Абдульманов И.М. Экономическая конкурентоспособность хозяйствующих субъектов - файл n3.doc

приобрести
Абдульманов И.М. Экономическая конкурентоспособность хозяйствующих субъектов
скачать (11101.4 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.pdf13026kb.12.03.2011 11:03скачать
n3.doc4097kb.12.03.2011 11:03скачать

n3.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Казанский государственный финансово-экономический институт

На правах рукописи

Абдульманов Ильнур Муслимович

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Специальность - 08.00.01 - Экономическая теория

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель -

доктор экономических наук,

профессор Губайдудлина Т.Н.

Казань 2006

Содержание

Введение 3

Глава 1 .Теоретико-методологические основы исследования
конкурентоспособности хозяйствующего субъекта 12

  1. Содержание понятий конкуренция, конкурентоспособность и конкурентные преимущества в системе конкурентных отношений 12

  2. Факторы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов 46

  3. Государственное регулирование конкурентных отношений 72

Глава 2.Влияние конкурентоспособности на устойчивый экономический рост95

  1. Конкурентные преимущества как источник устойчивого роста 95

  2. Влияние инноваций на конкурентоспособность 124

  3. Анализ методологических подходов оценки конкурентоспособности

хозяйствующих субъектов 150

Заключение 175

Список использованной литературы 182

J

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Изучение конкурентоспособности
представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных
исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики
деятельности субъекта на рынке, выбора правильного пути повышения
технического уровня и качества продукции. В современном лексиконе
отечественных промышленников и бизнесменов термин

"конкурентоспособность", к сожалению, используется крайне редко, что свидетельствует о слабой вовлеченности российской промышленности в международное разделение труда и низкой конкуренции на внутреннем рынке. Между тем постепенная интеграция страны в мировое экономическое сообщество, предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию и развитие конкурентной среды в российской экономике делает проблему повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов весьма актуальной.

В современных условиях перехода России к рыночной экономике, непосредственного взаимодействия российских и зарубежных производителей проблема рыночной конкурентоспособности экономики России и её хозяйствующих субъектов стала центральной и реальной. Критерий конкурентоспособности и ее неуклонного повышения приобретает черты наиболее представительного синтетического индикатора эффективного развития страны, ее вхождения в мировое хозяйство как равноправного в экономическом и научно-техническом отношении партнера. В нем отражается прогресс науки, техники, технологий, организации производства и сбыта продукции.

В современных условиях конкурентные отношения стали зрелыми лишь после окончательного формирования и доминирования рынка потребителей, где для эффективного ведения конкурентного соперничества необходимо обладать определёнными преимуществами перед конкурентами.

4

В этой связи следует особо отметить, что в России фактор дешевой рабочей силы можно рассматривать как одно из временных потенциальных условий конкурентоспособности (конкурентных преимуществ). Вместе с тем её дешевизна оборачивается замедленным расширением внутренних рынков из-за низкого платежеспособного спроса. Правительство страны должно управлять процессом поддержания рациональных соотношений темпов роста производительности и оплаты труда. Успешное решение этой задачи должно исключить снижение конкурентоспособности российской промышленности из-за дороговизны её продукции.

Следует отметить, что теоретические и практические задачи мониторинга, удержания и повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на современном этапе глобализации и интернационализации хозяйственных связей, необходимости достижения устойчивого инновационного экономического роста становятся чрезвычайно актуальными для современного производства.

Стратегическая цель состоит в достижении конкурентоспособности экономики страны и ее хозяйствующих субъектов как на российском, так на внешних рынках, в активном включении на этой основе в мирохозяйственные процессы международного промышленного сотрудничества, особенно научно-производственной кооперации, транснационализации и глобализации производства.

Недостаточная теоретическая разработанность и практическая настоятельная необходимость исследования экономического содержания конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, её влияния на характер экономического роста, определили выбор темы диссертационной работы. В этой связи предпринятое нами исследование является актуальным и своевременным.

Степень разработанности проблемы.

В настоящее время термин "конкурентоспособность" в российской экономической науке относится к числу недостаточно изученных. И на это есть

веские причины: в дореформенных условиях обращение к этой области экономической жизни не было актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась столь быстрой и радикальной, что наука не успела основательно осмыслить новые реальности. В определенной степени такому осмыслению мешают и кажущаяся очевидность содержания категории "конкурентоспособность", и ее близость к категории "эффективность": их нередко рассматривают в качестве однопорядковых, хотя первая, основываясь на последней, заключает в себе более сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов.

Изучению собственно конкуренции посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых. Метафизическое противопоставление монополии и конкуренции, осуществлённое в рамках концепции свободной конкуренции, вошло в качестве фундаментального элемента в концепцию совершенной конкуренции, которую в конце XIX и в начале XX века последовательно отстаивали А.Курно, У.Джевонс, Х.Уайт, Дж. Б.Кларк, А.Пигу, А.Маршалл, Дж. Стюарт Миль и некоторые другие. Концепция свободной конкуренции фокусировала внимание, прежде всего, на способах функционирования и механизмах взаимосвязи конкурентов, а концепция совершенной конкуренции - на результатах конкурентной борьбы, прежде всего на ценах и рыночной конъюнктуре.1

Наиболее существенный вклад в обоснование и развитие новых концепций «монополистической» и «несовершенной» конкуренции внесли Э.Чемберлин, Дж. Робинсон, Й.Шумпетер и др. Анализируя движущие силы развития конкурентных отношений, учёные называют различные системообразующие признаки изучаемых процессов. Так, в теории «эффективной конкуренции» Й.Шумпетера, рыночный механизм в эпоху «большого бизнеса» представляет собой сочетание, или «плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции». Автор оправдывает любую

Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости./Пер. с англ. Изд-во иностр. лит-ры.-М., 1959.

6

степень монополизации рыночной системы, если она служит ускорению научно-технического прогресса.

В работах А. Смита и особенно А. Маршалла прослеживаются в
неразвитом виде два подхода к пониманию конкуренции: как "результат" и
"процесс". Однако, для других работ современников А. Маршалла, а также для
более поздних исследований характерно большее разнообразие,

дифференциация подходов. На одном полюсе - анализ конкуренции в терминах частичного или общего равновесия с использованием метода сравнительной статики. Другой полюс связан с анализом конкуренции исключительно как процесса, что нашло отражение в работах неоавстрийского направления в экономической теории. В более узком плане различие в понимании конкуренции лежит также в основе дискуссии между ведущими школами теории организации отраслевых рынков1.

Значительный вклад в изучение основ конкуренции и конкурентоспособности, в различные этапы развития экономической теории, внесли также такие известные зарубежные экономисты как: М.Портер, Дж.М.Кейнс, М.Фридман, Ф. Хайек, Д.Рикардо, Ф.Котлер, Л.Эрхард, Б.Олин, П.Самуэльсон, Э.Хекшер, Р.Макконелл и Л.Брю и др.

В отечественной экономической литературе проблема развития конкурентных отношений, конкуренции и конкурентоспособности стали предметом исследования и современных российских учёных - В.Д.Андрианова, М.И.Гельвановского, А.Ю.Юданова, Р.А.Фатхутдинова, А.Ш.Хасановой, Г.Л.Азоева, А.П.Челенкова, Е.А.Горбашко, А.Н.Фоломьёва, И.М.Лифица, А.В.Луссе, И.В.Шевченко, А.А.Кутейникова, С.А.Паращука, Л.Н.Сафиуллина, Л.Н.Толстова, Д.В.Кузина и других.

В экономической литературе, в том числе и зарубежной, конкурентоспособность интерпретируется по-разному в зависимости от характера объекта, к которому это понятие относится: на уровне товаров и

Розанова Н Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования опыт стран с развитой рыночной экономикой - Экономический журнал РГГУ. 2001, № 2

предприятий - микроконкурентоспособность, на уровне отдельных отраслей -мезоконкурентоспособность, и, наконец, на уровне национального хозяйства страны - макроконкурентоспособность.

На уровне микроэкономики конкурентоспособность продукции (услуг) определяется соотношением её качества и цены, условиями поставки, формами платежа, видом транспортировки и другими факторами. Использование при этом параметрических методов исследования приближает к оценке конкурентоспособности на мезоуровне (уровне отрасли), при которой используются такие показатели, как производительность труда, наукоёмкость и капиталоёмкость производства, технический уровень продукции, уровень импортозамещения, степень международных кооперационных связей и др.

Наиболее полно понятие конкурентоспособности изучено и структурировано на уровне предприятия, деятельность которого осуществляется в условиях открытого рынка. Сложнее поддаётся восприятию понятие конкурентоспособности на макроуровне, так как оно отражает позиции национальной экономики и её способность их укреплять - наращивать темпы экономического роста, повышать уровень занятости населения и увеличивать реальные доходы граждан. При анализе макроконкурентоспособности необходимо принимать во внимание и такие важные показатели, как курс национальной валюты, производственные затраты на единицу выпускаемой продукции, приведенные к курсу валюты, стабильность валюты, рыночные квоты, таможенные тарифы.

Вместе с тем ряд вопросов, связанных с некомплексностью исследования, анализом только отдельных аспектов проблемы оценки конкурентоспособности требуют дальнейшей разработки. Поэтому, существует необходимость новых методологических подходов к оценке конкурентоспособности современного производства и возможностей её повышения. Вышеизложенное предопределило тему диссертационной работы, ее цель и задачи.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью исследования является теоретико-методологическое исследование конкурентоспособности на основе

8

анализа факторов, позволяющих повысить конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в современных условиях, а также оценка возможности и направлений повышения конкурентоспособности и обоснование теоретических и практических рекомендаций.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

  1. выявить и исследовать экономическое содержание и взаимосвязь между конкуренцией, конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью производства;

  2. определить детерминанты, оказывающие влияние на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов;

  3. выявить необходимость и цели государственного регулирования конкурентных отношений, проанализировать основные инструменты такого воздействия в зарубежных странах, возможность и необходимость применения конкретных методов регулирования в РФ;

  4. исследовать особенности и степень влияния инноваций на конкурентоспособность, конкурентные преимущества и экономический рост;

  5. на основе изучения сложившейся в экономике России и Татарстана ситуации дать экономическую оценку конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и возможностей её повышения.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает система конкурентных отношений, формирующая конкурентоспособность.

Объект исследования. Объектом исследования являются факторы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов современной экономики.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертации служат труды отечественных и зарубежных авторов, монографии, научные статьи, материалы научно-практических конференций и семинаров, нормативные акты, а также материалы глобальной информационной сети Интернет. Методологическую основу исследования составляет системный подход, позволивший комплексно изучить исследуемую проблему. Кроме того, использовались методы диалектики,

9

сравнительного анализа, обобщения, абстракции, историко-генетический и логический.

Информационную базу исследования составили статистические данные Федерального агентства по статистике РФ и Территориального органа по РТ, исследования отечественных и зарубежных ученых, а также различных объединений (Всемирный экономический форум, исследовательские и информационные центры).

Научная новизна. Научная новизна диссертационной работы заключается в выявлении и анализе специфики категории «конкурентоспособность хозяйствующего субъекта» в современной экономике. Основные положения новизны исследования конкретизируются в следующем:

дана авторская трактовка экономического содержания
конкурентоспособности, заключающаяся в способности хозяйствующего
субъекта эффективно использовать имеющиеся конкурентные преимущества в
целях достижения желаемого результата в сложившихся условиях
конкурентной среды. Выделены 3 основных аспекта исследования:
пространственный, временной и сравнительный. Определяя

конкурентоспособность, мы опираемся на сравнительный подход, предполагающий сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время-пространство»;

  1. определены основные факторы конкурентоспособности производства (ресурсные, технологические, инновационные, глобальные, культурные), дана оценка степени их влияния на показатели экономического роста с учётом роста инвестиционной и инновационной активности промышленного производства;

  2. выявлены и исследованы основные направления национальных экономических политик развитых стран в области повышения конкурентоспособности (коммунитарная политика ЕС способствует межфирменному, инновационному и научно-техническому сотрудничеству в разных формах; японские государственные органы разрабатывают и контролируют выполнение программ развития приоритетных экспортных

10

отраслей; стратегия развития российской инновационной экономики должна включать индикативное планирование отраслевой структуры экономики и ее динамики, наладку экспортно-импортного режима для высокотехнологичной продукции);

систематизированы меры государственного регулирования

конкурентных отношений в трансформирующейся экономике: антимонопольная политика государства, соответствующая экспортная и промышленная политика, активизация инновационно-инвестиционной деятельности;

выявлены возможности повышения конкурентоспособности отечественного производства в современных условиях, состоящие в инновационной активности хозяйствующих субъектов, доступности и качестве производственных факторов и инвестиционных возможностях, что является источником устойчивого развития конкурентных преимуществ на современном этапе развития общества;

  1. раскрыто влияние инноваций на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, которое проявляется в улучшении экономической динамики, повышении коммерческого риска, временном снижении прибыли, ухудшении финансовой, а значит и экономической устойчивости, создание предпосылок для повышения конкурентоспособности. Сделан вывод, о том, что без экономической устойчивости не может быть активного использования инновационных факторов в преобразовании хозяйственной системы, а, следовательно, и положительной экономической динамики, в то же время положительная экономическая динамика - это единственный в современных условиях наиболее результативный путь к экономической устойчивости хозяйственных систем разного уровня;

  2. выполнен анализ теоретических подходов оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на различных уровнях экономики, то есть конкурентоспособность страны, конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут быть использованы:

  1. в качестве теоретико-методологической базы для дальнейших исследований в области формирования экономической политики в сфере регулирования конкурентных отношений хозяйствующих субъектов;

  2. в учебном процессе и учебно-методической работе при преподавании дисциплин «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Стратегический менеджмент», а также некоторых специальных дисциплин и дисциплин специализации;

  3. в виде практических рекомендаций российским органам власти для формирования эффективной экономической стратегии и тактики, регулирующей поведение хозяйствующих субъектов. В частности обоснован ряд рекомендаций актуальных и значимых для принятия управленческих решений в сфере регулирования конкурентных отношений с целью повышения конкурентоспособности экономических субъектов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования были доложены и получили одобрение на международных, всероссийских, межвузовских и научно-практических конференциях в 2004-2006 гг.: ...По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 2,5 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, 8 рисунков, 14 таблиц, списка использованной литературы, включающего 166 источника.

12

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности хозяйствующего субъекта

1.1 Содержание понятий конкуренция, конкурентоспособность и конкурентные преимущества в системе конкурентных отношений

В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами1. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяется конкурентоспособностью его производителей. Именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, фирмы.

Рыночная экономика как система сформировалась в результате образования в её недрах общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих и воспроизводящих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов рынка.

Представляется, что к числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на её основе конкурентные отношения. При этом рыночное ценообразование выступает как производная функция конкуренции и адекватных конкурентных отношений. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестаёт существовать и целостная рыночная экономика.

Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания //Маркетинг в России и за рубежом. -2001.- №4. -С. 32.

13

Конкуренция в своём развитии идёт от простейшего случайного конкурентного отношения продавца и покупателя через развёрнутое соперничество ограниченного круга субъектов рынка к всеобщей действительно свободной конкуренции.

Противоречивость конкурентных отношений проявляется при рассмотрении отношений хозяйствующих субъектов в условиях совершенной конкуренции и абсолютной монополии в их историческом развитии. Это не просто структурные элементы рынка, определяемые численностью субъектов хозяйствования, но и этапы становления отношений свободы и зависимости участников конкуренции.

Соперничество продавца и покупателя (рассматриваемых абстрактно, обособленно от других общественных зависимостей) регулируется частными, внутренними мотивами их деятельности и взаимным принуждением их сталкивающихся интересов.

Каждый борется за полную реализацию своего частного интереса, за установление своей монополии и устранение негативного воздействия конкурента. Это идеальное стремление предпринимателя, отсутствие внешних помех выражено классической моделью абсолютной монополии А.Курно1.

Метафизическое противопоставление монополии и конкуренции, осуществлённое в рамках концепции свободной конкуренции, вошло в качестве фундаментального элемента в концепцию совершенной конкуренции, которую в конце XIX и в начале XX века последовательно отстаивали А.Курно2, У.Джевонс3, Х.Уайт, Дж. Б.Кларк4, А.Пигу5, А.Маршалл6, Дж. Стюарт Миль7 и некоторые другие.8

' Cournot A. Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des Richesses. Paris. 1838. Chap. VII. " Cournot A. Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des Richesses. Paris. 1838.; ' White H. A Revien of Monopolistic and Imperfect Competition Theories, 1936;

Кларк Дж. Б. Распределение богатства. -М., 1992; 3 Пигу А. Экономическая теория благосостояния/ Пер. с англ. -М., 1985 ; ' Маршалл А. Принципы экономической науки. -M.: Прогресс, 1993;

Милль Дж. Стюард. Основы политической экономии.Т.1, -М., 1980.

KaldorN. Market Imerfection and Excess Capasity. «Economica». Fabruary, 1935:

14

В западной экономической науке господствовали в это время представления о совершенной конкуренции как об универсальном способе достижения рыночного равновесия.

Хайек Ф., поднимает вопросы совершенствования конкурентных отношений, которые должны постоянно направлять и давать импульсы для развития позитивных процессов конкурентной экономики, искореняя, по возможности, негативные.1

Концепция свободной конкуренции фокусировала внимание, прежде всего, на способах функционирования и механизмах взаимосвязи конкурентов, а концепция совершенной конкуренции - на результатах конкурентной борьбы, прежде всего на ценах и рыночной конъюнктуре. Не случайно, поэтому уже в двадцатые годы прошлого столетия получило известное распространение критическая оценка модели совершенной конкуренции. Отмечалось, что данная модель носит абстрактный характер и никак не связана с реальной хозяйственной деятельностью, что она в лучшем случае, может фиксировать лишь статику начальных и конечных состояний конкурентных отношений, отвергая их динамику.2

Наиболее существенный вклад в обоснование и развитие новых концепций «монополистической» и «несовершенной» конкуренции внесли Э.Чемберлин, Дж. Робинсон, Й.Шумпетер и др. Анализируя движущие силы развития конкурентных отношений, учёные называют различные системообразующие признаки изучаемых процессов. Так, в теории «эффективной конкуренции» Й.Шумпетера, рыночный механизм в эпоху «большого бизнеса» представляет собой сочетание, или «плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции». Автор оправдывает любую степень монополизации рыночной системы, если она служит ускорению научно-технического прогресса.

Хайек Ф.О свободе. Издательство института KATO.-Лондон, 1985, с. 15 " Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости./Пер. с англ. Изд-во иностр. лит-ры.-М., 1959.

15

Определённый вклад в совершенствование теории конкуренции внесла английский экономист Дж. Робинсон, последовательно обосновывающая теорию несовершенной конкуренции. По мнению Робинсон: «Всякий отдельный производитель обладает монополией на свою продукцию - это в достаточной мере очевидно, и если большое их число выступает с продажами на совершенном рынке, то возникает положение, которое мы привыкли описывать как совершенную конкуренцию»1. Таким образом, отдельный продавец является монополистом даже при совершенной конкуренции. В данном случае Робинсон под «монополистом» ошибочно подразумевает отдельного продавца, при каких угодно обстоятельствах.

Таким образом, дальнейший анализ развития конкурентных отношений целесообразно вести в рамках синтеза системообразующих начал - монополии и конкуренции. Если при их рассмотрении двигаться от области совершенной конкуренции к области абсолютной монополии, то обнаруживается, что увеличиваются трудности, связанные с вхождением в отрасль, и количество предприятий будет сокращаться.

Усиление диверсификации деятельности крупных фирм в конце 80-х годов имело двойственные последствия для конкурентных отношений. С одной стороны, рост мощи крупных производств внутри отрасли способствовал тенденции к монополизации. В результате происходит ущемление конкурентных начал. Но, с другой стороны, одновременно диверсификация позволила активизировать проникновение на новые рынки путём усиления рыночной сегментации, следовательно, конкуренция становилась более интенсивной.

Анализ содержания организационных форм конкурентных отношений показывает, что их развитие и совершенствование опосредовано как технико-технологическими условиями, так и формированием общественных регуляторов, в том числе и в виде государственных институтов. Эта тенденция проявилась в историческом процессе развития индустриализации производства

Дж. Робинсон. Экономическая теория несовершенной конкуренции., Пер. с англ. - М.,1986. с.65-84.

16

развитых капиталистических стран, а развитие на этой основе процессов конкуренции справедливо связывают с именем Дж. Мейнарда Кейнса, который обосновал необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику.

Современный этап развития конкурентных отношений обусловлен рядом существенных факторов, определяющих их специфику. Отметим основные:

  1. усложнение процессов взаимной связи субъектов рынка;

  2. возрастание роли государственных регуляторов рыночной системы; -монополизация, олигополизация и глобализация конкурентных

отношений в масштабе транснациональной экономики;

- изменение соперничества предпринимателей в связи со значительным
ростом издержек, не связанных непосредственно с производством продуктов
(«трансакционные издержки»);

- совершенствование ресурсно-факторной структуры производства и
некоторые другие существенные особенности рыночной системы хозяйства.

Исходя из этого, на наш взгляд, в настоящее время формируется и
развивается новое состояние рыночной системы, основанной на органическом
сочетании традиционных стихийных механизмов рыночного регулирования с
сознательным научно обоснованным и объективно присущим регулированием
из единого экономического центра путём интеграции различных

организационных форм проявления конкурентных отношений. Роль государства в этих условиях должна соответствовать своему функциональному назначению - своевременному и эффективному разрешению противоречий между взаимосвязанными и взаимообусловленными специфическими и приоритетными формами и методами достижения конкурентных преимуществ всех хозяйствующих субъектов. Государство способно использовать новые формы и методы конкуренции в целях сдерживания или стимулирования стихийных и сознательно налаженных форм реализации конкурентных отношений. Задачей государства становится своевременное выявление и

17

адекватное воздействие на отрицательные результаты стихийного механизма конкурентных отношений.

Противоречие, которое существует между государственными органами и конкурентными механизмами, принимает форму противоречия между экономическими интересами большей части общества и экономическими интересами наиболее активной, меньшей части общества, где, как правило, преобладают перспективные (прогрессивные) интересы. Конкурентные механизмы в отличие от государственных разрешают это противоречие в пользу перспективных, приоритетных интересов общества. Государство же призвано, по своему функциональному назначению, защитить интересы большинства своих граждан, могущих в значительной мере пострадать от последствий не всегда оптимального решения при внедрении в практику тех или иных прогрессивных изменений.

Итак, являясь генетической чертой рыночной системы, конкуренция была и остаётся сущностным условием воспроизведения и функционирования экономики на основе рыночных механизмов регулирования.

По мнению профессора А.Ш.Хасановой, сущность конкурентных отношений, её содержание и формы проявления, основываются на экономических условиях формирования и развития товарного производства и, как следствие, на функционировании рыночной системы1. В свою очередь, экономические связи в рыночной системе опосредованы товарно-денежными отношениями, что предопределяет характер и структуру отношений конкуренции.

Отношения конкуренции складываются, с одной стороны, по поводу создания дополнительного продукта, изменения его качественных характеристик, а, с другой, - по поводу создания дополнительной стоимости, которая реализуется в форме дополнительной прибыли. Последняя, создаётся непосредственно в процессе производства, а обнаруживается в сравнении с

Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях. Дисс. док-ра экон.наук: 08.00.01.- Казань,

18

другими товарами в сфере обращения. Следовательно, объектом конкурентных отношений выступает продукт, содержащий в себе дополнительную прибыль.

Субъектами конкурентных отношений выступают те, кто имеет товар (товаровладельцы: и как непосредственные производители товара, и как его собственники).

Итак, конкурентные отношения охватывают как сферу производства, так и сферу обращения. В этой связи конкуренция осуществляется как через стоимостные категории, а точнее через цену (ценовая конкуренция), так и через потребительскую стоимость товара путём сравнения качества продукта или услуги (неценовая конкуренция).

Характер конкурентных отношений зависит от многих факторов: форм собственности, наличия товаров и услуг на рынке, количества продавцов и покупателей, содержания и доступа к экономической информации, наличия или отсутствия барьеров вхождения на рынок и пр.!

Вопросы экономического содержания конкурентных отношений в условиях конкуренции, с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с использованием тех или преимуществ нуждаются в дальнейшей обработке и систематизации.

Основные признаки сущности и содержания конкурентных отношений должны быть отражены в определении этой категории. В научной и учебной литературе существует немало различных определений конкуренции, которые отражают отдельные признаки этой сложной категории, но не всегда в их комплексе.

Конкуренция (от лат. сопсштеге — сталкиваться) дословно определяется как борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Однако смысл понятия «конкуренция»

Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях. Дисс. док-pa экон. наук: 08.00.01.- Казань, 1

19

настолько многозначен, что формулировка его определения требует детальных обширных исследований и обобщения работ многих авторов.

Так, по определению А.А.Кутейникова, конкуренция - это общественное свойство товарного производства, способ его развития в условиях снятия внеэкономических ограничений на путях движения товаров, капитала, рабочей силы.1

В трактовке толкового словаря живого великорусского языка В. Даля, конкуренция означает, «соперничество или состязанье в торговле, соискательство, соревнование»2. Однако такое определение конкуренции на сегодняшнем уровне развития экономической науки представляется весьма узким, так как требует более полного исследования и истолкования понятия «конкурентоспособность».

Нельзя не согласиться с мнением Хасановой А.Ш., которая считает, что конкуренция представляет собой одновременно и экономическую категорию, и закон. Конкуренция как экономическая категория, выражает отношения между субъектами рыночной системы по поводу экономического соперничества за получение дополнительного дохода. Прежде всего, в этом определении подчёркнута сущностная черта конкуренции, а именно, что она представляет собой экономическое соперничество. Сущность конкуренции является основным моментом его экономического содержания, но не исчерпывает его. Сущность экономической категории содержит в себе её основное качество, её специфику. Содержание же, наряду с её основными специфическими чертами, включает в себя ряд неосновных свойств и признаков, таких как, государственное регулирование, динамика экономической конъюнктуры, уровень инвестиций и инноваций, наличие ресурсной базы и научно-технического потенциала, размер рынка, количество конкурентов и т.д.

Конкуренция и формируемые ею отношения присущи не какому-либо отдельному способу производства, а всему историческому периоду товарного

^ Кутейников А.А. Искусство быть новатором: мировой опыт «рискового бизнеса». - М.:3нание, 1990.с.60. " Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - http://vidahl.agava.ru./P082.HTM.

20

хозяйства. Другими словами, конкуренция рассматривается как реализация универсального диалектического закона единства и борьбы противоположностей применительно к экономической жизни общества. Конкурентные же отношения представляют собой ёмкое и многогранное понятие и регулируются объективным экономическим законом. Закон конкуренции является координирующим и обуславливает реализацию и взаимодействие других экономических законов рынка. Благодаря реализации закона конкуренции рыночная экономика получает импульс к саморегулированию и дальнейшему развитию. Следовательно, можно говорить о существовании и функционировании общеэкономического закона конкуренции. Отметим, что на каждой стадии общественно-экономического развития этот закон проявляется специфически в зависимости от существующих экономических условий.

Итак, закон конкуренции выражает сущностную связь между субъектами рынка по поводу получения основного и дополнительного дохода, соответствующего их издержкам (производственным и трансакционным), и адекватно удовлетворяющим индивидуальные и общественные потребности.1

В этой связи нельзя не упомянуть о различных трактовках конкуренции. Например, конкуренция может рассматриваться как ситуация на рынке, когда ни один из хозяйствующих субъектов не в состоянии оказать ощутимого влияния на общие условия сделок в том или ином рыночном сегменте. Данный подход нашел отражение в Федеральном законе от 22 марта 1991г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 г., 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г., 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.). Его особенность - определение конкуренции как свойства некоего равновесного состояния рынка, базовые характеристики которого статичны. Признаком конкуренции служит установление цен,

Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях. Дисс. док-pa экон наук: 08.00.01.-Казань, 1999.-С.54-55

21

обеспечивающих в сумме нулевую экономическую прибыль. Другая трактовка конкуренции прямо указывает на её специфику: процедура открытия новых возможностей использования существующих (доступных) ресурсов, а также создание новых ресурсов1. При таком подходе конкуренция рассматривается в первую очередь как динамический процесс. Она проявляется в совершенствовании продуктов и технологий, формировании новых рынков, новых источников сырья или новых типов организации, что, как правило, требует инвестиций. В свою очередь, стимулом для осуществления инвестиций выступает возможность получения положительной экономической прибыли до тех пор, пока ценовая конкуренция не приведет к снижению цены до уровня долгосрочного равновесия. Второе понимание конкуренции принципиально важно для формирования контуров конкурентной политики в современных условиях.

Эти два подхода к пониманию конкуренции можно обобщить, используя две характеристики: "результат" и "процесс"2. Исторически экономическая наука последовательно акцентировала внимание на обоих указанных подходах к конкуренции. Если в работах А. Смита и особенно А. Маршалла прослеживаются в неразвитом виде оба подхода, то для других работ современников А. Маршалла, а также для более поздних исследований характерно большее разнообразие, дифференциация подходов. На одном полюсе - анализ конкуренции в терминах частичного или общего равновесия с использованием метода сравнительной статики. Другой полюс связан с анализом конкуренции исключительно как процесса, что нашло отражение в работах неоавстрийского направления в экономической теории. В более узком плане различие в понимании конкуренции лежит также в основе дискуссии между ведущими школами теории организации отраслевых рынков3.

' Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия - МЭиМО, 1989, № 12

" Kirzncr Competition and Entrcprcncurship Chicago &London. The University of Chicago Press. 1973

" Розанова Н Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования опыт стран с

развитой рыночной экономикой - Экономический журнал РГГУ, 2001. № 2

22

Австрийский экономист Ф.Хайек трактовал конкуренцию как процедуру
открытия. Он считал, что в процессе конкуренции открываются

неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые, ранее не доступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, не раскрытых пока возможностях общества. Конкуренция как процедура открытия позволяет сравнивать альтернативные способы организации общества1.

Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М.Портером2: «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики, - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

  1. угрозой появления новых конкурентов;

  2. угрозой появления товаров-заменителей;

  3. способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;

  4. способностью покупателей торговаться;

5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и

предопределяет, в конечном счёте, прибыльность отраслей».

В других исследованиях понятие конкуренции определяется с иных позиций. Так, Р.Макконнелл и Л.Брю считают, что обязательными условиями конкуренции являются: «наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их»3.

Во втором дополненном издании Толкового словаря рыночной экономики указано: «Конкуренция - это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие

' Экономическая теория /Под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.,1997

" Портер М. Международная конкуренция. - М. Международные отношения, i 993. - С. 52-53.

Макконнелл К.Р., Брю Л.С. Экономикс: Принципы, проблема и политика. В 2 Т.: Пер. с англ T1 - М • Республика, 1993.-С.52

23

возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок»1.

Конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам её характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных

ситуациях.2

Современная трактовка понятия «конкуренция» следующая: конкуренция - это борьба производителей за покупателя на рынке, за то, чтобы покупатель предпочел из всего множества, предлагаемого на рынке, именно ваши товары или услуги"'.

Таким образом, можно утверждать, что конкуренция как экономическая категория многоаспектна. Различные определения конкуренции, как правило, не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В то же время каждое из них, взятое в отдельности, невозможно признать достаточным. Это выражается в том, что, характеризуя отдельные весьма важные признаки конкуренции, они обходят вниманием общетеоретический аспект проблемы - суть присущих ей экономических отношений. В работе под конкуренцией будем понимать процесс взаимодействия производителей товара (услуги) за предпочтение

^ Толковый словарь рыночной экономики. Издание 2-е дополненное - М: Глория, 1993. - С. 106.

" Спиридонова И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики

России. -М.:ИНФРА-М, 1997.-е. 15

Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие. /Под ред. Проф. В А Трайнева. - М.: Дашков и К0, 2002. - С. 106.

24

покупателя на мировом рынке в условиях усиливающихся тенденций глобализации.

При этом конкурентоспособность будет определяться как эффективность управления субъектом своими конкурентными преимуществами в целях одержания победы в конкурентной борьбе за удовлетворение объективных или субъективных потребностей.

В экономической литературе существует несколько классификаций конкуренции, которые различаются принципами и механизмами взаимо­действия субъектов и объектов экономической системы1:

  1. по характеру удовлетворения потребностей;

  2. по методам осуществления конкуренции;

  3. по формам соединения потребителя и производителя. Рассмотрим каждую из вышеперечисленных классификаций. Конкуренция по характеру удовлетворения потребностей основана на

взаимодействии товаров потребления, таких характеристиках объекта, как-ценовые и потребительские. По этой классификации конкуренция может быть трех видов: функциональная; видовая; предметная.

Функциональная конкуренция возникает вследствие того, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Примером тому могут служить товары спортивного рынка. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара. Видовая конкуренция является следствием того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Например, товары автомобильного рынка, однотипные, но с отличиями в технических параметрах. Предметная конкуренция -

1 Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 1994. - 605 с; Герчикова И.Н. Маркетинг и международное дело. - М.: Внешторгиздат, 1990.-264 с; Горбашко Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. -СПб.: Изд-во СпбУЭиФ, 1991.-65 с; Макконел К.Р.. Брю Л.С. Экономикс: Принципы, проблема и политика. В 2 Т.: Пер с англ. T1. - М.: Республика, 1993.-399 с.

25

результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся качеством.

Классификация конкуренции по характеру удовлетворения потребно­стей определяет конкурентоспособность на основе факторов потребительского спроса и связана с объектами экономической системы.

В экономической литературе существует также понятие эффективной конкуренции.

Чтобы быть эффективной, конкурентная система должна быть открытой и свободной, а ее участники сравнимы. Как известно нерегулируемая монополия менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая из форм конкуренции, имея в виду её последствия. Поэтому цели антимонопольной деятельности в странах рыночной экономики состоят не столько в борьбе с монополией, сколько в поддержании эффективной конкуренции для стимулирования экономической эффективности национальной экономики.

Классификация конкуренции по методу осуществления1:

  1. добросовестная и недобросовестная;

  2. ценовая и неценовая.

Добросовестная конкуренция характеризуется ведением рыночных отношений, удовлетворяющих всем нормам морали и законам здоровых конкурентных отношений. Соответственно, отсутствие экономической культуры, наличие большого количества предприятий-монополистов, не­надежность договоренностей, использование мошенничества и обмана в предпринимательской деятельности, а также группового эгоизма приводят к достаточно широкому распространению недобросовестной конкуренции. Определяющая роль в установлении рамок дозволенной и добросовестной конкуренции отводится деятельности государства.

С.А. Паращук различает пять наиболее распространенных в России видов недобросовестной конкуренции при осуществлении предпринима-

' Сафиуллин Н. 3., Сафиуллин Л. Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: Монография. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - С. 47.

26

тельской деятельности. Общее между ними состоит в том, что каждый вид недобросовестной конкуренции проявляется в действиях, направленных на привлечение потребительского спроса, а иногда и устранение конкурентов за счет:

  1. неправомерного использования их деловой репутации, ведущей к смешению между предприятиями и товарами (услугами) конкурентов;

  2. дискредитации их репутации, предприятий и товаров (услуг), т.е. распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;

  3. внутренней дезорганизации их предприятий;

  4. распространения недостоверных сведений о своем предприятии или о существенных характеристиках своих товаров (услуг), вводящих в заблуждение потребителей и совершаемых с конкурентной целью;

  5. использования коммерческих приемов, запрещенных законода­тельством о торговле или торговыми обычаями и совершенных с конкурентной целью '.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Таким образом, ценовая конкуренция как один из методов рыночной экономики связана с изменением цен на товары. Она обусловливает стремление к успеху за счет снижения цен, что предполагает, снижение себестоимости продукции. В свою очередь, демпинг, т.е. искусственное снижение цен сильных

1 Паращук С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения: Автореф дне. ... к.э.н.-М, 1996.-23 с.

27

субъектов хозяйствования с целью вытеснения и разорения менее сильных, а также завоевания монопольного положения на рынке, не допускается. Конкурентные отношения на основе ценового фактора предполагают представление товаров по более низкой цене, чем цена на аналогичную продукцию других товаропроизводителей. Для достижения этой цели субъект должен снизить издержки производства либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой имеющуюся или завоевание большей доли рынка. Понижение цены, как правило, вынужденное, экономически невыгодно для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли. Следовательно, ценовая конкуренция предопределяет стоимостной фактор конкурентоспособности объекта и обусловливает ценовой механизм повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования1.

Неценовая конкуренция определяется выделением потребительских свойств товара, в частности, технико-экономических показателей, условий поставки и обслуживания. Таким образом, для неценовой конкуренции характерна определяющая роль таких факторов, как качество товаров, их новизна, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, послепродажные услуги, реклама, а также другие методы воздействия на потребителя. Неценовая конкуренция характерна для товаров более высокого качества и надежности и, как правило, основным её орудием является реклама, что очень сильно проявляется в настоящее время.

В результате неценовой конкуренции возникает обусловленность конкурентоспособности объектов параметрами потребительского спроса.

Конкуренцию, которая характеризуется соотношением количества потребителей и количества производителей, принято разделять по рыночным структурам.

Сафиуллин Н. 3., Сафиуллин Л. Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: Монография. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - С. 48.

Точкой отсчета при классификации рыночных структур служит рынок свободной или совершенной конкуренции. Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер: хотя признакам свободной конкуренции не удовлетворяет практически ни один реально существующий рынок, тем не менее, классифицировать рынки можно по степени их соответствия или несоответствия конкурентному рынку1.

Понятие конкуренции расширяется путем рассмотрения процесса удовлетворения потребности при многовариантном предложении товаров-аналогов потребителю. Средство конкуренции — это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности групп потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами — фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели, то конкуренцию можно представить в виде модели (рис. I)2.

Действие множества субъектов направлено исключительно на один объект. В модели обозначены зоны, которые выполняют роль отборочных уровней. Зону тотальной конкуренции достигают только субъекты, товар (услуга) которых полностью удовлетворяют потребности данного сегмента рынка. Товары, не отвечающие требованиям этой группы потребителей, отсеиваются.

' Авдашева С, Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур /Вопросы экономики - 1997 - Ч°6
-С. 140. " ' ■ - - ■

- Данилов И.П. Проблема обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции в регионе (На примере электротехнической продукции Чувашской Республики): Автореф дис доктора эк-ки -Казань, 1998.-С. 12.

29



Рис. 1. Лучевая модель конкуренции

С1 — С6 — субъекты (изготовители товаров); О — объект. Зоны конкуренции: 1— тотальная. 2— сильная, 3 — средняя, 4 — слабая

Можно согласиться с выводами, приведенными в работе И.П.Данилова1, что конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей. Её можно представить как систему векторов, образуемых действием указанных процессов (рис. 2). Вектор удовлетворения потребности - (а) определяется потребительной стоимостью товара, а вектор соперничества (Ь) — числом производителей товаров-аналогов (услугодателей) и характеристикой конкурентной среды. Векторы а и b дают совокупный вектор — вектор конкурентоспособности (К).

Результаты научного анализа проблемы дают основание утверждать, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:

1) проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях её проектирования,

Данилов И.П. Проблема обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленной
регионе (На примере электротехнической продукции Чувашской Республики)- Авторе* дис
-Казань, 1998.-С. 11. ' ^ ^ .. ,

30

изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);

  1. является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);

  2. служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции, экономического закона, выражающего субъективность категории конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней.

К], К2, Кз, — векторы конкуренции, Ki < К2 < К3;

аь а2, аз— векторы удовлетворения потребности, ai < а2 < аз;

bi, b2, Ь3 — векторы соперничества, b| < b2 < Ьз


Рис. 2. Конкуренция как результатирующий вектор1


Данилов И.П. Проблема обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции регионе (На примере электротехнической продукции Чувашской Республики): Автореф. дис. . доктора эк-ки -Казань, 1998.-С. 12.


Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности — одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.



31

Конкурентоспособность — широко распространенное, обиходное понятие. Однако его содержательная сущность не имеет общепринятого формального, а тем более, количественного, определения1. Например:

"Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и на внешнем рынках"2.

"Конкурентоспособность — способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период"3.

"Конкурентоспособность характеризует способность товара удовлетворять определенным требованиям при минимальных затратах у изготовителя (если ставится задача разработки рационального ассортимента ...) или у потребителя (если оцениваются возможности реализации товара)"4.

"Конкурентоспособность — совокупность потребительских свойств данного товара или продукции, характеризующих их отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен и др."5.

«Конкурентоспособность - степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя»6.

"Конкурентоспособность (товара) — сравнительная характеристика
потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к
товару конкурента. Определяемая в качестве показателя

Короткий Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление (для технически сложных изделий) "Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №2. - С. 15.

" Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике //Маркетинг 1999 № ~> с 3 —

19.

Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. — М.: "Инфоконт", СП "Медсервис Интернешнл", 1991.-С. 85.

Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения/Под общ. ред. Е.П. Голубкова. — М.: Экономика, 1993. - С. 122.

э Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М Ю Тихомирова М • 1999 - С

314.

' Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Акалис, 1996. - С. 41.

32

конкурентоспособность выражается отношением полезного эффекта к цене потребления (цена товара плюс цена его эксплуатации)"1.

"Конкурентоспособность товара — способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции"2.

"Конкурентоспособность товара — это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение"3.

Эти и подобные им определения носят больше системно-описательный, семантический характер, т.е. говорят о том, что из себя представляет само понятие "конкурентоспособность".

Однако отметим, что универсального определения

конкурентоспособности нет и быть не может, и мы считаем, что оно может зависеть исключительно от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту относится.

Поэтому, конкурентоспособность в общем случае характеризует наличие определённых свойств и способностей субъекта, позволяющих ему соперничать в экономическом соревновании.4

В самом широком смысле применительно к экономической сфере конкурентоспособность означает обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, причем эти свойства могут относиться к различным субъектам конкурентной борьбы -видам продукции, предприятиям (товаропроизводителям), отраслям, и, наконец, странам. Таким образом, конкурентоспособность следует рассматривать как в факторной, так и в результирующей плоскостях.

' Словарь делового человека./Под науч. ред. О.В. Амуржаева — М.: Экономика. 1992. - С. 130.

"Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика: Толковый терминологический словарь./Сост. В.А. Калашников; под

общей ред. Л.П. Дашковой — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Информ. - внедренческий центр "Маркетинг". 1994. -

' Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент./ Под ред. проф. В.М. Власовой — M.: Финансы и статистика, 1994.

Шевченко И.В. «Конкурентоспособность российской экономики: состояние и перспективы»// Финансы и кредит.-2004.-№ 16.-С.49-55

JJ

Профессор Р.А.Фатхутдинов, развивая теорию конкурентоспособности, определяет конкурентоспособность в целом как свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке1.

Терминология в области конкурентоспособности объектов не стандартизирована. Предпосылкой к определению понятий в любой области является систематизация. В данном случае ее главным признаком служит объект оценки конкурентоспособности:

  1. продукции (товара, услуги) как результат процесса;

  2. организации, предприятия, фирмы, производства;

  3. отрасли;

  4. национальной экономики, народного хозяйства.

Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. В итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласиться и с таким вариантом определения: конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя".

Для универсальности приведенного определения

конкурентоспособности с позиции субъекта хозяйственной деятельности в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя, продавца) — коммерческий успех продукции на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход (издержки). Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками, т.е. при получении прибыли; как говорят: «Прибыль — это приз для организации, участвующей в конкурсе».

Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. - М.: Интел-Синтез, 1995. - С. 9.

Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М, 2001. - С. 10.

34

Таким образом, можно дать следующую трактовку термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность заключается в способности хозяйствующего субъекта эффективно использовать имеющиеся конкурентные преимущества в целях достижения желаемого результата в сложившихся условиях конкурентной среды. Выделены 3 основных аспекта исследования: пространственный, временной и сравнительный. Определяя конкурентоспособность, мы опираемся на сравнительный подход, предполагающий сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время-пространство».

Отметим, что конкуренция не может существовать без удовлетворения потребностей, а процесс удовлетворения потребностей не может существовать без соперничества.

При отсутствии соперничества нет конкуренции, хотя объективно продолжают существовать и потребитель и потребность. Товар должен полностью удовлетворять всю потребность и соответствовать требованиям общества к качеству товара. Отсюда следует, что при отсутствии соперничества конкурентоспособность сводится к уровню качества товара.

При отсутствии спроса нет конкуренции, потому что нет объекта. Конкуренция возникает только тогда, когда объект характеризуется платежеспособным спросом и когда этот платежеспособный спрос определен.

И.П. Данилов считает1, что конкуренция обязывает товар быть конкурентоспособным, а конкурентоспособность товара обусловливает саму конкуренцию. Конкурентоспособность является базой для возникновения конкуренции. Сама конкуренция, только возникнув, сразу ставит границы и предъявляет свои требования к конкурентоспособности товара.

Следует особо отметить, что и в экономической литературе, в том числе и зарубежной, конкурентоспособность интерпретируется по-разному в зависимости от характера объекта, к которому это понятие относится: на

Данилов И.П. Проблема обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции
регионе (На примере электротехнической продукции Чувашской Республики): Автореф дис доктора эк-ки
-Казань, 1998.-С. 12. '

уровне товаров и предприятий - микроконкурентоспособность, на уровне отдельных отраслей - мезоконкурентоспособность, и, наконец, на уровне национального хозяйства страны - макроконкурентоспособность.

На уровне микроэкономики конкурентоспособность продукции (услуг) определяется соотношением её качества и цены, условиями поставки, формами платежа, видом транспортировки и другими факторами. Выявление устойчивых взаимосвязей между производимыми затратами и качеством продукции, а также соотношения между другими параметрами деятельности сравниваемых объектов является сложной задачей анализа их конкурентоспособности. Использование при этом параметрических методов исследования приближает к оценке конкурентоспособности на мезоуровне (уровне отрасли), при которой используются такие показатели, как производительность труда, наукоёмкость и капиталоёмкость производства, технический уровень продукции, уровень импортозамещения, степень международных кооперационных связей и др.

Наиболее полно понятие конкурентоспособности изучено и структурировано на уровне предприятия, деятельность которого осуществляется в условиях открытого рынка. Сложнее поддаётся восприятию понятие конкурентоспособности на макроуровне, так как оно отражает позиции национальной экономики и её способность их укреплять - наращивать темпы экономического роста, повышать уровень занятости населения и увеличивать реальные доходы граждан.

Задача повышения конкурентоспособности продукции предприятия
сводится к моделированию механизма распределения рынка между
предприятиями-конкурентами на основе формирования

конкурентоспособности продукции (рис.3)1.

Воронов Александр «Моделирование конкурентоспособности продукции»/' Стандарты и качество -2004■ №11.-с.45.

36

Качество продукции




]

1отреС

ительские предпочтения






























I







V




1












Издержки на производство




Потребительская стоимость продукции







Платёжеспособный спрос

А






















А































"






















Цена продукции




Аналоги и заменители

































1

i






  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации