Истомина Е.А., Иванчина Ю.В. Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации: Альбом схем - файл n1.doc

приобрести
Истомина Е.А., Иванчина Ю.В. Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации: Альбом схем
скачать (408 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc408kb.17.09.2012 11:10скачать

n1.doc

  1   2   3
Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации
Альбом схем
Авторы-составители:

Истомина Е.А., к.ю.н., доцент

Иванчина Ю.В., к.ю.н.,

старший преподаватель
Для студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция»

Альбом схем предназначен для использования при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Правовое регулирование содействия занятости населения в Российской Федерации». При подготовке альбома использованы действующие нормативные правовые акты в области содействия занятости населения, научная и учебная литература.

Цель альбома – обеспечить более полное восприятие дисциплины посредством представления основных тем, определений понятий в наглядной форме.


Схема 1. Понятие безработицы, виды безработицы1.


Безработица - Социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения по различным причинам не может найти приложения своей рабочей силе


Фрикционная - возникает вследствие естественного желания части экономически активного населения периодически менять место работы




В зависимости от причины возникновения







Структурная - связана со структурными изменениями в экономике, приводящей к устранению одних рабочих мест и появлению других, с иными требованиями



Циклическая - вызывается спадом экономики / отдельных секторов


сезонная



инвестиционная


экстремальная


В зависимости от продолжительности

Краткосрочная - менее 6 мес.




Застойная - свыше 6 мес.




В зависимости от сегмента рынка

Профессиональная - по определенным профессиям







Половозрастная - молодежная, женская, др.

Региональная - на определенной территории


В зависимости от внешних форм



Отраслевая - в определенных отраслях экономики





потенциальная

скрытая

фиктивная

открытая


2. Причины возникновения безработицы в Российской Федерации.

Безработица



Потеря рынков сырья и сбыта

Распад СССР


Значительное число российских граждан вынуждены вернуться в Россию


Распад социалистического лагеря

Потеря рынков сырья и сбыта





Распад Варшавского договора

Вывод войск




Начало процесса конверсии ВПК

Плохая организация процесса конверсии – остановка производств




Изменение социальной политики государства

Политика в отношении молодежи - уменьшение числа бюджетных мест в вузах, прекращение распределения



Политика в отношении женщин, которые рассматриваются работодателем как «невыгодные» работники



Достижения технического прогресса

Сокращение рабочих мест на предприятиях



Новые требования к уровню квалификации работников

3. Последствия безработицы для общества.

Последствия безработицы для общества




социальные

экономические




Снижение уровня жизни безработного гр-на и его семьи





Закон Оукена

Повышение текущего уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости на 1% приводит к отставанию реального объема ВНП от потенциального ВНП на 2,5%.



Снижение заработной платы работающих вследствие усиления конкуренции на рынке труда

Увеличение налоговой нагрузки на работающих вследствие необходимости социальной поддержки безработных

Утрата безработным квалификации, увеличение затрат общества на ее восстановление


Усиление социальной напряженности, обострение криминогенной обстановки


Нравственная и психологическая деградация лиц, длительное время не имеющих работы

4. Понятие занятости граждан.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).


Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду.

Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.






Занятые граждане







Работающие по трудовому договору

Зарегистрированные в качестве ИП

Обучающиеся по очной форме обучения



Активный, деятельный и целесообразный характер



Свободный характер




Легальность


Избранные либо назначенные на оплачиваемую должность

Проходящие военную службу

Иные граждане (ст.2 Закона РФ «О занятости населения в РФ»)

Доступность






5. Предмет учебного курса «Правовое регулирование содействия занятости населения в Российской Федерации»1


Предмет учебного курса*





Отношения, складывающиеся между органами службы занятости и гражданами, не имеющими работы (безработными гражданами)

Отношения, складывающиеся между органами службы занятости, гражданами, не имеющими работы (безработными гражданами), иными субъектами (работодателями, образовательными учреждениями, органами гос. власти субъектов РФ, и т.д.)



Отношения по признанию граждан в качестве безработных

Отношения по трудоустройству безработных граждан





Отношения по предоставлению мер материальной поддержки

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации безработных градлан


Отношения по организации и производству общественных работ



*Большинство отношений, входящих в предмет данного курса, относятся / тяготеют к иным отраслям права (трудовому, административному, праву социального обеспечения), поэтому ПРСЗН является комплексным межотраслевым правовым институтом


6. Система правовых источников, регулирующих отношения по содействию занятости населения в РФ.

По действию во времени

Акты постоянного действия



Акты временного действия



Универсального характера – акты ООН, МОТ

Международные нормативные правовые акты





По действию впространстве

Регионального характера – акты Совета Европы, СНГ

Нормативные правовые акты Российской Федерации




Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ОМС


По содержанию

материальные



процедурные

процессуальные

По юридической силе

Международные нормативные правовые акты


Конституция РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты





Нормативные правовые акты Российской Федерации


Конституции и Уставы субъектов РФ, законы, подзаконные акты


Акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ

Акты органов местного самоуправления

Локальные нормативные акты (на уровне конкретной организации, у конкретного работодателя)

7
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)
. Международные нормативные правовые акты как источники правового регулирования содействия занятости населения



Акты ООН


Нормативные правовые акты универсального характера

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты 20 декабря 1993 года)




Конвенция № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 г.)


Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.)



Акты МОТ

Конвенция №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952г) МОТ. Конвенции и рекомендации. Т.1. Женева. - С. 1055-1086.




Конвенция № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональ­ной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.)







Конвенция № 168 «О со­действии занятости и защите от безработицы» (1988г.)





Рекомендация № 111 «О дискриминации в области труда и занятий», и др.



Региональные нормативные правовые акты и соглашения

Европейская Конвенция по правам человека от 4 ноября 1950г. (вступила в силу 3 сентября 1953г.)


Акты Совета Европы





Европейская социальная хартия



Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социаль­ной защиты трудящихся-мигрантов (15 апреля 1994 г.)


Акты СНГ




Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (29 октября 1994 г.)

 I. Обеспечение занятости (ст.ст. 1 - 2)




Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (22 июня 1996 г.), иные акты


8. Принципы ПРСЗН.


Принудительный труд запрещен.

Принцип свободы занятости





Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду.



Каждый вправе отказаться от занятия какой-либо деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.




Принцип государственной поддержки полной и продуктивной занятости

Государство проводит политику содействия реализации прав всех граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.







К гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, относятся: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; иные категории граждан.



Принцип защиты всех граждан от безработицы при особой поддержке лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы





Профсоюзы участвуют в разработке государственных программ содействия занятости населения, участвуют в разработке и принятии коллективных договоров, соглашений.






Принцип участия представителей работников и работодателей в содейст­вии занятости

Объединения работодателей принимают участие в реализации мер по обеспечению занятости населения








Посредством заключения коллективных договоров и соглашений, в которые могут включаться обязательства сторон по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников

9. Правоотношения по содействию занятости населения – виды, субъекты.


Субъекты правоотношений


Виды правоотношений



Гражданин, не имеющий работы


Служба занятости



Отношения по признанию граждан безработными


Безработный гражданин


Безработный гражданин




Гражданин, не имеющий работы

Отношения по трудоустройству граждан, не имеющих работы, а также безработных граждан


Гражданин, не имеющий работы


Работодатель






Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан


Образовательное учреждение


Служба занятости


Безработный гражданин


Служба занятости


Служба занятости


Служба занятости









Отношения по организации и проведению общественных работ


Безработный гражданин



Органы гос. власти субъектов РФ, органы МСУ







Отношения по материальной поддержке безработных граждан

Безработный гражданин




10. Государственная политика в области содействия занятости населения.


Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.



Основные направления государственной политики в области содействия занятости населения





Обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ без какой-либо дискриминации реализации права на труд и свободный выбор занятости






Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека




Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду







Осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы







Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы




Координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения







Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм




Иные направления, указанные в ст.5 Закона РФ «О занятости населения в РФ»


11. Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения


Полномочия федеральных органов гос. власти

Полномочия органов гос. власти субъектов РФ

Реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения

Принятие федеральных законов и иных норм. правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики





регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан


осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в этой сфере, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты



оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг

Разработка и финансовое обеспечение программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, контроль за целевым использованием указанных срудств



содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, содействие самозанятости населения


Установление норм социальной поддержки безработных граждан

иные

Разработка и реализация мер активной политики занятости населения


информирование о положении на рынке труда


организация профессиональной ориентации граждан, психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда


Координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости



осуществление социальных выплат безработным


организация проведения оплачиваемых общественных работ


организация временного трудоустройства лиц, испытывающих трудности в поиске работы


Участие органов МСУ в содействии занятости населения



выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, иные полномочия





Организация и финансирование проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет


12. Субъекты, осуществляющие содействие занятости населения


Субъекты, осуществляющие содействие занятости населения




Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Работодатели

Профсоюзы

Негосударственные организации








ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

ГК РФ часть 2 (глава 39 «Возмездное оказание услуг»)

Ст.22 и др. ТК РФ,

Ст.25 Закона РФ «О занятости…», ФЗ «Об объединениях работодателей»


Федеральная служба по труду и занятости


Управление Федеральной государственной службы занятости населения по субъекту РФ


Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724, иные акты


Городские и районные центры занятости населения


Безработные граждане

Могут быть признаны

13.Безработные граждане


Не могут быть признаны




трудоспособные граждане

признанные занятыми в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ»


не достигшие 16-летнего возраста



не имеют работы и заработка (не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением




которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, либо пенсия по старости как безработному гражданину





отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.


зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы


не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных



ищут работу и готовы приступить к ней


осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы




представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка


Граждане, которым в отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.


14. Порядок регистрации граждан в качестве безработных




Действия гражданина

Действия службы занятости

Значение


Первичная регистрация безработных граждан




Не предъявляет никаких документов. Называет фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессию), отношение к занятости, причину обращения

Предоставляет информацию о состоянии рынка труда; о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Учет общей численности граждан, обратившихся для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости


Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы




Представляет:

Обычно - справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; паспорт; трудовую книжку; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Впервые ищущий работу (ранее не работавший), не имеющий профессии (специальности): паспорт / … + документ об образовании.

Инвалид – дополнительно – индивидуальн. программу реабилитации.

В отдельных случаях - иные документы.

В течение 10 дней по возможности предлагаются два варианта подходящей работы.

В целях содействия в трудоустройстве может предложить план самостоятельного поиска работы.

В отдельных случаях может предложить пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению органов по вопросам занятости.

Поиск подходящей работы. При отсутствии предложений – принятие решения о признании безработным


Регистрация граждан в качестве безработных




Предъявляет аналогичные документы (в отдельных случаях - дополнительную или уточненную справку о среднем заработке)

Не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы принимает решение о признании гражданина в качестве безработного.

В случае отказа - уведомляет устно или письменно о принятом решении и причинах отказа.

Приобретение / неприобретение в полном объеме статуса безработного


Перерегистрация безработных граждан.




Проходит в сроки, установленные службой занятости, но не реже двух раз в месяц.

Предъявляет: паспорт, трудовую книжку, иные документы.

Активно содействует своему трудоустройству, соблюдает порядок и условия регистрации и перерегистрации.

Проверяет представленные сведения.

Предлагает варианты подходящей работы.


Подтверждение статуса безработного


Снятие с учета в качестве безработного производится в следующих случаях: признания гражданина занятым; переезда безработного в другую местность; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; назначения пенсии по старости либо за выслугу лет, отказа от посредничества органов службы занятости (по личному заявлению); смерти безработного.
  1   2   3


Правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации