Кузин, А. Противодействие черному PR в Интернете - файл n1.doc

приобрести
Кузин, А. Противодействие черному PR в Интернете
скачать (1940.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1941kb.18.09.2012 07:05скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Евгений Ющук, Александр Кузин Противодействие черному PR в Интернете

Предисловие

Мировая история Public Relations (паблик рилейшнз, дословно – «публичные отношения») насчитывает уже два века. Принято считать, что своим рождением этот термин обязан американскому президенту Томасу Джефферсону, который употребил его в Седьмом обращении к Конгрессу в 1807 году. В 30-е годы ХIХ века в США оформилось понятие «relations for the general good» – «отношения ради всеобщего блага».

До начала ХХ века все PR-усилия в основном были сосредоточены в сфере пропаганды и носили однонаправленный характер. Как и любая другая форма тотального убеждения, они не учитывали мнения объекта воздействия и не корректировались в соответствии с этим мнением. Однако с началом ХХ столетия все начало кардинально меняться. Рост бизнеса, накопление огромных капиталов, сосредоточение финансовой мощи в руках узкого круга представителей общества начали вызывать раздражение и негативные реакции остального населения. По мнению обывателей, дельцы были готовы на все ради своей прибыли. Сращивание капитала с властью, лоббирование своих интересов в политических элитах также не добавляло популярности ни политикам, ни предпринимателям. Появилась острая потребность установления двусторонних связей между «большим бизнесом», властью и обществом, которые смогли бы преодолеть враждебное отношение масс, устранить недопонимание, донести до населения декларируемые цели, наладить доброжелательное отношение потребителей и избирателей с предпринимателями и политиками.

В 1906 году американский журналист Айви Ли опубликовал «Декларацию о принципах PR», в которой назвал основной задачей специалистов этой сферы «побуждение людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием». Так, по сути, возникло то направление деятельности, которое мы и знаем как паблик рилейшнз.

Но задолго до этого события появилось то, что в начале 90-х годов прошлого столетия в нашей стране, с легкой руки некоторых журналистов, стали называть черным PR,[1] или попросту – чернухой.

Распространение порочащих сведений, клевета, диффамация, подтасовка фактов, шельмование,[2] вытаскивание на всеобщее обозрение грязного белья – все это часть истории человечества с незапамятных времен. Примеры использования чернухи можно без особых усилий отыскать еще в классических произведениях эпохи Возрождения:

«Действуй, мое лекарство, действуй! Вот как ловят доверчивых безумцев!

Вот как честных, невиннейших и непорочных женщин позору подвергают!»

У. Шекспир. Отелло

Чем не черный PR, с помощью которого негодяй Яго опорочил невиновную Дездемону в глазах Отелло?

В современной России черный PR расцвел невиданным цветом, попав на благодатную почву постперестроечной растерянности общества, смуты ельцинских реформ и периода дикой приватизации, когда за свое место под солнцем бились, не считаясь ни с чем. Хороши были любые средства и методы, главное – чтобы они привели к желанной цели: власти или деньгам. Лучше всего – и к тому, и к другому одновременно. Конкурентов и соперников топили всеми доступными способами. Благо народ наш был не искушен и не имел прививки от грязи, которая выплескивалась со страниц газет и экранов телевизоров.

Конечно то, что вливали в мозги нашим соотечественникам, никакого отношения к PR не имело. При чем тут технологии по связям с общественностью (а именно такой перевод Public Relations прижился в нашей стране) и коряво наклеенной на столбе листовкой, где утверждалось, что гражданин Пупкин – педофил, спонсор чеченских террористов и сатанист? Сейчас на такую туфту уже никто и внимания не обратит, но в начале 90-х у доверчивых россиян от подобной «правды» перехватывало дыхание и поднимало дыбом волосы. Крупные политики, не стесняясь, грозили «чемоданами компромата», а нашему гражданину столько и не требовалось – достаточно было упоминания в прессе о любовнице известного человека, чтобы народ пришел в искреннее негодование.

С тех пор много воды утекло. Сейчас сами политики с удовольствием демонстрируют себя любимых со всех мыслимых и немыслимых сторон: публикуют свои откровенные фотосессии в «журналах для взрослых», бравируют количеством жен и подружек. Не отстают от них и представители бизнеса, выставляя напоказ свою роскошь, делая из разводов громкие информационные поводы или вывозя на зарубежные курорты топ-моделей.

На смену примитивной чернухе пришли утонченные методы негативного PR Это уже в полном смысле технологии, причем настолько сложные, что овладеть ими дано далеко не каждому специалисту по связям с общественностью. Это одно из самых дорогих (если не самое дорогое) из направлений современного PR, с астрономическими подчас бюджетами и фантастическими гонорарами специалистов. Есть мнение (с которым мы абсолютно согласны), что можно оправиться и восстановиться после мощного административного прессинга или полного разорения, но после хорошо спланированной и грамотно проведенной PR-войны – уже нет.

До недавнего времени PR-специалисты в основном использовали традиционные каналы распространения информации – печатные СМИ, телевидение, радио. При необходимости в ход шли листовки или direct-mail. По вкусу добавлялись «неформальные информационные каналы» – слухи, кулуарные внутриэлитные коммуникации, и т. д. и т. п. Интернет как площадка для серьезной PR-активности почти не рассматривался и в основном служил неким вспомогательным средством.

Сегодня ситуация резко изменилась. Темпы роста российского сегмента Интернета настолько стремительны, что коммуникативная активность все больше и больше смещается в виртуальное пространство. Так, по данным исследований Фонда «Общественное мнение», на период зимы 2006–2007 Интернетом в России пользовались (с разной периодичностью) от 10 до 28 миллионов граждан страны в возрасте от 18 лет и старше.[3] В 2006 году Россия занимала 14-е место среди 15 стран-лидеров по числу интернет-пользователей.[4] Это колоссальная аудитория, которой может похвастаться далеко не каждое федеральное СМИ.

Однако стремительно возрастающая на сетевых просторах PR-активность несет с собой огромное количество проблем и головную боль как для специалистов по связям с общественностью, так и для многих фирм, компаний и отдельных граждан. Своей бесцензурностью и неподконтрольностью Интернет дал возможность чернушникам развернуться во всей своей красе и обрести вторую жизнь.

Конечно, набирающий мощь потенциал Интернета не отменяет тонких и изящных негативных PR-технологий. Но простота размещения в Сети любых, в том числе и порочащих, материалов, а главное – их круглосуточная доступность для пользователей в любой точке земного шара основательно снизили планку, отделяющую технологии от грязи. Сейчас для того, чтобы регулярно выливать ушаты помоев на человека или организацию, уже не нужно иметь большие бюджеты и нанимать специалистов высокого уровня. Склепать «на коленке» сайт с компроматом или разместить откровенно клеветническую информацию в блоге или на форуме может кто угодно – достаточно обладать самыми скромными познаниями и навыками пользования Интернетом. А что в таком случае способна сделать с «жертвой» команда профессионалов, располагающая необходимыми средствами?

Для противостояния чернухе в Интернете необходимо обладать не только знаниями и наработками борьбы с этим явлением в «реале» (так обычно называют реальную жизнь заядлые интернетчики) – понадобится владение особыми он-лайновыми техниками и методиками. Многое из того, что PR– или антикризисный специалист мог бы применить в традиционном коммуникативном пространстве, для сетевых информационных войн малоприменимо или не применимо вообще. К примеру, вы можете узнать от «своих людей», что к публикации в газете готовится заказная статья, направленная против вас или вашего бизнеса. Проявив сноровку и подключив необходимые связи, вы вполне можете блокировать ее выход (вплоть до ареста и уничтожения тиража) или успеть опубликовать материал, сводящий к минимуму возможный ущерб от компромата. А если приложить определенные усилия, то несложно выяснить, кто стоит за этой атакой. Вы можете подать в суд на издание, заставить его опубликовать опровержение, взыскать немалую компенсацию за моральный ущерб и сделать из этого события хороший информационный повод. В конце концов можно вообще заблокировать доступ к медианосителям для своих недругов. В Интернет все это не пройдет. О подготовке атаки вы, скорее всего, узнаете, когда она уже начнется. Да и то не факт, что вам станет известно, что на вас наехали, сразу, как только это случится. Скорее всего, вы еще долго будете пребывать в блаженном неведении и о своих проблемах узнаете последним, совсем как тот обманутый муж. Блокировать и уничтожить информацию вам тоже не удастся – это почти 100 %. Также не получится узнать, кто за всем этим стоит. Ну разве что сами нападающие любезно раскроют свою анонимность. Судиться вам тоже будет не с кем. Даже если вы будете почти наверняка знать авторов и инициаторов нападения, то доказать ничего не сможете. А подать в суд на интернет-ресурс, где про вас говорят всякие гадости, – это из области фантастики: глобальность сети Интернет позволяет разместить материалы где угодно – хоть на сервере в Папуа Новой Гвинее. А затем чернуха вполне может перекочевать из виртуального пространства на страницы бумажных газет и, увы, здесь вы тоже ничего не сможете сделать – по закону СМИ могут публиковать информацию из Интернета, не опасаясь никакой ответственности.

Картина вырисовывается удручающая. Но не все так безнадежно. Рано или поздно на любой яд находится противоядие, для борьбы с болезнями появляются эффективные и доступные лекарства.

О некоторых эффективных и вполне доступных каждому лекарствах против черного PR в Интернете вы сможете узнать уже сейчас.

Введение

Мы согласны с популярной у ряда специалистов по информационным технологиям точкой зрения, что так называемый черный PR – это распространение не любой негативной информации, а лишь той, что основана на лжи. Иными словами, это целенаправленное распространение заведомо ложных, недостоверных сведений. Цель этой книги – научить противодействовать черному PR в Интернете. Для достижения этой цели сначала следует понять, какие особенности заставляют рассматривать Интернет отдельно от других, более традиционных способов распространения информации (любой, а не только негативной). А для этого в первую очередь надо проследить, каким образом общество пришло к сегодняшнему уровню развития Интернета как среды распространения информации.

Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни многих людей. Когда количество пользователей в середине 1990-х годов стало увеличиваться, компании, предлагающие товары и услуги, также незамедлительно пришли в Сеть. Вначале заметнее всех оказались фирмы, имеющие достаточно средств для создания и продвижения своего сайта, либо специалисты, не располагающие деньгами, но умеющие создавать сайты самостоятельно. Обычному человеку, не имеющему специальной подготовки, оставалось довольствоваться сервисами, которые не требовали ни особых навыков, ни финансовых вложений – электронной почтой или ICQ и его аналогами. Однако главную роль в дальнейшем развитии событий сыграл тот факт, что Интернет появился в западных странах, где отдельный человек с его мнениями, знаниями и эмоциями часто ставится во главу угла. В результате началась работа по максимальной интеграции обычного человека в Глобальную сеть. Для этого требовалось решить две принципиальные проблемы: удешевить пользование Интернетом и упростить его. Массовое приобщение рядовых пользователей к Сети шло в двух основных направлениях.

Во-первых, появились бесплатные «конструкторы сайтов», позволявшие каждому создать личный сайт, и бесплатные ресурсы, предоставляющие хостинг (место на сервере, подключенном к Интернету) для таких личных сайтов.

Во-вторых, стали появляться бесплатные сервисы, которые позволяли людям переносить в Интернет свою переписку, фотографии, общение и даже создание электронных документов.

Как правило, эти возможности предоставлялись на крупных интернет-порталах с большой посещаемостью – таких как поисковые машины, порталы крупных городов или отраслевые.

Следующим шагом стало появление возможности комментировать сообщения друг друга, т. е. обмениваться мнениями. Как следствие появились инструменты, позволяющие этот обмен мнениями увидеть. Фактически родилась система, позволяющая незнакомым людям, которых порой разделяли тысячи километров, координировать свои действия в реальном масштабе времени или с незначительной временной задержкой. Отличным примером подобных скоординированных действий может служить статья, опубликованная 20 июля 2007 года на сайте «Регионального информационного агентства Дейта ru».

Последнюю книгу про Гарри Поттера уже перевели на русский язык

17 июля в Интернете появились фотокопии всех страниц книги «Harry Potter and Deathly Hallows» (неофициальный русский перевод – «Гарри Поттер и роковые мощи»), которая выходит на английском только 21 июля.

Как выяснилось, Levy Home Entertainment. LHE и интернет-магазин DeepDiscount.com нарушили запрет на продажу книги до полуночи 21 июля 2007 года и отправили несколько экземпляров покупателям по почте. Несмотря на то что было отправлено всего примерно 1200 экземпляров (при тираже 12 миллионов) событие вызвало большой ажиотаж: кто-то из первых читателей книги решил поделиться своим счастьем с другими поклонниками Поттера и выложил в сети сфотографированные страницы романа. Согласно данным компании BigChampagne Media Measurement, к среде 18 июля эти файлы загружали по всему миру каждую секунду сообщает «Комсомольская правда».

Издательство намерено судиться с виновником утечки Levy Home Entertainment. Также оно обратилось ко всем получившим доступ к тексту с просьбой не раскрывать сюжет романа до его официального поступления в продажу.

Многие российские «поттероманы» скачали фотокопии и тут же перевели роман на русский, поделив между собой главы. Пиратские переводы выкладываются сразу на нескольких сайтах в Интернете.[5]

В результате всех вышеописанных изменений резко снизилась стоимость размещения информации в Интернете и одновременно оказался затруднен поиск человека, непосредственно ответственного за размещение того или иного сообщения.

Компании не замедлили присоединиться и к новшествам. Это видно даже из того, насколько чаще стало упоминаться в блогах и форумах словосочетание «корпоративный блог». Увидеть такую статистику можно на ресурсе Яндекса «Пульс блогосферы»[6] (рис. 1).

С приходом предприятий и политиков в Интернет туда оказались перенесены и все их проблемы, существующие в реальной жизни. Было бы удивительно, упусти компании и политики шанс использовать возможности новой «среды обитания» для улучшения собственного имиджа. И разумеется, для ухудшения имиджа своих оппонентов. Так, в полном соответствии с философским законом единства и борьбы противоположностей, Интернет принес людям и предприятиям как преимущества, так и угрозы. Это нормальное явление, или, по крайней мере, естественное.




Рис. 1. Упоминаемость словосочетания «корпоративный блог» в «Блогах Яндекса».
Тому, как реагировать на угрозы, исходящие из Интернета, и посвящена эта книга. Она написана на основе изучения и обобщения опыта многих реально существовавших PR-войн. Выводы и рекомендации, приведенные здесь, проверены на практике.

Особенности распространения информации в Интернете

Информация в Интернете распространяется очень быстро

Любой компьютер, подключенный к Сети, в принципе может получить доступ на сайт, расположенный физически сколь угодно далеко. С точки зрения скорости работы, нет никакой разницы, расположен сайт на соседнем столе или на соседнем континенте.

Если информация попала в Интернет и показалась интересной кому-то из пользователей, она может быть моментально распространена любым заинтересованным лицом на теоретически нееограниченное количество интернет-площадок разного рода (таких как сайты, блоги, форумы и ряд других, которые мы подробно рассмотрим ниже). На сайтах и форумах этому способствуют механизмы отслеживания изменений с помощью RSS-потоков, а в блогах – система френдов, подписанных на новые сообщения. Как только информация появлется в блоге, она становится автоматически доступна всем, кто подписан на чтение размещаемых в нем сообщений. Каждый из блоггеров обычно имеет своих подписчиков, количество которых колеблется от нескольких человек до нескольких сотен. Благодаря такой структуре новости, которые интересны большому количеству людей, могут распространяться практически мгновенно. Если это происходит, то такие сообщения попадают в поле зрения специальных сайтов, контролирующих самые популярные новости (они отслеживают ту информацию, на которую обратили внимание пользователи, количество которых превышает некую пороговую величину). Оттуда сообщение автоматически включается в специализированные рассылки и попадает в почтовые ящики, владельцы которых могут и не увлекаться интернет-серфингом, но подписаны на новостные рассылки. Электронные рассылки формируют вторую, не менее масштабную, волну в распространении информации. Новостные интернет-агентства способны дополнительно подключиться к распространению информации на любом этапе, если сочтут ее интересным для себя информационным поводом.

Распространять информацию в Интернете анонимно технически возможно

Нравится нам это или нет, но анонимное распространение информации в Интернете действительно возможно. Одни считают это злом, другие – благом. Недовольны, как правило, жертвы такого распространения, а положительно оценивают сохранение анонимности в Интернете те, кто желает довести до сведения общественности свое неприязненное отношение к человеку или предприятию.

При выходе терминала (компьютера или мобильного телефона) в Интернет он всегда получает так называемый IP-адрес. По определению Википедии – сетевой энциклопедии, которая составляется всем интернет-сообществом, – «IP-адрес (aй-пи адрес, сокращение от англ. Internet Protocol Address) —уникальный идентификатор (адрес) устройства (обычно компьютера), подключенного к локальной сети или Интернету».[7] Этот адрес действительно уникален. В Интернете двух компьютеров с одинаковыми IP-адресами нет. Именно по IP-адресам компьютеры передают друг другу информацию, поэтому если два компьютера будут иметь один и тот же IP-адрес, то станет непонятно, кому из них она предназначена. Распределение IP-адресов осуществляется уполномоченными организациями. Пул адресов в определенном диапазоне закрепляется за конкретным интернет-провайдером, поэтому провайдера и город, из которого вышел в Интернет компьютер, определить по IP-адресу можно всегда. IP-адрес бывает постоянным или динамическим. Постоянный закреплен за конкретным пользователем, динамический – один из свободных в данный момент – выдает провайдер своим клиентам в ответ на конкретный запрос на выход в Интернет. В случае использования постоянного IP-адреса информация о том, за кем он закреплен, часто может быть доступна кому угодно. Если используется динамический IP-адрес, эти сведения будут известны только провайдеру, и то не всегда: хотя провайдер знает, с какого терминала был осуществлен выход, это не гарантирует идентификации пользователя. Так, при выходе в Интернет с городского телефона известен его абонентский номер и адрес, по которому он установлен. При выходе с мобильного телефона – абонентский номер и персональный номер телефонного аппарата (так называемый IMEI), а при выходе в Интернет с выделенной линии провайдер знает, по какому адресу располагается терминал, подключенный через эту линию. Однако если выход в Сеть осуществлялся из интернет-кафе либо через публичную точку доступа Wi-Fi (в кафе, на вокзале или вообще из автомобиля, припаркованного около них), либо с мобильного телефона, зарегистрированного на подставное лицо, поиск конкретного человека становится очень затруднительным или вообще невозможным.

Интернет-провайдер легально может сообщить информацию об абоненте только правоохранительным органам по их запросу. В противном случае он нарушает как Федеральный закон «О персональных данных», так и целый ряд ведомственных нормативных актов.

Проблема поиска человека, выходившего в Интернет, усугубляется тем, что IP-адреса не всегда транслируются напрямую. Например, при использовании GPRS с мобильного телефона, как правило, все, кто пользуется этой услугой в сотовой компании, имеют один IP-адрес. Точно так же имеют один IP-адрес все, кто выходит в Интернет через так называемый прокси-сервер (это часто встречается в интернет-кафе, учебных заведениях и крупных офисных зданиях).

Кроме того, существуют программы, специально предназначенные для прикрытия IP-адресов – анонимайзеры. По своей сути это прокси-серверы, созданные специально для предоставления анонимности в Интернете. Некоторые из них (например, Steganos Internet Anonym VPN)[8] обеспечивают даже шифрование передаваемой информации, что не позволяет перехватить ее на каналах связи. При попытке идентифицировать человека, который разместил в Интернете текст или другую информацию с использованием анонимайзера, необходимо проделать целый ряд действий. Сначала обратиться в правоохранительные органы. Те должны возбудить уголовное дело (если есть признаки преступления) и убедить Генеральную прокуратуру написать мотивированный запрос в правоохранительные органы иностранного государства, которому принадлежит IP-адрес анонимайзера. Этот запрос должен быть оформлен с соблюдением всех необходимых формальностей, иначе он вообще не будет принят к рассмотрению за рубежом. Из запроса должно явно следовать, что он не является политически окрашенным, иначе по сложившейся практике многие страны также не примут его к рассмотрению, независимо от правильности оформления. После этого правоохранительные органы иностранного государства обратятся к фирме, предоставляющей услуги анонимайзера, и потребуют дать информацию о том, с какого IP-адреса к нему подключились. В ходе всего этого комплекса мероприятий, на проведение которых потребуется немало времени, выяснится лишь адрес, с которого недруги подключились к анонимайзеру А ведь анонимайзеры могут быть и выстроены в цепочку, когда подключение к одному из них производится через другой…

Вдобавок к уже сказанному надо отметить, что существует распределенная анонимная сеть Tor,[9] которая создана и поддерживается поборниками приватности. Эта компьютерная сеть в Интернете организована так, что практически невозможно отследить перемещение пакета данных от начальной точки к конечной.

Вот почему для большинства случаев, если они не касаются международного терроризма, когда все силы спецслужб крупных стран будут скоординировано брошены на поимку злодея, можно говорить о том, что обеспечить анонимность в Интернете технически возможно.

Хотя мы здесь дали обзор основных методов обеспечения анонимности в Интернете, для удобства читателей более подробно мы расскажем о них в отдельном разделе.

Оф-лайновые механизмы противодействия распространению информации не срабатывают он-лайн

Создание блога занимает 15 минут. Создание работоспособного сайта, не претендующего на номинацию в конкурсе веб-дизайна, – от 40. Перенос сайта на новый хостинг – от нескольких секунд до нескольких минут.

Оф-лайн за это время невозможно даже написать исковое заявление. Более того, открыть хостинг (т. е. купить место на сервере, где будет размещен сайт) на момент написания книги можно было вообще анонимно, используя в качестве оплаты переводы через платежные системы, не предусматривающие идентификации. А если хостинг при этом заказан в другой стране, то оф-лайновые процедуры воздействия на него становятся не менее трудоемкими, чем те, что описаны нами в предыдущем разделе, посвященном установлению реального IP-адреса недруга. Это очень длительные и подчас дорогостоящие процедуры, результатом которых может стать судебное решение о закрытии хостинга, после чего, как мы уже говорили, ничто не мешает вновь открыть его в другой стране, и в течение нескольких минут сайт, с которым шла борьба, снова окажется в эфире. Кроме того, совершенно не факт, что судебное дело против сайта с черным PR будет выиграно. Ведь если негативная информация представляет собой не клевету или оскорбления, а личное мнение, и если при этом не нарушаются никакие законы (например, о недопустимости публикации персональных данных без прямого согласия того, кому они принадлежат), то суд может вообще не принять решения о ее удалении.

Интернет – «стиральная машина» для негативной информации

Если средство массовой информации размещает недостоверные сведения, порочащие кого-либо, пострадавший может обратиться в суд, и у него есть шанс получить компенсацию, а также заставить СМИ опубликовать опровержение. И хотя существующая сегодня даже в уважаемых изданиях система не во всем совершенна (например, на практике журналист, считающий себя «акулой пера», может разместить непроверенную информацию – и никто не станет его действия контролировать), все же можно попытаться призвать к ответу СМИ. Это трудно, долго, но возможно. А вот когда информацией такого рода наводняется Интернет, после чего об этом факте начинают писать СМИ («в Интернете появилась информация о том, что…»), к ответственности привлекать обычно некого.

Эту особенность Интернета почти десять лет назад одним из первых отметил Глеб Павловский: «Интернет – идеальный инструмент для запуска в массовое сознание необходимых сюжетов. Кроме того, традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения. Слухи же, передающиеся через Интернет, анонимны. Зато газеты и телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит самое настоящее отмывание так называемой черной информации».[10]

До недавнего времени даже он-лайновые СМИ не удавалось привлечь к ответственности. При обращении в суд требовалось направить на их адрес копию искового заявления, а к моменту судебного слушания информация с сайта исчезала. Правда, в последнее время появилась возможность нотариально заверить копию изображения информации, размещенной на сайте. В результате даже если тот или иной текст к моменту суда с сайта удаляется, это не спасает электронное СМИ от ответственности. Наверное, это победа. Однако она столь мала, что не решает проблемы в целом.

Информация в Интернете может храниться вечно и часть архивов общедоступна

Когда пользователь размещает информацию в Интернете, он зачастую утрачивает контроль над ней, даже не осознавая этого. Фразы «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» и «Что написано пером, не вырубишь топором» здесь причудливо объединились и обрели сегодня новый смысл. Действительно, написав что-либо на чужом интернет-форуме или прокомментировав чей-то сетевой журнал, пользователь может полностью утратить власть над своими словами. Даже если кто-то считает, что при необходимости сможет убрать информацию, размещенную им, не факт, что это на самом деле возможно. Любому человеку достаточно просто скопировать слова, приведенные в сообщении, чтобы власть автора над этим сообщением оказалась утрачена. Возможно, навсегда.

Но даже если информация размещается на собственном сайте пользователя, он может рано или поздно обнаружить, что не в состоянии убрать ее из Интернета. Это чаще всего происходит по четырем причинам.

1. Информация попадает в архив Интернета. Действительно, в Интернете по адресу: www.archive.org/ существует ресурс, который копирует страницы сайтов и сохраняет их на своих серверах. Поскольку он находится в Сан-Франциско и принадлежит (во всяком случае, официально) частному лицу, вряд ли существует возможность легко «зачистить» информацию там по желанию организаций или частных лиц без решения американского суда. Вот фрагмент статьи «Архив Интернета» из Википедии:

Архив Интернета расположен в Сан-Франциско, основан в 1996 году и занимается несколькими проектами. Архив обеспечивает бесплатный доступ для исследователей, историков и школьников. Декларируемой целью архива является сохранение культурно-исторических ценностей цивилизации в эпоху интернет-технологий и создание интернет-библиотеки.

The Wayback Machine – в базе сохраняется содержимое веб-страниц, и можно посмотреть, как выглядела та или иная страница раньше, даже если сайт больше не существует. В октябре 2004-го впервые было зафиксировано использование The Wayback Machine в качестве доказательства в американском суде. Также замечена цензура, когда часть архивных копий веб-страниц, содержащих критику сайентологии, была удалена из архива по требованию юристов из церкви сайентологов.[11]

Для того чтобы увидеть возможности архива Интернета, приведем хранящиеся там изображения сайтов РосБизнесКонсалтинга (www. rbc.ru) от 10.12.1997 г. и Мост-банка (www.most.ru) от 16.01.1997 г. (рис. 2, 3).

Позже мы расскажем более подробно о том, как пользоваться этим сервисом.

2. Информация перепечатывается другим пользователем.

Любой человек, компания или новостное агентство может перепечатать у себя слова пользователя со ссылкой на источник и прокомментировать их.

Слова пользователя интернет-форума могут быть процитированы другим участником того же форума и за счет этого выйдут из-под контроля автора. Автор может попросить их убрать того, кто цитировал, либо модератора форума, однако не в его силах заставить кого-либо выполнить эту просьбу.




Рис. 2. Сайт РосБизнесКонсалтинг от 10.12.97 г. в архиве Интернета.




Рис. 3. Сайт Мост-банка от 16.01.1997 г. в архиве Интернета
3. Сообщение пользователя попадает в так называемые топы различных ресурсов и остается там. Это явление характерно главным образом для блогов. Как только какая-либо тема начинает обсуждаться достаточно активно, она фиксируется специальными сайтами и ее копия размещается там в разделах вроде TOP-30 Живого Журнала за такое-то число. Нередко с этих сайтов новость попадает в тематические рассылки и распространяется всем подписчикам в разных городах и даже странах.

Многие ресурсы в Интернете стали интерактивными. Действительно, еще десять лет назад рядовой человек или небогатое предприятие не могли получить возможность высказать свою точку зрения на те или иные события или проблемы. Сегодня в Интернете появляются примеры, показывающие, что любой человек может сделать это так «громко», что будет услышан во всем мире и при необходимости получит помощь. Люди, еще вчера не знакомые друг с другом, в одно мгновение объединяются общей идеей или отношением к какой-то проблеме и начинают выступать сообща.

Если тема интересна, пользователи могут самостоятельно присоединиться к ее обсуждению или даже принять участие в ее решении оф-лайн. Потенциал влияния интерактивного Интернета на реальную жизнь отчетливо просматривается на примере таких безобидных ресурсов, как сообщество «Даром» в Живом Журнале (ЖЖ, или Livejournal), www.community.livejournal.com/darom/ и сообщество Живого Журнала «Флэшмоб» (www.community.livejournal.com/fmob/).

Вот описание сообщества «Даром», приведенное в его Журнале:

Если у вас в доме обнаружилась хорошая, но ненужная вещь такая, что выкинуть жалко, а девать некуда, а также если возникла необходимость в чем-нибудь, вы можете оставить сообщение в этом комьюнити. Наверняка найдется человек, который будет готов отдать вам необходимую вещь.

Здесь можно оставлять объявления: «отдам даром», «приму в дар», «поменяюсь» или «услуга за услугу». Никаких строгих ограничений нет, кроме объявлений «куплю/продам».

Обязательно укажите город, в котором вы находитесь, или возможность отправки по почте. Если вы не укажете город, то это будет равносильно подписи «г. Москва».

Если вещь уже нашла своего нового владельца или отпала необходимость в вещи, то не забудьте это указать в вашем объявлении.

Внимание!

1. Объявления о раздаче котят и щенков категорически запрещены. Для этого существует более 90-та сообществ, где люди интересуются котятами, более 400 – кошками, более 40 – щенками и почти 300 – собаками. К остальным животным этот запрет не относится.

2. Запрещено постить сообщения типа «подскажите, пожалуйста», «скажите даром», соцопросы и прочее. Для этого существует специальное сообщество podskajite_plz, не сомневаюсь что желающих дать хороший совет всегда найдется больше, чем его спрашивающих.[12]

Описание из Журнала сообщества «Флэшмоб»:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Евгений Ющук, Александр Кузин Противодействие черному PR в Интернете
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации