Курсовая работа - Учет и анализ банкротства - файл n1.doc

Курсовая работа - Учет и анализ банкротства
скачать (666 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc666kb.18.09.2012 09:08скачать

n1.doc

  1   2   3
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы учета и анализа банкротств

1.1. Современное состояние нормативного регулирования процесса банкротства в современных условиях………………………………………….4

1.2. Причины банкротства организации в современных условиях…….8

1.3. Процедуры банкротства……………………………………………..13

1.4. Организация бухгалтерского учета при банкротстве организации………………………………………………………………….......16

1.5. Методика диагностики вероятности банкротства организации

1.5.1. Зарубежные модели прогнозирования банкротства……..…28

1.5.2. Российские модели диагностики банкротства организации.32

2. Конкретные приемы проведения анализа финансового состояния организации

2.1. Диагностика вероятности банкротства организации с помощью ограниченного круга показателей……………………………………………..42

2.2. Группировка организаций по критериям оценки финансового состояния………………………………………………………………………..43

2.3. Методика диагностики вероятности банкротства организации с помощью факторных моделей дискриминантного анализа

2.3.1. Модели Альтмана…………………………………………….45

2.3.2. Методика Таффлера и Тишоу……………………………….47

Заключение……………………………………………………………………..49

Список литературы…………………………………………………………….51
Введение

На нынешнем этапе развития российской экономики выявление неблагоприятных тенденций развития предприятия, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение.

Одной из актуальных проблем, требующих решения, является наиболее ранняя диагностика риска банкротства предприятия. Требования к максимально ранней диагностике вызвано двумя основными причинами: необходимостью иметь достаточный лаг времени для принятия управленческого решения и погашения инерции достижения прежней стратегической или тактической цели у анализируемого предприятия.

Предсказание банкротства как самостоятельная проблема возникла в передовых капиталистических странах (и в первую очередь, в США) сразу после окончания второй мировой войны. Этому способствовал рост числа банкротств в связи с резким сокращением военных заказов, неравномерность развития фирм, процветание одних и разорение других. Естественно, возникла проблема возможности априорного определения условий, ведущих фирму к банкротству.

Актуальность и практическая значимость темы настоящей контрольной работы обусловлена еще и тем, что:

- во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка;

- во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.
1.1.Современное состояние нормативного регулирования процесса банкротства в современных условиях

В современной России в ходе рыночных преобразований возникает необходимость нормативно-правового и государственного регулирования механизма банкротства предприятий.

В настоящее время к нормативно-правовой базе банкротства предприятий Российской Федерации относятся следующие документы.

За последнее десятилетие Государственная Дума РФ, учитывая важность для экономики страны законодательной базы такого регулирования, трижды занималась разработкой и принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (от 19 ноября 1992 г. № 3929-1, от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Следует отметить, что целенаправленность действия нового Закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач по:

Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понятие банкротства определено следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (ст. 3).

В названном Законе установлены признаки банкротства: должник считается несостоятельным (банкротом), если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются размеры денежных обязательств и обязательных платежей. В размер денежных обязательств включают:

К обязательным платежам относят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации. Размер обязательных платежей исчисляется без учета штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.; к должнику-гражданину не менее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства.

В Законе определены состав участников и их функции в процедурах банкротства. Закон состоит из 12 глав и содержит 233 статьи.

В нем регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяются следующие процедуры банкротства (ст. 27):

С экономической точки зрения в системе предложенных процедур важную роль играет финансовое оздоровление организаций, оказавшихся в столь затруднительном финансовом положении. Такая процедура на законных основаниях в систему банкротства российских предприятий введена впервые. В финансовом оздоровлении заинтересован, прежде всего, сам должник, поскольку он продолжает свою деятельность, но с ограничениями органов управления должника. У него появляется реальная возможность избежать банкротства, продолжая удовлетворять требования кредиторов, не доводя дело до конкурсного производства и продажи имущества.

В Законе раскрывается система мер по восстановлению платежеспособности должника.

Как видим, законодательство о банкротстве предприятий основывается на принципе их неплатежеспособности. Руководство предприятия, столкнувшись с финансовыми затруднениями, должно дать оценку сложившейся ситуации и, оценив степень своих финансовых проблем, принять решение о его дальнейшем функционировании, своевременно выработать меры по предупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия, распродаже его по частям.

1.2. Причины банкротства организаций в современных условиях.

Понятие банкротства органически присуще современным рыночным отношениям. Оно характеризует неспособность предприятия (организации) удовлетворить требования кредиторов относительно оплаты товаров, работ, услуг, а также обеспечить обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды.

Причины банкротства предприятий (организаций) могут быть самыми разнообразными. В целом их можно разделить на две группы: 1) внешние, которые практически очень трудно (иногда невозможно) учесть; 2) внутренние, непосредственно зависящие от форм, методов и организации работы на самом предприятии. Результатом одновременного влияния всех факторов является наступившее банкротство субъекта хозяйствования (рис. 20.1).

Внешние факторы могут быть международными и национальными. Международные факторы формируются под влиянием динамики общеэкономических показателей развития ведущих стран, состояния мировой финансовой системы, стабильности международной торговли, таможенной политики, уровня международной конкуренции, движения международного капитала и др.

Анализ зарубежной практики свидетельствует, что в странах с развитой экономикой и устоявшейся политической системой, как правило одна треть банкротств объясняется внешними, а две трети — внутренними причинами. Вполне очевидно, что факторы банкротства для отечественных предприятий являются другими, производными от кризисного состояния национальной экономики.

Именно необоснованная экономическая политика правительства, неуправляемые инфляционные процессы, тотальный экономический кризис, политическая нестабильность в обществе, спад деловой активности, в экономике несовершенство законодательной базы в наибольшей мере влияют на результаты деятельности предприятий. На современном этапе в России очень также замедлилось развитие науки и техники в результате того же глубокого кризиса в инвестиционной сфере. Низкий уровень интегрированности отечественной экономики, неэффективное использование зарубежного капитала, резкое ухудшение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков приводят к появлению заметных симптомов банкротства на многих предприятиях России.

Движение к кризисному состоянию начинается в момент возникновения кумулятивного роста величины отклонения тех или иных показателей, характеризующих состояние внешней и внутренней среды функционирования фирмы, от долгосрочных тенденций динамики этих показателей. Например, если объем продажи товара колебался в пределах ±3% среднемесячной величины от среднеквартальной, а в следующем месяце упал на 10% и негативная тенденция нарастает, то можно уже говорить об определенные симптомах кризисного состояния данной фирмы.

Существуют и вполне конкретные симптомы наступления тотальной задолженности и полной неплатежеспособности предприятия (организации). Наиболее характерные из них показаны на рис. 20.2.

Рост процентных ставок и цен вызывает подорожание сырья, материалов, комплектующих изделий, которое опережает повышение цен на готовую продукцию, увеличивает при прочих равных условиях кредиторскую задолженность предприятия. Все это требует дополнительных кредитных ресурсов и, как следствие, приводит к негативным изменениям в структуре обязательств предприятия из-за повышения средней стоимости пассивов баланса.

В дальнейшем нарастают кризисные явления (более явные признаки банкротства), обусловленные резким изменением структуры баланса предприятия, а именно: трудности с наличного и резкое уменьшение денежных средств на счетах; увеличение кредиторской и дебиторской задолженности (резкое снижение ее также может быть негативным явлением, ибо будет свидетельствовать о трудностях со сбытом продукции); снижение объемов продажи (хотя перед ликвидацией предприятия возможна полная распродажа продукции). Как правило, возникают задержки с подачей отчетности, конфликтны с ситуации на предприятии.

Банкротство может возникнуть на каждом из этапов жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы (ЖЦКПФ). Исследователи выделяют конкретную совокупность факторов, содействующую банкротству фирмы на каждом этапе ЖЦКПФ.

Первым детерминантом (определителем) являются параметры факторов производства. Влияние этих факторов наблюдается на всех стадиях (этапах) ЖЦКПФ, но их роль особенно велика на стадии зарождения. На этой стадии выделяют наибольшее количество (семь) причин, в результате которых фирма может стать банкротом:
неправильное определение миссии фирмы и ее производственного профиля;
низкие предпринимательские способности собственника фирмы;
низкая квалификация управленческого персонала фирмы;
неадекватный маркетинг;
чрезмерно большая доля привлеченного (заемного) капитала;
недостаточная квалификация исполнителей (инженеров, рабочих);
неадекватность трансакционных затрат.

Следующим этапом ЖЦКПФ является ускорение роста. Эта стадия характеризуется тем, что форма имеет хороший спрос на свою продукцию, сильную маркетинговую стратегию, высокую квалификацию управленческого персонала. Вследствие этого такая фирма быстро увеличивает производство и процветает. В этой ситуации для фирмы опасна только слишком большая доля заемного капитала в общей массе используемого капитала. Фирма может своевременно не обеспечить выплаты кредиторам и вследствие этого оказаться банкротом.

На этапе замедления роста угрозу банкротства создают: плохое использование оборотного капитала, потеря гибкости в управлении, неадекватный маркетинг и неадекватность трансакционных затрат. Уровень использования капитала можно определить на основе анализа коэффициентов ликвидности. Скорость оборота средств непосредственно влияет на платежеспособность предприятия. Отсутствие гибкости в управлении приводит к неэффективным управленческим решениям и, как следствие к росту управленческих расходов и потере прибыли.

Этап зрелости характеризуется стабильным состоянием и прибылью фирмы, насыщением всеми производственными ресурсами. На этом этапе опасными являются такие факторы как: высокая степень неликвидности оборотного капитала, старение основного капитала, неадекватные маркетинг и трансакционные затраты. В частности, износ и технико-экономическое старение основного капитала вызывают снижение (по сравнению с другими фирмами) производительности труда, потерю конкурентного преимущества фирмы, а вследствие этого — банкротство.

На этапе спада производства действуют те же самые факторы, что и на этапе зрелости. Но положение усугубляется общим неудовлетворительным финансовым состоянием субъекта хозяйствования. Последний теряет потребителей, а негативное действие внутренних факторов может привести к ускоренному его банкротству.

Другим важным детерминантом являются параметры спроса. Анализ свидетельствует, что эти параметры действуют на всех стадиях ЖЦКПФ и, как правило, являются одинаковыми для всех этапов. Резкое снижение совокупного спроса отрицательно влияет на все виды деятельности: сокращаются объемы производства, увеличиваются затраты на единицу продукции и общий объем уменьшается прибыли. В случае развития производства товаров- заменителей наступает процесс вытеснения производимых фирмой товаров с рынков, уменьшения спроса на ее продукцию и, как возможное следствие, потеря фирмой прибыли и банкротство.

Аналогично действуют и другие факторы параметров спроса, но их влияние различно на разных этапах ЖЦКПФ. В частности, на стадии интенсивного роста к банкротству может привести только один фактор — резкое снижение совокупного спроса. Другие факторы не имеют решающего значения, поскольку фирма на этой стадии всегда имеет возможность прибегнуть к необходимым предупредительным мероприятиям.

Следующим детерминантом является уровень отраслевой конкуренции. Увеличение конкурентных преимуществ других фирм отрасли может быть катализатором банкротства фирмы на любом этапе ЖЦКПФ. Этот процесс свидетельствует о том, что другие фирмы используют лучшие технологии, маркетинговую стратегию и управленческие кадры. Отстаивание фирмы ухудшает ее положение на рынке и также может привести к банкротству.

Характер государственной политики является фактором, влияющим на развитие и функционирование фирмы через фискальную и кредитно-денежную системы.

1.3. Процедуры банкротства

Процедуры банкротства начинаются с анализа финансового состояния предприятия с целью прогнозирования вероятности банкротства. В результате анализа выявляются формальные и неформальные признаки банкротства.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

С целью предупреждения банкротства предприятия-учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия — до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятия. Эти меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть оказана финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника, т.е. проведена досудебная санация предприятия. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, явственно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника арбитражный суд вводит процедуру наблюдения и утверждает временного управляющего. Определение о введении наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично. В случае, если невозможно сразу определить кандидатуру временного управляющего, вопрос о его утверждении может быть рассмотрен в течение 15 дней с момента вынесения определения о введении процедуры наблюдения.

Арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления, даже если первое собрание кредиторов приняло другое решение, при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьих лиц и предъявления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов, не менее чем на 20%. График погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов пропорционально равными долями в течение одного года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

При введении процедуры финансового оздоровления по инициативе первого собрания кредиторов арбитражный суд утверждает срок проведения финансового оздоровления (не более двух лет), график погашения задолженности, административного управляющего.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок до 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения процедуры внешнего управления.

Не позднее чем через месяц после своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов.

В случае, если арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три дня с даты утверждения конкурсного управляющего.

Конкурсное производство вводится сроком на год и может продлеваться не более чем на шесть месяцев. Одновременно с открытием конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, для чего привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов — определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства служит основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

1.4. Организация бухгалтерского учета при банкротстве организации

Особенности процедуры наблюдения

Наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, выявления кредиторов должника и составления реестра их требований, созыва и проведения первого собрания кредиторов.

Основная цель наблюдения — достижение баланса интересов должника и кредиторов. Это первая судебная процедура. В соответствии с законом подать заявление в арбитражный суд с просьбой признать должника банкротом могут конкурсный кредитор, уполномоченные органы, должник. С момента принятия заявления о банкротстве вводится новая фигура — арбитражный управляющий.

Арбитражный управляющий — это гражданин Российской Федерации, утвержденный арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

На основании данных, собранных временным управляющим на стадии наблюдения, арбитражным судом принимается решение о дальнейшей судьбе должника. В отличие от других процедур банкротства наблюдение является обязательной процедурой.

После того как арбитражным судом вынесено определение о введении наблюдения, для сохранности имущества должника вводятся некоторые ограничения в деятельности организации.

После введения наблюдения руководитель должника продолжает осуществлять свои функции. Однако сделки в этот период проводятся только при наличии письменного согласия временного управляющего.

Наряду с этим есть решения, которые не могут принимать ни органы управления должника, ни временный управляющий. К ним относятся решения:

В течение 10 дней с даты введения наблюдения руководитель должника обязан обратиться к учредителям с предложением провести общее собрание учредителей. На этом собрании учредители должны предложить первому собранию кредиторов должника ввести на предприятии финансовое оздоровление и провести дополнительную эмиссию акций и др.

Деятельность временного управляющего ведется по следующим основным направлениям:

В течение трех дней с момента введения процедуры наблюдения временный управляющий должен опубликовать сообщение о введении на предприятии должника наблюдения, а через 14 дней со дня публикации этого сообщения — поставить в известность всех кредиторов должника о введении наблюдения.

По требованию временного управляющего органы управления должника должны предоставлять ему любую информацию, которая касается деятельности должника.

Временный управляющий может обращаться в арбитражный суд с различными просьбами, например:

После окончания процедуры наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности. В отчете описывается финансовое положение должника и вносятся предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. К отчету прилагаются протокол первого собрания кредиторов и прочие документы, установленные законодательством о банкротстве.

На основании отчета временного управляющего и решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит свое решение. Это может быть:

1) решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления;

2) признание должника банкротом и открытие конкурсного производства;

3) утверждение мирового соглашения и прекращения дела о банкротстве.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Бухгалтерский учет расходов должника, связанных с процедурой наблюдения

В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся:

Согласно ст. 59 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в состав расходов по делам о банкротстве входят:

1) уплата государственной пошлины;

2) расходы на опубликование сведений в СМИ;

3) расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;

4) расходы на оплату услуг лиц, которых привлекают арбитражные управляющие для обеспечения исполнения своей деятельности (независимые оценщики и т.д.).

Все эти расходы покрываются за счет имущества должника и возмещаются вне очереди. Если же имущества должника не хватает для погашения указанных расходов, то неоплаченная часть покрывается за счет средств заявителя.

При обращении с иском в арбитражный суд в соответствии со ст. 102 АПК РФ истцу необходимо заплатить государственную пошлину. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины установлены Налоговым кодексом РФ.

Согласно Налоговому кодексу РФ (п. 1 ст. 265), затраты на госпошлину учитываются в составе внереализационных расходов. В бухгалтерском учете расходы на государственную пошлину отражаются записями, представленными в табл.


Таблица
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации