Кожейкина Е.И. Мировая экономика: 2009 год - файл n1.doc

приобрести
Кожейкина Е.И. Мировая экономика: 2009 год
скачать (250.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc251kb.16.09.2012 14:58скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5

Кожейкина Е.И.


Мировая экономика: курс лекций для студентов заочной формы обучения

Оглавление

Кожейкина Е.И. 1

Тема 1. Основы мирового хозяйства и система современных международных экономических отношений 2

Сущность, становление и тенденции развития, проблемы МХ 2

Система современных МЭО: формы и механизм, особенности 2

Система важнейших показателей 2

Природно-ресурсный потенциал МХ 2

Население и трудовые ресурсы мира 2

Отраслевая структура МХ 2

Классификация стран по уровню мирового развития 2

Место России в МХ 2

Тема 2. Мировая торговля 2

Теории МТ 2

Ценообразование в МТ 3

Государственное регулирование МТ: тарифные и нетарифные методы 4

Международное регулирование МТ, роль ГАТТ/ВТО в МТ 5

Внешняя торговля РОССИИ: динамика, структура, формы гос. регулирования 6

Международный рынок услуг 7

Тема 3. Мировой рынок капитала 8

Сущность и формы вывоза капитала 8

МИРОВОЙ РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ 8

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ 9

ЕВРОРЫНОК И ЕВРОКРЕДИТЫ, ИХ РОЛЬ НА РЫНКЕ КАПИТАЛА 9

Свободные экономические зоны 10

Россия на мировом рынке капитала 11

Тема 4. Международные валютные отношения (МВО) 12

Понятие иностранной и национальной валюты 12

Валютные рынки 13

Платёжный баланс стараны 15

Тема 5. Международная миграция рабочей силы 15

Международный рынок рабочей силы и его регулирование 18

Влияние миграции на экономическое развитие страны 18

РОССИЯ В МИРОВЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКАХ 19

Тема 6. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве 19

Формы интеграционных объединений 19

Европейский Союз 20

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ (НАФТА) 22

СОТРУДНИЧЕСТВО В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ (АТР) 23

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ 23

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АФРИКЕ 24

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ 25

Тема 7. Экономические аспекты глобальных проблем 26

Тема 1. Основы мирового хозяйства и система современных международных экономических отношений

Сущность, становление и тенденции развития, проблемы МХ

Система современных МЭО: формы и механизм, особенности

Система важнейших показателей

Природно-ресурсный потенциал МХ

Население и трудовые ресурсы мира

Отраслевая структура МХ

Классификация стран по уровню мирового развития

Место России в МХ

Тема 2. Мировая торговля


Международная торговля - это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками разных стран. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Международная внешняя торговля - реальный и ощутимый фактор воспроизводственного процесса, удовлетворения потребностей населения и любой хозяйственной деятельности. Каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений.

В широком понимании рынок - это совокупность экономических, социальных и политических отношений, складывающихся в процессе обмена товаров и услуг. Рынок выступает отдельной категорией, развивающейся под влиянием собственных закономерностей и оказывающей воздействие на весь ход воспроизводства.

Рынок есть система обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами труда как товарами.

Теории МТ


Меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI—XVIII вв., является первой из теорий международной торговли. Сторонники этой теории считали, что стране нужно ограничивать импорт и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота), т.е. экономически оправданным считали только экспорт. В результате положительного торгового баланса приток золота в страну увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Меркантилисты не учитывали той выгоды, которую страны получают в ходе международного разделения труда от импорта иностранных товаров и услуг.

Согласно классической теории международной торговли подчеркивается, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество», доказывается необходимость и важность внешней торговли. Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом. Д. Рикардо развил идеи А. Смита и утверждал, что в интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором относительная выгода является наибольшей, где у нее наибольшее преимущество или наименьшая слабость. Рассуждения Рикардо нашли свое выражение в теории сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства). Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран.

Переход от национальной модели роста к мировой ставит перед экономической теорией вопрос о том, в какой мере отвечает национальным экономическим интересам участие страны в мировых экономических отношениях. Меркантилистами, анализирующими межгосударственные экономические отношения, чьи идеи господствовали на протяжении почти трех столетий (конец XV—XVIII вв.), отстаивалась экономическая доктрина, согласно которой государство должно как можно больше продавать на внешнем рынке и как можно меньше покупать, накапливать золото как основу богатства и т. п. Сегодня постулаты их учения выглядят наивными. Однако они перекликаются с идеями протекционизма - одной из двух основных концепций современных международных экономических отношений. В полемике с меркантилистами, классиками политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо, был обоснован противоположный ротекционистскому подход к оценке выгод международной торговли. Это так называемая концепция свободной торговли - фритредерство (free trade - «свободная торговля»).

История мировых экономических отношений - это вместе с тем история борьбы двух вышеуказанных концепций в подходе к мировым связям и, соответственно, двух направлений в государственной внешнеэкономической политике. Сторонники

протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.

В периоды высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала для национальных экономик характерна большая открытость, либерализация торговли. И напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как

правило, больше прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма, основными аргументами становятся такие, как необходимость защиты новых

отраслей, защита от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы, необходимость диверсификации экономики, с тем чтобы страна не зависела от экспорта какой-то одной группы товаров, защита отраслей, связанных с национальной обороной, и наконец, необходимость принимать ответные меры, если барьеры возводят партнеры по торговле.

Ценообразование в МТ


Мировая цена – цены мировых товарных рынков или крупных экспортно-импортных сделок, заключенных на рынках в основных центрах торговли.

Мировой товарный рынок – совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров или услуг, имеющих организационные международные формы или выражающиеся в экспортно-импортных операциях.

В основе ценообразования лежат:

1. интернациональные издержки производства т.е. себестоимость продукции

2. конкретная рыночная ситуации, основанная на соотношении спроса и предложения

3.другие факторы (например, сопутствующие услуги)

Особенности ценообразования:

А) участники сталкиваются с большим числом конкурентов;

Б) участники сталкиваются с большим числом потребителей;

В) участники сталкиваются с меньшей свободой передвижения товаров, капитала и услуг в связи с наличием границ, необходимостью использования валют и т.д.

Г) участники сталкиваются с множественностью цен.

Государственное регулирование МТ: тарифные и нетарифные методы


Существует два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле:

1) протекционизм; который возникает в 70-80-е и предполагает защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем государственного вмешательства и воздействия тарифными и нетарифными методами.

2)«свободная торговля», которая возникла в 50-60-е годы 20 века и предполагала минимальное государственное вмешательство. Такая торговля основана на взаимодействии спроса и предложения.

Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

К экономическим средствам регулирования внешней торговли, согласно этой концепции, прежде всего относятся таможенные тарифы, которые по характеру своего действия, в том числе внешней торговли, являются классическим методом регулирования вэд.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны.

Таможенные пошлина – обязательный взнос, взимаемый при экспорте/импорте таможенными организациями.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

1) фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;

2) протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;

3) преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;

4)льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования - комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами. Нетарифные меры нормативно закреплены в п. 3 ст. 6 ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ и являются инструментом административного регулирования внешнеэкономической деятельности. Применяются нетарифные ограничения экономического, административного и технического характера. К нетарифным ограничениям

экономического характера относятся:

1) антидемпинговые меры (различного рода налогообложения):

- налог на добавленную стоимость с импортера;

- налог с оборота;

- акцизные сборы;

- специальные импортные налоги и сборы;

2) меры валютного и финансового характера.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

1) запрещение импорта;

2)количественные ограничения: индивидуальные,

тарифные, сезонные, глобальные квоты;

3)лицензирование;

4) добровольные ограничения экспорта.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

1) национальные стандарты;

2) системы сертификации продукции;

3) требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными

органами:

- требования экологического характера;

- требования к упаковке и маркировке товаров.

Международное регулирование МТ, роль ГАТТ/ВТО в МТ


Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО, было подписано 23 странами в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г.

На основе этого Соглашения было образовано международное учреждение (также называвшееся ГАТТ), которое более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.

ГАТТ - многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны.

Основная цель ГАТТ - содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:

осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования

Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., являются:

1) ГАТТ в редакции 1994 г., а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

2) Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов.

Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран - членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать.

Местопребывание ВТО - Женева (Швейцария).

Ныне в нее входят 128 государств; еще свыше тридцати стран, включая Россию и Китай, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил.

Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций - разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер - ТРИМС).

Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года.

Россия до сих пор продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и в полной мере не может использовать преимущества международного разделения труда и структуры мировой экономики.

Поэтому уже не первый год на повестке дня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Процесс вступления в ВТО - это достаточно

болезненный процесс ужесточения механизма действия рыночных принципов в национальной экономике, но дальнейшая интеграция российской экономики

в мирохозяйственные связи вне ВТО невозможна.

Признание «правил игры» ВТО для России может повлечь за собой существенные изменения внутри страны - в ее экономике, экономической политике государства, правовом обеспечении предпринимательской деятельности, вывозе капитала, защите прав

собственности во всех ее формах и проявлениях.

В организационной структуре ГАТТ важное место заняли периодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время существования ГАТТ эти переговорные конференции заняли в общей сложности 25 лет, и до 1994 г. прошло во-

семь так называемых торговых раундов. Важная особенность, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО), и являющаяся одной из причин жизнестойкости данного Соглашения, - возможность совершенствования, правового развития Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей.

Внешняя торговля РОССИИ: динамика, структура, формы гос. регулирования


Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.

Обеспечивая в 1996 г.поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 млрд долл., а в 1999 г. - 72 млрд долл., Россия обладала менее чем 2 % мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и др.

Россия же находилась во второй десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского внешнеторгового товарооборота 1990-е гг. свидетельствует о наличии двух фаз:

1) некотором упадке, связанном с разрывом хозяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3 %. Однако в 1997-1998 гг. наблюдался спад товарооборота; 2) стабильном положительном торговом сальдо начиная с 1991 г. В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1999 г., несмотря на уменьшение внешнеторгового оборота, - 28,4 млрд долл. Это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.

Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и АмерВ экспорте России преобладают товары с неустойчивой ценовой динамикой, спрос на которые слабо меняется при изменении цен и которым в долгосрочном плане присущи тенденции к понижению цен на них. Темпы расширения спроса на эти товары довольно медленны и отличаются низкой ценовой эластичностью. Рынки таких товаров не являются свободными. Рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК, рынок черных металлов (с помощью квот и антидемпинговых мер) уже давно регулируется крупнейшими западными странами, сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети.

Удельный вес в российском экспорте машин и оборудования, в мировой торговле являющихся самой перспективной категорией товаров, ничтожен, это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет.

В импорте России слишком большое место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходов населения. На развитие внешней торговли в последние годы реформ значительно повлияли три основных фактора, действовавших разнонаправлено:

1)девальвация рубля;

2) повышение мировых цен на ключевые товары рос-

сийского экспорта;

3) сокращение внутреннего спроса.

Россия слабо вовлечена:

1) в международную кооперацию производства;

2) торговлю услугами;

3) международную миграцию капитала в форме пряV мых инвестиций;

Международный рынок услуг


В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг.

Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.

К сфере услуг относят:

1) традиционные отрасли:

- транспорт и связь;

- торговлю;

2)такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

3)социально-культурные отрасли: науку и научное обслуживание, образование, медицину и физическую культуру, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культуру, туризм и другие рекреационные услуги.

В зависимости от уровня развития сферы услуг, страны мира можно подразделить на три группы:

1) страны с высоким уровнем развития - развитые страны с экономикой постиндустриального типа;

2) страны со средним уровнем развития сферы услуг - новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом;

3) страны с низким уровнем развития сферы услуг - большинство развивающихся стран.
  1   2   3   4   5


Кожейкина Е.И
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации