Контрольная работа - Средства массовой информации как источник правовой информации - файл n1.doc

Контрольная работа - Средства массовой информации как источник правовой информации
скачать (65.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc66kb.17.09.2012 17:36скачать

n1.doc

Теоретический вопрос: Средства массовой информации – источник правовой информации.

Практические задания:

А2. Найти Федеральный закон № 16-ФЗ принятый в 1996 году.

Б2. Найти источник первой публикации текста Воздушного кодекса РФ.

В2. Найти документ, определяющий порядок строительства бензозаправочных станций

Г2. Найти в законе и составить перечень обязанностей судебного пристава исполнителя.
Средства массовой информации – источник правовой информации.

Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио) , аудиовизуальные (телевидение, документальное кино) . Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса. Среди функций СМИ выделяют следующие:

Основные задачи СМИ передача информации потребителям которая происходит различными путями (газета, радио, ТВ).

Средства массовой информации имеют особенность, состоя­щую в том, что они постоянно, зачастую непрерывно воздействуют на сознание, настроение, психику людей, влияют на их отношение к общественным процессам, государственной деятельности.

Конституция РФ, гарантируя гражданам свободу мысли и слова (ст. 29), заложила основы правового статуса средств массовой информации в современных условиях1. Закон «О средствах массовой информации» относит к таким основам: свободу массовой информации, недопустимость цензуры и злоупотребления свободой массовой информации — использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, состав­ляющих государственную или иную специально охраняемую зако­ном тайну, для призыва к захвату власти, насильственному измене­нию конституционного строя и целостности государства, разжига­ния национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимо­сти или розни, для пропаганды войны (ст. 1, 3, 4).

Соответственно основам организации и деятельности средст массовой информации определен круг возможных учредите» средств массовой информации (гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган) и круг лиц, которые не могут выступать учредителями, например организации, деятельность которых запрещена по Закону.

Средства массовой информации подлежат регистрации в ор­ганах Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Заявление по этому поводу должно содержать реквизиты, указанные в ст. 10 Закона, - све­дения об учредителе, название средства массовой информации, адрес редакции и др. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность только после государственной регистрации. Основания для отказа в регистрации указаны в ст. 13 (содержащиеся в заявлении сведения не соответствуют действительности и др.).

Закон «О средствах массовой информации» определяет пра­вовой статус двух важнейших средств - телерадиовещания и периодической печати.

На ведение телерадиовещания должна быть лицензия, выда­ваемая указанным Министерством. При нарушении условий и порядка вещания лицензия может быть аннулирована.

В отношении периодической печати установлены определен­ные выходные данные, обязательные для каждого выпуска пе­риодического издания: название, учредитель, индекс, тираж и т.д. (ст. 27 Закона).

Лица, которые в рамках своей профессиональной деятельно­сти имеют право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, приобретают статус журналистов. Порядок их ак­кредитации определен в ст. 48 Закона, в которой также закреп­лены права и обязанности журналиста и указано на недопусти­мость злоупотребления своими правами.

Важным положением Закона «О средствах массовой инфор­мации» является право на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой ин­формации. Определен порядок опровержения и основания отказа в опровержении.

Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном федеральным законо­дательством о рекламе2.

Государственное управление средствами массовой информа­ции как отраслью ведет названное Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ3.

В соответствии с Положением об этом органе на него воз­ложено обеспечение работы и реализация государственной поли­тики в области средств массовой информации и массовых ком­муникаций, телерадиовещания, информационного обмена, веща­ния дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования, печати, издательской, полиграфической дея­тельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, регулирования производства и рас­пространения аудио- и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование в этих объемах деятельности, а также координа­ции деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в указанных сферах.

В данной сфере действует система разнородных социальных норм, взаимодополняемость которых делает возможным следующее допущение: то, что кажется пробелом исходя смысла и содержания одной нормы, может не оказаться таковым, если учесть ее соотношение с другими нормами, связанными с первой по объекту регулирования.

Правовое регулирование в сфере массовой информации прежде всего направлено на обеспечение, с одной стороны, благоприятных условий для функционирования СМИ как института демократии, а с другой, - охраны интересов личности, общества и государства, прав юридических и физических лиц. Право должно коснуться всех общественных отношений в данной сфере, но не обязательно в смысле их непосредственного регулирования, а в смысле, как минимум, их ориентирования на такие социальные ценности, как свобода выражения мнений, политическое и идеологическое разнообразие, честь и достоинство личности, свобода критики, право на доступ к информации и т. д. В этом плане особую роль играют нормы-принципы, которые содержатся в Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г.

Не менее важно правовое регулирование общественных отношений, субъекты которых имеют противоположные интересы в сфере массовой информации. Оптимальным средством разрешения конфликта может быть только правовое установление и деятельность по его реализации. При этом большое значение имеют именно процедурные нормы, содержащие организационно-юридические гарантии реализации прав, предоставленных нормами материального права.

Отсюда, однако, не следует безоговорочное признание объективным социальным благом детальной правовой регламентации всех общественных отношений в сфере массовой информации. Напротив, чрезмерная зарегулированность общественных отношений не менее вредоносна, чем пробелы в праве. Законодательное регулирование по принципу "разрешено все, что не запрещено законом", позволяет в сфере массовой информации не только расширить гарантии демократического развития общества, но также создать в системе нормативного регулирования организации и деятельности СМИ определенную зону "не-права", где должны в полной мере проявить себя прежде всего профессиональные правила поведения и другие корпоративные нормы.

На сегодняшний день сложилась достаточно крупная совокупность правовых норм, непосредственно связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации.- Его ядро и основу составляет свобода массовой информации (ст. 29 Конституции РФ), которая играет роль структурообразующего элемента, интегрирующего различные правовые нормы в единую систему взаимосвязанных, взаимодополняемых норм, регулирующих относительно обособленную совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности СМИ как института демократии. Номинально определить данную систему в категориях теории права можно как комплексную правовую подотрасль, опирающуюся на одноименную подотрасль законодательства. В то же время составляющие эту совокупность нормы образуют самостоятельный институт информационного права.

Нужно обратить внимание на то, что нормы, непосредственно связанные с организацией и деятельностью СМИ, существуют не только в различных нормативных правовых актах, но и в разных отраслях права. Объединенные общностью предмета регулирования - общественных отношений, непосредственно связанных с организацией и деятельностью СМИ - эти нормы образуют вторичную юридическую целостность в системе права, не нарушая при этом архитектонику основных отраслей и не выходя из их структуры. Такие образования являются комплексными в том смысле, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования, а лишь предметом правового воздействия.

Структура права массовой информации. Необходимо подчеркнуть, что пробелы в правовом регулировании организации и деятельности СМИ нередко восполняются с помощью норм, чья принадлежность к классическим отраслям права может оказаться невыраженной. Так, норма о праве журналиста на запрос информации (ст. 39 Закона о СМИ) не может быть однозначно отнесена ни к одной из классических отраслей права. Именно из таких норм, в первую очередь, и складывается собственное "тело" права массовой информации как комплексного института информационного права. Структура этого комплексного образования может быть смоделирована в виде системы концентрических окружностей. Центральное место занимают нормы Закона о СМИ, базирующиеся на соответствующих конституционных положениях. Вокруг них группируются другие нормы, касающиеся деятельности СМИ и не принадлежащие однозначно к иным отраслям права. Периферическая окружность объемлет нормы других отраслей права, непосредственно связанные с регулированием организации и деятельности средств массовой информации.

В рамках этой системы могут складываться "цепочки" норм, отражающие движение процесса реализации правовых установлений от общих конституционно-правовых принципов к конкретным отраслевым (в том числе и конституционно-правовым) отношениям. Эти "цепочки" могут быть "прямыми" и "ветвящимися". Пример "прямой цепочки" - иерархическая взаимосвязанность следующих норм: свобода массовой информации (ст. 29 Конституции РФ) - право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию (ст. 47 Закона о СМИ) - обязанность соответствующих государственных органов и должностных лиц предоставлять экологическую информацию (Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды") – уголовная ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ). В этой "прямой цепочке" заложены основы и для "ветвления": так, в третьем звене речь может идти не об экологической информации, а например, о сведениях, составляющих коммерческую тайну. Соответствующим образом изменятся тогда и все последующие звенья "цепочки".

Нужно обратить внимание на то, что в данной "цепочке" реализуются конституционно-правовые (первое звено), административно-правовые (третье звено) и уголовно-правовые (четвертое звено) отношения. Во втором звене мы имеем дело с особым видом правоотношений -массово-информационными правоотношениями. Их специфика состоит прежде всего в том, что в них информация предстает самостоятельным объектом правоотношений, а значит нуждается в специальном механизме правового регулирования.

Правовое регулирование организации и деятельности СМИ характеризуется в нашей стране довольно высоким уровнем изменчивости. Основными тенденциями при этом являются:

общее возрастание числа норм, регулирующих участие средств массовой информации в правовых отношениях;

постепенное распространение сферы правового регулирования на деятельность относительно новых компонентов системы СМИ;

постоянное - до середины 80-х годов - увеличение числа норм, не подлежащих оглашению;

тотальная подмена - до начала 90-х годов - законодательного регулирования сферы СМИ партийным и ведомственным нормотворчеством;

сочетание преемственности в регулировании наиболее важных, основных общественных отношений с изменчивостью политики применительно к другим отношениям в сфере массовой информации;

оставление вне сферы правового регулирования целого ряда важных вопросов организации и деятельности СМИ;

расширение пробелов в правовом регулировании организации и деятельности СМИ в сочетании с избыточным правовым регулированием отдельных групп отношений, вообще не нуждающихся в этом.

2. Практическое задание

При написании работы использовалась справочно правововая система – Консультант плюс.

А2. Найти Федеральный закон № 16-ФЗ принятый в 1996 году.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30 ЯНВАРЯ 1996 Г. N 16-ФЗ (С ИЗМ. ОТ 24.12.2002) О ЦЕНТРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА "ИНГУШЕТИЯ" (ПРИНЯТ ГД ФС РФ 08.12.95)
Б2. Найти источник первой публикации текста Воздушного кодекса РФ.

"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.02.1997) (ред. от 23.07.2010).

Первоначальный текст документа был опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 24.03.1997, N 12, ст. 1383, "Российская газета", N 59-60, 26.03.1997.
В2. Найти документ, определяющий порядок строительства бензозаправочных станций.

Постановление Правительства Москвы от 07.07.1992 N 535

"О концепции социально-экономического и градостроительного развития Южного административного округа г. Москвы в условиях рыночной экономики" (вместе с "Перечнем территорий свалок, подлежащих рекультивации на территории Южного административного округа до 2005 года"). Утратил силу в связи с изданием "постановления" Правительства Москвы от 22.01.2002 N 43-ПП.
Г2. Найти в законе и составить перечень обязанностей судебного пристава исполнителя.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" Глава III. Обязанности и права судебных приставов.

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

1 Принят Федеральный закон об обеспечении условий информации — Федеральный закон от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8, Ст. 609; 2003. № 2. Ст 167.

2 См.: Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.

3 См.: СЗ РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2574.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации