ­водственной и финансовой деятельности, следовательно, и фи­нансовое состояние предприятия. В связи с этим в процессе анализа активов предприятия в первую очередь изучим изменения в их составе и структуре.

табл. 3 Аналитическая группировка статей актива баланса

АКТИВ

2008

2009

2010

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ










Основные средства

302

428

359

Незавершённое строительство

150

150

150

ИТОГО

452

578

509

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ










Запасы, в т.ч.

1768

2585

3618

сырье, материалы и другие аналогичные


1505


2387


3413

готовая продукция и товары для перепродажи


263


198


205

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

168


21


0

в т.ч. покупатели и заказчики

168

21

0

Денежные средства

6

7

25

ИТОГО

1942

2613

3643

БАЛАНС

2394

3191

4152

В ООО «Экран» в течение трёх лет произошло увеличение денежных средств на счетах в банке, значит, улучшилось финансовое состояние предприятия. Их сумма должна быть такой, чтобы обеспечить погашение всех первоочередных пла­тежей. Наличие больших остатков денежных средств на протя­жении длительного времени может быть результатом непра­вильного использования оборотного капитала. Они должны быстро пускаться в оборот с целью получения прибыли путем расширения своего производства или вложения в акции и цен­ные бумаги других предприятий.

Необходимо проанализировать влияние на финансовое состояние предприятия изменения счетов дебиторов. В нашем случае дебиторская задолженность в 2008 году- 168 т.р., в 2009 году она резко сократилась до 21 т.р., в 2010 году и вовсе отсутствует. Это говорит о сокращении продаж, поскольку готовая продукция сократилась, а сырье и материалы увеличились.

Необходимо отличать нормальную и просроченную задолженности. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и на другие цели. Замораживание средств приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Поэтому каждое предприятие заин­тересовано в сокращении сроков погашения платежей.

Изменение внеоборотных активов произошло за счёт приобретения новых основных средств, что положительно влияет на финансовое состояние.

Если в активе баланса отражаются средства предприятия, то в пассиве — источники их образования. Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. Необходимость в собственном капитале обусловлена требо­ваниями самофинансирования предприятий. Собственный ка­питал является основой независимости предприятия. Однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предпри­ятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство носит сезон­ный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие периоды их будет недоставать. Кроме того, следует иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспе­чить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала.

В то же время если средства предприятия созданы в основ­ном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое по­ложение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосроч­ного использования необходима постоянная оперативная рабо­та, направленная на контроль за их своевременным возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других ка­питалов.

Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансо­вое положение предприятия. В процессе анализа пассивов предприятия в первую очередь изучим изменения в их составе и структуре.

табл. 4 Аналитическая группировка статей пассива баланса

ПАССИВ

2008

2009

2010

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ










Уставный капитал

20

20

20

Добавочный капитал

21

21

21

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

2029

2814


3263

ИТОГО



2070


2855


3304

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА










Кредиторская задолженность, в т.ч.

324

336

848

поставщики и подрядчики

223

250

743

задолженность перед персоналом организации

55

10

4

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

15

3


6

задолженность по налогам и сборам

31

35

44

прочие кредиторы

-

38

51

ИТОГО

324

336

848

БАЛАНС

2394

3191

4152


Из таблицы видно, что размер заемного капитала к 2010 году значительно возрос, в частности увеличилась кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками из-за увеличения предприятием закупок сырья и материалов. Из-за увеличения налоговых ставок в стране возросла и задолженность самого предприятия по налогам и сборам. Численность организации после экономического кризиса сократилась, соответственно и зедолженность перед государственными внебюджетными фондами уменьшилась. В конце 2009 года появилась задолженность перед прочими кредиторами, но она незначительна, поэтому привлечение заемных средств в оборот предприятия — нор­мальное явление только в том случае, если соблюдается соотношение собственных и заемных средств.

Размер собственного капитала увеличился за счет нераспределенной прибыли с 2008 по 2010 год на 1234 т.р. что характеризует эффективность деятельности предприятия.

Динамику изменения актива и пассива баланса ООО «Экран» изобразим на рисунке 6.
где ВНА- внеоборотные активы, ОА- оборотные активы, СК- собственный капитал, КЗ- кредиторская задолженность (краткосрочные обязательства)
Таким образом, анализ структуры пассива баланса необходим для оценки рациональности формирования источников финанси­рования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости.

Рис.6 Динамика изменения активов и пассивов баланса ООО «Экран»



Анализ финансовой устойчивости организации.

Залогом выживаемости и основой стабильности организации слу­жит ее финансовая устойчивость, т.е. такое состояние финансов, которое гарантирует ее постоянную платежеспособность. Такой хозяйствующий субъект за счет собственных средств покрывает вложенные в активы средства, не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

Финансовая устойчивостьопределяется превышением дохо­дов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование де­нежными средствами и бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости организации.

Финансовая устойчивость — это такое состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

На финансовую устойчивость организации влияет огромное количество внутренних и внешних факторов. При проведении анализа основное внимание уделяется внутренним факторам, зависящим от деятельности организации и на которые она имеет возможность влиять, корректировать их воздействие и в определенной мере управлять ими.

К внутренним факторам относятся:

- отраслевая принадлежность организации;

- структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в общем платежеспособном спросе;

- размер оплаченного уставного капитала;

- величина издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;

- состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.

К внешним факторам относят влияние экономических условий хозяйствования, господствующую в обществе технику и технологию, платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей, налоговую кредитную политику правительства, законодательные акты по контролю за деятельностью организации, внешнеэкономические связи, систему ценностей в обществе и др. Влиять на эти факторы организация не в состоянии, она лишь может адаптироваться к их влиянию.

Финансовая устойчивость базируется на оптимальном соотношении между отдельными видами активов организации (оборотными или внеоборотными активами с учетом их внутренней структуры) и источниками их финансирования (собственными или привлеченными средствами).

Анализ относительных показателей финансо­вой устойчивости или финансовых коэффициентов представляет собой оценку состава и структуры источников средств организа­ции и их использования. Результатом такого анализа должна стать оценка независимости организации от внешних кредиторов. Чем выше доля заемных средств в общей величине источников, тем выше финансовый риск для контрагентов в работе с данной организацией, тем более неустойчиво ее финансовое положение. [30]

1) коэффициент обеспеченности оборотных активов собствен­ными оборотными средствами показывает уровень обеспечен­ности собствен­ными оборотными средствами организации:

Коб.СОС = [(III разд.баланса + стр.640,650 – I разд.бал.)/ II разд.бал.]> 0,1

Коб.СОС 2008= (2070-452) / 1942 = 0,83

Коб.СОС 2009= (2855-578) / 2613 = 0,87

Коб.СОС 2010= (3304-509) / 3643 = 0,76

Значение коэффициента соответствует норме, но к концу 2010 года коэффициент незначительно снизился, что может свидетельствовать о возможном снижении обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами в будущем.

2) коэффициент обеспеченности материальных запасов собст­венными оборотными средствами — показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлечении заемных:

Коб.мз =(III разд.баланса + стр.640,650 – I разд.бал.)/строка 210

Нормальный уровень = 0,6 – 0,8.

Коб.мз 2008 = (2070-452) / 1768= 0,91

Коб.мз 2009 = (2855-578) / 2585= 0,88

Коб.мз 2009 = (3304-509) / 3618= 0,77

В 2008 году значение коэффициента превышает норматив, то есть 91% материальных запасов обеспечивается за счёт собственных средств и их величина выше обоснованной потребности. В течение 2009-2010 уровень рассматриваемого показателя приблизился к нормативу, что положительно влияет на финансовую устойчивость.

3) коэффициент маневренности собственных средств - показывает, какая часть собственного ка­питала используется для финансирования текущей деятельно­сти, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитали­зирована. А также, на сколько мобильны собственные источники средств организации с финансовой точки зрения. Значение этого показателя может существенно изме­няться в зависимости от вида деятельности предприятия и структуры его активов, в том числе оборотных активов.

Км = СОС/СК; Нормальный уровень = 0,5.

где СК-собственный капитал, СОС- собственные оборотные средства (СК-ВНА)

Км 2008 = 1618/ 2070 = 0,78

Км 2009 = 2277/ 2855 = 0,79

Км 2010= 2795/ 3304 = 0,84

Увеличение коэффициента маневренности собственных средств выше норматива говорит об улучшении финансового состояния организации.

4) коэффициент концентрации собственного капитала (авто­номии, независимости) - характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Этот коэффициент свидетельствует о перспективах изменения финансового положения в ближайший период. Оптимальное его значение — 0,5, когда сумма собственных средств организации составляет 50% от суммы всех источников финансирования.

Ккс = СК/ВБ; где СК- собственный капитал, ВБ- валюта баланса.

Ккс 2008 = 2070 / 2394 = 0,86

Ккс 2009 = 2855 / 3191 = 0,89

Ккс 2010 = 3304 / 4152 = 0,79
По данным бухгалтерского баланса ООО «ЭКРАН» коэффициент автономии превышает нормальное значение, но наблюдается тенденция к его снижению. В целом это говорит о финансовой устойчивости и стабильности предприятия.

5) коэффициент концентрации заемного капитала:

Ккз = ЗК /ВБ; где ЗК- заемный капитал. Допустимость- 30-50%

Ккз 2008 = 324 / 2394 = 0,13

Ккз 2009 = 336 / 3191 = 0,11

Ккз 2010 = 848 / 4152 = 0,20

Доля заёмного капитала с 2008-2010 год небольшая и увеличивается незначительно, что говорит о финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования.
2.3 Анализ инвестиционной деятельности предприятия

Общее описание проекта
Инициатор проекта – ООО «Экран»

Наименование проекта:

Организация металлообрабатывающего цеха в р.п.

*******************************************

Местонахождение проекта:

4333310, Россия ***************************

******************************************

Цель бизнес-плана и его реализации:

-Привлечение инвестиций для организации металлообрабатывающего цеха;
- Обосновать прибыль и рентабельность инвестиционного проекта по металлообрабатывающему цеху:

- Доказать возможность реализации бизнес-плана на заданных условиях.
Социальные цели проекта:

-Создание дополнительно 4 рабочих места;
- участие в формировании социальной сферы в ***********

- участие в благотворительных акциях;
Планируемый объем оборота :

При полной загруженности порядка 119 200 руб. в месяц, 1430400руб. в год.
Эффективность: чистая приведённая стоимость 190 тыс.руб. при сроке окупаемости 0,52 года

Рынок продвижения:

Предлагаемый нами товар является товаром широкого назначения. Наши покупатели прежде всего частные покупатели, строительные организации.

Конкурентоспособность:

Положительные результаты проекта обеспечиваются:

- слабой конкурентной средой в данной сфере услуг;

- конкурентоспособность будет обеспечиваться установлением цен на достаточно низком уровне, высоким качеством, а также жестким режимом экономии текущих расходов.
Общая стоимость проекта: 325 000 руб:

в том числе: субсидии- 300 000 руб.

собственные средства- 25 000 руб.

  1   2   3


ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации