Каганов В.Ш. (ред.) Практика взаимодействия малого и крупного бизнеса - файл n1.doc

приобрести
Каганов В.Ш. (ред.) Практика взаимодействия малого и крупного бизнеса
скачать (2288 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2288kb.18.09.2012 07:17скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7


Международная конференция

«Взаимодействие малого и крупного бизнеса»

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МАЛОГО И КРУПНОГО

БИЗНЕСА
Информационно-аналитический сборник




Asia-Pacific

Economic Cooperation


APEC Small and Medium Enterprises Working Group

Институт предпринимательства и инвестиций

Академия менеджмента и рынка
Москва, июнь 2004 г.

ББК 65.9 (2) 29

В 11

В 11 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА: Информационно-аналитический сборник. – М.: ИПИ, 2004. С.
В настоящем сборнике анализируются российская и мировая практика, прежде всего участников АТЭС, взаимодействия малого и крупного бизнеса. Рассматриваются общие проблемы и тенденции, роль государства и кооперации малого и крупного бизнеса в эффективном использовании ресурсов национальной экономики, а также важность такого взаимодействия для перевода экономики на инновационный путь развития.

При подготовке настоящего сборника были использованы официальные документы и материалы Торгово-промышленной палаты РФ, Российского Союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Экспертного Совета Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, НОУ «Институт предпринимательства и инвестиций», Академии менеджмента и рынка, Венчурного Инновационного Фонда России, материалы IV и V Всероссийских конференций представителей малых предприятий.
Редакционная группа

В.Ш. Каганов (руководитель), В.П. Ващенко, Е.В. Боброва, В.Ю. Заведеева


© Институт предпринимательства и инвестиций

© Академия менеджмента и рынка, 2004

ББК 65.9 (2) 29



СПОНСОР КОНФЕРЕНЦИИ



Внешторгбанк был учрежден в октябре 1990 г. в форме АОЗТ для обслуживания внешнеэкономических связей Российской Федерации. В январе 1991 г. Банк получил генеральную лицензию на право совершения всех видов банковских операций в рублях и иностранной валюте. В январе 1998 г. Банк преобразован в открытое акционерное общество. Внешторгбанк является крупнейшим коммерческим банком страны по размеру уставного капитала величина которого составляет 42,1 млрд. рублей. Крупнейшим акционером Внешторгбанка с долей в 99,9% является Правительство РФ. Среди других его акционеров - ООО "Газэкспорт", Сбербанк РФ, ЗАО "Энергомашэкспорт", ОАО "Ингосстрах", Торгово-промышленная палата РФ. В списке 1000 крупнейших банков мира по капиталу за 2002 г. авторитетного журнала The Banker Внешторгбанк занял 168 место. Внешторгбанк - один из ведущих кредиторов российской экономики. Наибольший удельный вес занимают кредитные вложения в предприятия топливно-энергетического комплекса, машиностроения и торговли, в том числе внешней. Внешторгбанк имеет наивысший для российских банков рейтинг международных рейтинговых агентств Moody's Investors Service, Standard & Poor's и Fitch. Российские рейтинговые агентства традиционно относят Внешторгбанк к высшей группе надежности. Диверсифицируя свою деятельность, Внешторгбанк постоянно расширяет круг проводимых на российском рынке операций и предоставляет клиентам широкий комплекс услуг, принятых в международной банковской практике. Внешторгбанк является ведущим банком России в области обслуживания внешнеторговых расчетов. Активно развивается сотрудничество Внешторгбанка с Европейским банком реконструкции и развития, совместно с которым реализуется и разрабатывается ряд совместных проектов. Внешторгбанк стал первым после кризиса 1998 года российским банком, участвующим в программе ЕБРР по содействию деятельности в области внешней торговли /Trade Facilitation Program/ и в настоящее время является её самым активным участником в части предоставления гарантий по экспортным поставкам. В рамках нового элемента программы - предэкспортного финансирования - Внешторгбанк первым среди российских банков подписал с ЕБРР соглашение о предоставлении возобновляемого кредита в размере 30 млн. долларов США, сумма которого позднее была увеличена до 80 млн. долларов США.Внешторгбанк успешно взаимодействует с иностранными экспортными страховыми агентствами и экспортно-импортными банками, которые принимают риски Внешторгбанка на кратко- и среднесрочной основе. В целях использования линий, установленных экспортными страховыми агентствами, заключен ряд кредитных соглашений с ведущими иностранными банками, а также экспортно-импортными банками соответствующих стран. В настоящее время общая сумма установленных на Внешторгбанк кредитных линий и подписанных соглашений составляет около 3 млрд. долларов США. В целях выполнения стратегических задач по превращению Внешторгбанка в универсальный банк европейского уровня и укрепления конкурентных позиций на российском рынке банковских услуг в 2004 году Внешторгбанк приступил к развитию операций по кредитованию малого бизнеса. Программа Внешторгбанка по поддержке малого бизнеса также призвана способствовать решению социально значимых для государства вопросов развития частного предпринимательства и, тем самым, содействовать развитию российской экономики.Кредиты Внешторгбанка позволяют расширить возможности по финансированию текущей деятельности и капитальных вложений предприятий малого и среднего бизнеса. Кредит можно получить как в рублях, так и в иностранной валюте. Целевые кредиты выделяются на финансирование:


Банк имеет широкую сеть филиалов, дочерних и ассоциированных банков, расположенных в наиболее важных и перспективных экономических регионах России: в Санкт-Петербурге, Хабаровске, Благовещенске, Находке, Иркутске, Красноярске, Калининграде, Выборге, Сочи, Ставрополе, Новороссийске, Ижевске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Краснодаре, Ульяновске, Магадане, Белгороде, Туле, Владимире, Йошкар-Оле, Костроме, Пензе, Самаре, Чебоксарах, Чите, Воронеже, Волгограде, Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Ростове-на-Дону, Саратове, Астрахани, Челябинске, Владивостоке, Томске, Тамбове, Ярославле, Якутске, Казани, Омске, Уфе, Курске, Кемерово, Липецке. За рубежом Внешторгбанк представлен пятью дочерними банками: в Цюрихе (Швейцария), Лимассоле (Кипр), Вене (Австрия), Люксембурге и Ереване (Армения), ассоциированным банком во Франкфурте на Майне (Германия), представительствами в Милане (Италия), Пекине (Китай), Киеве (Украина), Минске (Беларусь).



ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР
ИА «ФИНМАРКЕТ»






ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПОНСОРЫ





МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОМЫШЛЕННОЙ СУБКОНТРАКТАЦИИ И ПАРТНЕРСТВА






ИД «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»






ИА «АЛЬЯНС МЕДИА»





ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПОНСОРЫ






РУССКО-КИТАЙСКОЕ КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО






ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИИ»





ИД «ГЛАВБУХ»





ИА «ВАЛААМ»




СИОРА





ЖУРНАЛ «КОМПАС ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ»





ЖУРНАЛ «МАЛЫЙ БИЗНЕС И ПРАВО»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СПОНСОРЫ
НТТП «ИНТЕХ»





НФП «ТРАДИЦИЯ»





СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России в сопоставлении с

мировой практикой.…………………………………………………………………………………

2. Роль государственной промышленной политики в развитии взаимодействия малого и

крупного бизнеса в России………………………………………………………………………….

    1. Основные подходы и принципы промышленной политики………………………….……….

    2. Выбор критериев промышленной политики……………………………………………………

    3. Структуры промышленной политики………………………………………………….………..

    4. Государство……………………………………………………………………………………….

    5. Интегрированные бизнес-группы……………………………………………………………….

    6. Социальные силы новой экономики…………………………………………………………….

    7. Конфликты интересов и политическая воля государства…………………………….……….

    8. Цели и задачи промышленной политики……………………………………………………….

    9. Содействие промышленной политики дебюрократизации экономики и

государственного управления…………………………………………………………………………

3. Экономическое развитие……………………………………………………………………………...

    1. Модернизация производства – безальтернативное условие развития…………………………

    2. Повышение национальной конкурентоспособности………………………………….………...

    3. Расширение рынков сбыта продукции отечественного производства………………………...

    4. Институциональные реформы и структурные преобразования……………………………….

    5. Информатизация бизнеса, общества и государства…………………………………………….

    6. Повышение инвестиционной привлекательности промышленности…………………………

4. Развитие малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………

    1. Усиление притока в Россию иностранного капитала и качественное изменение

его структуры…………………………………………………………………………………………..

4.2. Проблемы градообразующих предприятий……………………………………………………..

  1. Опыт взаимодействия предпринимательских структур в ряде

стран – участников АТЭС и Евросоюза………………………….…………

    1. Япония……………………………………………………………………………………………...

    2. Китайская народная республика……………………………………………………….………...

    3. Республика Корея……………………………………………………………………….………...

    4. Евросоюз…………………………………………………………………………………………..

  1. Механизмы интегрирования малого и крупного бизнеса…………………………………………...

    1. Франчайзинг……………………………………………………………………………………….

    2. Субконтрактация………………………………………………………………………………….

    3. Кластерные принципы организации производственного взаимодействия………….………..

  2. Мировой и российский опыт развития венчурного инвестирования…………………….………..

    1. Общие тенденции в области участия государства в развитии

венчурной инфраструктуры………………………………………………………………………….

    1. Тенденции на рынке российского венчурного капитала………………………………………

    2. Проблемы венчурного инвестирования в России………………………………………………

    3. Возможные способы привлечения в Россию зарубежного венчурного капитала……………

  1. Опыт участников АТЭС и других стран в использовании различных механизмов государственного участия в процессе прямого венчурного инвестирования……………………………………………………….

    1. Великобритания…………………………………………………………………………………..

    2. США……………………………………………………………………………………………….

    3. Тайвань……………………………………………………………………………………………

    4. Япония…………………………………………………………………………………………….

    5. Сингапур……………………………………………………………………………………………

    6. Индия…………………………………………………………………………………….………..

    7. Рейтинг инвестиционно привлекательных стран для прямых зарубежных

инвестиций (FDI) с июля 1998 г. по сентябрь 2003 г………………………………….…………….

Заключение…………………………………………………………………………………………….
Введение
В структуре национальных экономик развитых стран, включая страны АТЭС, постоянно увеличивается доля малых и средних предприятий, совершенствуются механизмы их взаимодействия с крупными корпорациями, вынужденными адекватно реагировать на глобальную дифференциацию рынков и возрастающую индивидуализацию потребительского спроса в эпоху постиндустриального развития. В рыночных условиях спрос определяет всё - объемы, ассортимент, качество и т.д. При этом интегральная эффективность производства товаров и услуг (затраты, качество, обновление ассортимента и др.), их доведение до потребителей во многом зависят от взаимосвязей малого и крупного бизнеса.

Эффективное использование ресурсных возможностей национальной экономики, как и её отдельных региональных и отраслевых секторов, также зависит от рационального соотношения числа крупных и малых предприятий.

В установлении взаимодействия крупного и малого бизнеса особую роль играет государство, которое предоставляет льготы малому бизнесу, делая его привлекательным для крупного и среднего предпринимательства, поскольку размещение заказов на малых предприятиях позволяет сократить производственные издержки. Именно государство может стимулировать крупные фирмы, отдавая предпочтение при распределении государственного заказа тем из них, которые будут выполнять его с привлечением малого бизнеса, так как большинство малых предприятий производственной сферы вообще не может устойчиво работать без заказов крупных и средних предприятий. Во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелких предприятий.

Кооперация малого и крупного бизнеса в основном осуществляется по отраслевому и территориальному признакам. Следовательно, достижение взаимного соответствия этих сфер предпринимательства во многом зависит от местных и центральных органов власти и негосударственных организаций (союзов, ассоциаций и др.), координирующих работу отдельных групп крупных, средних и мелких предприятий.

Все эти вопросы эффективно решаются в большинстве стран, входящих в АТЭС. Эти страны составляют регион мира, который сегодня является одним из самых динамично развивающихся, в том числе за счет целенаправленной политики поддержки и развития малого бизнеса. На долю участников АТЭС приходится 40% населения мира и 60% мирового ВВП.

В российских условиях взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.

Для подъема российской экономики исключительно важен опыт участников АТЭС по содействию максимальному увеличению числа малых предприятий в производственной сфере, стимулированию развития взаимосвязей между малым, средним и крупным промышленным бизнесом. Всё это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации российской экономики, поскольку предпринимательство в целом, независимо от своих масштабов, представляет собой единый и взаимосвязанный процесс.

1. Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России в сопоставлении с мировой практикой

Хозяйственная структура современного общества включает государственный сектор экономики, корпорации и малые предприятия, взаимодействующие и дополняющие друг друга в соответствии с экономическими условиями страны. В последние годы мировая практика демонстрирует явные интеграционные тенденции.

Все крупнейшие зарубежные корпорации «выросли» из тех предприятий, которые сегодня именуют «малыми». В настоящее время крупные предприятия все чаще создают вокруг себя малые, в том числе на основе бывших филиалов, отделений, дочерних фирм. Тем самым они повышают «рыночную гибкость», избавляются от нерациональных накладных затрат, уменьшают налоговые платежи.

Будучи необходимым элементом рыноч­ной экономики, малое предпринимательство берет на себя не­которые специфичные функции, определяющие его эконо­мические особенности, одна из которых связана, например, с сов­падением базовых функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника. Отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами обеспечивает малому предпринима­тельству множество конку­рентных преимуществ.

Другой экономической особенностью ма­лых предприятий является способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, осваивать новые виды про­дукции, переориентироваться на другие категории клиентуры, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование уставной деятельности. Для субъектов крупного бизнеса подоб­ная модель рыночной стратегии неприемлема, поскольку предполагает значительные финансовые потери.

Правомерно также говорить о лучших возможностях малого предпри­нимательства в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций. Например, в США на малое предпринимательство в целом приходится более половины создаваемых инноваций, а в пересчете на одно рабочее место на малых предприятиях вне­дряется в 2,5 раза больше инноваций, чем в крупном бизнесе.

Ма­лое предпринимательство сдерживает тенденция монопо­лизации рынка крупными производителями. Сегодня правитель­ства большинства государств осознали связанную с этой тенден­цией угрозу и уделяют ей постоянное внимание. Например, недавно в США было вынесено судебное решение о принудительном разукрупнении корпорации «Microsoft», а Правительством России были одоб­рены планы реорганизации РАО ЕЭС. Существование малого предпринимательства обеспечивает решение рассматриваемой проблемы с использованием механизмов децентрализованного регулирования экономики. Лишь в немно­гих отраслях (оборонная промышленность, энергетика, тяжелое машиностроение) малые предприятия не способны составить ре­альной конкуренции корпорациям. В остальных случаях по мно­гим признакам они могут успешно конкурировать с ними, что подтверждается данными табл. 1.1.
  1   2   3   4   5   6   7


Международная конференция
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации