Курсовая работа - Организация коммерческой деятельности на предприятии ОАО ВымпелКом - файл n1.doc

Курсовая работа - Организация коммерческой деятельности на предприятии ОАО ВымпелКом
скачать (403 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc403kb.17.09.2012 11:10скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

Институт экономики и управления

Кафедра управления в социальных и экономических системах

Процент выполнения работы













































































































































































































































































































Номер учебной недели



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация коммерческой деятельности»

на тему: «Организация коммерческой деятельности на предприятии ОАО “ВымпелКом”»

Выполнил:

студент гр.

__________________

(дата, подпись)

Консультант:

__________________

(дата, подпись)
Уфа 2010

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Характеристика ОАО “ВымпелКом” 5

2. Анализ работы по оптовым закупкам ОАО “ВымпелКом” 14

3. Анализ ассортимента услуг сотовой связи ОАО “ВымпелКом” 20

4. Организация продажи услуг сотовой связи ОАО “ВымпелКом” 25

5. Организация рекламной деятельности услуг связи ОАО “ВымпелКом” 27

6. Организация расчетов с поставщиками и покупателями услуг 29

7. Анализ эффективности коммерческой деятельности ОАО “ВымпелКом” 31

Заключение 34

Список используемой литературы 35
ВВЕДЕНИЕ
Столетие назад коммерция рассматривалась как деятельность, не требующая глубокого изучения и исследования. Сейчас такая трактовка торгового бизнеса примитивна и абсурдна. Сфера знаний в коммерческой деятельности нисколько не уже, а в некоторых случаях гораздо шире, чем в любой другой специальности. Знания по коммерции буквально неисчерпаемы.

Преодоление экономического кризиса, эффективное функционирование рыночной экономики во многом обусловлено уровнем выполнения коммерческих операций, как формы взаимодействия между отдельными производствами, предпринимателями, компаниями и фирмами. Вопросы экономически грамотной коммерции лежат в основе функционирования рыночной экономики. В существующих условиях у предприятий, промышленных фирм, торгово-посреднических организаций возникают сложные проблемы в процессе реализации коммерческой деятельности, начиная с установления коммерческих связей с контрагентами, организации закупок материальных ресурсов и заканчивая экономически выгодным сбытом продукции.

В новых условиях хозяйствования трудовые коллективы вплотную сталкиваются с необходимостью самостоятельного решения многих сложных задач по реализации коммерческой деятельности, начиная с проблемы организации материального обеспечения, оптимизации производственного процесса и заканчивая успешным сбытом продукции в условиях высокой конкурентоспособности зарубежных товаров и услуг.

В сфере товарного рынка и рынка услуг успешно функционируют те телекоммуникационные предприятия, которые соблюдают следующие принципы и условия:

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении организации коммерческой деятельности на предприятии ОАО “ВымпелКом” и его сотрудничества с поставщиками и покупателями готовой продукции.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Выбор предприятия для данной курсовой работы, обоснован тем что, ОАО “Вымпел-Коммуникации” (“ВымпелКом”) – это базирующаяся в России международная телекоммуникационная корпорация, входящая в тройку ведущих российских провайдеров мобильной телефонной связи. В 1996 “Вымпелком” стал первой российской компанией, выведшей свои акции на Нью – Йоркскую фондовую биржу (NYSE). Акции компании котируются на NYSE под символом VIP. Торговая марка “Билайн”, объединяющая услуги корпорации, является одним из наиболее известных брэндов в России. В конце января 2009 г. компания обслуживала 61,75 млн. сотовых абонентов в России, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии и на Украине1.

Информационные источники, используемые при разработке данной курсовой работы: Семенова Е.Б. “Формирование механизма устойчивого развития компаний отрасли связи” а так же различные Интернет сайты.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО “ВЫМПЕЛКОМ”

ОАО “ВымпелКом” – это один из ведущих российских телекоммуникационных операторов, занимает второе место в стране по выручке и абонентской базе среди компаний мобильной связи. ОАО “ВымпелКом” наряду с МТС и “МегаФоном” составляет так называемую “большую тройку” сотовых операторов. Массовому потребителю компания больше известна своей торговой маркой – “Билайн”. В группу “ВымпелКом” входят компании, предоставляющие услуги в России, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Грузии, Армении, на Украине и во Вьетнаме. “ВымпелКом” владеет лицензиями на предоставление услуг связи в стандартах GSM и 3G (связь третьего поколения) на территории этих стран2. АО “ВымпелКом” является членом группы компаний, включающей в себя:

Таблица №1

Структура акционерного капитала “ВымпелКом”

Наименование

Обыкновенные

акции %

Привилегированные акции %

Доля в УК %

Telenor

29,90%

 

 

 

26,60%

Холдинг "Альфа-Групп"

24,50%

100,00%

32,90%

Акции в свободном обращении

44,70%

 

 

 

39,60%

Другие

1,00%

 

 

 

0,90%


Структура ОАО “ВымпелКом” предполагает выделение трех бизнес –единиц, сформированные по географическому принципу. Бизнес – единицы получили названия: «Россия», «СНГ» и «Дальнее зарубежье». Такая реструктуризация упрощает управление, ускоряет интеграцию мобильного и фиксированного бизнеса компании.

АО “ВымпелКом” было официально зарегистрировано в сентябре 1992 г. Однако дебютный пробный звонок в будущей сети компании был совершен еще раньше – 12 июля 1992 г. В это же время состоялось учредительное собрание акционеров “ВымпелКома”, на котором главой компании был утвержден ее основатель Дмитрий Зимин. В течение первых 10 лет “ВымпелКом” преимущественно работал на московском рынке. В январе 1993 г. оператор получил первую лицензию на создание и эксплуатацию сотовой сети стандарта AMPS в столице. В августе того же года “ВымпелКом” запустил торговую марку “Билайн”. Спустя 12 лет этот бренд был признан самым ценным в России, в 2005 г. его стоимость превысила 5 млрд. долл.

В декабре 1998 г., после августовского финансово – экономического кризиса, в компании происходят серьезные изменения – ее основатели привлекли в качестве стратегического партнера норвежский телекоммуникационный концерн Telenor, который за 162 млн. долл. приобрел 25% плюс одну голосующую акцию “ВымпелКома” и стал крупным акционером компании. В этот же период оператор при предоставлении услуг начинает ориентироваться не только на весьма обеспеченных людей, но и на более широкий круг потребителей.

В 2000 – х годах “ВымпелКом” решает начать региональную экспансию. В мае 2001 г. у компании появляется еще один крупный акционер – компания “Альфа – Эко Телеком Лимитед” (сейчас входит в Altimo). Эта сделка позволила привлечь в региональный бизнес компании более 330 млн. долл. инвестиций.

С 2002г. “ВымпелКом”, приобретший нового акционера и нового руководителя, начинает действительно масштабную региональную экспансию (до этого компания уже делала первые пробные шаги на региональных рынках и была представлена в нескольких городах центральной части России). В 2002г. “ВымплеКом” вышел на рынок Урала, купив контрольный пакет акций оренбургского сотового оператора “Оренсот”; а затем компанию “Восток – Запад Телеком”, владеющую лицензиями на предоставление услуг сотовой связи стандарта GSM в Уральском регионе. В этом же году в группу “ВымпелКом” вошел калининградский “Экстел” (лидер рынка сотовой связи Калининградской области). В течение года “ВымпелКом” открыл филиалы еще в 26 крупных городах России, а к концу 2004г. оператор присутствовал уже в 73 регионах. При этом, “ВымпелКом” столкнулся с проблемами при получении частот на Дальнем Востоке. После покупок региональных операторов компания смогла получить лицензии на работу лишь в четырех из тринадцати дальневосточных регионов. С приобретением лицензий на другие территории у “ВымпелКома” возникли проблемы, которые компании не удалось решить до сих пор.

В самый разгар региональной экспансии в октябре 2003г. у “ВымпелКома” меняется генеральный директор. На этом посту Джо Лундера, который был избран председателем совета директоров компании, сменил Александр Изосимов, бывший региональный президент компании – производителя шоколада Mars по странам СНГ, Центральной Европы и Скандинавии. Новость о приходе в телекоммуникационную отрасль менеджера из пищевой промышленности многие восприняли с удивлением.

С приходом нового руководителя “ВымпелКом” начинает уделять больше внимания маркетингу, а также параллельно с выходом в регионы компания начинает работать и в странах СНГ. В августе 2004г. российский оператор вышел на рынок Казахстана, приобретя второго по величине сотового оператора “КаР – Тел”. В ноябре 2005г. “ВымпелКом” появляется на Украине, где он приобрел компанию “Украинские радиосистемы”. Это приобретение создало большие трудности для менеджмента российской компании, поскольку привело к конфликту с одним из акционеров – норвежским Telenor, являющимся крупнейшим акционером другого украинского оператора “Киевстара”. Telenor подавал против руководства “ВымпелКома” многочисленные иски в российских судах, пытаясь признать сделку незаконной. Однако все судебные разбирательства были разрешены в пользу “ВымпелКома”. Но из-за этого конфликта компания три года работала без утвержденного бюджета, поскольку акционеры не могли договориться о порядке его принятия.

2007 год для “ВымпелКома”, впрочем, как и для остальных операторов “большой тройки”, прошел под знаком 3G. В апреле “ВымпелКом”, МТС и “МегаФон” стали победителями конкурса на 3G – лицензии. Первые сети 3G “ВымпелКом” запустил в тестовую эксплуатацию в Санкт – Петербурге и Самаре. В этом же году компания предприняла ряд шагов по выходу за пределы РФ и СНГ. В сентябре компания подписала принципиальное соглашение о создании совместного предприятия в сфере мобильных телекоммуникаций GTel Mobile во Вьетнаме, а уже летом 2008г. было подписано окончательное соглашение, согласно которому “ВымпелКому” в СП принадлежит 40% уставного капитала, GTel – 51% и его дочерней компании GTel TSC – 9%. Кроме того, летом 2008г. компания приобрела оператора в Камбодже.

В феврале 2008г. “ВымпелКом” совершил “сделку года”, купив крупнейшего оператора фиксированной связи и интернет – провайдера Golden Telecom за 4,3 млрд. долл. Из мобильного оператора “ВымпелКом” превращается еще и в провайдера услуг широкополосного доступа в интернет, который сейчас развивается бурными темпами. В результате слияния суммарная капитализация “ВымпелКом” превысила 45 млрд. долл.

2 апреля 2009г. А.Изосимов покинул пост гендиректора и исполнительного директора компании. Эти должности заняли бывший гендиректор Росгосстраха Александр Торбахов и бывший исполнительный директор Telecom Austria Group Борис Немшич соответственно.

В июле 2009 г. “ВымпелКом” начал предоставлять услуги мобильной связи во Вьетнаме. Общий размер инвестиций в строительство сети вьетнамского СП “Вымпелкома” GTel Mobile в течение пяти лет оценивается в 1,8 млрд. долл. В течение этого периода компания надеется получить 15 – 20% вьетнамского рынка, или около 20 млн. абонентов.

Стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий выступает сегодня локомотивом экономического и социального прогресса для каждой страны, вовлеченной, так или иначе, в современные мирохозяйственные связи.

Фундаментальную экономическую роль телекоммуникаций предопределяет уникальное место отрасли в национальном хозяйстве3:

Отличие телекоммуникаций от таких отраслей, как добыча нефти или металлургия состоит в том, что эта отрасль не может существовать в том виде, в каком она существовала хотя бы 10 лет назад. Традиционные российские операторы вынуждены вкладывать огромные средства для приведения сетей связи в современный вид, и поддержания их в этом состоянии. Действительность такова, что российская связь оказалась в роли «вечного догоняющего». Хотя, с другой стороны, это позволяет миновать многие «тупиковые» технологические решения (например, аналоговую сотовую связь) и перескакивать сразу через несколько ступенек развития. Тенденции развития отрасли в мире и РФ схожи, однако есть различия, обусловленные не только технологическим отставанием России, но и некоторыми страновыми и историческими особенностями.

Российская телекоммуникационная отрасль включает в себя две укрупненных группы компаний: компании фиксированной связи и компании сотовой связи. Данная классификация по функциональному признаку довольно неточна, поскольку многие компании занимаются предоставлением услуг в обеих группах (к примеру, “Уралсвязьинформ”), но, во-первых, один признак чаще всего доминирует, а во-вторых, данная группировка позволяет максимально полно раскрыть тенденции в отрасли и провести в достаточной степени скрупулезный анализ4.



Рис. 1 Классификация телекоммуникационной отрасли РФ

Появление большого количества участников на телекоммуникационном рынке неизбежно приводит к усилению конкуренции, а та, в свою очередь, приводит к уменьшению трафика у каждого из операторов связи, а значит и к снижению ARPU. Единственной возможностью избежать при этом падения доходов, является увеличение количества неголосовых сервисов. В сетях мобильных операторов это такие услуги как SMS, GPRS, EDGE и другие. Другой особенностью современных сетей связи является зависимость той или иной новинки не столько от технологического воплощения и технического совершенства, сколько от подобающего маркетинга и наличия контента. Еще одной тенденцией последнего времени являются более высокие темпы роста практически всех отраслей связи в регионах. Это касается не только сотовой связи, но и фиксированной связи. Причинами высоких темпов роста в регионах является низкое насыщение линиями связи (как проводной, так и беспроводной), а соответственно, и неудовлетворенный спрос на связь.

ОАО “Мобильные ТелеСистемы” (МТС) – крупнейший оператор сотовой связи в России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 90 млн. абонентов в России, Украине, Беларуси, Узбекистане, Туркменистане и Армении. По количеству абонентов “МТС” занимает восьмое место в десятке крупнейших операторов мира. “МТС” имеет лицензию на оказание услуг связи стандарта 3G в России, Узбекистане и Армении. В апреле 2008 года “МТС” стала единственной российской компанией, которая вошла в число ста лидирующих мировых брендов по рейтингу BRANDZ, опубликованному Financial Times и международным исследовательским агентством Millward Brown5.

“МегаФон” – первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800, был образован в мае 2002 года. “МегаФон” стал первым и пока единственным оператором, развернувшим собственную сеть во всех субъектах России. Компания также первой в России ввела в коммерческую эксплуатацию сеть третьего поколения в стандарте UMTS. В сети “МегаФон” используются передовые технологии, открывающие клиентам новые возможности общения и работы с информацией. В 2009 году “МегаФон” был признан независимым жюри “Абсолютным брендом – 2009”6.

ОАО “Уралсвязьинформ” — основной поставщик телекоммуникационных услуг Уральского региона. Общее количество абонентов по основным услугам превышает 10 млн., в том числе 3,7 млн. абонентов фиксированной и 5,7 млн. абонентов мобильной связи, 541 тыс. пользователей широкополосного доступа, 117 тыс. платного телевидения. Количество сотрудников — 23,5 тыс7.

Таблица №2
Доли основных игроков на рынке услуг сотовой связи8

Операторы

2008 год, млн. абонентов

Доля %

2007 год, млн. абонентов

Доля %

Рост за 2008 год %

Уралсвязьинформ

71,814

40,2

68,500

41,6

4,8

МТС

34,589

19,3

30,011

18,2

15,2

МегаФон

32,002

17,9

29,742

18,0

7,5

ВымпелКом

21,909

12,2

19,125

11,6

14,5

Прочие операторы

18,112

10,1

16,989

10,3

6,6

Итого

178,426

100

164,367

100

8,5



ВымпелКом

Прочие операторы

Уралсвязьинформ

МегаФон

МТС


Рис. 2 График долей основных игроков на рынке услуг сотовой связи

Из диаграммы видно, что большая часть рынка сотовой связи на 2007 год находиться под влиянием “Уралсвязьинформ”, вторым, сильно отстающим от лидера по величине оператором является “МТС”, третье же место занимает “МегаФон”. “ВымпелКом” находиться на четвертом месте.

В 2007 году сотовая компания “ВымпелКом” установила новую стратегию развития. “ВымпелКом” намерен осуществлять покупки мелких региональных операторов в России, экспансироваться на международные рынки и осваивать смежные телекоммуникационные сегменты.


Уралсвязьинформ

Прочие операторы

ВымпелКом

МегаФон

МТС


Рис. 3 График долей основных игроков на рынке услуг сотовой связи

Из диаграммы видно, что в 2008 году у лидера “Уралсвязьинформ” произошел спад числа абонентов на ? 1%, у “МТС” наоборот произошел рост ? 1%, у “МегаФон” доля осталась без изменений. “ВымпелКом” занимает четвертое место, при этом изменений в доли по сравнению с 2007 годом не произошло.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ОПТОВЫМ ЗАКУПКАМ

ОАО “ВЫМПЕЛКОМ”

Исторически операторы пользовались услугами компаний, которые разворачивают сеть, находят площадки для базовых станций, строят сеть и даже в последующем обслуживают. Также для получения выделенных каналов и радиорелейных линий операторы мобильной связи пользовались услугами операторов фиксированной связи. Поставщики оборудования предлагают операторам услуги по управлению сетью. С введением новых приложений, а это, в первую очередь, загрузка данных, мультимедийные приложения, возрастает значимость системной интеграции. Область между приложениями и сетью является очень важной и интересной, как для системных интеграторов, так и для поставщиков специализированного оборудования. Развитие контента и общемировая тенденция аутсорсинга бизнес – процессов для управления не основными функциями также является новой областью, в которой появляются новые игроки. Таким образом, можно выделить ряд поставщиков оборудования для управления сетью и системной интеграции для сотового оператора ОАО “ВымпелКом”

  1. Поставщик контрольно – измерительного оборудования для ОАО “ВымпелКом”:

Один из наиболее динамично развивающихся отечественных операторов связи – компания ОАО “ВымпелКом” – наряду с активным строительством волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) в новых регионах охвата мобильной связи быстрыми темпами ведет модернизацию приемопередающего оборудования на существующих ВОЛС, где пропускная способность недостаточна. Выбранное решение базируется на технологии уплотнения по длине волны DWDM.

Кабельная система, легко справляющаяся с "низкоскоростным" трафиком, вообще говоря, может оказаться неудовлетворительной для работы с “высокоскоростным” приемопередающим оборудованием. Чтобы определить возможности имеющейся волоконно-оптической линии передачи при переходе на DWDM, необходимо провести измерения некоторых характеристик оптического волокна, в том числе:

Задача проведения разнообразных измерений оптических волокон значительно упрощается, если вместо множества измерительных приборов использовать модульный универсальный измерительный комплекс, наделенный всеми необходимыми функциями. При использовании такого комплекса существенно сокращаются временные и финансовые затраты.

У компании ОАО “ВымпелКом” значительная доля волоконно – оптических кабельных коммуникаций находится как внутри городов, так и за их пределами. Поэтому большое значение придается скорости проведения измерений, максимальному снижению влияния человеческого фактора и универсальности прибора. С учетом этих факторов ОАО “ВымпелКом” определило поставщика контрольно – измерительного оборудования – компанию EXFO (Канада), которая привлекательна в силу очень высоких характеристик своей продукции, темпов развития на рынке измерительного оборудования и быстрого реагирования на изменения в области телекоммуникаций. Немаловажным фактором при выборе именно этого поставщика стало то, что новинки EXFO запущены в массовое производство, благодаря чему отпадают вопросы, связанные с проблемами единичного нестандартного оборудования. Точный математический расчет, удачно выбранные методы измерений, удобство и простота в работе делают измерительный комплекс EXFO предпочтительным и надежным. Возможность применения комплекса в качестве полевого, но с функциями и возможностями лабораторного оборудования, привлекает как профессионалов, так и новичков. Комплекс прошел проверку и внесен в реестр измерительных приборов9.

  1. Поставщики оборудования и услуг для сети связи 3G для ОАО “ВымпелКом”:

ОАО “ВымпелКом”, один из ведущих операторов сотовой связи в России и странах СНГ, в декабре 2007 года, объявило о завершении закрытого тендера среди поставщиков оборудования и услуг для сети связи 3G на территории РФ. Поставляемое в рамках тендера оборудование было разбито на 5 лотов. Из них 3 лота покрывали поставку каждой из основных подсистем сетей 3G: радиочасти, ядра сети – коммутаторов, а также систем пакетной передачи данных. В каждом из этих лотов было выбрано по 2 победителя. Ими оказались компании Ericsson и Huawei. Отдельно был разыгран лот на поставку опорных регистров местоположения (HLR). В данном лоте победила компания Ericsson с оборудованием компании Blueslice. Также был разыгран отдельный лот на поставку оборудования для развертывания сетей мобильной связи на новых лицензионных территориях 11 субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. В данном конкурсе победу в электронных торгах одержала компания Huawei. Для обеспечения максимальной прозрачности процесса, конкурсы по каждому лоту проводились в форме электронных торгов10.

  1. Поставщик решений для мобильной связи для ОАО “ВымпелКом”:

В феврале 2007 года компания Alcatel-Lucent и “ВымпелКом” объявили о начале модернизации сети “ВымпелКома” с помощью платформы нового поколения Alcatel-Lucent GSM/EDGE с самой современной в отрасли аппаратной архитектурой. Компактность и высокая производительность этой платформы позволит оператору защитить инвестиции и сократить текущие расходы. Alcatel-Lucent и ВымпелКом успешно завершили комплексные испытания новой платформы и в этом году планируют приступить к ее коммерческому внедрению. Это будет первое в России и СНГ внедрение данной платформы в операторской сети, построенной на базе оборудования Alcatel-Lucent. В сети заказчика будут установлены контроллеры/серверы Alcatel-Lucent 9130 BSC/MFS, которые представляют собой новую платформу BSS (Base Station Sub-System), способную поддержать постоянно растущие объемы абонентского трафика (голоса и данных). Это новейшее оборудование с проверенной архитектурой ATCA (Advanced Telecom Computing Architecture) позволит компании ВымпелКом централизовать и оптимизировать свою сетевую архитектуру и тем самым сократить расходы на развертывание новых сетевых систем.

Более 170 заказчиков из 90 стран пользуются решениями Alcatel-Lucent GSM/EDGE. Это значит, что Alcatel-Lucent является ведущим поставщиком решений для мобильной связи на мировом рынке. Alcatel-Lucent расширяет портфель решений GSM/EDGE с помощью проверенных на практике платформ BSC Evolution с архитектурой ATCA и мощными модулями TWIN Transceiver11.

  1. Поставщик мобильных приложений к популярной почтовой системе Domino/Notes для ОАО “ВымпелКом”:

14 мая 2001 года ОАО “ВымпелКом”, ведущий оператор сотовой связи России, оказывающий услуги под торговой маркой “Би Лайн”, и компания IBM, крупнейшая в мире компания в области информационных технологий объявляют о начале совместной работы над проектом на базе серии продуктов компаний IBM и Lotus по созданию новых услуг для корпоративных заказчиков “ВымпелКом”. В рамках соглашения о стратегическом партнерстве, подписанном 14 мая 2001 года, компании будут заниматься внедрением продуктов IBM, основанных на мобильных приложениях к популярной почтовой системе Domino/Notes. На первом этапе клиентам “Би Лайн” будет обеспечен удаленный доступ к своим почтовым ресурсам с мобильного телефона. Они смогут просматривать и редактировать входящие сообщения (e-mail), вести списки дел, пользоваться календарем и адресной книжкой, а также отправлять почту. Кроме того, с помощью сервиса коротких сообщений (SMS) клиентам будет регулярно приходить на телефон оповещение о доставке почты, напоминания о важных делах и датах, имеющихся в компьютере. На втором этапе клиенты получат доступ с помощью мобильного телефона к разнообразным базам данных и информационным ресурсам своих компаний12.

  1. Поставщик магистральных междугородных каналов связи для ОАО “ВымпелКом”:

Компании “Синтерра” и “ВымпелКом” заключили долгосрочное соглашение об аренде магистральных междугородных каналов связи. В первом квартале 2008 г. компания “ВымпелКом” воспользуется каналами магистральной сети “Синтерры” по 50 направлениям суммарной емкостью более 500 Мбит/с. Сотовому оператору будут предоставлены каналы на Северном Кавказе и в Уральском федеральном округе. Условия контракта “Синтерры” с “ВымпелКомом” предполагают дальнейшее расширение направлений арендуемых каналов. Клиентами “Синтерры” уже стали Orange Business Services (торговая марка “Эквант”), “Скай Линк” и МТС. Причем сотовому оператору “Синтерра” предоставила магистральные каналы в Южном федеральном округе, получив взамен магистральные каналы связи МТС в Сибирском и Уральском федеральных округах13.

  1. Поставщик ПО для ОАО “ВымпелКом”:

Оператор сотовой связи “ВымпелКом” в июле 2001 года объявил о подписании соглашения с компанией Amdocs, которая будет внедрять биллинговую систему и систему управления абонентской службой для сетей GSM и GPRS “ВымпелКома”. Amdocs является одним из крупнейших мировых поставщиков такого рода программного обеспечения для телекоммуникационных компаний. “ВымпелКом” получил готовые комплексные решения для биллинговой системы, а также системы управления платежами и заказами. Через мобильные терминалы абоненты компании смогут просматривать счета и осуществлять платежи. Amdocs также предоставил “ВымпелКому” комплексные интеграционные услуги14.

  1. Поставщики рекламных услуг для ОАО “ВымпелКом”:

Годовой контракт на размещение наружной рекламы, как и в 2009 году, получила компания PVG-Print. Рекламой на радио вместо MediaVest, которое оказывало эти услуги в прошлом году, будет заниматься “Нэйм радио”15.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ

ОАО “ВЫМПЕЛКОМ”

“ВымпелКом” оказывает услуги связи в России, Казахстане, Украине, Армении, Узбекистане, Таджикистане и Грузии, владеет 100% компании Sotelco в Камбодже (должна запустить сеть сотовой связи в ближайшее время), а также 40% СП в сфере мобильной связи GTel Mobile во Вьетнаме. Услуги GPRS доступны абонентам “ВымпелКома” в 49 из 55 регионов присутствия оператора. По итогам 2008 года компания обслуживала 61,03 млн. сотовых абонентов и 1,2 млн. пользователей широкополосного доступа в Интернет.

К основным видам услуг ОАО “ВымпелКома” относятся16:

  1. Базовые услуги:

  1. Возможности при нуле:

  1. Оплата услуг:

    • Мобильный платеж – с данной услугой абонент может оплачивать коммунальные услуги, телевидение, Интернет, сотовую связь, билеты в кино и другие услуги прямо со счета мобильного телефона.

    • Мобильный перевод – данная услуга позволит абоненту перевести деньги со своего счета на счет другого абонента “Билайн” в любое время.

  1. Самостоятельное управление услугами.

  1. Телефонный номер и контакты.

Деятельность телекоммуникационных компаний в России жестко регулируется, причем основными полномочиями в этом вопросе обладают государственные органы федерального уровня. При этом существует сразу несколько ведомств, чьи регулирующие функции совпадают и недостаточно четко определены, что вносит определенную неясность в систему регулирования сектора связи. В результате правовое регулирование непрозрачно, а регулирующие органы обладают значительной свободой действий. Несмотря на то, что спор в связи с попыткой официальными средствами передать частотные ресурсы, занимаемые “ВымпелКомом”, компании “Соник Дуо” был разрешен в пользу “ВымпелКома” и компания имеет поддержку со стороны “Альфа-Групп”, деятельность “ВымпелКома” остается подверженной риску, связанному с неблагоприятными решениями регулирующих органов, особенно если речь идет о предоставлении лицензии.

Основными законодательными актами, регулирующими деятельность российских телекоммуникационных компаний, являются принятые в 1995 г. Федеральный закон “О связи” и Федеральный закон “О естественных монополиях”. Закон “О связи” устанавливает правовые основы деятельности в области связи, государственного надзора за сектором связи, а также лицензирования, предоставления частот и обеспечения добросовестной конкуренции в этом секторе экономики. Закон “О естественных монополиях” устанавливает контроль за тарифами на услуги связи и создает основы для антимонопольного регулирования. Кроме того, в России до сих пор ожидается принятие нового закона о связи.

“ВымпелКом” имеет межсетевые соединения с рядом совместных предприятий с участием МГТС и собирается расширять взаимодействие с местными операторами в регионах. В рамках таких отношений тарифы устанавливаются в результате переговоров между сторонами, без прямого вмешательства со стороны регулирующих органов.

Требования к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес – модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи:

  1. Оказание услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес – модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи осуществляется без выделения лицензиату полос радиочастот, используемых для подвижной радиотелефонной связи.

    1. Обеспечение доступа абонентов к сети связи оператора связи, оказывающего услуги с использованием бизнес – модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи, осуществляется лицензиатом с использованием элементов сетей связи других операторов связи, имеющих необходимые лицензии.

  1. Оказание услуг связи оператор подвижной радиотелефонной связи, использующий бизнес – модель виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи, осуществляет в соответствии со схемой взаимодействия сетей связи, согласованной с оператором (другими операторами) подвижной радиотелефонной связи, инфраструктура радиодоступа которого (которых) планируется к использованию17.

В феврале 2005 года, компания “ВымпелКом” дополучила номерной ресурс в коде 909, а также все 10 млн. номеров в коде 960. Таким образом, “ВымпелКом” располагает 50 млн. номеров. Ранее компания уже получила 7 млн. номеров в коде 909, теперь “ВымпелКом” может распоряжаться всеми номерами в этом коде DEF. Также за "ВымпелКомом" полностью зарезервирован новый код DEF – 960, который будет использоваться в Центральной России, Поволжье, на Северном Кавказе, в Сибири и на Северо – Западе. Кроме ресурса в кодах 903, 905, 906, 909 и 960 (а это 50 млн. номеров), “ВымпелКом” располагает небольшим ресурсом в кодах 902 и 904, доставшемся ему по наследству от приобретенных компаний. Количество абонентов оператора составляет сейчас немногим более 27 млн., так что номеров должно хватить надолго, если не навсегда – новые абоненты сотовой связи в стране скоро закончатся. Уже сейчас проникновение мобильной связи в среднем по России превышает 50%18.

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДАЖИ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ

ОАО “ВЫМПЕЛКОМ”

Высокий спрос на услуги связи “ВымпелКома” обеспечивается широкой зоной охвата сети, разумной ценовой политикой компании, а также активной работой филиалов во многих областях России.

Таблица №3

Рост спроса на услуги ОАО “ВымпелКом”

Наименование

1Q2008

2Q2008

3Q2008

4Q2008

1Q2009

2Q2009

Снижение цены

16%

25%

29%

32%

25%

24%

Рост спроса

63%

76%

80%

96%

82%

73%

Эластичность

4

3

3

3

3

3



Из таблицы видно, что эластичность спроса на услуги мобильной связи довольно высока. На протяжении последних 18 месяцев снижение цены сопровождалось троекратным ростом спроса на услуги. Экономическая теория учит тому, что в случае высокой эластичности снижение цены приводит к росту суммарных доходов, собственно, что мы и видим в случае “ВымпелКома”. При этом “ВымпелКом” – действительно компания, действующая на массовом рынке, и ее предложение существенно дешевле, в целом. То есть “ВымпелКом” позволяет абонентам тратить на мобильную связь ежемесячно меньшую сумму, меньше разговаривая.

Российский рынок телекоммуникаций стремительно растет, число абонентов мобильной связи увеличилось более чем на 100% с 2007 по 2008 год, и темпы роста в 2009 году сохранили прежний уровень. Для того чтобы телекоммуникационные компании, такие как “ВымпелКом”, могли соответствовать подобному росту, они должны придерживаться самых высоких стандартов обслуживания клиентов, и Amdocs Self Service может в этом помочь. Amdocs Self Service – это программное обеспечение, позволяющее клиентам “ВымпелКома” управлять своими счетами в режиме реального времени, давая телекоммуникационной компании, возможность сохранить клиентов и снизить эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием абонентов, с помощью внедрения автоматизированных процессов, которыми управляют сотрудники компании. Корпоративные клиенты могут проверять информацию по счетам, а также определять полномочия работников в пределах своих организаций для обеспечения контроля расходов. Корпоративные клиенты могут также отслеживать расходы, используя функцию отчета для анализа прошлых затрат. Физические лица – абоненты компании “ВымпелКом” – также смогут проверять информацию по счетам и историю счета, подключать и отключать услуги.

Предложение возможностей по самообслуживанию является одной частью масштабной коммерческой стратегии, которую внедряет “ВымпелКом”. Это комплексное управление взаимоотношениями с клиентами – подход, который наладит важнейшие процессы коммерческой деятельности для создания целостного представления о клиенте в пределах организации, в то же время, позволяя телекоммуникационной компании оперативно реагировать и, более того, предвидеть потребности рынка. Для достижения данной цели Amdocs уже оказал содействие компании “ВымпелКом” по внедрению программных продуктов Amdocs Billing и Amdocs CRM. Программное обеспечение Amdocs Self Service будет работать совместно с уже существующими приложениями для создания единой платформы взаимодействия всех клиентов “ВымпелКома”19.

ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКЛАМНО – ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДАЖЕ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ

ОАО “ВЫМПЕЛКОМ”

Целевая аудитория ОАО “ВымпелКом” включает следующие основные сегменты:

ОАО “ВымпелКом” рекламирует свои услуги под брэндом “Билайн”, который является одним из наиболее узнаваемых брэндов в РФ. В апреле 2005 г. ОАО “ВымпелКом” запустила программу ребрэндинга, сменив брэнд с “Би Лайн GSM” на “Билайн”, представила новый логотип и сделала акцент на новой корпоративной стратегии, ориентированной на выстраивание долгосрочных отношений с клиентом.

ОАО “ВымпелКом” предпринимает все необходимые усилия по своевременному донесению до абонентов информации о новых тарифных планах, дополнительных услугах, расположении точек продаж и пр., в том числе в рамках совместных рекламных компаний с независимыми дилерами. На протяжении 2005-2007 гг. брэнд “Билайн” признавался одним из наиболее дорогих в РФ и в 2007 г. Был оценен в $7.2 млрд. экспертами Interbrand Group.

Программы ОАО “ВымпелКом” по укреплению лояльности предназначены для удержания абонентской базы в различных сегментах рынка. Данные программы предусматривают возможность получения бонусов и прочих поощрений абонентами “Билайн” во всех регионах РФ. В 2006 г. ОАО “ВымпелКом” совместно с другими российскими компаниями присоединилась к программе “Малина”, причем средний ARPU абонентов-участников программы составил около $30. В 2007 г. ОАО “ВымпелКом” также запустила программу Hi-Light Club для клиентов с высокими показателями ARPU в национальном масштабе. Участниками программы в 2007 г. были 507 т. абонентов из которых 202 т. в Москве и 305 т. в регионах.

Цель дистрибуционной стратегии ОАО “ВымпелКом” – сделать продукты и услуги более доступными для потенциальных новых и существующих абонентов. Продукты ОАО “ВымпелКом” предлагаются через независимых дилеров в масштабной сети точек продаж в каждом из регионов присутствия ОАО “ВымпелКом”.

Таблица №4

Сеть дистрибуции по состоянию на 01.01.08 г.

Страна

Независимые дилеры

Точки продаж

Точки продаж скрэч-карточек

Точки оплаты

Россия

2540

33810

151900

151970

Казахстан

196

5242

14196

8950

Узбекистан

1689

2778

3744

6027

Украина

1565

17342

15864

8791

Армения

16

1417

7778

570

Таджикистан

132

1213

1797

744

Грузия

21

537

957

1683


В РФ комиссия дилеров базируется на количестве присоединившихся абонентов и состоит из двух частей: базовая комиссия за регистрацию абонента и дополнительная комиссия в виде процента от потраченной абонентом суммы в течении первых 3-6 месяцев, до определенного лимита. В 2007 г. Эффективная комиссия, выплаченная дилерам, в среднем составила $1020.

ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ ОАО “ВЫМПЕЛКОМ”

Действующие на территории Российской Федерации компании по распространению услуг сотовой связи, одной из них является ОАО “ВымпелКом” часто выступают провайдерами и действуют от имени и по поручению собственников каналов одним из которых является компания “Синтерра”. С юридической точки зрения они действуют на основании агентского договора.

По агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В рамках одного договора на агента могут быть возложены разного характера поручения: одни он исполняет, выступая от своего имени, другие – от имени своего принципала.

Принципал уплачивает агенту вознаграждение в размере и в порядке, определенном в агентском договоре, даже если положение об оплате было упущено в договоре. Агентский договор может ограничивать права принципала и агента, что регламентируется статьей.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99”, вознаграждение, причитающееся агенту по договору, является для него доходом от обычных видов деятельности. Таким образом, у агента, оказывающего принципалу возмездные услуги, отражается на счетах бухгалтерского учета только выручка от реализации посреднических услуг (агентское вознаграждение). Исполняя агентский договор, агент несет затраты, связанные с исполнением поручения, которые осуществляются за счет агентского вознаграждения и включаются в состав затрат посредника. Затраты, понесенные агентом в процессе осуществления им посреднической деятельности, (заработная плата сотрудников, стоимость коммунальных услуг, арендная плата и так далее.

Прибыль агента от реализации услуги определяется как разница между выручкой от ее реализации (комиссионного вознаграждения) без учета НДС и затратами на реализацию, включаемыми в себестоимость услуги21.

Пополнить счет на телефоне и оставаться на связи возможно одним из множества способов, предложенных сегодня сотовыми операторами, среди которых представлено ОАО “ВымпелКом”. До 40% пополнений счетов у ОАО “ВымпелКом” происходит через платежные терминалы. Значительно расширен платежный сервис ОАО “ВымпелКом”. Банковскую карту абонента привязывают к номеру телефона, что позволяет производить оплату не только через Интернет, но и командами с трубки. В любое время, в любой стране достаточно отправить несложную команду на сервисный номер, чтобы баланс мобильного телефона позволил совершать и принимать звонки, чувствовать себя уверенно и комфортно. Если нет карты, не составит труда найти платежный терминал, чтобы оплатить услуги связи наличными. Нередко владельцы терминалов назначают комиссию за операции. Если нет желания переплачивать, можно зарегистрироваться в таких платежных системах, как QIWI или Единый кошелек. Пополнение счета в личном кабинете через терминал происходит без комиссии, а затем на сайте платежной системы так же без комиссии средства переводятся на счет сотового оператора.

Стараясь улучшить условия обслуживания, ОАО “ВымпелКом” предлагает пополнять абонентам счета друг друга, а также предоставляют использование связи в кредит не только пользователям постплатной, но даже предоплатной системы обслуживания22.
ГЛАВА 7. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО “ВЫМПЕЛКОМ”

ОАО “ВымпелКом” продолжал в 2008 году активно наращивать абонентскую базу, тем не менее, лидерство в привлечении новых абонентов в 2008 году осталось за МТС, в связи с чем, доля “ВымпелКом” на рынке московского региона несколько снизилась (с 49% до 48%).


Рис. 4 Динамика абонентская база “ВымпелКом”.
Рост абонентской базы происходит за счет активного привлечения pre-paid абонентов (+7,7% за 1Q08), прирост контрактных абонентов несоизмеримо меньше (+0,9% за 1Q08). Доля pre-paid абонентов в абонентской базе оператора увеличилась еще на 0,8% и по итогам 1Q08 составила более 86%.

Первый квартал традиционно характеризуется для сотовых операторов снижением выручки с 1 абонента (ARPU), 2008 год также не стал исключением. В 1Q08 оператор несколько снизил затраты на привлечение 1 абонента (показатель SAC).



Рис. 5 Динамика показателей ARPU и SAC “ВымпелКом”.

Снижение показателя ARPU в 1Q08 по сравнению с 4Q07 зафиксировано как для pre-paid абонентов, так и для контрактных абонентов. Тем не менее, показатель ARPU в 1Q08 даже несколько выше, чем в 1Q07. Данный факт свидетельствует о том, что оператор, с учетом фактора сезонного спада показателя в первом квартале каждого года, успешно удерживает выручку с одного абонента в обоих сегментах (контрактные абоненты, pre-paid абоненты), что является одним из важнейших операционных достижений оператора в московском регионе. Общее снижение показателя ARPU является лишь следствием постепенного размывания доли контрактных абонентов в структуре абонентской базы оператора.

В 1Q08 выручка оператора в регионе снизилась на 2,5%, что также является следствием фактора сезонности (аналогичная ситуация была зафиксирована и в 1Q07). Тем не менее, чистую прибыль оператор в 1Q08 даже увеличил, хотя в 1Q07 чистая прибыль оператора уменьшилась вместе с выручкой. Соответственно, “ВымпелКом” в 1Q08 продемонстрировал неожиданно высокую маржу чистой прибыли. С учетом традиционного роста чистой прибыли во втором и третьем кварталах по сравнению с первым кварталом, следует ожидать дальнейшего роста объема чистой прибыли “ВымпелКом” по операциям23.



Рис. 6 Динамика выручки, чистой прибыли и маржи чистой прибыли “ВымпелКом”.
Баланс компании “ВымпелКом” находился в хорошем состоянии на начало 2007 года. Однако летом 2008 года “ВымпелКом” привлек заимствования на сумму 3,5 млрд. долл. с целью финансирования покупки “Голден Телекома”, а также на сумму в 750 млн. долл. на иные цели, предположительно связанные с приобретением миноритарной доли в компании “Евросеть” за 226 млн. долл.. Таким образом, ожидалось, что к концу года соотношение чистый долг/капитал увеличится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель нашей курсовой работы была разобрана и достигнута, вследствие чего можно сделать ряд выводов.

ОАО “ВымпелКом” является успешной, стабильно растущей компанией, которая не прекращает радовать хорошими результатами, регулярно превосходя прогнозы аналитиков. Доходы “ВымпелКом” в первом квартале выросли на 59% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 2.5% по сравнению с предыдущим кварталом, OIBDA выросла на 58.8% г/г и на 11.1% к прошлому кварталу, при этом рентабельность по OIBDA составила 51.5%. Чистая прибыль выросла на 40.1% кв./кв, составив рекордные $277 млн., чистая рентабельность равна 18.6%. Положительный денежный поток за три месяца составил $665.9 млн. “ВымпелКом” показал хорошую динамику ARPU (месячный доход на абонента) на самом важном для компании российском рынке. ARPU вырос в первом квартале на 40%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до $10.9, и остался неизменным по сравнению с четвертым кварталом 2008г. Это, свидетельствует о силе рынка, так как первый квартал обычно является самым слабым для сотовых операторов.

В последние годы важнейшим источником финансирования ОАО “ВымпелКома” являлись вливания дополнительного акционерного капитала со стороны Telenor и “Альфа-Групп”. С 1999г. компания также пользуется банковскими кредитными линиями, хотя осваивает эти средства не полностью. В 2000г. ОАО “ВымпелКом” выпустил конвертируемые облигации на 75 млн. долл. и сейчас изучает возможность нового выпуска облигаций.

Организационная структура описывает ОАО “ВымпелКом” как организацию, состоящую из социальной группы высокоорганизованных структур, совместная деятельность которых ориентирована на достижение общезначимых и согласованных целей, направленных на осуществление эффективной финансово-хозяйственной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Семенова Е.Б. “Формирование механизма устойчивого развития компаний отрасли связи”

  2. http://www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг

  3. http://www.ereport.ru – ЕреПорт

  4. www.pbd.mts.ru – МТС

  5. www.megafon.ru – Мегафон

  6. http://www.uralsviazinform.ru – официальный сайт Уралсвязьинформ

  7. http://www.mcds.ru – МежРегиональный Центр Делового Сотрудничества http://www.spbtelecom.ru – СПБТелеком

  8. http://www.alsita.com.ua – Алсита

  9. http://www.corporacia.ru – Корпорация связи

  10. http://www.beeline.tj – Би Лайн

  11. http://www.synterra.ru – Синтерра

  12. http://news.telecominfo.ru – Новости Телекоммуникаций

  13. http://www.print-forum.ru – Всероссийский полиграфический портал

  14. http://mobile.beeline.ru – Би Лайн

  15. http://www.hostingconsult.ru – Лицензии и узел связи для хостинговых компаний

  16. http://www.spbit.su – SpBit

  17. http://www.bibliofond.ru – Библиофонд

  18. http://www.radas.ru – РАДАС

  19. http://pay247.ru – ПАЙ 247

  20. http://www.sotovik.ru – Сотовик




1 http://www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг

2 http://www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг

3 Семенова Е.Б. “Формирование механизма устойчивого развития компаний отрасли связи” 2006г.

4 http://www.ereport.ru – ЕреПорт

5 www.pbd.mts.ru - МТС

6 www.megafon.ru - Мегафон

7 http://www.uralsviazinform.ru – официальный сайт Уралсвязьинформ

8 http://www.mcds.ru – МежРегиональный Центр Делового Сотрудничества

9 http://www.spbtelecom.ru – СПБТелеком

10 http://www.alsita.com.ua - Алсита

11 http://www.corporacia.ru – Корпорация связи

12 http://www.beeline.tj – “Би Лайн”

13 http://www.synterra.ru - Синтерра

14 http://news.telecominfo.ru – Новости Телекоммуникаций

15 http://www.print-forum.ru – Всероссийский полиграфический портал

16 http://mobile.beeline.ru – Би Лайн

17 http://www.hostingconsult.ru – Лицензии и узел связи для хостинговых компаний

18 http://www.spbit.su - SpBit

19 http://www.spbit.su - СпБит

20 http://www.bibliofond.ru - Библиофонд

21 http://www.radas.ru - РАДАС

22 http://pay247.ru – ПАЙ 247

23 http://www.sotovik.ru - Сотовик



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации