Шпоры по истории философии - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по истории философии
скачать (528.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc529kb.16.09.2012 15:00скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
1. Современное понимание философии науки, ее предмета и функций.
Предмет науки — это результат исследовательских действий, включающий в себя накопленный опыт в изучении данного объекта в рамках предшествующей более широкой отрасли знания, а также объяснительный принцип, который предлагается тем или иным мыслителем, научной школой, течением, и методы, используемые в данной науке для познания объекта. Специфика предмета науки определяется в ходе исследовательской деятельности. Поэтому представление о предмете философии науки в истории развития этой отрасли знания существенно меняется. С точки зрения С. А. Лебедева, философия науки — это раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее проявлениях: познавательном, институциональном, методологическом, знаниевом, лингвистическом, коммуникационном. Философия науки, прежде всего, стремится ответить на следующие вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, в чем отличие науки от философии, религии, искусства? Одной из отличительных особенностей научного познания является рациональность. Поэтому природа научной рациональности, критерии научной рациональности, ее модели являются важными проблемами философии науки. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. Предметом философии науки также является исследование научно-познавательной деятельности как социально-исторического и культурного явления. Социальные и культурно-исторические факторы выступают как необходимые предпосылки развития науки. С этих позиций, предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. В условиях дифференциации и интеграции наук, появления новых наук возникает настоящая потребность в философском осмыслении этих процессов. Классификация наук, помогающая выявить их специфику, взаимодействие и роль в обществе, является также предметом философии науки. Исследования ученых показывают значимость и сложность проблемы научного творчества. Ее анализ в философском аспекте является предметом философии науки. В структуре научного знания выделяется система предпосылочного знания, имеющего ценностно-мировоззренческую природу, выступающего в качестве основания научного исследования и вписывающего научное знание в контекст культуры и общества. В качестве такого предпосылочного знания выступают философские основания науки, аксиологические основания, научная картина мира, стиль научного мышления. Исследование предполагаемых структур научного знания является важнейшим предметом философии науки. Традиционным предметом философии науки является методология научного познания. Центральная проблема методологии научного исследования — выявление эффективных методов научного познания. Предметом философии науки становится выяснение познавательного значения системных и синергетических представлений: существуют ли они как результат творческого воображения, конструктивной активности субъекта в эпистемологии и методологии или являются реально существующими объектами, о которых возможно и необходимо получить знание. Важное место в структуре философии науки занимают социально-философские проблемы науки. С предметом философии науки тесно связаны и ее функции. Представляется целесообразным выделить те из них, которые способны формировать онтологические, гносеологические, логические, методологические и аксиологические основания науки. Онтологические основания науки представляют собой принятые в науке взгляды на устройство бытия, типы материальных систем, характер их детерминации, общие законы функционирования и развития материальных объектов и т. д. Важнейшим исходным пунктом онтологического основания науки является признание существования наличествующего, способного пребывать в поле видимости объекта познания. Гносеологические основания науки связаны с определенной трактовкой природы познания, отношения знания к реальности, условий его достоверности и истинности, надежности основных закономерностей процесса научного познания, соотношением эмпирического и теоретического уровней, статуса научных понятий и т. д.
Логические основания науки — это принятые в науке правила формирования идеальных объектов: абстрагирование, моделирование, образование исходных понятий, правила, выводы и т. д.
Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки положения о методах получения истинных знаний, способах доказательства и обоснования теорий, установления достоверности результатов научного познания, их соответствие критериям научности.
Аксиологические основания науки выступают как принятые утверждения о практической и теоретической значимости науки в целом в жизни общества, о целях науки, о связи науки с общественным процессом, о гуманистических и этических аспектах науки.
Значимая функция философии науки выражается в участии в
выработке и совершенствовании языка науки. Важную роль играет социальная функция философии науки. Философия науки призвана создавать позитивный образ науки в общественном сознании. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что философия науки — это многоаспектная отрасль познавательной деятельности, целью которой является:
1) выработка онтологических оснований науки; 2) формирование гносеологической базы научной деятельности;
3) разработка логических и методологических основ науки;4) выработка и создание модели научной рациональности;
5) освещение проблем научного творчества; 6) раскрытие возможностей использования системного подхода и синергетики в исследовательской работе; 7) анализ языка науки; 8) изучение предпосылочных структур;
9) разработка классификации наук; 10) выяснение связи науки и общества; 11) освещение проблемы эффективности науки; 12) выяснение взаимоотношений науки и политики; 13) освещение связи науки и религии; 14) подведение под науку аксиологических оснований; 15) раскрытие проблем этики науки;16) анализ эстетических проблем науки;
17) оценка социального назначения науки; 18) разработка стратегической доктрины науки.;
философия науки — это раздел философии, исследующий общую структуру и закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, познавательной деятельности, социального института, основы инновационных преобразований общества

2. Наука как эпистемологический феномен и социальный институт

Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания

Основные стороны бытия науки. Аспекты науки:

  1. наука как система знаний (как специфический тип знания).

  2. наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)

  3. наука как социальный институт

  4. наука как особая область и сторона культуры.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.

Отличительные свойства:

  1. объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я)

  2. направленность на творчество

  3. общезначимость

  4. обоснованность (эмпир-я, теор-я)

  5. точность полученных результатов

  6. верифицируемость (эмпир-я, логическая)

  7. воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное)

  8. объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина.

  9. полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у наукой, обществом и государством с помощью специф –ой системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, с помощью науч. технической политики общества и государства, а кроме того. С помощью соотв-щей системы законодательных норм (гражданского, хоз-го права и т.д.).

Ценностные эмпиративы науки, как социальной структуры (социальная самооценочность науки): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организ–ый скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность.

Три группы социальных функций современной науки: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) её функции как социальной силы, связанной с тем. что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Много времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, рекспектабельной сферой человеческой деятельности. Т. е. происходило формирование науки как социального института в структуре общества. Важной стороной превращения науки в производительную силу явилось создание и упорядочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки и для практики. Важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и соотношения с другими формами познавательной деятельности.

3. Культура античного полиса и становление первых форм научной мысли

Многие ученые считают, что наука возникла в античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание и сформировалась дисциплинарность как особая форма организации знания. В натурфилософии возникли первые образцы теорети­ческой науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. Античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на тео­ретический уровень. Греческое слово «фюзис» латиняне переда­ли как natura, поэтому физика и натурфилософия были родствен­ными понятиями. Большое внимание уделялось постижению ис­тины, т.е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рацио­нализация мышления, освобождение от метафоричности, пере­ход от мышления, обремененного чувственными образами и эрзац-понятиями, к интеллекту, оперирующему абстракциями и категориями. Постепенно натурфилософские системы приобре­тали вид все более рационально оформленного знания. Возник­шая в контексте античной культуры Евклидова геометрия в ка­честве необходимого условия получения истины выдвигала про­цедуру демонстрации доказательства. Античная наука столкнулась с феноменом несоизмеримости. Иррациональные числа указы­вали на наличие реальности, которая противоречила привычной логике упорядочивания.

Архимед (287—194 до н. э.) достиг успехов в вычислении пло­щади круга, нахождении формул объема, поверхности цилин­дра и шара. Он ввел понятие центра тяжести, сформулировал законы рычага, положил начало гидростатике. Им были сделаны многочисленные изобретения, различные системы винтов, ме­тательные машины, лебедки, зубчатые передачи, ирригационные машины.

Греки впервые ввели математическое доказательство. Античная наука доказала, что физический мир противоречив — «все течет, все изменяется»(Гкраклит). Движение понималось как атрибут материи — ее неотъемлемое свойство. Трудности постижения про­цесса движения в логике посредством логического доказатель­ства привели античного философа и математика Зенона к фор­мулировке знаменитых апорий — трудно разрешимых проблем, связанных с противоречием между данными наблюдения и мыс­ленного анализа. Апории Зенона имеют особую цен­ность именно потому, что указывают на совершающееся в про­цессе движения реально существующее противоречие. В античности значимой была деятельность софистов, сосре­доточивших внимание на методах аргументации, логической обо­снованности и достоверности результатов рассуждения. Софис­тическая аргументация, способствуя активному выявлению ма­лейших противоречий в рассуждениях и доводах, была прообразом европейского способа мышления и формальной логики. В целом в античности преобладала идея гармонии, симметрии и упорядоченного космоса. Платонистам (как логикам) противо­стояли атомисты (как физики). Атомистика (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций) утверждала, что все сущее предполагает наличие атомов и пус­тоты как условия всех процессов и движений. Атомистическая картина мира признавала, что мир вещей текуч, мир элементов, из которых вещи состоят, неизме­нен. Поскольку число атомов бесконечно, признается вечность мира во времени и бесконечность в пространстве. Кроме установленных законов сохранения бытия, сохранения движения атомисты провозгласили закон причинно­сти: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу при­чинной связи и необходимости». Движение атомов происходит, подчиняясь закону тяготения подобного к подобному. Атомистическая гипотеза, т.е. обнаружение атомарного уровня, имела огромное значение для развития естественных наук, физи­ки и химии. Атомизм присутствовал также в индийской и арабо-язычной традициях. Первую попытку систематизации того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель, который оказывал всяческое содействие развитию научного знания. Аристотель делил все науки на тео­ретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведе­нием (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (этика, риторика, искусство). Противопоставляя природу ремеслу («техне»), Аристотель показал, что физика рассматривает сущность и природу вещей, свойства и движения, а механика — это искусство построения машин. Изложенная Аристотелем логика господствовала более двух ты­сяч лет. Аристотель создает учение о силлогизме, суть которого в том, что два край­них термина соединяются при посредстве среднего, общего обоим. Наследие Аристотеля энциклопедично, оно включает в себя ло­гические труды («Органон», «Категории», «Топика», «О софисти­ческих опровержениях» и др.), философию природы («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении» и др.), труды о душе, биологические труды, этику, метафизику, а также труды по поли­тике и экономике, риторике и поэтике. Научная система Ари­стотеля обширна, ибо в ней обобщается 300-летний этап разви­тия древнегреческой мысли. Самым важным в определении зна­ния, по мнению Аристотеля, является указание на то, что оно направлено на постижение причин и начал. Иными словами, то, что направлено на постижение причин и начал, есть знание. Самым достоверным из всех начал Аристотель считает закон тождества или противоречия: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же, в одном и том же отношении...»

Геоцентрическая система Аристотеля—Птолемея, указывавшая на центральное положение Земли, основывалась на данных обы­денного опыта и здравого смысла. Геоцентризм был принят за незыблемую истину.

«Отец медицины» Гиппократ (460—377 до н. э.) ратовал за при­внесение мудрости в медицину и медицины в мудрость. В текс­те «О природе человека», взятом за основу «учения о темпераментах», он обсуждает понятия «фюзис» — природа и «динамис» — сила. Клятва Гиппократа, известная и по сей день как кодекс медицинской этики, имеет общий императив — «не навреди». Гален (130—200 н. э.) — греческий врач, получивший прозви­ще «король анатомии», интересовался диагностикой, анатомии, логикой и психологией, соотношением теории и врачебной практики. С име­нем Галена связывают становление экспериментального метода в медицине. Таким образом, «греческое чудо», как называют античную ци­вилизацию, характеризовалось наличием античной логики и математики, астрономии и механики, физиологии и медицины, впитавших в себя исторический опыт познания мира Востока, древних азиатских культур. Античная наука, носила математико-механический характер, первоначаль­ной программой провозглашалось целостное осмысление приро­ды, а также отделение науки от философии, вычленение особых предметных областей и методов.

4. Наука Средневековья

Для эпохи средневековья (II в. н. э. — XIV—XV вв.) характер­ны религиозная картина мира и «стиль социокультурного поведения», опирающийся на теологические ценности. Западноевро­пейское средневековье в качестве официальной доктрины избрало христианство, независимые от него представления жестоко ка­рались. В рамках средневековья философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Положения, расходящиеся с христи­анскими догматами, осуждаются. С точки зрения средневековых представлений весь мир наполнен таинственными символическими знаками, которые нужно уметь интерпретировать, согласовывая с религиозными догмами. Молитвенное созерцание истины дос­тигается лишь на основе смирения и любви. Поэтому наука в сред­ние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассуд­ками и заблуждениями. Задачи научного исследования также на­правляются на достижение благодати и спасения. В науке господ­ствовал схоластический метод с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по ис­следованию природных закономерностей.

Средневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика (триумвиум); арифметика, геометрия, ас­трономия, музыка, пение церковных гимнов (квадриум). Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами.

Первый этап развития средневековой философии связан с пат­ристикой (от лат. патер — отец) — учение отцов церкви. Со II по VI в. проблематику философии в рамках патристики представля­ли Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Образ мира вопло­щался в особую образно-знаковую систему символов. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к рас­ширению своих границ, а умопостигаемая природа возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.

Средневековье в лице отцов церкви Оригена, Дионисия Арео-пагита затрагивало вопрос о соотношении веры и разума, авто­ритета и разума. Богословие вынуждено было пользоваться пра­вилами логического мышления, что наталкивало религиозную мысль на противоречия, парадоксы и несуразности. Философ­ская мысль не укладывалась в прокрустово ложе теологических догматов.

В IX—XII вв. появляется схоластика (от лат. школьный), стре­мящаяся к обновлению религиозных догматов. Ранняя схоластика нашла применение в монастырях и монастырских школах. Мо­настырское пространство определяется как пространство «людей, живущих среди книг, в книгах и ради книг».

Схоласты шлифуют и защищают основные догматы офици­альной теологической доктрины, приспосабливая ее к удобствам преподавания в университетах и школах. Они культивируют на­выки интеллектуального мышления. Эволюция схоластики связана с эволюцией системы образования от монастырских и го­родских школ в период ранней схоластики к университетам (Па­рижскому и Оксфордскому) в период зрелой схоластики. «Уче­ность» и «выучка» приобретают самостоятельные ценности. Ос­новной путь постижения Бога видится в логике и рассуждениях. В IX—XIV вв. происходил расцвет схоластической учености. Схо­ластом величал себя всякий, кто занимался преподавательской деятельностью, Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентенберрийский. Со схоластикой связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обосно­вания знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, ар­гументы и контраргументы. Схоластика опиралась на учение о двойственной истине, раз­делявшее истины богословия и истины философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Как подчеркивают исследователи, в рамках средневековой схо­ластики произошло мощное развитие норм логического мышле­ния. Средневековая логика исходит из позиции жесткой определенности понятий и точности смыс­ла. Схоластическая логика оценивается как значительный этап исторического раз­вития логики. По мнению современных логиков, именно в рамках средне­вековой схоластики заложены теоретические и операциональные основания математической логики; внесен вклад в развитие теории высказывания и теорию логического следования, разработаны теория логических парадоксов и теория субпозиции — подста­новки допустимых значений, теория беспредпосылочности и сознательных формулировок аксиом, методология сопоставления взаимоисключающих высказываний, анализ логического характера вопросительных предложений и пр. В целом с периодом схоластики — «книжной учености» связывают становление европейского стиля мышления и разра­ботки категориального аппарата.

Учение Фомы Аквинского (1225-1274) — вершина схоласти­ческого миропостижения. В нем есть указания на метод интел­лектуального, т.е. постигающего, созерцания, который схваты­вает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни фи­зика, ни математика, а прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит». Фома Аквинский считает, что вера не должна противоречить разуму. Од­нако некоторые догматы не могут быть рационально доказуемы. В этом случае их следует объявить не противоразумными, а сверх­разумными, доступными лишь божественному разуму. Согласно Фоме Аквинскому, общие понятия — универсалии могут существовать трояко: «до вещей» — в божественном разу­ме, как первообраз; «в вещах» — как сущности; «после вещей» — как понятия в человеческой голове. Разум и вера обусловливают различные пути к Истине. Ре­шающими оказываются истины Откровения. Истина может быть постигнута двояко — как методом, определяющим причину, так и познанием через следствие.

Кредо средневековья, сформулированное Фомой Аквинским, состоит в том, чтобы философские дисциплины, которые полу­чают свое знание от разума, были дополнены наукой, священ­ной и основанной на откровении. Священное учение есть наука теоология, которая к другим наукам прибегает как к подчинен­ным ей служанкам. Таким образом, в средневековье оформился специфический критерий истинности со ссылкой на авторитет Бога.

5. Становление новоевропейской науки.

Науку Нового времени характеризуют гелиоцентрическая си­стема мира, предложенная Н. Коперником, открытие законов классической механики и научной картины мира, основанной на достижениях Г. Галилея и И. Ньютона, экспериментальное ма­тематическое естествознание, которое признано основанием но­воевропейской науки. Экспериментальный метод соединяется с математическим описанием природы. Историки науки подчер­кивают, что именно в Западной Европе в Новое время проис­ходит соединение эксперимента и математики. Возникновение науки Нового времени имело следующие теоретические предпо­сылки: мыслители-схоласты оставили в наследство новоевропей­ской науке развитый метод логического анализа, ремесленники подготовили почву для количественного подхода к явлениям, эпо­ха Ренессанса воспроизвела античные традиции абстрактно-де­дуктивного мышления; важное значение имела публикация (в 1543 г.) трудов величайшего греческого математика и физика Архимеда. Становление новоевропейской науки свидетельство­вало о всецелой рационализации мышления. Происходило заме­щение упований на откровение и значимость божественного пре­допределения процедурами осознанного научного поиска. Веду­щей для новоевропейской науки стала идея «закона природы», предполагающая не только научное открытие, но и его исполь­зование. Это было обусловлено духом новой эпохи — духом пре­образований, предпринимательства и конкуренции. Утвержда­ется идея прогресса, особую значимость приобретает получение нового знания, принцип упорядоченности и классификации, со­единение теории и практики.

Представителем новоевропейской науки был польский аст­роном Николай Коперник (1473-1543). В своем главном труде «Об обраще­ниях небесных сфер», Коперник предложил гелиоцентрическую систему мира. С момента провозглашения того, что разработанная система позволяет «с достаточной верностью объяснить ход ми­ровой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим», можно вести отсчет рождения детерминистического и механис­тического мировоззрения в противоположность телеологическому и организмическому. Развитие науки придало новую окраску человеческому сознанию и породило новизну способов мышления. Согласно аристотелевской и схоластической традиции изло­жение науки основывалось на схеме, состоящей из двух элементов (диадической схеме): действительность и картина этого мира, создаваемая учеными. Истина означала согласие человеческого интеллекта с вещами действительного мира. Созда­ние кратких изящных аналитических выражений — существен­ная часть успеха науки. Поэтому наука стала пониматься на ос­нове триптической схемы: 1) наблюдаемый объект, 2) творящий ученый и 3) знаки, которыми ученый изображает картину мира.

В XVII в. обозначилась новая роль естествоиспытателя, ис­пытующего естество и уверенного, что божественная «Книга Природы» написана языком математики». Итальянский мыслитель и ученый Гали-лео Галилей (1564—1642), увлеченно занимающийся механикой, физикой и астрономией, вошел в историю как создатель экс­периментального метода, изобрел прибор для гидравлического взвешивания и описал это изобретение в работе «Маленькие весы». Ему принад­лежит открытие квадрической зависимости пути падения от времени и установление параболической траектории брошен­ного горизонтально тела, использование телескопа с 30-крат­ным приближением в астрономических наблюдениях.

Главным достоянием Нового времени считается становле­ние научного способа мышления, характеризующегося соедине­нием эксперимента как метода изучения природы с матема­тическим методом и формирование теоретического естествоз­нания. И Галилей, и Декарт были уверены, что чувственные феномены сопровождаются математическими законами. Суть научно-теоретического мышления начинает связы­ваться с поиском видоизменения наблюдаемых условий, создани­ем некоего «идеального мира на бумаге», конструированием иной научной предметности, не встречающейся в готовом виде. Датой рождения науки обычно считают 1662 г. — год основа­ния Лондонского королевского общества естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией. В 1666 г. в Париже появ­ляется Академия наук. Цель общества — «совершенствование знания о ес­тественных предметах, всех полезных искусствах с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или логику)». Королевское об­щество стремилось поддерживать экзальтированный эмпиризм; работы, выполненные в соответствии с другими нормами, отвер­гались. Английский ученый Исаак Ньютон (1642—1727), автор зна­менитых «Математических начал натуральной философии» (1687), утвердил господство механистической картины мира. Он сфор­мулировал основные идеи оптики, решил основные задачи, связанные с центробежными и центростремительными силами при круговом движении.

Примечательно, однако, что с конца 1660 г. Ньютон стал зани­маться алхимическими исследованиями и пришел к выводу о не­достаточности механистических принципов для построения исчер­пывающей картины природы. К многообразным приметам возникновения науки относят не только рост благосостояния и досуга, но и распространение университетов, изобретение книгопечатания, появление теле­скопа и пр. Истоки новоевропейской науки связаны с именами Бэкона, Гарвея, Кеплера, Галилея, Декарта, Паскаля, Гюйгенса, Бойля, Нью­тона, Локка, Спинозы, Лейбница. Открытие системы кровообраще­ния Гарвеем, микроскопа, строения клетки, эволюционная теория Дарвина во многом обогатили естествознание. Развитие науки сопровождала промышленная революция, первым этапом которой было появление машин в текстильном производстве — механического ткацкого станка, а затем и меха­нической прялки; второй этап — изобретение парового двигателя; третий — создание машиностроения. Никакой, даже самый про­изводительный ручной труд не мог соперничать с машинным. Важной была и революция в области средств коммуникации: железные дороги, паровые суда стимулировали интенсивность развития.

6. Неклассическая наука

Если проследить развитие науки в западноевропейской культуре, начиная с XVI в. - времени становления классической науки, то можно увидеть изменения научного мировоззрения и методологии познания, позволяющие выделить наряду с классической наукой  еще два образа науки  - неклассическую и постнеклассическую. Формирование неклассической науки началось с исследования Фарадеем и Максвеллом явлений электричества и магнетизма, которые не допускали механического толкования. В классической физике взаимодействие вещества описывалось ньютоновской механикой, где основными понятиями были пространство, время, материя, сила. Новое состояние, способное порождать силу и не связанное с телом, было названо полем, ему соответствовала теория Максвелла, которая в значительной степени усилила математизацию физики. Возникли вопросы, в результате анализа которых выяснилось, что одна и та же реальность может быть описана в разных теориях, не существует одного метода научной деятельности, методы историчны. Во-первых, методы зависят от объекта, во-вторых, сама методика не стала связываться только с объектом. Релятивизация физики обострила проблему физической реальности, расшатав одну из важнейших опор классической научности - объективность. Но вера в научный универсализм и фундаментализм пока сохранялась. Известно, что А. Эйнштейн не отступил от поисков полного описания природы.

Квантовая механика окончательно развеяла притязания на универсальное и точное описание объекта. Исследование микромира и гносеологические обобщения нового познавательного опыта, составили суть новой научности, впоследствии обозначенной методологами науки  как неклассическая  В классической физике измеряемая величина определяется однозначно, в квантовой механике наше представление о событиях формируется только на основе статистических данных, здесь нет места для законов, но есть закономерности.

В классической науке представления о физической реальности создавались на эмпирическом уровне, при помощи чувственного познания. Математический аппарат создавался уже на последующем этапе. В квантовой механике формирование математического аппарата было закончено до того, как сформировалась онтологическая схема и категориальный аппарат теории. Это создавало совершенно иную гносеологическую ситуацию. Важнейшей установкой классической науки является объективизм, что означает, что картина мира должна быть картиной изучаемого объекта самого по себе, то есть объектной, не включающей средства изучения этого объекта. Квантово-механический способ описания с необходимостью включает в себя не только изучаемые объекты, но и приборы, используемые для их изучения, а также сам акт измерения. Если в классической физике элементами реальности были вещи, то в квантовой механике в роли элементов физической реальности выступают акты взаимодействия объекта с прибором, то есть процессы наблюдения. Несмотря на остающиеся до сих пор вопросы, познание в атомной физике явилось совершенно новым (гносеологически) опытом, который в методологии  науки  обозначили неклассическим. Наблюдатель не только наблюдает свойства объекта, но и определяет, называет эти свойства, которые имеют смысл не сами по себе, а сообразно наблюдательной ситуации. Квантовая механика задает новое понимание сложности, объединяющее дискретность и непрерывность, системность и структурность. В квантовой механике роль наблюдения возросла до решающего события. Согласно этим представлениям классический идеал описания природы оказался весьма ограниченным. Классическая физика объясняет движение тел, параметры которых, включая массу, скорость и др., находятся в весьма узком диапазоне величин.  Неклассическая  наука  отказалась от основных постулатов позитивистской научности - фундаментализма, универсализма, интерсубъективности, кумулятивизма. Центральным аспектом науки стали не объекты, а отношения. Реальность как бы расщепляется на потенциальную и актуальную. Актуальная (наличная) реализована в акте наблюдения. Потенциальная нами непосредственно не воспринимается, но от этого не менее реальна. Реальность, открывшуюся неклассической физике, определяют как сеть взаимосвязей. В контексте нового подхода Вселенная рассматривается в качестве сети взаимосвязанных событий.

7. Постнеклассическая наука

Современная наука углубилась в область по­знания микро- и мегамира, достигла таких границ, которые тре­буют расширения области рационального мировосприятия обще­признанных явлений. Задача современной науки — поспеть за радикально изменяющейся социокультурной реальностью и стать значимой для нее путем использования своей прогностической функции.

Одно из важных измене­ний мировоззренческих ориентации современной науки — направ­ленность на целостное обобщение имеющейся системы многообразных областей знания. Наука направлена на глубин­ное постижение объективного мира, поэтому важной мировоз­зренческой ориентацией остается стремление к созданию единой общенаучной картины мира, включающей в себя непротиворе­чивое объяснение многообразных явлений действительности, в том числе и паранаучных.

Наука разделяется на науку переднего края, опирающуюся на сенсационные открытия и гипотезы, и академическую, «нор­мальную» науку, развивающуюся на принятых основоположе­ниях. Существует также разделение науки на официальную и «народную», т.е. этнонауку. Говорят о на­уке восточной в противовес науке западной, о науке классичес­кого образца, центром которой являются идеалы детерминиз­ма, и науке, учитывающей индетерминистские факторы и статистические закономерности. Многочисленные образы на­уки рождают специфическую мировоззренческую ориентацию современного человека, предполагающую опору на плюрализм и построение альтернативных сценариев возможного развития. Идея плюрализма занимает достаточно видное место среди ми­ровоззренческих ориентации современной постнеклассической стадии развития науки.

Важной мировоззренческой ориентацией современной на­уки становится установка на ее парадигмальный характер. Для мировоззрен­ческих ориентации постнеклассической стадии науки характерно упразднение ее социокультурной автономии (независимость науки от культуры и социокульт-ных факторов) и принятие идеи социокультурной обусловленности науки. Од­нако новой чертой оказывается тенденция опровержения тра­диции инновацией, т.е. абсолютизация значимости нового. Идеалом постнеклассической стадии науки является междис­циплинарный подход синергетики, объединяющий строгие ма­тематические и физические модели постижения действитель­ности с наукой об обществе.

Современные мировоззренческие установки, опираясь на раз­витие квантовой физики, релятивистской космологии, а также генетики, предполагают новый взгляд и переосмысление таких категорий, как необходимость и случайность, причина и след­ствие, часть и целое. Современ­ная наука ведет к переосмыслению значения эксперимента как многократно повторяющего серии одних и тех же результатов. Особую роль приобретает экспериментирование при помощи ЭВМ, позволяющее вычислить разнообразие воз­можных структур и состояний, которые может породить данная система.

Изменение мировоззренческих ориентации происходит под влиянием изучения наукой таких сложных природных комплек­сов, в функционирование которых включен сам человек, т.е. «чело-векоразмерных» систем. К их числу относят медико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии, генной инженерии, системы «человек — машина», сложные информа­ционные комплексы, системы искусственного интеллекта. Изу­чение этих объектов показывает огромную роль гуманистичес­ких принципов и ценностей, так как преобразование «человеко-размерных» систем сталкивается с огромным числом запретов и ограничений.

Утвердившаяся в науке концепция глобального эволюционизма предписывает воспри­нимать действительность и с точки зрения системности, и с точки зрения эволюционирования объектов любого рода.

Наука не может быть вне и над куль­турой — она пребывает в исторически определенном культурном контексте. В современных мировоззренческих ориентациях, особое значение приобретают ценностно-це­левые структуры.

Важное место среди современных мировоззренческих ори­ентации занимает идея коэволюции, т.е. согласованного разви­тия природных процессов и целесообразной человеческой де­ятельности. Совокупные достижения современной науки внедряют в мировоззрение современника идею необратимости, нелинейное развития, идею альтернативности, вариабельности и сценарного подхода. Механизм бифуркации, т. е. неединственности продолжения развития, сочетается с принципом саморегуляции. Очень многие современные мировоззренческие принципы получил признание благодаря распространению синергетики как теории самоорганизации. Мировоззрение современника должно быть направлено на осмысление процессов диалога культур, на сочетание достижений техногенной цивилизации и традиционные типов общества, культур Востока и Запада. Синтез восточного и западного мировидения обусловливает новое качество миро­воззренческих ориентации.

Научно-технический взгляд на мир, абсолютизация ра­ционалистических приоритетов, направленность на активное преобразование мира выявляет приоритеты сугубо технологи­ческого стиля мышления, когда субъект деятельности стремится дать четкий ответ на вопрос, как достичь того или иного эф­фекта. Особое место принадлежит процессам информатизации и «интернетизации».

8. Спец-ка науч. знания: проблема критериев науч-ти
  1   2   3   4   5   6


1. Современное понимание философии науки, ее предмета и функций
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации