Особенности воображения дошкольника. Пути формирования творческого воображения у детей - файл n1.docx

приобрести
Особенности воображения дошкольника. Пути формирования творческого воображения у детей
скачать (33.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx34kb.17.09.2012 17:36скачать

n1.docx

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по

Психологии развития

по теме: «Особенности воображения дошкольника. Пути формирования творческого воображения у детей»

Работу выполнила: Стебакова Елена Александровна, студентка 2 курса 11 группы факультета психологии

Научный руководитель:


Минск 2008

Оглавление
Введение……………………………………………………………….3-4

  1. Особенности воображения дошкольника…………………………5

    1. Механизмы воображения………………………………….5-6

1.2. Особенности воображения у дошкольников……………...7-11

2. Пути формирования творческого воображения у детей…….12-14

Заключение…………………………………………………………….15

Литература…………………………………………………………….16

Введение
Раскрасавица пустышка
(не зачуханная мышка)
скажем прямо – пустота
пригласила в дом кота,
крикнув громко из окошка,
когда рядом шлялась кошка:
«Хватит греть на солнце кости -
заходи, котёнок, в гости!»
Искупавшись в море дуста,
кот – туда… А в доме…пусто.
Так в нём вызвал напряженье
плод его воображенья.
Казанжанц В. И.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека. Ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, не соответствует действительности и что, таким образом, не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Всё, что окружает нас и что сделано рукой человека – всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении[1, с.95].

Благодаря воображению человек имеет возможность ещё до начала работы представить себе готовый результат труда. Именно это придаёт ему побудительную силу, делает фактором, стимулирующим достижение цели. «Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Возможность воображения «забегать» вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем показывает тесную связь воображения и мышления, основным содержанием которого являются понятия, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений.

Ещё одной характеристикой воображения, его признаком выступает возможность его использования в проблемных ситуациях, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Таким образом, можно заключить, что воображение или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью[6, с.291].

  1. Особенности воображения дошкольника.




    1. Механизмы воображения.

Создание или рекомбинация новых образов предполагает наличие психических механизмов, которые могут быть реализованы в конкретных способах или даже техниках. Они основаны на способности подмечать, выделять в предметах и явлениях их специфические или неявные признаки и свойства и переносить их на другие предметы. К таким механизмам воображения относят агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, типизацию и метод сдвига[3, с. 292].

Агглютинация («склейка») – это частный случай комбинирования, творческий синтез, соединение несоединимых в реальности объектов или их свойств в одном образе. Например, в образе кентавра были соединены образы человека и лошади, в русалке – женщины и рыбы. В ковре-самолёте способность птицы летать перешла к ковру, в результате чего возникло новое сказочное средство передвижения.

Акцентирование означает заострение, подчёркивание каких-либо признаков и создание на этой основе нового образа. Именно этот способ лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Например, высокий лоб выдаёт умного человека, большой живот – любителя поесть.

Акцентирование проявляется через отдельные специфические действия:

- гиперболизацию – преувеличение или преуменьшение предметов (либо соотношение их качества и элементов) и создание на этой основе образа воображения. Акцентирование какого-либо признака в сторону его усиления (Т. Е. преувеличение) называется гиперболой, а в сторону уменьшения значения (т. е. преуменьшение) – литотой. Так возникли сказочные образы: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Змей-Горыныч и Богатырь;

- утрирование – намеренное подчёркивание, преувеличение особенностей каких-либо отдельных сторон или черт в воображаемом образе;

- типизацию – выделение существенного, повторяющегося в однородных предметах и явлениях и воплощение этого в конкретном образе. Типизация одновременно предполагает и обобщение, и эмоциональную насыщенность. Таков, в частности способ создания образов многих литературных персонажей (собирательных образов) или формирования обобщённых представлений о типичных представителях той или иной нации: пунктуальный и педантичный немец, чопорный сноб-англичанин;

Метод сдвига – это комбинированный способ творческого синтеза, необычное перемещение в пространстве и во времени предметов и явлений относительно друг друга и создание нереальных ситуаций и образов. Например, динозавры в наше время в «Парке юрского периода», или ускоренный физический рост героев с сохранением их умственного развития на прежнем детском уровне, или известная загадка Сфинкса, в которой человек проживает жизнь за один день.

    1. Особенности воображения у дошкольников.



Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений ещё недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как нет. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольник не создаёт ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребёнка: было ли подобное в его собственном опыте.

Почти на протяжении всего дошкольного возраста у детей отсутствует замысел либо он крайне неустойчив и легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребёнок не задумывается о возможности практической реализации образов, которые он создаёт. Для взрослого фантазия, мечта выступает как побудитель к действию, а у ребёнка комбинации образов почти бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность[10, с.333].

Детская фантазия всецело связано с жизнью реальных предметов и явлений и направлена на их преобразование. Предмет выполняет функцию внешней опоры. Ребёнок не может переименовать предмет, если не действует с ним (стул – кораблик, кубик – кастрюлька). Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки или предметы- атрибуты наталкивают ребёнка на тот или иной сюжет игры (шприц – больница, монетка – продавец, ручка – учитель). Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки).

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события[7, с125].

Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает, происходит интериоризация действий воображения. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, приданию ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия.

Воображение дошкольника в основном непроизвольное. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло и поразило его: сказка, мультфильм, новая игрушка. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речи.

Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения[5, с.135].

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребёнка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определённые характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребёнок как будто переживает приключения (« Карлсон, который живёт на крыше»). Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества[4, с.25].

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приёмы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Наиболее распространённым приёмом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интегрирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

Приёмом антропоморфизации – одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ними при слушании сказок («кукла – живая, подружка, зовут её Алиса»).

Более сложным приёмом, который используют дошкольники, является агглютинация. Ребёнок, создавая новый образ, соединяет в нём, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов (у соболя – рога).

Смещение величины, приводящее к преувеличению или преуменьшению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов («сын Бабы Яги – Бабаёнок, когда вырастет, будет Бабаёг»).

Для дошкольника характерна лёгкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер («Чебурашке подарили ракету черепашки- ниндзя, и он полетел на луну»)[8, с.185].

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например: ребёнок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (помещение объекта в несвойственную ему ситуацию).

Освоение приёмов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный наглядный характер, они приобретают обобщённость, отражая типическое в объекте.

Итак, из всего вышеперечисленного можно определить основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте[9, с.245]:

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

  1. Пути формирования творческого воображения у детей.


Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, будь то какая-то вещь внешнего мира или чувство, обнаруживающееся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является создание новых образов или действий будет принадлежать к роду творческого, комбинирующего поведения, или воображения[1, с.127].

Творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданиями гениев.

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца.

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка.

Уже в раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые выражаются в играх (ребёнок, сидя верхом на палке, воображает, что едет на лошади).

Также стремление детей к сочинительству является деятельностью творческого воображения. Процесс фантазирования в данном случае тесно связан с ритмом. Двигаясь в определённом ритме, ребёнок как бы раскачивает и распределяет эмоциональные силы, подчиняет их ритмической форме. Ритм имеет настолько сильное воздействие на развитие его творческих импульсов, что нередко он стремится деформировать структуру и окончания слов, сохраняя неизменной ритмическую основу стихосложения[10, с.181].

Дайте, дайте, дайте мне

Ка – артофельно пюре.
Связь процесса фантазирования, непосредственного творчества с ощущением ритма имеет древние корни. Ритмичный танец являлся такой же важной частью существования первобытных людей как пища и сон. Развитие творческих способностей детей в первобытном обществе нередко заключалось в сочинении новых обрядовых и ритуальных песен на основе известной ритмической структуры.

Развитие литературного детского творчества становится более лёгким и успешным тогда, когда ребёнка побуждают сочинять на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей. А также знакомство с различными литературными произведениями (сказки, стихи для детей, детские рассказы), даёт ребёнку дополнительную возможность пополнить свой багаж знаниями, необходимыми для сочинения стихов, детских песен. Нет ничего более важного для ребёнка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества, которое может быть представлено в литературе.

Если проследить историю великих изобретений, открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем богаче должно быть и воображение.

Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения[7, с.128].

Рисование ребёнка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. Ребёнок проходит несколько стадий в рисовании: каракули – схемы – фигуры. Ребёнок изображает вещи такими, какими он их знает, а не видит; так, как он мог бы о них рассказать (лицо в профиль – с двумя глазами; всадник на лошади в профиль – с двумя ногами). По мере овладения изобразительной деятельностью у ребёнка создаётся внутренний идеальный план. В рисунке ребёнок выражает своё отношение к действительности.

В развитии детского художественного творчества нужно соблюдать принцип свободы, который является непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и должны возникать только из детских интересов[4, с.30].

Также следует направлять творчество детей на изготовление общественно-полезных вещей: украшение зала к празднику рисунками, поделками, изготовление открытки в подарок и т. д.

Заключение

В заключение следует указать на особую важность творчества детей. Всё будущее человек постигает при помощи творческого воображения. Ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из будущего, и есть главная функция воображения. Создание творческой личности, устремлённой в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем. Творческое воображение наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте и является одной из основных форм познания.

Именно поэтому одной из важнейших задач современных педагогов является развитие детского творчества, помощь детям в правильной организации творческой деятельности и способствование развитию воображения.

Основными шагами в развитии детского творчества являются:

- накопление опыта (знакомство с художественным, литературным наследием);

- вовлечение в деятельность, интересную для ребёнка (игра, моделирование различных ситуаций);

- побуждение к творческой работе на интересную для ребёнка тему (только яркие эмоции подвигнут ребёнка на творчество);

- принцип свободы творчества (не принуждать, а заинтересовывать);

- ориентировка творческой деятельности на создание полезных вещей.

Литература


  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 93с.

  2. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление: психодиагност. методики / М. В. Ильина. – М.: Книголюб, 2004. – 53с.

  3. Лобанов А. П. Когнитивная психология. От ощущений до интеллекта / А. П. Лобанов. – Минск: Новое знание, 2008. – 283с.

  4. Понарошка Я. Город невидимок: Воображение / Я. Понарошка. – Москва: Ника-Пресс, 1995. – 24с.

  5. Палагина Н. Н. Воображение у самого истока: Психологические механизмы формирования / Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 130с.

  6. Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций / Е. И. Рогов – Москва: Владос, 2001. – 291с.

  7. Салеев В. А. Эстетическое восприятие и детская фантазия / В. А. Салеев, О. В. Вашкевич; Национальный институт образования. – Минск, 1999. – 125с.

  8. Скоробогатов В. А. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии: Учеб. Пособие / В. А. Скоробогатов, Л. И. Коновалова. – Спб.: Союз, 2002. – С183 – 187.

  9. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 236с.

  10. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие: Для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 1999. – 335с.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации