Стригина Е.В. Музыка ХХ века - файл Strigina_muzika XX veka.doc

приобрести
Стригина Е.В. Музыка ХХ века
скачать (17081 kb.)
Доступные файлы (2):
Strigina_muzika XX veka.doc6033kb.26.02.2011 16:03скачать
n2.tifскачать

Strigina_muzika XX veka.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Бийское государственное музыкальное училище»


Е.В.Стригина
Музыка ХХ века
Учебное пособие

для студентов музыкальных училищ

ББК 85.31

С 85
Рецензенты:

доктор искусствоведения,

профессор Новосибирской государственной консерватории (Академии) им. М.И. Глинки Б. А. Шиндин (г. Новосибирск);

зав. кафедрой музыкального образования АлтГАКИ, зав. НИ лабораторией музыкального образования и творчества, доцент, заслуженный работник культуры РФ Н. П. Баскакова (г. Барнаул).


С 85 Стригина Е.В.

Музыка ХХ века: учебное пособие для студентов музыкальных училищ и вузов / Е.В. Стригина. - Бийск: Издательский дом «Бия», 2006. - с.280 - 200 экз.
Учебное пособие представляет собой обзор основных стилей и направлений музыки ХХ века, а также знакомит с творчеством и произведениями наиболее значительных современных композиторов. Книга охватывает не только западную и отечественную авторскую, академическую музыку, но и затрагивает явления массовой культуры, джаз и мюзикл. Пособие содержит нотные примеры и словарь. В комплекте к учебному пособию прилагается фонохрестоматия.

Работа удостоена диплома I степени Второго открытого конкурса методических работ преподавателей ССУЗов Западно-Сибирского региона, диплом 1 степени на VI Краевом смотре конкурсе методических работ образовательных учреждений культуры и искусства Алтайского края, дипломом международной выставки- ярмарки III Сибирского форума художественного образования «Сибирские педагогические чтения-2006»

Предназначается для студентов музыкальных училищ, преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ, а также читателей, интересующихся современной музыкой.

ISBN 5-903042-05-8 ©СтригинаЕ.В.,2006 г.

®Издательский дом «Бия», 2006 г.


От автора



Что такое «современная музыка»?

Музыка играет в жизни современного человека, без преувеличения, колоссальную роль. По сути, весь наш мир звучит, он пронизан шумом и музыкой. Современная музыкальная культура пестрит многообразием видов и жанров, так же разнятся и предпочтения сегодняшнего любителя музыки.

Осмелюсь разделить современную музыку на основных три вида – по степени их заполнения «звукового» пространства. В первую очередь – это «продукты» массовой культуры: от примитивного шлягера до грандиозных постановок мюзиклов. Обозначим такую музыку еще одним определением – «эмбиент». Это удачное обозначение придумали композиторы, работающие в жанре «серьезной» электронной музыки. В слове «эмбиент» (ambient) сошлись все нужные смыслы: это и «обволакивающая», «омывающая» слушателя музыка и вместе с тем «музыка среды».

Второй пласт – фольклор – народное творчество. Это архаичный фольклор, многовековые крестьянские песенно-инструментальные традиции; современный городской фольклор, «вырожденный фольклор» – адаптация народной музыки на профессиональный лад.

Третий пласт – опус-музыка. Это авторская музыка XI-XX веков, одним из основных понятий которой является «opus» – оригинальное сочинение, зафиксированное в нотном тексте. «Оpus» – более точное определение, чем принятые ранее, к примеру, понятия «классическая», «академическая» или «серьезная» музыка.

Массовая культура – царица современного музыкального мира. Фольклор, значительно ослабив свои позиции за последние десятилетия, по-прежнему находит своего любителя и слушателя, особенно в среднем и старшем поколении.

С опус-музыкой ХХ века сложилась парадоксальная ситуация: даже в среде профессионалов-музыкантов современную опус-музыку понимают и принимают далеко не все. В чем же причина?

В первую очередь, это сложный, непонятный музыкальный язык современной композиторской музыки. Так, к примеру гармонические и мелодические опоры наиболее любимой и исполняемой музыки ХVIII - XIX веков позволяют нам видеть и слышать целое и части, следить за развитием, драматургией музыкальных событий. Причем эти процессы, принадлежат и самой музыке, и нашей душе. Классическая музыка для современного человека кажется прибежищем красоты, разума, ясных и чистых переживаний.

Совсем иная картина с современной музыкой. Весь ХХ век сопровождался стремительным усложнением музыкального языка. Ясность и четкость организации классических форм музыки ушли на второй план, на первый же в творчестве современных композиторов выдвинулись многообразие выбора и организации выразительных средств. Такая ситуация сложилась с первых десятилетий прошедшего века. При первом знакомстве с «новой музыкой» она казалась непонятным набором звуков, абсурдом и вызывала резкий протест: «Да такую музыку нам дома кошки могут показывать!» – восклицали на одном из концертов Прокофьева в 10-е годы (104). Но и на рубеже ХХ и ХХI веков «новейшая музыка» часто вызывает шок восприятия от «хаоса» непонятных звуков. Современная опус-музыка элитарна, понятна относительно небольшой части слушательской аудитории.

Даже в сфере музыкальной науки противоположны суждения о развитии музыки «серьезных жанров». Одни музыковеды видят в творчестве Дебюсси, Шёнберга, Бартока, Стравинского, Веберна, Хиндемита, Прокофьева, Шнитке вызревание новых, более совершенных гармонических и мелодических систем, другие обнаруживают здесь распад и деградацию, символизирующие закат нашей цивилизации. Например, известный советский музыковед Ю. Холопов считает, что современный человек слышит гармонию, закономерный порядок, разумную слаженность, логику в таких звуковых сочетаниях и последовательностях, которые прежде казались нестерпимой какофонией и абсолютной бессмыслицей. Напротив, другой, не менее известный советский музыковед В. Медушевский утверждает, что современная музыка полностью утеряла ту организацию, которая делала ее настоящей музыкой «божественных сфер». В 2002 году вышла книга композитора Владимира Мартынова «Конец времени композиторов» В ней рассматривается в широком философском и культурном контексте неоднозначная ситуация современного композиторского творчества.

Можно соглашаться или не соглашаться с музыковедами и композиторами, важно сказать, что в ХХ веке, есть музыка и «техник» и «смысла». Общественные катаклизмы ХХ века отразились в музыке, ее стилевых течениях, жанрах, выразительных средствах. Но композиторы шли дорогой сложнейших исканий во имя создания «новой классики», «новой культуры» «нового человека».

Чтобы понять, что есть «современная музыка», надо ее больше изучать и больше слушать. Главное – не идти по пути неприятия, а по дороге желания понять неизвестное и сложное, и тогда обязательно откроются ценности современной музыки.
Может быть, все же стоит прислушаться к Булату Окуджаве:
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,

музыкант, соорудивший из души моей костер.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

справедливей, милосерднее и праведней она.

ЭПОХА СТИЛЕЙ


ХХ век принес с собой глубочайшие социальные потрясения. В первой половине столетия – Первая мировая война, бури революций, чума фашизма, кровопролитная Вторая мировая война. Но и во второй половине века человечество балансировало на грани войны и мира, встали глобальные угрозы атомного самоуничтожения и экологических бедствий, к концу века обострились проблемы терроризма. Изменилось и ощущение человека в мире, произошла научно-техническая революция, к концу века человек живет в среде высокоразвитых технологий и коммуникаций.

Такая конфликтность и взрывчатость протекания социальных, политических и экономических процессов отразилась в культуре, произошел переворот в системе ценностей, что привело к рождению новых стилей, жанров, поисков новых выразительных средств.

Музыка ХХ века являет необычайно сложную картину, в ней представлены самые разные художественные тенденции, развивающиеся то параллельно, то в соприкосновении или в отталкивании. «Плюрализм» (от лат. pluralis — множественный) стилей – главная черта музыкального искусства ХХ века.

Музыка ХХ века делится на несколько периодов.

Первый период – рубеж ХIХ-ХХ веков – период постромантизма.

Это переходный в музыкальной культуре период, когда завершается эпоха романтизма уходящего века. Постромантизм «договаривает» романтизм, обогащает и одновременно разрушает его художественные традиции. Производен от романтизма и импрессионизм, который представляет мир в эстетическом идеале, в его подвижности и изменчивости, в передаче мимолетных впечатлений. Основной принцип музыкального натурализма – «веризма» – наоборот, показ драмы обычного человека.

На рубеже веков начинается процесс обновления прежних основ музыкального языка, постепенное «освежение» и обогащение традиционных выразительных средств музыки, но при бережном сохранении ее природных основ и при глубокой связи с классическим музыкальным наследием.

Второй период – 10-40-е годы – период модернизма.

Модернизм (от франц. moderne – современный) – наименование художественных тенденций, основанных на коренной ломке традиций предшествующих стилей. Термин «модернизм» впервые был употреблен по отношению к сборнику стихов французского поэта Шарля Бодлера "Цветы зла" (1857). Поэт сам объяснил концепцию "Цветов зла": "Этот мир покрыт столь толстым слоем пошлости, что презрение к нему со стороны каждого умного человека неизбежно принимает силу страсти..." (118).

ХХ век вошел в историю культуры как век эксперимента, появления разных деклараций, манифестов и школ, посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны. Возникло понятие «новая музыка», призванная стать непримиримой антитезой музыке «старой».

Модернистические тенденции ярко претворились в двух «волнах» авангарда (авангард с французского ? «передовой отряд»). Представители «первой волны» авангарда – «межвоенного» (10-30-е годы) бросили вызов вечным критериям прекрасного, использовали новые («передовые») формы, приемы и выразительные средства, радикально отличающееся от традиционных, общепринятых в искусстве законов.

Одним из ведущих стилевых течений этого периода стал экспрессионизм. Экспрессионизм «вырос» из позднего романтизма, но именно на его почве в творчестве композиторов Новой венской школы произошел радикальный пересмотр тональных основ музыки.

Неоклассицизм – полярная противоположность экспрессионизму. После «стилевых потрясений» двух первых десятилетий XX века в культуре возникает потребность в устойчивых эстетических критериях, порядке, ясности. И путь к этому композиторы-неоклассики нашли через «реконструкцию» стиля прошлых эпох, соединения старого с новым.

Неофольклоризм искал новую музыкальную выразительность в открытии древнейших слоев фольклора и в новых принципах его претворения в творчестве.

Новые темы и образы современности получили в урбанизме (лат. urbs-город) или стиле «нового динамизма», «новой деловитости». Отразить не только технический прогресс нового века, но новую динамику жизни, досуг нового, «деятельного» человека – эта задача казалась единственно достойной.

В первой половине века в мировую культуру дерзко выдвинулся джаз. Он не только стремительно вошел в моду в сфере «легкой» музыки, но и повлиял на творчество многих композиторов.

XX век принес новые черты в систему музыкальных жанров: изменилась их иерархия, появились новые трактовки жанров, введены в музыкальную практику и новые, и забытые жанры.

Королева XIX века – опера – утрачивает свои позиции. Более «актуальны» инструментальные жанры, а в музыкальном театре – балет. Удивителен «рывок» балета от подчиненной роли к ведущей в сценических жанрах за первое десятилетие века. В целом балет развивается под знаком симфонизации музыкальных форм и главенства танца (возник даже термин «балетный симфонизм»).

Изменился и облик оперы. Возникает новое понимание оперной «театральности». Наряду с традиционной пониманием оперы, как музыки «переживания», когда зритель должен забыть, что он находится в зале, получает развитие театр представления, театр показа, «условный театр», его задача – наблюдать и оценивать. Возникают новые приемы вокального пения. Опера взаимодействует как с другими музыкальными жанрами – ораторией, кантатой, песней, так и с другими видами искусства – драматическим театром, кино. Опера-микст (от лат. mixtus – смешанный), то есть основанная на смешении жанров – явление как первой, так и второй половины века.

Суть всех исканий в симфонической музыке – отказ от стереотипов классической и романтической симфонии. В ряду «больших», концепционных – «маленькие симфонии» инструментальные «музыки», симфонии-концерты и т.д.

Камерно-инструментальные жанры – «разведчики» нового, «лаборатория», где проходят испытание и оттачиваются приемы, вводимые затем в сонаты, концерты, симфонии и даже театральные жанры.

Третий период – 50-90-е годы – период постмодернизма.

Поиски нового музыкального языка продолжились и во второй половине XX века. Авангард второй волны («послевоенный») – явление гораздо большего размаха и обилия течений, радикально изменивших традиционные нормы музыки. Исследователи современной музыки отмечают, что новации авангарда ХХ века подобны «перелому» музыкального языка на рубеже XVI –XVII веков, когда полифоническое мышление сменилось на гомофонно-гармонический строй. «Новая музыка» – так назвал свой сборник в 1601 году итальянский композитор Каччини, куда вошли арии, основанные на гомофонном складе. «Новая музыка» ХХ века – сериальность, пуантилизм, алеаторика, сонористика, электронная музыка, минимализм, – и это далеко не весь перечень авангардных направлений второй половины века.

Но еще первый глашатай авангарда Арнольд Шенберг «незадолго до конца жизни высказал афоризм, что многое еще можно сказать в до-мажоре» (51, с. 9). «Постмодернизм» выступил с радикальной переоценкой лозунгов авангардизма. «Война с традицией» сменилась стилистическим плюрализмом, свободным взаимодействием «старых» и «новых» стилей. Возникает целая галерея неостилей: «неоклассицизм второй волны», «новая фольклорная волна», «неоромантизм».

Представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно есть и, сделали искусство предельно открытым. «Возникает новый, более сложный тип культуры, первичными элементами которой становятся целые культурные традиции; готовые знаки разных эпох, выступающие в облике цитат, аллюзий, и наряду с этим вовсе не художественные феномены – хроника, быт, приметы реальности; наконец, «низовые» слои общества, «субкультура» – шлягеры, уличная, парковая музыка. Никогда еще в истории культуры не существовало одновременно столько разнородных элементов» (31, с. 22).

Мир современной музыки многолик. На одном полюсе – опус-музыка, на другом ? массовая культура. На стыке этих двух «противоположностей» ? сочинения композиторов «третьего течения» ? попытка соединения элементов и техник так называемой «серьезной» и «легкой» музыки.

Массовая культура – понятие, охватывающее разнородные явления культуры ХХ века, получившие распространение в связи с глобальным расширением средств массовой коммуникации. Диапазон массовой культуры весьма широк – от песенки-шлягера до рок-оперы и мюзикла. На языке искусствоведов массовая культура относится к категории «субкультуры». Приставка «суб» означает – «под», расположенный около чего-либо, подчиненный, второстепенный. Вместе с тем, «субкультура» стала главной героиней современного общества. Субкультура содействует подавлению духовного, самобытного, содействует превращению человека в робота, интегрированного в соответствующую общественную систему, в «потребительское общество», появлению «одномерного человека» (118). В современном «обществе потребления» на одном полюсе оказывается «массовая культура», то есть культура, как предмет потребления, с эстетикой развлекательности, другим полюсом является элитарный «постмодернизм».

Нарождается новое столетие, пора подводить итоги прошедшему веку. Никто не может дать точную оценку ситуации современной музыки. «XX век представляется полем гигантского эксперимента, поставленного Историей и оставившего или развалины, или унылую равнину «потребительской цивилизации» (118) – одно из этих мнений.

Но музыка ХХ века, следуя дорогой сложнейших исканий, создала свою классику. К концу же века она пошла по пути синтеза, к универсальному языку, соединению всех средств, выработанных современным искусством. Этим и обозначено неуклонное движение к веку грядущему, попытка не порвать цепь культурных традиций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации