Шпоры к экзамену по истории психологии - файл n1.docx

приобрести
Шпоры к экзамену по истории психологии
скачать (129.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx130kb.16.09.2012 15:18скачать

n1.docx

  1   2   3   4

1.История психологии как наука. Предмет и задачи истории психологии.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.

Предмет истории психологии - изучение становления представления о психический реальности на раз-ных этапах развития научного знания, История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения предмета: душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний. На современном этапе развития науки возникает тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью:

Основные задачи предмета истории психологии

1. Диализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрении научного, и не житейского или религиозного подхода и изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тел взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии,

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

2} тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.


2.Закономерности историко-психологического процесса.

Общей и основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба идей, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики. Материалистический подход направлен на причинное объяснение психики. Развитие материалистических представлений тесно связано с успехами в естествознании. Наивысшей формы они достигают в психологии, базирующейся на философии диалектического и исторического материализма.

В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира, обособлялись от него, превращались в особую — духовную — субстанцию, которая и по своему происхождению, и по своим свойствам, и по методам познания противопоставлялись материальному миру и практике. В идеализме психика предстает как особая духовная деятельность, отрешенная от всяких материальных связей, изучаемая абстрактно, «...так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой».

Разделение психологии на материалистическую и идеалистическую проходит через всю историю развития психологии. При этом каждое из направлений вносит свой вклад в познание психического. Так, идеалистические концепции заостряют внимание на проблеме качественного своеобразия психики в отличие от материальных процессов, проводят идею активной деятельной природы духа. Важной закономерностью развития психологической науки является ее направленность на выработку единой теории. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии в начале XX в, когда психология осознала, что для нее очень важно найти общий объяснительный принцип. Возникшие тогда новые направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.) претендовали именно на такую теорию. Выготский выявил закономерную общую линию в их развитии: от частных открытий в конкретной области к возникновению общих принципов и распространению их на всю психологию и превращение в философскую систему и даже в мировоззрение, показав, что ни один из этих принципов не удовлетворяет статусу единственной теории в психологии. Объективная потребность в ней остается важной движущей силой исторического процесса.

Предпринимаются попытки применить к истории психологии концепцию развития науки Т. Куна, использовать другие достижения в области философии науки.


3.Движущие силы и причины исторического развития психологических идей.

Психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые "находятся под господствующим влиянием экономического развития". Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С. Выготский: "Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.п. - все это может быть объяснено на почве связи данной науки: 1) с общей социально-культурной подпочвой эпохи; 2) с общими условиями и законами научного познания; 3) с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования".

И. Лакатос ввел понятия "внутренняя" и "внешняя" история науки, понимая под внутренней историей ту ее часть, которая вычленяется, опираясь на собственные критерии научности, стандарты рациональности. Признавая невозможность отделения научного знания от культуры в целом, Лакатос считал, что детерминирующее воздействие на его развитие оказывают только когнитивные факторы, наука обладает своей внутренней историей. Интерналистский подход к проблеме факторов развития научного знания критикуется сторонниками другого - экстерналистского - подхода, в соответствии с которым историю науки нельзя объяснить без обращения к социальным факторам, поэтому они должны быть использованы при теоретической реконструкции исторического процесса развития науки. В связи с этим невозможно провести жесткую границу между внутренней и внешней историей науки.

Анализ развития психологических знаний требует изучения исторического фона. Анализируя творчество З. Фрейда, К. Нири пришел к выводу, что "Толкование сновидений" является главным источником сведений о тех социальных и политических впечатлениях, которые с раннего возраста формировали мышление и мировоззрение создателя психоанализа".

История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, и др. наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях. Во-вторых, в психологии использовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики обусловило возникновение механистической модели поведения животных Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, "ментальной физики" Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что "будущее психологии - это прежде всего ее собственное развитие".

Учитывая связи психологии с другими науками и обусловленность ее развития социокультурными факторами, необходимо раскрыть собственную логику развития ее идей как объективный процесс.


4.Принципы историко-психологического анализа.

Методология историко-психологического исследования основывается на марксистско-ленинской философии в целом, открытых ею законах развития общества и человеческого познания и ее принципах анализа истории науки.

Важнейшим из них является принцип историзма. Он требует не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.

В историческом исследовании этот принцип становится основополагающим. Он требует от историка рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания.

В соответствии с принципом историзма производится и оценка прошлого. Одновременно должна быть раскрыта неизбежная ограниченность любого этапа в развитии знания в сравнении с более поздними его этапами. Нарушением принципа историзма в понимании прошлого являются презентизм и антикваризм. Презентизм ограничивает историческое исследование лишь тем, что обладает значимостью для настоящего этапа развития науки и вместо изучения исторического процесса развития науки во всей его полноте ориентируется на выделение лишь таких фрагментов его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам. Однако выборочный подход не может быть взят на вооружение, когда целью становится воссоздание истории науки в целом. Презентизм приводит к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма.

Противоречит ему и антикваризм, т. е. такой подход, который рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, окаменевшее.

Отступлением от принципа историзма являются односторонность и схематизм изображения событий прошлой истории. В то же время требование целостности и конкретности, предъявляемое к исторической мысли, не только не исключает, но обязательно предполагает выявление в изучаемом явлении общей закономерности. Любое обобщение истории науки начинает пониматься не как застывшая структура, а исторически, т. е. в своем подлинном значении, как этап на бесконечном пути научного познания.

Историко-психологическое познание требует выявления социально-политической направленности, идеологической сущности психологических идей, что позволяет оценить их более адекватно. Внимание к идеологической стороне психологических знаний способствует углублению понимания их собственно научного содержания: включение психологических концепций в контекст социальной жизни означает в то же время и проверку их истинности критерием социальной практики.

Как показали исследования М. Г. Ярошевского, в становлении научной картины психической жизни ключевая роль принадлежит принципу детерминизма. Принцип детерминизма требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Согласно Ярошевскому, в истории представлены разные типы детерминизма: предмеханический, механический, биодетерминизм, психодетерминизм, социодетерминизм. Каждый из них противостоит индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих спонтанно.

Принципы историко-психологического исследования в совокупности с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития «психологии.



5..Методы исторического исследования психологических событий; источники истории психологии.

Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы.

Принцип историзма - рассмотрение определенного отрезка развития науки в контексте социокультурных условий, зависимость его от общей ситуации в науке в целом и в изучаемой науке в частности через сопоставление с предыдущими накопленными в изучаемой области знаниями.

Детерминизм - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Методы истории психологии

Теоретическая реконструкция – метод, заимствованный из других наук) - предполагает описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получении, обоснования и систематизации психологического знание. Результатом этого исследования является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и особенностей той или иной школы, разработанных и используемых ею способов производства научных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики.

Изучение архивных материалов - поиск научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и примечаниями.

Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории.

Анализ научных ссылок - установление частоты 'дотирования научных трудов с целью получения сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии являются материалы, в которых собран весь исторический процесс психологических знаний, труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы.

Важным источником развития психологических знаний является общественная практика —медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т. п. К настоящему времени наиболее освоенной психологами областью оказалась медицина, особенно психиатрия. Источником психологических знаний являются также другие науки — естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения историка психологии к истории других наук.


6.Развитие донаучных представлений человека о психике.

Первобытные представления о психике возникли в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя, как части окружающего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

Анимизм (от Лат. - душа) был одним из первых мифологических учений о душе в античной философии и рассматривал психику человека с точки зрения мифологии и психологии богов. Душа понималась как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием.

Переход от анимизма к гилозоизму ознаменовал революцию в античной научной мысли. В гилозоизме весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось -все они рассматривались как порождения единой живой материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы.


7.Материалистические учения о психике в античной психологии.

Гераклит.

1. Представление о душе: душа («психей») является «искоркой» космоса, который определялся как >вечно живой Огонь'. Всё окружающее человека и сам человек подвержены вечному изменению. Единым и для души, и для космоса является закон, согласно которому нет беспричинных явлений и все они являются неотвратимым результатом столкновения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не знают.

2. Теория познания Гераклита; процесс познания означает т уход вглубь собственных мыслей и переживаний и полное отречение от всего внешнего, а предполагает познание закона Логоса, по которому явления переходят друг а друга и малый мир отдельной души идентичен макрокосму Всего миропорядка; следовательно, постигать свою душу - значит углубляться в закон (Логос),

Демокрит.

1. Понятие о мире и душе: все сущее состоит из атомов - мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Душа является материальным веществом, состоящим из самых мелких круглых, гладких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Душа движет телом посредством движения мелких атомов огня. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают, т. е. душа также смертна, как и тело.

2. Учение о психических процессах основано на понимании человека как соединений определенных атомов друг с Другом. Восприятие есть взаимодействие атомов предметов, которые воспринимает человек, и его органов чувств. От предмета исходят определенные атомы, копии, «эйдолы», которые по внешнему виду подобны самому предмету. Из органов чувств направляются встречные потоки атомов души, которые улавливают образы, или эйдолы, от предметов. Получается отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Видения у человека возникают в результате вхождения в него образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств.


8.Идеалистические учения о психике в античной психологии.

Понятие о душе у Платона неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является небытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.

Процессы познания. Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации. Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.

Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.

Аристотель впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души.

1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, кото-рое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

9.Развитие психологических знаний в средние века.

Период Средневековья начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Естественно-научное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки,

Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии,

Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входил! бы в противоречии с официальной наукой - богословием, В связи е этим представления о душе в психологии носили этика-религиозный характер в течение всего средневекового периода, После начального этапа развития психология напала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. ВХН-Х1П вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.

Аврелий Августин был крупнейшим христианским мыслителем эпохи Средневековья. Его философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона. Предметом познания является Бог, и в то же время он выступает и в качестве причины познания, помогая находить людям правду. Душа определяется как самостоятельная субстанция, которая не является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пассивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей. Познание истины о Боге может осуществляться только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось преобладание веры над разумом и иррационально-волевых факторов над рационально-логическими в процессе познания.

Фома Аквинский основал свою философскую концепцию понимания души на аристотелевском понимании пассивной материи и активной формы. Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Душа - это формирующий принцип, дающий основу всей человеческой жизни. Различаются три типа души (по аналогии с аристотелевской): вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая растениям; сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, произвольными движениями; разумная душа, присущая только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души. Источником познания считаются не божественные идеи, но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь материал познания появляется из чувств, а интеллект, разум обрабатывает этот материал дальше.


10.Развитие психологических знаний в эпоху Возрождения.

Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, очищение античной картины мира от «средневековых варваров». Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его пониманию души в трактате «О душе», и здесь начинаются споры и разногласия. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души - главного вопроса в церковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разделял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть души, бессмертным, а вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании.

Леонардо да Винчи считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца.

Хуан Луис Вивес в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.

Хуан Уарте , в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

В целом этап развития психологии в эпоху Возрождения можно охарактеризовать, с одной стороны, как возвращение к традициям и ценностям античной философии и психологии с их антропоцентризмом и определением души как главного предмета изучения, но с другой -и возникновением принципиально новых, неизвестных античным философам и мыслителям особенностей понимания человеческой природы, как, например, примат творчества и творца над всеми остальными элементами мироздания.


11.Выделение сознания как критерия психики. Психологические аспекты философской концепции Р. Декарта.

Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное— бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность— главный пункт учения Декарта.. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Схема рефлекса сводилась к следующему: внешний импульс приводит в движение частицы, называемые «животными духами». Далее посредством этого внешнего импульса «животные духи» заносятся в мозг по «трубкам*, из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.

Рене Декарт первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как «тела-машины» и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание.

Объяснение сосуществования в организме души и тела как независимых субстанций основано на принципе психофизического взаимодействия: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой -тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним.


12.Выделение сознания как критерия психики. Психологические аспекты философской концепции Б. Спинозы.

Бенедикт Спиноза, нидерландский философ.

Теория познания. Существует четыре способа познания: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины. На основе этих четырех способов познания Спиноза выводит три типа познания:

1) познания первого рода - это мнение и воображение, которые существуют в виде образов. Эти познания являются смутными и искаженными, а также дают лишь абстрактные знания;

2) познания второго рода - это общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов;

3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве.

Теория аффектов. Аффекты определяются как естественные проявления природы, и их необходимо рассматривать с двух точек зрения. С точки зрения мышления аффекты - это ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается неадекватная реальной способность тела существовать и действовать, а с точки зрения протяжения аффекты - это состояния тела, в которых вследствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этих тел существовать и действовать.

Выделяются три первичных аффекта: желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Все многообразие прочих эффектов образуется на основе этих трех по следующим принципам: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание или по ассоциации.

Спиноза определяет страсти, эмоции, аффекты как основную причину несвободы человека, так как поглощенность ими не дает возможности понять их причины. Только отказ от эмоций обусловливает человеческую свободу и дает представление об истинной силе и возможностях, показывая человеку, что зависит от его воли, а что - от сложившихся обстоятельств. При этом свобода понимается не как возможность следовать своим аффектам, а как возможность познания необходимости и подчинение этой необходимости. Свобода - это освобождение человек от влияния на него инстинктов, или страстей.


13.Становление эмпирической психологии в философских учениях XVII в.

Томас Гоббс, как и Спиноза и Лейбниц, критиковал дуализм Рене Декарта. При этом Гоббс выстроил свою, отличную от предыдущих критиков теорию о природе человека.

Гоббс считал, что мир наполнен только материальными телами, которые существуют и двигаются по законам механики. На основании этого он делает вывод, что и все психические явления, существующие в природе, материальны и подчинены этим законам.

Создавая на основе такого понимании природы свою теорию познания, Гоббс описывает и ощущения, которые, по его мнению, возникают только благодаря воздействию на них внешнего материального объекта. Вслед за ощущением возникает представление, которое, будучи произведенным по закону инерции и являясь ослабленным следом самого ощущения, образует за собой цепь мыслей, а они, в свою очередь, следуют друг за другом в таком порядке, в котором возникали первичные образы, т, е. ощущения. Этот процесс впоследствии стал называться ассоциацией.

Ведущим в познании, по мнению Гоббса, является не разум, а опыт, разум является лишь продуктом ассоциации, которая возникает в результате взаимодействия организма с материальным миром. А это и есть опыт. Таким образом, опыт первичен. Такое противопоставленное рационализму понимание основы познания впоследствии стало называться эмпиризмом, и именно Томас Гоббс заложил основы эмпирической психологии.

Джон Локк развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом Гоббсом, и эмпирической психологии, начало которой положил Ф. Бэкон.

Понятия сознания и опыта. Основой формирования сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Декарта), а источником опыта всегда являются ощущения и рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, доставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внутренние ощущения) доставляются до сознания с помощью рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размышлений ума. Этот процесс получил название интроспекции и стал основным методом практического изучения содержаний сознания в интроспективной психологии.

Понятие души. Принцип наблюдения применялся и к изучению души. Душа, как и все в сознании человека, является «чистым листом», и все содержания души возникают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, божественных идей. Душа рассматривается как пассивная, но способная к восприятию среда.

Понятие ассоциации. Ассоциации - это неверное соединение идей, которые, будучи изначально никак между собой не связаны, в сознании некоторых людей соединяются и начинают работать как единое целое, сопровождая друг друга. Примером такой связи, т. е. механизма ассоциации, могут являться симпатии и антипатии, вызванные теми или иными людьми. Причиной установления такой связи может являться сила воспитания и привычки, т. е. внешний источник, прошедший через сознание, а способом избавления от ассоциации - время.

Теория идей. Под идеями понимается элемент всякого знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость, мышление, движение, человек, войско и т. п.). Источником идеи является как внешний опыт, обеспечиваемый и ощущениями, так и внутренний - производимый рефлексией. Выделяются два вида идей: простые, которые содержат только одно представление или восприятие и приобретаются посредством ощущения или рефлексии, и сложные, представляющие собой сочетание простых идей через механизм ассоциации.


14.Становление ассоциативной психологии в философских учениях XVIII в.

Теория Д. Гартли принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма. Целью теории Гартли было установить точные законы поведения людей и на основе этого знания научиться управлять ими, создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество.

Учение о психике основано на ньютоновском понимании человека: психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Существует поэтапная схема работы организма, где ключевым понятием является вибрация. В психике выделяются два круга вибраций -большой и малый.

Психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени. Функцией большого круга вибрации является регулирование поведения.

Между вибрациями большого и малого кругов существует тесная взаимосвязь: вибрации большого круга вызывают вибрации в малом, оставляя там следы разной силы, и чем сильнее след от вибрации, тем лучше человек их помнит.

Три основных простейших элемента душевной жизни:

1) ощущений, формирующихся на основе вибрации органов чувств;

2) представлений (идеи ощущений), основанных на вибрации следов предмета в малом круге, происходящих в отсутствие самого предмета;

3} чувств, отражающих силу вибрации.

Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе элементов и этого психологического механизма ассоциаций лежат вибрации.

Юм делит все состояния сознания на «впечатления» и «идеи», их отражения. Идеи — это более слабые впечатления, которые мы используем в мышлении и рассуждении. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает их классификацию. Ассоциации случайные и неправильные суть только ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени, а сочетания идей естественные и правильные — это ассоциации по закону сходства и причинности. Все эти ассоциации встречаются в повседневной жизни. Они же лежат в основе научного мышления.

Д. Беркли, так же как и Локк, ориентировался в своих трудах на Ньютоновские представления, но стремился доказать производность физического пространства от сознания. Сознание есть то, что человек воспринимает.

Источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт, который состоит из непосредственно испытываемых субъектом ощущений - зрительных, двигательных, мышечных, осязательных. Реальность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. Свою теорию познания Беркли назвал теорией зрительного восприятия пространства. Согласно этой теории Беркли представлял зрительное восприятие как комбинацию зрительных и осязательных ощущений, происходящих от движений глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и тем самым подчеркивал его знаковый характер.

Анализ чувственных признаков, участвующих в построении образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал мало изученные в прежних теориях особенности восприятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его субъективно-идеалистической доктрины о том, что сознание есть то, что попадает туда посредством восприятия.


15.Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в.

В эпоху Просвещения активно развивалась французская эмпирическая психология, отличительными чертами которой стали внимание к проблемам активности человеческого сознания и зависимость ее от общественных условий. Французские сенсуалисты выступали против любых учений, рассматривающих человека и природу как субъект, на который могут влиять некие силы, не выводимые из опыта и разума. Развитие психологической мысли и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом направлении, представителями которого являются Кондильяк, Ламетри, Кабанис, психика определялась как функция высокоорганизованной материи - головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые ранее определялись как создания души, имеющей бестелесную, божественную природу. Второе направление (Гельвеций, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро), представляло индивидуальную психику как результат влияния социальных условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества.

Теории французских материалистов эпохи Просвещения оказали существенное влияние и подготовили почву для дальнейшего развития психологии, физиологии, нейрофизиологии и других наук о природе человека. В своих теориях они утвердили принцип целостности человека, выражавшийся в нераздельности психических явлений и мозга, который их производит, а также отстаивали нераздельную связь человека с социальной и культурной средой. В учениях французских материалистов впервые среда и наследственность рассматривались как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка и влияющие на формирование всех его способностей.

Французский сенсуализм провозгласил чувственный опыт единственным источником рационального знания об окружающем мире.

Кондильяк выделял лишь один источник опыта - ощущение, а первичным ощущением, на котором основано все человеческое восприятие и, следовательно, опыт, является обоняние.

Через силу воздействия организма на предмет или, наоборот, предмета на организм вначале появляется внутреннее проживание этого воздействия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью проекции этих внутренних ощущений появляется понимание и осмысление этого предмета как части окружающей среды.

Понимание Кондильяком мышления опирается на позиции материалистического сенсуализма, и не делается различия между мышлением и ощущением. Более того, мышление не только основывается на ощущении, но представляет собой разновидность самого ощущения.

Предметом исследований К. Гельвеция является проблема — откуда берется неравенства умов, зависит ли оно от различий в организации, т. е. от природы, или только от воспитания. В связи с решением этого вопроса Гельвеций развивает следующие психологические идеи. Человек рождается со способностью ощущать и сохранять ощущения, т. е. с памятью. Гельвеций показывает, как только из ощущений формируются интеллектуальные способности, все умственные операции — сравнение, суждение— сводятся к ощущению. Выносить суждения — значить ощущать. Гельвеций игнорирует качественное своеобразие мышления. Выполнять все умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания. Внимание предполагает усилие. Делать это усилие побуждает интерес: человек, лишенный желаний, не будет проявлять внимания. При одинаковой заинтересованности в познании каких-либо явлений люди обнаруживают одинаковую способность напрягать внимание, Интерес предполагает стремление к счастью. Счастье — это физические удовольствия. В них начало всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви к ближним и др. Случай и стремление к славе —две причины неравенства умов.



16.Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII – первой половины XIX в.

Система X. Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Этот компромисс выразился уже в разделении X. Вольфом психологии на две науки: эмпирическую и рациональную. В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души. Однако эмпирия Вольфа была очень скудна. Вольф смутно указал на возможность измерения в психологии. Величину удовольствия можно измерять осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить. Однако дальнейшие шаги в этом направлении были подавлены отрицательным отношением к ним И.Канта. Предметом рациональной психологии были спекулятивные рассуждения о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии души. Именно в рациональной психологии X. Вольф выдвинул теорию способностей, продолжив различение в душе познавательных и желательных способностей, которое проводилось в Средние века. Способности — это направления деятельности души. Они — голые возможности.

В психологии получили развитие следующие идеи И. Канта. Его считают основателем учения о трихотомии души: подразделение душевных состояний на познавательные чувства и волю. Еще раньше немецкий философ и психолог И. Тетенс впервые выделил чувство (в значении «эмоция» в качестве самостоятельной душевной способности, но это открытие обычно приписывается Канту).

И.Г.Фихте находился под непосредственным влиянием Французской революции. Развил идеи об активности субъекта, его «Я», о деятельности субъекта, о деятельной стороне субъекта, трактуя ее идеалистически. По Фихте, есть безусловная абсолютно творческая способность — «разумная воля», которая реализуется в эмпирическом человеческом существе и отличает человека от других явлений природы.

Ученик Фихте - Ф.В.Шеллинг выступил с критикой субъективизма Фихте и, в отличие от него, рассматривал душевную жизнь в контексте учения о природе. Природа телеологически связана с духовным. Шеллинг видит духовное в процессах магнетизма, в электричестве, химических реакциях, но особенно в органической природе, которая развивается от растений к человеку. Человек является связующим звеном двух миров — природы и духа. Шеллинг проследил развитие сознания от ощущения до воли. Целью и высшей деятельностью «Я», по Шеллингу, является искусство. Теоретическое и практическое, разум и нравственность, природа и дух, бессознательное и сознание утрачивают свою противоположность в искусстве как высшей деятельности «Я». Выше теоретического познания и практического удовлетворения стоят блаженное наслаждение красотой и художественная фантазия.


17.Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX в.

И.Ф. Гербарт – основоположник немецкой эмпирической психологии.

Гербарт выступил против теории способностей Вольфа, которую считал чисто словесной, уводящей исследователя от изучения явлений сознания, доступных наблюдению, а также потому, что считал неправильным разделение всей душевной деятельности на изолированные самостоятельные функции. Душевная жизнь — это единая связанная цельность.

Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания.

Факты сознания, т. е. состояния сознания, выступают исходным пунктом всякого психологического исследования. Методами, открывающими эти явления, являются самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Однако с их помощью нельзя объяснить душевные процессы и, следовательно, получить научного знания о них, в то время как задачей психологии является объяснить человеку, каков он есть. Эксперимент в отношении явлений сознания, по мнению Гербарта, абсолютно неприменим: Психология не смеет экспериментировать над людьми. Чтобы превратить психологию в науку, необходимо применить математику: только математика придает точность нашим определениям и делает возможной их проверку.

В связи с обоснованием возможности применения в психологии математики Гербарт развивал следующие психологические идеи. Элементом душевной жизни он считал представление. Представления — это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют не только качественные особенности, которые делают отличным одно представление от другого, но также и количественные характеристики. Количественная характеристика представления — это его сила, показателем силы выступает ясность. Представления — это динамические силы, они вступают во взаимодействие друг с другом. В результате количественная сторона представлений изменяется. В сознании происходит постоянная борьба между представлениями.

Психология И. Гербарта складывается из двух частей — «статики духа» и «динамики духа». Предметом статики духа являются данные, полученные в результате измерения представлений в условиях их равновесия, т. е. в период покоя. Предмет динамики духа составляет выяснение условий движения представлений в сознании. В статике духа развивается учение о представлениях, устанавливаются различные типы связей между ними, описываются области и пороги сознания

В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания — здесь располагаются представления, имеющие свойство ясного сознания; сознания — здесь находятся менее ясные представления; темные, подавленные другими представления становятся бессознательными. В разные моменты времени одно и то же представление может пребывать в разных областях сознания.

Другим представителем немецкой эмпирической психологии XIX в. был Р. Г.Лотце (ученик Гербарта). В «Медицинской психологии или психологии души» Лотце развивал теорию пространственного восприятия. Он считал, что восприятие пространства осуществляется только с помощью зрения и осязания. Способность восприятия пространства складывается в опыте следующим образом. Зрительные и осязательные ощущения характеризуются качеством и определенной интенсивностью и сами по себе не содержат никаких пространственных признаков. Ссылаясь на данные анатомии, он предполагает, что каждая точка сетчатки и поверхности кожи качественно отлична от другой точки и поэтому ощущает внешние воздействия специфично, т. е. на свой манер. Она имеет как бы местный локальный знак. Локализация предметов в пространстве осуществляется на основе ощущений с их характерным местным качеством и ассоциированных с ними движений (руки, глаза, всего тела). Этот процесс является продуктом бессознательной механики внутренних состояний. Пространственное восприятие складывается прижизненно.


18.Развитие ассоциативной психологии в XIX в.

Дж. Ст. Милль является представителем классического ассоцианизма. Им утверждаются следующие законы функционирования и особенности психики человека.

1. Рассмотрение сознания с механистической точки зрения, как машины, функционирующей на основе законов ассоциаций и не имеющей врожденных идей, а только идеи и представления, полученные опытным путем и сформированные из простейших ощущений.

2. Все идеи и представления формируются лишь на основе ощущений по законам ассоциации, которые позволяют идеям и представлениям измениться, соединяться и группироваться друг с другом.

3. Выделение трех основных законов формирования ассоциаций: 1.процесс зарождения и порядок идей через ассоциацию их с исходными ощущениями зависит от состояния и порядка существования оригиналов этих идей - самих ощущений; 2.сила и активность ассоциируемых ощущений: чем сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления за ним каких-либо идей; 3.частота повторения ощущения прямо пропорциональна формированию идеи: чем чаще повторяется одно и то же исходное ощущение, тем более вероятно закрепление за ним соответствующей идеи.

4. Описание интеллектуальной деятельности, в частности памяти, как поэтапного процесса припоминания через ассоциацию: 1 этап - появление некоторого эмоционального представления, трактуемого индивидом как задача вспомнить что-либо; 2 этап - активное продуцирование ассоциаций различного характера и содержания, следующих друг за другом, и анализ каждой из этих ассоциаций на предмет соответствия исходному представлению; 3 этап - нахождение уже имеющейся в сознании идеи, которая соответствует или ассоциируется с исходным, требующим припоминания представлением, и, следовательно, припоминание этого представления на основе найденной идеи.

А. Бэн является представителем третьего, завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его теории наблюдается ряд отступлений от положений предыдущего этапа, в частности понимание ассоциации как творческого процесса, учение о накоплении опыта с помощью метода проб и ошибок и др. А. Бэн выдвигает следующие идеи ассоциативной психологии.

1. Рассмотрение процессов сознания через их связь с телесной организацией и изучение тех явлений и уровней психической жизни, которые имеют непосредственную и очевидную связь с физиологической составляющей организма и минимально зависят от сознания. Такими феноменами человеческой психики являются рефлексы, навыки и инстинкты. Раньше этим феноменам не придавалась столь серьезного значения, и заслуга А. Бэна в том, что он сделал эти явления предметом глубокого изучения, расширив тем самым область изучения психологии, которая раньше сводилась исключительно к изучению феноменов сознания.

2. Метод исследования - наблюдение и на его основе описание фактов.

3. Произвольные движения рассматриваются как спонтанные и имеют причину происхождения в активности нервной системы. С введением область изучения понятия спонтанности возникает понятие творческой активности,

4. Путь образования навыка лежит через ассоциацию между каким-либо движением, совершенным организмом, и чувством, вызванным этим движением. Механизм формирования навыка сводится к возникновению ассоциации и ее закреплению с помощью селекции ощущений, т. е. отсева неподходящих и сохранения подходящих из всех присутствующих в опыте ощущений методом проб и ошибок.

5. Учение об ассоциациях Бэнэ является главным пунктом его отхода от классического ассоцианизма, так как вводится понятие творческой ассоциации как способности ума составлять новые комбинации, отличные от тех, которые были сформированы опытным путем. Изменяется само понятие ассоциации, ранее объясняемое как комбинация прежних впечатлений.

19.Развитие психологии в России в XVIII, XIX в.в.

Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суеверия и предрассудки.

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просвещения и обучения. Источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге 'Наука о душе" (первая в России книга по психологии) систематизировал весь багаж психологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики - ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.

М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, объясняющую ощущения с материалистической точки зрения как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды.

А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал следующие психологические идеи.

1. Человек - это целостный организм, имеющий в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики.

2. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно важных органов - мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов.

3. Индивидуальное сознание формируется благодаря ведущей роли языка и речи.

4. Развитие способностей обусловлено не только воспитанием, но и влиянием природы. При этом каждый человек неограничен в своем совершенствовании.

5. Воля обусловлена вниманием, которое является выражением мышления, и помогает человеку справляться со своими страстями.

6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее способность к «мысленности» неразрушима, вечна.

В XIX в. выходит ряд трудов по психологии Д. Велланского, П. Любовского, А. Галича. В книге «Картина человека» А.Галич выступает как оригинальный ученый и развивает новые для своего времени идеи о связи психики с деятельностью человека в условиях общественной жизни: человек — не только природное существо. В его страстях отражаются отношения к другим людям, к ценностям общества.

Попытки преодолеть механистическую ограниченность в понимании психики связаны с идеями Герцена о качественном своеобразии человеческой психики, в отличие от психики животных, причина которого — в историческом развитии человека. Поэтому психология, отправляясь от физиологии, должна также основываться на философии и истории. А.И. Герцен материалистически решает проблемы психологии познания, развивает идеи о соотношении разума и чувства, критикует индивидуалистический подход к мышлению в сенсуалистических концепциях Локка и Кондильяка.

Важное место в системе его психологических взглядов занимали проблемы личности. Личность — не пассивный продукт среды. Особенное внимание Герцен уделяет проблеме свободы воли. Герцен отказывается от идеалистического догмата о «свободной воле», ни от чего не зависящей и ничем не определяемой. Также неприемлем и абсолютный физиологический детерминизм.

Н. А. Добролюбов выступил с критикой дуализма, утверждая взгляд на человека как на одно целое, нераздельное существо. Он разоблачал френологические взгляды, имеющие распространение в русском обществе, выступал против вульгарного материализма, который «унижает высокое значение духовной стороны человека, стараясь доказать, будто душа человека состоит из какой-то тончайшей материи». Добролюбов обосновывал взгляд на психические процессы как детерминированные, имеющие причину во внешнем мире.


21.Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX веке. Возникновение психофизики и психометрии.

Ч.Белл экспериментально установил различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние—чувствительные. Тем самым было установлено, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги.

И.Мюллер «Руководство по физиологии человека». Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств. Мюллер дал также объяснение восприятия пространства, опираясь при этом на философию И. Канта. Он считал, что ощущающий орган имеет прирожденную способность к пространственному зрению. Мюллер – основатель позиции нативизма в теории восприятия пространства.

Э. X. Вебер работал над осязанием. Он установил экспериментально, что при действии двух раздражителей на кожу, они различаются как разные в том случае, если отстоят друг от друга на известном расстоянии, причем это расстояние различно для разных участков кожи, т. е. что кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновения.

В 1851 г. Гельмгольц изобрел офтальмоскоп, прибор, с помощью которого можно было исследовать глазное дно, занимается зрением. Он принимает теорию Юнга о цветовом зрении и развивает ее. Работа «Учение о слуховых ощущениях».

Так, к 60-м годам XIX в. благодаря работам Вебера и Гельмгольца три органа чувств — осязание, зрение и слух — получили капитальную разработку.

Исходя из правильного положения о том, что наши представления, ощущения являются результатом воздействия предметов на нас, соотношение ощущения с вызвавшим его предметом мыслилось Гельмгольцем не по типу отражения и описывалось в терминах символа» иероглифа, знака. Важной частью исследований Гельмгольца явилась его теория восприятия.

Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие является на самом деле продуктом опыта.

В XIX в. развернулись исследования по анатомии и физиологии мозга.

Ф. А. Галль выступил с исследованиями по морфологии мозга отличил серое вещество, от белого. Френология Галля.

Все последующие десятилетия работы по исследованию мозга были связаны с развитием идей локализационизма. 1.наблюдения за нарушениями поведения у больных с локальными поражениями мозга, 2.анатомические и физиологические исследования мозга.

X. Джексон сформулировал новый подход к пониманию локализации психических функций. Психическая функция представлена в мозгу по уровневому типу: нарушения на том или ином уровне приводят к выпадению той или другой стороны функции.

Успехи в области исследования мозга так же, как и достижения в некоторых других областях физиологии способствовали развитию знаний о материальных основах психики и поставили большой вопрос о соотношения психологического и физиологического. В ходе его решения оформились две теории — параллелизма и взаимодействия физиологических процессов и психических явлений. Каждая из них базировалась на концепции дуализма духа и материи.

Психофизика и психометрика

Фехнер сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику. Сформулировал основной психофизический закон. Целью Фехнера было измерение ощущений.

Предмет психометрии - измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций.

Началось измерение времени личного уравнения даже у одного человека, оно может быть различным. Одним из условий, существенно влияющим на это время, является то обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изобретением астрономами специального аппарата для измерения времени реакции — хроноскопа.

Дондерс изобрел методику исследования времени сложных психических процессов .

3. Экснеру принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакций и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.

Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики.


22.Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.

Дарвин«Происхождение видов путем естественного отбора». Установленный Дарвином факт изменчивости видов и открытые им законы эволюции — естественный отбор в условиях борьбы органических существ за существование на основе законов изменчивости и принцип наследственности—дали материалистическое истолкование целесообразности — приспособленности организмов в природе. Вопрос о месте человека в органическом мире -человек произошел в процессе развития от низших животных форм. В следующей работе «Выражение эмоций у человека и животных» Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Идея приспособительного значения психики оказала большое влияние на психологию.

Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии — психологии животных, детской психологии и психологии малокультурных народов.

Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Дарвин не усматривал качественного своеобразия интеллекта человека. Первым направлением этой области был антропоморфизм. Животные изображались по образцу человека, делались выводы о том, что в каких-то отношениях животные выше людей.

Л. Морган ввел «закон экономии» не приписывать животному высшие психические способности» если его поведение можно объяснить механизмами более низкого психического уровня. Морган установил, что животные способны к научению, и ввел термин «обучение путем проб и ошибок».

Животные не только не обладают психикой человеческого рода и уровня, но вообще не имеют никакой психики.

Г. Дженнингс показал, что уже простейших нельзя понять с помощью теории тропизмов и рассматривать их поведение как механический результат прямого воздействия внешнего раздражителя. Дженнингс обнаружил уже у простейших элементарные формы научения. Эти эксперименты свидетельствовали о том, что, по-видимому, психика у животных простирается до самых начальных— простейших их форм.

В конце XIX в. исследования по психологии животных развернулись особенно широко в Америке. Э. Торндайк: высокоразвитые животные учатся совершенно слепо и выполняют действия объективно целесообразные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают. Торндайк ввел метод проблемного ящика и лабиринта. Животные способны решать задачи только путем случайных проб и ошибок; сформулированы законы научения: закон эффекта; закон упражнения; закон готовности; закон сдвига.

Под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная отрасль детская психология. Ч. Дарвин – «Биографический очерк одного ребенка», Первой теорией в этой области явилась теория рекапитуляции,. которую сформулировали Ст. Холл и Дж. Болдуин . Согласно закону рекапитуляции, в процессе индивидуального развития ребенок проходит (повторяет) этапы эволюционного процесса, а также культурного развития. Теория рекапитуляции была дополнена учетом внешних факторов на развитие ребенка.

20.Естественнонаучные и философские предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

Создание специальных учреждений произошло в 60-е годы с появлением первых программ (Сеченов, Вундт). Предпосылки:

1) данные анатомии, физиологии (теория нервного кольца; развитие учения о рефлекторном акте физиологом И.Мюллером - теория специфических энергий органов чувств, принцип специфичности; одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения; считал, что в глазу есть точки для восприятия глубины и других свойств пространства). Юнг выдвинул трехкомпонентную теорию зрения: три типа рецепторов в сетчатке (красный, зеленый и фиолетовый цвета); позднее Геринг выдвинул теорию фотохимическую теорию цветового зрения (как процессов ассимиляции/дессимиляции). Вебер изучал осязание: ощущения давления, температурные, а также локализации ощущений. Самые известные его эксперименты относятся к различительной чувствительности - подошел к мысли о возможности измерений в психологии; Дюбуа-Реймон показал, что нервный процесс - это не движение животных духов, а электрическая волна; Гельмгольц сделал капитальную разработку органов зрения и слуха; создал теорию бессознательных умозаключений, согласно которой при восприятии данные ощущений соединяются бессознательно с прошлым опытом субъекта.

Исследования по анатомии и физиологии углубляли представления о мозге как субстрате психической деятельности, например, Флауранс получил данные о пластичности мозга; Брока открыл центр моторных образов слов, а Вернике - сенсорных; был сделан вывод о высокодифференцированном строении мозга; Джексон и Хэд развили учение о локализации психических функций в мозге.

2)психофизика. Фехнер сформулировал ее задачи: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами (внешняя психофизика), а также между душой и телом (внутренняя психофизика). Сам Фехнер разработал только внешнюю психофизику. Он измерял ощущения как интенсивность физического раздражителя. В качестве меры измерения избрал разностный порог. Он разработал три метода: метод ЕЗР, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей.

3)психометрия - наука о скорости протекания психических процессов. Дондерс изобрел методику исследования времени сложных психических процессов = вычитание времени на осуществление более простых реакций из времени, затраченного на более сложные. Ланге разделил сенсорную и моторную реакции и ввел понятие установки.

4)развитие эволюционных идей: идеи непрерывного развития, а также приспособительного значения психики. Это вызвало с, одной стороны, к жизни антропоморфизм, до внесения Л.Морганом принципа экономии, а с другой стороны - механицизм как противопоставление антропоморфизму.

Торндайк в ходе экспериментов над животными вывел законы эффекта, упражнения, готовности, сдвига.


23.Первые программы психологии как самостоятельной науки (В. Вундт, И.М. Сеченов).

Вышедшая в 1874 г. основная работа Вундта «Основания физиологический психологии» ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уделяя предмету, методам и задачам этой науки. К началу 1860-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода — экспериментальный и культурно-исторический.

В1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая научная психологическая лаборатория, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки.

Вундт создал первую в мире собственную психологическую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию собственных школ, обогативших впоследствии психологию и расширивших области ее применения. При участии Вундта создается первый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый психологический журнал «Психологические исследования». Психология получает свои собственные научные средства пропаганды и реализации разработанных идей и концепций. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, применяя его как основной метод исследования.

Вундт с помощью понятий эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности полученного психологического факта - объективность, повторяемость и проверяемость эксперимента любым другим исследователем, и именно на основе этих критериев по сей день строится любое психологическое исследование.

Интроспективная направленность и ориентация на элементаризм концепции Вундта породили множество дискуссий в научных кругах, что послужило развитию других концепций и теорий.

Научно-организаторская деятельность Вундта сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины. Выдвинутая Вундтом программа была масштабной и охватывала практически все проблемы психологии — от простейших ощущений до проблем культуры в их тесной связи с историей. Предметом психологии являются содержания сознания, ибо только их можно наблюдать. Психологии Вундта свойственны элементаризм и сенсуализм, она замкнута содержаниями сознания, которые изучаются в обособлении от поведения. Задача психологии — «анализировать психические процессы в их собственной связи и поскольку они нам вообще даны как процессы, находящиеся во внутренней связи друг с другом».

Одновременно с Вундтом в России с программой построения психологии выступил И. М. Сеченов. И. М. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии как науки о поведении. Сеченов выдвигал идеи о поведении индивида и его внутренней и внешней природе.


24.Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки.

Чем благополучнее осуществлялась в психологии эмпирическая деятельность, резко увеличивая поле осваиваемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее вариаций о сознании как вакуумном мире личности, видимом ему одному благодаря опытной интроспекции под контролем наставления экспериментатора. Немалые успехи новой биологии решительно меняли позиции на все жизненно важные функции организма, в том числе и на психические.

Разрушалось представление о сознании как особенном закрытом мире, отгороженном острове духа. Радикально расширялась область постижения объектов, недоступных для интроспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крушение первоначальных представлений о предмете и методах психологии делался все более бесспорным.

Основные блоки:

1) психический образ;

2) психическое действие;

2) психическое отношение;

3) мотив;

4) личность.

Гештальтпсихология. Были приведены доказательства, что психические образы – это единства, которые только искусственным путем можно расколоть на отдельные составляющие. Эти единства были названы немецким термином «гештальт» (от нем. geschtalt – «форма, структура») и под этим названием вошли в научный словарь психологии. Направление же, придавшее гештальту значение основной «единицы» сознания, утвердилось под этим наименованием.

Бихевиоризм (от англ. behavior – «поведение»). Психическое действие и его категориальный статус начал сильно меняться. В давний период оно относилось к разряду внутренних, духовных стремлений личности. Но успехи в использовании объективного метода к исследованию связей между организмом и средой аргументировали, что сфера психики включает также внешнее телесное влияние. В соответствии с этим течение, выбравшее этот путь, стало формировать поведенческую концепцию.

Обусловливающей для психической жизни была признана область неосознанных стремлений (мотивов), движущие поведением и устанавливающие оригинальность сложной динамики и структуры! личности. Школа психоанализа была образована З. Фрейдом.

Французские ученые сконцентрировались на анализе психических взаимоотношений между людьми. В трудах ряда немецких психологов главной выступила тема включенности субъекта в систему ценностей культуры.

Таким образом, возникли различные школы, каждая из которых в фокус всей системы категорий определила одну из них – будь то образ или действие, мотив или личность. Это и придало каждой школе своеобразный профиль.

Обращение на одну из категорий как основную составляющую истории системы и придание остальным категориям функции зависимых– все это явилось одной из причин распада психологии на разнообразные, порой противостоящие друг другу школы.


25.Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных отраслей.

В. Вундт в своей концепции экспериментальной психологии разрабатывал понятие предмета, метода и задач психологии как науки.

1. Предмет психологии - не поведение и деятельность, а сам человек, его внутренняя сущность, т. е. сознание и его содержание - простейшие элементы (ощущения и чувства), возникающие в непосредственном опыте индивида.

2. Задача психологии - с помощью эксперимента изучить эти простейшие элементы сознания и связи между ними через их выделение с помощью метода интроспекции, установление характера и нахождение законов этой связи.

3. Методы психологии - интроспекция как особая процедура, требующая специальной подготовки и умения отвлечься от всего внешнего и сосредоточиться на самой сути сознания, и эксперимент как способ уточнения данных, полученных в ходе самонаблюдения.

4. Экспериментальная психология делится на две отрасли, имеющие разные методы и объекты исследования:

1) психология индивидуального сознания, где объектом исследования через метод интроспекции являются простейшие элементы сознания;

2) «психология народов», где объектом изучения становятся высшие психические функции и психическое развитие различных народов, а методами их изучения являются этнологические наблюдения и анализ продуктов культуры, языка, мифов, нравов. Понимание сознания и ассоциаций у Вундта сводится к следующему.

1. Сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем.

2. Главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов.

3. Любая ассоциативная связь есть пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но его продукт является новым, не сводимым к сумме своих элементарных частиц явлением.

4. В противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающейся во внимании.


26.Открытый кризис в психологии. Сущность и значение кризиса для развития психологической науки в оценке Л.С. Выготского.

В начале XX в. в различных отраслях психологии проводилась масса исследований, результаты которых по-новому отвечали на главнейшие вопросы этой науки. Психология как наука о сознании начинает претерпевать изменения своего предмета, что обусловило возникновение кризиса в ее развитии. В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. По оценке Л. С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он «является выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII — начале XIX века».
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации