Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России - файл n1.doc

приобрести
Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России
скачать (1227.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1228kb.17.09.2012 10:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИ. Климантова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной рабо­ты Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»

Москва 2004

УДК 36 ББК 65.272 К 49

К 49

Рецензенты: С. В. Дармодехин- академик РАО,

доктор социологических наук, профессор;

С. В. Рогачев -доктор экономических наук, профессор;

В. Д. Роик- доктор экономических наук, профессор

Климантова Г. И. Государственная семейная поли­тика современной России: Учебное пособие. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. -192 с.

ISBN 5-94798-390-7

6 учебном пособии рассматриваются основные этапы формирова­ния государственной семейной политики современной России на осно­ве анализа социально-экономического потенциала российских семей последнего десятилетия и их адаптации к условиям рыночной эконо­мики, программ партий и общественно-политических движений на пред­мет отражения в них проблем семьи и семейной политики, приведены характеристики основных направлений укрепления института семьи и формирования государственной семейной политики. Выводы и пред­ложения имеют не только теоретическое, но и практическое значение для дальнейшего развития законодательства и семейной политики го­сударства.

Пособие рассчитано на студентов, аспирантов, специалистов-прак­тиков, занимающихся социальной и семейной политикой. Оно будет полезно сотрудникам государственных учреждений представительных и исполнительных органов власти.

ISBN 5-94798-390-7

ББК 65.272

Глава 1. формирование и развитие

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С СОЦИАЛЬНОЙ

политикой

§1.1. Сущность семейной политики и ее взаимосвязи

с социальной политикой..............................................................7

■ §1.2. Формирование и развитие государственной

семейной политики в советский период.................................. 24

: § 1.3. Развитие государственной семейной политики в период социально-политической и экономической трансформации России....................................38

\ §1.4. Влияние международно-правовых документов Организации Объединенных Наций на формирование идеологии и практики государственной семейной политики в период социально-политической трансформации

- России.........................................................................................59

§ 1.5. Ёлияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику в современной России...............................................79

Глава 2. социально-экономическое положение

СЕМЬИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ АДАПТАЦИИ К НОВОЙ / МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РОССИИ '

§2.1. Воздействие на основные функции семьи

уровня и качества жизни............................................................89

§ 2.2. Проблемы адаптации семей к новым условиям

социально-экономического развития России.........................107

§ 2.3. Семья и социальные услуги...................................................122

§ 2.4. Основные приоритеты жизнедеятельности

семьи.........................................................................................132

Глава 3. проблемы семьи в программных

ДОКУМЕНТАХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

§3.1. Проблемы семьи в программных документах политических партий и общественно-политических движений...........................................................162

§ 3.2. Программные установки в отношении поддержки семьи некоторых политических партий и объединений, участвующих в выборах в Государственную Думу в 2003 году...............................■.....177

Заключение........................................................................................189

ВВЕДЕНИЕ

На XX международном Конгрессе «Семья на пороге тысячелетия», проходившем в Москве 6-9 сентября 1999 года в одном из выступлений было емко и точно сформулировано понятие взаимосвязей семьи и государственной семейной политики: «политика семьи - политика государства»,1 т.е. подчеркнута неразделимость и взаимообусловленность политики государства в отношении семьи, и семьи - по отношению к государству. Мировой исторический опыт свидетельствует, что семья в периоды любых потрясений и кризисов остается наиболее устойчивой социальной структурой.

Становление и развитие семьи происходит в результате взаимосвязей и взаимодействия политической, экономической, социальной, духовной сфер жизнедеятельности общества и государства и определяет как ее образ жизни, так и общества в целом.

Государственная семейная политика современной России формируется в условиях масштабных политических, экономических и социальных преобразований, по своей глубине, интенсивности и всеобщности не имеющих аналогов в современной истории. В последнее десятилетие прошлого и начале нового, XXI века, был сделан настоящий рывок в переходе От тоталитарной системы политического устройства к демократической системе. Процесс этот сложный, трудный, для многих граждан России болезненный и неоднозначный.

В условиях разрушающихся, разрушенных и новых социальных связей, формирующихся адекватных рынку гражданских отношений, семья становится уникальным консолидирующим и интегрирующим началом. Государство заинтересовано в нормальной, активно действующей семье, способной выработать новую жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание в условиях нестабильного трансформирующегося общества, но и успешно развиваться. В переходный период, когда государство еще не выработало эффективных механизмов регулирования рыночной экономики, и только начался процесс формирования гражданского общества, возрастает роль семьи в развитии государства, становлении гражданского общества и патриотическом воспитании гражданина России. Выделим только основные факторы:

• Как отмечает академик Н.МРимашевская2, семья является бесспорной Общечеловеческой ценностью, транслятором культурного наследия, национальных традиций и этических норм, значение

1XX международный Конгресс «Семья на пороге тысячелетия». Материалы Конгресса. Издательство «Рудомино», М, 2000, с. 174.

2 Римашевская Н.М. Роль семьи в условиях социальных трансформаций // Семья, тендер, культура / Материалы международных конференций 1994 1995 гг. / Под. ред. В.А Тишкова М , 1997. С. 116.

которых сегодня возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для страны в целом.

• Именно в семье формируется гражданственность и патриотизм. В Открытом письме В.В.Путина (тогда еще кандидата в Президенты России) к российским избирателям подчеркивается, что «для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье, которые составляют самый стержень патриотизма».3

• Возрастает роль семьи в социализации подрастающих поколений. Уходят в прошлое установки государства на общественное содержание и воспитание детей и государственный патернализм в области семейной политики. Семья теперь должна более самостоятельно решать вопросы содержания и воспитания детей (вариативность и введение платных услуг в образовании, здравоохранении, коммерциализация сферы культуры, спорта и досуга, сужение системы внесемейного дошкольного и внешкольного воспитания и т.д.).

• Возрастает значение экономической функции семьи, что связано с отказом от государственного патернализма и сокращением экономической поддержки семьи со стороны государства, переходом семьи на самообеспечение на трудовой основе, а также с развитием семейного производства (семейные предприятия, фермерство, надомный труд, расширение семейного самообслуживания вследствие разрушения бесплатной социальной инфраструктуры и недоступности для большинства семей платных социальных услуг), Семья становится базой физического выживания для низкодоходной части населения и источником формирования среднего класса.

• Семья является своеобразной психологической защитой в дезориентированном социальном пространстве и, одновременно, консолидирующим фактором в разрозненной и разновекторной социальной и политической жизни российского общества.

• Семья амортизирует и смягчает проблемы групп социального риска: инвалидов, престарелых, хронических больных, алкоголиков, наркоманов, судимых и т.д.

Учитывая эти обстоятельства, в условиях политической и социально-экономической трансформации России на рубеже 20-21 веков, научные исследования и изучение проблем семьи и государственной семейной политики приобретают первостепенное значение. Правильно понимать и объяснять политические процессы, игнорируя степень научной разработанности проблем государственной семейной политики, сегодня уже невозможно.

3 Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям // Президент. 2000. №2 (196) 6-16 марта.

ГЛАВА 1

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ

ПОЛИТИКИ В РОССИИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

С СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ

§ 1.1. Сущность семейной политики и ее взаимосвязи с социальной политикой

Государственную семейную политику, объектом которой является семья, невозможно исследовать в отрыве от закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.

Поэтому, прежде чем рассмотреть сущность государственной семейной политики, остановимся на оценке роли семьи как базового социального института государства и общества и изменении ее функций в процессе развития.

Семья - это структурное базисное образование, своеобразное «ядро» общества, его первичная клеточка. Наиболее значимые, актуальные общественные интересы формируются в семье и агрегируются сначала на уровне семьи, так как именно она является уникальным носителем, транслятором политического и социального опыта. . \ .

Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение и социализация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми! больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.

От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.

Здоровая, благополучная, законопослушная семья - опора государства, основа общественного согласия и политической и социальной стабильности.

Различные аспекты семьи как социального института являются

предметом исследования ряда общественных наук.

Следует согласиться с С.В.Рогачевым, что «процесс дифференциации научного знания - прогрессивен. Но его результативность имеет свои пределы и сегодня все более востребованным является интегративный подход, позволяющий использовать преимущества теоретических и эмпирических наработок смежных дисциплин».4 В полной мере этот методологический подход можно применить к исследованию семьи и государственной семейной политики.

В последние десятилетия, особенно в 90-е годы XX века, в России возрастает интерес к семье v как объекту самостоятельного научного изучения междисциплинарного уровня.

Активизация научного интереса к семье дает основание утверждать, что формируется новая научная дисциплина, объектом исследования которой является семья и семейная политика, -фамилистика. При этом надо отметить, что данная наука не имеет пока собственных, присущих именно ей, методов исследования и использует методологию и инструментарий других общественных наук.

Одновременно углубляются исследования всех отраслей знания, традиционно занимающихся семьей. При этом применяется понятийный аппарат и методы исследования разных общественных наук: экономики, истории, социологии, демографии, статистики, права

и др.

Поскольку политология является междисциплинарной областью знаний, весьма конструктивным является также, по нашему мнению, рассмотрение семьи и семейной политики с политологических позиций, исследование семьи и. государственной семейной политики в контексте политических процессов.

Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института дана С.В.Дармодехиным: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений.

Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному ^.противоборству и напряженности».5 | В этом определении сделана попытка охватить максимально

жк'Возможное число характеристик, типов и социальных функций семьи.

ft' В то же время, лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций и противостоят социальному противоборству и напряженности в обществе и т.д. До сих пор не удапось сформулировать безупречное определение семьи.

Однако очевидно, что основу семьи составляет супружеская пара с детьми или без детей, так называемая нуклеарная семья. Все остальные семьи можно рарсматривать как модификации такой семьи на разных этапах ее развития: от генезиса до прекращения существования. В том числе могут образовываться некие «осколки» нуклеарной семьи, ее части без полного ядра - супружеской пары.

В современной российской общественной практике применяются Самые различные типологии семей. Рассмотрение этих типологий необходимо для дальнейшего исследования государственной семейной политики, поскольку конкретные ее меры различаются в зависимости от типа семьи.

Госкомстатом России при разработке материалов переписей ^населения России применяется следующая типология семей:

• супружеская пара с детьми и без детей;

• супружеская пара с одним из родителей супругов и с другими родственниками;

• /две или более супружеские пары с детьми и без детей;

• семьи с одним из родителей;

• прочие типы семей.

?„ В основу этой сложной типологии положено брачное состояние, /родственные связи и наличие или отсутствие детей. , Для целей демографического анализа и оказания ^государственной материальной поддержки среди неполных семей с одним из родителей выделяются семьи одиноких отцов и матерей с детьми, семьи вдов и вдовцов с детьми, семьи разведенных мужчин и .женщин с детьми. К неполным семьям с детьми относят также семьи бабушек и дедушек с внуками и правнуками, тетей и дядей с племянниками.

Рогачев СВ. Социальное государство как объект теоретического и эмпирического анализа -Социальное государство как объект теоретических и эмпирических исследований: Первое заседание общеуниверситетского теоретико-методологического семинара. - М.:Изд-во МГСУ «Союз», 2001-С. 5. ,

Дармодехин СВ. Государственная семейная политика в России: история и современность. |* Всероссийский центр уровня жизни. - Мониторинг социально-экономического потенциала семей. -{'апрель-июнь 2001 -С.20.

8

Выделяются также другие опекунские и приемные семьи с детьми, не связанные отношениями родства или свойства.

Достаточно часто применяется типология семей по числу членов семей и числу детей. В том числе выделяются семьи, состоящие из двух человек, трех и т.д., а также семьи однодетные, двухдетные и т.д. (малодетные, среднедетные, многодетные и бездетные).

В зависимости от социального состава семей используются самые разнообразные типологии семей. Например, в зависимости от занятий супругов: семьи безработных, студенческие семьи, семьи военнослужащих, шахтерские семьи и т.п. Выделяются семьи с детьми-инвалидами и родителями инвалидами и т.д. В зависимости от возраста детей - семьи с малолетними детьми, семьи с подростками. С точки зрения социального статуса выделяются семьи беженцев и вынужденных переселенцев, асоциальные (маргинальные) семьи, семьи наркоманов и алкоголиков, семьи лиц, находящихся под следствием и отбывающих наказание и т.д.

В настоящее время в научной среде и политической практике нашей страны разрабатываются и реализуются различные, зачастую противоположные друг другу подходы к пониманию взаимосвязей семьи и государственной семейной политики.

Наиболее подробное исследование по данному вопросу содержится в монографии С.В.Дармодехина «Семья и государство».6 В работе С.В.Дармодехина проанализированы взгляды на семейную политику отечественных ученых, занимающихся проблемами семьи. В их числе экономисты, демографы, социологи, юристы и другие специалисты (А.И.Антонов, С.И.Голод, Т.А.Гурко, М.С.Мацковский, В.М.Медков, А.Б.Синельников, В.А.Сысенко и А.Г.Харчев - социологи; А.Г.Вишневский, А.Г.Волков, В.В.Елизаров, Н.В.Зверева -демографы; И.И.Гребешева - медик; Г.А.Заикина, Л.П.Кукса, О.Б.Осколкова и Н.М.Римашеская - экономисты; В.Б.Корняк, Л.Т.Шинелева -политологи; И.М.Кузнецова - юрист и др.).

Необходимо особо отметить значение научных исследований в области семейной политики в деле активизации государственной семейной политики в 90-е годы. Многочисленные публикации, научные конференции, семинары, «круглые столы» привлекли внимание общественности и государственных органов власти и управления к проблемам семьи в современной России. Способствовали формированию интереса к семье со стороны общественных партий и движений, средств массовой информации. А самое главное, обеспечили научное осмысление происходящих в семье процессов, развитие теории и практики государственной семейной политики. Несмотря на противоположность взглядов и даже благодаря ей,

научные исследования открыли различные стороны проблемы, позволили увидеть и оценить все возможные подходы к ее прниманию и решению.

Российских ученых, занимающихся исследованиями современной российской семьи, можно разделить на сторонников кризиса семьи и модернизации семьи. В соответствии с этим складываются две концепции государственной семейной политики: кризисная и модернизационная.

Лидерами данных направлений многие признают А.И.Антонова и А.Г.Вишневского. По мнению А.И.Антонова произошедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального мирового кризиса социального института семьи, обусловленного становлением и развитием индустриально-рыночной цивилизации. А.Г.Вишневский, напротив, считает, что трансформация семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены традиционного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направленность.

Сторонники кризиса семьи негативно оценивают утрату либо замещение государственными и общественными институтами ее основных функций, разрушение социокультурных норм многодетной семьи и семейного образа жизни. Отмечают устранение семейного производства, как преобладающего в общественной экономике и семейного образа жизни, вытеснение всех членов семьи в сферу, наемного труда, замену совместной деятельности родителей и детей индивидуальным самообслуживанием и потреблением, ориентацию деятельности всех социальных институтов на индивида-одиночку. Поэтому в качестве целей семейной политики ими предлагается укрепление семьи, упрочение семейных ценностей в противовес индивидуальным, развитие семейной собственности и семейного производства, переориентация деятельности всех социальных институтов с индивида на семью.

«Семейная политика, - по мнению А.И.Антонова, - это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная, говоря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института... семейная политика - это политика, ориентированная на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невосприимчивой к ее проблемам и болезням».7

Е Дармодехин СВ. Семья и государство: Монография. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. - 208 с.

10

7 Антонов АИ., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Издательство Московского университета, 1966. - С. 246.

11

Этот подход опираемся на негативную оценку всех изменений, происходящих в институте семьи в связи с развитием рыночной экономики индустриального и постиндустриального общества и исходит из необходимости перестройки государства и всех социальных институтов в интересах традиционной полной многодетной семьи, всемерного укрепления и развития семейного образа жизни, обеспечения приоритета интересов семьи над интересами государства и индивида.

Необходимо отметить, что столь радикальный научный подход к государственной семейной политике оказался практически не востребован в политических процессах России как в советское время, так и в период современной социально- политической трансформации.

А.Г.Вишневский определяет семейную политику как совокупность целенаправленных воздействий на существующие в обществе отношения по поводу семьи и социальные институты, влияющие на ее функционирование.8 По его мнению, цель семейной политики -обеспечение наиболее благоприятных социальных, экономических и нравственных условий свободного развития каждой семьи, наилучшего выполнения семьей своих функций. Он полагает, что семейная политика - особая область социальной политики, призванная обеспечить новое равновесие между личностью, семьей и обществом на принципах свободы личности, равноправия и партнерства, «организовать и координировать деятельность социальных институтов, обеспечивающих взаимодействие семьи и общества на всех направлениях функционирования семьи».9

А.Г.Вишневский и другие сторонники концепции модернизации семьи отмечают такие позитивные перемены в семейных отношениях как переход от патриархальной семьи с господством мужчины и распространенным насилием над другими . членами семьи, с экономической зависимостью женщин и детей от мужчин, - к семье эгалитарной, где мужчины и женщины имеют равные права и возможности и строят свои отношения на принципах партнерства. Подчеркивается также важность перехода от традиций нерегулируемой рождаемости и многодетности к планированию семьи, т.е. к сознательному родительству, выбору числа детей и интервалов между их рождениями.

Эта позиция опирается на приоритет интересов индивида над интересами семьи и государства, на концепцию прав и свобод человека, развиваемую мировым сообществом и нашедшую отражение в документах Организации Объединенных Наций10.

Эволюция Семьи и семейная политика в СССР Отв.ред. - Вишневский А.Г. - М : Наука, 1992. С. 26.

9 Там же, ее 17, 25.

10 Корбут Л.В., Поленина СВ. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. -Сборник универсальных и региональных международных документов. - М.: ИЦ - Гарант, 1997, 264 с.

12

Применительно к государственной семейной политике большинство российских специалистов находится между этих двух крайних позиций, тяготея к одной из них.

Отметим, что концепция модернизации семьи представляется нам в наибольшей степени соответствующей объективной оценке изменений, происходящих в социальном институте семьи в процессе его развития и развития индивида и государства. В то же время, современные деструктивные процессы, происходящие в семье, делают процесс модернизации семьи весьма болезненным и обусловливают необходимость повышения роли государства в поддержке жизнедеятельности семьи.

Аргументированные возражения сторонникам концепции кризиса семьи, с которыми следует согласиться, можно найти у Ф.Энгельса, который напрямую связывал эволюцию форм семьи и брака с процессом исторического развития государства и общества, в том числе возникновение моногамной семьи с развитием товарных отношений и частной собственности. «Она (семья) основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во |ладение отцовским имуществом».11 Ф.Энгельс утверждал, что рэактическое господство мужчины над женщиной в браке обусловлено Экономическими причинами, отчуждением женщины от общественного Груда в связи с развитием скотоводства как мужского труда и Появлением в скотоводстве прибавочного продукта, новым внутрисемейным разделением труда между мужчинами и женщинами. рТа самая причина, которая прежде обеспечивала ее господство в jtioMe - ограничение ее труда домашней работой, - та же самая Причина теперь делала неизбежным господство мужчины в доме, домашняя работа женщины утратила свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины; его труд был всем, ее работа -Незначительным придатком. Уже здесь обнаруживается, что Освобождение женщины, ее уравнение в правах с мужчиной невозможно ни сейчас, ни в будущем, пока женщина отстранена от общественного производительного труда и вынуждена ограничиваться домашним частным трудом. А это сделалось возможным только благодаря современной крупной промышленности, которая не только допускает женский труд в больших размерах, но и прямо требует его и все более стремится растворить частный домашний труд в общественном производстве».12

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Политическая литература, 1985. - С. 69. "Тамже, С. 187.

Ф.Энгельс полагал, что «первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что, в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества».13 Это теоретическое положение и легло в основу государственной политики в отношении женщин в советский период.

Интересны также взгляды Ф.Энгельса на судьбу моногамии. Он приводит высказывание Моргана, который «усматривает в дальнейшем развитии моногамной семьи известный прогресс, приближение к полному равноправию полов».14 Сам же Ф.Энгельс полагает, что в результате обретения женщиной экономической независимости от мужчин появится «поколение женщин, которым никогда не придется ни отдаваться мужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий».15

Приведенные высказывания Ф.Энгельса показывают, что известные теоретики государственной семейной политики А.И.Антонов и А. Г. Вишневский фактически опираются на отдельные положения теории Ф.Энгельса о развитии семьи, частной собственности и\ государства для обоснования своей позиции.

А.И.Антонов рассматривает семейное производство как экономическую основу семьи, абсолютизируя, в отличие от Ф.Энгельса, значение именно семейного производства для сохранения семьи и противопоставляя его общественному производству. А.И.Антонов объясняет кризис семьи в том числе и разрушением семейного производства.

А.Г.Вишневский, рассматривая изменения функций семьи и возрастание роли государственных и общественных институтов в их реализации, связывает модернизацию семьи с модернизацией государства и общества.

Можно предположить, что формирование рыночной экономики укрепит экономические основы моногамной семьи - наследование частной собственности. Одновременно это Неизбежно приведет к усилению экономической зависимости между членами семьи (детей от родителей и между супругами).

Необходимо заметить, что все специалисты, занимающиеся исследованием современной семьи, отмечают изменения и кризисные процессы, происходящие в семейных отношениях. Только одни пророчат крах семьи, а другие полагают, что она сохранится в модернизированном виде.

Прогнозы будущего семьи в представлении западных психологов

и психоаналитиков обобщил нобелевский лауреат А.Тоффлер:

«Семья, называемая «гигантским шокопоглотителем» общества - место, куда помятый и побитый индивидуум возвращается после схватки с миром, -единственная стабильная точка во все больше и больше наполняющейся изменениями окружающей среды. Так, как супериндустриальная революция разворачивается, сам этот «шокопоглотитель» будет претерпевать некоторые потрясения.

Социальные критики переживают напряженный период споров, размышляя о семье. Семья «приближается к моменту полного исчезновения» - говорит Фердинанд Ландберг, автор «Приближающегося всемирного преобразования». «Семья является безжизненной, за исключением первого года или двух воспитания ребенка, - по словам психоаналитика Вильяма Вольфа. - Только это и будет ее функцией». Пессимисты уверяют нас, что семья будет предана забвению, но редко говорят нам, что займет ее место.

Оптимисты, напротив, утверждают, что семья, как она сейчас есть, будет существовать и дальше. Некоторые заходят так далеко, что пророчат ей Золотой Век. Так как доруг будет увеличиваться, теоретизируют они, семьи будут проводить больше времени вместе и получать огромное удовольствие от совместной деятельности...

Существует и такой взгляд, что бурный характер завтрашнего дня загонит людей глубже в их семьи. «Люди будут жениться для создания устойчивой структуры», - говорит доктор Ирвин Гринберг, профессор психиатрии Колледжа медицины Альберта Эйнштейна.».

При этом сам А.Тоффлер делает наиболее революционный прогноз, пересматривающий биологическую и социальную природу человека: семья станет союзом индивидуумов, делающих карьеру и занимающихся детьми только в пенсионном возрасте. Причем дети будут выращиваться по заказу родителей и с заданными качествами в пробирке. «Почему не подождать и не купить эмбрионов после того, как карьера сделана?»,17 - спрашивает он. Правда свой прогноз А.Тоффлер справедливо называет прогнозом поэта или художника, а не социолога или философа. Добавим к этому, что будущее семьи представляет неопределенным и такой видный западный теоретик, как М. Кастельс.18

Отметим, что различия двух концепций семейной политики имеют в своей основе разную оценку отмечаемого всеми специалистами снижения роли семей и повышения роли государства и его социальных институтов в реализации основных функций семьи, происходящего в настоящее время.

13 Там же, С. 84.

14 Там же, С. 84

15 Там же, С. 84

16 А. Тоффлер. Футуршок. - Пер. с англ. - М.: Прогресс. 2000. - С. 187-188.

17 Там же, С. 191.

18 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - Пер. с англ - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 607 с

14

15

Остановимся подробнее на важнейшей методологической проблеме взаимодействия индивида, семьи и государства в контексте государственной семейной политики.

Сторонники кризисной и модернизационной концепций государственной семейной политики по разному оценивают изменение семейных ролей и переход от патриархальных к эгалитарным отношениям, в семье, к приоритету интересов индивида над интересами семьи в целом. Поэтому ими предлагаются и разные меры семейной политики. Это либо государственный патернализм, возрождение семейного производства, повышение субъектной роли семьи (как у А.И.Антонова) либо обеспечение государством условий для свободного развития каждой семьи, опирающееся на приоритет интересов личности, в том числе интересов ребенка, развитие эгалитарных отношений в семье и обществе (как у А.Г.Вишневского^

С В.Дармодехин посвятивший проблемам государственной семейной политики несколько работ, в данном вопросе более солидарен с А.И.Антоновым. В последних работах С.В.Дармодехина «Семья и государство» и «Государственная семейная политика в России: история и современность», уже упомянутых выше, семья, ее права, ставятся приоритетнее прав и интересов индивидуума. Он полагает, что необходимо создать правовые и иные условия для повышения субъектной роли семьи: «Семье (а не только индивидууму) предоставляется качественно новый социальный статус, реальные права, государственные гарантии, - необходимые для ее самостоятельного функционирования».19

Данный подход, безусловно, играл и играет большую роль в деле привлечения внимания ' органов власти и общества к проблемам российской семьи, в осознании ценности семьи для индивида и государства. В то же время он нереализуем в политической практике на уровне семейного законодательства, в формировании норм права, адресованных семье в целом. Даже когда имеет место не индивидуальное, а совместное потребление благ и услуг или совместная деятельность членов семьи, речь идет о долевом участии или долевом потреблении. Это относится к жилью, иной недвижимости, семейному производству и др. Семья состоит из индивидуумов. Именно индивидуумы учатся, болеют, лечатся, отдыхают, получают заработную плату, стипендии, пенсии или пособия и им адресованы современные нормы пр^ва.

Согласно позиции В.И.Митрохина в настоящее время «под воздействием гражданских инициатив ■ корпоративное государство, выражающее интересы тех или иных групп общества постепенно

19 Дармодехин СВ. Государственная семейная политика в России: история и современность. -Мониторинг социально-экономического положения семей. - М.: Всероссийский центр уровня жизни при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, № 2; 2001. - С 24.

16

трансформируется в государство, призванное консолидировать и выражать наиболее значимые, актуальные общественные интересы» и «в рамках европейской модели социального государства ее первичной клеточкой рассматривается социализированная, граждански ответственная личность»20.

Но исторический опыт свидетельствует, что первичной структурой общества является семья, а не индивид. Современные политические реалии требуют изменения отношений между семьей и государством. Семья - это не только объект социальной защиты со стороны государства, но и его партнер. Без поддержки со стороны семьи невозможны успешные политические и социальные преобразования. Степень устойчивости семьи - это индикатор устойчивости общества, его политической системы.

В то же время, такая постановка вопроса не означает подчиненное положение индивида в семье и государстве, поскольку взаимоотношения индивидов и в семье и вне семьи достаточно сложны и во все большей степени строятся на принципах обеспечения прав и свобод человека, тендерного равенства и приоритета интересов ребенка. Первичное согласование интересов индивидов происходит в семье. Семья является своеобразным «мостиком» между индивидом и государством в процессе согласования их интересов. Таким образом, являясь первичной социальной «клеточкой» государства, семья гармонизирует интересы государства и социализированного, граждански ответственного индивида в условиях постепенного формирования модели социального государства.

Большое методологическое значение имеют вопросы разграничения понятий социальной и семейной политики и конкретно-исторический подход к пониманию их специфики на разных этапах общественного развития. Помимо этого, важно определиться во взаимосвязях семейной политики с экономической, демографической, тендерной и политикой в отношении детей («детской политикой»).

Политика имеет в качестве объекта воздействия социальные 4 группы и (или) отношения внутри и между социальными группами по поводу реализации их интересов, а в качестве субъекта -институционально Оформленные социальные группы,

осуществляющие это воздействие: в первую очередь государство либо конкретные институты гражданского общества. В этом смысле политические отношения - это часть социальных отношений.

Для понимания специфики государственной семейной политики в

20 В.И.Митрохин Генезис и функционально-сущностные характеристики социального государства. -Социальное государство как обьекттеоретических и имперических исследований: Первое заседание общеуниверситетского теоретико-методологического семинара- М.: Изд-во МГСУ «Союз» 2001-

С.7.

17

конкретном политическом процессе очень важно учитывать, что государство, политическая власть всегда решают две наиболее важные задачи; выражают в своей политике интересы социальных групп, имеющих доступ к власти и собственности, а также обеспечивают общественный мир и стабильность через обеспечение баланса интересов основных социальных групп.

Очевидно, что разные модели государства имеют разные механизмы обеспечения интересов социальных групп.

В коллективной монографии «Социальная политика» Московского государственного социального университета, изложены теоретико-методологические подходы к пониманию, сущности' социальной политики, «которая представляет собой совокупность разноуровневых управленческих воздействий на жизнедеятельность различных групп населения с целью консолидации общества и обеспечению стабильности политической власти на основе правового регулирования».21

Данное определение социальной политики конкретизировано в упомянутой выше монографии в контексте исследования социального государства: «Мы рассматриваем социальную политику как механизм регуляции государством и другими институтами социально-экономических отношений в обществе через артикулирование и агрегирование интересов социальных групп населения с целью создания благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности, гармонизации всех сфер общества, обеспечения стабильности и гражданского согласия»22. В данном опредепении на первое место выносятся вопросы гармонизации интересов всех социальных групп общества. Фокусом этой гармонизации общества является, на наш взгляд, семья.

Поэтому важно с точки зрения государственной семейной политики рассмотреть особенности концепции социального государства23, основанного на обеспечении прочной связи между свободной конкуренцией на рынке и социальным равновесием в обществе за счет эффективного государственного управления и принципов социального партнерства. В классической форме эта концепция нашла воплощение в послевоенной Западной Германии.

Ее основные положения включают следующие принципы:

• главной целью экономического развития является высокий уровень благосостояния всех слоев населения;

• путь к достижению этой цели лежит через свободную
21 Социальная политика: парадигмы и приоритеты: монография - Под общей редакцией

В И.Жукова. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - С. 88.

я Там же, С. 88.

в Ст. 7 Конституции Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как социальное

государство.

18

рыночную экономику;

• активная и ответственная роль в создании необходимых условий для эффективного развития экономики отводится государству;

• высокий уровень благосостояния всех слоев населения, социальное партнерство служат основой для утверждения гражданских свобод и демократии.24

Концепция социального государства утвердилась в Западной Европе после Второй мировой войны как проявление разочарования правящих кругов в либеральной теории социального прогресса, построенной на убеждении, что рыночная экономика для аффективного функционирования не нуждается в государственном регулировании.

Необходимо отметить, что мировой опыт не показывает прямой аависимости между степенью либерализации экономики и Масштабами социальной деятельности государства. Либерализация экономики отнюдь не означает, что наиболее эффективной может быть адекватная либерализация социальной сферы. В настоящее время идет процесс сближения социальных моделей стран с различными моделями экономического развития. Страны Западной Европы проводят реформы, направленные на сокращение роли Государства в социальной сфере. В то же время в последние годы социальная политика в США и новых индустриальных государств становится более «социалистической». Это позволяет сделать вывод, НТО государства ищут сегодня некое новое сочетание либеральной и социальной моделей развития.

Роль государства качественно различается на этапах формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной экономики рыночного типа. : Рынок, как классический образец самоорганизации, функционирует в рамках различных моделей: англосаксонской, романской, скандинавской, восточно-азиатской и других. Для каждой йз этих моделей характерно специфическое сочетание механизмов рыночной самоорганизации и государственного регулирования.

Вместе с тем, даже складывающиеся веками и устойчиво функционирующие модели рыночной экономики не могут обойтись без Поддержки со стороны государства, осуществляющего Последовательный переход от прямого регулирования экономики к косвенным методам.

Происходит резкое усиление социальных функций государства, возрастает его роль в регулировании социальных процессов по следующим направлениям:

™ Эрхард Л. Благосостояние для всех. - Пер. с немецкого. - М.: Прогресс, 1986. - 210 с.

• установление минимальных ставок оплаты труда (в том числе почасовых), обязательных для любых предприятий независимо от форм собственности;

• определение прожиточного минимума, продолжительности рабочей недели и времени отдыха, гарантированных отпусков;

• усиление роли государства как арбитра во взаимоотношениях трудящихся и работодателей, расширение сферы социального партнерства между трудом и капиталом, уменьшение неоправданной дифференциации доходов населения за счет налоговой политики;

• принятие государством обязательств в области образования, поддержки фундаментальной науки, разработки современных технологий, стимулирования экспорта, решение экологических вопросов.

Рассмотрим сущность государственной семейной политики в контексте становления социального государства и во взаимодействии с другими отраслями социальной политики.

Семейная, тендерная, демографическая и иные политики - это различные, относительно самостоятельные области социальной политики. Их самостоятельность определяется наличием собственного объекта воздействия - особой социальной группы или процесса (функции); специальной системой интересов и ценностей, а также специальных институтов, реализующих эти интересы и ценности через конкретные меры данной политики.

Важнейшую роль в положении всех социальных групп населения, в том числе семей, играет экономическая политика: Она регулирует отношения внутри и между социальными группами населения (классами) по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическая политика определяет, в конечном счете, наряду со способностями и возможностями индивидов, их материальное положение и социальную принадлежность, т.е. социальный статус, специфику занятости, доходы, уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей (качество жилья, услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.). Важным инструментом современной государственной экономической политики является государственный бюджет.

Необходимо особо подчеркнуть следующее методологическое положение: экономической политике принадлежит определяющая роль в формировании экономического и социального положения семей. Это означает, что государственная семейная политика оказывает значительно меньшее влияние на семью, чем экономическая политика, играет не основную, а дополняющую роль. С помощью государственной семейной политики невозможно

20

существенно улучшить положение семей, если проводится экономическая политика, противоречащая интересам семьи.

Государственная семейная политика регулирует отношения между семьей, как особой социальной группой общества и государством, а также между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи.

Цели, принципы и меры государственной семейной политики изменяются в процессе политического развития государства и общества.

Семейная политика социального государства - это политика, направленная на формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализации ее основных социальных функций, на гармонизацию внутрисемейных отношений, взаимоотношений семьи, индивида и государства, на обеспечение необходимых условий развития института семьи как основы стабильности политической системы общества.

Тендерная политика социального государства регулирует отношения между социально-демографическими группами мужчин и женщин во всех областях их жизнедеятельности, включая семейные отношения, по поводу обеспечения равных прав и возможностей для их реализации мужчинами и женщинами.25

Демографическая политика регулирует отношения между социально-демографическими группами населения по поводу естественного и механического движения населения. Она направлена на достижение желательного для общества типа воспроизводства населения через создание условий для оптимизации рождаемости, смертности, брачности, разводимости и миграции. Демографическая политика выделена по иному основанию, чем семейная: по функции (воспроизводство населения), а не по объекту (семья). Выделение демографической политики как самостоятельной области социальной политики помогает обществу осознать круг проблем, связанных с его демографическим функционированием. Демографическая политика социального государства призвана воздействовать на демографическую функцию семьи на основе всестороннего учета интересов и потребностей семьи.

Политика в отношении детей («детская политика») социального государства регулирует вопросы создания наиболее благоприятных условий для рождения и социализации детей, обеспечения их прав и свобод в семье и обществе на основе приоритета семейного
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. - Корбут Л.В., Поленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. - Сборник универсальных и региональных международных документов. - М.: ИЦ - Гарант, 1997; С. 50 -57, преамбула, ст.1, 5, 9, 14.1, 15.2, 16.1.

21

воспитания детей26

Большинство норм государственной семейной политики связано с вопросами рождения и воспитания детей. В этом смысле семейная и детская политики пересекаются в семье и тесно связаны друг с другом. Государственная семейная политика, в основном, адресована семье с детьми. И отделить семейную и детскую политики наиболее сложно и теоретически и практически.

Рассмотрим специфику реализации функццй семьи более подробно.

Все государственно значимые функции семьи в условиях общественного разделения труда реализуются не самостоятельно, а во взаимодействии с отраслями социальной сферы: образованием, здравоохранением, культурой, физической культурой и спортом, жилищно-коммунального хозяйством, курортно-оздоровительной сферой, транспортом, связью, социальным обеспечением, социальным обслуживанием и другими. Качество, условия жизни и во многом даже функции сечей определяются доступностью и качеством предоставляемых семьям услуг.

С точки зрения интересов государства наиболее значимыми для государства функциями семьи являются демографическая, жизнесохранительная, воспитательная и социализации детей, а также воспроизводства трудовых ресурсов. Социальное государство заинтересовано в простом или расширенном воспроизводстве населения, в улучшении качества трудовых ресурсов, здоровья населения, в эффективной социализации детей, обеспечивающих его экономическую, политическую, военную безопасность и дальнейшее развитие, Вот почему наиболее разработана концепция и меры государственной семейной политики, связанные с рождением и социализацией детей.

С точки зрения интересов семьи и семейных ценностей рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей, являются важнейшей причиной образования и сохранения семьи. Семья также заинтересована в сохранении и поддержании здоровья своих членов, росте благосостояния, повышении профессионального и социального статуса своих членов. •

Таким образом интересы семьи и социального государства в основном совпадают, что проявляется в государственной семейной политике, направленной на гармонизацию интересов семьи и

к Конвенция о правах ребенка. - Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции оправах ребенка в 1993-1997 годах. - М: Международный издательский дом Синергия, 2000. - С.195'209, ст. 9, 18..20, 21 и др.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. - Положение детей в мире 1991 год. - ЮНИСЕФ,. - С 57 -75, пункт 15, 20 4) и 5) и др.

22

государства.

Мы уже отмечали, что практически все функции реализуются семьей не самостоятельно, а под воздействием не только семейной, но и экономической, «детской», тендерной, демографической политик. Семья взаимодействует со всеми отраслями социальной сферы, а также другими социальными институтами. Причем векторы этого воздействия и взаимодействия зачастую разнонаправлены и семейная политика не играет ведущей роли в этих процессах. Вот почему невозможно или сложно реализовать, какие-либо цели семейной политики без изменения других направлений социальной политики. г Таким образом, цели, принципы и меры государственной семейной политики изменяются в процессе исторического, социально-экономического, и политического развития государства и общества. Разные модели государства имеют разные механизмы обеспечения (баланса интересов различных социальных групп общества, в том числе интересов семьи.

Поскольку политически значимые действия государства в сфере государственной семейной политики должны соответствовать Интересам семьи, как социальной группы, семья является для (Государства политической ценностью. Ведь политическая ценность -это понятие, используемое для обозначения сущности политически значимых действий, процессов, явлений в плане их соответствия или несоответствия интересам общества, отдельных социальных групп, человека.27

Контрольные вопросы

Основные социальные функции семьи.

" Перечислите различные типологии семей, применяемые в современной российской общественной практике/

Каковы современные концепции государственной семейной политики, в чем Их отличие?

Какова сущность государственной семейной политики в контексте становления социального государства?

Основная литература

1. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики в Российской Федерации» от 14 мая 1996 г №712.

2. Семейный кодекс Российской Федерации. М., Изд-во «Юридическая литература», 1996.

3. Феминология. Семьеведение//Учебное пособие. М., Союз, 1995,

4. Дармодехин СВ. «Государственная семейная политика в России; история и современность»//Всероссийский центр уровня жизни. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Ns 2, 2001,

" Политический энциклопедический словарь М : 1993. - С.292

«вопрос об аборте должен решаться не с точки зрения прав личности, а с точки зрения интересов всего коллектива»30. (Заметим, что такой подход не лишился сторонников и в современной Рорсии, выступающих за запрет абортов). '

Все эти' разнонаправленные процессы не получили достаточного развития и глубины, а здоровый консерватизм позволил (семье, претерпевшей столь существенные политические воздействия и изменения, модернизироваться и выжить, сохранив многие традиции.

В дальнейшем прагматические интересы необходимости повышения рождаемости сделали государственную семейную политику более гибкой и реалистичной, при сохранении главной марксистской идеи общественного воспитания детей и освобождения женщины из сферы неэффективного, домашнего труда на основе всеобщего вовлечения в общественное производство и развития общественного питания и бытового обслуживания.

Итогом разнонаправленных социально-экономических и политических процессов воздействия на семью стал переход от массовой, патриархальной, крестьянской, многодетной, многопоколенной, сельской семьи, преобладающей в России начала XX века, к модернизированной массовой, эгалитарной, малодетной, нуклеарной, городской семье конца века.

Рассмотрим эволюцию официальной концепции государственной семейной политики советского периода на основе анализа официальных партийных и хозяйственных документов. Ее формирование проходило под определяющим воздействием марксистско-ленинской теории.

Семья, личные и семейные интересы имели подчиненное значение в официальной государственной и партийной идеологии по сравнению с классовыми интересами, идеями построения коммунистического общества в мировом масштабе и создания материально-технической базы коммунизма. Это подтверждается главным идеологическим документом советского периода -Программой КПСС, Семья рассматривается в Программе в разделе «Задачи партии в области подъема материального благосостояния народа», О ней говорится следующее: при коммунизме «Семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчетов и будут, целиком строиться на чувствах взаимной любви и дружбы»31; «Те семьи, которые проживают еще в переуплотненных и плохих жилищах, получат новые квартиры. В итоге второго десятилетия каждая семья, включая семьи молодоженов, будет иметь благоустроенную

квартиру»32. Приведем еще одну цитату из Программы КПСС, в которой содержится идея ранних работ К.Маркса и Ф.Энгельса о переходе при коммунизме к общественному воспитанию детей: «Обеспечить счастливое детство каждому ребенку - одна из наиболее важных и благородных задач строительства коммунистического общества. Дальнейшее широкое развертывание сети детских учреждений создаст условия для того, чтобы все большее число семей, а во втором десятилетии - каждая семья имела бы возможность по желанию бесплатно, содержать детей и подростков в детских учреждениях. Партия считает необходимым, сделать все возможное, чтобы уже в ближайшие годы полностью удовлетворить потребности в дошкольных учреждениях.

В городе и деревне будет обеспечено: полное и бесплатное удовлетворение потребностей населения в яслях, детских садах и площадках, в школах с продленным днем, в пионерских лагерях; массовое развертывание сети школ -интернатов с бесплатным содержанием детей; введение во всех школах бесплатных горячих завтраков, продленного школьного дня с предоставлением учащимся бесплатных обедов, бесплатное снабжение школьной одеждой и учебными пособиями»33.

Иными словами речь идет о бесплатном содержании и внесемейном воспитании и социализации детей в разнообразных детских, а затем профессиональных учебных заведениях.

В последней Конституции СССР, принятой в 1977 году, непосредственно семье и семейным отношениям посвящалась специальная статья. Ее суть: брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье».34

Помимо этой статьи, в Конституции СССР декларировались права на личную собственность и ее наследование, пожизненное наследуемое владение земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 1 \), провозглашались равные права мужчин и женщин во всех отраслях жизнедеятельности, защита здоровья женщин и материнства (ст. 35), права граждан на труд (ст. 40), отдых (ст. 41), охрану здоровья, запрещение детского труда, не связанного с

w Семашко НА. Еще о больном вопросе. - Коммунист, 1920, № 3-4 - С 21

31 Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Издательство политической

литературы, 1972. - С. 65.

. * Там же, С.94. * Там же, С. 98. "' Сшод законов СССР. - Том 1, 11 полугодие 1989г. -С24.

27

обучением и трудовым воспитанием (ст. 42), права на охрану здоровья в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, также потери кормильца (ст. 43), жилище (ст. 44), бесплатное образование (ст.45), личные права и свободы. Каждая из перечисленных выше статей содержала конкретные нормы либо механизмы реализации. Так, например, право на труд обеспечивалось гарантированным трудоустройством, оплатой труда не ниже установленного государством минимума, бесплатным

профессиональным обучением и др. В праве на отдых регламентировалась продолжительность рабочего дня и рабочей недели для рабочих и служащих, сокращенный рабочий день для ряда профессий и производств, сокращенная продолжительность ночных смен, предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, развитие сети культурно-просветительских и оздоровительных учреждений и др.

В статье 1 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье в наиболее четком и концентрированном виде изложены идеологические подходы КПСС к семье и браку. К числу основных задач советского законодательства о браке и семье отнесены такие задачи, как дальнейшее укрепление советской семьи, основанной на принципах укрепления коммунистической морали, построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчётах чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи, воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду и подготовка детей к активному участию в строительстве коммунистического общества.35

В числе перечисленных выше и ряда других норм социальной политики, можно выделить нормы, напрямую относящиеся к семье как к особому социальному институту. Как правило, они адресованы семьям с несовершеннолетними детьми. Например, в материалах XXIV съезда КПСС отмечалось: «В девятой пятилетке предусматривается ввести пособия на детей для малообеспеченных семей трудящихся. ... ввести пособия на детей для семей, в которых, совокупный доход (включая все виды доходов) в расчете на одного члена семьи не превышает 50 рублей в месяц».

К концу 80-х годов в России сложились три основных формы государственной семейной политики: •

1) прямая денежная помощь семье (пенсии и многочисленные пособия на детей в связи с рождением и воспитанием детей);

2) льготы различным типам семей, имеющим детей (трудовые, налоговые, пенсионные, кредитные, по оплате услуг детских дошкольных учреждений, оздоровительных учреждений для детей и

др);

3) натуральные выплаты на детей (наборы предметов детского приданого, бесплатные лекарства, бесплатное детское питание, бесплатные школьные завтраки, бесплатные путевки в санатории и

др.).

Финансирование этих основных фэрм государственной семейной политики осуществлялось, в основном, за счет средств государственного бюджета, а также Фонда социального страхования, Фонда всеобуча, средств фондов социального развития предприятий, учреждений, организаций.

Согласно справке Минфина СССР в 1989 году расходы государства на оказание прямой государственной помощи семьям с |детьми составили 22 млрд. рублей, в т.ч. i,3 млрд. на выплату пособий на детей, 2,7 млрд. на выплату пенсий на детей, 10 млрд. 'Рублей - на льготы по обслуживанию детей (оценка) и 2 млрд. рублей на натуральные выдачи (оценка).37 Наибольшее развитие в {советский период получила выплата пособий на детей. К концу 80-х кодов пособия выплачивались практически на каждого ребенка в розрасте до 16 лет. Согласно данным из сборников «Народное [хозяйство СССР», выпускаемых Госкомстатом СССР, а также ведомственной информации Госкомтруда СССР расходы на выплату |лособий в СССР постоянно увеличивались:

1940 год - 0,2 млрд. рублей; г 1960 год -1,0 млрд. рублей; 1970 год - 1,3 млрд. рублей; 1980 год - 2,6 млрд. рублей; 1985 год - 4,9 млрд. рублей; 1987 год - 5,3 млрд. рублей;

1990 год - 7,6 млрд. рублей;

1991 год - 21,0 млрд. рублей (ожидаемые расходы в связи с принятием постановления Верховного Совета СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране семьи, материнства и цетства») и 98 млрд. рублей - (фактические расходы с учетом введения компенсационных выплат на детей)»38.

Большое значение для семей в советский период играли

Арзамасцев АН., Берченко А.Я. Методическое пособие к изучению курса «Основы советского государственного строительства и права», - М.; Мысль, 1975. - С 136 38 Материалы XXIV съезда КПСС. Издательство политической литературы. М.: 1974, С. 178.

Справка Минфина СССР, подготовленная по запросу Совета Министров СССР. 1990. - Архив .отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная помощь семьям с детьми - основные подходы и опыт последних десятилетий Доклад Центра демографии и экологии института проблем занятости. 1992. - С. 66. - Архив отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации дерального Собрания Российской Федерации

28

29

различные льготы для женщин с детьми, особенно льготы ■ трудовом законодательстве для беременных женщин, кормящих матерей, женщин с малолетними детьми, одиноких матерей, родителей с детьми-инвалидами. Эти льготы позволяли максимально вовлечь женщин в сферу общественного труда, оставляя в то же время возможности для рождения и воспитания детей.

Важную роль в реальной социальной и семейной политике имела статья 23 Конституции СССР:

«Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.

В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов»3*.

Необходимо отметить, что расходы государства на проведение социальной политики к концу советского периода истории позволяли обеспечить реализацию этих гарантий для большинства населения, но на низком уровне. При этом сохранялись различия в предоставлении социальных гарантий между городом и селом. Низкая зарплата и распределение наиболее значимых благ и услуг через общественные фонды потребления и профсоюзы (жилье, санаторное лечение, выделение земельных участков, талонов на приобретение предметов длительного пользования и др.) позволяло контролировать условия жизни семей и влиять на их образ жизни, воспитание детей.

Нельзя недооценивать значение общественных фондов потребления в перераспределении материальных благ и услуг. Так, согласно официальной статистике, в 1989 году годовой фонд оплаты труда рабочих, служащих и колхозников составлял в СССР 255 млрд. рублей, а общественные фонды потребления -190,2 млрд. рублей,

В структуре выплат и льгот, полученных населением из общественных фондов потребления в 1989 году, 25,1 процента приходилось на просвещение, 15,1 процента - на здравоохранение и физическую культуру, 6,2 процента - на содержание жилищного фонда и 42,2 процента - на социальное обеспечение и социальное страхование, в т.ч. 30,9 процента - на пенсии и 9,9 процента - на пособии.41

На протяжении советского периода развития страны роль

м Свод.закоиов СССР, том 1, П полугодие 1989 г- С. 19.

40 Рассчитано по: Социальное развитие СССР. 1989. Статистический сборник. Госкомстат СССР. -М.: Финансы и статистика, 1991. -С 20, 59.

41 Социальное развитие СССР. 1989. Статистический сборник. Госкомстат СССР. - М.: Финансы и статистика, 1991 - C.102-f03.

30

31

общественных фондов потребления в удовлетворении семейных потребностей возрастала, а оплаты труда - снижалась. В результате семья фактически не имела возможности выбора в вопросах воспитания и социализации детей.

По расчетам некоторых экономистов42 в конце 80-х годов лишь четверть созданной стоимости передавалась работнику в виде заработной платы. Низкая зарплата не могла покрыть потребности семьи. Общественные фонды потребления и, прежде всего, бесплатное жилье, образование, здравоохранение, культурная сфера функционировали на основе остаточного принципа распределения и тоже не покрывали необходимых потребностей всех семей. При этом семья была поставлена в положение просителя, а государство -благодетеля, помогающего семье. Иными словами между (государством и семьей в советский период истории сложились т.н. патерналистские отношения.

Первая попытка периодизации развития государственной семейной политики советского периода сделана в докладе Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации «О положении семей в российской Федерации»43. В докладе выделяются" следующие три этапа развития государственной семейной политики: «С 1917 года до первой половины 30-х годов семейная политика была направлена на создание работающим женщинам условий для РОчетания материнства с трудом в общественном производстве в рамках развития социального страхования и f рудовых льгот (отпуска и Пособия по беременности и родам, оплачиваемые Перерывы на кормление ребенка...). Характерно, что все эти меры адресовались не семье, а городским женщинам-работницам, как особой социально-демографической группе населения.

Период со второй половины 30-х годов до 70-х годов можно охарактеризовать как пронаталистский, ориентированный на поощрение высокой рождаемости и многодетности. В это время были введены пособия на детей многодетным матерям..., запрещены аборты...,ужесточена процедура разводов и увеличены размеры (Климентов на детей (1939 год). Кроме этого, в порядке морального Поощрения многодетности введены награды специальными медалями Многодетных матерей «Медаль материнства» и орденами "Материнская слава», а также установлено почетное звание «Мать-(героиня» (1944 год). В 1944 году были введены пособия на детей одиноким матерям».44

Журнал «Коммунист». - № 12,1990. - С. 67.

О положении семей в Российской Федерации. - Национальный совет по подготовке и проведению Международмого года семьи в Российской Федерации. - М. Юридическая литература 1994 - 144 с Там же С. 89.

В 70-80-е годы в основу социальной политики в отношении семей были положены идеи преодоления малообеспеченности семей с детьми на основе введения пособий на детей конкретным категориям семей: малобеспеченным...(1974 год); с детьми-инвалидами (1979 год); вдовам, не получающим на детей пенсии по случаю потери кормильца (1986 год); на .детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов (1985 год). Кроме того, были увеличены Пособия одиноким матерям (1981 год).

Другая важная составляющая политики 80-х годов -пронаталисткая (как и в предыдущий период). Цель - создание благоприятных условий для роста населения и воспитания подрастающего поколения. Основная мера - отпуска и пособия по уходу за малолетним ребенком до достижения им возраста одного года (1981-1983 год), а затем - до полутора лет (1989 год).45

- В этих положениях изложена концепция и политическая практика государственной социальной политики в отношении женщин, семьи, детей и демографии советского периода. Обращает на себя внимание, что концепция и меры социальной политики носили патерналистский характер. В довоенный период - обеспечивая возможности для сочетания занятости женщин в сфере общественного труда с материнством, а в период войны и послевоенные годы - стимулируя повышение рождаембсти. То есть, очевидна сначала тендерная, а затем пронаталистская направленность политики. Все меры были адресованы, как правило, не семьям, а женщинам-матерям. При этом собственно семейная политика как бы «растворялась» в социальной политике. \

Рассмотрим партийные и правительственные документы, специально посвященные изложению целей и мер семейной политики в исторической ретроспективе. Данный подход оправдан политическими реалиями того времени: партийные и хозяйственные документы имели фактически более высокий статус, чем законы.

Так, Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении мер помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых других изменениях в законодательстве»46, уже в самом названии раскрывало цели и основные меры государственной семейной политики, ее направленность на повышение рождаемости и создание для женщин условий для сочетания общественного труда с воспитанием детей. В преамбуле данного Постановления рождение детей рассматривалось как право и обязанность женщин. Разъяснялось, что недостаточный

культурный уровень и экономическая разруха, унаследованные от дореволюционной эпохи, опасения за будущее детей, не позволили им сразу же использовать предоставленные законом права и исполнять «свои обязанности гражданки и матери, ответственной за рождение и первоначальное воспитание детей». В связи с этим с 28 ноября 1920 года было разрешено производство абортов «пока моральные пережитки прошлого и тяжелые экономические условия настоящего вынуждают еще часть женщин решаться на эту операцию». Решение о запрете абортов с 1936 года быдо принято «в связи с их установленной вредностью» и как реализация «обязанности»-женщин рожать и воспитывать детей. Данная мера являлась наиболее серьезным вмешательством государства во внутренние дела семьи в советский период и привела к росту материнской смертности от криминальных (запрещенных законом) абортов.

В развитие постановления 1936 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»47, имевший отчетливую пронаталистскую,

демографическую направленность. В преамбуле этого Указа разъяснялась цель его принятия: «забота о детях, матерях и об укреплении семьи всегда являлась одной из важнейших задач советского государства»; «во время и после войны, когда для многих семей имеются значительные материальные затруднения, требуется дальнейшее расширение государственной помощи».

В 50-60-е годы отменен запрет на аборты, были распространены трудовые льготы для беременных женщин и кормящих матерей и на женщин-колхозниц. Продолжалась выплата пособий многодетным и одиноким матерям.

Как уже было сказано раньше, в 70-е годы постепенно увеличивалась поддержка различных категорий малообеспеченных семей.

Важнейшим документом, определившим семейную, тендерную и Демографическую политику 80-х годов было Постановление ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 22 января 1981 года № 232 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей»48. В преамбуле этого Постановления сформулированы цели принимаемого комплекса мер: создание благоприятных условий для роста населения и воспитания подрастающего поколения, обеспечение рационального сочетания общественного и семейного

Там же С. 90. s Личный архив ПИ. Климантовой.

Личный архив ПИ. Климантовой ' Собрание постановлений Правительства СССР. -1981, № 13, ст. 75.

32

33

воспитания детей, уменьшение различий в уровне жизни семей в зависимости от наличия детей, создание благоприятных условий для жизни и быта молодых семей. Для обеспечения поставленных целей намечались конкретные меры по развитию материально-технической базы детских дошкольных учреждений, родовспоможения, летнего отдыха и лечения детей, государственных интернатных учреждений для детей. Предусматривались законодательные меры по распространению режимов неполного рабочего времени для женщин, высвобождению женщин с тяжелых и вредных работ, введению дополнительных отпусков. Вводились частично оплачиваемые отпуска по уходу за малолетними детьми для работающих и учащихся женщин. Для молодых семей вводились льготные ссуды на приобретение жилья и предметов длительного пользования, гарантировалось предоставление жилья молодоженам в течение одного года брака (минимум комнаты) и однокомнатной квартиры в первые три года после рождения ребенка. Планировались меры по развитию торговли, бытового обслуживания семей. С полным основанием это постановление можно назвать программой развития государственной семейной политики 80-х годов.

Очевидно, что его концепция была основана на марксисткой теории и приоритетах общественных интересов над личными и семейными интересами, выравнивания условий для содержания и воспитания детей во всех семьях с детьми на основе развития общественного бесплатного воспитания детей. Основные финансовые ресурсы направлялись на развитие общественной инфраструктуры воспитания и социализации детей. Предусматривалось сокращение малообеспеченности семей с детьми путем введения пособий на детей из семей с низкими доходами. Государством ставилась цель увеличения численности населения путем создания для работающих женщин условий для сочетания материнства с трудом в общественном производстве за счет продолжительных оплачиваемых отпусков по уходу за малолетними детьми и других трудовых льгот.

Необходимо особо подчеркнуть, что практически во всех государственных и партийных документах касающихся государственной семейной политики советского периода на первое место были вынесены меры по обеспечению условий для общественного воспитания и социализации детей. Выделялись специальные средства на строительство родильных домов, детских дошкольных учреждений, школ, внешкольных учреждений и т.п.

Оценивая эффективность государственной семейной политики 80-х годов XX века, следует отметить, что, несмотря на предпринятые меры, не удалось в полной мере решить поставленные перед ней задачи преодоления малообеспеченности и низкого уровня доходов большинства семей с детьми, выравнивания стартовых условий

социализации детей. Согласно докладу Госкомстата СССР в 1988 году минимальный потребительский бюджет составлял 78 рублей в месяц. Численность населения с доходом ниже прожиточного минимума составляла в этом году 41 млн. человек или 14 процентов общей численности населения. Из них 20,5 млн. человек проживало в многодетных семьях, 12,3 млн. человек в молодых семьях и 8,5 млн. человек составляли семьи пенсионеров49. В 1989 году за чертой бедности (минимальный потребительский бюджет - 93 рубля в месяц) находился 51 млн. человек (18 процентов населения). В 1990 году (минимальный потребительский бюджет 180 рублей в месяц) их стало уже 90 млн. человек (треть населения).50

Не была полностью решена и задача удовлетворения потребностей семей в детских дошкольных учреждениях. Не удалось также реализовать гарантии обеспечения комнатами и квартирами молодых семей. Причина этого - остаточный принцип выделения средств для развития социальной сферы и их недостаточность для решения поставленных задач.

В то же время, благодаря мерам государственной семейной политики удалось отчасти реализовать демографические цели -добиться на короткий период увеличения рождаемости и естественного прироста населения. Число родившихся в Российской Федерации увеличились с 2,2 млн. человек в 1979-1981 годах до 2,3 млн. человек в 1982 году и 2,5 млн. человек в 1983-1986 годах, упав затем до 2,3 млн. человек в 1987 год^и 2,2 млн. в 1989 году.51 В то же время к последствиям роста населения государство оказалось не готово. Это определило обострение ситуации с решением жилищной проблемы, дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, рост числа детей, обучаемых во вторую смену и др. проблемы того периода.

Росту рождаемости в 80-е годы в первую очередь

способствовало введение частично оплачиваемых отпусков по уходу

за детьми и существенное увеличение их продолжительности, другие

трудовые льготы для женщин-матерей. Другими причинами явилась

многочисленность поколений фертильного возраста в середине 80-х

годов (очередная демографическая волна - дети многочисленного

поколения послевоенного периода «бэби-бума» 50-х годов) и массовая

практика реализации репродуктивных планов семей в более короткое

время, за счет сокращения интервалов между рождениями детей

отпуска до 1,5 лёт позволяли родить подряд 2-3 ребенка, не потеряв

Доклад Госкомстата СССР от 25 апреля 1991 года «О распределении населения по среднедушевому доходу в 1990 г. и денежных доходах семей в 1 квартале 1991 года». - С. 2.

Там же С. 4. ' Демографический ежегодник СССР. 1990, - М.: Финансы и статистика, 1990. - С. 91.

35

трудового стажа и места работы).52

Концепция и меры государственной, семейной политики советского периода имели законодательное оформление, финансовое, научное и кадровое обеспечение. Проблемы семьи, хотя и не вполне адекватно, отражались в грсударственной статистике, социологических и других научных исследованиях, в средствах массовой информации.

Управленческие функции по проведению семейной политики осуществлялись через организационно-методическую,

координационную и консультативную деятельность Госкомтруда СССР, ВЦСПС, Пенсионного фонда СССР, Фонда социального страхования СССР, Минобразования СССР, Минздрава СССР, министерств социального обеспечения союзных республик и вертикальных структур этих министерств и ведомств, в т.ч. в исполкомах Советов народных депутатов. Причем эти функции реализовывались наряду с другими, более значимыми функциями, и были недостаточно организационно оформлены.

Только в 1989 году, впервые в истории страны, было сформировано постоянно действующее высшее звено управления социальной политикой в отношении семьи, женщин, охраны материнства и детства, представленное Комитетом Верховного Совета СССР по делам женщин; охраны семьи, материнства и детства и Отделом Совета Министров СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства. Аналогичные структуры стали создаваться в союзных республиках, в т.ч. в РСФСР.

Завершая обзор государственной семейной политики советского периода развития можно сделать следующие выводы.

Государственная семейная политика оформилась в советский период в виде относительно самостоятельной области социальной политики. Ее концепция сформировалась под влиянием марксистско-ленинской теории построения коммунистического общества. Стратегические цели семейной политики базировались на идее постепенного перехода к внесемейному, общественному воспитанию детей, «освобождению» женщин от домашнего хозяйства и всеобщему, вовлечению в сферу общественного труда. Реализация этой идеи привела к созданию мощной общественной инфраструктуры воспитания и социализации детей, функционирующей за счет общественных фондов потребления.

Одновременно проводилась пронаталистская политика повышения рождаемости в семье путем материальной и моральной поддержки многодетности, преодоления малообеспеченности семей за счет пособий и других льгот семьям с детьми. Семья была

52 Современная демография. - Под ред. Кваши А.Я., Ионцева В.А. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1995. -С. 186-187.

36

поставлена в зависимое положение от государства, не могла самостоятельно существовать без его поддержки.

Следует отметить как положительный момент государственной семейной политики советского периода ее последовательность, единство теоретических, концептуальных подходов и политической практики.

Необходимо особо подчеркнуть, что государство переложило значительную часть обязанностей и материальных затрат на воспитание и социализацию детей с семьи на многочисленные и разнообразные государственные учреждения.

Другой особенностью государственной семейной политики советского периода являлось единообразие ее концепции и мер на всех уровнях власти и управления: во всех союзных республиках и всей территории СССР, несмотря на существенные различия между городом и селом, особенности демографического развития, национальные, культурные и конфессиональных различия и другие факторы.

Контрольные вопросы

Основные приоритеты и особенности государственной семейной политики советского периода.

Основные формы государственной семейной политики конца 80-х годов XX века, источники их финансирования.

Основные положения государственных и партийных документов в сфере государственной семейной политики советского периода.

Итоги реализации государственной семейной политики в советский период.

Основная литература

1. ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Маркс К., Энгельс Ф., Собр. Соч. т. 21.

2. О положении семей в Российской Федерации. Доклад Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1994.

3. Антонов АИ., Медков В.М, Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1978.

4. Климантова Г.И. «Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России» М Триада лтд 2001.

5. Жуков В.И. Россия. Состояние. Перспективы. Противоречия развития М., 1995.

6. Эволюция семьи и семейная политика в СССР (Отв. ред. А.Г. Вишневский, М.: Наука, 1992).

Дополнительная литература

1979
' 1. Павленок П.Д. Основы социальной работы: учебник. М.: ИНФА4/1, 1999. 2. ХарчевА.Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Мысль,

37

3. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. Отв. ред. Р.С. Батыгин. М.: Наука, 1989.

4. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: Центр социального прогнозирования, 2003.

5. Антонов АИ., Сорокин С.А. «Судьба семьи в России XXI века», М., 2bOO.

6. Наталья Рймашевская, Дана Ваной и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. Academia, 1999.

  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации