Шрагина Л.И. Творческое задание Придумать рассказ и способы его анализа - файл n1.doc

приобрести
Шрагина Л.И. Творческое задание Придумать рассказ и способы его анализа
скачать (73 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc73kb.18.09.2012 10:33скачать

n1.doc

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ “ПРИДУМАТЬ РАССКАЗ”

И СПОСОБЫ ЕГО АНАЛИЗА
Учитель:

- Не получается? Думай! Думай!

Ученик:

- Думай! Думай! А если не получается?
Основное творческое задание - придумать... Например: придумайте рассказ! Как часто ставится эта задача! А с чего начать?

Построения фантазии находятся в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека и создаются из этого “материала”. Разобьем задание на две части: сначала научимся активизировать знания и устанавливать связи между различными словами, а уже потом будем объединять их в рассказ.
СБОР ЯБЛОК НА ПОЛЕ АССОЦИАЦИЙ

“Если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, и предметы на поверхности, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Также и слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем “западании” звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты.” (Дж.Родари)

Образ камня, брошенного в пруд и вызвавшего взаимодействие ничем не связанных до того предметов, в лингвистике определяется как понятие об ассоциативном комплексе (поле). Ассоциации - это отражение в сознании человека взаимосвязей предметов и явлений действительности.

Чтобы активизировать ассоциативное поле, расширить его за счет ОСОЗНАННОГО управления процессом генерирования ассоциаций, нужны правила “Как думать?” и “В каком направлении?” На активизацию генерирования ассоциаций направлены хорошо известные упражнения: цепочка ассоциаций, гирлянда ассоциаций и другие.

Упражнение “Елочка ассоциаций” начинается со стартового слова, в качестве которого берется любое имя существительное в единственном числе и в именительном падеже. Под этим стартовым словом записываются в столбик слова (тоже имена существительные в единственном числе и именительном падеже), которые возникают из различных “ассоциативных полей”. Через 30 - 40 секунд делается “переключение”: из этого столбика берется какое-нибудь новое слово, например, третье, и, используя его в качестве стартового, составляется новый столбик. Затем, используя одно из слов второго столбика, делается второе переключение, и так 5-6 раз. Команды на переключение дает ведущий. Повторять одни и те же слова в разных столбиках нельзя.

Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас: случайные переключения дают возможность уходить от стартового слова и увеличивать количество ассоциативных полей, из которых черпаются слова.

ПРИМЕР. Стартовое слово - лампочка.

лампочка

квартира

мастер

задача

цветы

стекло

мебель

краска

потребность

свидание

свет

дом

новизна—

подарок—

радость

комната—

ремонт—

деньги

идея

друг

вечер

гость

время

работа

патент

магазин

уют

встреча

грязь

очередь


(Черточка после слова означает, что это слово используется как стартовое для следующего столбика.)

Результаты “Елочки” оцениваются прежде всего по общему количеству слов во всех столбиках. Хорошей считается скорость, при которой за одну минуту записывается 8-10 слов (25-30 слов за 3 минуты).

Если вы хотите увеличить число ассоциативных связей, вызывать их осознанно, то есть управлять ими - воспользуйтесь функционально-системным подходом. А это значит, что, получив стартовое слово, прежде всего ответьте себе, какую основную функцию выполняет это понятие. Иными словами, вспомните, где и когда вы с этим словом встречались...

Например, ЛИСТ. Это обычно что-то тонкое и плоское. Бывают листы растений (дерево, куст, цветок....), листы бумаги, фанеры, железа, теста... В полиграфии есть понятие “печатный лист”, “авторский лист”. Так можно набрать 10-15 слов на одном перечислении “функций”.

Теперь посмотрим на лист, например, теста, как на систему. В состав теста входят его части - “подсистемы”: мука, вода, сахар, яйца... - 10-15 слов набрать очень легко!

Лист теста - это часть надсистемы: торта, пирога, вареников...

Теперь можно пройтись по свойствам: легкое, как ПУШИНКА; вязкое, как РЕЗИНА; сухое, как КАМЕНЬ, и так далее. А еще есть вкус, форма, размеры, цвет... И каждый признак вызывает какие-то ассоциации...

А ведь еще есть “параллельные” системы - начинка, крем, украшения... Другие надсистемы: плита, кухня, базар... Торт - это день рождения, завершение застолья, праздник, встреча с близкими...

Итак, источниками возникновения ассоциаций могут быть:

- функции объектов;

- элементы системы - подсистемы;

- параллельные системы;

- различные надсистемы;

- сходство по разным признакам;

- контрастные объекты и явления;

- эмоциональная значимость.

Попробуйте теперь написать “Елочку”, даже с затянутыми переключениями - по 1-2 минуты на стартовое слово. Практика применения функционально-системного подхода показала, что общее количество слов и диапазон “полей” возрастают на 30-50%. Так что словесный “материал” для написания рассказа можно набрать с избытком.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ФАНТАЗИИ

А теперь, когда мы научились устанавливать связи - ассоциации - между словами, попробуем объединить слова в одно целое - в фантастический рассказ. И тут возникает извечный вопрос - с чего начать?

Есть несколько рецептов, предлагаемых писателями-фантастами. Сделайте только одно фантастическое допущение, советует Айзек Азимов, а потом развивайте его в строгом соответствии с логикой. Так сделан, например, сценарий широко известного фильма “Ирония судьбы”: в другом городе на улице с таким же названием стоит такой же дом, в каком живет героиня фильма, и даже замки в дверях одинаковые...

Можно сделать и наоборот, как рекомендует Рэй Бредбери: взять естественную ситуацию и довести ее до абсурда. Так сделан сценарий другого популярного фильма - “Служебный роман”. А можно под совершенно другим углом взглянуть на самые обычные предметы, как это делает в своих рассказах замечательный украинский писатель Феликс Кривин. Одну бутылку, например, судили за пьянство, а она оказалась НЕ ВИННОЙ. И это со всей очевидностью подтвердила Соска, которой часто приходилось сталкиваться с бутылкой по работе...

Самое трудное - придумать красивую идею и последовательно развивать ее. Здесь уже тоже есть рекомендации, например, метод этажного конструирования, фантограмма и другие, предложенные писателями-фантастами Г.Альтовым (литературный псевдоним Г.С.Альтшуллера) и П.Амнуэлем.

Самый простой вариант - объединить одной идеей группу слов. А чтобы такую группу слов набрать, напишите “Елочку” на любое стартовое слово, например, ПЫЛЕСОС.

пылесос

урожай

небо

удивление

работа

глаз

квартира

поле

звезда

случай

усталость

сигнал

уборка—

помидор

космос

разлука

троллейбус

щелчок

пыль

грядка

корабль

вечер—

толпа

реле

кисточка

солнце—

инопланетянин

грусть

мигание—

контакт

шкаф

осень

встреча—.

букет

отблеск

авария


Теперь из этой группы выберите какое-нибудь одно слово в качестве заглавия и напишите рассказ, стараясь использовать максимальное количество слов. Слова можно переставлять в любом порядке, менять их падежи, делать из них любые части речи, добавлять новые слова - в общем, полная свобода творчества. Жанр тоже может быть любой - детектив, комедия, зарисовка, лирический рассказ... Например, так -

ОСЕНЬ”

Опять зашумело! - вздрогнул он. - только созрел, только освоил свою квартиру и настроился наконец подумать о небе и космосе, о солнце и звездах - и опять пыль столбом, и ничего не видно ни утром, ни вечером. Но самое страшное - этот таинственный корабль. Пока он маячит вдали, то вперед, то назад, но с каждым ходом подбирается все ближе и ближе... Блеск его глаза ослепляет, и от встречи с ним в душе вспыхивает целый букет чувств. Но что это? Что с моей кисточкой? Куда несет меня воздушный вихрь? Я не хочу в толпу! Здесь тесно, как в переполненном троллейбусе! Что-то щелкнуло... Все стихло... Что он говорит, этот инопланетянин?”

- Надоела мне такая работа: авария за аварией! - водитель вылез из кабины, послал на базу сигнал и сел прямо на грядку, прислонившись усталой спиной к большому колесу нового помидороуборочного комбайна.
БИНОМ ФАНТАЗИИ”.

Идею рассказа может подсказать и прием “Бином фантазии”, которым пользовался известный итальянский писатель Джанни Родари. Для этого нужны два слова, для начала лучше два предмета, которые обычно в жизни никак не связаны. Возьмем, например, слова “помидор” и “космос” и попробуем на слух варианты их сочетаний: помидор в космосе; космос в помидоре; помидор космоса; космос за помидор; помидор как космос и так далее.

Что это может быть - помидор в космосе? Прежде всего - космический корабль. Или - скопление красных звезд. Или - какое-то новое вещество (или существо) из другой галактики...

Космос в помидоре... Это весь мир, вся вселенная, заключенные в маленьком на первый взгляд объеме. Душа или сознание в человеке...

Помидор космоса - это или посланник, или подарок, или просто что-то неожиданное...

“Космос за помидор” звучит примерно так же, как “Полцарства за коня!”

Или: космос - защитник помидора.

Наверное, примеров достаточно. Меняя падежи и предлоги, переставляя слова местами, мы получаем самые разные смысловые сочетания. Выберите одно из них в качестве заглавия рассказа и объясните, как могла случиться такая ситуация. А для содержания рассказа используйте в качестве основы слова из “Елочки”.

ПОМИДОР КОСМОСА

Возвращаясь вечером с работы, я твердо пообещал себе наконец-то разгрузить этот шкаф от всякого хлама. Каждый раз, когда я убирал квартиру, усталость наваливалась раньше, чем я до него добирался. “Сегодня начну с него!” - решил я, быстро поужинал, достал пылесос, одел кисточку на трубу, открыл дверку шкафа - и от удивления открыл рот: в шкафу лежал огромный зеленый шар! “Помидор!” - почему-то мелькнуло у меня в голове.

Я осторожно протянул руку, чтобы потрогать его - и опять замер: по поверхности помидора прошло какое-то разноцветное мигание, его отблески собрались в одном месте и постепенно стали напоминать круглый кошачий глаз. А потом глаз заморгал, то быстро подмигивая, то закрываясь надолго. Три раза коротко, потом три раза надолго и опять три раза коротко. Потом долго смотрел на меня, словно умоляя понять, и опять начал мигать.

- Да это же сигнал “SOS”! - вдруг пронеслось у меня в голове. Но что делать? Как помочь? Я опять протянул руку. Словно успокаивая меня, помидор потух. Я осторожно взял его в ладони и понес к окну, чтобы получше разглядеть. И тут глаз открылся опять. “Спасибо! - сказал он. - Ты все правильно понял! Мне нехватало энергии.”

- Но солнце уже почти зашло. Может быть, лампочка?..

- Нет, мне нужен только натуральный свет. Подождем до утра...

Утром под лучами солнца он начал быстро краснеть и скоро мог говорить долго. Оказалось, что на их планете Родимоп (он назвал координаты, но я их не понял) вывели специальную форму жизни для путешествия в космосе. Чтобы лучше освоиться с планетой, на которую они попадают, “разведчики” становятся семенами распространенных растений. По мере роста они впитывают информацию о планете и осваивают язык. Мой гость стал семечком помидора, чтобы не расставаться с солнцем, источником энергии. Но случайным сквозняком его занесло в мой шкаф, где он чуть не погиб.

- Я уже давно должен был вернуться, обо мне беспокоятся на моей планете, - сказал Помидор. - Они поняли, что у меня авария, но не знали, как помочь. Ночью я улечу. Не грусти. Я расскажу нашей планете о Земле, и мы еще встретимся. Ведь встреч без разлук не бывает...

Вечером я оставил его на балконе и даже не заметил, как он улетел. Просто раздался легкий щелчок, и его не стало. Только черное небо процарапала звезда...

А шкаф я так и не почистил: на слое пыли до сих пор виден отчетливый круглый след...

Прочитайте вслух несколько рассказов. Все они очень разные, все неповторимые. Их неповторимость всегда будет обуславливаться связью между эмоциями и деятельностью воображения. Эта связь проявляется двояко: образы могут сочетаться потому, что они имеют общий эмоциональный тон. И обратно: эмоциональный фактор способствует появлению неожиданных группировок, что опять-таки определяется жизненным опытом и эмоциональным отношением к окружающему миру. Образы фантазии дают внутренний язык для вашего чувства, являются средствами выражения для чувств.
СПОСОБЫ АНАЛИЗА ЗАДАНИЯ “ПРИДУМАТЬ РАССКАЗ”.

При применении этого задания для развития творческих способностей возникает задача сопоставления текстов, написанных в разное время, и параметров их оценки, для чего нужны количественные и качественные критерии анализа создаваемых образов.

Количественными параметрами могут быть:

1) Конструктивная активность - количество использованных при разработке содержания рассказа типовых “содержательных” фрагментов.

Выделяют такие типовые фрагменты:

а) описание места;

б) характеристика персонажа /предмета/;

в) динамика действия;

г) состояние /природы, среды, субъекта/;

д) изменение состояния, переход от состояния к действию;

е) субъективно-оценочное восприятие действительности.

2) Детализация разработки - общее количество признаков и деталей внутри каждого использованного типового фрагмента, которыми характеризуются персонажи (события, объекты и т.п.) и которые были использованы для создания целостного образа, рассказа.

3) Разнообразие используемых образов, ситуаций и действий.

4) Способы построения образа неизвестного объекта (комбинирование, аналогизирование, трансформации).

К важнейшим качественным критериям можно отнести:

1) Оригинальность идеи, которая положена в основу рассказа - придумана ли она автором или пересказана уже известная.

2) Впечатлительность, эмоциональность образов - вызывает ли рассказ интерес и эмоции у слушателя.

Можно учитывать и другие качественные критерии: логичность речевого выражения, его ясность и доступность, чиcтоту речи и ее выразительность.

При оценке оригинальности и художественности рассказа рассматривают следующие основные признаки: необычайно эффективный способ связи вещей; находчивость в соединении элементов, обычно несоединимых; способность ярко - метафорически - высказать свою мысль; продуцирование образов; синтетическую и магическую силу, способствующую восприятию старого с чувством новизны.
Л.И.Шрагина.

Украинская Лаборатория педагогики ТРИЗ.

А.Я.- 3, Одесса-11, 65011, Украина.

Тел. (0482) - 45-39-74

E-mail: mark_lara@mail.ru

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ “ПРИДУМАТЬ РАССКАЗ”
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации