Шпаргалки (ответы) к экзамену по психопатологии - файл n1.docx

приобрести
Шпаргалки (ответы) к экзамену по психопатологии
скачать (161.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx162kb.18.09.2012 06:57скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5
1.Норма и отклонения. Болезнь и здоровье.В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода. Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья: Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

Понятие «душевная болезнь» сближено с понятием «соматическая болезнь».Болезненное явление в психике –нарушение неких психических функций организма.

Психи́ческое расстро́йство — в широком смысле — состояние психики, отличное от нормального/здорового. В связи с отсутствием чёткого определения психического здоровья и расплывчатостью границ нормы, однозначного, обобщённого определения психического расстройства не существует. Однако, в связи с тем, что этот термин используется в таких областях, как юриспруденция, психиатрия и психология, каждая из них даёт ему своё, частное определение.

Представления о том, что является, а что не является психическим расстройством, меняются вместе с развитием науки. Например, социофобия ещё пару десятилетий назад не считалась психическим расстройством, а люди, страдавшие этим недугом, считались просто особо застенчивыми. И наоборот, гомосексуальность несколько десятилетий назад считалась психическим расстройством, требующим лечения, а сейчас во многих странах в список болезней не входит.

Психиатрия — клиническая дисциплина, изучающая распространение, клинику, диагностику и лечение психических заболеваний, их этиологию, патогенез, организацию психиатрической помощи, социальные аспекты (вопросы реабилитации, психопрофилактики психических болезней и т. д.). Диагностика психических заболеваний невозможна без методологического определения понятий. Различают целый ряд понятий в общем подходе к диагностике душевных заболеваний: норма, патология, болезнь (психическое заболевание), психоз, психическое расстройство (нарушение), невроз, расстройства личности.

Определение понятия “норма” (психическая норма) наиболее сложное и противоречивое. Наверное, правильнее говорить о патологии и болезни, чем искать четкое определение нормы. В широком и узком смысле применяются понятия “норма”, “здоровье”, а также “патология” и “болезнь”. Понятие “здоровье” шире, чем понятие “норма”; последнее предполагает лишь идеальное состояние оптимального функционирования. “Патология” не всегда означает “болезнь” (например, полидактилия), так как здоровье не исключает патологию, не достигающую степени заболевания. Конечно, в таких случаях более уместно говорить о “практическом здоровье”. В психиатрии нередко отождествляют понятия “психическое заболевание” и “психоз”. Психозы составляют только часть психических заболеваний и обозначают выраженные качественные расстройства психической деятельности (бред, галлюцинации, помрачение сознания и т. п.). Так, шизофрения является психическим заболеванием, но только обострение заболевания может быть названо психозом. К психическим заболеваниям относятся и неврозы, проявляющиеся преимущественно количественными и неглубокими качественными (фобии, сенестопатии и т. п.) нарушениями психической деятельности. Возможны и другие легкие психические расстройства (например, астенический или невротические синдромы при гипертонической болезни, атеросклерозе), расстройства личности (психопатии, акцентуации характера), в том числе обусловленные органическими поражениями головного мозга, интоксикациями и т. п.; умственное недоразвитие (олигофрении). С. С. Корсаков в свое время писал, что психиатрия представляет собой учение о душевных расстройствах вообще, а не только о выраженных психозах.


2.Основные положения диагностического процесса в психопатологии.

Диагностика в психиатрии – одна из специфических форм познания феномена болезни. Диагностика должна быть построена методологически правильно, иметь внутреннюю логику, динамику и соответствовать определенным принципам.

1.Ведущим методом диагностики безусловно является клинический, традиционно под ним понимается беседа, наблюдение, объективный и субъективный анамнез, изучение творчества.

2.На втором этапе диагностики используется клинико-психопатологический метод. Его задачи и возможности – типировать выявленные признаки терминологически, обозначить их как симптомы, затем систематизировать, объединить симптомы в синдромы.

3.На третьем этапе используется клинико-нозологический метод с целью построения клинико-динамической модели болезни.

_______________________________________________________________________________

В реальной же клинической практике больной обращается к нам не с болезнями, а с жалобами. И врач выявляет какие-то симптомы, ещё не зная, какую болезнь они характеризуют. Через осмысление обнаружённых симптомов и результатов диагностического обследования врач приходит к диагнозу. Это определение вероятности наличия того или иного заболевания после исключения похожих на него патологических состояний. По мере последовательного исключения круг вероятных болезней суживается, пока не останется одно заболевание — наиболее вероятное. Это и есть диагноз.

Диагностика психических расстройств начинается с выделения ведущих симптомов, складывающихся в синдром, синдромы в нозологическую клиническую единицу — в болезнь. Без правильной диагностики невозможна правильная терапевтическая стратегия и тактика, реабилитационные и реадаптационные мероприятия. А без них невозможно правильное лечение, выздоровление, а следовательно, от них зависит судьба, а нередко и жизнь больного.

По мнению К. Е. Тарасова (1965), диагностику составляют три основных, неразрывно связанных друг с другом аспекта распознавания болезни: логический — специфика мышления врача в процесс установления диагноза; технический — разработка различных специфических методов обследования больного и семиотический— изучение диагностического значения симптомов и синдромов,

1.Выделение признаков болезни (симптомов) — первый этап диагностики. Признак болезни — понятие клиническое, он связан, с одной стороны, с непосредственным восприятием врачом ее отдельных свойств и качеств у конкретного пациента. Выделение отдельных признаков и качеств у конкретного больного отражает эмпирически, чувственный уровень познания. Но выделение симптомов только начало диагностического процесса, далее следует их классификация, группирование, познание их взаимосвязи, т. е. они подвергаются 2.клиническому анализу; терминологическому типированию и систематизации (выделению синдрома) — второй этап диагностики. 3.На третьем этапе диагностики формируется представление о синдромогенезе, синдромокинезе, синдромотаксисе. На этом уровне синдромы клинического уровня сопоставляются с синдромами соматического, неврологического, иммунологического, метаболического и других уровней и формируют не только клиническую “картину болезни”, но и раскрывают многие звенья патогенеза, что позволяет объединить их в диагностическую гипотезу.

4.На четвертом этапе на основании диагностической гипотезы идет уточнение как клинических, ранее “незамеченных” или невыявленных симптомов, так и параклинических феноменов, т. е. сопоставление причинно-следственных связей между особенностями психопатологической симптоматики и возможными этиопатогенетическими факторами — эндогенными, экзогенными, психогенными, следовыми, личностными, позволяющими не только провести завершающую диагностику, но и выстроить полностью обоснованную терапевтическую тактику.

5.На пятом этапе происходит анализ особенностей видоизменения симптоматики (усиление, углубление или послабление, смена ведущих синдромов) в процессе течения и лечения заболевания. Наконец, на последнем этапе уточнение диагноза по данным катамнестических наблюдений, установление возможных изменений личности, определение прогноза, выработка социальных и реадаптационных мероприятий, вторичной и третичной профилактики.

Алгоритм диагностического процесса

Задача

Способ решения

Уровень диагноза

Результат

Обнаружение и выделение явных признаков феномена болезни

Клинический метод обследования: наблюдение, изучение продуктов творчества, анамнез, знакомство с медицинской документацией

Констатация факта заболевания

Решение о необходимости проведения процесса диагностики

Определение симптомов, первичного симптомокомплекса, синдрома, синдромогенеза, синдромокинеза

Клинический анализ признаков феномена болезни, дифференц. диагностика на уровне симптомов, синдромов, их терминологического типирования и систематизация

Синдромальный диагноз

Планирование направленного дополнительного обследования, решение неотложных социальных вопросов, симптоматическая терапия

Выделение скрытых признаков феномена болезни: симптомы, синдромы, их типирование, синдромокинез, распознавание, синдромотаксиса, предположение о роде болезни

Направленное дополнительное клиническое дообследование, клинический анализ признаков феномена болезни с уточнением типа синдрома, струткрно- диагностический анализ всей психопатологической симптоматики

Диагностическая гипотеза

Планирование параклинического обследования, назначение симптоматического лечения

Выявление полного синдрома, определение вида болезни и ее типа

Параклиническое обследование, дифференциальная диагностика на уровне диагностических гипотез

Нозологический диагноз с типированием формы течения

Проведение лечения на основе общих принципов терапии данной нозологической единицы

Формирование индивидуального всеобъемлющего диагноза

Обобщение полученной информации с учетом предиспозиционных личностных и ситуационных факторов

Всеобъемлющий индивидуальный методологически полный нозологический диагноз с прогнозом

Проведение дифференц. инд. терапии, вторичной и третичной профилактики, реадаптации и реабилитации, решение социально- правовых вопросов и т.п.

3.Симптомы и синдромы.

Симпто́м (от греч. ?ύ?????? — случай, совпадение, признак) — один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного.

Совокупность часто встречающихся вместе при нескольких определённых заболеваниях симптомов называется синдромом (при общности их патогенеза) или симптомокомплексом. Например, именно так говорят о «гриппоподобном синдроме» (головная боль, разбитость, повышение температуры и т. д.) при многих инфекциях, о «депрессивном синдроме» при различных психических и соматических заболеваниях и т. д.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Симптом (греч. symptoma – совпадение, признак) — телесные или психические признаки, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма.

Синдром (греч. syndrome – сочетание) — группа признаков (симптомов), которые в силу общего механизма возникновения объединяются друг с другом закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Симптом — начало всех начал в клинической медицине и в психиатрии, в частности. Симптом — это единичный, частный признак нарушения функций организма в общем клиническом проявлении психического заболевания, неблагополучия в психической сфере человека. Еще известный немецкий психиатр К. Крафт- Эбинг писал: “Отдельный симптом и его подробный анализ не могут привести нас к желаемой цели — к распознаванию болезни. Отдельный симптом приобретает значение только в совокупности и взаимосвязи с остальными симптомами — в симптомокомплексе”. Целостное, качественно новое представление о характере болезненного процесса может дать только совокупность симптомов (синдром), базирующихся на единых патогенетических механизмах.

Психопатологические симптомы делятся на позитивные и негативные. Позитивные обозначают признаки патологической продукции психической деятельности, появление признаков, которые не встречаются при нормальной психической деятельности (сенестопатии, галлюцинации, бред, тревога, страх, тоска, мания, психомоторное возбуждение и т. д.). Негативные соответствуют признакам обратимого или стойкого, прогрессирующего или регрессирующего ущерба, изъяна, потери, дефекта, утраты того или иного психического процесса из целостной психической деятельности, минус-симптом (гипомнезия, амнезия, гипобулия, абулия, апатия и т. п.). Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни выступают в единстве, сочетании и имеют, как правило, обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем менее — позитивные (фрагментарнее и бледнее).

Психопатологические симптомы не регистрируются с помощью существующих методик (что возможно только в отношении физиологических, биохимических и других компонентов психопатологических явлений), а также не воспроизводятся экспериментально. Они субъективны, хотя и являются производным страдающего материального субстрата (головного мозга). Следовательно, в психиатрической практике познающий субъект (врач-психиатр) исследует преимущественно субъективные проявления (психопатологические симптомы), но наряду с этим и объективную (сомато-неврологическую) симптоматику другого.

Совокупность симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного пациента, образует симптомокомплекс (синдром). Синдром — это строго формализованное описание симптомов, которые связаны между собой патогенетически, и соотнесенное с определенными нозологическими единицами. Симптомокомплекс может не совпадать по количеству симптомов с синдромом, включать симптомы, не входящие пока ни в один синдром, а также представлять собой сочетание нескольких позитивных и негативных синдромов (психопатологических, вегето-висцеральных, неврологических, соматических). Особенности психопатологического синдрома связаны с характером и уровнем поражения определенных функциональных систем головного мозга, т. е. материального субстрата, и, естественно, с нарушением социально выработанных форм адаптации. Особенности психопатологического синдрома представляют собой следствие взаимодействия причинного патогенного фактора с защитными и адаптационными механизмами организма и личности и поэтому должны отражать их особенности и особенности их взаимодействия. Симптомы и синдромы — теоретические понятия — позволяют описать болезнь строго формализовано, что дает возможность врачу при формировании диагноза перейти от констатации наличия патологии вообще к распознаванию патогенеза и этиологии болезни, т. е. к пониманию ее сущности.

Для более глубокого понимания структуры психопатологического синдрома следует разделять их на обязательные (среди них выделяются ведущие), дополнительные и факультативные симптомы.

Ведущие симптомы характеризуют принадлежность данного психопатологического синдрома к определенной группе. Без этих симптомов не существует данного синдрома, его отнесения к данной классификационной группе. Например, к ведущим относят симптом тоски при депрессивных синдромах. Обязательные симптомы, как и ведущие, имеют прямое отношение к патогенетическим механизмам развития болезни и тесно с ним связаны. Именно они также позволяют выделить из группы синдромов конкретный синдром, диагностировать его типичный вариант и отделить от других сходных состояний. Например, ведущий симптом — витальная тоска — позволяет отнести феномен болезни к группе депрессивных синдромов, а обязательные симптомы — двигательная и интеллектуальная заторможенность- отнести к классическому варианту депрессивного синдрома. К дополнительным симптомам относят признаки, которые закономерно встречаются в рамках данного синдрома, но могут и отсутствовать. Например, при депрессивном синдроме могут присутствовать или отсутствовать депрессивные бредовые идеи самообвинения, виновности, греховности, суицидальные мысли и действия. Факультативные симптомы еще меньше связаны с базисным патогенезом синдромообразования, но могут отражать патопластические факторы (“почвы”, личностные особенности и др.). Например, при депрессивном синдроме в качестве факультативных симптомов могут наблюдаться фобии, обсессии, галлюцинации и др.

Следовательно, разделение симптомов, образующих синдром, на ведущие, обязательные, дополнительные и факультативные позволяет отнести конкретное синдромальное образование к той или иной классификационной группе, а также выделить его в конкретный вид, определить форму, выраженность, типичный или атипичный вариант синдрома.


4.Группы заболеваний по роду и этиологии принадлежности.

Этиологические факторы, обусловливающие возникновение психических расстройств, очень разнообразны. Ими могут стать различные хронические интоксикации (алкоголь, наркотические лекарственные препараты, промышленные яды), острые и хронические инфекции (грипп, сепсис, менингоэнцефалиты, ревматизм, тифы), заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринные расстройства и др. Большое значение в развитии психических заболеваний имеют психические и физические травмы мозга, а также наследственная отягощенность. Однако важно установить не только причину заболевания, но и условия, способствующие его возникновению, а также свойства и тяжесть болезненного агента.

Возникновение заболевания зависит от индивидуальных особенностей организма, массивности патогенного фактора, места его воздействия и т. п. Следует отметить, что и тот же агент может быть патогенным для одного организма и безвредным для другого. Более того, реакция одного и того же организма на патогенный агент может изменяться в зависимости от условий внешней среды (температурный фактор, психотравма, интоксикация и др.); один этиологический фактор может вызвать различные по форме психические заболевания (например, при сифилитическом поражении ЦНС может возникнуть прогрессирующий паралич, сифилис мозга, табопаралич и др.). Иначе говоря, болезненные процессы, развивающиеся в головном мозге, весьма изменчивы и затрагивают структуры коры больших полушарий, подкорковых образований, эндокринные механизмы. В частности, при развитии патологических состояний большое значение имеют нарушения функций адаптационной системы гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников.

Клинические наблюдения показывают, что психическая болезнь (травматическая эпилепсия, прогрессирующий паралич и др.) может начать развиваться спустя недели, месяцы и даже годы после воздействия этиологического агента. Причем многие психические болезни полиэтиологичны, и врач на основании комплекса объективных и субъективных данных должен выделить основные причины, т. е. установить этиологию патологического процесса, что позволит правильно выбрать методы терапии и наметить адекватные социореабилитационные мероприятия. Помимо этого необходимо определить механизмы развития процесса, т. е. патогенез. Только при сочетании данных об этиологии и патогенезе заболевания можно более квалифицированно дифференцировать нозологическую принадлежность заболевания.

В психиатрии, как и в других областях клинической медицины, заболевания по генетическим признакам подразделяют на наследственные, с наследственной предрасположенностью и экзогенные.

К первым относятся болезни, обусловленные мутантным геном или хромосомными аномалиями, например фенилкетонурия, болезни Дауна, Эдвардса, Гентингтона, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского – Тернера и др. Эти болезни строго детерминированы наследственностью и относительно стабильны к внешним воздействиям.

Болезни с наследственной предрасположенностью развиваются под влиянием внутренних, генетических, факторов в сочетании с внешними. Это большинство аномалий личности (например, психопатии), шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др. Такие болезни, по мнению генетиков, чаще обусловливаются не одним, а несколькими генами (полигенными системами) и провоцируются различными экзогенными вредностями (инфекцией, психотравмами, соматическими заболеваниями, интоксикациями и др.).

Экзогенные заболевания возникают без видимого (выявляемого) участия наследственности, но ее влияние, несомненно, сказывается на их течении. К экзогенным заболеваниям относятся реактивные, соматогенные, инфекционные психозы, травматическая болезнь и др.

Исключительно наследственные, или моногенные заболевания, в частности энзимопатии, встречаются относительно редко, с частотой 1:10 000. Болезни же с наследственной предрасположенностью (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз) составляют 0,5 – 1%. При них происходит разностороннее нарушение обмена веществ, а также кариотипа. При изучении причин возникновения данных патологий необходимо учитывать влияние как генетических, так и внешних факторов.

Следует отметить, что законы наследования психических заболеваний окончательно еще не установлены. Спорным является, к примеру, вопрос о наследственной однородности шизофрении. Высказывается мнение о необходимости выделения ее из подгрупп, отличающихся различными типами наследования. Установлено, что среди родственников больных шизофренией выше вероятность возникновения невротических и психопатических реакций, шизофреноподобных психозов. Последние могут быть результатом тяжелых соматических заболеваний или органического поражения центральной нервной системы и иметь как наследственную, так и ненаследственную основу. Шизоидные психопатии чаще встречаются среди родственников лиц, страдающих классической формой шизофрении, чем в семьях с атипичными формами заболевания.

Определение роли наследственности в развитии неврозов и психопатий представляет значительные трудности. Установлено, что отдельные признаки аномалий личности и невротические симптомы, например навязчивости, довольно часто встречаются у ближайших родственников больных.

Знание механизмов и роли наследственности в возникновении заболеваний, а также взаимосвязи воздействия генетических факторов внешней среды позволяют правильно организовывать профилактику психических расстройств.

В целом профилактика наследственных болезней должна основываться на медико-генетических и общих психогигиенических рекомендациях. Относительно низкая рождаемость в семьях психически больных является естественным ограничением распространения этих заболеваний, что целесообразно поощрять путем проведения медико-генетических консультаций среди населения. Ограничить браки и деторождение следует в семьях, где оба родителя страдают психическим заболеванием. В то же время, если психическое расстройство обнаруживается у одного из родителей, вопрос должен решаться индивидуально в каждом случае. Рекомендации врача должны базироваться на данных о нозологической принадлежности заболевания, его злокачественности и выраженности, особенностях генетического обусловливания, а также личностных изменениях.

Среди факторов, участвующих в формировании психической деятельности человека и возникновении психических болезней, значительную роль играют его конституциональные особенности (врожденные анатомические, физиологические и психические свойства индивидуума, определяющие характер его реагирования на окружающую действительность).

Изучение конституциональных особенностей в психиатрии затрагивает в основном характер телосложения (соматотипирование) и его взаимоотношения с личностными (психологическими) особенностями индивидуума и психическими болезнями.

  1   2   3   4   5


1.Норма и отклонения. Болезнь и здоровье
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации