Смирнов В.Г. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения - файл n1.doc

приобрести
Смирнов В.Г. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения
скачать (2589.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5549kb.29.12.2008 15:44скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
В.Г. СМИРНОВ

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И
ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ


2008

В.Г. СМИРНОВ

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И
ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ


Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации и республики Беларусь

в качестве учебника для студентов

машиностроительных и приборостроительных

специальностей высших учебных заведений


Москва

2008

УДК 621-182.8

ББК34.41

С____
Рецензенты:

Соломахо В.Л., доктор технических наук, профессор

Телешевский В.И. доктор технических наук, профессор

Смирнов В.Г.

С___ Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения:

Учебник. - М.: ххххххххххххххх, 2008,- ______с, с ил.

Учебник предназначен для подготовки инженеров-механиков для всех отраслей промышленности.

В учебнике изложены основные положения взаимозаменяемости, стандартизации и технических измерений; рассмотрены системы допусков и посадок гладких цилиндрических и конических, резьбовых, шпоночных, шлицевых и штифтовых соединений, зубчатых и сферических (подшипниковых) соединений; приведены методы расчета посадок; приведены методы расчета размерных цепей; шероховатость поверхности и отклонения формы и расположения поверхностей; рассмотрены вопросы выбора норм точности.

Учебник составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины – «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» и ее аналогов - «Стандартизация норм точности» и «Нормирование точности и технические измерения»

Учебник будет полезен не только студентам-механикам всех форм обучения, но и работникам промышленности, преподавателям высших и средних технических заведений.
© ____________________________
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

____________________________________________________________________

В высшем учебном заведении составной частью общей технической подготовки инженеров является приобретение теоретический знаний и практических навыков по дисциплине «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» и и ее аналогов – дисциплин «Нормирование точности и технические измерения» «Стандартизация норм точности», которые увязывают в единое целое конструирование, технологию изготовления деталей и контроль их геометрических параметров.

Настоящий учебник составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины – «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» и ее аналогов - «Стандартизация норм точности» и «Нормирование точности и технические измерения».

Основное внимание уделено вопросам выбора и нормирования размеров, допусков и посадок типовых соединений деталей машин: гладких, конических соединений угловых размеров, сферических ()подшипниковых), резьбовых, шпоночных, шлицевых, штифтовых соединений, зубчатых колес и передач; рассмотрены методики расчета размерных цепей.

В учебнике рассмотрены вопросы обеспечения взаимозаменяемости новых типовых соединений, ранее не рассматриваемых.

Автор стремился без достаточных оснований не загромождать изложение материала второстепенными деталями.

По ходу рассмотрения разделов дисциплины приведено много иллюстраций и примеров, позволяющих лучше усваивать материалы. Небольшие выдержки из таблиц стандартов позволяют объяснить специфику их построения и особенности использования.

Учебник будет полезен не только студентам-механикам всех форм обучения, но и работникам промышленности, преподавателям высших и средних технических заведений.


Автор





ВВЕДЕНИЕ
Качество изделий определяется качеством материалов, из которых они изготавливаются, качеством проектирования, качеством технологических процессов изготовления деталей, качеством контроля, причем контроль опосредовано влияет на качество - контроль дает возможность принять решение – деталь бракованная или нет и что делать далее – исправлять брак, если это возможно, или утилизировать деталь, отправляя ее в лом и т.п..

В современном мире качество является гарантом выпуска конкурентоспособной продукции.

Согласно методики FMEA (Failure Mode and Effects Analysis - Анализ видов и последствий потенциальных дефектов) - ИСО/ТС 16949, устранение дефекта, который возникает при применении изделия у заказчика, может стоить, например, 100 денежных единиц. Если тот же дефект выявляется на окончательном контроле на заводе-изготовителе, его устранение стоит около 10 денежных единиц. Если его обнаруживают еще раньше, где-то на входном контроле покупных деталей, то затраты составляют только 1 денежную единицу. А если удастся избежать тот же самый дефект посредством предупредительных мероприятий, то тогда это стоит 0,10 денежной единицы.

Это простое, но признанное на практике правило десятикратного роста затрат дает возможность понять, что предотвращение дефектов приносит значительную экономическую пользу.

Качество продукции обеспечивается на стадии ее проектирования.

Задача конструкторов изделий состоит в постоянном обеспечение качества за счет совершенствования методов расчетов и назначения норм точности на отдельные детали, узлы и изделия в целом.

Важной стадией создания любой конструкции является разработка рабочих чертежей, которые должны давать полное представление об изделии (детали, узле и т.д.). Поэтому при конструировании изделий, с учетом принципов стандартизации, необходимо уметь правильно назначать нормы точности на размеры деталей, чтобы обеспечить, например, зазор, от которого зависят требуемые эксплуатационные показатели - мощность двигателя, производительность компрессора через допуски размеров; нормировать отклонения формы и расположение поверхностей, а также шероховатость поверхности, которые также влияют на качество детали и изделия в целом; правильно выбирать базы, от которых проставляются размеры и относительно которых производят измерения.

Понадобился почти век, чтобы была создана сегодняшняя система технического нормирования и стандартизации, которая позволяет поднять конструирование на требуемый уровень за счет установления норм точности на размеры и их отклонения.

В разделах данного учебника рассмотрены вопросы выбора и нормирования номинальных размеров, допусков на них и посадок типовых соединений деталей машин; рассмотрены методики расчета посадок, размерных цепей, что позволяет увязать в единое целое конструирование, технологию изготовления деталей и контроль геометрических параметров деталей.

Данную работу можно рассматривать как естественное развитие ранее выпускавшихся учебников.

1. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
Взаимозаменяемость – это свойство независимо изготовленных деталей занимать своё место в сборочной единице без дополнительной механической или ручной обработки и обеспечивать нормальную работу данного узла.

Взаимозаменяемыми могут быть детали, узлы и изделия в целом. Взаимозаменяемость возможна только тогда, когда количественные и качественные характеристики деталей узлов находятся в заданных пределах.

Взаимозаменяемость может быть полной и неполной.

Полная взаимозаменяемость обеспечивается при выполнении геометрических, механических, физических и других параметров деталей с точностью, позволяющей производить сборку или замену при ремонте любых сопрягаемых деталей, узлов без дополнительной их обработке, подбора и регулирования при обеспечении эксплуатационных показателей в заданных пределах.

Достоинства:

- упрощается процесс сборки. Он сводится к простому соединению деталей рабочими относительно невысокой квалификации;

- сборочный процесс можно точно нормировать по времени, что даёт возможность организовывать поточное производство;

- упрощается ремонт изделий;

- возможна широкая специализация и кооперирование заводов.

При неполной взаимозаменяемости допускается групповой подбор деталей (селективная сборка), применение регулировочных прокладок, компенсаторов, изменение размера путём снятия с детали необходимого слоя материала (метод пригонки).

Селективная сборка – это метод взаимозаменяемости, при котором детали изготавливают по расширенным допускам, затем их измеряют и сортируют на группы для последующей сборки. Метод селективной сборки применяют при изготовлении высокоточных изделий, например, подшипников качения, изделий топливной аппаратуры, у которых замыкающее (исходное) звено достигает тысячных долей миллиметра. При этом количество групп сортировки может достигать сотен с групповым допуском 0,5…1 мкм

Различают внешнюю и внутреннюю взаимозаменяемости.

Внешняя взаимозаменяемость - это взаимозаменяемость готовых изделий по эксплуатационным показателям, а также по форме и размерам. Как правило детали изготавливаются с допусками квалитетов не выше 6 и для сборочных единиц, состоящих из небольшого количества деталей , а также в случаях, когда несоблюдение заданных зазоров и натягов недопустимо даже у части изделий

Внутренняя взаимозаменяемость - это взаимозаменяемость отдельных деталей, входящих в узел или узлов, входящих в изделие.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


В.Г. СМИРНОВ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации