Головин А.А. Основы социальной медицины: конспект лекций - файл n1.doc

Головин А.А. Основы социальной медицины: конспект лекций
скачать (474.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc475kb.05.06.2012 07:21скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

А. А. Головин, С. П. Запарий
Основы социальной медицины
Конспект лекций

Омск

Издательство ОмГТУ

2008

УДК 61 (075)

ББК 51.1 я73

Г 61

Рецензенты:

С. А. Мельниченко, профессор, декан социально-гуманитарного факультета
Омского гуманитарного института;

Н. В. Рудаков, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой микробиологии
и иммунологии Омской государственной медицинской академии
Головин, А. А.

Г 61 Основы социальной медицины: конспект лекций / А. А. Головин,

С. П. Запарий. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 92 с.

ISBN 978-5-8149-0586-4
Кратко представлены материалы по основам социальной медицины (общественного здоровья).

Конспект лекций написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности – «Социальная работа».

Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 040101 «Социальная работа».
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета


УДК 61 (075)

ББК 51.1 я73
©
ISBN 978-5-8149-0586-4

Омский государственный

технический университет, 2008




Содержание

Введение 4

Краткая историческая справка о дисциплине
«Основы социальной медицины» 5

Контрольные вопросы 9

Показатели санитарной статистики, отражающие общественное
здоровье
9

Основы демографии 9

Организация статистического исследования 11

Демография (медико-социальное значение) 13

Контрольные вопросы 17

Общественное здоровье 18

Здоровье и болезнь 18

Факторы риска здоровью 21

Образ жизни – основной фактор, определяющий здоровье 23

Здоровый образ жизни и его формирование 26

Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья 27
Структура заболеваемости 30

Контрольные вопросы 31

Социально-медицинские аспекты охраны материнства и детства 32

Контрольные вопросы 37

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения 37

Контрольные вопросы 51

Медицинская этика и деонтология, основные направления 52

Контрольные вопросы 58

Рекомендуемый список литературы 58

Примерный перечень вопросов к экзамену 60

Приложение № 1. Понятия, категории и термины, используемые
при изучении дисциплины «Основы социальной медицины» 68

Приложение № 2. Программа курса 88

Введение

«Основы социальной медицины» – обязательная дисциплина, которая входит в государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования специалиста по социальной работе. Она предусматривает получение студентами теоретических знаний и практических навыков в области охраны общественного здоровья, медико-социальной помощи населению и ее организации, взаимодействия учреждений социальной защиты населения и органов здравоохранения, иначе говоря, является наукой, изучающей воздействие социальных и экономических факторов на здоровье населения в целом. Это обстоятельство является одним из отличий социальной медицины от медицины в классическом виде.

Социальная медицина возникла на стыке различных наук, которые, на первый взгляд, плохо сочетаются друг с другом. Это медицина, гигиена, организация здравоохранения, социология, экономические науки, педагогика и др. В то же время, на наш взгляд, ведущими среди них являются медицинские, гигиенические и социальные дисциплины. В связи с этим студенты, которые приступают, а в дальнейшем изучают основы социальной медицины, должны иметь хорошую базовую подготовку, полученную в образовательной школе. Однако работа со студентами показала, что они в достаточной мере не обладают необходимыми знаниями, например в области основ медицинских знаний, эпидемиологии, гигиены и др. Это создает определенные трудности в изучении дисциплины, а учебной литературы явно не хватает. По причине этого и написан конспект лекций, в основу которого положены современные представления о дисциплине, данные доступной литературы, содержание информационных и правовых документов, а также личный опыт авторов.

Цель курса состоит в том, чтобы дать будущему специалисту знание по основам социальной медицины, которые необходимы в практической деятельности специалисту по социальной работе.

Задачи дисциплины: сохранение и защита общественного здоровья при любых социально-экономических, политических процессах в обществе.

Требования к уровню подготовки специалиста, завершившего изучение данной дисциплины:

- ориентироваться в понятиях «общественное и «индивидуальное» здоровье;

- знать об основных проблемах нарушения здоровья в конкретных условиях социальной среды;

- применять знания основ сохранения и укрепления здоровья в сфере социальной службы;

- иметь знания и навыки оценки здоровья клиента;

- уметь оказать первую помощь при нарушении здоровья;

- способствовать распространению знаний по укреплению здоровья.
Краткая историческая справка

о дисциплине «Основы социальной медицины»

Начало социальной медицины лежит в те давние времена, когда человек решил систематически улучшать свой быт, условия проживания, заботиться о своем здоровье, сохранении потомства, словом, встал на путь цивилизованного развития. История развития дисциплины «Основы социальной медицины» интересна. Рассмотрим этапы ее становления на примере России.

В нашей стране возникновение социальной гигиены связано с именем Петра I, который уделял большое внимание организации системы общественного призрения. Он требовал создание госпиталей для граждан, которые не могли в силу своего состояния (болезнь, увечье, старость и др.) обеспечить свое проживание. Виды оказываемой помощи и ее объемы отличались друг от друга в зависимости от нужд (проблем) населения. Екатерина II продолжила начатые Петром I преобразования в социальной сфере. По ее указанию в 1775 г. была основана государственная система общественного призрения. На каждой самоуправляемой территории создавались особые органы – приказы общественного призрения, в сферу деятельности которых входило народное образование, здравоохранение, благотворительность.
Существенный вклад в развитие социально-гигиенических взглядов внес
М.В. Ломоносов. В письме «О сохранении и размножении российского народа» он предложил меры по снижению заболеваемости и смертности населения, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарному просвещению.

В отечественной литературе термин «социальная гигиена» появился в трудах В.О. Португалова в 1873 г., который писал, что «… степень заболеваемости и смертности человечества совершается в силу существующих условий социального быта. И по мере того, как предупредительная медицина или социальная гигиена будет входить в свои права и распространять свою силу, по мере того, как будет возрастать ее влияние, значение, а главное – применение в обширных размерах, по мере всего этого карательная медицина будет ослабевать. Есть еще и гигиена социальная, общественная, регулирующая отношение лица к обществу и обязанности или отношения общества к лицу».

Н.Г. Чернышевский и другие русские мыслители подчеркивали не только единство, целостность духовных и физических свойств, но и гораздо полнее и ярче связь человека с его трудовой деятельностью как источника всех богатств общества.

Человек – новое качество, новый сплав биологического и социального, в котором роль мастера, делающего этот сплав, принадлежит социальному.

Русский врач-гигиенист Ф.Ф. Эрисман заложил основы для развития в России гигиены как самостоятельной науки. Под его руководством впервые были проведены санитарные обследования фабрик и заводов, которые положили начало фабрично- заводской (промышленной) гигиене. Во многом благодаря его исследованиям возникло новое направление – школьная гигиена. Ф.Ф. Эрисман писал: «Мы находимся здесь в области социальной гигиены или общественного здравоохранения, цель которого заключается в воздействии на здоровье целых групп населения и при котором личная инициатива борющегося за свое здоровье человека целиком или отчасти заменяется общественными о нем заботами. Лишите гигиену общественной направленности, и вы нанесете ей смертельный удар, превратите ее в труп».

В середине XIX века в Киевском университете вводится курс социальной гигиены, и с 1906 года он приобретает самостоятельный характер и называется «Основы социальной гигиены и общественной медицины». С 1908 года курс «Социальная гигиена и общественная медицина» читается в Санкт-Петербурге.

Важной вехой в развитии социальной гигиены стал выход в 1903 году в свет журнала по вопросам этого научного направления. Нельзя не отметить и тот факт, что в 1905 году немецкий ученый А. Гротьян основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а в 1920 году организовал при Берлинском университете кафедру социальной гигиены.

Точкой отсчета советского периода социальной гигиены можно считать 1918 год, когда в Москве был создан Центр социальной гигиены. В этот период руководство большевиков хорошо понимало значение для страны социальной гигиены как научного направления, способного положительно влиять на настроение населения, оказать существенное влияние на меры правительства, направленное на борьбу с голодом, безработицей, детской беспризорностью, социально-значимыми заболеваниями и т.д. С 1920 года центром социальной гигиены в России стал институт социальной гигиены.

Основоположник советского здравоохранения, нарком здравоохранения
Н.А. Семашко организовал в 1922 году при I Московском университете кафедру социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней. В 1923 году соратник Н.А. Семашко З.П. Соловьев создал кафедру социальной гигиены при II Московском университете.

В дальнейшем подобные кафедры открывались и в других учебных заведениях России. С 1922 по 1930 гг. издавался журнал «Социальная гигиена».

Вместе с тем в развитие социальной гигиены как научного направления все большее влияние стала оказывать большевистская идеология. Тенденция на соединение марксизма с медициной и отрицание влияния социальных факторов на общественное здоровье развивалась стремительно. В 20–30 гг. были закрыты институты социальной гигиены в советских республиках. Дискуссии по актуальным проблемам науки и нерешенным еще вопросам подавлялись. Закрывались целые научные направления (генетика, кибернетика, квантовая механика, социология, психосоматика и др.).

В 1941 году факультеты социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения.

После окончания Великой Отечественной войны начинается борьба с космополитизмом, искоренением буржуазных веяний. Утверждаются приоритеты советской медицины и идеологии, даже там, где их нет, перед западной.

Вводится запрет на публикации сведений о смертности, рождаемости, заболеваемости и др. Закрыты целые разделы санитарной статистики. Введена жесткая цензура. Пропагандируется тезис о том, что раз при социализме нет и не может быть классовых противоречий – значит, общественное здоровье не зависит от социальных условий и факторов. Такой подход отрицательно сказался на развитии социальной гигиены как науки и здоровье населения в целом, что хорошо проявилось в 60-е годы XX столетия.

С целью активизации научных исследований в области социальной гигиены в 1966 г. кафедры организации здравоохранения медицинских институтов и институт организации здравоохранения им. Н.А. Семашко переименованы в кафедры и институт социальной гигиены и организации здравоохранения. Однако использование термина «гигиена» удовлетворяло не всех ученых и в 1994 г. дисциплину назвали «Социальная медицина».

В настоящее время основными направлениями работы НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения им. Н.А. Семашко РАМН, так ныне называется бывший институт социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, являются комплексные исследования по изучению общей заболеваемости с временной утратой трудоспособности, госпитализации и посещаемости амбулаторно-поликлинических учреждений. Время показало необходимость изучения вопросов менеджмента и маркетинга в здравоохранении, изменившихся условий хозяйствования, возникших экономических и финансовых проблем, правового регулирования деятельности медицинских работников и т.д.

Одной из главных задач учебных заведений стала подготовка специалистов в области социальной медицины, менеджеров здравоохранения.

В 1999 году на Российской конференции заведующих кафедрами социальной медицины принято решение о новом названии дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение».

Контрольные вопросы

    1. Назовите научные заслуги Ф.Ф. Эрисмана.

    2. Какие этапы в своем развитии прошла социальная медицина?

    3. В чем заключалось негативное влияние большевистской (ком­му­нис­ти­че­ской) идеологии на развитие социальной медицины?

    4. Назовите основные направления работы НИИ социальной гигиены
      Н.П. Семашко.

    5. Роль Н.П. Семашко в развитии социальной медицины.

    6. В чем заключаются заслуги Петра I и его соратников в организации «социальной» помощи населению?

    7. Кто из русских ученых ввел понятие «социальная гигиена»?


Показатели санитарной статистики,

отражающие общественное здоровье.

Основы демографии

Статистика – научная дисциплина, изучающая количественную сторону массовых явлений в непрерывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерности общественного развития и явлений в конкретных условиях места и времени.

В исследованиях медико-социальных процессов и деятельности учреждений, занимающихся решением медико-социальных проблем здоровья населения, нашли применение методы санитарной статистики, которые позволяют судить о состоянии здоровья населения, о качестве и результатах работы учреждений здравоохранения, об эффективности государственной политики и мер по охране здоровья населения.

В соответствии с этим, предметом санитарной статистики являются:

Здоровье населения характеризуется следующими статистическими показателями:

- инвалидности.

Демографические показатели служат основой для статистического изучения населения, которое ведется в двух направлениях:

1) характеристика населения на определенный момент времени;

2) характеристика процессов изменения численности населения (динамика или движение населения), которая подразделяется на механическое движение и естественное.

Показатели физического развития населения являются одними из наиболее объективных, отражающих здоровье населения. Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков, которые характеризуют развитие и формирование организма в процессе его роста, а под состоянием физического развития – результат взаимодействия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, условий и образа жизни человека.

Оценка физического развития проводится на основании следующих показателей:

Показатели заболеваемости являются ведущими при оценке здоровья населения. К ним относятся: общая заболеваемость (болезненность, распространенность), первичная (собственно заболеваемость) заболеваемость, патологическая пораженность, заболеваемость, связанная с отдельными нозологическими формами, заболеваемость с временной утратой трудоспособности и др.

Показатели инвалидности. Для характеристики здоровья населения применяются в первую очередь показатели первичной и общей инвалидности, ее структуры в зависимости от степени тяжести, динамики по результатам переосвидетельствования, структуры инвалидности по отдельным нозологическим формам.

Организация статистического исследования

Проведение статистического исследования состоит из нескольких этапов, которые должны строго соблюдаться. Приводим традиционный план статистического исследования.

  1. Составление плана и программы статистического исследования: постановка цели и задач, составление плана и программ наблюдения, выбор объекта наблюдения, определение единицы наблюдения и учетных признаков, составление формы учетного документа, определение вида и способа статистического наблюдения (во времени, степени, охвата, характера наблюдения). Составление программ сводки материалов. Составление организационного плана исследования.

  2. Статистическое наблюдение.

  3. Статистические группировки и сводка материалов.

  4. Счетная обработка и анализ материалов.

  5. Оформление и представление результатов.


Успех статистического исследования зависит от качества первичных статистических материалов, которые должны отвечать следующим требованиям: полнота обследования и сбора материала, его достоверность, актуальность и сопоставляемость.

При проведении социально-медицинских исследований используются статистические показатели (относительные величины), которые позволяют изучать структуру и уровень определенного явления, сравнивать его в динамике между собой в различных группах населения и т.д.

Относительные величины рассчитываются путем отношения (деления) одного показателя к другому, полученную величину умножают на 100, 1000, 10000 и т.д.

В санитарной статистике в основном используются следующие показатели: экстенсивный, интенсивный соотношения и наглядности.

Экстенсивный показатель (показатель распределения) характеризует структуру, часть целого. Этот показатель принято выражать в процентах:



Интенсивный показатель характеризует частоту или распространенность изучаемого явления в среде, являющейся основанием для возникновения данного явления.



Специальный интенсивный показатель отражает частоту конкретного явления.

Показатель наглядности характеризует отношение различных показателей к одному, принятому за 100, и показывает, на сколько процентов одна величина больше другой.

Показатель соотношения характеризует соотношение между разнородными величинами.

Этот показатель может быть использован для расчета обеспечения населения видами медицинской помощи, врачами, койками и т.д.

Наряду с указанными выше показателями в санитарной статистике применяют методы математической статистики, основанной на теории вероятностей.
Демография

(медико-социальное значение)

Демография – наука, изучающая закономерности явлений и процессов в структуре, размещении и динамике населения с учетом политических, социальных, экономических, биологических и других факторов.

На стыке демографии, медицины, дисциплин, изучающих социальные явления, возникла медико-социальная демография. Это наука, изучающая взаимосвязь воспроизводства населения с медико-социальными факторами и разрабатывающая на этой основе меры медицинского, социального, организационного характера, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшение здоровья населения.

В задачи демографии входит: изучение территориального размещения населения, анализ тенденций и процессов, происходящих среди населения в связи с их социально-экономическими условиями жизни, существующими традициями, экологическими, медицинскими, правовыми и другими факторами.

Демографические показатели используются для количественной оценки здоровья населения, которая ведется в двух направлениях: изучение статистики населения и динамики населения.

Статистика населения характеризуется численным составом населения на определенный (критический) момент времени. Она изучается по следующим основным признаком: распределение по полу, возрасту, социальной и профессиональной принадлежности, уровню образования, семейному положению, национальности и т.д.
Методом изучения статистики населения является его перепись. Первая всеобщая перепись населения в России была проведена в 1897 г. В дальнейшем всеобщие переписи населения проводились в 1920, 1926, 1937, 1959, 1970, 1979, 1989 и 2002 гг.

Наряду со сплошным учетом населения, проводимым в период переписи, осуществляются и выборочные социально-демографические исследования, которые позволяют выявить происходящие изменения в составе населения страны.

По возрастному составу выделяют прогрессивный, регрессивный и стационарный типы населения.

Прогрессивным считается тип населения, в котором доля детей в возрасте от 0 до 14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет.

Регрессивный тип – это тогда, когда доля населения в возрасте 50 лет и старше превышает долю детского населения.

Стационарным называется такой тип, когда доля детей равна доле граждан в возрасте 50 лет и старше.

Необходимо отметить, что по критериям международных организаций, население страны считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше превышает 74 % всего населения.

Таким образом, изучение показателей, характеризующих статистику населения, необходимо для планирования и организации системы здравоохранения и социальной защиты населения, ее финансирования и т.д.

Динамика населения изучает движение населения и его количество. Выделяют механическое и естественное движение населения.

Механическое движение населения обусловлено миграционными процессами, происходящими в стране, под которыми понимается перемещение людей, связанное, как правило, со сменой места жительства.

Миграцию подразделяют на безвозвратную, временную, сезонную, маятникообразную. Наряду с этим выделяют внешнюю (выезд за пределы страны) миграцию и внутреннюю (перемещение внутри страны). Внешняя миграция подразделяется на эмиграции – выезд граждан в другую страну на постоянное место жительства или длительный срок и иммиграцию – въезд граждан из другой страны.

Естественное движение населения или воспроизводство изучается на основании таких показателей, как рождаемость, плодовитость, живорождение, мертворождение, общая смертность, естественный прирост населения, средняя продолжительность предстоящей жизни. Статистика естественного движения населения основывается на текущей информации: о рождении, смертях, браках, разводах. Гражданам выдается: медицинское свидетельство о рождении, перинатальной смерти ребенка, медицинское свидетельство о смерти.

Рождаемость – это процесс возобновления поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизводству потомства (зачатие, оплодотворение, вынашивание плода). Вместе с тем уровень рождаемости определяется и социально-экономическими процессами: возрастом вступления в брак, факторами образа жизни, традициями, религиозными догматами и другими факторами.

Политика, направленная на изменение тенденций в рождаемости, носит название демографической.

Показатели рождаемости отражают медико-социальное благополучие и являются критериями жизнеспособности и воспроизводства населения.

Одним из важных показателей, характеризующих рождаемость, является общий коэффициент рождаемости, который рассчитывается следующим образом:



Принято считать, что низкая рождаемость характеризуется показателем ниже 15 %, средняя – от 15 до 25 % и высокая – более 25 %.

В характеристике процессов рождаемости существенное значение имеет суммарный показатель (коэффициент) рождаемости, который показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении жизни при условии сохранения в каждой возрастной группе существующего уровня рождаемости. В настоящее время в России происходит неуклонное снижение этого показателя.

В последние годы специалистов, изучающих проблемы демографии, и общественность страны интересуют показатели смертности, которые в России находятся на катастрофическом уровне. К ним относятся: общий показатель смертности, показатели смертности отдельных возрастно-половых групп населения, показатели смертности от отдельных заболеваний, структура причин смерти и др.

Под общим показателем смертности понимается число умерших в определенном регионе в течение года на 1000 населения.



Этот показатель позволяет оценить тенденцию изучаемого процесса.

Уровень смертности мужчин во всех возрастных группах выше, чем женщин.

Структура причин смерти взрослого населения РФ выглядит следующим образом. Первое место занимают болезни системы кровообращения (55,4 %), второе – отравления, травмы, внешние причины (14,1 %), третье – злокачественные новообразования (13,8 %), четвертое – болезни органов дыхания (4,4 %), пятое – болезни органов пищеварения (2,8 %).

Показатели детской смертности будут рассмотрены в п. 9.

Показателем, который отражает общую характеристику роста населения, служит естественный прирост населения со знаком плюс или минус (убыль населения). Он рассчитывается по следующей формуле:



или как разность коэффициентов рождаемости и смертности.

Высокий естественный прирост населения может рассматриваться как благоприятный демографический феномен только при низких показателях смертности с учетом показателей рождаемости.

Отрицательный естественный прирост приводит к депопуляции.

Одним из показателей, используемых для оценки общественного здоровья, является показатель средней продолжительности предстоящей жизни, который в определенной степени отражает совместную значимость показателей рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Этот показатель заключает в себе число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста, если на протяжении их жизни смертность будет такой же, как и в год исчисления. Следовательно, он является управляемым показателем, воздействовать на который можно с помощью улучшения системы здравоохранения, социального положения в стране, экономическими методами и др. В настоящее время в мире к высоким показателям относятся 65–75 лет и выше, к средним – 50–65 лет и к низким – 40–50 лет.

Показатель средней продолжительности предстоящей жизни нельзя путать со средним возрастом умерших, который вычисляется как сумма прожитых лет, деленная на число умерших.

В заключение еще раз обращаем ваше внимание на то, что знание санитарной статистики и медицинской демографии в ряде случаев является ключом в решении медико-социальных проблем.

Контрольные вопросы

  1. На основании каких показателей проводится оценка физического развития человека?

  2. Что является предметом санитарной статистики?

  3. Этапы организации статистического исследования.

  4. Назовите показатели, которые используются в санитарной статистике.

  5. Дайте определение понятия «статистика».

  6. Какие статистические показатели характеризуют здоровье?

  7. Дайте определение понятия «демография».

  8. По каким критериям оценивается прогрессивный, регрессивный и стационарный типы населения?

  9. На основании каких показателей изучается естественное движение населения?

  10. Дайте определение понятия «рождаемость».

  11. Дайте определение понятия «средняя продолжительность предстоящей жизни».

  12. Назовите структуру причин смерти взрослого населения в РФ.


Общественное здоровье.

Здоровье и болезнь

Большинство населения рассматривает здоровье человека традиционно – отсутствие болезни.

Чтобы понять, так ли это, необходимо обратить внимание на социальную сущность человека, так как его здоровье и болезни можно правильно понимать прежде всего исходя из соотношения в нем социального и биологического.

Нужно иметь в виду, что человек не просто биологический или антропологический комплекс, а природный абстракт из биологических свойств и качеств индивида, продукт общественных отношений, созданных людьми в процессе их трудовой, производительной деятельности.

Человек – новое качество, новый сплав биологического и социального, в котором роль мастера, делающего этот сплав, принадлежит социальному.

Уже в наше время российский ученый в области социальной гигиены
Ю.П. Лисицин говорил: «Человек – высшая ступень развития животных организмов на земле, общественное (социальное) существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью».

Можно объективно считать, что здоровье социально обусловлено. Современное развитие социальных наук показало, что оно является не только медико-биологическим феноменом. В характеристике и критериях здоровья должны рассматриваться социальные, психологические, культурные, экономические и политические факторы.

В настоящее время мы придерживаемся определения, которое содержится в предисловии к Уставу Всемирной организации здравоохранения (1948 г.): «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни и немощи». В Российской литературе «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В дальнейшем это определение было расширено, «включая способность вести социально и экономически продуктивную жизнь».

Здоровье человека, как и болезнь,  новое качество в сравнении с другими живыми существами на земле, социальное явление и социально опосредованное, т.е. заключающее в себе воздействие социальных условий и факторов.

Здоровье – гармоническое единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями, а болезнь – нарушение этого единения, этой гармонии. Все болезни по существу социальны. Люди, принадлежащие к разным социальным группам, переносят заболевания по-разному. Существует множество теорий возникновения болезней: социальная, которая связывает болезнь с социальной дезадаптацией; энергетическая, объясняющая про­ис­хо­ж­де­ние болезней с точки зрения дисбаланса энергии в человеческом организме; биологическая, которая считает, что основой болезни является нарушение соответствия биологических ритмов организма природным ритмам; «болезней цивилизации» и др.

Известный ученый И.В. Давыдовский считал, что болезнь – это приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов.
Современные ученые считают, что болезнь – это общее или частичное ограничение жизнедеятельности организма, обусловленное срывом адаптационных механизмов под воздействием эндогенных и экзогенных факторов и характеризующееся стеснением свободы деятельности.

Болезнь и здоровье человека необходимо оценивать с позиции морально-этических и гуманистических ценностей. Здоровье позволяет человеку вести полноценную, не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. Невнимание к своему здоровью – это не только личная проблема. Необходимо помнить, что здоровье – это общественное богатство. К сожалению, человек вспоминает о здоровье часто только тогда, когда его потеряет. Надо помнить, что здоровье – дар Божий и не забывать, что Бог создал человека, но не сделал для него запасных частей.

При оценке здоровья выделяют: индивидуальное, групповое, региональное и общественное здоровье.

Индивидуальное здоровье – это здоровье конкретного человека.

Групповое здоровье – это здоровье отдельных сообществ людей по возрастному, профессиональному, социальному и другим признакам.

Региональное здоровье – это здоровье населения, проживающего на определенных административных территориях.

Общественное здоровье – это здоровье популяции, общества в целом. По мнению известного ученого Ю.П. Лисицина, «Общественное здоровье – это такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т.е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества».

Эксперты ВОЗ к критериям общественного здоровья относят: процент валового национального продукта, идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни. В связи с вышеуказанным необходимо выделить еще такие показатели, характеризующие общественное здоровье, как потенциал общественного здоровья или меру количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом, а также индекс общественного здоровья, который отражает соотношение здорового и нездорового образа
жизни.

В практической работе часто используются термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья населения: «психическое здоровье», «репродуктивное здоровье», «экологическое здоровье» и т.д.

В работах отечественных и зарубежных ученых показано, что здоровье обусловлено четырьмя основными факторами, которыми являются:

Оценка общественного здоровья осуществляется на основании следующих показателей: демографических, заболеваемости, инвалидности и физического развития.

Факторы риска здоровью

Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

Показатели состояния здоровья зависят от следующих факторов:

  1. биологических, психических (наследственность, тип телосложения, темперамент, тип высшей нервной деятельности) свойств человека;

  2. природных (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.) воздействий;




  1. состояния окружающей человека среды, экологии (ее чистота, загрязнение химическими, физическими, биологическими и прочими агентами);

  2. социально-экономических, политических и других факторов, действующих через условия труда и быта;

  3. здравоохранения, состояния его служб, кадров, уровня медицинской науки, а также многих других воздействий окружающей человека среды, отношений между людьми и др.

Только из окружающей среды на организм человека влияет более 6 млн различных вредностей, число которых ежегодно увеличивается на 5–6 тысяч.

Различают первичные и вторичные факторы риска здоровью.

К первичным факторам риска относятся действия (бездействия), отрицательно влияющие на здоровье, в частности нездоровый образ жизни и др. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней. К ним относятся сахарный диабет, артериальная гипертензия и др. (табл. 1).

Таблица 1

Первичные и вторичные факторы риска



п/п

Факторы риска


1.

Первичные

Вторичные

Курение

Сахарный диабет

2.

Злоупотребление алкоголем

Гиперлипедемия

3.

Нерациональное питание

Артериальная гипертония

4.

Гиподинамия

Ревматические болезни

5.

Сверхнагрузки

Аллергия

6.

Психоэмоциональный стресс

Иммунодефицитные состояния

7.

Инсоляция и другие

Ожирение

Существенное значение в формировании общественного здоровья имеют так называемые группы риска населения, т.е. те граждане, которые наиболее подвержены определенным заболеваниям. В табл. 2 перечислены основные группы риска населения.

Таблица 2

Группы риска населения, наиболее подверженные заболеваниям



Группы риска

Лица, составляющие группу

1.

Группа демографических факторов риска

Дети. Лица старческого возраста. Одинокие. Вдовы, вдовцы. Мигранты, беженцы, перемещенные лица

2.

Группа производственного, профессионального риска

Граждане, занятые на вредных для здоровья производствах

3.

Группы риска функционального и патологического состояния

Беременные. Недоношенные дети. Дети, родившиеся с малой или большой массой тела. Граждане с генетическим риском, с врожденными аномалиями, дефектами

4.

Группы низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты

Бедные. Необеспеченные. Безработные. Лица без определенного места жительства (БИЧИ, БОМЖИ)

5.

Группа риска лиц с девиантным поведением

Алкоголики. Наркоманы. Токсикоманы. Проститутки. Педерасты. Лесбиянки (другие так называемые сексуальные меньшинства). Граждане, страдающие нарушениями психического здоровья, поведения. Религиозные течения, секты

  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации